Они не привели свидетелей, то они перед Аллахом – лжецы» — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Они не привели свидетелей, то они перед Аллахом – лжецы»

2021-04-18 117
Они не привели свидетелей, то они перед Аллахом – лжецы» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Если бы не благоволение и милость Аллаха к вам в этом мире и будущем, то вас за ваши словоизвержения постигло бы великое наказание»

«Вот вы подхватываете ложь своими языками, передаете устами то, чего вы не

знаете, и полагаете, что подобный поступок незначителен перед Аллахом. А ведь она (т. е. ложь) – великий проступок»

«Когда вы услышали ложь, почему вы не сказали: «Не подобает нам болтать об этом. Преславен Ты! Ведь это – великий навет!»?


«Аллах предостерегает вас, чтобы вы никогда не повторяли подобную ложь, если вы веруете»

«Аллах разъясняет вам знамения. Аллах – Ведающий, Мудрый»

«Воистину, тем, которые любят, чтобы об уверовавших распространялась мерзостная ложь, уготовано мучительное наказание в этом мире и будущем. Ведь Аллах ведает [истину],

А вы не ведаете»

«И если бы не благоволение Аллаха и милость Его, если бы Аллах не был добр и милосерден [, то наказал бы вас] »

«О вы, которые уверовали! Не следуйте по стопам шайтана: тот, кто следует по стопам шайтана, [пусть знает], что он зовет к мерзости и нечестию. И если бы не

благоволение и милость Аллаха к вам, то никто из вас никогда не искупил бы [греха]. Однако Аллах прощает того, кого пожелает. Аллах – Слышащий, Знающий»

Известно, что у Абу Бакра (радыйаллаху ‘анху) был бедный родственник по имени

Мистах. Абу Бакр всегда и во всем помогал ему. Но когда ему стало известно, что Мистах вместе с лицемерами распространял об Айше грязные сплетни, то прекратил всяческую помощь ему. Об

этом, вслед за остальными, был ниспослан 22 аят суры «ан-Нур»:

«И пусть щедрые и обладающие достатком среди вас не клянутся, что не будут оказывать помощи родственникам, беднякам и покинувшим свой дом [для борьбы] н а пути Аллаха. Пусть они прощают и извиняют [их]. Разве вы не хотите, чтобы Аллах простил вас? Аллах – Прощающий, Милосердный».

С ниспосланием этих аятов невиновность Айши стала очевидной. И стало совершенно ясным, что те, кто распространял эти слухи, были «клеветниками». И, несмотря на то, что их низкий поступок явился причиной ниспослания этих аятов, и они видели в них лишь недобрый знак для себя, во всем этом, как говорилось в аятах, заключалось великое благо для всех.

Верующие вынесли из этого еще один урок и усвоили основную заповедь благочестия. Ведь многие из них потворствовали лицемерам, поверив распускаемым ими слухам.

Ислам требует быть хорошего мнения о каждом человеке и придерживаться этого принципа во всех ситуациях. От них требовалось поставить себя на место Айши и очень хорошо

обо всем подумать. Ведь они, как никто другой, должны были понимать, что честь и достоинство этой благородной, чистой женщины, удостоившейся быть женой Гордости вселенной (саллаллаху

алейхи ва саллям), не могли быть втоптаны в грязь. Но, вместо того чтобы отринуть эту явную клевету, они поддержали ее. Хотя те, кто обвинял Айшу, должны были привести в доказательство

правдивости своих слов четырех свидетелей. И предстали перед Аллахом лжецами.

Верующие не оценили всей тяжести происходящего и позволили вовлечь себя в эти события, пересказывая сплетни друг другу. Хотя, только услышав что-либо подобное, они должны

были отдалиться от него, объявив это ложью и клеветой. Но они не сделали этого, поэтому

заслужили порицание и осуждение Аллаха.

Лицемеры распространили слухи о том, чего не было, хотя Ислам не одобряет распространение слухов даже о совершенном прелюбодеянии. Именно поэтому в аяте сказано, что

тех, кто занимается распространением клеветы, ожидает мучительное наказание не только в

будущей жизни, но и в жизни земной.

Но, несмотря на это, Всевышний Аллах говорит, что Он бесконечно милостив и снисходителен к верующим, и только Его Милость и Милосердие спасают их от великих бед.

٭

Как-то во время одного из походов Айша опять потеряла свое ожерелье. Войско находилось в месте, где поблизости не было воды. Пока искали ожерелье, начало всходить солнце, и время утренней молитвы подходило к концу. Воды для омовения было мало. Именно тогда снизошли аяты Священного Корана, разрешающие омовение песком.

٭


В 11 году хиджры, в месяце Сафар Солнце обоих миров (саллаллаху алейхи ва саллям) заболел. В это время он был в доме своей жены Меймуны. Узнав о его болезни, пришли все остальные жены, и он, окинув их взглядом, начал спрашивать:

«Гд е я должен быть завтра, где должен я быть послезавтра?»

Они, поняв, что он имеет в виду, ответили: «О Посланник Аллаха! Мы уступаем свой черед Айше».

Последние дни и мгновения жизни Гордости вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) Айша была рядом с ним. Его благословенная голова покоилась на ее коленях, когда он покинул

этот мир. Он был похоронен в комнате, в которой умер, в комнате Айши.

٭

Айша (радыйаллаху ‘анха) осталась вдовой, когда ей было восемнадцать лет. Священный Коран запрещал женам Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) выходить замуж после его смерти. Поэтому Айша больше не выходила замуж, став матерью всех правоверных до конца времен.

Айша не вмешивалась в государственные дела, ни когда халифом стал ее отец Абу Бакр, ни когда его сменил ‘Умар (радыйаллаху ‘анхум), занимаясь только просвещением. У нее были ученики, которых она обучала в своем доме. Обязанность просвещения женщин тоже лежала на ней. Благодаря ее урокам, многие женщины стали передатчицами большого числа хадисов.

Ее дом был подобен школе. Все – и женщины, и мужчины, у которых возникал какой-либо вопрос, могли найти исчерпывающий ответ, обратившись к Айше. Она занималась также воспитанием осиротевших девушек, помогая им выйти замуж. Она становилась для них любящей матерью. У нее не было своих детей, но она стала матерью для всей уммы.

Айша запомнила и передала 2210 достоверных хадисов Господина двух миров (саллаллаху алейхи ва саллям), став одной из пяти основных передатчиков хадисов. Вот некоторые хадисы, дошедшие до нас от Айши (радыйаллаху ‘анха):

* «О Аллах! Если случится, что тот, кто будет руководить делами уммы, создаст трудности для нее, создай трудности и для него. Если же он облегчит для уммы мирские

т яготы, окажи ему Свою милость и облегчи его дела».

Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал Айше (радыйаллаху


‘анха):


 

* «О, Айша! Не ложись спать, не сделав четыре вещи:

1 - Не прочитав весь Коран,

2 - Не удостоившись моего заступничества и заступничества всех других пророков,

3 - Не снискав довольства всех верующих,

4 - Не совершив паломничество».

«Клянусь отцом и матерью, я не смогу сделать все это за такое короткое время», –


возразила она.

Улыбнувшись, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) объяснил:

«Что может быть легче этого, о Айша! Прочитав трижды суру «аль-Ихлас» и один раз суру «аль-Фатиха», ты прочтешь весь Коран. Произнеся «салават» мне и другим пророкам, ты удостоишься нашего заступничества. Попросив Аллаха о прощении грехов всех верующих, ты сможешь снискать их довольство. А произнеся тасбих: «Субханаллахи валь-хамдулилляхи ва ля иляха илляллаху вахдаху ля шарика ляху, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамду ва хува ‘аля кулли шайин кадир», ты совершишь паломничество».

*Айша (радыйаллаху ‘анха) рассказывала: «Однажды ко мне пришла моя сестра Асма. На ней было платье из прозрачной ткани, сквозь которую был виден цвет кожи. Увидев ее, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) отвел взгляд. И, отвернув свое благословенное лицо, сказал:

«О Асма, женщина, достигшая возраста совершеннолетия, должна скрывать от посторонних свое тело, кроме кистей рук и лица».

* «О, Айша! Будь со всеми добра, ибо Всевышний Аллах открывает врата блага лишь

т ому дому, в котором царит доброта».


* «О, Айша! Если кто-нибудь подарит тебе то, о чем ты не просила, прими это, ибо это есть то, чем тебя наделил Господь».

После смерти Гордости вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) Айша прожила еще сорок семь лет. Она оставила этот бренный мир 17 Рамадана 678 года (58 года хиджры) в возрасте

66 лет. Как она завещала, ее похоронили в тот же день. Джаназа-намаз для нее совершал Абу

Хурайра (радыйаллаху ‘анху), а в могилу опускали ее племянники. Тело ее покоится в Медине на кладбище Джаннат аль-Баки, а душа пребывает садах рая. Пусть же Аллах удостоит нас

заступничества этой целомудренной, благочестивой, проницательной, умной и милосердной

женщины, матери всех правоверных Айши (радыйаллаху ‘анха). Аминь.

 

Вторая Жена Посланника Аллаха

Савда бинт Зам’а (радыйаллаху ‘анха)

 

Савда бинт Зам’а (радыйаллаху ‘анха) была второй женой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)… Первая его жена после смерти Хадиджи… Савда была из тех мусульман, которые переселились в Эфиопию, чтобы сохранить свою религию… Пожилая вдова одного из мухаджиров, очень добрая, великодушная, богобоязненная женщина, которой посчастливилось стать супругой Достояния вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям)… Мать всех правоверных…

Первым мужем досточтимой Савды был сын ее дяди Сакран ибн Амир. Это было в первые годы Ислама. Они вместе с мужем приняли Ислам и были одной из немногих семей Мекки, вставших на путь истины. Но вскоре на тех, кто уверовал в Аллаха и последовал за Мухаммадом Мустафой (саллаллаху алейхи ва саллям), начались гонения. Все их родственники и знакомые были на стороне многобожников, что еще больше усугубляло тяжесть положения этой семьи. Когда же гонения и гнет стали невыносимыми, мусульманам было позволено переселится в Эфиопию.

Посоветовавшись между собой, Савда с мужем Сакраном (радыйаллаху ‘анхума) решили ухать в Эфиопию со второй группой переселенцев. Оставив дом и все имущество, покинув родных

и близких, они совершили переселение ради Аллаха, чтобы спокойно исповедовать Ислам. Однако

через некоторое время муж Савды Сакран ибн Амир заболел и вернулся в Мекку. Вскоре он умер. А Савда осталась вдовой с пятерыми детьми.

Несмотря на все перенесенные трудности и испытания, она сохранила искреннюю веру в

Аллаха и заняла достойное место среди мусульман уммы Мухаммада.

После смерти Хадиджи Достояние вселенной, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) часто вспоминал ее. Он не хотел, чтобы его дети были чем-то обделены в отсутствие матери, и старался сделать так, чтобы они не чувствовали одиночества.

Все бытовые заботы теперь легли на его плечи. Глядя на него, можно было понять, как он внутренне переживает уход любимой жены. Сахабы, как могли, старались утешить его. Им

хотелось, чтобы Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) нашел достойную спутницу,

которая смогла бы восполнить пустоту в его сердце и взять на себя все его домашние хлопоты. Но никто не решался начать этот разговор. Как-то жена ‘Усмана ибн Маз’уна Хавля (радыйаллаху

‘анхума), заглянув в благословенное жилище Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), сказала:

― О Посланник Аллаха! Войдя в дом, я еще больше почувствовала отсутствие Хадиджи, –

на что он ответил:

― Да! Она была матерью детей и хозяйкой дома.

Услышав его искренние слова, Хавля (радыйаллаху ‘анха) нашла удобным предложить:

― Тогда почему же вам не жениться, о Расулюллах?

― После Хадиджи… На ком? – спросил он ее.

― Если хочешь – на девушке, а хочешь – на вдове, – отвечала та.

― Кто же они?

― Айша, дочь Абу Бакра, первого из рабов Аллаха, уверовавших в тебя. Другая –

уверовавшая в тебя и последовавшая за тобой вдова мухаджира Савда бинт Зам’а.


 

 

Хавле:


Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) остался доволен этим ответом и сказал

 

― Ступай и поговори с ними обо мне.

Это очень обрадовало Хавлю. Она удалилась и сразу направилась к дому Зам’а ибн Кайса


ибн Абдишамса, чтобы выполнить свою почетную миссию. С сияющими от радости глазами

Хавля вошла к Савде (радыйаллаху ‘анху) и сказала:

― О Савда! Знаешь ли ты, какой милостью одарил тебя Всевышний Аллах?

― Нет, о чем это ты? – удивилась та.

― Посланник Аллаха послал меня к тебе свахой.

Эта новость очень обрадовала Савду. Она давно предчувствовала, что с ней произойдет нечто подобное. Ведь несколько раз, еще при жизни мужа Сакрана, она видела странный сон. Как-

будто с неба сошла луна и, повиснув над ее головой, стала кружить вокруг нее. Когда она

рассказала свой сон мужу Сакрану, он сказал: «Если ты и вправду видела такое, то это означает, что я скоро умру, а ты выйдешь замуж за Посланника Аллаха».

Теперь Савда (радыйаллаху ‘анха) вспомнила этот сон. Ведь такая почетная доля выпадает не каждому. Она сказала Хавле, чтобы та поговорила о предложении с ее отцом. И та сообщила

Зам’е ибн Кайсу о предложении Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).

Отец Савды тогда еще не был мусульманином. Он еще не принял новую веру. Но, несмотря на это, предложение Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) выдать за него

дочь, было выгодным для него, ибо он был уже стар. Он боялся, что если умрет, то его дочь

окажется в тяжелом положении, да к тому же, это предложение было честью для него, и поэтому он принял его без колебаний. О Посланнике Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) он сказал:

«Поистине, это очень уважаемый человек».

Душа Савды (радыйаллаху ‘анха) трепетала от счастья. Но ей не давал покоя вопрос, сможет ли она быть достойной женой Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Поэтому

она не смогла сразу дать ответ Хавле. Она не хотела причинить лишних хлопот Посланнику

Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).

Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) захотел услышать ответ Савды

(радыйаллаху ‘анха), он пошел к ней. Они встретились и поговорили. Увидев, что это благочестивая и любящая женщина, которую постоянно теребят и не оставляют в покое ее маленькие дети, он сказал:

«Пусть Аллах смилуется над тобой! Ведь лучшие из женщин те, которые терпеливо переносят трудности и хлопоты, связанные с воспитанием маленьких детей. Назначь кого-

н ибудь из своих родственников, кто бы мог заключить наш брак».

Какое благочестие!.. Какая обходительность!.. Какая любовь!.. Какое уважение!.. Какое трепетное отношение двух влюбленных друг к другу… Какая деликатность!.. Какой назидательный пример в соблюдении прав друг друга!.. Женщина, думающая о том, как создать покой и удобство своему мужу, мужчина, наполненный любовью, милосердием и состраданием к жене… Только так создается семейный очаг… Только в этом залог мирной и счастливой жизни…

Досточтимая Савда (радыйаллаху ‘анха) назначила для этого дела своего племянника

Хатиба ибн Амра. Он выдал ее за Гордость вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям), договорившись о махре в четыреста дирхемов. Этот брак был заключен на десятом году пророческой миссии, в месяц Рамадан, когда до хиджры оставалось три года. Тогда Савде было за пятьдесят.

Против этого брака возражал родной брат Савды, Абд ибн Зам’а, который тогда еще не был мусульманином. В момент, когда ему стало известно о бракосочетании сестры, он совершал хадж и, по тогдашним обычаям, в знак несогласия, стал рвать волосы у себя на голове. Но позже, когда он принял Ислам, раскаялся в том, что делал в прежние времена. Он всегда смущался, когда вспоминал то, что было в прошлом. Об этом он нередко говорил:


«Когда я услышал, что Савда бинт Зам’а и Посланник Аллаха женятся, я стал рвать волосы у себя на голове и посыпать себя землей, и я не помню, что был когда-либо в ситуации смешнее этой».

Мать всех правоверных Савда (радыйаллаху ‘анха) была беззаветно предана своей вере. Она была праведной мусульманкой, вверившей себя Аллаху и Его Посланнику (саллаллаху алейхи

ва саллям). И на этом пути, как и все верующие, она перенесла много трудностей. Именно то, что

она жила с иманом, была верна пути Истины и проявляла усердие и непоколебимость ради его сохранения, произвели сильное впечатление на Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).

Речь ее была приятной, лицо, подобно розе, прекрасным, а сама она представляла собой образец верующей женщины. Солнце двух миров (саллаллаху алейхи ва саллям) знал, какие

трудности ей пришлось пережить после переселения в Эфиопию и потери мужа, оставшись вдовой с маленькими детьми. Он считал своим долгом помочь ей. Ведь она вместе со своими детьми

нуждалась в защите и внимании. Именно поэтому он предложил ей замужество. Она же сочла это для себя благом и приняла его предложение. Для нее было великим счастьем стать женой

Достояния вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям). Для Савды, матери правоверных

(радыйаллаху ‘анха), не было большего счастья и награды, чем это. И все ее трудности, беды и невзгоды с этим браком закончились.

Все браки Гордости вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) заключались по повелению

Всевышнего Аллаха. Он женился на Савде после помолвки с Айшей. Она тогда еще была маленькой и не достигла возраста замужества, поэтому они были только помолвлены. Поэтому Савда (радыйаллаху ‘анха) стала его второй, после Хадиджи, женой. В хадисе-шариф говорится:

«Все, что касалось моей женитьбы или замужества моих дочерей, решалось на небесах, а весть об этом мне приносил Джибриль».

Спустя некоторое время после этой женитьбы, Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва

саллям) божественным повелением было разрешено переселиться в Медину. Савда осталась в Мекке. После того, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) основался в Медине, он отправил в Мекку Зайда ибн Хариса и Абу Рафи’а, чтобы они привезли из Мекки Савду и его дочерей Умму Гульсум и Фатыму (радыйаллаху ‘анхум).

Вместе с ними досточтимый Абу Бакр (радыйаллаху ‘анху) отправил с письмом сыну Абдуллаху ибн Абу Бакру и тремя верблюдами Абдуллаха ибн Урайкита, чтобы его семья с досточтимой Айшей приехала в Медину. С этим караваном Зайд (радыйаллаху ‘анху) привез и свою жену Умму Айман. Вскоре все они благополучно добрались до Медины.

Известно, что для Савды бин Зам’а (радыйаллаху ‘анха) в мечети Пророка – Масджидун- Наби была построена отдельная комната. Там она и поселилась. И вся ее последующая жизнь была посвящена служению Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и детям.

Она прикладывала все старания, чтобы в доме Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) – обители счастья царили уют и покой. Она обладала чистым, открытым сердцем. Она

присматривала за детьми Хадиджи как родная мать. Делала все, что было нужно для них.

Проявляла особую чуткость и деликатность в отношении Фатымы и Умму Гульсум. Ее чистосердечность и любовь очень радовали сердце Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).

Она была самоотверженна во всем, что могло бы порадовать ее мужа. Она помогала и старалась угодить даже Айше (радыйаллаху ‘анха), которая стала второй женой Посланника

Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Она отдавала ей свою очередь и старалась поступать так,

чтобы это понравилось юной жене Посланника. Раскрыв для нее полное любви материнское сердце, объяла своей милостью и состраданием. Посвятила все ее молодости.

Для Савды (радыйаллаху ‘анха) не было большего счастья, чем быть женой Посланника

Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и находиться в его доме. Она не желала большего. Ведь она была уже не молода, полновата. Ей были свойственны чуткость и тонкость восприятия. Однажды

она сказала Солнцу обоих миров (саллаллаху алейхи ва саллям): «О, Посланник Аллаха! Я отдаю

свой черед Айше, пусть теперь мои дни будут ее. Мне бы хотелось остаться тебе просто женой.


Пусть в День суда Аллах воскресит нас вместе и сделает меня твоей женой навеки», признавшись ему, таким образом, в своих самых чистых чувствах.

После ее смерти Айша (радыйаллаху ‘анха) всегда вспоминала этот ее поступок и говорила: «Среди всех любимых мною женщин более других мне хотелось бы походить на Савду

бинт Зам’а. Когда она состарилась, сказала: «О, Посланник Аллаха! Я уступаю все свои дни

Айше».

Она была скромной, великодушной и щедрой. Земные блага не представляли для нее ценности. Все, что она имела или получала в дар, раздавала бедным как милостыню. Она очень любила радовать сирот и бедняков. Однажды ‘Умар (радыйаллаху ‘анху) послал ей большую сумму денег. «Что это?» – спросила она. «Деньги», – ответили ей. «Зачем посылать так много, будто фиников», – сказала она и раздала все бедным.

Она была искренней, великодушной, трудолюбивой и смелой женщиной, которая проявила немалое усердие в распространении Ислама. Все члены ее бывшей семьи и многие из ее

родственников еще до хиджры благодаря ей стали мусульманами.

Во время сражения при Ухуде досточтимая Савда оказывала помощь раненным мусульманам и носила для них воду. Она была рядом с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) во время Прощального хаджа.

Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) покинул этот мир, она больше ни разу не совершила ни умры, ни хаджа. Когда ее спросили, в чем причина этого, она ответила: «Я

не хочу покидать свой дом, как велит Аллах», имея в виду священный аят:

« [О жены Пророка!] Не покидайте своих домов, не носите украшения времен джахилии, совершайте обрядовую молитву, раздавайте закат и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику. Аллах желает только охранить вас от скверны, о члены дома [Пророка], очистить вас всецело» (аль-Ахзаб, 33/33).

Она передала лишь пять или шесть хадисов Посланника Аллаха, Солнца обоих миров

(саллаллаху алейхи ва саллям). Вот один из них:

«Однажды жены Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) собрались вместе, и кто-то из них спросил: «Интересно, которая из нас присоединится к Посланнику Аллаха после его смерти раньше других?» Им захотелось узнать ответ на этот вопрос у него самого. Они все вместе пришли к нему и спросили:

― О Посланник Аллаха! Которая из нас после твоей смерти присоединится к тебе раньше других?

Солнце обоих миров (саллаллаху алейхи ва саллям) улыбнулся им и ответил:

― Раньше всех из вас после моей смерти ко мне присоединится та, у которой самые длинные руки».

Услышав этот назидательный и мудрый ответ, жены Посланника Аллаха (саллаллаху

алейхи ва саллям) решили сравнить, чьи же руки длиннее. Самыми длинными оказались руки Савды (радыйаллаху ‘анха). После того как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ушел в мир иной, она, вспомнив эти его слова, стала еще больше готовиться к своей смерти. Но Зайнаб бинт Джахш умерла раньше всех, присоединившись к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).

Ведь самой щедрой из всех его жен его была именно Зайнаб бинт Джахш (радыйаллаху

‘анха). И только тогда Савда (радыйаллаху ‘анха) поняла тонкий смысл тех мудрых слов. Длина рук означала «щедрость».

Савда бинт Зам’а (радыйаллаху ‘анха) умерла во время правления халифа ‘Умара

(радыйаллаху ‘анха) в возрасте семидесяти с небольшим лет. Да будет доволен ею Аллах. И пусть удостоит нас заступничества этой праведной женщины. Аминь.

 

Дочь ‘Умара ибн Хаттаба

Досточтимая Хафса (радыйаллаху ‘анха)


Хафса была дочерью досточтимого ‘Умара (радыйаллаху ‘анхума)… Знающая, принципиальная, обладающая силой воли, преданная женщина-мусульманка… Она принадлежала к тем немногим, кто в то время владел грамотой, имел образование… Счастливица, которая на третьем году хиджры удостоилась чести стать третьей женой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), матерью всех правоверных…

Она родилась в Мекке за три года до ниспослания пророческой миссии. Ее отцом был вошедший в историю Ислама второй халиф досточтимый ‘Умар (радыйаллаху ‘анху), известный

своей справедливостью. Ее мать звали Зайнаб, она приходилась родной сестрой ‘Усману бин

Маз’уну (радыйаллаху ‘анху). Хафса приняла Ислам в Мекке вместе со своим отцом ‘Умаром

(радыйаллаху ‘анхума). Потом стала женой сахабы по имени Хунайс ибн Хузафа (радыйаллаху

‘анху). Счастливая супружеская пара, присоединившись к первым немногим мусульманам Мекки, переселилась сначала в Эфиопию, а потом в Медину.

Хунайс был братом Абдуллаха ибн Хузафы (радыйаллаху ‘анхума). Хунайс участвовал в битве при Бадре, проявив героизм в схватке с врагом. Он был тяжело ранен. А по возвращении в

Медину испил чашу шахида. Так Хафса (радыйаллаху ‘анха) осталась молодой вдовой.

Досточтимый ‘Умар (радыйаллаху ‘анху) очень жалел о том, что его дочь осталась вдовой, чуть вступив в весну своей жизни. Ему поскорей хотелось выдать ее замуж снова. В те времена

овдовевших и разведенных женщин, выдержавших необходимый срок, старались как можно

скорее выдать замуж. Поэтому досточтимый ‘Умар (радыйаллаху ‘анху), как заботливый отец, очень хотел выдать свою дочь за надежного человека. Подумав, он решил женить ее на ‘Усмане (радыйаллаху ‘анху).

Как раз тогда достостимый ‘Усман потерял свою жену Рукиййю (радыйаллаху ‘анхума), любимую дочь Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Поэтому ‘Умар решил пойти к

нему со своим предложением. Он пришел и сказал о своем желании выдать за него Хафсу. Вот что

рассказывал об их встречах и разговорах, связанных с этим, сам благородный ‘Умар в передаче его сына Абдуллаха (радыйаллаху ‘анхума):

«Я отправился к ‘Усману ибн Аффану. Он был очень печален. Чтобы развеять его печаль, я заговорил о Хафсе. «Если хочешь, – сказал я, – я выдам за тебя Хафсу». Но ‘Усман не дал

никакого ответа. Не сказал «Да». Потом попросил: «Дай мне время немного подумать». Но, когда по прошествии нескольких дней мы встретились вновь, он, извинившись, сказал: «Боюсь, сейчас я

не готов жениться».

Тогда досточтимый ‘Умар решил обратиться с тем же предложением к благородному Абу

Бакру (радыйаллаху ‘анхума). Встретив его, он сказал: «Если желаешь, можешь взять Хафсу в жены». Но Абу Бакр промолчал, не проронив и слова. ‘Умар рассердился на него еще больше, чем на ‘Усмана.

Досточтимый ‘Умар (радыйаллаху ‘анху) был очень раздосадован, не услышав от двух своих ближайших друзей положительного ответа. Он был зол. В таком возбужденном состоянии

он предстал перед Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и сказал ему: «О

Посланник Аллаха! Я поражаюсь поведению ‘Усмана. Я предложил ему в жены Хафсу, но он не согласился. Так же и Абу Бакр…»

Улыбнувшись, Солнце обоих миров (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «О ‘Умар! Хафсе достанется лучшая пара, чем ‘Усман, а ‘Усману – лучшая пара, чем Хафса».

Досточтимого ‘Умара (радыйаллаху ‘анху) охватило любопытство. Кто же может быть лучшим женихом, чем ‘Усман? Так он провел в догадках несколько дней. Потом от Посланника

Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) последовало предложение. Он сказал досточтимому ‘Умару

(радыйаллаху ‘анху): «Выдай за меня свою дочь Хафсу, а я выдам свою дочь Умму Гульсум за

‘ Усмана».

Досточтимый ‘Умар был счастлив, получив эту благую весть. Значит, Сам Всевышний

Аллах желал, чтобы Его Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) взял в жены Хафсу. Скоро все приготовления к свадьбе были закончены, и в третьем году хиджры, в месяце Ша’бане Хафса


(радыйаллаху ‘анха) стала третьей женой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и матерью всех правоверных.

Предприняв такой мудрый ход, Гордость вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) еще более укрепил дружбу, братство и веру трех своих ближайших сахабов, соединив их

родственными узами. Взяв в жены Айшу, он приблизил к себе благородного Абу Бакра

(радыйаллаху ‘анху), а, взяв в жены Хафсу, приблизил к себе благородного ‘Умара (радыйаллаху

‘анху). Он сделал двух своих самых любимых, сердечных друзей своими родственниками и удостоил истинным счастьем их дочерей, матерей всех правоверных.

Благородный Абу Бакр понимал, что мог обидеть досточтимого ‘Умара (радыйаллаху

‘анхума) тем, что оставил без ответа его предложение взять Хафсу в жены. Но у него не было другого выхода. Он должен был хранить тайну. Благородный Абу Бакр знал, что Гордость

вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) хочет жениться на Хафсе. Однако он не имел права

говорить об этом никому, так как это была доверенная ему тайна. Когда же брак Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) с Хафсой был заключен, благородный Абу Бакр подошел к ‘Умару (радыйаллаху ‘анхума) и, извинившись, сказал:

«Ты, наверное, обиделся, когда не услышал от меня ответа, предлагая мне Хафсу в жены?»

«Да», – отвечал ‘Умар. Тогда Абу Бакр (радыйаллаху ‘анху) объяснил это:

«Я не дал тебе тогда никакого ответа лишь потому, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил мне о том, что желает жениться на Хафсе. И я никому не мог раскрыть

того, что он сказал мне по секрету. Если бы он отказался жениться на Хафсе, я бы непременно

женился на ней».

Какая деликатность!.. Какое благочестие!.. Какое умение хранить тайны!.. Вот таким должно быть благонравие в Исламе!.. Ведь тайны доверяют… А молчание хранят… Умение

хранить тайну и молчание не только определяет надежность человека, но и украшает его…

Хафса (радыйаллаху ‘анха) вошла в обитель счастья Солнца обоих миров (саллаллаху алейхи ва саллям), когда в ней уже были Савда и Айша (радыйаллаху ‘анхума).

Когда она стала женой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), ей было двадцать лет. Ее, как и Айшу, Савда (радыйаллаху ‘анхума) приняла всем сердцем. Несмотря на их

молодой возраст, Савда (радыйаллаху ‘анха) старалась угождать во всем им обеим. Хафса

(радыйаллаху ‘анха) была молода, образованна и самолюбива. Ее слова никогда не расходились с делом. Ее сильный, волевой характер проявлялся в некоторой резкости и жесткости поведения.

Так в обители счастья теперь уже стало две молодые жены. Они ни в чем не отставали

одна от другой, проявляя свое усердие в служении Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Они были в высшей степени обходительны и чутки, стремясь не потерять его любовь и уважение.

Гордость вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям), в свою очередь, старался быть с ними снисходительным, ведь они являлись, кроме того, дочерьми его самых близких друзей. Учитывая

слабости женской натуры и их молодость, он был с ними милостив, сострадателен и нежен. Но,

как и всякому человеку, ему приходилось переживать и трудности. Ведь известно, что

благородная Хафса (радыйаллаху ‘анха) отличалась твердым, непокорным характером. Она иногда перечила и самому Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). И по этой причине ее отцу

приходилось постоянно наставлять и вразумлять свою дочь. Видя их непрекращающиеся споры и

конфликты с Айшей, досточтимый ‘Умар однажды сказал Хафсе (радыйаллаху ‘анхум): «Ни твое, ни даже мое положение никогда не сравнятся с тем положением, которое имеют в глазах Посланника Аллаха Айша и ее отец».

Несмотря на все увещевания отца, молодость и неукротимый характер Хафсы

(радыйаллаху ‘анху) постоянно давали о себе знать, что нередко выплескивалось наружу в виде дерзостей в адрес Гордости вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям). Наконец, он, не выдержав строптивого нрава Хафсы, решил на время отправить ее к отцу. Но явился Джибриль (алейхиссалям) и внес поправку в это решение, повелев Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва


саллям) вернуть благородную Хафсу обратно. Потому что ей предназначено было быть одной из его жен в раю.

Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), находясь в доме у Зайнаб бинт Джахш (радыйаллаху ‘анха), выпил медового шербета, немного у нее задержавшись. Это не

понравилось двум молодым женам Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), и те, сговорившись, сказали, что у него изо рта неприятно пахнет. Посланник Аллаха (саллаллаху

алейхи ва саллям) объяснил, что пил медовый шербет и добавил: «Быть может, пчела собрала такой мед» и поклялся, что больше никогда не будет пить медовый шербет. Именно тогда

снизошли первые аяты суры «ат-Тахрим»:

«О Пророк, почему ты, желая угодить своим женам, запрещаешь то, что дозволил тебе Аллах? Аллах – Прощающий, Милосердный» (ат-Тахрим, 66/1).

Тогда Гордость вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям), чтобы воспитать своих молодых

жен, на некоторое время отдалился от них. Но сахабы заговорили между собой, что Посланник Аллаха развелся со своими женами. Когда это известие дошло до благородного ‘Умара (радыйаллаху ‘анху), он сразу же направился к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Попросив разрешения войти, он предстал перед ним и, желая успокоить Пророка, заговорил:

«О, Посланник Аллаха! Ты так много претерпел из-за своих жен. Если ты разведешься с ними, то Аллах и Его ангелы будут на твоей стороне. И я, и Абу Бакр, и все верующие будем на твоей стороне…» В ответ на это Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) лишь улыбнулся. Его прекрасное лицо озарилось нуром. И он дал ответ, который внес покой в сердце благородного ‘Умара и обрадовал всех верующих. Он сказал, что не развелся со своими женами, а лишь отдалился от них на некоторое время.

Досточтимый ‘Умар (радыйаллаху ‘анху) ответил:

«О Расулюллах, ты нас знаешь, мы всегда имели над женщинами Курайша власть. После переселения в Медину мы увидели, что их женщины властвуют над ними. И наши женщины взяли

с них дурной пример. Дошло до того, что даже моя жена однажды стала мне перечить. Тогда я

сильно побил ее. Но она вдруг стала жаловаться: «Как ты смеешь поднимать на меня руку? Клянусь Аллахом, даже жены Пророка пререкаются с ним и не разговаривают с ним до самого вечера». Я спросил у Хафсы: «Неужели и ты пререкаешься с Посланником Аллаха?» Она отвечала: «Да, и не говорим с ним до самого вечера». Тогда я сказал им: «Кто из вас будет делать это, потерпит величайший убыток. Ведь тот, кто станет причиной гнева Посланника Аллаха

(саллаллаху алейхи ва саллям), не сможет обезопасить себя от гнева Аллаха. И Аллах – свидетель, будет погублен». На это Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) улыбнулся. А я сказал

Хафсе: «Не вздумай больше перечить Посланнику Аллаха и умерь свои претензии. Если что-то

нужно, проси у меня. И пусть то, что кто-то из его братьев ему ближе, чем ты, не подталкивает тебя к ошибочным действиям».

Благородная Хафса (радыйаллаху ‘анха) обладала характером твердым и требовательным. По натуре была раздражительна. Айша (радыйаллаху ‘анха) говорила о ней: «Хафса – точная

копия своего отца. Волевая и сильная. Ее слова никогда не расходились с делом».

Она отличалась и своим глубоким пониманием многих религиозных вопросов, проницательностью. Передается, что однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)

стал перечислять при ней сахабов, поклявшихся в своей верности при Худайбии: «Если пожелает

Аллах, никто из тех, кто присягнул мне при Худайбии, не войдет в ад», – сказал он. Хафса (радыйаллаху ‘анха) напомнила о том, что говорится в аяте:   «И нет среди вас такого, кто не войдет в ад, и твоим Господом [, о Мухаммад,] это решено бесповоротно» (Марьям, 19/71). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в ответ привел следующий аят: «Потом Мы по Нашему милосердию вызволим богобоязненных, а нечестивых Мы оставим в аду на коленях в наказание им» (Марьям, 19/72). Это умение матери всех правоверных Хафсы (радыйаллаху

‘анха) задать встречный вопрос во многом свидетельствует о ее глубоком и точном понимании религии.


Она много предавалась поклонению. Днем держала пост, ночи проводила в намазах. Ведь ее жизн<


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.219 с.