Правовые основы статуса военнослужащих, уволенных с военной службы — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Правовые основы статуса военнослужащих, уволенных с военной службы

2021-04-18 140
Правовые основы статуса военнослужащих, уволенных с военной службы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общие положения о социальных гарантиях военнослужащих

Свое место в системе социального обеспечения занимают социальные гарантии. Социальные гарантии - материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию социально - экономических прав членов общества – право на труд, на отдых, жилище, бесплатное образование и бесплатную медицинскую помощь на материальное обеспечение в старости и в случае потери трудоспособности.[8]

Одним из важнейших направлений деятельности Российского государства по повышению эффективности социальной политики является реформирование системы социальных льгот, установленных законодательством для различных категорий граждан, включая военнослужащих, уволенных с военной службы. Социальные гарантии в социальном обеспечении военнослужащих, уволенных с военной службы занимают значительную роль. Они обеспечивают военнослужащих различными льготами. Эти льготы гарантируют благоприятную, обеспеченную жизнь военнослужащим и после военной службы. [9]

Так же существуют особые социальные гарантии для военнослужащих.
Для них установлена единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Разработка социальной политики в отношении военнослужащих и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

· реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;

· совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

· охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

Отличительными особенностями социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей являются[10]:

1. Нормы права социального обеспечения указанных категорий граждан содержатся главным образом в федеральном законодательстве - законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иные локальные акты в общем массиве военно-социального законодательства имеют весьма незначительный удельный вес и играют вспомогательную роль.

2. Финансирование социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется главным образом за счет средств федерального бюджета. Средства внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации), играющие ключевую роль в социальном обеспечении населения России, в социальном обеспечении указанных категорий граждан практически не используются.

3. Если социальное обеспечение населения осуществляется исключительно в целях смягчения социальных рисков и возмещения утраченного заработка и иных доходов вследствие безработицы, инвалидности, старости и т.п., то социальное обеспечение военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в значительной мере направлено на стимулирование добросовестной службы и на компенсацию законодательного ограничения ряда их общегражданских прав и свобод.

4. Социальное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей отличается повышенными по сравнению с другими категориями граждан размерами пенсий и пособий. Этим подчеркивается особый характер служебной деятельности военнослужащих, государственная значимость воинского труда.

5. Социальное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей включает в себя ряд специфических видов пособий и компенсационных выплат, предназначенных только для указанных категорий граждан (например, ежемесячное пособие супругам военнослужащих, вынужденным не работать в связи с отсутствием возможности трудоустройства ввиду особенностей дислокации воинских частей; социальное пособие гражданам, уволенным с военной службы без приобретения права на пенсию за выслугу лет; компенсация за поднаем жилых помещений безквартирным военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы др.).

Военнослужащие граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.[11]

Основным нормативным документом, который определяет основы военно - социальной политики, является Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»[12]. Для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Правовая защита военнослужащих и членов их семей, является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.[13]

В первую очередь государство гарантирует военнослужащим уволенным с военной службы жилищное и пенсионное обеспечение. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" закрепляет важное положение о том, что "государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений" (п.1 ст.15), тем самым относя их к числу лиц, находящихся под особой защитой государства и имеющих право на бесплатное получение жилья по нормам и в порядке, установленным действующим законодательством. Согласно ст. 13 Федерального Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» № 4468-1 от 12.02.1993 лицам, проходившим военную службу предусмотрены пенсии: пенсия за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца[14]. Выплата пенсий гражданам, проходившим военную службу, и их семьям обеспечивается за счет средств федерального бюджета. Финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке. Основным нормативно-правовым актом, который регулирует вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Закон РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".[15]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сохранение негативных тенденций, сложившихся в социальной сфере Вооруженных Сил, может повлечь за собой, в ближайшей перспективе - ухудшение морально-психологического состояния военнослужащих, снижение уровня воинской дисциплины, значительное снижение престижа и привлекательности военного образования, рост социальной напряженности в семьях военнослужащих, увеличение числа чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью военнослужащих в мирное время, в среднесрочной перспективе - рост численности увольняемых до истечения срока службы (контракта), отсутствие желающих заключать контракты, поступать в военно-учебные заведения, суворовские и нахимовское военные училища и кадетские корпуса, снижение укомплектованности воинских частей и учреждений до критического уровня; в долгосрочной перспективе - снижение боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил ниже критического уровня, усиление угрозы потери суверенитета и территориальной целостности России.[41]

Под влиянием изменений экономических основ жизни общества и необходимости проведения военной реформы система социальных гарантий претерпевает постоянные изменения. Однако только принятие законов не сможет сделать систему социальных гарантий достаточно эффективной. Задача современного периода развития социального обеспечения военнослужащих - это создание действенного механизма реализации прав военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Как уже было мной сказано все перечисленные проблемы полностью рассмотрены. Наименее разработана проблема адаптации уволенных военнослужащих к гражданской жизни. Именно в этом направлении необходимо двигаться по совершенствованию нормативно-правовой базы социальных гарантий военнослужащих в условиях перехода к новому облику ВС РФ.

В своей работе я рассмотрел гарантии социальной защищенности военнослужащих, уволенных с военной службы, исследовал систему социально-правовой защиты военнослужащих, уволенных с военной службы, современного периода, ее виды, проблематику, дал общую характеристику видам материального обеспечения военнослужащих, уволенных с военной службы, также высказал свое мнение по поводу решения проблем, возникающих на современном этапе. Таким образом поставленные задачи выполнены, а цель достигнута.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года. // Российская газета – 1993. – 25 декабря - № 237

2. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (ред. 04.02.2014) «О статусе военнослужащих»// Российская газета, N 104, 02.06.1998

3. Федеральный закон от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 28.12.2013) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»// Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 04.03.1993, N 9, ст. 328.

4. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. 01.01.2014)// Российская газета, N 247, 20.12.2001

5. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ О воинской обязанности и военной службе (ред. 01.01.2014)// Российская газета, N 63-64, 02.04.1998

6. Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 (ред. от 24.12.2014) "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации"

7. Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 (ред. от 25.03.2013) "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий"

8. Постановление Правительства РФ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.05.2002 N 3488)

9. Постановление Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19 от 27.02.2002 (ред. от 12.03.2010) "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

10. Приказ Минобороны РФ от 31.07.1996 N 284 (ред. от 13.01.2008) "О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии отдельным категориям военнослужащих" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.07.1998 N 1571).

11. Приказ Министра обороны РФ от 30.12.2011 N 2700 (ред. от 02.06.2014, с изм. от 01.09.2014) "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации".

12. Приказ Министра обороны РФ от 28.02.2013 N 166 (ред. от 28.01.2014) "Об утверждении Порядка реализации накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации”.

13. Приказ Министра обороны РФ от 26 апреля 2013 г. N 325 "Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы.

14. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. №1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» (С изменениями и дополнениями от: 15 апреля 2011 г., 28 мая, 27 сентября 2012 г., 21 марта 2013 г.).

15. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 мая 2010 г. № 444 «О Порядке уведомления Министра обороны Российской Федерации о фактах обращения в целях склонения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации к совершению коррупционных правонарушений.

 

Юридическая литература:

 

16.  Рождествина А.А. Право социального обеспечения //М.Дана. 2013г. – 487с.

17.  Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития//М.: Городец, 2013.

18.  Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Учебное пособие//Екатеринбург, 2012г.

19. Буянова, М. О., Кондратьева, З. А., Кобзева, С. И. Право социального обеспечения. Москва, 2013г. – 79с.

20. Выговская, И.Г. Пенсионное обеспечение как основа социальной политики в Российской Федерации. Москва, 2013г. – 67с.

21. Захаров, М.Л., Тучкова, Э.Г. Право социального обеспечения России. Учебное пособие, Волгоград, 2013г. – 100с.

22. Золотухин Г.А., Копытов А.В. комментарий законодательства о пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу, и членов их семей. – М.: За права военнослужащих, Москва, 2013г. – 48с.

23. Климаков Л.Л., Ищенко А.В. Издатель: Социально-правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей: Сб. законодательства. Образцы документов. Юрайт-Издат, Москва, 2013г. – 129с.

24. Корякин В.М. Право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей. Учебное пособие, Москва, 2013г. – 174с.

25. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы, учебное пособие, Москва, 2013г. – 63с.

26. Федорова, М. Ю. Пенсионное обеспечение как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регули­рования, учебное пособие, Москва, 2013г. – 58с.

27. Харитонов С.С., Тюрин А.И., Фатеев К.В. «Прохождение военной службы». Сборник нормативных актов военных министерств и ведомств, Москва, 2013г. – 98с.

28. Шмакова И.В., Тишинский Н.А. Реформирование пенсионного обеспечения в РФ. Москва, 2013г. – 84с.

29. Галаганов, В.П. Российское социальное обеспечение: проблемы и перспективы развития. Ростов, 2012г. – 45с.

30. Гацко, М.Ф. Правительственная игра в заботу об офицерах (урезание льгот военнослужащим опережает рост их доходов). Москва, 2012г. – 231с.

31. Гацко, М.Ф. Проблемы реализации прав и социальных гарантий военнослужащих. Москва, 2012г. – 80с.

32. Корякин В.М. Военные проблемы права социального обеспечения и социальной защиты граждан как составная часть системы военного права: Российский правовой сборник. Москва, 2012г. – 60с.


[1] Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. 01.01.2014)// Российская газета, N 63-64, 02.04.1998

[2] Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (ред. 04.02.2014) «О статусе военнослужащих»// Российская газета, N 104, 02.06.1998

[3] Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (ред. 04.02.2014) «О статусе военнослужащих»// Российская газета, N 104, 02.06.1998

[4] Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (ред. 04.02.2014) «О статусе военнослужащих»// Российская газета, N 104, 02.06.1998

[5] Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (ред. 04.02.2014) «О статусе военнослужащих»// Российская газета, N 104, 02.06.1998

[6] Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (ред. 04.02.2014) «О статусе военнослужащих»// Российская газета, N 104, 02.06.1998

[7] Корякин В.М. Военные проблемы права социального обеспечения и социальной защиты граждан как составная часть системы военного права: Российский правовой сборник. Москва, 2012г. – 60с.

[8] Рождествина А.А. Право социального обеспечения //М.Дана. 2013г. – 487с.

[9] Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития//М.: Городец, 2013.

[10] Буянова, М. О., Кондратьева, З. А., Кобзева, С. И. Право социального обеспечения. Москва, 2013г. – 79с

[11] Буянова, М. О., Кондратьева, З. А., Кобзева, С. И. Право социального обеспечения. Москва, 2013г. – 79с.

[12] Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ О статусе военнослужащих// Российская газета, N 104, 02.06.1998

[13] Захаров, М.Л., Тучкова, Э.Г. Право социального обеспечения России. Учебное пособие, Волгоград, 2013г. – 100с.

[14] Федеральный закон от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 28.12.2013) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»// Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 04.03.1993, N 9, ст. 328.

[15] Галаганов, В.П. Российское социальное обеспечение: проблемы и перспективы развития. Ростов, 2012г. – 45с.

[16]Приказ Министра обороны РФ от 30.12.2011 N 2700 (ред. от 02.06.2014, с изм. от 01.09.2014) "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации".
Денежное довольствие военнослужащим выплачивается за весь период военной службы. Выплата денежного довольствия производится с 10 по 20 число каждого месяца за истекший месяц, а за декабрь календарного года - не позднее последнего рабочего дня месяца. По решению Министра обороны Российской Федерации денежное довольствие может выплачиваться в более ранние сроки

[17]Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. №1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений»

[18] Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. №1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» (С изменениями и дополнениями от: 15 апреля 2011 г., 28 мая, 27 сентября 2012 г., 21 марта 2013 г.).

[19] Приказ Министра обороны РФ от 28.02.2013 N 166 (ред. от 28.01.2014) "Об утверждении Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации”.

[20] Федеральный закон от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 28.12.2013) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»// Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 04.03.1993, N 9, ст. 328.

[21] Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы, учебное пособие, Москва, 2013г. – 63с.

[22] Выговская, И.Г. Пенсионное обеспечение как основа социальной политики в Российской Федерации. Москва, 2013г. – 67с.

[23] Федеральный закон от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 28.12.2013) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»// Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 04.03.1993, N 9, ст. 328.

[24] Рождествина А.А. Право социального обеспечения //М.Дана. 2013г. – 487с.

[25] Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 (ред. от 25.03.2013) "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий"

[26] Федеральный закон от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 28.12.2013) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»// Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 04.03.1993, N 9, ст. 328.

[27] Федеральный закон «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 N 173-ФЗ(ред. 01.01.2014)// Российская газета, N 247, 20.12.2001

[28] Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ(ред. 01.01.2014)// Российская газета, N 247, 20.12.2001

[29] Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 (ред. от 24.12.2014) "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации"

[30] Приказ Минобороны РФ от 31.07.1996 N 284 (ред. от 13.01.2008) "О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии отдельным категориям военнослужащих" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.07.1998 N 1571).

[31] Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Учебное пособие//Екатеринбург, 2012г.

[32] Федорова, М. Ю. Пенсионное обеспечение как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регули­рования, учебное пособие, Москва, 2013г. – 58с.

[33] Гацко, М.Ф. Правительственная игра в заботу об офицерах (урезание льгот военнослужащим опережает рост их доходов). Москва, 2012г. – 231с.

[34] Гацко, М.Ф. Проблемы реализации прав и социальных гарантий военнослужащих. Москва, 2012г. – 80с.

[35] Харитонов С.С., Тюрин А.И., Фатеев К.В. «Прохождение военной службы». Сборник нормативных актов военных министерств и ведомств, Москва, 2013г. – 98с.

[36] Климаков Л.Л., Ищенко А.В. Издатель: Социально-правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей: Сб. законодательства. Образцы документов. Юрайт-Издат, Москва, 2013г. – 129с.

[37] Корякин В.М. Право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей. Учебное пособие, Москва, 2013г. – 174с.

[38] Климаков Л.Л., Ищенко А.В. Издатель: Социально-правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей: Сб. законодательства. Образцы документов. Юрайт-Издат, Москва, 2013г. – 129с.

[39]Федеральный закон от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 28.12.2013) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»// Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 04.03.1993, N 9, ст. 328.

[40]Федеральный закон от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 28.12.2013) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»// Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 04.03.1993, N 9, ст. 328.

[41] Корякин В.М. Военные проблемы права социального обеспечения и социальной защиты граждан как составная часть системы военного права: Российский правовой сборник. Москва, 2012г. – 60с.

Правовые основы статуса военнослужащих, уволенных с военной службы

Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.№53-ФЗ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.[1]

Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных Федеральным Законом, а также федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.[2]

В ст. 1 Федерального Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года №76-ФЗ указаны следующие основоположения о статусе военнослужащих:

1. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации.

3. Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих.

5. Порядок выдачи военнослужащим указанных документов и финансирование мероприятий, связанных с их выдачей, определяется Правительством Российской Федерации.

6. Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

7. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти), органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные льготы, гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.

8. В Законе РФ "О статусе военнослужащих" имеются два понятия, являющимися одними из условий предоставления военнослужащим и (или) гражданам уволенных с военной службы тех или иных гарантии правовой и социальной защиты: общая продолжительность военной службы в льготном исчислении (например, при установлении продолжительности основного отпуска) и общая продолжительность военной службы (например при установлении размеров единовременного пособия при увольнении или права на ежемесячное социальное пособие, выплачиваемое военкоматом). Разумеется общая продолжительность военной службы исчисляется в календарном исчислении.

9. Согласно Закону РФ "О статусе военнослужащих" оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие) нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

10. Военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания с содержанием на гауптвахте, только по основаниям и в порядке, которые предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

11. О задержании военнослужащих вне расположения воинской части, в которой они проходят военную службу, немедленно уведомляют органы военного управления и органы военной прокуратуры. Право на труд реализуется военнослужащими посредством ими военной службы.

12.  Порядок исчисления общей продолжительности военной службы, а также общей продолжительности военной службы в льготном исчислении определяется Правительством Российской Федерации

13. Характер служебной деятельности и перемещение по службе военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяются их квалификацией и служебной необходимостью.

14.  Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации)-один день военной службы за два дня работы

15. Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсий по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

16. Супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 года в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по мету военной службы супругов, если по заключению учреждения здравоохранения их дети нуждались в постороннем уходе.

Указанные периоды не прерывают трудовой стаж, необходимый для получения пособий по социальному страхованию. В указанные периоды супругам военнослужащих, если они утратили право на пособие по безработице, выплачивается ежемесячно пособие в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.[3]

17.  Военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются, дополнительны льготы, гарантии и компенсации.

18. Перечень указанных районов и местностей утверждаются Правительством Российской Федерации, а перечень указанных воинских должностей определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба)

19. Супруги военнослужащих при прочих равных условиях имеют преимущественное право на поступление на работу в государственные организации, воинские части и на оставление на работе в государственных организациях, воинских частях при сокращении численности или штата работников, а также на первоочередное направление для профессиональной подготовке, повышение квалификации и переподготовке с отрывом от производства с выплатой в период обучения средней заработной платы.

20. Привлечение военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы, допускается в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом на военнослужащих распространяются правовые нормы, предусмотренные для других граждан, выполняющих указанные работы.

21. Военнослужащие - женщины и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются льготами, гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства.

22. Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в п.3.ст.11 ФЗ «О статусе военнослужащих», не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

23. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируются отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску.

24. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.

25. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск. Продолжительность основного отпуска устанавливается:

· Военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет менее 10 лет, - 30 суток;

·  Военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 10 лет и более, - 35 суток;

·  Военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 15 лет и более, - 40 суток;

· Военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, - 45 суток

Продолжительность основного отпуска военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в год поступления на военную службу по контракту и в год увольнения с военной службы исчисляется в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.[4]

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и по призыву в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на воинских должностях, исполнение обязанности военной службы на которых связана с повышенной опасностью для жизни и здоровья, продолжительность основного отпуска увеличивается на срок до 15 суток или предоставляются дополнительные сутки отдыха в соответствии с нормами, устанавливаемыми Положением о порядке прохождения военной службы. При этом общая продолжительность основного отпуска с учетом дополнительных чуток не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно (в ред. Федерального закона от 31.12.1999 г. №229-ФЗ)

Указанное увеличение основного отпуска производится и военнослужащим - ветеранам боев


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.