Вопрос 22. Формы государственного устройства: понятие и виды. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Вопрос 22. Формы государственного устройства: понятие и виды.

2021-04-18 73
Вопрос 22. Формы государственного устройства: понятие и виды. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Форма государственного устройства – это территориальная структура государства, соотношение между государством в целом и его территориальными единицами (напр. республиками, областями, краями, штатами и др). Территориальная организация государства определяет соотношение центральных и региональных органов власти. Различают две основные разновидности форм государственного устройства:   унитарные государства и федеративные:

1. Наиболее простая из них — унитарное государство. Это — единое государство, которое делится на административно-территориальные единицы, не обладающих собственной государственностью.

Признаки унитарного государства:

1. Существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления.

2. Единая система законодательства.

3. Наличие только одной общегосударственной Конституции.

4. Единство и однородность территории.

5. Деление страны осуществляется по административно-территориальному признаку.

6. Административные единицы не обладают политической самостоятельностью, не имеют признаков государства.

7. Органы власти административно- территориальных единиц подчиняются центральной власти.

8. Единое гражданство для всей страны.

9. Единая денежная система.

10. Парламент как правило имеет однопалатную структуру.

Унитарное государство может быть централизованным (Великобритания) и децентрализованным ( Франция, Италия, Испания), т.е. состоящим из крупных, пользующихся широкой автономией регионов.  Унитарными государствами являются Англия, Франция, Венгрия, Монголия и др.

11. Более сложной формой государственного устройства является федерация – сложное (союзное) государство, состоящее из частей (субъектов).

Признаки федерации (федеративного государства)

1. Территорию федерации составляют территории ее субъектов: (штатов, кантонов, союзных или автономных республик и др.).

2. Каждый из субъектов федерации имеет свое административно-территориальное деление.

3. На территории каждого из них, наряду с деятельностью общих для всей федерации высших органов власти и управления, действуют также свои собственные высшие и местные органы государственной власти и управления.(глава субъекта, парламент, правительство).

 4. В стране имеется единая союзная Конституция, в которой разграничиваются полномочия между субъектами федерации и федеральным центром.

5. Субъекты федерации имеют свои конституции, или уставы, собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти.

6. Наличие единых вооруженных сил, службы безопасности, таможни, подчиняющихся центральному правительству.

7. Парламент, как правило, имеет двухпалатную структуру – нижняя палата представляет интересы всей страны, верхняя – интересы субъектов федерации.

111. Некоторые авторы относят к формам государственного устройства – конфедерацию.

Она представляет собой объединение или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных действий государства— члены конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенных целях.

Конфедерация нередко рассматривается как промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации. В настоящее время конфедерацией в формально-юридическом плане считается Швейцария, хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеются и в Содружестве Независимых Государств (СНГ).

Вопрос 36. Правовое государство: понятие и сущность.

Правовое государство – это такая организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина и ограничивает с помощью права государственную власть в целях недопущения злоупотреблений.

Можно выделить 2 основных принципа правового государства, которые исходят из определения правового государства:

1. Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип нашел закрепление в ст.2 Конституции РФ, устанавливающий, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» Права человека и гражданина содержатся во Всемирной декларации прав человека 1948г.

2. Ограничение с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. Данный, второй принцип воплощается в жизнь с помощью следующих способов, которые выступают в качестве самостоятельных принципов:

а) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Еще древнегреческий философ Аристотель говорил, чтобы не было произвола власти, власть необходимо разделить.

б) верховенство закона- означает, что деятельность государственных органов и должностных лиц должна строиться на основе закона.

в) взаимная ответственность государства и личности.

г) наличие гражданского общества и осуществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Не во всех государствах развитое законодательство свидетельствовало о наличии правового государства. В тоталитарных государствах (СССР- 30-4-е гг. фашистская Германия) регулярно издавали правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирования являлось антиподом правового государства. Поэтому, для правового государства необходимы политические, экономические, социальные и нравственные основы:

1. Политические основы правового государства проявляются прежде всего в суверенитете государства, так как благодаря суверенитету координируются интересы различных элементов политической системы (государственных и негосударственных организаций).

2. Экономическая основа правового государства- это наличие различных форм собственности (государственной, частной, муниципальной).

3. Социальная основа правового государства –  это саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан. Через систему негосударственных организаций организаций (партии, профсоюзы, союзы предпринимателей, комитеты матерей, творческие организации) создаются необходимые условия для реализации разнообразных интересов человека. Правовое государство – это одновременно и социальное государство. В ст.7 Конституции РФ говорится, что социальное государство – это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

4. Нравственная основа правового государства- это общечеловеческие ценности гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав человека и гражданина во взаимоотношениях с государством.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.