Выражение принадлежности (ЧЕЙ) — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Выражение принадлежности (ЧЕЙ)

2021-04-18 68
Выражение принадлежности (ЧЕЙ) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия

 

По теме № 18.3. Жестовая речь: базовые ситуации установления контакта с людьми с нарушениями функции слуха.

 

Дисциплина «Основы русского жестового языка»

 

 

Образовательная программа профессионального обучения «Профессиональная подготовка лиц рядового состава и младшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, по должности служащего «Полицейский»

 

Объем времени, отводимого на занятие 4 ч.

 

обсуждена и одобрена                                Подготовил:

на заседании кафедры                                           старший преподаватель

гуманитарных и социально                                                 Ю.Ю. Балацкая

-экономических дисциплин,

протокол № 9

от 10 января 2020  г.

 

Симферополь

2020

Объем времени, отводимого для изучения темы: 4 часа

Методы проведения: объяснительно-иллюстративный, вербальный, дактильный, учебной дискуссии, проблемно-поисковый.

Материально-техническое обеспечение занятия: доска, мел, мультимедийный проектор, комплект слайдов, учебные видеофильмы, раздаточные материалы.

Основные термины и понятия: жестовый язык, жестовая речь, местоимения, вопросительные слова, синтаксис, морфология РЖЯ.

 

Цели занятий:

1. Дидактическая – приобретение теоретических знаний и базовых практических навыков владения жестовым языком;

2. Методическая – формирование у слушателей практических навыков владения дактильной и жестовой речью.

3. Развивающая – расширение коммуникативных возможностей для общения с людьми, имеющими нарушения слуха.

4. Воспитательная – воспитание толерантного отношения к людям, имеющим нарушения слуха.

 

Вопросы занятий:

Занятие 1

1. Жестовая речь как система коммуникации.

2. Введение новой лексики по теме «установление контакта», «приветствие», «знакомство», «местоимения», «вопросительные слова».

3. Освоение материала: «Лексическое, грамматическое значения слов. Структура вопросительных предложений. Способы выражения принадлежности в жестовом языке». Отработка ситуаций темы в режиме имитационных упражнений и ролевых игр.

4. Самостоятельная работа слушателей.

Занятие 2.

1. Закрепление навыка дактилирования на материале текстов.

2. Повторение пройденного материала по теме «Речевые жесты: «установление контакта», «приветствие», «знакомство», «местоимения», «вопросительные слова».

3. Введение новой лексики по теме «природа», «календарь», «счет».

4. Освоение материала: понятие рода в жестовом языке, выражение значений качества и степени качества в русском жестовом языке.

5. Отработка ситуаций темы в режиме имитационных упражнений и ролевых игр.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Нормативные правовые акты:

1. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс».

4. Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 296-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Приказ МВД России от 12 мая 2015 г. № 544 «Об утверждении Порядка определения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, исполнение обязанностей по которым требует владения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации навыками русского жестового языка» [Электронный ресурс] // Доступ из специализированной территориально распределенной автоматизированной системы СТРАС «ЮРИСТ».

7. Приказ МВД России и Минобнауки России от 15 июня 2015 г. № 681/587 «Об объеме владения навыками русского жестового языка сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, замещающими отдельные должности в органах внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

Основная литература:

1. Кубышко В.Л. Профессиональная подготовка полицейских: учебник в 2 частях – М.: ДГСК МВД России, 2017.

2. Использование русского жестового языка в практической деятельности сотрудников органов внутренних дел: учебное пособие / А.В. Бойко, М.И. Смирнова, И.А. Лисецкая. (Гриф МВД России). - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2018.

3. Краткий словарь жестового языка/ сост. С. Ватага. - М.: ИНФРА-М,

2019.

4. Краткий словарь русского жестового языка / сост. С. Ватага; под ред. Т. Овчинниковой. - М.: ИНФРА-М, 2016.

5. Подготовка сотрудников полиции к взаимодействию с глухими людьми: учебное пособие / Р.И. Степанов. - Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2018.

6. Теория и практика русского жестового языка: учебное пособие / В.В. Посиделова, С.Э. Валдавина, Е.Ю. Хорошко, Л.В. Науразбаева, Ю.В. Довгалева, В.С. Рукавишникова. (Гриф МВД России). - М.: ДГСК МВД России, 2018.

Дополнительная литература:

1. Гейльман И.Ф. Знакомьтесь: ручная речь: учебное пособие. - М.: Загрей, 2001.

2. Димскис Л.С. Изучаем жестовый язык: учебное пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.

4. Мини-словарь языка жестов / сост. Л.М. Осокина, В.И. Варыгина. - М.: Учебно-методический центр ВОГ, 2014.

5. Осокина Л.М. Жестовый язык как иностранный. Дактилология - ручная азбука (часть 1): учебное пособие. - М.: «Лика», Учебно-методический центр ВОГ, 2014.

6. Осокина Л.М. Жестовый язык как иностранный. Жестовая лексика (часть 2): учебное пособие. - М.: «Лика», Учебно-методический центр ВОГ, 2013.

7. Фрадкина Р.Н. Говорящие руки: тематический словарь жестового языка глухих России. - М.: МосгорВОГ, Сопричастность, 2001.

Занятие 1

Распределение учебного времени

1. Вводная часть 5 мин.

 

Основная часть  
первый вопрос 20 мин.
второй вопрос 20 мин.
третий вопрос четвертый вопрос 20 мин. 20 мин.
3. Заключительная часть 5 мин.

План проведения занятия

I. Вводная часть

- принять рапорт командира учебной группы;

- проверить наличие личного состава и его готовность к занятию;

- объявить тему и план практического занятия;

- объяснить цели практического занятия;

- определить значение изучаемой темы;

- обозначить место данной темы в дисциплине в целом и ее связь с другими темами;

- указать основную и дополнительную литературу.

II. Основная часть

«Жестовая речь как система коммуникации»: жестовый язык – сложная и своеобразная лингвистическая система; история возникновения жестового языка; жест – основная структурно-семантическая единица жестового языка.

Проводится выборочный опрос теоретического материала по следующим вопросам:

1. Лексический состав жестового языка.

2. Словарный состав и словообразование.

3. Морфология разговорного жестового языка.

Далее преподаватель вводит новую лексику по теме«установление контакта», «приветствие», «знакомство», «местоимения», «вопросительные слова». Используются обучающие видеоматериалы по теме и словарь «Говорящие руки».

 

 

 

Закрепление изученного материала проводится в ходе составления повторения теоретического материала по теме, составления диалогов и отработки ситуационных задач.

Закрепление изученного материала закрепляется в ходе составления повторения теоретического материала по теме, составления диалогов и отработки ситуационных задач.

Далее следует отработать новые жесты, употребив их в словосочетаниях и предложениях:

Задание 1.

1. Здравствуйте, можно с Вами познакомиться?

2. Как Вас зовут?

3. Скажите, пожалуйста, своё имя, фамилию, отчество.

4. Почему Вы опоздали?

5. Когда я могу вам позвонить?

6. Когда Вы хотите выйти из дома?

7. Сколько времени вам нужно, чтобы прочитать эту книгу?

8. Извините, Вы не подскажете который час?

9. Куда Вы идёте?

10. Почему я не могу с вами встретиться?

11. Откуда вы меня знаете?

12. Я не хочу её видеть.

13. Вы меня слышите?

14. Нет, я Вас не слышу, я глухой (слабослышащий).

15. Напишите ему, пожалуйста, сообщение.

16. Они нас не ждут.

17. Их пригласили в гости.

18. У меня есть жестовое имя.

19. Можно Вас пригласить в гости?

20. Передайте ему, пожалуйста, мои слова.

21. Чей это учебник?

22. Мне сказали, что она не придёт.

23. Его всегда приходится ждать.

Задание 2. Переведите слова и выражения.

ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЗДОРОВЬЕ, ДО СВИДАНИЯ, ПРИВЕТ=ПОКА, ЗНАКОМСТВО, ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО, ДА, НЕТ, ЕСТЬ (ИМЕТЬ), СПАСИБО

Как Ваша фамилия? Как Ваше имя = Как Вас зовут? Ваше имя, отчество. Давайте знакомиться. Как Ваше здоровье? Вы болеете? Нет. Вы знакомы? Да. Ты запомнил его фамилию? 

Это её фамилия, имя и отчество. У меня есть работа. У меня есть чувства. У них есть память.

Здравствуйте. До свидания. Спасибо.

Вы слышите? Я не слышу. Я глухой. Я хочу учить жестовый язык. Вы знаете дактильную азбуку? Я знаю дактиль. А Вы? Я не знаю. Хотите, я Вас научу? Спасибо. Пожалуйста, научите. Пожалуйста, внимательно посмотрите книгу.

Вопросительные предложения.

Самое главное для любого типа вопросов – это соответствующее выражение лица, именно выражение лица является грамматическим маркером этого типа высказывания:

а) общий вопрос (да, нет).Округляются глаза, морщины на лбу, лицо выдвигается вперед. Он глухой. Он глухой? Ты замужем? МУЖ ЕСТЬ

б) Специальные вопросы – это вопросы, где есть вопросительное слово (жест): где, какой и т.д. В большинстве случаев вопросительный жест ставится на последнее место. В некоторых случаях, если вопрос длинный, вопросительный жест может быть в середине и в конце (повторяться). С лицом то же самое, но в некоторых случаях брови сужаются, а морщины углубляются. Учесть надо, что не всегда русскому вопросительному слову соответствует точно такой же жест.

Где ты хочешь работать? ТЫ РАБОТАТЬ ГДЕ МЕСТО ХОЧЕШЬ. Зачем ты купила такое некрасивое платье? ТЫ ПЛАТЬЕ «ФУ» КУПИТЬ АКТИВНО ЗАЧЕМ. Почему он не пришел? ОН ПРИШЕЛ НЕ БЫЛ ПОЧЕМУ.

в) Альтернативный вопрос – вопрос или-или. Могут быть как специальными, так и общими. Важно выражение лица. Жест или не используется. Меняется положение лица или положение тела.

Ты будешь чай или кофе? Ты когда поменяла авто? Вчера или позавчера? ТЫ АВТО ПОМЕНЯТЬ БЫЛ КОГДА ВЧЕРА ПОЗАВЧЕРА.

Вопросы для обсуждения

1. Жестовый язык – сложная и своеобразная лингвистическая система. История возникновения жестового языка.

2. Сложная структура жеста: конфигурация, место, направление, качество движения, ориентация руки и пальцев.

3. Немануальные компоненты жеста: мимика и пантомимика.

4. Разновидности жестовой речи: разговорный жестовый язык и калькирующая жестовая речь, их особенности и специфика использования.

 

По окончании демонстрации навыков преподаватель делает выводы, указывает на характерные ошибки.

Подведение итогов занятия

Преподаватель дает задание на следующее занятие и методические рекомендации по самостоятельной подготовке к нему.

Занятие 2

Распределение учебного времени

1. Вводная часть 5 мин.

 

Основная часть  
первый вопрос 25 мин.
второй вопрос 25 мин.
третий вопрос четвертый вопрос 25 мин.
3. Заключительная часть 10 мин.

План проведения занятия

I. Вводная часть

- принять рапорт командира учебной группы;

- проверить наличие личного состава и его готовность к занятию;

- объявить тему и план практического занятия;

- объяснить цели практического занятия;

- определить значение изучаемой темы;

- обозначить место данной темы в дисциплине в целом и ее связь с другими темами;

- указать основную и дополнительную литературу.

Основная часть занятия начинается с повторения пройденного теоретического материала: «дактилология», «дактильная речь», «невербальная коммуникация». После закрепления теоретического материала следует выполнение практических заданий по развитию пальцев рук: слоговый тренажер, дактильные гаммы. Просмотр обучающих видеороликов.

Используются обучающие видеоматериалы по теме и словарь «Говорящие руки».

Проводится выборочный опрос теоретического материала по следующим вопросам:

1. Способы выражения значений множественности, временных значений, аспектуальных значений, модальных значений, пространственных отношений, субъектно-объектных отношений.

2. Синтаксис разговорного жестового языка.

Фразы для дактилирования:

1. Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок и вместителен (А.И. Куприн).

2. Язык – не только орудие познавательной и мыслительной силы человека, но и сама эта сила... (И.И. Срезневский).

3. Мастерство совершенствуется трудолюбием, а утрачивается праздностью (пословица).

4. Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собой (Н.М. Карамзин).

5. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует (В.О. Ключевский).

6. То, что есть в человеке, несомненно, важнее, чем то, что есть у человека (А. Шопенгауэр).

7. Победа показывает, что человек может, а поражение – чего он стоит (восточная мудрость).

8. Человеку, который знает, куда идет, мир открывает дорогу (Д.С. Джордан).

9. Посейте привычку – пожнете характер, посейте характер – пожнете судьбу (У. Теккерей).

Повторение пройденного материала проводится в ходе перевода на жестовый язык предложений с употреблением жестов по теме: «установление контакта», «приветствие», «знакомство», «местоимения», «вопросительные слова»:

47. Привет, как тебя зовут?

48. Здравствуйте, разрешите с Вами познакомиться?

49. Извините, не могли бы Вы сказать мне, который час?

50. Почему она мне не позвонила?

51. Сколько тебе лет?

52. Познакомься, пожалуйста, с моей подругой.

53. Мне часто приходится ходить пешком.

54. Чья книга лежит на столе?

55. Когда Вы придёте к нам в гости?

56. Разрешите мне Вам позвонить.

57. Куда они идут?

58. Какой сегодня день?

59. Это должен знать каждый.

60. Я знаю их.

61. Познакомьте меня, пожалуйста, с ними.

62. Эти книги мои.

63. Я знаю его имя.

64. Мы им скажем.

65. Им сказали, что мы не придём.

66. Ей нужно поехать домой.

67. Он нёс большую сумку.

68. Мы учим жестовый язык.

69. Вы научите меня дактилировать?

 

Спросите и скажите.

— Сколько дней в году?

— В году 365 (366) дней.

— Сколько месяцев?

— 12. Январь, февраль, март, апрель, май. июнь. июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

— Сколько дней в неделе?

— 7. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
    — Сколько дней в феврале?

— 28 или 29.

Расскажите. Когда Вы встаете утром? В какое время заканчиваете работу? Что делаете дома в воскресенье? Где должны быть сегодня вечером? Куда думаете пойти завтра утром? Что планируете на эту неделю? Сколько часов в день отдыхаете?

Выражение степени сравнения

 В жестовом языке степени сравнения относятся не только к прилагательным и наречиям, но также и к глаголам, и к некоторым существительным. Это связано с понятиями классификаторов (способов выражения признаков предмета или признака действия). Красивый – более красивый – самый красивый. КРАСИВЫЙ – НРАВИТСЯ – ШИКАРНО. Относится только к одушевленным, конкретному человеку.

При выражении степени сравнения меняется либо выражение лица, либо дополнительным жестом.

Совершенный и не совершенный вид глагола. Читать – прочитать.

ЧИТАТЬ, ЧИТАТЬ, ЧИТАТЬ – ЧИТАТЬ ВСЁ.

Если жест повторяется – это не совершенный вид, однократность жеста (резкость) говорит о том, что это совершенный вид. Он пишет письма своим друзьям. МАЛЬЧИК УКАЗАНИЕ ПИСАТЬ ПИСЬМА  ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ДРУЗЬЯ.

Отработка ситуаций темы проводится в режиме имитационных упражнений и ролевых игр после просмотра обучающих видеосюжетов.   

 

Вопросы для обсуждения

1. Особенности жестового языка (конкретность, образность, многозначность, аграматичность).

2. Структура жеста: конфигурация, место, направление, качество движения, ориентация руки и пальцев.

3. Своеобразие лексического состава и грамматики национального жестового языка.

4. Немануальные компоненты жеста: мимика и пантомимика.

5. Способы выражения принадлежности в жестовом языке.

6. Способы выражения субъектно-объектных отношений.

7. Построение отрицательных предложений.

8. Способы выражения множественности в жестовом языке.

9. Глаголы, значения глаголов (временные, модальные, страдательная формы).

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия

 

По теме № 18.3. Жестовая речь: базовые ситуации установления контакта с людьми с нарушениями функции слуха.

 

Дисциплина «Основы русского жестового языка»

 

 

Образовательная программа профессионального обучения «Профессиональная подготовка лиц рядового состава и младшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, по должности служащего «Полицейский»

 

Объем времени, отводимого на занятие 4 ч.

 

обсуждена и одобрена                                Подготовил:

на заседании кафедры                                           старший преподаватель

гуманитарных и социально                                                 Ю.Ю. Балацкая

-экономических дисциплин,

протокол № 9

от 10 января 2020  г.

 

Симферополь

2020

Объем времени, отводимого для изучения темы: 4 часа

Методы проведения: объяснительно-иллюстративный, вербальный, дактильный, учебной дискуссии, проблемно-поисковый.

Материально-техническое обеспечение занятия: доска, мел, мультимедийный проектор, комплект слайдов, учебные видеофильмы, раздаточные материалы.

Основные термины и понятия: жестовый язык, жестовая речь, местоимения, вопросительные слова, синтаксис, морфология РЖЯ.

 

Цели занятий:

1. Дидактическая – приобретение теоретических знаний и базовых практических навыков владения жестовым языком;

2. Методическая – формирование у слушателей практических навыков владения дактильной и жестовой речью.

3. Развивающая – расширение коммуникативных возможностей для общения с людьми, имеющими нарушения слуха.

4. Воспитательная – воспитание толерантного отношения к людям, имеющим нарушения слуха.

 

Вопросы занятий:

Занятие 1

1. Жестовая речь как система коммуникации.

2. Введение новой лексики по теме «установление контакта», «приветствие», «знакомство», «местоимения», «вопросительные слова».

3. Освоение материала: «Лексическое, грамматическое значения слов. Структура вопросительных предложений. Способы выражения принадлежности в жестовом языке». Отработка ситуаций темы в режиме имитационных упражнений и ролевых игр.

4. Самостоятельная работа слушателей.

Занятие 2.

1. Закрепление навыка дактилирования на материале текстов.

2. Повторение пройденного материала по теме «Речевые жесты: «установление контакта», «приветствие», «знакомство», «местоимения», «вопросительные слова».

3. Введение новой лексики по теме «природа», «календарь», «счет».

4. Освоение материала: понятие рода в жестовом языке, выражение значений качества и степени качества в русском жестовом языке.

5. Отработка ситуаций темы в режиме имитационных упражнений и ролевых игр.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Нормативные правовые акты:

1. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс».

4. Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 296-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Приказ МВД России от 12 мая 2015 г. № 544 «Об утверждении Порядка определения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, исполнение обязанностей по которым требует владения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации навыками русского жестового языка» [Электронный ресурс] // Доступ из специализированной территориально распределенной автоматизированной системы СТРАС «ЮРИСТ».

7. Приказ МВД России и Минобнауки России от 15 июня 2015 г. № 681/587 «Об объеме владения навыками русского жестового языка сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, замещающими отдельные должности в органах внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

Основная литература:

1. Кубышко В.Л. Профессиональная подготовка полицейских: учебник в 2 частях – М.: ДГСК МВД России, 2017.

2. Использование русского жестового языка в практической деятельности сотрудников органов внутренних дел: учебное пособие / А.В. Бойко, М.И. Смирнова, И.А. Лисецкая. (Гриф МВД России). - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2018.

3. Краткий словарь жестового языка/ сост. С. Ватага. - М.: ИНФРА-М,

2019.

4. Краткий словарь русского жестового языка / сост. С. Ватага; под ред. Т. Овчинниковой. - М.: ИНФРА-М, 2016.

5. Подготовка сотрудников полиции к взаимодействию с глухими людьми: учебное пособие / Р.И. Степанов. - Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2018.

6. Теория и практика русского жестового языка: учебное пособие / В.В. Посиделова, С.Э. Валдавина, Е.Ю. Хорошко, Л.В. Науразбаева, Ю.В. Довгалева, В.С. Рукавишникова. (Гриф МВД России). - М.: ДГСК МВД России, 2018.

Дополнительная литература:

1. Гейльман И.Ф. Знакомьтесь: ручная речь: учебное пособие. - М.: Загрей, 2001.

2. Димскис Л.С. Изучаем жестовый язык: учебное пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.

4. Мини-словарь языка жестов / сост. Л.М. Осокина, В.И. Варыгина. - М.: Учебно-методический центр ВОГ, 2014.

5. Осокина Л.М. Жестовый язык как иностранный. Дактилология - ручная азбука (часть 1): учебное пособие. - М.: «Лика», Учебно-методический центр ВОГ, 2014.

6. Осокина Л.М. Жестовый язык как иностранный. Жестовая лексика (часть 2): учебное пособие. - М.: «Лика», Учебно-методический центр ВОГ, 2013.

7. Фрадкина Р.Н. Говорящие руки: тематический словарь жестового языка глухих России. - М.: МосгорВОГ, Сопричастность, 2001.

Занятие 1

Распределение учебного времени

1. Вводная часть 5 мин.

 

Основная часть  
первый вопрос 20 мин.
второй вопрос 20 мин.
третий вопрос четвертый вопрос 20 мин. 20 мин.
3. Заключительная часть 5 мин.

План проведения занятия

I. Вводная часть

- принять рапорт командира учебной группы;

- проверить наличие личного состава и его готовность к занятию;

- объявить тему и план практического занятия;

- объяснить цели практического занятия;

- определить значение изучаемой темы;

- обозначить место данной темы в дисциплине в целом и ее связь с другими темами;

- указать основную и дополнительную литературу.

II. Основная часть

«Жестовая речь как система коммуникации»: жестовый язык – сложная и своеобразная лингвистическая система; история возникновения жестового языка; жест – основная структурно-семантическая единица жестового языка.

Проводится выборочный опрос теоретического материала по следующим вопросам:

1. Лексический состав жестового языка.

2. Словарный состав и словообразование.

3. Морфология разговорного жестового языка.

Далее преподаватель вводит новую лексику по теме«установление контакта», «приветствие», «знакомство», «местоимения», «вопросительные слова». Используются обучающие видеоматериалы по теме и словарь «Говорящие руки».

 

 

 

Закрепление изученного материала проводится в ходе составления повторения теоретического материала по теме, составления диалогов и отработки ситуационных задач.

Закрепление изученного материала закрепляется в ходе составления повторения теоретического материала по теме, составления диалогов и отработки ситуационных задач.

Далее следует отработать новые жесты, употребив их в словосочетаниях и предложениях:

Задание 1.

1. Здравствуйте, можно с Вами познакомиться?

2. Как Вас зовут?

3. Скажите, пожалуйста, своё имя, фамилию, отчество.

4. Почему Вы опоздали?

5. Когда я могу вам позвонить?

6. Когда Вы хотите выйти из дома?

7. Сколько времени вам нужно, чтобы прочитать эту книгу?

8. Извините, Вы не подскажете который час?

9. Куда Вы идёте?

10. Почему я не могу с вами встретиться?

11. Откуда вы меня знаете?

12. Я не хочу её видеть.

13. Вы меня слышите?

14. Нет, я Вас не слышу, я глухой (слабослышащий).

15. Напишите ему, пожалуйста, сообщение.

16. Они нас не ждут.

17. Их пригласили в гости.

18. У меня есть жестовое имя.

19. Можно Вас пригласить в гости?

20. Передайте ему, пожалуйста, мои слова.

21. Чей это учебник?

22. Мне сказали, что она не придёт.

23. Его всегда приходится ждать.

Задание 2. Переведите слова и выражения.

ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЗДОРОВЬЕ, ДО СВИДАНИЯ, ПРИВЕТ=ПОКА, ЗНАКОМСТВО, ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО, ДА, НЕТ, ЕСТЬ (ИМЕТЬ), СПАСИБО

Как Ваша фамилия? Как Ваше имя = Как Вас зовут? Ваше имя, отчество. Давайте знакомиться. Как Ваше здоровье? Вы болеете? Нет. Вы знакомы? Да. Ты запомнил его фамилию? 

Это её фамилия, имя и отчество. У меня есть работа. У меня есть чувства. У них есть память.

Здравствуйте. До свидания. Спасибо.

Вы слышите? Я не слышу. Я глухой. Я хочу учить жестовый язык. Вы знаете дактильную азбуку? Я знаю дактиль. А Вы? Я не знаю. Хотите, я Вас научу? Спасибо. Пожалуйста, научите. Пожалуйста, внимательно посмотрите книгу.

Вопросительные предложения.

Самое главное для любого типа вопросов – это соответствующее выражение лица, именно выражение лица является грамматическим маркером этого типа высказывания:

а) общий вопрос (да, нет).Округляются глаза, морщины на лбу, лицо выдвигается вперед. Он глухой. Он глухой? Ты замужем? МУЖ ЕСТЬ

б) Специальные вопросы – это вопросы, где есть вопросительное слово (жест): где, какой и т.д. В большинстве случаев вопросительный жест ставится на последнее место. В некоторых случаях, если вопрос длинный, вопросительный жест может быть в середине и в конце (повторяться). С лицом то же самое, но в некоторых случаях брови сужаются, а морщины углубляются. Учесть надо, что не всегда русскому вопросительному слову соответствует точно такой же жест.

Где ты хочешь работать? ТЫ РАБОТАТЬ ГДЕ МЕСТО ХОЧЕШЬ. Зачем ты купила такое некрасивое платье? ТЫ ПЛАТЬЕ «ФУ» КУПИТЬ АКТИВНО ЗАЧЕМ. Почему он не пришел? ОН ПРИШЕЛ НЕ БЫЛ ПОЧЕМУ.

в) Альтернативный вопрос – вопрос или-или. Могут быть как специальными, так и общими. Важно выражение лица. Жест или не используется. Меняется положение лица или положение тела.

Ты будешь чай или кофе? Ты когда поменяла авто? Вчера или позавчера? ТЫ АВТО ПОМЕНЯТЬ БЫЛ КОГДА ВЧЕРА ПОЗАВЧЕРА.

Выражение принадлежности (ЧЕЙ)

Когда говорим, необходимо помнить, как они выражаются в словесном языке, местоимения. Принадлежность обычно ставится в конце. Бабушкины очки. ОЧКИ БАБУШКА ЧЕЙ.

Выражение страдательного и активного залога.

Смысл в том, кто совершает действие. Я ГОВОРЮ – активный, МНЕ ГОВОРЯТ – пассивный. В ЖЯ выражается с помощью:

1) изменение направления движения жеста. Например: Я уважаю, меня уважают. Я звоню, мне звонят. Ответь мне на мой вопрос.

2) изменение направления движения и ориентация кисти руки. Например:   Я иду в гости, ко мне приходят гости. Я пишу письмо, мне пишут письмо. Спрашивают, спрашивать.

3) Меняется только ориентация кисти. Пример: Я учу, меня учат. Посылаю смс, мне посылают смс. Делать вид что соглашаюсь, делают вид, что со мной соглашаются.

4) Сохранение движения, ориентация руки с добавлением указательного жеста. Пример: любить его, любит меня. Знать. Ненавидеть.

Далее следует отработать новые жесты, употребив их в  предложениях:

24.  Привет, как тебя зовут?

25. Здравствуйте, разрешите с Вами познакомиться?

26. Извините, не могли бы Вы сказать мне, который час?

27. Почему она мне не позвонила?

28. Сколько тебе лет?

29. Познакомься, пожалуйста, с моей подругой.

30. Мне часто приходится ходить пешком.

31. Чья книга лежит на столе?

32. Когда Вы придёте к нам в гости?

33. Разрешите мне Вам позвонить.

34. Куда они идут?

35. Какой сегодня день?

36. Это должен знать каждый.

37. Я знаю их.

38. Познакомьте меня, пожалуйста, с ними.

39. Эти книги мои.

40. Я знаю его имя.

41. Мы им скажем.

42. Им сказали, что мы не придём.

43. Ей нужно поехать домой.

44. Он нёс большую сумку.

45. Мы учим жестовый язык.

46. Вы меня научите дактилировать?


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.227 с.