Семинары по теории и методологии истории (осенний семестр 2015 г.) — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семинары по теории и методологии истории (осенний семестр 2015 г.)

2021-04-18 127
Семинары по теории и методологии истории (осенний семестр 2015 г.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семинары по теории и методологии истории (осенний семестр 2015 г.)

Семинар 1

 

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ИСТОРИЧЕСКОЕ (ПО)ЗНАНИЕ?

 

Целью семинара является (1) знакомство с общественным значением исторических знаний и (2) формирование навыков правильного чтения учебной литературы.

В соответствии с двойственностью цели семинар будет состоять из двух частей. Первая – реферирование текста, который вы должны предварительно «проработать», чтобы понять его основные положения (главные идеи).

Вторая (здесь вы вспомните детство и попытаетесь, выражаясь фигурально, разобрать текст, как машинку или куклу, чтобы узнать, как они устроены) – ДЕКОНСТРУКЦИЯ текста (понять как «устроен» данный текст).

 

Вопросы к первой части занятия:

Какие черты характеризуют метаисторию? Каковы исторические формы метаистории? (Это вопросы первого уровня сложности)

Какая главная предпосылка скрывается за метаисторическим взглядом на прошлое? (Это вопрос второго уровня сложности. Далее будут отмечены только вопросы второго уровня сложности, т.е. вопросы без комментария в скобках – первого уровня сложности.)

Какие два вида восприятия общества отрицают метаисторию? Какова предпосылка, стоящая за этим отрицанием?

Какой подход к прошлому позволяет преодолеть крайности выше названных подходов? Каковы три принципа этого подхода?

Какие перспективы использования исторического опыта открывает понимание различия прошлого и современности? (Вопрос второго уровня сложности)

Какова предпосылка правильного понимания исторического контекста?

Какие преимущества дает учет этой предпосылки и, как следствие, правильное понимание контекста? (Вопрос второго уровня сложности)

Как можно определить верное видение истории как процесса? Что будет противоположностью верного видения истории как процесса?

Что позволит понять лучше в современности верное видение истории как процесса? (Вопрос второго уровня сложности)

Когда и в связи с чем проблематизируется вопрос о пользе истории? Что позволяет выйти за рамки простой реконструкции истории, интересной прежде всего для историка, и сделать ее социально значимой?

Как современность влияет на познание прошлого? В чем заключается «угроза» со стороны современности изучению прошлого? Каков «ответ» на этот «вызов»?

Значение современности для понимания значения профессии историк? (Вопрос второго уровня сложности)

ОТВЕТЫ НА ВСЕ ЭТИ ВОПРОСЫ МОЖНО И НУЖНО НАЙТИ В ТЕКСТЕ. Ответы на вопросы второго уровня сложности явно (эксплицитно) не сформулированы в тексте, но их легко «реконструировать», подумав над ним.  

 

Вторая часть занятия (ДЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕКСТА)

Вопросы:

Какова главная оппозиция в первой части текста и как она позволяет проблематизировать тему всей главы? (Вопрос третьего уровня сложности. В этой части все вопросы – третьего уровня сложности. Посмотрим, хватит ли у вас «жизней», чтобы пройти этот уровень;-)

Как аргументируются основные положения оппозиции?

Чем предлагается преодолеть крайности этой оппозиции?

Что является главным содержанием частей II, III и IV?

Какие новые условия правильного рассмотрения прошлого вводятся в каждой из этих частей? Как они обосновываются?

В чем значение V части (т.е. в чем ее отличие от II, III и IV частей и для чего она нужна)?

Как бы вы назвали часть VI?

 

Лучше готовить ответы на вопросы в письменном виде. Для первой части занятия они могут (читай: должны!-) занять 4-5 страниц. Для второй вполне могут уложиться и на одной странице. Составьте конспект-схему прочитанного материала.

 

Литература:

 

Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка / Пер. с англ. М.: Изд-во «Весь мир», 2000. Гл. 2. http://abuss.narod.ru/Biblio/tosh.pdf

 

Семинар 2

Семинар 3.

Семинар 4

Семинар 5

ТИПОЛОГИИ ИСТОРИЧЕСКОГО НАРРАТИВА И СУБЪЕКТИВНОЙ ВРЕМЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ

План занятия.

Понятия исторический нарратив (повествование) и его функции.

 

Семинар 6

МЕТАФОРА КАК ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

План занятия

  1. Понятие «языковая метафора».
  2. Механизм применения метафор в познании.
  3. Сущность «метафоры» как эпистемологической категории.
  4. Проблема ассимиляции метафор в историческом познании (на примере метафоры «революция» во французской историографии).
  5. Практикум. Метафора «общество как организм»: возможности и пределы формирования исторических представлений.

Литература:

  1. Вжосек В. О смысле и назначении метафоры в гуманитарных науках (приложена к письму)

 

http://www.isras.ru/files/File/Istoriya_i_sovremen/2005-02/Vzhosek_O_smisle_i_naznachenii.pdf

(файл Vzhosek_O_smysle_i_naznachenii)

2. Вжозек В. Историография как игра метафор: судьбы «новой исторической науки» // Одиссей. М., 1991. (включена в это приложение. См. ниже)

http://abuss.narod.ru/Biblio/vzhozek.htm

Источник:

  • Виноградов П.Г. О прогрессе. Раздел 3. (файл О ПРОГРЕССЕ)

В течение первого часа студенты обсуждают теоретические вопросы использования метафор в историческом познании (Вопросы 1-3) и рассматривают конкретный пример применения метафоры революция к изучению материала о произошедшем во Франции в конце XVIII – начале XIX вв.

В течение второго часа две группы, ознакомившиеся с вспомогательной литературой) ведут полемику, в которой одна группа показывает возможности с помощью метафоры «организм» представить те или иные аспекты исторического развития общества, а другая указывает пределы, за которыми использование метафоры невозможно.

Ваша задача при знакомстве с текстом статьи П.Г.Виноградова (3 часть) уяснить для себя, какие возможности для понимания общества и его развития дает метафора «организм» (например, целостность, проявляющаяся в нераздельности организма, дифференциация функций отдельных органов в организме => мозг (центральная нервная система) = правительство, кровеносные сосуды = транспортные артерии и т.п.). Затем, выявив все интерпретационные возможности метафоры, обратитесь к поиску ее границ, т.е. определите, где пределы метафоры или, иными словами, какие явления в жизни и развитии общества нельзя представить, используя метафору «организм».

 

 

Семинары по теории и методологии истории (осенний семестр 2015 г.)

Семинар 1

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.