Понятие стереотипа, сущность и виды стереотипов — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Понятие стереотипа, сущность и виды стереотипов

2021-04-18 77
Понятие стереотипа, сущность и виды стереотипов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Стереотип (греч. stereos - твердый, typos - отпечаток) изначально - метафора относительно мышления, которая пришла из типографского дела, где стереотип - это монолитная печатная форма, копия с типографского набора, используемая для печатных машин. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия «стереотип», в зависимости от методологического направления научной школы.

В общем случае стереотип - это устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям и поступкам.

Механизм восприятия каждого человека своеобразен и неповторим, однако это не значит, что способность воспринимать мир определенным образом дается человеку от рождения. Восприятие формируется через активное взаимодействие человека с окружающей средой и зависит от целого ряда факторов, таких, как пол, опыт, воспитание, образование, потребности и т.д. Но не только эти характеристики оказывают влияние на формирование восприятия. Культурная и социальная среда, в которой проходит становление человека, играет значительную роль в способе восприятия им окружающей действительности. Влияние культурной составляющей восприятия можно видеть особенно отчетливо, когда мы общаемся с людьми, принадлежащими к другим культурам. Значительное количество жестов, звуков и типов поведения понимаются представителями различных культур по-разному.

Культурная принадлежность человека определяет интерпретацию им того или иного факта. Культура дает нам определенное направление в восприятии мира органами чувств, что влияет на то, как интерпретируется и оценивается информация, получаемая из окружающего мира. Например, мы довольно точно замечаем различия между людьми внутри своей культурной группы, в то время как представители других культур часто воспринимаются похожими друг на друга. Например, для большинства из нас «все азиаты на одно лицо». Можно сказать, что, подвергая большие группы людей одному и тому же воздействию, культура генерирует похожее поведение ее членов. Так формируются стереотипы.

Частным видом стереотипов являются социальные стереотипы - образцы восприятия и поведения для наиболее часто повторяющихся ситуаций. Социальные стереотипы поддаются классификации. Так, например, можно выделить этнические, религиозные, профессиональные, идеологические и возрастные стереотипы.

Основной набор поведенческих стереотипов формируется в процессе социализации личности. Причем решающая роль тут принадлежит внешним источникам социального знания, а не познавательной активности собственного «Я».

Социальные стереотипы играют огромную роль в повседневном общении благодаря ряду своих особенностей: они как бы предопределяют восприятие конкретной жизненной ситуации, потому что мы воспринимаем окружающие нас явления не напрямую, а опосредованно, через призму сложившихся в нашем сознании или усвоенных откуда-либо социальных стереотипов;

социальный стереотип «экономит мышление» за счет обезличивания и формализации общения. Выявление сходств с уже известным образцом влечет за собой стандартную реакцию, позволяет использовать уже знакомую модель поведения, действовать автоматически; стереотипы крайне стойки и зачастую передаются из поколения в поколение, даже если на самом деле далеки от реальности. Например, отношение к правителям чаще всего постоянно (позитивно или негативно) на протяжении долгого времени.

Наконец, чем дальше мы от какого-либо объекта, тем в большей степени мы попадаем под влияние коллективного опыта и тем резче и грубее социальный стереотип. Недостаток личного опыта и отсутствие возможности проверки опытным путем поступающей информации создают широкие возможности для манипулирования социальными стереотипами. Рассматриваемые ниже методы активно используются СМИ для формирования общественного мнения и, вместе с тем, не безынтересны с точки зрения практики делового общения: навешивание ярлыков: человека «подгоняют» под стереотип типа «болтун», «неудачник», «бабник», «пьяница» и т.п. Этот прием успешно используется для устранения конкурентов в политической и деловой жизни; это излюбленное средство специалистов в области интриг. Чтобы защитить себя от подобного, следует акцентировать внимание общественности на недопустимости подмены реальных фактов субъективными оценками; «блистательная неопределенность» - использование стереотипов, смысл которых неясен, неоднозначен и очень расплывчат, но вызывающих положительные эмоции, поскольку высокая оценка преобладает над неинтересным описанием. Сюда относят такие расхожие понятия, как «демократия», «права человека», «общечеловеческие ценности», «в интересах закона» и т.д. Так, например, подчиненный может воздействовать на начальника фразой «Ваше решение недемократично!», пытаясь затронуть его высокие чувства и заставить изменить это решение в свою пользу; апелляция к большинству как средство укрепления своей позиции. Сюда относятся суждения типа «по многочисленным просьбам трудящихся», «весь народ единодушно поддерживает» и т.п. В контексте делового общения подходят аргументы вроде «в коллективе есть мнение», «коллектив считает, что»; простонародность, или становление «своим парнем» - имеет в основе идентификацию с народом или подчиненными. Используется для улучшения имиджа руководителя. Приемы, используемые в этом методе, весьма разнообразны - от поездки на работу общественным транспортом до рукопожатий на улице, от лобызания деток и до зимнего купания в пруду.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.