Тема 9. Постиндустриализация как основная тенденция в современной мировой экономике — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема 9. Постиндустриализация как основная тенденция в современной мировой экономике

2021-04-18 1440315
Тема 9. Постиндустриализация как основная тенденция в современной мировой экономике 5.00 из 5.00 1438 оценок
Заказать работу

Постиндустриализация – это переход от индустриального общества к постиндустриальному.

Этот переход начался с середины ХХ века в развитых странах и будет оставаться главной тенденцией в мировой экономике начала 21 века, распространяясь   на все страны.

Вспомним историю развития человеческого общества.

   Основная часть истории человечества приходится на доиндустриальное (традиционное) общество, для которого характерно преобладание первичного сектора в экономике (сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство). В таком обществе главным экономическим ресурсом были природные ресурсы, прежде всего земля, и экономические отношения строились в основном вокруг владения землей и ее обработки. Первичный сектор до сих пор доминирует в экономике ряда наименее развитых стран.

Процесс активной индустриализации, начавшийся в 18 в., закончился в развитых странах примерно в первой половине 20 в., в большинстве постсоциальстических и некоторых развивающихся странах – ближе к концу 20 в. Главным сектором индустриальной экономики стал вторичный сектор (промышленность и строительство). В таком обществе главным ресурсом стал капитал, как в реальной форме (средства производства), так и в денежной. Экономические отношения здесь строятся в основном на базе владения и использования этого капитала. Сегодня индустриализация активно продолжается во многих развивающихся странах.

Для современного мира характерно постиндустриальное общество, для которого типично увеличение доли третичного сектора (услуг, к которым относятся наука и научное обслуживание, образование, ЖКХ, бытовое обслуживание, социальное обеспечение, индустрия отдыха, здравоохранение и физическая культура, искусство и культура, торговля, общественное питание, финансы, страхование, кредитование и т.д .) в экономике. Так, в России в третичном секторе работает уже более половины всех занятых, а в США более 75%. В постиндустриальном обществе основными ресурсами становятся знания и труд, а экономические отношения во многом определяются способностями вырабатывать и использовать новые знания. Отсюда огромное внимание к производству знаний (т.е. науке) и носителям этих знаний (т.е. высокообразованной, творческой и физически здоровой рабочей силе). Т.о. интеллектуальное развитие общества становится необычно важной предпосылкой хозяйственной жизни, а повышенное внимание к знаниям, информации приводит к тому, что постиндустриальное общество часто называют информационным.

Важнейшими чертами постиндустриальной экономики являются:

1) изменение структуры производства и потребления преимущественно за счет возрастания роли услуг;

2) рост уровня образования, прежде всего за счет высшего и среднего профессионального (в РФ 52% работающих его имеют);

3) новое отношение к труду. Для высококвалифицированных работников характерны творческое отношение к труду и высокие требования к человеческим отношениям на работе. Нередко для них это важнее, чем чисто материальные стимулы, тем более что в развитых странах заработная плата квалифицированных работников давно уже давно обеспечивает им удовлетворение повседневных нужд (полноценное питание, жилье, транспорт, медобслуживание, отдых и т.п.). иначе говоря, они стремятся к тому, чтобы работа была не только высокооплачиваемой, но и интересной, а обстановка на работе – демократической и гуманной. Это часто совпадает со стремлением их работодателей получать более высокую отдачу;

4) повышенное внимание к окружающей   среде, прежде всего через переход к устойчивому развитию. Постиндустриальное общество стремиться перейти к такому экономическому росту, который опирался бы не на природные ресурсы, а прежде всего на использование знаний и трудовых ресурсов. Это снижает нагрузку на природу и сохраняет ее для будущих поколений. Обычно меньшую нагрузку на окружающую среду оказывают наукоемкие отрасли сферы материального производства;

5) гуманизация (социализация) экономики. Создав в ходе индустриализации огромные производственные мощности в материальной сфере, современное общество теперь вкладывает средства в развитие ставших главными для него экономических ресурсов – знания и особенно человека. Т.о. основным объектом приложения инвестиций, а также расходов бюджета становятся социально-культурные отрасли. Т.е. главными становятся вложения в человеческий, а не в основной и оборотный капитал;

6) информатизация общества. Если знания (информация) приобретает все большую силу, то вложения в получение и применение их становится все более эффективными (прибыльными), спрос на них быстро растет.      В результате в современной экономике постоянно увеличивается

· численность производителей знаний (т.е. занятых в науке и научном обслуживании),

· их распространителей (информационных сетей, учебных заведений, инновационных фирм),

· и потребителей (которыми становится все общество).

Общество становится все более насыщенным знаниями и тягой к ним, превращаясь в информационное, компьютеризированное общество;

7) ренессанс малого бизнеса. Быстрое обесценение старых знаний и еще более быстрое распространение новых, высокий уровень доходов значительной части общества ведут к быстрому обновлению и высокой дифференциациивыпускаемой продукции.                                                  В этих условиях более жизнеспособными становятся малые предприятия, причем не только в сфере услуг, но и в сфере материального производства.  К тому же в обществе, где главные лимитирующие ресурсы – знания и труд, а не земля и капитал, квалифицированные и предприимчивые люди имеют больше шансов на ведение собственного бизнеса. (Например в доля малых и средних предприятий в ВВП ведущих развитых стран превышает 50%, в РФ пока -10%);

8) глобализация – это процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и знаний. В сущности, это более высокая стадия интернационализации, ее дальнейшее развитие: т.е. мир становится единым рынком для десятков тысяч ТНК и к тому же все регионы открыты для их деятельности.

Целью современных ТНК становится не столько максимизация прибыли, сколько максимизация рынка. В противном случае конкуренты из других регионов могут вытеснить их не только с зарубежных рынков, но и с национального, как это произошло в 90-е гг. со многими российскими компаниями, особенно по производству потребительских товаров. Т.о. глобализация делает международную конкуренцию обычным явлением и на внутреннем рынке.

Однако в мировой экономике существует также явление регионализации, под которой понимают ориентацию страны на свой и соседние регионы мира. Причем данное явление характерно для внешнеэкономической деятельности не только для национальных, но и транснациональных компаний. Примером является внешняя торговля РФ:

В среднем (2015 – 2016 гг):

§ 12 % российского экспорта и импорта товаров приходится на СНГ;

§ 46 % на страны Европы;

§ 12 % на Китай;

§ 3,5 % на Японию.

Резюме: 1) более 70 % внешнеторгового оборота РФ приходится на соседние страны и регионы.

Хотя Россия активно торгует и со многими отдаленными странами (Например, на США приходится более 4 % внешнеторгового оборота РФ).

  2) крупнейшим торговым партнером России является Европейский союз.

Хотя доля ЕС в страновой структуре внешней торговли России из года в год падает, она по-прежнему составляет лишь немногим меньше 50%.

По статистике федеральной таможенной службы доля ЕС в структуре внешней торговли РФ составляла:

§ в 2012 г. – 52 %;

§ в 2013 г. - 49,4 %;

§ в 2014 г. - 48 %;

§ в 2015 г. -  46,8 %.

3) в абсолютных цифрах крупнейшими торговыми партнерами России среди отдельных стран по данным таможенной службы РФ за январь-июнь 2016 г. являются:

1 место. Китай - 28,3 млрд.$ (13,5 % в структуре внешней торговли РФ);

2 место. Германия – 18,2 млрд. $ (8,7 %);

3 место. Голландия - 15,5 млрд. $ (7,4 %);

4 место. Белоруссия – 11,2 млрд. $ (5,4%);

5 место. Италия – 9,2 млрд. $ (4,4 %).

Воздействие постиндустриализации на мировое хозяйство:

1) изменяется структура производства и потребления мирового ВВП, постепенно сдвигаясь в сторону сферы услуг;

2) все больший упор страны делают на использование знаний, трудовых, а не природных ресурсов, т.е. переход на наукоемкие технологии замедляет спрос этих стран на природные ресурсы. Продолжается снижение в мировой торговле доли продукции сельского хозяйства и добывающей промышленности. Например, в 1937 г. на эту продукцию приходилось 61 % мирового экспорта товаров, в 1960 г. – 45 %, в 1996 г. – 23 % (остальное составляли изделия обрабатывающей промышленности, т.е. готовые изделия);

3) быстро растет международная торговля знаниями (международная передача технологии);

4) обилие и доступность экономической информации в сочетании с удешевлением средств связи и транспорта стало мощным стимулом для международного движения капитала, т.е. расширение сети ТНК.

 

 

Тема 10 ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

 

В последней трети ХХ века человечество осознало, что на мировое хозяйственное развитие все большее влияние стали оказывать проблемы, получившие название глобальных, а в научный обиход был введет термин «глобалистика» как специфическое направление международных экономических исследований.

Большинство исследователей сходится в том, что несмотря на все разнообразие глобальных проблем, они обладают общей спецификой, выделяющих их на фоне других проблем мировой экономики.

Специфические признаки глобальных проблем:

1) носят общемировой характер, т.е. затрагивают интересы и судьбы всего человечества;

2) угрожают человечеству серьезным регрессом в условиях жизни и дальнейшем развитии производительных сил (или даже гибелью человеческой цивилизации как таковой);

3) нуждаются в срочном и неотложном решении;

4) взаимосвязаны между собой;

5) требуют для своего решения совместных действий всего мирового сообщества.

 

Исходя из этих признаков, к глобальным относя след. проблемы мирового развития:

1. Проблема преодоления бедности и отсталости.

В современном мире бедность и отсталость характерны прежде всего для РС, где проживает почти 2/3 населения Земли. Поэтому данную глобальную проблему часто называют проблемой преодоления бедности и отсталости развивающихся стран.  

Пути преодоления бедности и отсталости:

1) разработка в развив.странах эффективных национальных стратегий развития, опирающихся на внутренние экономические ресурсы на основе комплексного подхода (либерализация хозяйственной жизни и преобразование аграрных отношений, реформа образования, улучшение системы здравоохранения, смягчение неравенства, рациональная демографическая политика, решение проблем занятости);  

2) официальная помощь со стороны развитых стран в виде предоставления финансовых ресурсов;

3) привлечение иностранных частных инвестиций, а также банковских займов.

   2. Проблема мира и демилитаризации

Проблема необходимости сохранения мира на Земле и избежания разрушительной ядерной войны, воспринимавшиеся еще до недавнего времени как проблема номер один, в настоящее время утратила прежнюю остроту и фатальность.

Т.к. изменение политической обстановки в мире, начавшееся в середине 70-х гг. (получившее название «разрядка»), и окончание «холодной войны» в конце 80-х гг. постепенно привели к прекращению противостояния двух систем.       

Современные аспекты проблемы поддержания мира:

1) увеличение числа локальных конфликтов по поводу территориальных, этнических и религиозных разногласий;

2) расширение «клуба» ядерных держав (Индия, Пакистан) – реальная угроза расползания ядерного оружия, которое находится за пределами международного регулирования;      

3) проблема международного терроризма.

3. Продовольственная проблема

Включает:

1) проблему дефицита продуктов питания;

2) проблема несбалансированности питания. Н.для России характерно не столько снижение энергетической ценности потребляемого продовольствия, сколько ухудшение структуры питания. Т.е. душевое потребление наиболее важных продуктов (мясо, молоко, масло, сахар) находится значительно ниже медицинских норм, рекомендованных для полноценного питания.

Пути решения: если раньше (70-80 гг.) наиболее важная роль отводилась продовольственной помощи, то сейчас акцент сместился на оказание содействия развитию национального с/х-ва, а именно:

· распространение новых высокоурожайных сортов культур в нуждающихся странах;    

· передача им достижений в области биотехнологии;

· разработка и помощь в осуществлении проектов расширения производства продовольствия;

· строительство объектов инфраструктуры в сельской местности и т.п.

Проблема природных ресурсов

Рассматривается как две отдельные проблемы: энергетическая и сырьевая, а именно проблема их исчерпаемости и нехватки.   

Пути решения:

1) энерго- и ресурсосберегающие технологии;

2) использование альтернативных видов сырья и энергии (солнечную, ветровую, приливов и отливов, биомассы) и т.п.

  5. Экологическая проблема

Условно эту проблему можно разделить на две составные части:

а) деградация окружающей природной среды в результате нерационального природопользования (Н. обезлесение (т.е. сокращение площади лесов), истощение земельных ресурсов, запасов полезных ископаемых и т.п.)

В качестве мер здесь необходимо рассматривать максимально возможное замедление темпов исчерпания природных ресурсов.

б) загрязнение природной среды отходами человеческой деятельности.

Здесь необходимо предусматривать возможность минимизации их количества на основе внедрения малоотходных, безотходных, ресурсосберегающих технологий.

Основой формирования нового типа эколого-экономического роста должна стать концепция УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ, под которым понимают такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности.                             

В настоящее время существует 2 пути практической реализации этой концепции:

1 подход – это стратегия «тотальной очистки», которая связывает устойчивое развитие человечества с экологически чистой энергетикой, безотходными технологиями, замкнутыми циклами производства. Данный подход исходит из того, что изменения в окружающей среде и деградация экологических систем являются следствием неправильного ведения хоз-ва и могут быть устранены путем такой его перестройки, которая не будет угнетать окружающую среду. Однако создание абсолютно замкнутого технологического цикла сегодня или невозможно, или слишком дорого. Поэтому внедрить в жизнь в полной мере концепцию устойчивого развития в соответствии с первым подходом не представляется возможным.

    2 подход – это стратегия ограниченного потребления. Она основывается на том, что человечество потребляет слишком много природных ресурсов, и именно это вызывает их истощение и деградацию окружающей природной среды.  

Т.о. оба подхода исходят из того, что главным источником экологических проблем служит слишком высокий уровень потребления природных благ.                                                                                                                                                         

  6. Демографическая проблема

Она заключается в неблагоприятных для экономического развития динамике населения и сдвигах в его возрастной структуре. Данная проблема складывается по разному в развивающихся и развитых, а также постсоциалистических странах.

Эта проблема имеет два аспекта:

1) Демографический взрыв в ряде развивающихся стран и регионов, который «обесценивая» накопления, препятствует экономическому росту и увековечивает хозяйственную, социальную и культурную отсталость этих стран.

Что касается решения этого аспекта, то согласно концепции демографического перехода повышение уровня экономического развития в конечном счете ведет к замедлению прироста населения. Ожидается, что во второй половине 21 века население Земли стабилизируется на  уровне 10,5 млрд.человек, поэтому перенаселение мировой экономике (но не отдельным странам) в целом не угрожает.

2) Суженное воспроизводство населения (означает: низкая рождаемость - низкая смертность – невысокий естественный прирост)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  в развитых странах и депопуляция  (означает естественную убыль населения вследствие устойчивого превышения смертности над рождаемостью) в ряде постсоциалистических стран ведут к  демографическому старению их населения и в перспективе могут блокировать экономическое развитие этих стран.

Что касается данного процесса, то его в современных условиях можно замедлить, но не остановить.        

 

  7. Проблема развития человеческого потенциала

Существует в следующих аспектах:

1) на формирование человеческого потенциала все большее влияние оказывает возрастающая интернационализация жизни человечества.

Т.е знания, вкусы и эстетические представления благодаря современным средствам связи и транспорта распространяются с небывалой быстротой. Они образуют новый сложный, часто противоречивый сплав с традициями и ценностями, существующими в национальном обществе.

2) Возникновение взаимоисключающих тенденций: с одной стороны, это все более возрастающая индивидуализация трудовой деятельности, с другой – необходимость наличия навыков к работе в коллективе для решения сложных производственных или управленческих задач методом «мозговой атаки».

3) отдельная задача в области образования – это ликвидация неграмотности. Подавляющая часть неграмотных приходится на развивающиеся страны. Так, в Африке и Южной Азии неграмотные составляют более 40 % взрослого населения.

  8. Новые и нарождающиеся глобальные проблемы

8.1 Проблема изучения и освоения Мирового океана;

8.2 Проблема освоения космического пространства.

 

 

 

 

Список литературы

        

1 Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 884 с.

2 Мировая экономика: учебник для бакалавров / под ред. Б.М.Смитиенко – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 590 с.

3 Пономарева Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Пономарева Е.С., Кривенцова Л.А., Томилов П.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.— 287 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8098.— ЭБС «IPRbooks»

4  Короткова Т.Л. Мировая экономика. Краткий курс для бакалавров [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Короткова Т.Л.— Электрон. текстовые данные.— М.: Финансы и статистика, 2011.— 192 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12437.— ЭБС «IPRbooks»

5  Щербанин Ю.А. Мировая экономика [Электронный ресурс]: учебник/ Щербанин Ю.А., Грибанич В.М., Дрыночкин А.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 519 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8097.— ЭБС «IPRbooks»

6   Ломакин В.К. Мировая экономика [Электронный ресурс]: учебник/ Ломакин В.К.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 671 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15400.— ЭБС «IPRbooks»

 

 

УДК 331

 

 

Автор учебно-методического пособия – Михайлова Ольга Михайловна, старший преподаватель кафедры ЭиУ

 

 

Учебно-методическое пособие. Краткий курс лекций по дисциплине «Мировая экономика» для студентов направление подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (все формы обучения) – Новоуральск, НТИ НИЯУ МИФИ, 2017. - 72 с.

 

Сдано в печать                            Формат А4           Бумага писчая

Печать плоская                           Уч.-изд.л.              Тираж 100 экз.

Заказ 11 Издательство НтИ НИЯУ МИФИ Лицензия ИД №00751 г. Новоуральск, Ленина, 85

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.