История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2021-04-18 | 554 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Возникающие в повседневной жизни
Тема 1. Терроризм - проблема безопасности человечества.
Действия населения и руководителя при возникновении ЧС социального характера. Краткая история терроризма. Основы противодействия терроризму.
Тема 2. Порядок прогнозирования экстремальных ситуаций и безопасное поведение, действия руководителя при их возникновении.
Прогнозирование ЧС природного, техногенного и социального характера. Криминальные опасности и защита от них.
Тема 3. Действия граждан и руководителя при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Действия человека в условиях автономного существования. Спасение утопающего. Действие электрического тока и молнии на организм, оказание помощи пострадавшим. Безопасность на транспорте. Действия при пожаре в здании. Средства пожаротушения. Действия при выбросе хлора, аммиака, сернистого ангидрида и других АХОВ. Действия в районе радиоактивного загрязнения. Понятие о дегазации, дезактивации, дезинфекции. Оказание помощи пострадавшим в бессознательном состоянии. Признаки клинической и биологической смерти. Проведение сердечно-легочной реанимации.
Раздел 3. Защита населения и территорий
При чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время
Тема 1. Организация и проведение аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Понятие об аварийно-спасательных и других неотложных работах в очаге чрезвычайной ситуации. Оказание помощи пострадавшим.
Тема 2. Гражданская оборона и ее задачи.
Сигналы гражданской обороны (далее ГО) и действия по ним населения. Основные направления (пути и способы) повышения устойчивости работы объектов экономики в чрезвычайных ситуациях.
|
Тема 3. Современные средства поражения, их характеристика.
Ядерное оружие. Химическое оружие. Бактериологическое оружие. Обычные средства поражения.
Тема 4. Средства коллективной и индивидуальной защиты.
Убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия. Средства индивидуальной защиты.
Тема 5. Приборы радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля.
Радиометры, их назначение. Дозиметрические приборы. Войсковой прибор химической разведки.
Раздел 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Тема 1. Культура безопасности жизнедеятельности
Вопросы к занятию:
1. Современный комплекс проблем безопасности.
2. Понятие об экологической, духовной, информационной безопасности.
3. Патриотическое воспитание граждан как основа формирования человека безопасного типа.
4. Экологические проблемы современности.
Задание. Выполните практическую работу №1.
Практическая работа 1
Стратегия выживания человечества и концепция устойчивого развития
Цель работы:Проанализировать предпосылки выживания человечества в условиях научно-технического прогресса.
Теоретическая часть
Человек живет на планете Земля, населенной множеством других живых организмов. Все они в совокупности образуют биосферу – живую оболочку планеты. Любой живой организм стремится преобразовать природу «в своих целях», одновременно испытывая воздействие окружающей среды:
Человек не является исключением, напротив, в процессе своей деятельности он взаимодействует с окружающей средой, оказывая на нее воздействие и испытывая обратное действие среды, которое может быть для него как полезным, так и вредным.
В XX веке бытовало мнение, что с развитием научно-технического прогресса человек постепенно утрачивает свою зависимость от природы (от сурового климата, капризов погоды, стихийных бедствий и т. п.). Отчасти так и произошло: жители больших городов не страдают от сильных морозов в теплых домах, не испытывают голода в результате засухи и т.д. Но оказалось, что воздействие человека на природу за последние столетия настолько усилилось, что это привело к существенному изменению биосферы. В результате хозяйственной деятельности человека исчезают леса, меняется климат, мелеют реки, деградируют почвы. Это означает, что изменения окружающей среды под влиянием антропогенных факторов стали принимать не локальный, а глобальный характер. Причем эти изменения далеко не всегда благоприятны для человека. Во второй половине XX века активно развивается экология – наука об окружающей среде. Постепенно сформировались представления о том, что любой вид живых организмов может выжить только в условиях сохранения своей среды обитания. Антропогенная деятельность приводит к нарастающему давлению на природу и может привести к разрушению биосферы. В этом случае будут подорваны биологические основы выживания человека как вида.
|
В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН по окружающей среде и развитию, где была принята программа действий, направленная на достижение устойчивого, экологически приемлемого развития цивилизации в XXI веке. Главный принцип устойчивого развития – коэволюция, то есть совместная эволюция природы и человека. Общество может жить и развиваться только внутри биосферы и за счет ее ресурсов, поэтому оно заинтересовано в ее сохранении. Однако из-за того, что эволюция природы идет очень медленно, а социальная эволюция человека – очень быстро, многие процессы деформируются, в частности, многие виды, не успевая приспособиться, вымирают, нарушая устойчивость экосистем. Человечество должно сознательно ограничить свое воздействие на природу, чтобы сохранить возможность дальнейшей коэволюции.
При формировании программы устойчивого развития на конференции ООН в 1992 году были использованы идеи отечественного ученого В.И. Вернадского. В.И. Вернадский создал учение о ноосфере, «сфере разума». Под ноосферой он понимал область наиболее тесного взаимодействия и взаимного влияния человека и природы.
Практическая часть
В своих трудах В.И. Вернадский указал на ряд конкретных условий, которые необходимы для обеспечения выживания человечества. Эти условия были рассмотрены на конференции ООН по окружающей среде и развитию в процессе формирования концепции устойчивого развития:
|
1. Заселение человеком всей планеты.
2. Резкое преобразование средств связи.
3. Усиление политических и экономических связей между всеми странами Земли.
4. Преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.
5. Расширение границ биосферы и выход в космос.
6. Открытие новых источников энергии.
7. Равенство людей всех рас и религий.
8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.
9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государстве условий, благоприятных для свободной научной мысли.
10. Продуманная система народного образования и подъем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни.
11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.
12. Исключение войн из жизни общества.
В конце ХХ века А.Г. Бусыгин на основе этих положений сформулировал «Ноосферные нормы поведения людей Земли», необходимые для выживания человечества:
1. Признать приоритетными общечеловеческими ценностями жизнь как таковую, экологические блага и здоровье человека.
2. Признать, что для сохранения в биосфере человеческой популяции в первую очередь необходимо изменить мышление основной массы человечества с антропоцентрического на экологоцентрическое.
3. Руководствоваться в своих действиях тем, что человек занимает в биосфере двоякое положение – он не только потребитель природы, но и неотъемлемая её часть, полностью зависимая от окружающей среды.
4. Осознать, что у человечества только тогда появится шанс на выживание, если решением экологических проблем будут совместно заниматься люди всех наций, рас и вероисповеданий.
|
5. Принять как руководство к действию, представление о том, что экологический кризис выдвинул перед человечеством принципиально новые сложнейшие эколого-социально-экономические задачи, требующие от всех людей, живущих на Земле, качественно иного (интегративного) уровня образования.
6. Признать, что относительная утрата человечеством инстинкта самосохранения является следствием глобального размежевания наук на науки о живом и неживом.
7. Перестроить систему обучения и воспитания населения Земли, положив в её основу две аксиомы десмоэкологии - «всё связано со всем и все связаны со всеми» и «живое и неживое – это сиамские близнецы», разрыв которых смертелен для обоих.
8. Человечеству необходимо философию выживания превратить в конкретные дела – не допускать бесконтрольного роста численности населения Земного шара и экологических правонарушений, беспрерывно следить за состоянием окружающей среды.
9. Специалисты должны разрабатывать только «экологосовместимые», ресурсоэкономные технологии, подвергать их экологической экспертизе, исходя из аксиом экологии что «природа исчерпаема» и в природе нет такого понятия, как «мусор».
Экологические императивы неотвратимы и должны лечь в основу жизненной стратегии каждого человека, а также национальной, региональной и мировой политики. Отрицание этого требования вызывает угрозу деградации среды жизни человечества.
Вопросы и задания:
1. Какие условия В.И. Вернадского стали реальностью в наше время?
2. Какие из этих условий не выполняются в наше время? Приведите конкретные примеры.
3. Как эти условия помогут достичь своей основной цели – выживания человечества? Обоснуйте свой ответ.
4. Возможно ли, по Вашему мнению, выполнение всех этих условий в ближайшем историческом времени?
5. Задание:
Сравнить основные положения учения В.И. Вернадского и «Ноосферные нормы поведения людей Земли» А.Г. Бусыгина. Описание представить в виде таблицы, выписать цитаты.
Наименование проблемы | Учение В.И. Вернадского | «Ноосферные нормы…» А.Г. Бусыгина |
Глобальные проблемы современности: 1.Проблемы, связанные с главными социальными вопросами 2.Проблемы, касающиеся отношений человека и окружающей среды 3.Проблемы отношений человека и общества | ||
Общечеловеческие ценности | ||
Проблемы свободомыслия, равенства людей |
Сделайте выводы:
Является ли ноосфера В.И. Вернадского утопией или реальной стратегией выживания? Что, по Вашему мнению, ожидает человечество в будущем?
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!