Раздел 2. Глобальные угрозы и опасности, — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Раздел 2. Глобальные угрозы и опасности,

2021-04-18 554
Раздел 2. Глобальные угрозы и опасности, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Возникающие в повседневной жизни

 

Тема 1. Терроризм - проблема безопасности человечества.

Действия населения и руководителя при возникновении ЧС социального характера. Краткая история терроризма. Основы противодействия терроризму.

Тема 2. Порядок прогнозирования экстремальных ситуаций и безопасное поведение, действия руководителя при их возникновении.

Прогнозирование ЧС природного, техногенного и социального характера. Криминальные опасности и защита от них.

Тема 3. Действия граждан и руководителя при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Действия человека в условиях автономного существования. Спасение утопающего. Действие электрического тока и молнии на организм, оказание помощи пострадавшим. Безопасность на транспорте. Действия при пожаре в здании. Средства пожаротушения. Действия при выбросе хлора, аммиака, сернистого ангидрида и других АХОВ. Действия в районе радиоактивного загрязнения. Понятие о дегазации, дезактивации, дезинфекции. Оказание помощи пострадавшим в бессознательном состоянии. Признаки клинической и биологической смерти. Проведение сердечно-легочной реанимации.

 

Раздел 3. Защита населения и территорий

При чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время

Тема 1. Организация и проведение аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Понятие об аварийно-спасательных и других неотложных работах в очаге чрезвычайной ситуации. Оказание помощи пострадавшим.

Тема 2. Гражданская оборона и ее задачи.

Сигналы гражданской обороны (далее ГО) и действия по ним населения. Основные направления (пути и способы) повышения устойчивости работы объектов экономики в чрезвычайных ситуациях.

 

Тема 3. Современные средства поражения, их характеристика.

Ядерное оружие. Химическое оружие. Бактериологическое оружие. Обычные средства поражения.

 

Тема 4. Средства коллективной и индивидуальной защиты.

Убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия. Средства индивидуальной защиты.

 

Тема 5. Приборы радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля.

Радиометры, их назначение. Дозиметрические приборы. Войсковой прибор химической разведки.

Раздел 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

Тема 1. Культура безопасности жизнедеятельности

 

Вопросы к занятию:

1. Современный комплекс проблем безопасности.

2. Понятие об экологической, духовной, информационной безопасности.

3. Патриотическое воспитание граждан как основа формирования человека безопасного типа.

4. Экологические проблемы современности.

Задание. Выполните практическую работу №1.

 

Практическая работа 1

Стратегия выживания человечества и концепция устойчивого развития

Цель работы:Проанализировать предпосылки выживания человечества в условиях научно-технического прогресса.

 

Теоретическая часть

Человек живет на планете Земля, населенной множеством других живых организмов. Все они в совокупности образуют биосферу – живую оболочку планеты. Любой живой организм стремится преобразовать природу «в своих целях», одновременно испытывая воздействие окружающей среды:

Человек не является исключением, напротив, в процессе своей деятельности он взаимодействует с окружающей средой, оказывая на нее воздействие и испытывая обратное действие среды, которое может быть для него как полезным, так и вредным.

 

В XX веке бытовало мнение, что с развитием научно-технического прогресса человек постепенно утрачивает свою зависимость от природы (от сурового климата, капризов погоды, стихийных бедствий и т. п.). Отчасти так и произошло: жители больших городов не страдают от сильных морозов в теплых домах, не испытывают голода в результате засухи и т.д. Но оказалось, что воздействие человека на природу за последние столетия настолько усилилось, что это привело к существенному изменению биосферы. В результате хозяйственной деятельности человека исчезают леса, меняется климат, мелеют реки, деградируют почвы. Это означает, что изменения окружающей среды под влиянием антропогенных факторов стали принимать не локальный, а глобальный характер. Причем эти изменения далеко не всегда благоприятны для человека. Во второй половине XX века активно развивается экология – наука об окружающей среде. Постепенно сформировались представления о том, что любой вид живых организмов может выжить только в условиях сохранения своей среды обитания. Антропогенная деятельность приводит к нарастающему давлению на природу и может привести к разрушению биосферы. В этом случае будут подорваны биологические основы выживания человека как вида.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН по окружающей среде и развитию, где была принята программа действий, направленная на достижение устойчивого, экологически приемлемого развития цивилизации в XXI веке. Главный принцип устойчивого развития – коэволюция, то есть совместная эволюция природы и человека. Общество может жить и развиваться только внутри биосферы и за счет ее ресурсов, поэтому оно заинтересовано в ее сохранении. Однако из-за того, что эволюция природы идет очень медленно, а социальная эволюция человека – очень быстро, многие процессы деформируются, в частности, многие виды, не успевая приспособиться, вымирают, нарушая устойчивость экосистем. Человечество должно сознательно ограничить свое воздействие на природу, чтобы сохранить возможность дальнейшей коэволюции.

При формировании программы устойчивого развития на конференции ООН в 1992 году были использованы идеи отечественного ученого В.И. Вернадского. В.И. Вернадский создал учение о ноосфере, «сфере разума». Под ноосферой он понимал область наиболее тесного взаимодействия и взаимного влияния человека и природы.

Практическая часть

В своих трудах В.И. Вернадский указал на ряд конкретных условий, которые необходимы для обеспечения выживания человечества. Эти условия были рассмотрены на конференции ООН по окружающей среде и развитию в процессе формирования концепции устойчивого развития:

1. Заселение человеком всей планеты.

2. Резкое преобразование средств связи.

3. Усиление политических и экономических связей между всеми странами Земли.

4. Преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.

5. Расширение границ биосферы и выход в космос.

6. Открытие новых источников энергии.

7. Равенство людей всех рас и религий.

8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.

9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государстве условий, благоприятных для свободной научной мысли.

10. Продуманная система народного образования и подъем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни.

11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.

12. Исключение войн из жизни общества.

В конце ХХ века А.Г. Бусыгин на основе этих положений сформулировал «Ноосферные нормы поведения людей Земли», необходимые для выживания человечества:

1. Признать приоритетными общечеловеческими ценностями жизнь как таковую, экологические блага и здоровье человека.

2. Признать, что для сохранения в биосфере человеческой популяции в первую очередь необходимо изменить мышление основной массы человечества с антропоцентрического на экологоцентрическое.

3. Руководствоваться в своих действиях тем, что человек занимает в биосфере двоякое положение – он не только потребитель природы, но и неотъемлемая её часть, полностью зависимая от окружающей среды.

4. Осознать, что у человечества только тогда появится шанс на выживание, если решением экологических проблем будут совместно заниматься люди всех наций, рас и вероисповеданий.

5. Принять как руководство к действию, представление о том, что экологический кризис выдвинул перед человечеством принципиально новые сложнейшие эколого-социально-экономические задачи, требующие от всех людей, живущих на Земле, качественно иного (интегративного) уровня образования.

6. Признать, что относительная утрата человечеством инстинкта самосохранения является следствием глобального размежевания наук на науки о живом и неживом.

7. Перестроить систему обучения и воспитания населения Земли, положив в её основу две аксиомы десмоэкологии - «всё связано со всем и все связаны со всеми» и «живое и неживое – это сиамские близнецы», разрыв которых смертелен для обоих.

8. Человечеству необходимо философию выживания превратить в конкретные дела – не допускать бесконтрольного роста численности населения Земного шара и экологических правонарушений, беспрерывно следить за состоянием окружающей среды.

9. Специалисты должны разрабатывать только «экологосовместимые», ресурсоэкономные технологии, подвергать их экологической экспертизе, исходя из аксиом экологии что «природа исчерпаема» и в природе нет такого понятия, как «мусор».

Экологические императивы неотвратимы и должны лечь в основу жизненной стратегии каждого человека, а также национальной, региональной и мировой политики. Отрицание этого требования вызывает угрозу деградации среды жизни человечества.

 

Вопросы и задания:

1. Какие условия В.И. Вернадского стали реальностью в наше время?

2. Какие из этих условий не выполняются в наше время? Приведите конкретные примеры.

3. Как эти условия помогут достичь своей основной цели – выживания человечества? Обоснуйте свой ответ.

4. Возможно ли, по Вашему мнению, выполнение всех этих условий в ближайшем историческом времени?

5. Задание:

Сравнить основные положения учения В.И. Вернадского и «Ноосферные нормы поведения людей Земли» А.Г. Бусыгина. Описание представить в виде таблицы, выписать цитаты.

Наименование проблемы Учение В.И. Вернадского «Ноосферные нормы…» А.Г. Бусыгина
Глобальные проблемы современности: 1.Проблемы, связанные с главными социальными вопросами 2.Проблемы, касающиеся отношений человека и окружающей среды 3.Проблемы отношений человека и общества    
Общечеловеческие ценности    
Проблемы свободомыслия, равенства людей    

 

Сделайте выводы:

Является ли ноосфера В.И. Вернадского утопией или реальной стратегией выживания? Что, по Вашему мнению, ожидает человечество в будущем?


 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.