Цикл подгрупповых логопедических занятий для детей с нарушением произношения отдельных звуков и ФФН. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Цикл подгрупповых логопедических занятий для детей с нарушением произношения отдельных звуков и ФФН.

2021-04-18 81
Цикл подгрупповых логопедических занятий для детей с нарушением произношения отдельных звуков и ФФН. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цикл подгрупповых логопедических занятий для детей с нарушением произношения отдельных звуков и ФФН.

 

 

Объяснительная записка.

 

Данные планы-конспекты логопедических занятий составлены для логопедов, работающих на логопедических пунктах ГБОУ

общеобразовательного типа. Они могу частично или полностью использоваться в специальных логопедических группах ДОУ и речевых общеобразовательных учреждений.

С небольшими изменениями (в основном объема) этими планами-конспектами можно пользоваться в работе с детьми 4-6 лет с нарушением произношения отдельных звуков и не резко выраженным лексико-грамматическим недоразвитием. (В случае отсутствия последнего, соответствующий этап коррекционного занятия можно опустить.)

Данный цикл рассчитан на 10-12 занятий, которые проводятся 4 раза в неделю перед индивидуальной коррекционной работой. Продолжительность занятий зависит от возраста детей. Обычно от 20 до35 минут, с обязательной динамической паузой в середине занятия. Во время логопедического тренинга для снятия напряжения и концентрации внимания проводятся психогимнастические упражнения.

 

 

Цели логопедического тренинга.

 

- Вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них.

- Подготовить артикуляционный аппарат к коррекционному процессу.

- Научить детей проводить самомассаж и гимнастику языка, мимических мышц лица.

- Развивать слуховое внимание и речеслуховую память.

- Совершенствовать мелкую моторику рук. Пальчиковый массаж и гимнастика.

- Уточнить и расширить словарь по некоторым лексическим темам (темы выбирает логопед после обследования детей)

- Уточнить употребление некоторых грамматических форм, в которых дети допускают ошибки.

- Дать первоначальное понятие о звуках речи.

- Работать над просодическими компонентами речи.

- Упражнять в умении ориентироваться в пространстве.

 

Оборудование:

Зубочистки, речевые палочки, грецкие орехи, массажные ёжики, граненые карандаши, мячики-попрыгунчики, бельевые прищепки, плакатики с изображением органов артикуляции, аудиозапись динамической паузы, ватные диски, индивидуальные зеркала, поддувалочки (листочки, птички, фонтанчики и др.), резиновые игрушки или эспандеры, комплект карточек с упражнениями артикуляционной гимнастики.

 

 

Конспект №1

 

Конспект № 2

 

Конспект № 3

 

Тема: «В гостях у Язычка»

Цели: познакомить с артикуляционными упражнениями: «Часики», «Чистим зубки», «Месим тесто», «Блинчик», «Вкусное варенье».

- повторить выученные упражнения;

- продолжать работу по развитию мелкой моторики;

- продолжить работу над просодикой речи;

- отрабатывать умение образовывать слова с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффикса увеличения и ИЩ по теме «Фрукты»;

- начать знакомство со слоговой структурой слова.;

- развивать слуховое внимание и память.

 

Оборудование: артикуляционные карточки, массажные мячи, карточки с цифрами от 1 до 5, зубочистки, салфетки, карточки с фруктами, эспандеры.

 

1. Приветствие

 

2. Грамматическон упражнение «Фрукты для гнома Маляки»(детям раздаются картинки с изображением разных фруктов)

 

Л.-К нам в гости пришёл гном Маляка.(показ игрушки или картинки)Он очень любит разные фрукты, но их надо сделать маленькими, чтобы гном мог их сам взять. Сядет тот, кто скажет название фрукта для гнома Маляки. Дети дают развёрнутый ответ. Например: - Я угощу гнома яблочком. Потом ставят картинку под изображением гнома и садятся.

 Л.- Какие хорошие, вкусные фрукты вы подарили гному. Много их стало.

   Игра «Что спрятал гном? Какого фрукта не стало?»(логопед прячет картинки, а дети отвечают)

 Л.- Гном немного волшебник. Смотрите, была одна слива, а стало 5 слив. Логопед ставит над картинкой сливы цифру 5.Аналогично с числом 2. Игра повторяется с другим фруктом.

Л.- Молодцы! Игра «Продолжайте»

    Яблоко большое, а ананас ………(больше)

     Вишня кислая, а лимон……….(кислее)

      Груша сочная, а апельсин…….(сочнее)

  -Молодцы!

 

3. Пальчиковый тренинг (См. занятие № 2)

4. Динамическая пауза (См. занятие № 2)

5. Артикуляционный тренинг. С этого занятия артикуляционная гимнастика проводится в форме сказки о Весёлом Язычке.(См. приложение)По ходу сказки повторяются все упражнения, вводятся новые (указаны в целях) Отрабатывается фрагмент до прогулки Язычка.

 

6. Массаж пальцев рук и мимической мускулатуры лица.(комплекс «Солнышко проснулось» см. в Приложении) Силовая гимнастика с эспандерами.

Эспандеры должны быть в виде резинового кольца. Хорошо, если они будут разными по упругости: менее тугие - для девочек, более тугие- для мальчиков.

Эспандер берётся в одну руку и сжимается на каждый слог. После каждой строки руки меняются.

                         Я сожму своё кольцо –

                         Буду сильным молодцом,

                         Буду слабых защищать,

                         Буду младшим помогать.

Можно и продолжить.

                          Пополам его согну

                          И восьмёркой заверну.

7. Работа над просодикой.

1)Пропевание гласных. (повторяем песенку гласных. Уточняем почему гласные так называются.)

  Будь внимателен, смотри

  Где звук тянется, – тяни. А. А! А? АА.АА! АА?

2)Работа над слоговой структурой слога.

  Игра «Угадай слово»

Л.- Гном Маляка хочет загадать вам слово, а вы угадайте какое.

  Вот две картинки: банан и апельсин. Вот как можно простучать эти слова. Дети тренируются, а потом начинается игра. Даются пары картинок. Название одной отстукивается. Дети угадывают какой

3)Скороговорка Архип у нас, Апанас у вас. Проговаривание с выделением разных слов.

 

8. Ритуал прощания. Оценка работы детей. Рекомендации. Дома рекомендуется                     вспомнить разные игрушки.

 

Конспект № 4

 

Тема: «Прогулка Язычка»

Цели: - познакомить с упражнениями: «Поймай мышку», «Котёнок пьёт молоко», «Киска сердиться», «Лошадка», «Грибок», «Барабан»;

- уточнить представления по лексической теме «Домашние животные»;

- дать понятие «согласный звук», познакомить с «Домиком звуков»;

- работать над развитием пальцевой моторики;

- совершенствовать артикуляционную моторику;

- работать над просодикой, речевым дыханием;

 

Оборудование: карточки с артикуляционными упражнениями, орешки, бельевые прищепки, зубочистки, баночки для мыльных пузырей, картинки с домашними животными(корова, коза, овца, лошадь, кошка, собака, кролик)

 

1. Приветствие. Ознакомление с планом занятия.

2. Лексическое упражнение по теме: Домашние животные»

Л.- Загадку звуковую вы отгадайте.Чей это голос скорей называйте! Далее логопед изображает разных домашних животных. После отгадывания задаётся вопрос: Как назвать голос……(коровы)?Что делала ……..(корова)? Ребёнок первым угадавший название животного получает картинку с его изображением, ставит её на наборное полотно и садится.

Л.- Как назвать одним словом этих животных.? Почему так называются?

- Вместе с взрослыми животными пришли их малыши. Давайте поможем им найти своих родителей. Игра «Кто у кого?»

- Игра «Чей, чья,чьё, чьи?»(употребление притяжательных прилагательных)

Примечание: все игры использовать не надо. Отбирается та игра, что подходит для данной группы(уровень речевого развития).

 

3. Пальчиковый тренинг

«Пальцы - дружная семья» (см. конспект № 1)

 

«Котята»

Во двое у брата бегали котята.

Испугались щелчка – разбежались кто куда! (все пальцы по очереди отталкиваются от большого, изображают щелчки.

 

«Кошкина дочка»

У кошкиной дочки на лапках коготочки.(шевелить всеми пальцами)

Ты их прятать не спеши, пусть посмотрят малыши(те же движения)

Мяу! Мяу!Мяу!ШШШШШШШШ!(каждая рука попеременно выставляется вперёд, пальчики сжаты в кулачок.На звук ШШШ! Пальчики изображают кошачью лапу с выпущенными коготками)

 

«Котёнок – кусака»(выполняется с бельевой прищепкой).Поочерёдно «кусаем»ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха. После первого двустишия – смена рук.

 

              Кусается больно котёнок – малыш.

              Он думает: это не палец, а мышь.

              Но я же играю с тобою, глупыш,

              А будешь кусаться, – скажу тебе: «Кыш!»

 

4. Беседа о согласных звуках с использованием «Домика звуков»

Л. – Мы с вами теперь знаем, что речь состоит из звуков. Звуки бывают гласные, льющиеся как река. Но река может выйти из берегов.Этого не дают сделать звуки согласные, которые не любят петь, но согласны издавать разный шум. При их произнесении Язык занимает разное положение(дальше идет беседа по листку «Домик звуков». (Приложение)

 

5. Динамическая пауза.

«Разминка» (см. конспект № 1)

Игра «Тарарам» (все движения выполняются по тексту стихотворения)

 

              Руку правую вперёд,

              А потом её назад,

              И опять её вперёд

              И немного потрясём.

              Мы танцуем «Тарарам»,

              Помогайте дружно нам!

Далее всё повторяется, но меняется часть тела.

 

6. Артикуляционный тренинг. Рассказываем Сказку о Весёлом язычке до Зоопарка (используем заранее расставленные на наборном полотне карточки с артикуляционными упражнениями.

 

7. Массаж и самомассаж пальцев рук(см. конспект № 1).

Массаж мимических мышц лица «Солнышко проснулось» (Приложение)

 

8. Работа над просодикой.

Игра «Взрослые и дети» Дети получают карточки с изображением домашних животных и их детёнышей. Друг другу картинки не показывают.

Л. – Взрослые животные громко кричат, а малыши тихо. Посмотрите на свою картинку и произнесите звукоподражание так, чтобы все поняли:

взрослое это животное или малыш.

 

9. Ритуал прощания. Оценка работы детей. Игра с мыльными пузырями.

 

 

Конспект № 5

 

Тема: «Друзья Язычка. Возвращение домой»

 

Цели: - познакомить с артикуляционными упражнениями «Слонёнок», «Индюк», «Ослик», Парашют», «Пароходик гудит»,»Забей мяч в ворота», «Моторчик»

- совершенствовать пальчиковую и артикуляционную моторику;

- активизировать словарь по теме «Транспорт»;

- работать над просодикой речи;

- отрабатывать понятия «гласный» и «согласный» звук;

- Дать понятие о твёрдых и мягких согласных звуках.

 

Оборудование: см. конспект№ 4, картинки с разными видами транспорта, ватные шарики, диски.

 

1. Приветствие. Разучивание рифмовки для концентрации внимания.

             Раз, два, три!

           Слушай и смотри.(показывают на уши и глаза)

           Три, два, раз!

           Мы начнём сейчас.(руки к груди, а затем левая рука вниз, а правая с поднятым указательным пальцем выносится вперёд)

 

2. Лексическое упражнение

Л.- Сядет тот, кто скажет, на чем можно ехать, лететь, плыть. Дети называют, логопед выставляет на наборное полотно картинки.

- Как называются эти предметы? Какие виды транспорта вы знаете?

- Как называется транспорт, перевозящий грузы, людей?

 

 

Игра «Кто я?»

Л.- Я буду начинать, а вы помогайте.

Я управляю автомобилем.«Кто я?» -(Водитель.Шофёр)

Конспект № 6

 

Конспект № 7

 

Конспект № 8

Конспект № 9

 

Конспект № 10

Список литературы

1.Учебник логопедии по ред. С. Шаховской О.И Москва 1999г.

 

2. О.И. Крупенчук Лого – рифмы, СпецЛит, Санкт – Петербург

 

3. В.И. Селивёрстов Речевые игры с детьми «Владос» Москва 1994г.

 

4. И.С. Лопухина Логопедия «Аквариум» Москва 2002 г.

 

5. Т.А. Куликовская Массаж лицевых мышц для малышей», Книголюб,Москва, 2004г.

6. Труляля Артикуляционная гимнастика, В.Н. Костыгина, Москва 2002г.

 

7. З.А.Репина, В.И.Буйко Уроки логопедии «Литур», Екатеринбург,1999 г.

 

 

8. Л.Г.Парамонова Упражнения для развития речи, Дельта, С-Петербург, 2001 г.

 

 

 

 

 

Цикл подгрупповых логопедических занятий для детей с нарушением произношения отдельных звуков и ФФН.

 

 

Объяснительная записка.

 

Данные планы-конспекты логопедических занятий составлены для логопедов, работающих на логопедических пунктах ГБОУ

общеобразовательного типа. Они могу частично или полностью использоваться в специальных логопедических группах ДОУ и речевых общеобразовательных учреждений.

С небольшими изменениями (в основном объема) этими планами-конспектами можно пользоваться в работе с детьми 4-6 лет с нарушением произношения отдельных звуков и не резко выраженным лексико-грамматическим недоразвитием. (В случае отсутствия последнего, соответствующий этап коррекционного занятия можно опустить.)

Данный цикл рассчитан на 10-12 занятий, которые проводятся 4 раза в неделю перед индивидуальной коррекционной работой. Продолжительность занятий зависит от возраста детей. Обычно от 20 до35 минут, с обязательной динамической паузой в середине занятия. Во время логопедического тренинга для снятия напряжения и концентрации внимания проводятся психогимнастические упражнения.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.