Тема 1.1. Понятие, цели, задачи и функции логистики — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема 1.1. Понятие, цели, задачи и функции логистики

2020-11-19 252
Тема 1.1. Понятие, цели, задачи и функции логистики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОП. 06. Логистика

Раздел 1. Предмет логистики

Тема 1.1. Понятие, цели, задачи и функции логистики

Занятие 1. Логистика: понятие, цели, задачи. Принципы логистики: системность, конкретность, научность, конструктивность, комплектность, адаптивность

 

Занятие 2.

Вопросы: 1.Этапы развития логистики в экономике.

             2.Концепции логистики: производственная, ассортиментная и сбытовая

Этапы развития логистики в экономике.

Использование принципов логистики в экономике началось сравнительно недавно. В 60-х и начале 70-х годов в экономически развитых странах стали осознавать, что рациональное распределение произведенной продукции позволяет снизить ее себестоимость без дополнительных капитальных вложений.

Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта͵ попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы на логистику, ᴛ.ᴇ. на транспортировку, хранение, упаковку и т.п. В этой области имеется существенный нереализованный потенциал снижения издержек и улучшения качества поставок, а значит, и повышения конкурентоспособности. Энергетический кризис 70-х годов подтолкнул исследования в данном направлении.

Главные причины резкого возрастания интереса к логистической идее заключаются в следующем:

- обеспечение конкурентных преимуществ за счёт снижения себестоимости и улучшения качества поставок;

- энергетический кризис;

- научно-технический прогресс и компьютеризация управления;

- превращение рынка продавца в рынок покупателя.

Логистика как искусство комплексного управления материальными и информационными потоками на пути от источника сырья до конечного потребителя применяется в экономике более 30 лет, пройдя в своем развитии четыре этапа.

Первый этап приходится на конец 1960-х - начало 1970-х годов. К этому времени фирмы в острой конкурентной борьбе исчерпали резервы увеличения прибыли непосредственно в производстве и стали концентрировать внимание на повышении качества поставок продукции, то есть на улучшении работы в сфере распределения. Более полное распространение логистики было невозможным из-за недостаточного развития инфраструктурной базы материальных и информационных потоков, адекватных организационных форм, соответствующего хозяйственного механизма. На практике основное внимание было обращено на решение достаточно важных, но все же частных проблем: развитие складских комплексов и оперативных транспортных средств, информационных сетей и банков данных, методов управления материальными потоками на отдельных участках кругооборота средств обращения.

Этот этап характеризуется интеграцией складского хозяйства с транспортом и координацией их использования. Транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки или разгрузки, приобретают тесные взаимные связи, начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта͵ в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта и т.д. (рис. 1).

Рисунок 1 - Первый этап развития логистики – интеграция транспортно-складского процесса

Второй этап приходится на вторую половину 1970-х - 1980-е годы. Основные факторы большей востребованности логистики в Европе и Америке - энергетический кризис и экспансия Японии в сфере производства и торговли. В данный период обозначились переход к задаче управления материальными потоками по всему воспроизводственному циклу, а также отличие логистического управления от управления физическим распределением продукции и от сквозного управления потоками материалов и информации.

Для этого этапа характерна оптимизация в сфере обращения, при этом было установлено, что оптимизации отдельных составляющих деятельности фирмы явно недостаточно: ибо, любое изменение расходов в одном из видов деятельности фирмы (перевозки, производства, складирования) непременно оказывает не всегда благоприятное влияние на сопряженные процессы.

Так, стремление к максимальному снижению издержек на транспортировку может принести фирме значительные убытки, в случае если при этом снижается скорость и, особенно, надежность поставки. В соответствии с логистической концепцией критерий экономической эффективности стали трактовать как минимум суммарных затрат на транспортировку, материально-техническое обеспечение и производство.

В начале этого этапа в научных выработках и хозяйственной практике в области координации складирования и транспортного обслуживания вместо понятия «управление физическим распределением продукции» стали использовать термин «логистика». Логистические исследования вышли за рамки управления физическим распределением продукции, в них нашел отражение более широкий круг вопросов, связанных с оптимальным использованием всего ресурсного потенциала фирмы.

К взаимодействию складирования и транспортировки подключается планирование производства (рис. 2). Это позволило повысить качество обслуживания покупателей за счёт своевременности выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

Рисунок 2 - Второй этап развития логистики - производственный цех, транспорт и склад начинают работать как единый, слаженный механизм

Третий этап приходится на современное состояние логистики. На этом этапе определяющей стала реализация принципа движения ресурсов и продукции «точно в срок» с широким использованием информатики и оптимизации производства.

Суть этого подхода состоит, по сути, в том, что в основном производстве используется технология, позволяющая обходиться без содержания существенных объёмов запасов материалов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий, в то время как в системе обеспечения предусматриваются поставки в строго определенное время через соответствующие интервалы. По этой технологии подача грузов в зону производственного потребления в необходимых случаях осуществляется с точностью до минуты. На этом этапе складываются элементы целостного выражения логистики.

На третьем этапе совокупность материалопроводящих звеньев приобретает целостный характер (рис. 3).

Рисунок 3 - Третий этап развития логистики – целостный характер участников

логистического процесса

В странах с развитой рыночной экономикой логистика развивалась, в основном, как хозяйственная деятельность по управлению товарными потоками в сфере обращения.

Отечественная история развития логистики существенно отличается от западной. В условиях государственного планирования хозяйственной деятельности начиная с 30-х годов в нашей стране решались задачи оптимизации мощных грузовых потоков, для чего разрабатывался уникальный методический аппарат и по существу логистические задачи решались для потоков продукции производственно-технического назначения.

Несмотря на отмеченные различия, очевидным является то, что объектом логистики является материальный поток на всем пути своего движения от первичного источника сырья до конечного потребителя (рис. 4).

Рисунок 4 - Общая схема материального и информационного потоков

Четвертый этап - перспектива логистики; эта фаза начинается сейчас в странах развитой рыночной экономики. На этом этапе путем построения интегрированных логистических систем полностью реализуется комплексный подход, охватывающий потенциалы производства, снабжения, сбыта и потребления. Организационно это находит свое выражение в создании межотраслевых и внутриотраслевых структур, научно-производственных объединений, корпораций, концернов, ассоциаций.

Дальнейшее развитие логистики невозможно без ее компьютеризации. Использование компьютеров и современных информационных коммуникаций создает богатые возможности для рационализации деятельности всех участников логистической цепи. Автоматическая система контроля четко следит за такими показателями как наличие полуфабрикатов и выпуск готовой продукции, состояние производственных запасов, объём поставки материалов и комплектующих деталей, степень выполнения заказа.

Для этого этапа характерна и проработка ряда теоретических проблем. Так, с целью максимального сокращения издержек за срок службы продукции предлагается расширить понятие «концепция логистики», включив в него весь жизненный цикл продукции: от этапа проектирования до утилизации вторичного сырья и отходов.

 

 

Таблица 1.2. Типология логистики

Классификационный признак Вид логистики
Функциональная дифференциация Закупочная логистика
Производственная логистика  
Распределительная логистика  
Ресурсная дифференциация Материальная логистика
Финансовая логистика  
Информационная логистика  
Трудовая логистика  
Отраслевая дифференциация Логистика материального производства
Логистика непроизводственной сферы  
Информационная логистика  
Уровень локализации Микрологистика
Мезологистика  
Макрологистика  
Степень интеграции Маркетинговая логистика
Логистический менеджмент  
Логистический сервис  
Масштабы диверсификации Предпринимательская логистика
Коммерческая логистика  
Виртуальная логистика  

 

 

Занятие 3.

Вопросы: 1.Функции логистики и их распределение между участниками логистического процесса

Правила логистики

Функции логистики

В процессе управления материальными потоками в экономике решается множество разнообразных задач. Это -- задачи прогнозирования спроса и производства, а следовательно, и объема перевозок; определения оптимальных объемов и направлений материальных потоков; организации складирования, упаковки, транспортировки и Многие другие. Рассмотрим, кем решаются эти задачи.

Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций, производящих и потребляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользующихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие предприятия и организации:

· транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;

· предприятия оптовой торговли, осуществляющие комплекс логистических операций с товаром;

· коммерческо-посреднические организации, не работающие с товаром, но оказывающие услуги по организации оптового оборота;

· предприятия-изготовители, чьи склады сырья и готовой продукции выполняют разнообразные логистические операции.

Силами этих предприятий и организаций формируются материальные потоки, непосредственно осуществляется и контролируется процесс товародвижения.

Каждый из перечисленных участников логистического процесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций. При этом под термином "функция" в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однородных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающуюся от другой совокупности действий, имеющих также определенную цель. Логистическая функция -- это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

В табл.1 дается перечень основных логистических функций и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса. Каждая из этих функций представляет собой достаточно однородную (с точки зрения цели) совокупность действий. Например, конечной целью всех мероприятий по формированию хозяйственных связей является установление отношений делового партнерства между различными участниками логистического процесса, т.е. формирование связей между элементами макрологистических систем.

Отметим две характерные особенности приведенного комплекса логистических функций:

· все перечисленные в табл. 1 функции взаимоувязаны и направлены на управление материальным потоком, т.е. весь комплекс логистических функций в совокупности также подчинен единой цели;

· носителями перечисленных функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе.

Принципиальное отличие логистических функций от аналогичных функций, реализуемых при традиционной организации хозяйственной деятельности, заключается, прежде всего, в их глубокой системной взаимосвязи между собой.

Оптимизация материальных потоков при традиционной модели хозяйствования происходит, как правило, в пределах одной функции без учета последствий в смежных областях. Например, оптимизация запасов в снабжении без учета последствий в транспорте, производстве и сбыте. Говорить в этом случае об управлении запасами как о логистической функции нельзя.

Критерием эффективности реализации логистических функций является степень достижения конечной цели логистической деятельности, выраженной шестью правилами логистики.

Таблица 1. основные логистические функции и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса

Название логистической функции

Участник логистического процесса

Транспорт общего пользования Предприятия оптовой торговли Комерческо-посреднические организации Склады сырья и склады готовой продукции предприятий изготовителей
Формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация Х Х Х
Определение объемов и направлений материальных потоков Х Х  
Прогнозные оценки потребности в перевозках Х Х Х
Определение последовательности продвижения товаров через места складирования, определе-ние оптимального коэффициента складской звенности при организации товародвижения Х    
Развитие, размещение и организация складского хозяйства Х Х  
Управление запасами в сфере обращения Х Х  
Осуществление перевозки, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения Х    
Выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров Х Х  
Управление складскими операциями Х Х  

Правила логистики

Одно из основных правил логистики в физическом распределении заключается в перевозке на максимально возможное расстояние и с наибольшей частотой укрупненных продуктовых или транспортных единиц. Для достижения этой цели до конца логистической цепи необходимо консолидировать насколько это возможно все различные предметы материального потока, направляемого к конечной точке этой цепи. Примерами такой консолидации являются сортировочные станции в железнодорожных перевозках и грузовые терминалы — в автомобильных. На протяжении всей логистической сети внешней или интегрированной логистической системы должна быть обеспечена связанность и непрерывность материального потока независимо от единиц измерения продукта или транспортных единиц, участвующих в перемещении.  

Продуктивная гармонизация должна быть обеспечена также между системами продуктовых транспортных УДЕ для всех видов транспорта. Основной особенностью, связывающей эти две шкалы единиц, является тот факт, что транспортные единицы характеризуются имеющимися у них конструктивными параметрами и возможностями (грузоподъемностью, грузовместимостью, надежностью, скоростью и т.д.), а УДЕ продукции должны быть приспособлены к этим возможностям. Задачей логистики в физическом распределении должно быть нахождение баланса между имеющимися возможностями транспортных средств и возможностью их оптимального использования с точки зрения УДЕ продукции. В заключение сформулируем три золотых правила логистики в физическом распределении.  [c.209]

Интегративные качества логистических систем представляют собой способность этих систем реализовывать конечную цель, которая получила название "шесть правил логистики"  [c.40]

Большинство из перечисленных функций рассмотрено в учебной литературе по логистике [3, 16, 30, 34 и др.]. В курсе Организация производства достаточно ознакомить студентов с функциями и основными понятиямив области сбытовой логистики.. Возможные модели дистрибьюции в зависимости от объема производства и спроса на продукцию представлены на рис. 19.4, а типичные дистрибутивные каналы для различных групп потребителей (покупателей) — на рис. 19.5. В заключение приведем три золотых правила логистики в физическом распределении готовой продукции.  

Раскройте сущность трех золотых правил логистики в физическом распределении готовой продукции.  

Определена главная цель логистики, заключающаяся в завоевании крепких конкурентных преимуществ организации на рынке, а также обозначены правила, с помощью которых логистика добивается реализации поставленной цели (семь правил логистики). Выделены объекты исследования логистики, главным из которых является материальный поток, а также определены логистические активности — логистическая функция и логистическая операция.  

Главной целью логистики является обеспечение конкурентоспособных позиций организации бизнеса на рынке. Этого логистика добивается посредством управления потоковыми процессами на основе следующих правил доставка с минимальными издержками необходимой конкретному покупателю продукции соответствующего качества и соответствующего количества в нужное место и в нужное время (семь правил логистики).  

Логистика — наука и практика планирования организации движения материальных, энергетических, информационных, сервисных, финансовых и людских (рабочей силы) ресурсов в пространстве и во времени, а также управления этим движением с точки зрения семи правил логистики (нужное сырье, материалы, детали, заготовки, изделия в определенном количестве и качестве должны быть доставлены в нужное место и время конкретному потребителю и с минимальными затратами).  

 

Тема 1.3.Методы логистики

ОП. 06. Логистика

Раздел 1. Предмет логистики

Тема 1.1. Понятие, цели, задачи и функции логистики

Занятие 1. Логистика: понятие, цели, задачи. Принципы логистики: системность, конкретность, научность, конструктивность, комплектность, адаптивность

 

Занятие 2.

Вопросы: 1.Этапы развития логистики в экономике.

             2.Концепции логистики: производственная, ассортиментная и сбытовая


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.