Понятие рынок в современной экономике — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Понятие рынок в современной экономике

2021-01-29 61
Понятие рынок в современной экономике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1

Понятие рынок в современной экономике

В современной экономической литературе встречаются различные трактовки понятия «рынок». Так, американский экономист Ф. Котлер характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Экономисты Э. Додан и Д. Линсдей понимают под ним любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом.К. Макконнелл и С. Брю считают, что рынок – это инструмент или механизм, сводящий вместе покупателей (представляющих спрос) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.На наш взгляд, наиболее приемлемой и полной является следующая формулировка. Рынок – это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения продукции (товаров, работ, услуг) и характеризующаяся свободой хозяйствующих субъектов в выборе покупателей, продавцов, определении цен, формировании и использовании источников ресурсов. Проще говоря, рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов. Продовольственный товар – это продукт, позволяющий удовлетворить физиологическую потребность человека в жизненной энергии, а также незаменимых веществах, что необходимо для обеспечения нормального функционирования его организма. Рынок продовольственных товаров – это целостная динамическая система рационального формирования и распределения продовольственных ресурсов первичной и вторичной переработки, обеспечивающая взаимодействие производителей и потребителей в установлении объемов и структуры производства, а также достижение и поддержание необходимых качества и цены продукции.

Виды рынков

1. Рынок продовольственных товаров - используется для торговли продуктами питания и продовольствием. 2. Рынок промышленных товаров - применяется для приобретения товаров народного потребления. 3. Рынок услуг - здесь приобретают бытовые, жилищно-коммунальные и услуги по перевозке. 4. Рынок недвижимости - используется для проведения сделок по купле-продаже недвижимости. 5. Рынок средств производства - продажа средств производства. 6. Рынок денег - продажа и покупка валют, ценных бумаг или фондовый рынок. 7. Рынок капитала и инвестиций - средства для строительства, расширения и проведения реконструкции. 8. Рынок рабочей силы - на данном рынке продается и покупается рабочая сила. 9. Рынок инноваций - на нем ведется торговля техническими и экономическими изобретениями.

Маркетинговая классификация рынков

По территориальному признаку:1. местный2. региональный3. национальный4. мировой
По субъектам, вступающим в обмен:1. рынок потребителей2. производителей3. промежуточных продавцов4. государственных учреждений
По объектам обмена:1. рынки факторов производства2. рынок товаров и услуг3. финансовый
По формам хозяйства:1. государственный2. кооперативный3. товаров и индивидуально-трудовой деятельности4. арендный рынок5. рынок совместных предприятий
С учетом ассортимента:1. замкнутый2. насыщенный3. смешанный
По степени соблюдения законности:1. легальный (официальный)2. нелегальный (теневой)3. чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»)
По степени насыщенности:1. равновесный (спрос = предложение)2. дефицитный(спрос > предложение)3. избыточный (спрос < предложение)
По степени развитости экономической свободы:1. свободный2. регулируемый

Класификация рынков промышленной продукции

Тема 2

Уровни конъюнктуры.

По уровню применения понятия различают: -общехозяйственная конъюнктура; - конъюнктура отдельных товарных рынков. Общехозяйственная конъюнктура может рассматриваться относительно  мировой, региональной или национальной экономики и характеризуется макроэкономическими показателями и их изменениями. К основным макроэкономическим показателям относятся: валовый внутренний продукт (ВВП), валовой продукт на душу населения, структура валового продукта, структура потребления и налоги обществе, производительность труда, уровень инфляции. Показатели отраслевой конъюнктуры включают: объемы производства в отрасли, ассортимент изготавливаемой продукцию, динамику среднеотраслевых цен, изменение цен на сырье, энергию и полуфабрикаты, производительность труда в отрасли. Конъюнктура отдельных товарных рынков характеризуется отдельными показателями: объем производства и продаж, доля импортной продукции, уровень рыночных цен, товарные запасы. Чем ниже (выше) уровень рассматриваемой экономической системы, тем больше разница между рассматриваемой конъюнктурой.

Ценовые показатели рынка.

Ценовые показатели: эта группа показателей является важнейшей из всех групп, т.к. в концентрированном виде отражается состояние экономики. Кроме уровня цен и динамики в эту группу включаются такие показатели как: изменение уровня инфляции, изменение валютных курсов. Ценовые показатели конъюнктуры рынка особенно важны для биржевых товаров сырьевых и первичных отраслей.

Требования, предъявляемые к исследованию конъюнктуры.

Особенности товарной конъюнктуры определяют основные методические требования, предъявляемые к конъюнктурным исследованиям. Анализ и прогноз конъюнктуры каждого товарного рынка обязательно должны учитывать связи и взаимозависимость этого рынка с другими рынками и с общехозяйственной конъюнктурой. Неравномерность, а подчас и противоречивость движения конъюнктурных показателей на различных товарных рынках требуют тщательного учета особенностей исследуемого рынка при определении тенденций и темпов его развития. Частые и резкие колебания конъюнктурных показателей обусловливают необходимость постоянного и непрерывного наблюдения за рынком.

ТЕМА 4

Япония 235 млн.т

Китай Темпы прироста импорта в июне оказались почти самыми высокими в этом году, уступив лишь апрельским, когда импорт нефти вырос на 23%

Индия в 2007 году 105 млн.т

Испания 79 млн.т. Италия 77.млн.т 2007.

Тайвань 49. млн.т. Всего по миру 617 млн.т.

За 2007 год

Основными экспортёрами нефти в мире являются 11 государств. Все страны-экспортёры логично распределить по регионам мира:

• Регион- Азия (Ближний Восток): Саудовская Аравия(1 место 387 млн.т), Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ)(8 место 104 млн.т), Иран(4 место 137 млн.т), Ирак(8 млн.т), Катар.

• Регион - Европа: Норвегия(3 место 109 млн.т), Россия(2 место 351 млн.т), Великобритания.

• Регион - Америка: Канада, Мексика(за 2004 год 96 млн.т), Венесуэла(5 место 106 млн.т).

• Регион - Африка: Нигерия(6 место 104 млн.т), Ангола(11 место 82.млн.т), Алжир.

А также в 2007 г. 7 место занял Кувей (117 млн.т)и Ливия (73).

6. Основные тенденции мировой торговли нефтью.

Мировой рынок нефти в целом характеризуется высокой степенью концентрации и монополизации: на долю 24-х крупнейших нефтяных компаний в последние годы приходится около 61% мировой добычи и 45% — переработки нефти. Данный факт неслучаен: гигантские компании в нефтедобыче и нефтепереработке не только историческое наследство. Немаловажно также то, что крупнейшие компании имеют несравненно больше возможностей для осуществления необходимых крупномасштабных капиталовложений, финансируя их как за счет собственных средств, так и за счет привлеченного капитала. Можно утверждать, что сама специфика нефтедобычи требует от компаний укрупнения (которое, кстати, можно наблюдать в свете происходивших в последнее десятилетие слияний и поглощений), поскольку в противном случае, вследствие отсутствия возможности осуществления крупных капиталовложений, такие компании не в состоянии расширять свой бизнес (осваивать новые месторождения, модернизировать инфраструктуру и т. д.)

Мировая добыча нефти неуклонно растет, среднегодовые темпы роста за период 1970—2002 гг. составили порядка 1,6%, причем этот показатель существенно меньше среднегодовых темпов роста ВВП. Лидерство по объемам добычи нефти делят Саудовская Аравия, Россия и США, причем в последние годы из-за истощения природных запасов добыча нефти в США неуклонно снижается. Наиболее высокие темпы прироста добычи нефти в рассматриваемый период отмечены в России, Мексике, Норвегии.

Мировой рынок нефти традиционно характеризуется высокой степенью монополизации: на 18 крупнейших нефтедобывающих компаний приходится около 60% мировой добычи нефти, причем только 5 из них являются частными компаниями, а остальные — государственные. Характерно при этом, что крупнейшие государственные нефтедобывающие компании имеют, как правило, существенно более высокий уровень обеспеченности нефтяными запасами, тогда как у крупных частных компаний уровень обеспеченности составляет 8—13 лет, который является с их точки зрения экономически более оправданным.

Потребление нефти в мире на протяжении последних 30 лет в абсолютном выражении также неуклонно росло, среднегодовые темпы прироста за период с 1970 по 2002 г. составили около 1,6%. Крупнейшими потребителями нефти являются США, страны Западной Европы и Япония. При этом следует отметить, что наблюдается постепенное, но неуклонное снижение удельного потребления нефти на единицу ВВП как промышленно развитыми, так и развивающимися странами, вследствие все более интенсивного использования новейших энергосберегающих экологически чистых технологий и увеличения использования других альтернативных источников энергии. В то же время наиболее вероятно, что в обозримую перспективу не предвидится сколько-нибудь существенного падения спроса на нефть за счет использования других углеводородов и альтернативных источников энергии.

Объемы международной торговли нефтью за последние 30 лет также неуклонно росли, причем вследствие уменьшения собственной добычи и увеличивающейся потребности импорт нефти в США только за последние 10 лет увеличился более чем на 65%. Крупнейшими мировыми странами-экспортерами являются Саудовская Аравия, Россия, Норвегия, Иран, суммарная доля которых в поставках нефти на мировой рынок составляет чуть менее 40% и в последние годы оставалась практически неизменной.

В течение последней трети прошлого и начала текущего столетия мировой рынок нефти существенно изменялся по своему характеру. Так, по результатам анализа трансформации форм и методов мировой торговли нефтью, изменения принципов ценообразования на мировом рынке нефти можно выделить четыре характерных этапа его развития: первый (до 1973 г.) — главенства нефтяных компаний — «Семи сестер», который характеризуется наличием практически полного контроля над ценами с их стороны (типичное трансфертное ценообразование); второй (1973—1986 гг.) — резкого возрастания влияния ОПЕК в результате национализации ее странами-членами нефтедобывающих компаний, который характеризовался резким ростом мировых цен на нефть; третий (1986—2001 гг.) — снижения влияния ОПЕК вследствие появления на рынке новых крупных экспортеров (Россия, Норвегия, Мексика), постепенного увеличения объемов биржевой торговли нефтью; четвертый (с 2001 г.) — повсеместной либерализации международной торговли нефтью, который характеризуется резким увеличением объемов биржевой торговли «бумажной нефтью», при этом исключительно большое влияние на ценовую динамику начинают оказывать спекулятивные сделки и операции по хеджированию. Кроме того, в дополнение к сказанному, трагические события 11 сентября 2001 г. явились мощным стимулом к серьезному изменению направлений и масштабов мировых товарных потоков: промышленно развитые страны, заинтересованные в стабильных и долговременных поставках нефти, стремительно воплощают в жизнь политику их диверсификации путем сокращения поставок из проблемных и политически неустойчивых стран Ближнего Востока и, напротив, увеличения поставок из России и стран Африки.

ОПЕК продолжает играть исключительно важную роль на мировом рынке нефти, хотя деятельность этой организации за время ее существования постоянно трансформировалась. С момента создания вплоть до 1973 г. ОПЕК практически не играла сколько-нибудь важной роли в ценообразовании, хотя ее страны-члены и обеспечивали около 70% мировой добычи нефти, однако позднее, в период 1973—1986 гг. ОПЕК, напротив, обеспечивала практически полный контроль над ценами, хотя после этого из-за появления новых крупных производителей и экспортеров нефти — Великобритании, Норвегии — роль ОПЕК заметно снизилась, и на начало 2003 г. доля стран — ее членов — на мировом рынке нефти уже составляла менее 40%.

7 Ценообразование на нефть.

Цены на нефть (биржевые и внебиржевые) определяются двумя ключевыми факторами - текущим и ожидаемым соотношением спроса и предложения и динамикой издержек. Поскольку точных данных о текущем мировом балансе спроса и предложения нефти не существует, нефтяные трейдеры в основном ориентируются на информацию об изменении складских запасов нефти - стратегических и промышленных. Соответствующие оценки появляются в еженедельных и ежемесячных бюллетенях некоторых агентств. Наиболее известными являются обзоры Американского института нефти (API), информационного агентства Департамента энергетики США (EIA) и Международного энергетического агентства (IEA). Рост запасов является косвенным свидетельством в пользу того, что предложение нефти превышает спрос и, как правило, сопровождается падением цен.

Дисбаланс на нефтяном рынке возникает в основном из-за шоков предложения, в первую очередь со стороны ОПЕК, тогда как средний спрос на нефть гораздо более инерционен. В частности, как показывают многочисленные исследования, потребление нефти крайне неэластично по отношению к цене на временных интервалах менее одного года. Тем не менее шоки, влияющие на потребление товаров, также могут вызывать существенные колебания цен. Ярким примером может служить финансовый и экономический кризис в странах Юго-Восточной Азии.Цену можно определить различными способами, каждый из которых по-разному влияет на уровень цены. Поэтому фирма стремится выбрать такой метод, который позволяет более правильно определить цену на конкретный товар или услугу.

В теории ценообразования выделяют следующие методы:

Затратные методы

 Метод «издержки + прибыль»

Метод «целевой прибыли»

Рыночные методы

1. Ценообразование, ориентированное на спрос:

Метод «воспринимаемой ценности товара»

Метод определения цены на основе спроса

2. Ценообразование, ориентированное на конкуренцию:

Метод среднерыночных цен

Метод «гонки за лидером»

3. Тендерный метод

Эконометрические методы

Метод удельных показателей

· Метод регрессионного анализа;Балловый метод

 

 

ТЕМА 6

Подготовка природного газа к транспортировке

Газ, поступающий из скважин, необходимо подготовить к транспортировке конечному пользователю — химический завод, котельная, ТЭЦ, городские газовые сети. Необходимость подготовки газа вызвана присутствием в нём, кроме целевых компонентов (целевыми для различных потребителей являются разные компоненты), также и примесей, вызывающих затруднения при транспортировке либо применении. Так, пары воды, содержащейся в газе, при определённых условиях могут образовывать гидраты или, конденсируясь, скапливаться в различных местах (например, изгиб трубопровода), мешая продвижению газа; сероводород вызывает сильную коррозию газового оборудования (трубы, ёмкости теплообменников и т. д.). Помимо подготовки самого газа, необходимо подготовить и трубопровод. Широкое применение здесь находят азотные установки, которые применяются для создания инертной среды в трубопроводе.

Газ подготавливают по различным схемам. Согласно одной из них, в непосредственной близости от месторождения сооружается установка комплексной подготовки газа (УКПГ), на которой производится очистка и осушка газа в абсорбционных колоннах. Такая схема реализована на Уренгойском месторождении

Если газ содержит в большом количестве гелий либо сероводород, то газ обрабатывают на газоперерабатывающем заводе, где выделяют гелий и серу. Эта схема реализована, например, на Оренбургском месторождении.

Технология добычи

Для добычи сланцевого газа используют горизонтальное бурение (англ. directional drilling), гидроразрыв пласта (англ. hydraulic fracturing) и сейсмическое моделирование 3D GEO.Аналогичная технология добычи применяется и для получения угольного метана.

Хотя сланцевый газ содержится в небольших количествах (0,2 — 3,2 млрд куб. м./кв. км), но за счет вскрытия больших площадей можно получать значительное количество такого газа.

Кокс

Кокс необходим в доменном процессе. Мировое производство кокса, включаемое обычно при выделении крупных комплексных отраслей промышленности в состав черной металлургии, колебалось в 80-е годы и первой половине 90-х годов в пределах 350"375 млн т. Но в географическом распределении этого производства и ранжировании стран " производителей кокса в этот период произошли большие изменения. Производство выросло лишь в немногих странах, в большинстве же оно существенно сократилось. США и Германия перестали играть роль крупнейших поставщиков кокса на внешние рынки. В первой половине 90-х годов наиболее драматичным стало сокращение производства кокса в постсоциалистических странах Европы (на территории бывшего Советского Союза, в Польше, Чехословакии примерно на 1/3, в Румынии на 1/2). В то же время наблюдался значительный рост его в КНР (почти на 3/4 " с 66 млн до 114,3 млн т), Южной Корее (с 8 млн до более 12 млн т), Индии (с 11,5 млн до 14,5 млн т); некоторый рост отмечается и в Бразилии (современный уровень производства " более 8 млн т). Одна из главных причин сокращения производства кокса в промышленно развитых странах с рыночной экономикой " успехи в сокращении удельного потребления кокса в доменном производстве, стимулируемые дороговизной кокса.

Чугун

В межгосударственном распределении мировой выплавки чугуна в 70"80-е, и особенно в первой половине 90-х годов, когда она велась на годовом уровне 515"530 млн т, произошли большие изменения: быстрый рост выплавки в нескольких развивающихся странах, особенно в КНР (почти на 3/5), Индии и Южной Корее (почти наполовину), Бразилии (на 1/5), обвальным падением в группе постсоциалистических стран, особенно в России и Румынии (на 1/3), Казахстане (более чем на 1/2) и Украине (более чем на 3/5). Из промышленно развитых капиталистических стран значительный рост выплавки чугуна был зарегистрирован лишь в Австралии (почти на 1/4); в большинстве остальных стран этого типа выплавка либо стабилизировалась, либо даже сокращалась. При этом для них был характерен процесс концентрации доменного производства на уменьшающемся числе заводов, наиболее благоприятно расположенных в транспортно-географическом отношении (преимущественно в портовых центрах).

Сталь

Во многом сходны сдвиги и в межгосударственном распределении мирового производства стали, которое велось с конца 80-х годов на уровне 730"785 млн т в год. Наиболее впечатляющим стал быстрый рост в 90-е годы выплавки стали в КНР, особенно на фоне ее сокращения в постсоциалистических странах Европы. В 1996 г. КНР обогнала по этому показателю даже Японию, выйдя на первое место в мире. К 2000 г. правительство КНР планирует довести мощности по выплавке стали до 135 млн т в год, а саму выплавку " до 120 млн т. Такими же быстрыми темпами растет выплавка стали в Южной Корее, которая в 1997 г. вплотную приблизилась к крупнейшему производителю стали в Западной Европе " Германии. В число крупнейших производителей стали выдвинулась также Бразилия, догнавшая Италию, которая занимает 2-е место в зарубежной Европе. Следует, однако, иметь в виду, что внушительные количественные показатели темпов и объемов производства черных металлов в указанных странах еще не свидетельствуют о выравнивании технического и технологического уровня их черной металлургии с ведущими металлургическими державами.

Одним из важных показателей уровня технологического развития черной металлургии на современном этапе может служить доля заготовок, получаемых с использованием установок непрерывной разливки стали (УНРС), дающих большой экономический эффект путем резкого сокращения потерь металла, избавления от необходимости иметь громоздкие и дорогостоящие блюминги и слябинги, ускорения производственного процесса. В среднем по миру в 1995 г. на УНРС разливалось более 3/4 всей производимой стали, в США " более 9/10, в Японии и Германии " более 95%, в некоторых странах с заново создаваемой черной металлургией (например, в Саудовской Аравии, Малайзии) " все 100%, тогда как в КНР " менее 1/2, Бразилии " менее 2/3, в государствах, возникших на территории Советского Союза (где УНРС и были изобретены!), " в среднем менее 1/3, в Индии " немногим более 1/5, а в Польше лишь около 13%. Южная Корея, располагающая вполне современной черной металлургией, опирается на многие из тех факторов, которые в прошлом благоприятствовали развитию этой отрасли в Японии, " дешевизна рабочей силы, приморское положение, растущий внутренний рынок, близость к быстро развивающимся странам Юго-Восточной Азии, а также опыт и поддержка (не бескорыстная, конечно) японских ТНК, с которыми тесно сотрудничает.

Металлургические корпорации

По данным на середину 90-х годов, из 80 крупнейших в мире фирм по выплавке стали японских " 7, южнокорейских " 3; самые крупные из них " японская "Ниппон стил" и южнокорейская "Поханг айрон энд стил компани" (поско) " далеко опережают своих основных конкурентов из старопромышленных стран, чья черная металлургия переживает длительный структурный кризис.

Отставание от новейших отраслей в темпах развития и прибыльности неблагоприятно сказалось на месте металлургических в своей основе концернов в общей иерархии промышленных корпораций мира, стимулировало их структурную диверсификацию, а иногда и полную переориентацию на другие виды деятельности. В 1992 г. среди 500 самых крупных по обороту промышленных корпораций мира крупнейшая фирма с основной специализацией на черной металлургии " "Ниппон стил" занимала лишь 48-е место, следующая за ней германская компания "Тиссен" " 50-е. По данным рейтинга "Файненшл Таймс", исходящего из критерия рыночной капитализации, в 1995 г. из 100 крупнейших компаний мира всех отраслей хозяйства металлургических в своей основе компаний было лишь две, причем японская "Ниппон стил" занимала уже 75-е место. В черной металлургии развивающихся стран обычно велика роль государственных фирм; в некоторых из них основную роль играют частные иностранные компании (например, в Бразилии), но нередки различные сочетания национального частного, государственного и иностранного капитала (например, в Индии).

Спецстали

В связи с повышением требований к качеству металла опережающими темпами развивается производство специальных сталей и особенно нержавеющей стали: в 1950 г. во всех капиталистических и развивающихся странах с рыночной экономикой ее производилось немногим более 1 млн т, в 1990 г. " более 10,5 млн т, а в 1995 г. уже почти 15 млн т; к 2000 г. в целом по миру прогнозируется доведение годовой выплавки нержавеющей стали до 19"20 млн т. Почти все производство нержавеющей стали сосредоточено в промышленно развитых странах, в том числе из капиталистических стран более 2/5 " в Западной Европе, более 1/6 " в США, около 1/3 " в Японии. Крупнейшие поставщики нержавеющей стали на экспорт " Япония и Германия.

Прокат

Важной тенденцией в развитии территориальной организации черной металлургии становится в последние годы установление все более тесных производственно-организационных связей металлургических предприятий с их клиентами, далеко идущая координация в планировании производства и сбыта, предусматривающая поставку не просто материалов, а продукции соответствующих типоразмеров на основе индивидуального заказа.

На структуру продукции прокатного и трубного производства большое влияние оказывает специфика хозяйства данной страны, ее промышленности и географии внешних связей. В целом по миру главными отраслями потребления стали являются промышленность (в которой особенно выделяются отрасли транспортного и общего машиностроения), строительство, транспорт и связь, предъявляющие свои специфические требования к конечной продукции черной металлургии. Так, в продукции черной металлургии США традиционно велика доля тонколистового проката, что связано с большим развитием в стране автомобильной промышленности и производства разнообразной бытовой аппаратуры (холодильников, морозильников, кондиционеров и т. п.), в Японии " средне- и толстолистового проката, потребляемого в больших количествах в судостроении. В конечной продукции черной металлургии Германии и Японии до 90-х годов была относительно велика доля труб и трубных заготовок, производимых по экспортным заказам.

Общемировое производство труб в 1990"1991 гг. составляло 66"70 млн т в год, из которых несколько более 2/3 приходилось на сварные трубы (15% " большого диаметра) и около 1/3 " на цельнотянутые. Крупнейшим их производителем до недавнего времени был Советский Союз (более 1/4 мирового производства), за которым следовали Япония (1/6), КНР, Германия и США. Резкое сокращение заказов на трубы государствами " преемниками СССР и странами Восточной Европы и рост экспорта труб из них нанесли серьезный урон традиционным производителям труб в странах Западной Европы. Это привело к закрытию большого числа трубных предприятий и агрегатов в Германии, Великобритании, Италии, стимулировало переориентацию фирм, производящих трубы (например, фирмы "Маннесман" в Германии), на иные виды деятельности.

 

Мировая торговля сталью

 

В 2011 г. на позицию крупнейшего экспортера стали в мире вышел Китай (почти 49 млн. т), опередив пострадавшую от Фукусимской трагедии Японию (41 млн. т). На 3-й позиции – Евросоюз, внешние поставки из которого выросли на 11%, до 36 млн. т. На 4-е место поднялась Южная Корея с показателем 28,5 млн. т (+9% к уровню 2010 г.), на 5-е, соответственно, опустилась Россия, экспорт которой за 2011 год сократился почти на 5 млн. т. На 6-й позиции – Украина (24 млн. т), в погоню за которой устремляется амбициозная Турция, поставившая за цель выйти на 20 млн. уровень стального экспорта уже в 2012 г.

По информации ISSB, в 2011 г. объем мировой торговли металлопродукцией (вкл. трубы) вырос на 6,2%, до 292 млн. т. В 3-м квартале минувшего года из 71,9 млн. т глобальной стальной торговли половина (36,8 млн. т) пришлась на плоский прокат, продажи длинномерной продукции составили 14,7 млн. т, полуфабрикатов – 11,9 млн. т и труб – 8,5 млн. т.

В минувшем году наибольший прирост ввоза металлопродукции продемонстрировали Евросоюз (+28%), сохранивший лидерство в списке крупнейших импортеров мира, и США (+20%), которые вышли на 2-е место, оттеснив Южную Корею. По объему стального нетто-импорта вслед за США (9 млн. т) расположились страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

Китайский импорт в 2011 г. сократился до 15,6 млн. т (-5,2%), в т.ч., ввоз плоского проката составил 13 млн. т, полуфабрикатов – снизился на 5,2% до 640 тыс. т.

В 2011 г. импорт стали в Японию увеличился к уровню предыдущего года на 15,2%, до 8,301 млн. т. В т. ч., импорт конечной металлопродукции вырос на 22,4%, до 4,483 млн. т.

Индийский импорт стали за 2011/2012 финансового года (апрель-март) составил (оценочно) 6,5 млн. т при экспорте на уровне 3,9 млн. т. Соответственно, нетто-импорт стали за истекший год составил около 2,6 млн. т по сравнению с 3,3 млн. т в 2010/11 фингоду.

Южнокорейский стальной импорт в 2011 г. сократился на 8,5%, до 22,96 млн. т. В том числе, в страну ввезено 1,53 млн. т холоднокатаного проката (+ 61% к уровню 2010 г.), преимущественно из КНР, 4,18 млн. т толстолистового проката (+5%), в основном из КНР и Японии, при этом средняя стоимость тонны этой продукции составила $886.

Импорт стали и сталепродукции в США 2011 г. вырос на 20% по сравнению с 2010 г., до 28,65 млн. т. Импорт конечной продукции (проката) вырос на 16% до 21,8 млн. т. Крупнейшими поставщиками были Южная Корея (2,84 млн. т), Япония (1,45 млн. т) и Китай (1,28 млн. т).

Канадский стальной нетто-импорт в 2011 г. вырос до 2,7 млн. т (1,7 млн. т в 2010 г.). В минувшем году импорт вырос с 8,5 до 8,8 млн. т.

Нетто-импорт в Мексику в 2011 г. вырос до 2 млн. т по сравнению с 1,6 млн. т в 2010-м. Объем ввоза металлопродукции в минувшем году составил 7 млн. т (6,5 млн. т в 2010 г.)

Бразильский стальной импорт в 2011 г. снизился на 36% до 3,78 млн. т, его стоимость оценивается в $4,56 млрд. Импорт длинномерной продукции в страну сократился на 8%, до 689,232 тыс. т, включая почти 116 тыс. т арматуры (преимущественно из Турции). Ввоз плоского проката в 2011 г. составил 2,08 млн. т, сократившись на 46% по сравнению с рекордно высоким показателем 2010 г. (3,86 млн. т). В импорте данной продукции доминируют горячие рулоны (527 тыс. т), холоднокатаные рулоны (504 тыс. т) и горячеоцинкованный лист (380 тыс. т).

Крупнейшим импортером в настоящее время является Иран, который, по предварительным оценкам, в 2011 г. закупил на внешних рынках 8,5 млн. т сталепродукции. Далее следуют Объединенные Арабские Эмираты – оценочный объем импорта в минувшем году составил 6,5 млн. т и Саудовская Аравия (5,5 млн. т). На указанные три страны приходится 50% импорта стали MENA в 2011 г.

По данным ISSB, за 9 месяцев 2011 г. страны MENA импортировали 8,5 млн. т плоского проката, 10 млн. т длинномерного, а также 6,6 млн. т полуфабрикатов и 3,7 млн. т труб.

В 2011 г. импорт стали в ЕС увеличился на 28%, до 34 млн. т, а доля импорта на рынке стали в ЕС составила 19%. В т.ч., импорт плоского проката в минувшем году вырос на 27% и достигли 16,4 млн. т, длинномерной продукции – на 16%, до 3,35 млн. т.

Импорт металлопродукции в Россию вырос на 21,5%, до 5,8 млн. т. В т.ч., ввоз плоского проката вырос на 13% до 3,5 млн. т, сортового проката на 37%, до 2,3 млн. т.

Украина в 2011 г. увеличила импорт металлопродукции на 10%, до 1,84 млн. т. В т.ч., импорт полуфабрикатов вырос на 2%, до 0,476 млн. т, длинномерного проката – на 14%, до 431 тыс. т, листового проката – на 12%, до 0,94 млн. т, включая рост ввоза плоского проката с покрытием - на 17%, до 504 тыс. т.

 

 

Динамика цен на сталь

На Лондонской бирже металлов (LME) с 28 апреля 2008 года проводятся торги стальной заготовкой лотами по 65 т, отвечающей требованиям к Ст3сп/Ст3пс или Ст5сп/Ст5пс по ГОСТ 380-94 или аналогичным (GB 20MnSi, GB Q235, ASTM A615/A, 615M-07 Grade 60, BS4449: 2005), длиной 6м или 12м, квадратной в сечении со стороной 100мм, 120 мм, 125мм, 130 мм или 150 мм.
До 27 июля 2010г. торговля шла двумя типами контрактов: для Средиземноморского региона - Mediterranean Steel Billet Contract; для Азиатско-Тихоокеанского региона - Far East Steel Billet Contract.
С 28 июля 2010г. на бирже торгуется единый для всех регионов контракт на стальную заготовку.
Поставка товара осуществляется на один из определенных биржей таможенных складов в зоне свободной торговли. Для контрактов Mediterranean поставка осуществлялась в Турцию, Мраморноморский регион (Marmara region) и Объединенные Арабские Эмираты, Дубай (Dubai). Для контрактов Far East поставка осуществлялась в Южную Корею, порт Инчхон (Incheon) и Малайзию, порт Джохор (Johor). Заготовка по объединенному контракту поставляется во все вышеперечисленные склады и с 29 июля 2010г. - в Новый Орлеан (США). Условия поставки EXW (ex works). Минимальный срок поставки товара – 2 рабочих дня (контракты cash/spot).

 


66. Металлургическая промышленность Украины и ее значение для национальной экономики.

Металлургическая промышленность объединяет предприятия, которые последовательно осуществляют добыча, обогащение, металлургическую переработку руд чорных и цветных металлов и нерудного сырья (т. зв. флюсовых и огнеупорных материалов), производство чугуна, стали, цветных и дорогоцинних металлов, сплавов, прокатное производство, переработку вторичного сырья (металлолома). Основными потребителями продукции металлургической промышленности являются машиностроение, строительство, транспорт.

Металлургия Украины — базовая отрасль народного хозяйства Украины, обеспечивает более 25 % промышленного производства государства (96 955,5 млн гривен в 2005 году), дает около 40 % валютных поступлений на Украину и более 10 % поступлений в государственный бюджет Украины. В мировом производстве чёрной металлургии доля Украины, по данным Международного института чугуна и стали, составляет 7,4 % (2007 год). Металлургия Украины это предприятия и организации горно-металлургического комплекса, который объединяет не только предприятия чёрной и цветной металлургии, но и горно-обогатительные комбинаты, ферросплавные заводы, обогатительные фабрики, коксохимические заводы, предприятия выпускающие изделия из металлов.

Украина имеет для развития отрасли значительные запасы железных и марганцевых руд, коксующихся угля, флюсовых и огнеупорных материалов. Их месторождениямща очень удачно сочетаются - преимущественно в Приднепровье и Донбассе.

Украина является одним из лидеров стран-производителей черных металлов в мире и занимает 7 место по объёму производства стали и 3 место — по объёму экспорта металлопродукции. Часть продукции, производимая металлургическими предприятиями, составляет 30 % в общем промышленном производстве и составляет 42 % от общих объёмов экспорта Украины. Свыше 80 % металлопродукции экспортируется в страны Европы, Азии, Ближнего Востока, Южной Америки.

Производство металла и стали является давней традицией в Украине. В наши дни в отрасли добычи и обработки металлов, а также в производстве труб и проката работает 200 крупных предприятий. В число этих предприятий входят самые большие в мире сталелитейные заводы, производящие чугун, сталь, прокат, стальную арматуру и трубы в Днепропетровске, Запорожье, Донецке, Макеевке, Мариуполе и в других городах.

Рынок легирующих металлов.

Основным легирующим металлом является сталь. Ежегодно в мире добывается более 2 млрд. тонн железной руды. В 2011 году добыча железной руды в мире возросла на 8% до 2,4 млрд. тонн. Отметим, что из общего объема добытой руды получается 42% чугуна и 57,4% стали. В 2011году производство стали в мире увеличилось на 15% до уровня 1394,5 млн.тонн. Практически все континенты увеличили производство данного вида продукции,в том числе и Азия, крупнейшим производителем которой является Китай, занимающий в общих показателях производства 44,9%. Среди заметных производителей можно также отметить Японию с долей 7,9%, США с долей 5,8%, Россию с долей 4,8% и Индию с долей 4,8% в мировом производстве. По предварительным оценкам группы аналитиков METALRESEARCH производство стали по континентам мира в 2012 году увеличится на 6,5% до 1485,8 млн.т.По данным World Steel Association, Россия в 2011 году заняла четвертое место среди ведущих мировых производителей стали с объемами производства на уровне 66,9 млн.тонн. Мировым лидером стальной отрасли снова стал Китай – 626,6 млн.тонн, на втором месте – Япония с объемами производства 109,6 млн.тонн стали, на третьем месте США и Япония с объемами производства 80,5 млн.тонн стали.Стоит отметить, что практически все страны мира повысили производство стали в 2010.

Основными странами, покупателями стали в первичных формах в 2011 году были Иордания – 14%, Доминикана – 13%, Македония – 9%, Дания – 8%, Нидерданды-7%, Великобритания и другие. По предварительным оценкам группы аналитиков MetalResearch в 2012 году мировой импорт увеличится до 1048 тыс.т.Основными торгующими странами в 2011году стали Нидерланды с долей в общих объемах 18%, США – 15%, Греция – 10%, Зимбабве – 7%, и другие. По предварительным оценкам группы аналитиков MetalResearch в 2012 году мировой экспорт увеличится до 701 тыс.т.

Основным сегментом мировой торговли полуфабрикатами как в денежном так и в натуральном выражении являются полуфабрикаты из железа или нелегированной стали содержащие менее 0,25 мас.% углерода прочие, прямоугольного (кроме квадратного) поперечного сечения, доля торговли которыми в 2011 году составила 43% в натуральном выражении. Вцелом торговля полуфабрикатами из стали в 2011 году увеличилась на 14,3%. Среди стра


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.