Проблемы функционирования фондовой биржи. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Проблемы функционирования фондовой биржи.

2021-01-29 56
Проблемы функционирования фондовой биржи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В качестве основных проблем можно выделить следующие:

1. Наиболее существенной проблемой в биржевой торговле является проблема исполнения сделок, т.е. сможет ли покупатель заплатить за купленные ценные бумаги, на покупку которых он дал указание, или сможет ли продавец действительно представить ценные бумаги, в отношении которых он дал указание о продаже. Хотя биржа не может проверить каждого конкретного продавца и покупателя, она может и должна предъявлять жесткие требования как к профессионализму участников торгов, так и к их финансовому состоянию. Кроме того, гарантия исполнения сделок достигается за счет постоянно совершенствующейся системы клиринга и расчетов.

Гарантия исполнения сделок обеспечивается контролем над системой, обслуживающей биржу (уменьшение риска системы в связи с ее повреждением или цепного невыполнения финансовых условий).

Биржа должна обеспечивать постоянный контроль над содержанием своих внутренних систем коммуникаций, чтобы гарантировать их надежность и осуществлять надзор за финансовой дисциплиной своих членов—участников торгов, чтобы банкротство одного члена (участника) не повлекло за собой банкротства другого.

 

2. Гарантия исполнения сделок, заключенных на бирже, тесно связано с такой проблемой, как защита денег клиента. Самостоятельно решить эту проблему биржа не может, однако в своих правилах торговли она отмечает, что члены биржи, управляющие деньгами клиента, по которым еще не наступил срок платежа по сделке, должны хранить их отдельно от своих собственных основных денег. Правила торговли биржи могут включать требование, чтобы такие деньги были положены на отдельный инвестиционный счет в банке третьей стороны так, чтобы в случае неспособности фирмы—члена биржи выполнить свои собственные финансовые обязательства, она бы не смогла, даже неумышленно, использовать деньги клиента для такой цели[11]. Система регулирования здесь чрезвычайно жесткая, и биржа должна проводить строго регулярные проверки правильности ведения учета операций и контроль ведения банковского счета (в основном ежедневно).

3. Государство должно выполнять активную роль на начальных этапах становления рынка ценных бумаг в стране. Дело в том, что этот рынок является настолько масштабным и рискованным для финансовой безопасности страны, предъявляет настолько высокие требования к инфраструктуре и ресурсам на его создание, что только усилия государства "сверху" могут запустить этот рынок в его цивилизованной и безопасной форме. По сути, здесь должна быть разработана масштабная национальная программа создания рынка ценных бумаг в стране, адекватная национальным про­граммам приватизации, структурных изменений в отраслях хозяй­ства и т.п.

4. Вместо обслуживания быстро растущих финансовых запросов государства, перераспределения крупных портфелей акций и спе­кулятивного бума вокруг новых торгово-финансовых компаний, не имевших ранее финансовых активов, вместо выполнения этих задач, имеющих вторичное значение, рынок ценных бумаг должен быть направлен на выполнение своей главной функциина преодоление инвестиционного кризиса, аккумуляцию свободных де­нежных ресурсов для направления их на цели восстановления и последующего роста производства в России.

5. Необходимость перехода в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг

Для того чтобы российский рынок был надежно, а не условно отнесен к разряду развивающихся рынков, размер капитализации рынка акций в процентах к номинальной стоимости ВВП должен достигнуть по крайней мере 30—40%[12]

Это означает, что современный объем рынка ценных бумаг в России должен быть увеличен в 10—15 раз (а биржевой рынок — в несколько десятков и даже сотен раз).

Для развитых рынков этот показатель составляет 60—90% от ВВП.

6. Отсутствие долгосрочного, перспективного управления

Необходимо учитывать, что будущий большой и ликвидный вторичный рынок будет вести себя по-другому, чем полупустой российский рынок образца 1991—1993 гг. Большой рынок нужда­ется в более профессиональном регулировании, в предупреждении его крупного падения. Уже сейчас необходимо введение элементов долгосрочного, стратегического управления в структуры рынка ценных бумаг на микро- и макроуровне. (Сейчас их захлестывают текущие дела "выживания".) Что получится на практике при отсут­ствии экономической стратегии?

Промышленность держится в России на голодном пайке, ог­раничены вторые эмиссии и мало-помалу фонды распродаются по дешевке. За счет каких финансовых ресурсов преодолевать инвес­тиционный кризис На какой основе — через рынок ценных бумаг. через кредит, через денежную эмиссию? Вопросы, задаваемые в пустоту. Ответа нет: его не будет до тех пор. пока Правитель­ство не сумеет сформировать ориентиры своей политики.

Государством введены регистрация, лицензирование, аттеста­ция Государственные органы имеют право квалифицировать фи­нансовые инструменты в качестве ценных бумаг. Выпущено не­сколько сот нормативных актов по ценным бумагам. Государство создает систему надзора за рынком. Ничего не работает. Резуль­тат всей этой деятельности — свободное обращение билетов "МММ" на глазах изумленной профессиональной публики. Это и есть оценка; она неудовлетворительна.

7. Беззащитность инвесторов.

Население оставлено один на один с эмитентом. Вся брокерско-дилерская сеть — преимущественно оптовая Основной интерес на рынке — собрать деньги и дальше крутить их. вкладывать, тратить как свои. Рынок — для собственников крупных пакетов акций, его технической инфраструктуры для насе­ления не существует. По опросной оценке. 70—80% персонала брокерско-дилерских фирм не имеют в личной собственности ценных бумаг. Они понимают, с какими политическими, финансовыми, а тем более техническими рисками, с какими накладными расходами это связано Российский рынок не является общенациональным: он в руках новорусской финансовой олигархии.

8. Необходимость активного воздействия.

Необходимость активного воздействия со стороны госу­дарства на макрофинансовые пропорции фондового и смежных с ним рынков связана также с крайней узостью спроса на цен­ные бумаги: в любой момент предложение может превысить спрос и рынок рухнет (чего, возможно, ему не избежать в бли­жайшие годы, как только он станет достаточно масштабен и ликви­ден).

Дело в том, что спрос на ценные бумаги в России искусственен:

• часть спроса является неденежной (например, приватизацион­ные чеки в 1993—1994 гг.);

• значительная часть спроса определяется перераспределением собственности и экономической власти в нестабильных экономи­ческих условиях, другая часть связана с интересом к ценным бума­гам как к заместителям средств обращения (следствие платежного кризиса), дающим, в частности, доступ к тем или иным дефицит­ным товарам и услугам.

Поэтому любое резкое ужесточение денежно-кредитной поли­тики, расширение прямых денежных инвестиций (вместо порт­фельных), усиление нехватки денег в обороте в сравнении с теку­щей потребностью в них (при гипертрофированном росте цен и росте спроса на деньги для обслуживания рынков недвижимости, земли и других новых товаров) — все эти факторы способны вы­звать крупное падение российского рынка ценных бумаг. Это уже произошло в России в 1991 — начале 1992 г.

9. Потребность в опережающем создании инфраструктуры рынка

Эту работу начали практики североамериканского рынка цен­ных бумаг в 1993 г. Если этого не произойдет, рынок захлебнется по мере массового поступления акций приватизированных пред­приятий и наращивания их вторичного обращения. Технические факторы способны быть не только тормозом развития, но и при­чиной падения рынка.

 

10. Недостаточная реализация принципа открытости информации

Недостаточная реализация данного принципа должна быть пре­одолена за счет:

• расширения объема публикаций, введения обязательности публикации любых материальных фактов, возникающих в деятель­ности эмитентов и могущих существенно повлиять на курс ценных бумаг эмитента;

• создания независимых рейтинговых агентств и введения при­знанной рейтинговой оценки компаний — эмитентов и ценных бумаг;

• широкой публикации и независимого обсуждения макро- и микроэкономической отчетности;

• четкого отделения информации, являющейся коммерческой тайной, от данных, не являющихся таковыми;

• развития сети специализированных изданий;

• создания общепринятой системы показателей для анализа рынка (фондовые индексы, признанные в национальном масштабе и являющиеся индикаторами рынка для иностранных инвесторов, показатели анализа деятельности эмитента, показатели для анализа достаточности капитала, ликвидности, качества активов и других инвестиционных институтов)

 

11. Реализация принципа представительства и консолидации интересов

Требуется широкая реализация данного принципа, а именно:

• создание консультационного органа, объединяющего пред­ставителей государственных органов, банков и небанковских ин­вестиционных институтов, регионов и публики (например, на базе Экспертного совета Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг);

• передача части прав по регулированию рынка регионам (как это, например, сделано в Германии, США);

• введение представителей публики в состав директоратов регулятивных органов, государства, саморегулирующихся органи­зации, фондовых бирж (или, например, представителей бирж в со­став директоратов государственных органов);

• государственная поддержка саморегулирующихся организа­ции. обеспечивающая их опережающее развитие, и передача им части функций государства по регламентации рынка и надзору за ним;

• создание системы экспертной поддержки и научного обслу­живания рынка (экспертные советы ученых, создание совместных групп российских и иностранных экспертов, разработка и запуск исследовательской программы).

До настоящего времени в России пренебрегают должным представительством и консолидацией интересов сторон, заин­тересованных в развитии рынка ценных бумаг.

 

12. Международная помощь

Можно отметить недостаточность международной помощи в области создания регулятивной, информационной и технологичес­кой инфраструктуры рынка, восстановления системы образования и российской научной школы в области рынка ценных бумаг. В на­стоящее время российскому рынку часто предлагаются различные модели его организации и технологии, абсолютно противоречащие друг другу, исходящие из опыта конкретных стран и знаний кон­кретных экспертов, ограниченных рамками той страны, граждана­ми которой они являются. Международная помощь недостаточно скоординирована и часто коммерциализирована. Размеры ино­странной помощи в банковском секторе несопоставимо больше, хотя он более "продвинут" и нуждается в помощи несравнимо меньше.

 

13. Система образования

Крупнейшей проблемой воссоздания рынка ценных бумаг в России является восстановление системы образования в этой об­ласти. российской научной школы и просто рыночной культуры инвесторов и профессиональных участников рынка.

 

14. Создание новых информационных технологий.

Российский рынок ценных бумаг должен перенять опыт соз­дания программной инфраструктуры уже существующих рынков и на его основе создать и развивать собственную информационную инфраструктуру[13]. На базе основных компонентов уже функци­онирующих рынков необходимо разработать концепцию кор­поративной системы разработки прикладных задач в распре­деленной неоднородной вычислительной среде, реализуя следую­щие конфигурации клиент-сервер (по классификации Gartner Group):

• удаленное представление данных (эмуляция терминала):

• вызов удаленной процедуры (серверы приложений):

• доступ к удаленной базе данных (серверы баз данных):

• достл п к распределенной базе данных (интеграция/репликация баз данных)

 

15. Обеспечение информационной безопасности на рынке ценных бумаг в России.

В настоящее время проблема обеспечения информационной без­опасности приобретает принципиально важное значение в связи с тем, что информационная и деловая активность все более переме­щается в область кибернетического пространства. Масштабы последствий преднамеренного или непреднамеренного нарушения нормального функционирования автоматизированных систем могут варьироваться от небольших сбоев для пользователей до эко­номической катастрофы в масштабах всей страны.

Концепция защиты информации на рынке ценных бумаг строит­ся на основе принципов защиты, по которым работает сеть переда­чи данных "Деловая сеть России"[14]. В этой сети большое внимание уделено решению вопросов надежной защиты передаваемой, хра­нимой и обрабатываемой информации от несанкционированного доступа, контроля ее целостности и подлинности на базе современ­ных информационных технологий. Более того, трактовка этих во­просов органично вписывается в общую концепцию информацион­ной безопасности в России.

 

С рыночными преобразованиями ситуация качественно из­менилась появились новые виды ценных бумаг, возрос их оборот и стал формироваться и развиваться рынок ценных бумаг Результа­том ваучерной приватизации государственных предприятий яви­лось возникновение множества акционерных обществ Преобразо­вание формы собственности привело к возникновению потреб­ности в так называемых инвестиционных ценных бумагах — акциях и облигациях частных коммерческих структур В свою оче­редь бюджетный кризис, задолженность государства по зарплате, другим социальным выплатам, взаимозадолженность предприятий определили появление новых видов государственных ценных бумаг и векселей

Отсутствие единообразного законодательства, существование правил и норм, прямо противоречащих друг другу, законодатель­ная неурегулированность в вопросах инфраструктуры рынка цен­ных бумаг создавали крайне неблагоприятную ситуацию в данной сфере.

 

Вместе с тем возможен прогноз.

• В течение 1998—1999 гг. начнется концентрация властных функций государства на рынке ценных бумаг, закончится открытая борьба и сложится окончательное "разделение труда" между феде­ральными органами. Один из возможных вариантов: Банк России плюс Минфин РФ — государственные ценные бумаги (при нарас­тающем отграничении банков от фондовых операций) и Федераль­ная комиссия по рынку ценных бумаг — рынок корпоративных ценных бумаг.

• На финансовом рынке могут появиться новые государствен­ные структуры, в том числе по защите инвесторов от потерь, свя­занных с вложениями в ценные бумаги, по контролю за трастовы­ми компаниями и т.д.

Усиление надзора за инвестиционными институтами будет сопровождаться передачей частивластных функций из федераль­ных органов власти в их территориальные структуры и в саморе­гулирующиеся организации (ассоциации и объединения профес­сиональных участников рынка ценных бумаг).

• Сложится распространенная практика создания экспертных советов, рабочих групп, межведомственных комиссий и т.п. при­званных восполнить вакуум в согласовании действий государствен­ных органов и в разработке долгосрочной политики на финансовом рынке.

Институционализацию рынка подтолкнет принятие парламен­том законодательных актов по ценным бумагам и фондовым рын­кам на рубеже 1998—1999 гг.

 

 


Заключение.

 

Наряду с факторами, влияющими на приток и отток капиталов или ценных бумаг, существуют факторы чисто технического порядка. Они связаны с самим механизмом биржи. Среди них, прежде всего, следует отметить влияние некоторых методов управления портфелем ценных бумаг, а затем уже - влияние позиции срочного рынка, и, наконец - особую биржевую психологию.

К биржевой психологии следует отнести 2 очень характерных элемента биржевой конъюнктуры:

Прежде всего - это фактор прогнозирования, который на основании срочных сделок, проводимых биржевыми маклерами, предугадывает результат еще до совершения какого-либо события. В ожидании политического кризиса или введения нового налога, влияющего на рынок, курс может стать очень нестабильным еще до наступления кризиса или до принятия биржевого закона. Доказательством этому может послужить то, что уже при свершившимся факте иногда происходит повышение курса (после понижения), что может ввести в заблуждение неопытного оператора, а происходит это зачастую из-за того, что на бирже преувеличивается информация о последствиях ожидаемых событий.

Итак, фактор преувеличения можно рассматривать в качестве второго основного признака биржевой психологии. На биржу самыми неожиданными путями поступают самые различные новости. Сведения быстро распространяются от одного лица к другому, при этом часто преувеличиваются и искажаются. Как на рынке определенной ценной бумаги, так и на рынке самых разнообразных ценных бумаг, любое важное событие (хорошее или плохое) имеет определенное последствие, которое в дальнейшем корректируется, и общая ситуация проясняется и стабилизируется. При хорошей новости (при преувеличение последствия) происходит особенно интенсивная продажа. Напротив, при плохой новости биржевики, играющие на понижение (и сыгравшие на самое худшее), "откупаются". В обоих случаях говорят, что налицо - техническая реакция.

Наконец, не нужно считать, что любая сделка на куплю- продажу происходит на основании внимательного изучения общего состояния рынка, разумной оценки современного валютного курса с учетом всех элементов.[15]

Мы видим, что при совершении сделки противопоставляются 2 операции, которые совершаются противоположными сторонами, то есть один продает определенную ценную бумагу, другой - ее покупает. Однако это не означает, что участники сделки долго размышляли, прежде чем осуществить какую-либо операцию.    

Совершенно очевидно, что многие следуют моде, то есть, проявляют интерес то к ценным бумагам нефтяных компаний, то к бумагам золотых приисков, то - предприятий химической промышленности. Другие, например, покупают акцию по номеру, выпавшему при игре в рулетку; третьи покупают по настроению или после ознакомления со своим гороскопом.    

В итоге можно сказать, что поведение биржи в разное время зависит от множества факторов (зачастую не зависящих друг от друга), предугадать которые, как весьма и весьма сложно.

Биржевая психология помогает нам предвидеть действия инвестора на рынке ценных бумаг, но без доверия к рынку на нем не будет инвесторов и биржевая активность снизится.

Когда пытаются дать ответ на вопрос, почему сегодня наш рынок ценных бумаг испытывает затруднения в средствах, то не сле­дует забывать, что после революции 1917 г. иностранные инвес­торы в одночасье потеряли огромные средства. Это были крупней­шие предприятия, построенные и оборудованные на средства граж­дан других государств. В то время скептицизм в отношении политического будущего России удавалось преодолеть, хотя пессимисты в конечном итоге оказались правы.

Сегодня, когда история повторяется, все гораздо сложнее. Со­вершенно очевидно одно — вряд ли удастся убедить иностранных инвесторов вкладывать значительные средства в российские фонды второй раз, на западе историческая память гораздо крепче, чем в России.



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.