Основные особенности населения. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Основные особенности населения.

2021-01-29 74
Основные особенности населения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задание 1: Определите по форзацу учебника площадь, численность населения, высчитайте среднюю плотность населения страны. (Площадь 356,9 тыс. км2. Население - 82,4млн человек.. Средняя плотность населе­ния - около 230,8 чел/км2).

Задание 2: Определите национальный состав населения Германии. Есть ли здесь национальные проблемы? Определите принадлежность населения к языковым группам, семьям. (Немцы составляют 95% населения. В Германии проживают также итальянцы, поляки, греки, чехи, хорваты, словаки; турки составляют 2,3%. Государственный языкне­мецкий.)

Задание 3: Каков религиозный состав населения Германии? (Около половины населения является католиками (в основном в южных землях), остальныелютеране (свыше 40%, в основном в северных землях), осталь­ныемусульмане, баптисты, иудеи. Единственное небольшое славянское меньшинстволужицкие сербы, около 100 тыс. населения, пользуются культурной автономией.)

Задание 4: Пользуясь картами атласа, расскажите о демографичес­кой ситуации в стране. (В стране наблюдается превышение смертности над рождаемостью, смертность является одной из самых высоких в реги­оне, что вызвано возрастными особенностями населения. Младенческая смертность крайне низка. Германия проводит демографическую полити­ку. Например, денежное пособие на одного ребенка составляет 1500 евро в месяц. Рост численности населения поддерживается в основном за счет мигрантов.)

Задание 5: Определите плотность населения по федеративным землям Германии. Какие земли больше заселены? Определите степень урбани­зации Германии, каковы темпы роста урбанизации страны? Назовите крупнейшие агломерации страны, отметьте их в контурных картах. (По­чти 90% населения проживает в городах и прилегающих к ним урбанизиро­ванных районах.)

Специфические черты:

1)Самая большая по численности населения страна Зарубежной Европы - 81,2 млн чел..

2)Это страна со сложной демографической ситуацией, где еще в нача­ле 70-х гг. смертность стала превышать рождаемость, и сильной депопу­ляции удается избежать благодаря трудовой иммиграции. По количеству иммигрантов ФРГ занимает I место в Европе - 7 млн чел., что составляет 9 % всех жителей.

Размещение населения в ФРГ:

- Средняя плотность (высокая) - 230 чел./км2.

- В отдельных районах достигает 1000-2000 чел/км2 (Рур).

- фрг - одна из наиболее высокоурбанизированных стран мира - 87 %.

- Занимает первое место в регионе по числу городских агломераций.
-94%-немцы.

- В ФРГ проживают около 100 тыс. лужицких сербов (земли Бранденбург и Саксония), 50 тыс. - датчан (северные районы земли Шлезвиг-Гольштейн).

- Официальный язык - немецкий.

- Преобладающая религия - христианство.

- В стране 58 млн верующих, из них 30 млн — протестанты (в основном
лютеране), 28 млн - католики.

 

5) Хозяйство страны (общая характеристика, главные отрасли про­мышленности, сельского хозяйства, нематериальной сферы).

Экономика страны

Германия является высокоразвитой страной. После объединения Западной и Восточной Германий в 1990 году Германия стала круп­нейшей по экономическому потенциалу страной Европы. В мировой экономике Германия также является одним из лидеров, занимая тре­тье место в мире, по объему производимого ей ВВП. ВВП на душу населения составляет 23030 долл. (2005). Объединение Германии дало новые возможности для развития экономики, создав при этом и новые проблемы. Для «выравнивания» восточных земель понадобилось 2 трлн марок.

В 2003 году Германия стала ведущим экспортером мира, потеснив США. Для экономики Германии характерна «сверхиндустриализация», то есть достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению со многими развитыми странами мира. Только Япония, Ирландия и Португалия являются в большей степени индустриальны­ми, чем Германия. Это не случайно, так как специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной (главным об­разом машиностроительной) продукции. Германия располагает не толь­ко широко разветвленной, но и хорошо сбалансированной промышлен­ностью, основу которой составляют —. наряду с крупными мировыми концернами - средние предприятия. Господствующие позиции зани­мают гигантские монополии такие, как «Крупп», «Тиссен», «Байер», «Маннесман» и др.

Машиностроение — главная отрасль экономики ФРГ. На нее прихо­дится около 40% всей промышленной продукции станы и более полови­ны экспорта. Особенно выделяются:

— Электроэнергетика, энергетическое машиностроение, электрони­ка (Сименс, АЭГ, БОШ и др.)

Автомобилестроение. По производству автомобилей страна зани­
мает первое место в Европе и третье в мире. Одну треть промышленной
продукции составляет автомобилестроение: концерны «Даймлер-Бенц»
(входит в транснациональную корпорацию «Крайслер-Бен ц»), БМВ,
«Фольксваген», МАИ.

- Оптико-механическая промышленность. Предприятия произво­
дят высококачественную фототехнику, линзы, бинокли и т.д.

- По морскому судостроению Германия занимает одно из ведущих
мест в мире. Судостроение в стране сосредоточено на севере.

- Отрасли военной промышленности производят самолеты, ракет­
ные двигатели, бронетанковую технику, стрелковое оружие.

- Полиграфическое оборудование производится в Гейдельберге,
Плауэне, Хемнице.

Исключительно высокий уровень развития имеет химическая про­мышленность страны. Для нее характерен широкий спектр отраслей. Практически эта отрасль промышленности развита во всех землях ФРГ. Химическая и фармацевтическая промышленность Германии выпускает продукцию мирового уровня (концерны «Велла», «Хенкель»). Все боль­шее значение приобретает выпуск синтетических и искусственных мате­риалов и волокон.

Хорошо развита черная металлургия. Однако сейчас она переживает не лучшие времена из-за высокой конкуренции с другими странами. Ра­ботает эта отрасль в основном на привозном сырье. По объемам импорта занимает второе место в мире после Японии. Железная руда импортиру­ется из Бразилии, Швеции, Канады. Для цветной металлургии характер­ны те же проблемы, что и для черной.

Для Германии во все времена была характерна высокая роль государ­ства в экономике. Модель социального рыночного хозяйства представля­ет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным рас­пределением богатства.

Задание учащимся: дать характеристику отраслям международной специализации - машиностроению и химической промышленности, и показать специализацию трех частей ФРГ, оформив таблицу:

 

Север и Восток Западная часть Южная часть
Специализация: об- служивание внешней торговли (портовое хозяйство, судоходст- во), выплавка меди, автостроение, молоч- ное и мясное живот- новодство Специализация: добы - ча угля, черная и цвет- ная металлургия («Тис- сен», «Маннесман»), производство оборудо- вания, двигателей, ло- комотивов и др., хими- ческая и текстильная промышленность Специализация: раз- нообразное машино- строение (электротех- ническое - «Сименс», «Роберт Бош», оптика, электронное приборо- строение и автомоби- лестроение). Химиче- ская,   текстильная, швейная промышлен- ность, добыча урано» вой руды, произволе!^ во с/х продукции

• Характеристика сельского хозяйства ФРГ, непроизводственной  сферы.

Сельскохозяйственные земли находятся в частном владении, преоб­ладающий тип предприятия - фермы. Средний размер надела 30 га.

Интенсивное сельское хозяйство покрывает потребности страны в его продукции более, чем на 80%. Более 3/4 сельскохозяйственной продук­ции (в ценовом исчислении) дает животноводство (разведение молочного скота и свиноводство). Скотоводство развито большей частью на севере страны, свиноводство - повсеместно. Кормов недостаточно, поэтому их приходится импортировать.

В растениеводстве большая часть приходится на зерновые: пшеница, рожь, овес, ячмень, рапс; технические культуры: сахарная свекла, хмель, табак, картофель. Особое место занимает виноградарство и виноделие (знаменитые рейнские и мозельские вина).

Густая и хорошо организованная транспортная сеть обеспечивает нор­мальное развитие экономики страны.

Ведущую роль в грузообороте играет автомобильный транспорт, он же лидирует и в пассажирообороте. Скоростные магистрали по протя­женности занимают 2-е место в мире после США.

Железнодорожный транспорт перевозит около 20% грузов и занимает соответственно второе, третье - речной.

Важную роль играют судоходные пути — реки и система каналов. Крупные международные аэропорты -Берлин, Франкфурт-на-Майне.

Главные порты — Гамбург, Бремен, Росток, Штральзунд. Важное ме­сто в экономике страны занимает международный туризм.

Основные характерные черты транспорта ФРГ учащиеся узнают из ат­ласа или текста учебника.

6) Внешнеэкономические связи и внутренние различия

Германия -крупнейший торговый партнер России и один из главных иностранных инвесторов.   История работы иных немецких компаний в России длиннее, чем срок жизни большинства российских фирм. Можно сказать, что русские и немцы торговали всегда (см. диаграммы). С начала 90-х годов товарооборот между двумя государствами увеличил­ся в среднем на 10 % в год. Причем торговый баланс неизменно оказывал­ся в пользу России. Только в первом полугодии 2001 г. российский экс­порт в Германию, в основном нефть и газ, составил ВМ 12,7 млрд, а немецкий импорт - ВМ 5,4 млрд. место,

Германия как постиндустриальная страна отличается высоким уров­нем развития сферы услуг, несмотря на то, что в стране хорошо развита промышленность. Особенностью экономического пути развития Герма­нии является так называемый «рейнский капитализм», характеризую­щийся значительной ролью банков в экономике страны. Высокий уро­вень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли не­мецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды. В число 50 крупнейших банков мира 8 приходится на немецкие.

 

 

2..Великобритания.

 

Находится монархия на севере Европы

И каждый год весною борется с потопом.

Там самый крупный в мире порт,

Там жизнь кипит торговлей.

Однонациональный там народ:

Он ас по рыбной ловле.

Имеет два названия великая страна,

Любимый цвет -оранжевый,

В хоккее не сильна.

И газа добывается много в шельфе моря,

Металлургия развита, народ не знает горя.

Готовят сыр, растят тюльпаны

И продают во все другие страны!    (Великобритания)

 

Характеристика по плану:

1. Визитная карточка страны

2. ЭГП страны

3. Хозяйственная оценка природных ресурсов и условий

4. Основные особенности населения

5. Хозяйство страны (отрасли промышленности, сельское хозяйство, нематериальная сфера)

6. Внешнеэкономические связи и внутренние различия

 

1. Визитная карточка страны

Великобритания, или офици­ально Соединенное Королев­ство Великобритании и Север­ной Ирландии, — островное государ­ство Зарубежной Европы, в состав которого входят остров Великобри­тания, северо-восточная часть остро­ва Ирландия и многочисленные мел­кие острова (Мэн, Нормандские, Ге­бридские, Оркнейские, Шетландские и др.)- Владениями Великобритании также являются Гибралтар и много­численные островные государствен­ные образования в Латинской Аме­рике, Атлантическом, Индийском и Тихом океанах.

Великобритания — сравнительно небольшая страна, которая играет чрезвычайно важную роль не только в Зарубежной Европе, но и в мире. По площади территории (242,9 тыс. км2) она занимает среди европейских стран лишь десятое место, по числен­ности населения (60,2 млн чело­век, в т.ч. 80% - англичане, 15% - шотландцы, уэльсцы (или валлийцы) — третье, по производству ВВП (2 198,8 млрд долл.) — второе.

Территория - 244,1 тыс. кв. км.

Официальный язык - английский.

Большинство верующих - протестанты.

Столица - Лондон.

Крупнейшие города - Бирмингем, Глазго, Ливерпуль, Ман­честер, Шеффилд, Лидс, Эдинбург, Белфаст.

Великобритания состоит из 4 административно-политических частей: Англии (39 графств, 6 метрополитенских графств и Большого Лондона), Уэльса (8 графств), Шотландии (9 районов и островной территории) и Северной Ирландии (26 округов).

Королевский герб Великобритании — это официальный герб британского монарха. Королевский герб встречается в двух вариантах, один из которых используется только в Шотландии.

Государственный герб Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии изображен в виде щита, поддерживаемого с обеих сторон львом и лошадью - символы власти и труда. Щит разделен на четыре части, в каждой из которых заключены гербы Англии, Шотландии и свободного ирландского государства. Вокруг щита на синей ленте надпись: "Пусть устыдится тот, кто дурно об этом подумает". Легенда рассказывает, что однажды на балу английский король Георг увидел на полу оброненную дамскую подвязку, поднял ее и воскликнул эту фразу. С этого времени эта фраза и поднятая королем лента в качестве составных частей вошли в герб Великобритании. Королевская корона наверху щита символизирует монархический строй в Великобритании. Лев на короне - символ мощи государства. Внизу на ленте щита надпись: "Бог и мое право".

На обычном варианте герба два льва и семь леопардов: шесть армированных лазурью золотых леопардов на щите, по три в 1-м и 4-м полях четверочастно разделённого щита (они соответствуют Англии). Червлёный, армированный лазурью лев во втором поле олицетворяет Шотландию. Коронованный леопард украшает нашлемник (клейнод). Золотой коронованный лев в качестве щитодержателя поддерживает щит справа. С другой стороны щит поддерживает закованный в цепь единорог.

Флаг Великобритании ведёт с вою историю с 1603 года, когда король Шотландии Яков VI унаследовал престол Англии и стал английским королём под именем Якова. При этом союз между Англией и Шотландией носил характер личной унии, и они оставались независимыми государствами. 12апреля 1606 года был утверждён новый флаг союза государств: на шотландский флаг святого Андрея(белый косой крест на синем фоне) был наложен английский флаг святого Георга(красный крест на белом фоне).

Первоначально флаг использовался только на море как военными, так и торговыми кораблями обеих стран. 5 мая 1634 года его было предписано использовать только военным судам в качестве гюйса, в то время как торговые корабли должны были поднимать флаги святого Георга (английские) или святого Андрея (шотландские). При этом наземные части продолжали использовать знамёна своих стран. В Шотландии имел некоторое распространение национальный вариант флага, в котором белый крест святого Андрея располагался выше красного английского креста

После принятия в 1707 Акта об Унии объединившего оба королевства в единое Королевство Великобритании, объединённый флаг стал флагом нового государства. В 1801 году с принятием Акта об объединении Великобритании и Ирландии было образовано Соединённое королевство Великобритании и Ирландии. К флагу, существовавшему прежде, был добавлен символ Ирландии – крест святого Патрика. При этом белый шотландский и красный ирландский крест пересекаются определённым образом. В таком виде флаг Великобритании и дошёл до наших дней. Синий цвет современного шотландского флага светлее синего цвета, используемого в «Юнион Джеке». Стоит отметить, что в Уэльсе периодически раздаются призывы поместить на флаг красного дракона, национальный символ Уэльса, дабы избежать «дискриминации» этой части Соединённого Королевства

2. ЭГП страны

 

Это была первая страна в мире, в которой начали вызревать капиталистиче­ские отношения. Обострение проти­воречий между сословной знатью и нарождающимся классом буржуазии вылилось в буржуазную революцию.

В эпоху Великих географических от­крытий, когда международная тор­говля из замкнутых Средиземного и Балтийского морей вышла на просто­ры Атлантического океана, Велико­британия превратилась в оживлен­ный «перекресток» морских путей. Это послужило отправной точкой превращения Великобритании в крупнейшую морскую, торговую, а позднее и колониальную державу мира («владычицу морей»). Ее миро­вое лидерство в промышленном про­изводстве, обусловившее «централь­ное» положение в мирохозяйствен­ных связях, завершилось только по­сле Первой мировой войны. После Второй мировой войны страна утра­тила почти все свои колонии, но по-прежнему возглавляет Содружество и продолжает пользоваться значи­тельным авторитетом во всех освободившихся странах. Она вступила в ЕС (в 1973 г.), подписала Шенгенское соглашение (но не отменила полно­стью паспортный контроль), хотя до сих пор так и не стала членом ЕЭВС.

Великобритания — конституци­онная монархия. Король (королева) исполняет представительские функ­ции и является символом нации и былого величия государства. Высшая исполнительная власть находится в руках премьер-министра, который формирует и возглавляет правитель­ство. Высшая законодательная власть принадлежит парламенту, состояще­му из двух палат: верхней — Палаты лордов (в составе 748 членов) и ниж­ней — Палаты общин (646 членов).

Великобритания унитарная

страна. Исторически она делится на четыре крупные области — Англию, Шотландию, Уэльс (вместе они обра­зуют Великобританию) и Северную Ирландию.

 

3. Хозяйственная оценка природных ресурсов и условий

 

Страна обладает небогатым природноресурсным потенциалом. Центральная часть страны сосредо­точивает крупные запасы каменного угля, а также незначительные запа­сы железных руд. В 1960-е гг. на шельфе британского сектора Север­ного моря были открыты крупные месторождения нефти и природного газа. Великобритания находится в области умеренного морского клима­та, который позволяет выращивать почти все сельскохозяйственные культуры умеренного пояса. На большей части территории страны распространены сравнительно пло­дородные бурые лесные почвы. Вели­кобритания хорошо обеспечена во­дными ресурсами. Гидроэнергетиче­ские ресурсы, наоборот, невелики. Крупнейшим гидроэнергетическим потенциалом обладают небольшие

горные реки на севере и западе стра­ны. Лесами покрыто только 9 % тер­ритории. Собственных природных ресурсов стране хватало лишь в на­чальный период промышленной ре­волюции. Однако уже в XIX в. она превратилась в одного из крупней­ших их импортеров.

 

4. Основные особенности населения

Длительное время Великобрита­ния была страной с немногочислен­ным населением. В XVI, XVII вв. и в течение почти всего XVIII в. страну покинули миллионы эмигрантов. В конце XVIII в. в связи с бурным промышленным развитием начался рост рождаемости и естественного прироста населения, иссякли эми­грационные потоки. За XIX в. чис­ленность населения Великобритании выросла в 3,5 раза. В XX в. темпы ро­ста начали замедляться, поэтому к его концу страна пришла почти с ну­левым естественным приростом. В настоящее время уравнение есте­ственного движения населения вы­глядит так: 12 - 10 = 2 %о.

Низкий естественный прирост на протяжении нескольких десятиле­тий обусловил постарение населения. Доля детей в его возрастной структу­ре составляет 18 %, пожилых лю­дей — 16 %. В 1950-е гг. страна стол­кнулась с дефицитом трудовых ре­сурсов, поэтому начала привлекать трудовых иммигрантов из своих быв­ших колоний: Индии, Пакистана, Бангладеша, стран Африки и Вест-Индии.

Великобритания — страна с пре­обладанием одной национальности. Почти 80 % общей численности ее населения составляют англичане, 10% -- шотландцы, 4% -- ирланд­цы и 2 % — уэльсцы (или валлийцы). Каждый из этих народов исконно проживает на территории страны и

бережно хранит свои культурные традиции. Шотландцы и уэльсцы до­биваются национально-культурной автономии, а ирландцы Северной Ир­ландии ведут борьбу за независи­мость (с 1921 г.).

Немногим более 70 % населения Великобритании исповедуют христи­анство (преимущественно протестан­тизм -- англиканство, пресвитеран-ство и др., а немногим менее полови­ны населения Северной Ирландии -католицизм), иммигранты — ислам, индуизм, сикхизм и др.

Средняя плотность населения со­ставляет 249 чел./км2. Однако в рай­оне Большого Лондона и агломера­ций (в Великобритании их называют конурбациями) крупных городов она нередко достигает 500 —1000 чел./ км2, на севере Шотландии опускает­ся до 10 — 20 чел./км2.

Великобритания -- типичная го­родская страна. Уже в начале XX в. в городах проживало 78 % ее населе­ния. С того времени доля городского населения выросла совсем не намно­го (в 2005 г. -- 90 %). Среди всех го­родов Великобритании резко выде­ляется столица страны Лондон. Кро­ме него численность населения свы­ше 1 млн человек имеют Бирмингем, Манчестер, Лидс и Глазго. Густая сеть городов, территориально разрос­шихся благодаря субурбанизации, способствовали формированию Бри­танского мегалополиса.

Великобритания - - экономиче­ски высокоразвитая страна. В структуре ее ВВП на долю сферы услуг приходится 73 %, промышлен­ности — 26 %, сельского хозяйства — 1 %. Великобритания — «колыбель» современной рыночной экономики. Лондон по-прежнему играет роль одного из ведущих мировых деловых центров («сердцем» города является так называемая «золотая миля» -Сити — место средоточия бирж, бан­ков, страховых компаний, контор и т.д.). Для Великобритании характе­рен традиционно высокий уровень концентрации капитала, а британ­ские корпорации всегда входили в число крупнейших в мире.

 

5) Хозяйство страны (общая характеристика, главные отрасли про­мышленности, сельского хозяйства, нематериальной сферы).

Великобритания обладает высоко­развитым сельским хозяйством. Его ведущей отраслью является живот­новодство. Пастбища занимают 1/3 сельскохозяйственных угодий, зна­чительную часть продукции расте­ниеводства составляют корма. На се­вере и востоке страны развито паст­бищное овцеводство, в центральной части интенсивное молочное и мясное скотоводство, на востоке и юге — интенсивное молочно-мясное скотоводство и свиноводство. Земле­делие на севере и западе почти отсут­ствует (здесь выращивают лишь не­большое количество овса), в цен­тральной части оно представлено по­севами кормовых трав, на востоке и юге -- пшеницы, ячменя, сахарной свеклы, овощей и плодов.

Значительную роль продолжает играть горнодобывающая промыш­ленность. Великобритания добывает сравнительно большое количество нефти и природного газа (с шельфа Северного моря). Добыча каменного угля резко сократилась, а руд метал­лов (кроме свинцовых) вообще пре­кращена.

Ведущими отраслями вторичной сферы хозяйства Великобритании являются машиностроение и хими­ческая промышленность. На долю машиностроения приходится около 1/3 промышленной продукции. Стра­на специализируется на производ­стве технологически сложных и не-

стандартных изделий. В отраслевой структуре машиностроения лидиру­ющие позиции занимают электро­техника и электроника. Наибольшая концентрация предприятий этих от­раслей наблюдается вдоль шоссе Лондон — Бристоль и близ Кембрид­жа («Силиконовые фены»). На рубе­же XX—XXI вв. начали возникать крупные предприятия электротехни­ки и электроники в ранее отсталых периферийных районах страны Шотландии («Силикон глен» близ Эдинбурга) и Уэльсе. Одними из ве­дущих отраслей машиностроения по-прежнему остаются автомобиле- и авиастроение. Крупнейшими центра­ми автомобилестроения издавна яв­ляются города центральной и юго-восточной частей Англии — Бирмин­гем, Ковентри, Лондон, Лутон и Ок­сфорд. В 1980 — 1990-е гг. к ним до­бавились несколько новых центров — Сандерленд, Дерби и др. Крупнейшие центры авиационной промышленно­сти — Бристоль, Лондон и Ковентри. Сохранили свое значение и такие традиционные отрасли, как станко­строение и тракторостроение. Судо­строение, наоборот, переживает упа­док.

Химическая промышленность в последнее время переживает корен­ную перестройку отраслевой и терри­ториальной структуры. Объемы про­изводства традиционных видов про­дукции снижаются, новых и новей­ших - - растут. Особенно быстрыми темпами развиваются тонкая химия и производство современных поли­мерных материалов (для нужд элек­троники, авиа- и ракетостроения). Активное развертывание добычи соб­ственных нефти и природного газа на шельфе Северного моря стимулиро­вало возникновение новых центров нефте- и газохимической промыш­ленности на восточном побережье страны  Тиссайд (Мидлсбро), Хамберсайд (Кингстон-апон-Халл), Грейнджмут близ Эдинбурга и др.

Долгое время в энергетике Вели­кобритании преобладал каменный уголь. В 1950-е гг. на смену ему при­шла нефть, несколько позже ее до­полнил природный газ. В последнее время идет глубокая структурная пе­рестройка электроэнергетики. Соо­ружаются современные экологиче­ски чистые угольные и газовые ТЭС. Успешно развивается атомная энер­гетика. С 1970-х гг. началось внедре­ние альтернативных источников энергии. В стране сооружена одна ПЭС, несколько тысяч ВЭУ и десятки волновых энергоустановок.

Глубокую модернизацию пере­живает и металлургия. Объемы вы­плавки чугуна, стали и первич­ных цветных металлов сокращаются. В стране строятся небольшие заводы по обработке импортного проката и переработке вторичных цветных ме­таллов. Современные, хотя и не очень крупные металлургические комби­наты функционируют в нескольких морских портах на юге Уэльса и северо-востоке Англии (Порт-Толбот, Тиссайд и Сканторп). Они использу­ют полностью импортное сырье и все больше импортное топливо. Из цвет­ных металлов выплавляются только алюминий (в Шотландии рядом с ГЭС) и свинец (несколько мелких за­водов в Лондоне, Ливерпуле, Бристо­ле и Суонси).

 

Традиционно высоким уровнем развития характеризуются отрасли третичной сферы хозяйства и в пер­вую очередь транспорт. Основная часть внутренних перевозок грузов и пассажиров осуществляется автомобильным транспортом. Плотность автомобильных дорог высока, одна­ко скоростных магистралей не так много. Великобритания — «родина» железнодорожного транспорта. Уже к середине XIX в. вся территория страны покрылась густой сетью же­лезнодорожных магистралей. Во вто­рой половине XX в. этот вид транс­порта утратил свое значение, поэто­му свыше 1/2 сети железных дорог страны было разобрано. В 1993 г. в связи с сооружением тоннеля под Ла-Маншем железные дороги стра­ны получили прямой выход на еди­ную европейскую железнодорожную сеть. В 1863 г. в Лондоне был соору­жен первый в мире метрополитен. В Великобритании как островной стра­не традиционно большую роль игра­ет морской транспорт: он осущест­вляет как внешние, так и внутрен­ние перевозки. Среди многочислен­ных портов страны выделяются спе­циализированные, формирование которых обусловлено возрастающи­ми объемами импорта и усилением интеграции в рамках Европейского Союза. Крупнейшими морскими пор­тами страны являются Гримсби-Иммингем, Тис-Хартлпул и Лондон. Начало добычи нефти и природного газа на шельфе Северного моря обу­словило увеличение роли трубопро­водного транспорта. В международ­ных перевозках пассажиров перво­степенную роль играет авиационный транспорт. Один из лондонских аэ­ропортов - - «Хитроу» - - крупней­ший в Зарубежной Европе.

 

1. Внешнеэкономические связи и внутренние различия

Лондон крупнейший в мире центр по оказанию финансовых услуг. Здесь функционируют одни из крупнейших в мире товарно-сырье­вых бирж. Лондонская фондовая бир­жа является самой крупной в Зару бежной Европе и третьей в мире (по­сле бирж Нью-Йорка и Токио). Лон­дон - - ведущий мировой центр по оказанию страховых услуг и по опера­циям с валютой и золотом. Британ­ские коммерческие банки («Эйч-Эс-Би-Си», «РойялБэнкофСкотланд», «Ллойде Ти-Эс-Би», «Барклайс» и др.) относятся к числу крупнейших в ми­ре. По сумме накопленных зарубеж­ных прямых инвестиций Великобри­тания уступает в мире только США.

Для Великобритании характерны значительные региональные разли­чия в уровне экономического разви­тия. Еще во время промышленной революции мощный экономический потенциал обрела Англия (особенно ее центральная часть - - Мидленд, Йоркшир и Ланкашир), заметно от­ставали от нее Уэльс, Шотландия и особенно Северная Ирландия. Впо­следствии наиболее развитая цен­тральная часть Англии вошла в глу­бокий кризис, в то время как эконо­мическое развитие других регионов, наоборот, активизировалось. Совре­менную территориальную структуру хозяйства страны кратко можно опи­сать так: «преуспевающий» Юг и «кризисный» Север. Наиболее бы­стрыми темпами развивается хозяй­ство Юго-Востока и Востока Англии (районы Лондона, Кембриджа, Норид­жа и других городов). Ускоренному развитию Юго-Востока в немалой степениспособствуетеготерриториаль-ная близость к континентальной Евро­пе. Значительно медленнее идет раз­витие Мидленда, Юго-Запада Англии и Шотландии, а к депрессивным райо­нам следует отнести Ланкашир, Йорк­шир, Уэльс и Северную Ирландию. Чрезвычайно важное место в терри­ториальной структуре хозяйства стра­ны традиционно занимает Лондон.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.