Тема: Ведущие страны Зарубежной Европы: Германия и Великобритания. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тема: Ведущие страны Зарубежной Европы: Германия и Великобритания.

2021-01-29 1124
Тема: Ведущие страны Зарубежной Европы: Германия и Великобритания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема: Ведущие страны Зарубежной Европы: Германия и Великобритания.

 

Эпиграфом к теме урока являются слова         

Привычка странствовать по картам,

                                              видеть в своём воображении разные места

Помогает правильно увидеть их в действительности

К. Паустовский

 

Инструкционная карта занятия.

 

ЦЕЛИ:

1. Изучить новый материал – усвоение и закрепление ведущих идей темы об основных чертах экономико-географического положения, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсах, проблемах населения

2. Отработать навыки составления полной географической характеристики страны на примере ФРГ и Великобритании.

3. Познакомить обучающихся с особенностями микрогосударств Европы.

4. Выявить географические различия государств Зарубежной Европы.

5. Отработать навыки работы с картами атласа.

ПЛАН:

I. ФРГ

II. Великобритания

 

Характеристика государства по плану:

1. Визитная карточка страны

2. ЭГП страны

3. Хозяйственная оценка природных ресурсов и условий

4. Основные особенности населения

5. Хозяйство страны (отрасли промышленности, сельское хозяйство, нематериальная сфера)

6. Внешнеэкономические связи и внутренние различия

 

Задание.

Изучив материал темы заполнить таблицу.

 

 

ТАБЛИЦА 1.

 

Признак для сравнения ФРГ Великобритания

1) Визитная карточка страны

1. территория    
2. столица    
3. символика государства (флаг, герб)    
4. районирование    

2) ЭГП страны

1. ЭГП    
2. Государственное устройства, тип правления      
3. глава государства    
4. Административно-территориальное устройство      

3) Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов

1. природные условия    
2. природные ресурсы      

4) Население

1. численность    
2. плотность    
3. Национальный состав      
4. государственный язык    
5. религия    
6. демографическая ситуация и демографическая политика      
7. урбанизация    

5) Хозяйство (промышленность, сельское хозяйство, транспорт)

1. ВВП    
2. Промышленность    
3. Сельское хозяйство      
4. транспорт    

6) Внешние экономические связи и различия

1. Партнеры, экономические связи    
2. различия    
вывод    

 

1.ФРГ.

Характеристика по плану:

1) Визитная карточка страны

2) ЭГП страны

3) Хозяйственная оценка природных ресурсов и условий

4) Основные особенности населения

5) Хозяйство страны (отрасли промышленности, сельское хозяйство, нематериальная сфера)

6) Внешнеэкономические связи  и внутренние различия

 

1). Визитная карточка страны

Федеративная Республика Германия (ФРГ) - государство в Цен­тральной Европе.

Территория - 356,96 тыс. км2 (2001 г.).

• Место пребывания правительства - Бонн (297 тыс. чел.).

• Столицей в июне 1991 г. объявлен Берлин (с насел. - 3,4 млн чел.) -
окончательный перевод столицы из Бонна потребует несколько лет.

• На территории Германии выделяют пять экономических районов, в
каждом из которых особую роль играют одна или несколько агломе­раций - это районы:

1)Западный (Рейн - Рур);

2)Среднегерманский (Франкфурт);

3)Южный (Мюнхен и Нюрнберг);

4)Северо-Германский (Гамбург);

5)Восточно-Германский (территория бывшей ГДР).

• ФРГ была образована в сентябре 1949 г, путем объединения американской, английской и французской оккупации Германии после ее поражения во 2-й мировой войне; в октябре того же года на территории вос­точной, советской, зоны оккупации была провозглашена ГДР. В совре­менных своих границах ФРГ существует с конца 1990 г., когда произошло объединение двух германских государств. Одновременно был объединен и Берлин, до этого разделявшийся на две части печально знаменитой Берлин­ской стеной, выполнявшей функции государственной границы.

• Трехцветный флаг ФРГ (черный, красный, желтый) впервые появил­ся в 1848 году, но был запрещен 4 года спустя, затем стал государствен­ным флагом Веймарской республики (1919-1930 гг.), в 1949 году — фла­гом ФРГ, а с 1990 г. - флагом объединенной Германии.

ЭГП страны (особенности).

Задание: Рассмотрите ЭГП ФРГ. Какие благоприятные и неблагоп­риятные черты ЭГП вы обнаружили? Ответ можете оформить в виде таб­лицы.

Благоприятные черты ЭГП страны  Неблагоприятные черты ЭГП страны
Омывается Балтийским и Северным морями. Граничит с Польшей, Данией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Швейцарией, Австрией, Чехией. Находится в центре Европы. Проходит много транспортных путей Положение на северном побережье Европы. Южные границы проходят по горной местности

ОСОБЕННОСТИ

1)Важнейшая особенность - его центральность расположения на пе­рекрестке трансъевропейских торгово-транспортных путей широтного и
меридионального направлений, наличие широкого выхода к Балтийскому
и Северному морям, возможность использовать международные реки -
Рейн и Дунай.

2)Соседство (сухопутное) - с девятью странами Западной, Северной и

Восточной Европы.

3) Объединение страны привело к улучшению как ЭГП, так и геополитического положения, и ФРГ по-прежнему принимает активное участие в НАТО.

 

Баден-Вюртемберг,

Бавария,

Берлин,

Бранденбург,

Бремен,

Гамбург,

Гессен,

Северный Рейн - Вестфалия,

Рейнланд -Пфальц,

Саар,

Саксония,

Нижняя Саксония,

Саксония-Ангальт,

Шлезвиг-Гольштейн

Тюрингия.

Природные ресурсы Германии

Достаточно     Недостаточно

бурый уголь    газ

каменный уголь нефть

каменная соль

свинец

цинк

Добыча каменного угля осуществляется в Рурском, Аахенском и Са­арском бассейнах, бурый уголь добывают в районе Кельна, Лейпцига, Галле и Котбуса.

Свинцово-цинковые руды добываются на юге страны.

На основе анализа карт учащиеся должны сделать вывод о том, что стра­на полностью свои потребности в природных ресурсах не удовлетворяет.

Задание: Оцените гидропотенциал Германии. (Водными ресурсами Германия обеспечена слабо, хотя здесь и протекает ряд крупных рек.)

Что можно сказать об агроклиматических ресурсах Германии? (Природные условия благоприятны для ведения сельского хозяйства, теплый умерен­ный климат позволяет выращивать почти все культуры умеренного пояса.}

Что можно сказать о почвенных ресурсах. (Почвы обладают средним и невысоким плодородием.)

Что можно сказать о рекреационных ресурсах. (Много памятников ар­хитектуры, истории и культуры, имеются горные ландшафты, озера, ис­точники целебных вод.)

Природные условия для ведения сельского хозяйства благоприятны
на большей части ФРГ. Около 1/3 территории страны лежит на Северо­германской низменности, почти 2/3 занимают невысокие Среднегерманские
горы с мягкими формами рельефа, позволяющими развивать земледелие.

• Климат ФРГ переходный от океанического к континентальному -
умеренно теплый. Зима (кроме высокогорных районов в Альпах) сравнительно мягкая; лето теплое, осадков достаточно. Почти везде можно вы­ращивать с/х культуры умеренного пояса.

Почвы большей частью средней и низкой плодородности, но на обра­батываемых землях они лучше из-за вносимых в них удобрений.

Германия омывается на севере Северным и Балтийским морями. На юге страны находятся отроги Известковых Альп, Баварские Альпы. К северу простираются средневысотные Рейнские Сланцевые горы, масси­вы Тюрингенский Лес, Рудные горы. На севере так же расположена Се­верно-Германская низменность с холмами и озерами. Озера имеются и в предгорьях Альп. На юге — одно из красивейших озер Европы — Бо­денское озеро. Реки Германии относится к бассейну Атлантического океана. Крупные реки: Рейн с притоками, Везер, Эльба, Одер, Дунай. Отдельные речные системы связаны между собой крупными каналами. Климат переходный от морского к умеренно-континентальному. Около 30% территории страны занято широколиственными лесами: береза, дуб, бук, ель, сосна.

- ФРГ покрывает густая сеть рек, крупнейшая их которых — Рейн, где
расположена самая большая внутренняя гавань Европы - Дуйсбург-Рупорт. Судоходное и хозяйственное значение имеют также - Везер, Эмс и Эльба - все впадают в Северное море. Среди рек ФРГ выделяются также
Майн и Дунай. Все реки соединены между собой каналами, например,
канал Дортмунд-Эмс дает рейнскому судоходству выход к морю - к Эмдену.

На территории ФРГ множество живописных озер. Наибольшее хозяй­ственное значение имеет Боденское озеро, расположенное на стыке ФРГ, Австрии и Швейцарии. Площадь равна 538 км2 с максимальной глуби­ной -252м.

Самая важная речная магистраль страны и наиболее грузонапряженная река во всей Западной Европе- Рейн. Это - река-труженик, связывающая ФРГ с «европортом № 1»-Роттердамом.

- ФРГ бедна полезными ископаемыми. Значительную роль играют ка­менный уголь, бурый, калийные соли.

Специфические черты:

1)Самая большая по численности населения страна Зарубежной Европы - 81,2 млн чел..

2)Это страна со сложной демографической ситуацией, где еще в нача­ле 70-х гг. смертность стала превышать рождаемость, и сильной депопу­ляции удается избежать благодаря трудовой иммиграции. По количеству иммигрантов ФРГ занимает I место в Европе - 7 млн чел., что составляет 9 % всех жителей.

Размещение населения в ФРГ:

- Средняя плотность (высокая) - 230 чел./км2.

- В отдельных районах достигает 1000-2000 чел/км2 (Рур).

- фрг - одна из наиболее высокоурбанизированных стран мира - 87 %.

- Занимает первое место в регионе по числу городских агломераций.
-94%-немцы.

- В ФРГ проживают около 100 тыс. лужицких сербов (земли Бранденбург и Саксония), 50 тыс. - датчан (северные районы земли Шлезвиг-Гольштейн).

- Официальный язык - немецкий.

- Преобладающая религия - христианство.

- В стране 58 млн верующих, из них 30 млн — протестанты (в основном
лютеране), 28 млн - католики.

 

5) Хозяйство страны (общая характеристика, главные отрасли про­мышленности, сельского хозяйства, нематериальной сферы).

Экономика страны

Германия является высокоразвитой страной. После объединения Западной и Восточной Германий в 1990 году Германия стала круп­нейшей по экономическому потенциалу страной Европы. В мировой экономике Германия также является одним из лидеров, занимая тре­тье место в мире, по объему производимого ей ВВП. ВВП на душу населения составляет 23030 долл. (2005). Объединение Германии дало новые возможности для развития экономики, создав при этом и новые проблемы. Для «выравнивания» восточных земель понадобилось 2 трлн марок.

В 2003 году Германия стала ведущим экспортером мира, потеснив США. Для экономики Германии характерна «сверхиндустриализация», то есть достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению со многими развитыми странами мира. Только Япония, Ирландия и Португалия являются в большей степени индустриальны­ми, чем Германия. Это не случайно, так как специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной (главным об­разом машиностроительной) продукции. Германия располагает не толь­ко широко разветвленной, но и хорошо сбалансированной промышлен­ностью, основу которой составляют —. наряду с крупными мировыми концернами - средние предприятия. Господствующие позиции зани­мают гигантские монополии такие, как «Крупп», «Тиссен», «Байер», «Маннесман» и др.

Машиностроение — главная отрасль экономики ФРГ. На нее прихо­дится около 40% всей промышленной продукции станы и более полови­ны экспорта. Особенно выделяются:

— Электроэнергетика, энергетическое машиностроение, электрони­ка (Сименс, АЭГ, БОШ и др.)

Автомобилестроение. По производству автомобилей страна зани­
мает первое место в Европе и третье в мире. Одну треть промышленной
продукции составляет автомобилестроение: концерны «Даймлер-Бенц»
(входит в транснациональную корпорацию «Крайслер-Бен ц»), БМВ,
«Фольксваген», МАИ.

- Оптико-механическая промышленность. Предприятия произво­
дят высококачественную фототехнику, линзы, бинокли и т.д.

- По морскому судостроению Германия занимает одно из ведущих
мест в мире. Судостроение в стране сосредоточено на севере.

- Отрасли военной промышленности производят самолеты, ракет­
ные двигатели, бронетанковую технику, стрелковое оружие.

- Полиграфическое оборудование производится в Гейдельберге,
Плауэне, Хемнице.

Исключительно высокий уровень развития имеет химическая про­мышленность страны. Для нее характерен широкий спектр отраслей. Практически эта отрасль промышленности развита во всех землях ФРГ. Химическая и фармацевтическая промышленность Германии выпускает продукцию мирового уровня (концерны «Велла», «Хенкель»). Все боль­шее значение приобретает выпуск синтетических и искусственных мате­риалов и волокон.

Хорошо развита черная металлургия. Однако сейчас она переживает не лучшие времена из-за высокой конкуренции с другими странами. Ра­ботает эта отрасль в основном на привозном сырье. По объемам импорта занимает второе место в мире после Японии. Железная руда импортиру­ется из Бразилии, Швеции, Канады. Для цветной металлургии характер­ны те же проблемы, что и для черной.

Для Германии во все времена была характерна высокая роль государ­ства в экономике. Модель социального рыночного хозяйства представля­ет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным рас­пределением богатства.

Задание учащимся: дать характеристику отраслям международной специализации - машиностроению и химической промышленности, и показать специализацию трех частей ФРГ, оформив таблицу:

 

Север и Восток Западная часть Южная часть
Специализация: об- служивание внешней торговли (портовое хозяйство, судоходст- во), выплавка меди, автостроение, молоч- ное и мясное живот- новодство Специализация: добы - ча угля, черная и цвет- ная металлургия («Тис- сен», «Маннесман»), производство оборудо- вания, двигателей, ло- комотивов и др., хими- ческая и текстильная промышленность Специализация: раз- нообразное машино- строение (электротех- ническое - «Сименс», «Роберт Бош», оптика, электронное приборо- строение и автомоби- лестроение). Химиче- ская,   текстильная, швейная промышлен- ность, добыча урано» вой руды, произволе!^ во с/х продукции

• Характеристика сельского хозяйства ФРГ, непроизводственной  сферы.

Сельскохозяйственные земли находятся в частном владении, преоб­ладающий тип предприятия - фермы. Средний размер надела 30 га.

Интенсивное сельское хозяйство покрывает потребности страны в его продукции более, чем на 80%. Более 3/4 сельскохозяйственной продук­ции (в ценовом исчислении) дает животноводство (разведение молочного скота и свиноводство). Скотоводство развито большей частью на севере страны, свиноводство - повсеместно. Кормов недостаточно, поэтому их приходится импортировать.

В растениеводстве большая часть приходится на зерновые: пшеница, рожь, овес, ячмень, рапс; технические культуры: сахарная свекла, хмель, табак, картофель. Особое место занимает виноградарство и виноделие (знаменитые рейнские и мозельские вина).

Густая и хорошо организованная транспортная сеть обеспечивает нор­мальное развитие экономики страны.

Ведущую роль в грузообороте играет автомобильный транспорт, он же лидирует и в пассажирообороте. Скоростные магистрали по протя­женности занимают 2-е место в мире после США.

Железнодорожный транспорт перевозит около 20% грузов и занимает соответственно второе, третье - речной.

Важную роль играют судоходные пути — реки и система каналов. Крупные международные аэропорты -Берлин, Франкфурт-на-Майне.

Главные порты — Гамбург, Бремен, Росток, Штральзунд. Важное ме­сто в экономике страны занимает международный туризм.

Основные характерные черты транспорта ФРГ учащиеся узнают из ат­ласа или текста учебника.

6) Внешнеэкономические связи и внутренние различия

Германия -крупнейший торговый партнер России и один из главных иностранных инвесторов.   История работы иных немецких компаний в России длиннее, чем срок жизни большинства российских фирм. Можно сказать, что русские и немцы торговали всегда (см. диаграммы). С начала 90-х годов товарооборот между двумя государствами увеличил­ся в среднем на 10 % в год. Причем торговый баланс неизменно оказывал­ся в пользу России. Только в первом полугодии 2001 г. российский экс­порт в Германию, в основном нефть и газ, составил ВМ 12,7 млрд, а немецкий импорт - ВМ 5,4 млрд. место,

Германия как постиндустриальная страна отличается высоким уров­нем развития сферы услуг, несмотря на то, что в стране хорошо развита промышленность. Особенностью экономического пути развития Герма­нии является так называемый «рейнский капитализм», характеризую­щийся значительной ролью банков в экономике страны. Высокий уро­вень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли не­мецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды. В число 50 крупнейших банков мира 8 приходится на немецкие.

 

 

2..Великобритания.

 

Находится монархия на севере Европы

И каждый год весною борется с потопом.

Там самый крупный в мире порт,

Там жизнь кипит торговлей.

Однонациональный там народ:

Он ас по рыбной ловле.

Имеет два названия великая страна,

Любимый цвет -оранжевый,

В хоккее не сильна.

И газа добывается много в шельфе моря,

Металлургия развита, народ не знает горя.

Готовят сыр, растят тюльпаны

И продают во все другие страны!    (Великобритания)

 

Характеристика по плану:

1. Визитная карточка страны

2. ЭГП страны

3. Хозяйственная оценка природных ресурсов и условий

4. Основные особенности населения

5. Хозяйство страны (отрасли промышленности, сельское хозяйство, нематериальная сфера)

6. Внешнеэкономические связи и внутренние различия

 

1. Визитная карточка страны

Великобритания, или офици­ально Соединенное Королев­ство Великобритании и Север­ной Ирландии, — островное государ­ство Зарубежной Европы, в состав которого входят остров Великобри­тания, северо-восточная часть остро­ва Ирландия и многочисленные мел­кие острова (Мэн, Нормандские, Ге­бридские, Оркнейские, Шетландские и др.)- Владениями Великобритании также являются Гибралтар и много­численные островные государствен­ные образования в Латинской Аме­рике, Атлантическом, Индийском и Тихом океанах.

Великобритания — сравнительно небольшая страна, которая играет чрезвычайно важную роль не только в Зарубежной Европе, но и в мире. По площади территории (242,9 тыс. км2) она занимает среди европейских стран лишь десятое место, по числен­ности населения (60,2 млн чело­век, в т.ч. 80% - англичане, 15% - шотландцы, уэльсцы (или валлийцы) — третье, по производству ВВП (2 198,8 млрд долл.) — второе.

Территория - 244,1 тыс. кв. км.

Официальный язык - английский.

Большинство верующих - протестанты.

Столица - Лондон.

Крупнейшие города - Бирмингем, Глазго, Ливерпуль, Ман­честер, Шеффилд, Лидс, Эдинбург, Белфаст.

Великобритания состоит из 4 административно-политических частей: Англии (39 графств, 6 метрополитенских графств и Большого Лондона), Уэльса (8 графств), Шотландии (9 районов и островной территории) и Северной Ирландии (26 округов).

Королевский герб Великобритании — это официальный герб британского монарха. Королевский герб встречается в двух вариантах, один из которых используется только в Шотландии.

Государственный герб Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии изображен в виде щита, поддерживаемого с обеих сторон львом и лошадью - символы власти и труда. Щит разделен на четыре части, в каждой из которых заключены гербы Англии, Шотландии и свободного ирландского государства. Вокруг щита на синей ленте надпись: "Пусть устыдится тот, кто дурно об этом подумает". Легенда рассказывает, что однажды на балу английский король Георг увидел на полу оброненную дамскую подвязку, поднял ее и воскликнул эту фразу. С этого времени эта фраза и поднятая королем лента в качестве составных частей вошли в герб Великобритании. Королевская корона наверху щита символизирует монархический строй в Великобритании. Лев на короне - символ мощи государства. Внизу на ленте щита надпись: "Бог и мое право".

На обычном варианте герба два льва и семь леопардов: шесть армированных лазурью золотых леопардов на щите, по три в 1-м и 4-м полях четверочастно разделённого щита (они соответствуют Англии). Червлёный, армированный лазурью лев во втором поле олицетворяет Шотландию. Коронованный леопард украшает нашлемник (клейнод). Золотой коронованный лев в качестве щитодержателя поддерживает щит справа. С другой стороны щит поддерживает закованный в цепь единорог.

Флаг Великобритании ведёт с вою историю с 1603 года, когда король Шотландии Яков VI унаследовал престол Англии и стал английским королём под именем Якова. При этом союз между Англией и Шотландией носил характер личной унии, и они оставались независимыми государствами. 12апреля 1606 года был утверждён новый флаг союза государств: на шотландский флаг святого Андрея(белый косой крест на синем фоне) был наложен английский флаг святого Георга(красный крест на белом фоне).

Первоначально флаг использовался только на море как военными, так и торговыми кораблями обеих стран. 5 мая 1634 года его было предписано использовать только военным судам в качестве гюйса, в то время как торговые корабли должны были поднимать флаги святого Георга (английские) или святого Андрея (шотландские). При этом наземные части продолжали использовать знамёна своих стран. В Шотландии имел некоторое распространение национальный вариант флага, в котором белый крест святого Андрея располагался выше красного английского креста

После принятия в 1707 Акта об Унии объединившего оба королевства в единое Королевство Великобритании, объединённый флаг стал флагом нового государства. В 1801 году с принятием Акта об объединении Великобритании и Ирландии было образовано Соединённое королевство Великобритании и Ирландии. К флагу, существовавшему прежде, был добавлен символ Ирландии – крест святого Патрика. При этом белый шотландский и красный ирландский крест пересекаются определённым образом. В таком виде флаг Великобритании и дошёл до наших дней. Синий цвет современного шотландского флага светлее синего цвета, используемого в «Юнион Джеке». Стоит отметить, что в Уэльсе периодически раздаются призывы поместить на флаг красного дракона, национальный символ Уэльса, дабы избежать «дискриминации» этой части Соединённого Королевства

2. ЭГП страны

 

Это была первая страна в мире, в которой начали вызревать капиталистиче­ские отношения. Обострение проти­воречий между сословной знатью и нарождающимся классом буржуазии вылилось в буржуазную революцию.

В эпоху Великих географических от­крытий, когда международная тор­говля из замкнутых Средиземного и Балтийского морей вышла на просто­ры Атлантического океана, Велико­британия превратилась в оживлен­ный «перекресток» морских путей. Это послужило отправной точкой превращения Великобритании в крупнейшую морскую, торговую, а позднее и колониальную державу мира («владычицу морей»). Ее миро­вое лидерство в промышленном про­изводстве, обусловившее «централь­ное» положение в мирохозяйствен­ных связях, завершилось только по­сле Первой мировой войны. После Второй мировой войны страна утра­тила почти все свои колонии, но по-прежнему возглавляет Содружество и продолжает пользоваться значи­тельным авторитетом во всех освободившихся странах. Она вступила в ЕС (в 1973 г.), подписала Шенгенское соглашение (но не отменила полно­стью паспортный контроль), хотя до сих пор так и не стала членом ЕЭВС.

Великобритания — конституци­онная монархия. Король (королева) исполняет представительские функ­ции и является символом нации и былого величия государства. Высшая исполнительная власть находится в руках премьер-министра, который формирует и возглавляет правитель­ство. Высшая законодательная власть принадлежит парламенту, состояще­му из двух палат: верхней — Палаты лордов (в составе 748 членов) и ниж­ней — Палаты общин (646 членов).

Великобритания унитарная

страна. Исторически она делится на четыре крупные области — Англию, Шотландию, Уэльс (вместе они обра­зуют Великобританию) и Северную Ирландию.

 

3. Хозяйственная оценка природных ресурсов и условий

 

Страна обладает небогатым природноресурсным потенциалом. Центральная часть страны сосредо­точивает крупные запасы каменного угля, а также незначительные запа­сы железных руд. В 1960-е гг. на шельфе британского сектора Север­ного моря были открыты крупные месторождения нефти и природного газа. Великобритания находится в области умеренного морского клима­та, который позволяет выращивать почти все сельскохозяйственные культуры умеренного пояса. На большей части территории страны распространены сравнительно пло­дородные бурые лесные почвы. Вели­кобритания хорошо обеспечена во­дными ресурсами. Гидроэнергетиче­ские ресурсы, наоборот, невелики. Крупнейшим гидроэнергетическим потенциалом обладают небольшие

горные реки на севере и западе стра­ны. Лесами покрыто только 9 % тер­ритории. Собственных природных ресурсов стране хватало лишь в на­чальный период промышленной ре­волюции. Однако уже в XIX в. она превратилась в одного из крупней­ших их импортеров.

 

4. Основные особенности населения

Длительное время Великобрита­ния была страной с немногочислен­ным населением. В XVI, XVII вв. и в течение почти всего XVIII в. страну покинули миллионы эмигрантов. В конце XVIII в. в связи с бурным промышленным развитием начался рост рождаемости и естественного прироста населения, иссякли эми­грационные потоки. За XIX в. чис­ленность населения Великобритании выросла в 3,5 раза. В XX в. темпы ро­ста начали замедляться, поэтому к его концу страна пришла почти с ну­левым естественным приростом. В настоящее время уравнение есте­ственного движения населения вы­глядит так: 12 - 10 = 2 %о.

Низкий естественный прирост на протяжении нескольких десятиле­тий обусловил постарение населения. Доля детей в его возрастной структу­ре составляет 18 %, пожилых лю­дей — 16 %. В 1950-е гг. страна стол­кнулась с дефицитом трудовых ре­сурсов, поэтому начала привлекать трудовых иммигрантов из своих быв­ших колоний: Индии, Пакистана, Бангладеша, стран Африки и Вест-Индии.

Великобритания — страна с пре­обладанием одной национальности. Почти 80 % общей численности ее населения составляют англичане, 10% -- шотландцы, 4% -- ирланд­цы и 2 % — уэльсцы (или валлийцы). Каждый из этих народов исконно проживает на территории страны и

бережно хранит свои культурные традиции. Шотландцы и уэльсцы до­биваются национально-культурной автономии, а ирландцы Северной Ир­ландии ведут борьбу за независи­мость (с 1921 г.).

Немногим более 70 % населения Великобритании исповедуют христи­анство (преимущественно протестан­тизм -- англиканство, пресвитеран-ство и др., а немногим менее полови­ны населения Северной Ирландии -католицизм), иммигранты — ислам, индуизм, сикхизм и др.

Средняя плотность населения со­ставляет 249 чел./км2. Однако в рай­оне Большого Лондона и агломера­ций (в Великобритании их называют конурбациями) крупных городов она нередко достигает 500 —1000 чел./ км2, на севере Шотландии опускает­ся до 10 — 20 чел./км2.

Великобритания -- типичная го­родская страна. Уже в начале XX в. в городах проживало 78 % ее населе­ния. С того времени доля городского населения выросла совсем не намно­го (в 2005 г. -- 90 %). Среди всех го­родов Великобритании резко выде­ляется столица страны Лондон. Кро­ме него численность населения свы­ше 1 млн человек имеют Бирмингем, Манчестер, Лидс и Глазго. Густая сеть городов, территориально разрос­шихся благодаря субурбанизации, способствовали формированию Бри­танского мегалополиса.

Великобритания - - экономиче­ски высокоразвитая страна. В структуре ее ВВП на долю сферы услуг приходится 73 %, промышлен­ности — 26 %, сельского хозяйства — 1 %. Великобритания — «колыбель» современной рыночной экономики. Лондон по-прежнему играет роль одного из ведущих мировых деловых центров («сердцем» города является так называемая «золотая миля» -Сити — место средоточия бирж, бан­ков, страховых компаний, контор и т.д.). Для Великобритании характе­рен традиционно высокий уровень концентрации капитала, а британ­ские корпорации всегда входили в число крупнейших в мире.

 

5) Хозяйство страны (общая характеристика, главные отрасли про­мышленности, сельского хозяйства, нематериальной сферы).

Великобритания обладает высоко­развитым сельским хозяйством. Его ведущей отраслью является живот­новодство. Пастбища занимают 1/3 сельскохозяйственных угодий, зна­чительную часть продукции расте­ниеводства составляют корма. На се­вере и востоке страны развито паст­бищное овцеводство, в центральной части интенсивное молочное и мясное скотоводство, на востоке и юге — интенсивное молочно-мясное скотоводство и свиноводство. Земле­делие на севере и западе почти отсут­ствует (здесь выращивают лишь не­большое количество овса), в цен­тральной части оно представлено по­севами кормовых трав, на востоке и юге -- пшеницы, ячменя, сахарной свеклы, овощей и плодов.

Значительную роль продолжает играть горнодобывающая промыш­ленность. Великобритания добывает сравнительно большое количество нефти и природного газа (с шельфа Северного моря). Добыча каменного угля резко сократилась, а руд метал­лов (кроме свинцовых) вообще пре­кращена.

Ведущими отраслями вторичной сферы хозяйства Великобритании являются машиностроение и хими­ческая промышленность. На долю машиностроения приходится около 1/3 промышленной продукции. Стра­на специализируется на производ­стве технологически сложных и не-

стандартных изделий. В отраслевой структуре машиностроения лидиру­ющие позиции занимают электро­техника и электроника. Наибольшая концентрация предприятий этих от­раслей наблюдается вдоль шоссе Лондон — Бристоль и близ Кембрид­жа («Силиконовые фены»). На рубе­же XX—XXI вв. начали возникать крупные предприятия электротехни­ки и электроники в ранее отсталых периферийных районах страны Шотландии («Силикон глен» близ Эдинбурга) и Уэльсе. Одними из ве­дущих отраслей машиностроения по-прежнему остаются автомобиле- и авиастроение. Крупнейшими центра­ми автомобилестроения издавна яв­ляются города центральной и юго-восточной частей Англии — Бирмин­гем, Ковентри, Лондон, Лутон и Ок­сфорд. В 1980 — 1990-е гг. к ним до­бавились несколько новых центров — Сандерленд, Дерби и др. Крупнейшие центры авиационной промышленно­сти — Бристоль, Лондон и Ковентри. Сохранили свое значение и такие традиционные отрасли, как станко­строение и тракторостроение. Судо­строение, наоборот, переживает упа­док.

Химическая промышленность в последнее время переживает корен­ную перестройку отраслевой и терри­ториальной структуры. Объемы про­изводства традиционных видов про­дукции снижаются, новых и новей­ших - - растут. Особенно быстрыми темпами развиваются тонкая химия и производство современных поли­мерных материалов (для нужд элек­троники, авиа- и ракетостроения). Активное развертывание добычи соб­ственных нефти и природного газа на шельфе Северного моря стимулиро­вало возникновение новых центров нефте- и газохимической промыш­ленности на восточном побережье страны  Тиссайд (Мидлсбро), Хамберсайд (Кингстон-апон-Халл), Грейнджмут близ Эдинбурга и др.

Долгое время в энергетике Вели­кобритании преобладал каменный уголь. В 1950-е гг. на смену ему при­шла нефть, несколько позже ее до­полнил природный газ. В последнее время идет глубокая структурная пе­рестройка электроэнергетики. Соо­ружаются современные экологиче­ски чистые угольные и газовые ТЭС. Успешно развивается атомная энер­гетика. С 1970-х гг. началось внедре­ние альтернативных источников энергии. В стране сооружена одна ПЭС, несколько тысяч ВЭУ и десятки волновых энергоустановок.

Глубокую модернизацию пере­живает и металлургия. Объемы вы­плавки чугуна, стали и первич­ных цветных металлов сокращаются. В стране строятся небольшие заводы по обработке импортного проката и переработке вторичных цветных ме­таллов. Современные, хотя и не очень крупные металлургические комби­наты функционируют в нескольких морских портах на юге Уэльса и северо-востоке Англии (Порт-Толбот, Тиссайд и Сканторп). Они использу­ют полностью импортное сырье и все больше импортное топливо. Из цвет­ных металлов выплавляются только алюминий (в Шотландии рядом с ГЭС) и свинец (несколько мелких за­водов в Лондоне, Ливерпуле, Бристо­ле и Суонси).

 

Традиционно высоким уровнем развития характеризуются отрасли третичной сферы хозяйства и в пер­вую очередь транспорт. Основная часть внутренних перевозок грузов и пассажиров осуществляется автомобильным транспортом. Плотность автомобильных дорог высока, одна­ко скоростных магистралей не так много. Великобритания — «родина» железнодорожного транспорта. Уже к середине XIX в. вся территория страны покрылась густой сетью же­лезнодорожных магистралей. Во вто­рой половине XX в. этот вид транс­порта утратил свое значение, поэто­му свыше 1/2 сети железных дорог страны было разобрано. В 1993 г. в связи с сооружением тоннеля под Ла-Маншем железные дороги стра­ны получили прямой выход на еди­ную европейскую железнодорожную сеть. В 1863 г. в Лондоне был соору­жен первый в мире метрополитен. В Великобритании как островной стра­не традиционно большую роль игра­ет морской транспорт: он осущест­вляет как внешние, так и внутрен­ние перевозки. Среди многочислен­ных портов страны вы


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.145 с.