Основания прекращения конституционно-правовых отношений — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Основания прекращения конституционно-правовых отношений

2020-11-19 192
Основания прекращения конституционно-правовых отношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Принципы российского гражданства

В РФ основополагающие принципы граж­данства относятся к числу основ конституционного строя (ст. 6 Конституции). Установлены следующие принципы гражданства:

    1. гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ);
    2. гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ);
    3. граж­данин России не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству(ст. 61 Конституции РФ);
    4. РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровитель­ство за ее пределами (ст. 61 Конституции РФ);
    5. проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства РФ (ст. 4 ФЗ «О гражданстве РФ»);
    6. РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ (ст. 4 ФЗ «О гражданстве РФ»).

 

ВЗЯТОЕ ИЗ ОТДЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.

Признаки правового государства:

§ главенство права и закона во всех сферах жизни общества;

§ равенство всех перед законом;

§ разделение властей на три ветви;

§ реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.

§ признание прав и свобод человека высшей ценностью;

§ взаимная ответственность личности и государства;

§ политический и идеологический плюрализм;

§ стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовыми принципами функционирования правового государства являются:

§ господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;

§ признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права лаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;

§ взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;

§ разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;

§ разграничение полномочий между органами власти различных уровней;

§ контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.

 

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

Социальное государство — форма государства, важнейшей функцией которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения.

Термин «социальное государство» введен в научный оборот в XIX в. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Конституции ФРГ 1949 г. Концепция социального государства окончательно сформировалась во второй половине XX в. Социальное государство конструирует тип общества, который позволяет обеспечить более равномерное распределение материальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стартовые возможности граждан, создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания. Оно выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное образование и культура.

Возможность практического воплощения идеи социальною государства зависит от ряда факторов:

§ высокою уровня экономического развития страны;

§ наличия правового государства;

§ соответствующего уровня политической культуры граждан.

Статус социального государства официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и др.

Российское государство ставит своей целью стать социально-правовым. Конституция РФ 1993 г. провозглашает, что «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этою общего положения вытекают следующие конституционные обязанности Российского государства:

§ обеспечение социальной справедливости, равных стартовых возможностей для всех граждан;

§ установление минимальною размера оплаты труда;

§ поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, пожилых граждан и др.;

§ развитие системы социальных служб;

§ установление государственных пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты;

§ недопущение резкою имущественною расслоения;

§ осуществление перспективной демографической политики.

Такие действия государства возможны в демократической политической системе и при наличии гражданского общества.

 

 

Основные принципы конституционного строя:

- принцип народовластия. (п 4 ст 3);

- принцип федерализма;

- принцип верховенства прав человека;

-принцип суверенитета РФ. Суверенитет вообще означает верховенство государственной власти над всеми иными видами власти внутри государства, ее единство и независимость от других властей и государств;

- принцип разделения властей. Хотя в тексте Конституции РФ называются только 3 ветви власти, фактически в ней утверждаются еще такие власти, как президентская и контрольно – надзорная которые не входят ни в одну из 3 называемых в Конституции РФ ветвей власти;

Принцип идеологического и политического плюрализма.

 

Основы правового статуса личности включают в себя конституционные принципы правового статуса личности; конституционные права, свободы и обязанности; конституционно – правовые основы гражданства; гарантии прав и свобод.

Конституционные принципы правового статуса личности:

- верховенство прав и свобод человека, признание их высшей ценностью, обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2);

- неотчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина, их принадлежность каждому от рождения;

-принцип равенства прав и свобод;

- принцип прямого, непосредственного действия прав и свобод человека.

 

Конституционные права и свободы и обязанности человека и гражданина.

Эти права делятся по сферам их реализации на 4 группы:

1) личные (гражданские)

В Конституции РФ они закреплены в ст. 20 – 29. Личные права и свободы – неотъемлемые права человека

К личным правам относятся:

- право на жизнь, которое означает, что никто не может быть произвольно лишен жизни. Этим можно объяснить введение моратория на смертную казнь;

- право на достоинство. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или унижающему достоинство человека обращению или наказанию;

- право на свободу и личную неприкосновенность. Личная неприкосновенность означает, что никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к совершению каких – либо действий, подвергать его истязанию, наносить вред здоровью; без законных оснований подвергать обыску; право свободно совершать неправомерные действия исходя из личных интересов;

- право на неприкосновенность жилища означает, что жилище неприкосновенно, никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как на основании закона или решения суда;

- право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства;

- право определять свою национальную принадлежность. Это право означает, что никто не может быть принужденным к определению и указанию своей национальной принадлежности. Каждый может самостоятельно указать свою национальность в официальных документах;

- свобода совести, свобода вероисповедания – это гарантированная и доступная возможность мыслить и действовать в соответствии со своими убеждениями, это право иметь свое собственное мировоззрение, право выбирать или не выбирать какую – либо веру, положительно или отрицательно относиться к религии или атеизму (ст. 28);

- близкой к свободе совести и вероисповедании является свобода мысли и слова, которая характеризует человека как свободно мыслящее существо,

 

2) политические(ст.30-33) Их особенность состоит в возможности быть реализованными как индивидуально, так и коллективно. Например, право баллотироваться в депутаты имеет индивидуальный характер, а право на демонстрации осуществляется коллективно.

- свобода печати и информации;

- право на объединение;

- право на мирные собрания и публичные манифестации;

- право участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей – это право избирать и быть избранным в органы власти, участвовать в референдумах, право на равный доступ к государственной службе. Согласно закону право поступления на государственную службу имеют граждане старше 18 лет. Они могут находиться на службе до 60 лет. Замещение должностей производится по назначению или по конкурсу, что должно обеспечить равную возможность занять должность каждому претендующему;

- право участвовать в отправлении правосудия. У каждого гражданина есть возможность занять должность судьи, быть присяжным или народным заседателем. Единственное, что нужно – соответствовать установленным требованиям. Например, судье быть не моложе 25 лет.

 

3) экономические (ст. 34-44) Экономические права позволяют человеку обеспечить себе достойную жизнь. Они очень важны в условиях рыночной экономики, где интересы работодателей и работников зачастую противоположны

Одно из основополагающих экономических прав – право частной собственности. Оно означает право лица иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

К числу экономических прав относятся права предусмотренные ст. 37 Конституции РФ: право на труд в условиях безопасности и гигиены, свобода труда. Принудительный труд запрещается.

4) социальные и культурные права

Это защита материнства, детства и семьи, право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Конституция РФ устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. По трудовому законодательству устанавливается оплачиваемый отпуск по беременности и родам.

 

Конституцией закреплены культурные права граждан. Это право на образование, свободу творчества, право на участие в культурной жизни. Конституция предусматривает различные виды образования: дошкольное, основное общее, полное среднее, среднее профессиональное. Образование является бесплатным в государственных и муниципальных школах.

 

Среди обязанностей, закрепленных в Конституции РФ, важнейшая – соблюдать Конституцию и законы страны, обязанность уважать права и свободы других лиц, обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителях, обязанность платить налоги, заботиться о памятниках истории, сохранять окружающую среду, защищать Отечество. Обязанности входят в правовой статус гражданина, они требуют определенного поведения в форме соблюдения и исполнения.

 

Принципиальные положения гражданства РФ установлены Конституцией РФ и Законом «О гражданстве РФ», согласно которым гражданство РФ является единым, равным, открытым и защищенным.

Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Это выражается в закреплении законом нормы, согласно которой «в РФ каждый человек имеет право на гражданство». Свободный характер гражданства РФ выражается в том, что гражданин РФ вправе изменить гражданство.

Конституция РФ и Закон «О гражданстве» устанавливают, что гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства. Конституцией РФ и Законом «О гражданстве» предоставляется гражданину РФ возможность иметь двойное гражданств. Вместе с тем наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умалят его прав и свобод и е освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено ФЗ или международным договором РФ (п.2 ст 62 Конституции РФ).

Конституцией РФ (ст 61) и Законом «О гражданстве» предусмотрена защита государством граждан РФ за границей, что несомненно важно для человека пребывающего вне территории России.

 

 

Основными характеристиками российского парламента являются:

1) Парламент выступает в роли представительного органа государственной власти федерального уровня. Это означает, что парламент рассматривается как выразитель интересов и воли всего народа Российской Федерации. Доступность и реальность народного представительства обеспечивается демократической избирательной системой, открывающей возможность избрания в парламент для каждого гражданина в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Именно представительный характер парламента позволяет учесть при разработке и принятии закона интересы различных групп и слоев населения.

2) Парламент является законодательным органом. В соответствии с мировой практикой демократических стран парламент - единственный орган государства, который имеет право принимать законы, т.е. акты высшей юридической силы. Разработка, обсуждение и принятие законов - его главная функция.

3) Самостоятельность и независимость в системе разделения властей.

 

ПОПРАВКИ

Полный список изменений, вносимых в Конституцию РФ в 2020 году, содержит 206 поправок

Поправки, которые внесли в Конституцию РФ, согласно указу Президента действуют с 4 июля 2020 года.

Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются.

Делимитация – определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путем переговоров. Демаркация – проведение линии государственной границы на местности с обозначением её специальными пограничными знаками. Редемаркация – проверка и восстановление линии государственной границы на местности и обозначение её пограничными знаками на основе ранее составленных документов.  

В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом.

В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.

Ст 75. В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность.

Ст 77 Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Ст 78 Руководителем федерального государственного органа может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Руководителю федерального государственного органа в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Ст 79 Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.

 

 

Основания прекращения конституционно-правовых отношений

1. при истечении обусловленного срока;

2. при инициативе сторон, в результате договоренности между субъектами правоотношений;

3. при изменении конкретного правоотношения;

4. по указанию вышестоящего государственного органа;

5. в результате смерти субъекта правоотношений;

6. в результате прекращения деятельности субъекта правоотношения.

 

Субъекты государственно-правовых отношений — это участники данных правоотношений. Они весьма разнообразны. Главным из субъектов конституционных правоотношений является человек как в статусе гражданина, так и без оного. Люди выступают субъектами конституционных отношений не только индивидуально, но и через свои объединения: политические партии, общественные организации.

Субъектами государственно-правовых отношений выступают также народ, социальные и национальные общности, Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономные области и округа в составе РФ. Государства и субъекты федерации являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии, суды всех уровней, органы местного самоуправления.

Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотношения с народом. Каждый из перечисленных субъектов обладает определенной правосубъектностью, то есть определенным объемом прав и обязанностей.

К объектам государственно-правовых отношений относится то, на что направлены нормы конституционного права, что они регулируют.

К объектам государственно-правовых отношений принято относить территорию РФ и республик в составе России, федеральную и муниципальную собственность, действия субъектов государственно-правовых отношений, некоторые личные имущественные и неимущественные блага.

 

Система КП как отрасли:

- Конституционно-правовые институты, такие как:

- Институт основ конституционного строя.

- Институт основ государственного устройства.

- Институт государственной власти.

- Институт местного самоуправления.

- Институт основ правового статуса личности.

- Институт гражданства РФ.

- Конституционно-правовые нормы, регулирующие институты конституционного права.

 

 

Источники государственного права

 Виды источников • материальные (материальные источники - условия жизни, определяющие содержание права); • юридические (нормативные правовые акты).

 Нормативными являются акты, • содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения) • рассчитанные на неоднократное применение • и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц,      

• либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.

 

Группа 1. Конституция и федеральное законодательство

 Конституция Российской Федерации 1993 года • принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года; • вступила в силу 25 декабря 1993 года; • действует с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ Юридические свойства конституции Российской Федерации 1993 года • верховенство; • стабильность.

 Федеральные конституционные законы • принимаются по вопросам, перечисленным к Конституции; • для принятия требуется квалифицированное большинство в 2/3 депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации; • Президент не может отказаться от подписания Федерального конституционного закона; Пример: «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. №5ФКЗ и др.

 Федеральные законы В отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется правило "lex posterior derogat priori" ("последующий закон отменяет предыдущие") Вместе с тем независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений. См. Постановление Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 №13-П. Примеры: • «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ; • «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ; • и др.

 Иные федеральные нормативные правовые акты • Указы Президента Российской Федерации; • Постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации; • Постановления Правительства Российской Федерации; • Нормативные акты иных федеральных органов исполнительной власти.

Группа 2. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

 • Конституции (Уставы) субъектов Российской Федерации (Устав Самарской области от 18 декабря 2006 года); • Законы субъектов Российской Федерации;   

• Нормативные правовые акты законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Группа 3. Муниципальные правовые акты

 • Уставы муниципальных образований (Устав городского округа Сызрань. Принят Постановлением Думы городского округа Сызрань от 2 июня 2005 г. №61); • Нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Группа 4. Акты, принятые на референдуме

 • Референдум Российской Федерации (Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года); • Референдум субъекта Российской Федерации (Закон Самарской области от 10 декабря 2003 года); • Местный референдум (Закон Самарской области от 11 февраля 2004 года).

 

Группа 5. Акты международного права

 • общепризнанные принципы и нормы международного права; • Устав ООН; • Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. • Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.; • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. и др.

 • международные договоры Российской Федерации.

 

Группа 6. Внутригосударственные договоры и соглашения

 • Федеративный договор от 31 марта 1992 года; • Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан (Москва, 26 июня 2007 года, ратифицирован Федеральным законом от 24 июля 2007 года №199-ФЗ).

Группа 7. Акты судебной власти???

 • Акты Конституционного суда о толковании Конституции Российской Федерации; • Правовые позиции Конституционного Суда, выраженные в постановлениях и определениях по конкретным делам; Постановления Пленумов Верховного и Высшего арбитражного суда. Например, Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

 

Конституционное право традиционно занимает ведущее место в системе отраслей национального права, предопределяя содержание иных отраслей права. Это определяется несколькими моментами:

1) предметом конституционного права являются общественные отношения, в которых выражаются основные принципы общественного и государственного устройства;

2) основной источник конституционного права - Конституция РФ -акт, содержащий нормы, имеющие учредительный характер;

3) конституционное право определяет основы конституционного строя Российской Федерации, то есть те основополагающие принципы, которым должно соответствовать построение государства, ориентиры для строительства системы правовых норм, в рамках которых существует правовое, конституционное государство. Человек как высшая ценность, суверенитет народа, демократизм, федерализм, разделение властей, собственность и другие принципы, представляющие собой основы конституционного строя, лежат в основе функционирования любой отрасли права;

4) конституционное право закрепляет основные права человека и гражданина, определяет общую правосубьектность индивида в рамках нашей правовой системы. Эта общая правосубьектность является общей предпосылкой конкретных правоотношений, устанавливаемых на основе норм других отраслей права;

5) конституционное право устанавливает федеративное устройство Российской Федерации, разделение полномочий между Федерацией и ее субъектами, определяя источники той или иной отрасли права, возможность регулирования определенных областей общественных отношений нормами федерального или регионального права, их совокупности;

6) конституционное право регламентирует правотворческий процесс - процедуру создания норм права - исходных элементов любой отрасли права, закрепляет виды источников, в которых могут содержаться правовые нормы.

 

Конституции классифицируются по наиболее важным основаниям: по форме; способу изменения, внесения поправок и дополнений; степени соответствия или несоответствия существующим общественным отношениям.

По форме - писаные и неписаные.

Писаные - это конституции, составленные и принятые в виде единого документа (большинство действующих конституций).

Неписаные - конституции, которые состоят из нескольких законов, содержащих конституционные нормы (а также правовых обычаев и судебных прецедентов). Неписаные конституции действуют в Великобритании, Швеции, Израиле.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений – гибкие и жесткие.

Гибкие конституции принимаются и изменяются, как обычные законы (Конституция РСФСР 1978 г.).

Жесткие конституции предусматривают очень сложный порядок изменения и внесения поправок, влекущий фактическую невозможность изменять конституцию (Конституция США 1787 г., Конституция РФ 1993 г.).

По степени соответствия или несоответствия существующим общественным отношениям - действительные и фиктивные.

Действительные конституции справедливо отражают существующие общественные отношения (обычно конституции демократических государств).

Фиктивные конституции не отражают существующих общественных отношений и зачастую являются документом, который в реальной жизни не соблюдается (как правило, конституции авторитарных и тоталитарных государств).

 

Прежде всего Конституция 1993 г. применяет новую терминологию - вводятся понятия "пересмотр" Конституции и "поправки" к ней.

Пересмотром является изменение положений гл. 1, 2 и 9 Кон­ституции РФ. Субъектами права на внесение предложений о пере­смотре положений К. РФ являются: Президент РФ, Совет Федерации, Гос. Дума, Правит-во РФ, законодат. органы субъектов РФ, группа числ-тью не менее 1/5 членов Сов. Фед. или депутатов Гос. Думы. Процедура пересмотра Конституции РФ состоит из сле­дующих стадий: 1) инициатива о пересмотре должна быть поддержана 3/5 голосов от общего числа чле­нов Сов. Фед. и депутатов Гос. Думы. 2) созывается Конституц. Собрание. 3) Конст. Собрание либо подтверждает неизменность К. РФ, либо разрабатывает проект новой рос. К. В последнем случае она может быть принята двумя путями: 1) при наличии большинства в 2/3 от общего числа членов Конституционного Собрания; 2) вынесение проекта на референдум. За новую К. должно проголосовать более 1/2 избирателей при условии, что в нем приняло участие более 1/2 избирателей, проживающих на тер. РФ.

Внесение поправок изме­няет содержание гл. 3—8 Конституции РФ и входит в компетенцию парламента. Субъектами права на внесение предложений о поправках к Конституции РФ являются те же лица, что и при пересмотре. Поправки к этим главам Конституции РФ прини­маются в порядке, предусмотренном для принятия федерального кон­ституционного закона. Однако данные поправки вступают в силу толь­ко после одобрения законодат. органами субъектов РФ. Рассмотрение Гос. Думой проекта закона о поправке к К. осуществляется в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2/3 от общего числа депутатов Гос. Думы и 3/4 от общего числа членов Совета Фе­дерации. После чего закон публикуется и направляется в законодат. органы субъектов Федерации, они обязаны рассмотреть закон о поправке в тече­ние 1 года со дня его принятия. После того как эти органы не менее чем 2/3 субъектов РФ одобрят дан­ный закон, он направляется Президенту РФ для подписания и офици­ального опубликовани

Цель толкования заключается в том, чтобы юридически точно определить, как понимать норму Конституции. Допустимо ли ее расширенное применение

Толковать конституцию может конституционный суд (ст.125 ч.5), это обусловлено тем, что конституция была принята путем референдума, непосредственно народом и поэтому ее толкование может осуществляться особым образом - путем квалифицированной юридической экспертизы текста норм тем органом, который осуществляет судебную власть путем конституционного судопроизводства. Конституционный суд дает толкование по инициативе Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Давая толкование конституционных норм, Суд применяет самые различные методы толкования: логический, грамматический, системный, исторический и др.

 

По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Раздел первый содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Они называются:

1) Основы конституционного строя;

2) Права и свободы человека и гражданина;

3) Федеративное устройство;

4) Президент Российской Федерации;

5) Федеральное Собрание;

6) Правительство Российской Федерации;

7) Судебная власть;

8) Местное самоуправление;

9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Раздел второй именуется "Заключительные и переходные положения".

 

Под реализацией Конституции понимается деятельность субъектов конституционного права по внедрению, воплощению положений Конституции в поведение граждан, должностных лиц, государственных органов и общественных объединений, субъектов Федерации и Российской Федерации как единого целого для достижения целей, провозглашенных Конституцией.

Осуществление конституционных норм протекает в различных формах: соблюдение, исполнение, использование и применение.

Соблюдение выражается в том, что субъекты конституционного права сообразуют свое поведение с юридическими запретами (характерной чертой данной формы является пассивное поведение субъекта: он не совершает действий, запрещенных Конституцией).

Исполнение конституционных норм в отличие от соблюдения предполагает активное поведение субъектов, требуемое конституционной нормой и направленное на достижение выдвинутых ею задач и целей. В Конституции РФ установлены три способа исполнения:

• все субъекты права обязаны точно и единообразно исполнять Конституцию и законы РФ;

• государство обязано исполнять международные договоры Российской Федерации;

• граждане обязаны исполнять свои конституционные обязанности.

Использование связано с процессом осуществления конституционных прав и свобод (здесь субъект своими действиями осуществляет предоставленные ему права).

Применение конституционных норм предполагает властное вмешательство государства, его органов и иных субъектов этой деятельности в реализацию предписаний Конституции. Названные субъекты организуют осуществление конституционных норм в том случае, если необходима персонификация данной нормы применительно к конкретному лицу.

 

Общественный строй постоянно находится под воздействием государства, которое создается обществом для защиты своих общих интересов, в частности для охраны общественного строя. Но государство приобретает самостоятельность и зачастую становится над обществом, подчиняя интересы общества интересам аппарата государственной власти, располагающего мощными средствами принуждения. Государство оказывает воздействие на общественный строй своей политикой, то есть организованной и целенаправленной деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц. Эта деятельность исходит из определенным образом понятых общественных потребностей. Таким образом, форма общественного строя во многом определяется государством, следовательно, субъективным фактором. Подчас государство используется для волюнтаристского преобразования общественного строя, когда воздействие оказывается не только на его форму, но и на существо. Коммунистические эксперименты в ряде стран, в том числе, к сожалению, и в нашей, явственно продемонстрировали, насколько это опасно для соответствующего народа и даже для всего человечества. Во всяком случае влиянием субъективного фактора объясняется то обстоятельство, что при более или менее сходных условиях жи


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.139 с.