Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2021-01-29 | 194 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Всё жаждет жизни отдаваться,
И сердце, пленник зимних вьюг,
Вдруг разучилося сжиматься.
Заговорило, зацвело
Всё, что вчера томилось немо,
И вздохи неба принесло
Из растворенных врат эдема.
Весь мир начинает жить - ведь Сам Творец подарил новый день - новую жизнь.
Неслучайно именно на эти весенние дни, когда природа просыпается, освобождается от «плена» зимы, приходится Главный Праздник - Воскресение Христово. Песня, звучащая «из растворённых врат эдема», прославляет Христа Воскресшего. Этой песне вторит земля! Ангельское пение воссоединят разделённое грехом Адама и Евы мироздание в единое целое. « Смерть» зимы побеждена!
А какую же роль играет в этом стихотворении образ зимы?! Зима может символизировать очищение, Праздник Рождества, а может зло и смерть. Так вот здесь она символ смерти. Смерть «окутала», «сковала» Божественное творение – человека. Сковала оттого, что человек согрешил, сорвав плод с Древа познания добра и зла.
Ведь предшествующий Пасхе Великий Пост символизирует закрытые для человека Врата Рая. Люди наказаны – и на долгое время от них словно «скрылось», стало недоступным всё прекрасное. Все словно в заточении пребывают. И в этом «заточении» словно утрачиваются чувства; замирает, вернее, «умирает» душа, утратившая способность любить.
Наверное, нет человека, который бы не помнил знаменитую сказку «Снежная королева». Сердца, в которые попадали осколки ужасного зеркала, тоже словно оказывались в снежном плену – в заточении тьмы и зла. Сердца становились холодными. А человек с холодным сердцем, с сердцем, не знающим любви, не может чувствовать тепло, любовь других людей. Не может и радоваться красоте мироздания.
|
И в этом стихотворении что-то очень похожее. Нет здесь сверкающей красоты зимы, как во многих-многих произведениях русской литературы. И в связи с этим хочется кое-то подметить: зима может быть очень красивой «внешне», но при этом очень коварной и хитрой. Как грех, заманивающий в свои сети. Человек же сам захотел познать зло!... Только ведь А.А.Фет о другом говорит…
Глава Вторая «Херувимская Песнь» весны»
И вот тёплой весенней ночью в храмах пропели: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех Живот даровав». Даровав всем людям, всей природе - оттого и радуется она приходу весны. Светлая Пасха - весна души! И чувство радости «течёт» в душах, словно сок разбуженных берёз. Сам Господь, разорвав этот «ледяной плен», дал новую жизнь мирозданию – всем «сущим во гробех».
Как весел мелких туч поход!
И в торжестве неизъяснимом
Сквозной деревьев хоровод
Зеленоватым пышет дымом.
Поет сверкающий ручей,
И с неба песня, как бывало;
Как будто говорится в ней:
Всё, что ковало, - миновало.
А песня всё звучит и звучит, нарастая! Её, «прилетевшую» на землю, «подхватывают» и ручей, и покрывающиеся листьями деревья – и всё вокруг. Можно сказать, что звучит музыка мироздания, музыка природы.
И вот торжествующий финал:
Нельзя заботы мелочной
Хотя на миг не устыдиться,
Нельзя пред вечной красотой
Не петь, не славить, не молиться.
Удивительный финал стихотворения! По сути – это Херувимская песнь, звучащая во время Главного Богослужения – Литургии. Песнь, которую исполняют и слушают с особым трепетом, во время которой в храме воцаряется особая тишина.
Иже Херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа.
|
Как и в Херувимской песне, в стихотворения великого русского поэта, ангелы пением своим славят Самого Творца, и не только ангелы на небесах, но и всё мироздание! Оттого и «нельзя не петь, не славить, не молиться»!
Глава Третья «Дотянувшиеся до земли струны»
И, конечно, не могла не звучать эта мысль, эта Песнь Небес, которой «подпевает» всё мироздание, в других произведениях боговдохновенной русской поэзии.
Вдохновлённый ангельской песней, дающей силу природе, освобождающей мироздание от ледяного плена, несущей радость человеку, написал похожее стихотворение и А.К.Толстой.
Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы,
Сердце полно вдохновенья,
Небо полно красоты.
Разорвав тоски оковы,
Цепи пошлые разбив,
Набегает жизни новой
Торжествующий прилив,
И звучит свежо и юно
Новых сил могучий строй,
Как натянутые струны
Между небом и землей.
В обоих стихах словно звучит Музыка Небесных Сфер, о которой писали и античные мудрецы, жившие задолго до прихода в мир Спасителя, и Отцы Церкви Христианской. Эта музыка возрождает природу к жизни, побеждает, «разрывает» «тоски оковы». Хоть А.К.Толстой не упоминает, как А.А.Фет, зиму, но мысль об освобождении из плена звучит и у него.
Только благодаря Музыке Небес, Пению Ангелов природа живёт и радуется каждому дню. Живёт, потому что «натянуты струны между небом и землей». Потому что дольний и горний мир, разделённые грехопадением человека, снова «воссоединились».
Конечно, стихотворение, с которого мы начали беседу, - «наивысшая точка», «вершина» Пасхального Торжества – но победа над смертью звучит в очень многих произведениях одухотворённой русской поэзии, пусть и не так «явно». Не может не звучать!
Глава Четвёртая «Трепет Жизни во всём»
А потому обратимся к ещё одному очень радостному произведению А.А.Фета.
Что за вечер! А ручей
Так и рвется.
Как зарей-то соловей
Раздается!
Месяц светом с высоты
Обдал нивы,
А в овраге блеск воды,
Тень да ивы.
И здесь через образ природы выражено душевное состояние лирического героя. И не только его, конечно. Здесь тоже звучит музыка – пение русского соловья, выводящего свои трели весной. И, конечно, сам образ весны символизируют душевный подъём - оживает душа лирического героя вместе с этим весело бегущим ручьём. Душа тоже устремляется в полёт – пусть и не так высоко, как в стихотворении с которого начата беседа, но всё равно устремляется! И образ ручья тоже передаёт это устремление и всего мироздания, и лирического героя – устремление вперёд, устремление ввысь.
|
Образ весны, пусть и не в той степени, но тоже символизирует всеобщий подъём, всеобщее оживление!
Так-то всё весной живет!
В роще, в поле
Всё трепещет и поет
Поневоле.
«Поневоле» - потому что так было, так есть, и так будет всегда, независимо от воли человека. Так заповедано Творцом до конца времён! …
Глава Пятая «Небо «над земною суетой»
К строкам великого А.А.Фета о радостном весеннем вечере мы очень скоро возвратимся, а пока обратимся к очень важному – и не только для А.А.Фета образу ручья. Перед нами строки поэта и философа, покинувшего мир на рубеже столетий, – В.С.Соловьёва.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!