Статус главы государства России в настоящее время — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Статус главы государства России в настоящее время

2021-01-29 76
Статус главы государства России в настоящее время 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

        

    Согласно нормам Конституции РФ Президент России является главой государства, выступает гарантом Конституции РФ, а также гарантом предоставленных гражданам прав и законных интересов. Президент России принимает в установленном законом порядке меры по обеспечению охраны государственного суверенитета страны, ее независимости и целостности, обеспечивает надлежащее взаимодействие и функционирование органов государственной власти. Кроме того, на основании Конституции РФ глава государства определяет направления внешней и внутренней политики нашего государства, а также представляет Россию внутри самого государства, а также в международных отношениях.

    Президент России является высшим должностным лицом нашего государства и одновременно с этим — государственным органом. Должность Президента РФ является выборной. Согласно действующей Конституции РФ Президент избирается сроком на шесть лет посредством голосования граждан РФ. Голосование проводится гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права путем тайного голосования. На должность Президента РФ может быть избран гражданин РФ, возраст которого не менее 35 лет, постоянно проживающий на территории России на протяжении не менее чем 10 лет. Одновременно с этим, в Конституции РФ закреплено положение, согласно которого занимать должность Президента РФ более чем два срока подряд запрещено.

    Порядок выборов Президента РФ определяется Федеральным законом от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. От 27.02.2020) «О выборах Президента Российской Федерации»[1]

    Согласно действующего законодательства РФ Президент государства не возглавляет исполнительную власть и к ней не относится. Вместе с тем, исходя из анализа нормативно-правовых актов можно сделать вывод о значительном влиянии Президента РФ на деятельность органов исполнительной власти нашего государства. Президент РФ реализует свои функции в сфере исполнительной власти как непосредственно, так и опосредованно.

    Непосредственное воздействие Президента РФ на систему органов исполнительной власти обусловлено тем, что согласно Указа № 21 от 21.01.2020г Президент России осуществляет руководство деятельностью ряда федеральных министерств, ведомств и служб.

    Опосредованное влияние Президента России на деятельность органов исполнительной власти проявляется в издании Президентом своих распорядительных актов, назначении и освобождении от должности должностных лиц органов исполнительной власти.

    К числу основных полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти относятся:

    - назначение Председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы РФ);

    - право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

    - принятие решение об отставке Правительства России;

    - представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ и постановка вопроса об освобождении его от обязанностей;

    - назначение по предложению Председателя Правительства РФ на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;

    - формирование и руководство Советом Безопасности РФ;

    - утверждение военной доктрины;

    - формирование Администрации Президента РФ;

    - назначение на должность и освобождение от должности полномочных представителей Президента РФ;

    - назначение и освобождение от должности высшего командования Вооруженных Сил РФ;

    - назначение и отзыв после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранные государства и международные организации и выполняет ряд иных функций.

    Помимо этого, необходимо отметить, что Президент России является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, в соответствующих случаях вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение, а также чрезвычайное положение с незамедлительном сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие и специальные звания.

    Одновременно с этим, Президенту РФ предоставлено полномочие на издание соответствующих нормативных актов — указов и распоряжений. Президент РФ вправе отменять постановления и распоряжения Правительства и приостанавливать действие актов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Наибольший объем полномочий закреплен за Президентом в сфере, связанной не только с формированием, но и с деятельностью органов исполнительной власти.

Как отмечено выше, Президент по Конституции Российской Федерации не является главой исполнительной власти. Специфика полномочий Президента и Правительства, их взаимодействие, связь и соотношение их компетенции таково, что делает правомерным достаточно активные каналы влияния Президента на деятельность Правительства. Президент России имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации и на заседаниях Президиума Правительства Российской Федерации; он вправе отменить постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента России. В предусмотренных Конституцией Российской Федерации случаях Председатель Правительства может временно исполнять обязанности Президента Российской Федерации. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом России.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до формирования нового Правительства России.

Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[2] установлено, что в системе исполнительных органов Российской Федерации имеются следующие виды органов, различающихся по назначению, задачам, принципам и сферам деятельности, другим признакам: федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства. В Указе определяются особенности каждого из этих видов органов. Федеральные органы исполнительной власти создаются только с такими наименованиями и статусом, которые предусмотрены этим Указом.

В настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»[3] структура федеральных органов исполнительной власти состоит из трех уровней:

- федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

- федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

- федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.

На основе своих конституционных полномочий Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами непосредственно руководит деятельностью ряда федеральных органов исполнительной власти, а Правительство лишь координирует их деятельность. К таковым относятся: Министерство внутренних дел; Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел; Министерство обороны; Министерство юстиции и ряд иных федеральных министерств.

 

 

Заключение

 

По Конституции РФ Президент является главой государства. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он в установленном порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, в соответствующих случаях вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение, а также чрезвычайное положение с незамедлительном сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие и специальные звания.

 

 

Список использованных источников

 

I Нормативно-правовые акты

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс;

2. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ(ред. от 27.02.2020)"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СПС Консультант плюс;

3. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. От 27.02.2020) "О выборах Президента Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс;

4. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 12.04.2019) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // СПС Консультант плюс;

5. Указ Президента РФ от 06.04.2004 N 490 (ред. От 07.03.2020) "Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс;

6. Указ Президента РФ от 20.05.2004 N 649(ред. от 25.08.2010, с изм. от 12.04.2019)"Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" // СПС Консультант плюс;

7. Указ Президента РФ от 28.05.2004 N 699 (ред. От 25.07.2014) "Об утверждении Положения о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс;

8. Указ Президента РФ от 24.03.2005 N 337 (ред. От 25.12.2014) "О советах при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах" // СПС Консультант Плюс;

 

II Научная и учебная литература

 

1. Баранов М.Л. Конституционно-правовые основы деятельности Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти // Новый юридический журнал. - 2015. - N 4.- С. 66 — 74.;

2. Братановский С.Н. Административное право. Общая часть: учебник. М.: Директ-Медиа, 2015. - 921 с.;

3. Волков А.М. Административное право в вопросах и ответах: учебное пособие. Москва: Проспект, 2018.- 144 с.;

4. Гончаров В.В. Место и роль института Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти в стране // Юридический мир. - 2015. - N 3. - С. 55 — 60.;

5. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. М.: Юстицинформ, 2017. - 416 с.;

6. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2019.;

7. Четвериков В.С. Административное право: Учебник. - М.: Эксмо, 2015. - С. 122.

 

 


[1]
       Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. От 27.02.2020) "О выборах Президента Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс

[2]
       Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314(ред. от 12.04.2019)"О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // СПС Консультант плюс

[3]
       Указ Президента РФ от 20.05.2004 N 649(ред. от 25.08.2010, с изм. от 12.04.2019)"Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" // СПС Консультант плюс


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.