Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2020-12-27 | 78 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов
у
Художники О.В. Боровик, С.С. Слесарев (рисунки), ТА. Ляхович (обложка) Редактор Е.И. Соколова. Корректор Н.В. Козлова '. Оригинал-макет — AM. Быковская
Лицензия ЛР №065667 от 09.02.9» .
Сдано в набор 28.02.2000. Подписано в печать 28.02.2000. Формат 60x90/16
Бумага газетная. Гарнитура "Тайме". Печать офсетная. Усл. печ. л. 10.
Тираж 10000 экз. (1-й з-д 5000 экз.) Заказ №775.
Издательство "Новая школа". 107258, Москва, Краснобогатырская ул., 79, стр. ЗБ.
Отпечатано с готового оригинал-макета
в Чебоксарской типографии Na 1. 428019, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 15.
ISBN 5-7301-0335-2
О Забрамная, Боровик, 2000 © Изд-во "Новая школа", 2000
Предисловие
Предваряя книгу С.Д. Забранной и О.В. Боровика, сотрудничество с которыми считаю подарком судьбы, я заранее радуюсь за читателей, получающих в руки бесценный практический материал для работы с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста.
Как явствует из названия, адресат книги самый широкий: педагоги и воспитатели, практические психологи и дефектологи, мамы и папы, бабушки и дедушки. Иными словами, это книга для всех, кто имеет отношение к маленькому человеку. И именно поэтому она в наибольшей степени отвечает наименованию серии "Школа для всех", задуманной нами совместно с издательством "Новая школа" в развитие идеи адаптивной школы.
В отечественной педагогике достаточно давно утвердилась мысль о равноправии всех субъектов образовательного процесса: учителей, учащихся, родителей. На практике же долгие годы дело не шло дальше благих пожеланий.
Проблема эта, на мой взгляд, несводима к пресловутому тоталитаризму советской школы, не допускавшей к святая святых — учебному процессу — наиболее заинтересованную сторону: родителей. Перестроечные призывы к педагогике сотрудничества также мало что изменили, ибо касались по большей части демократизации отношений в школе, моделируя общественные процессы со всеми их плюсами и минусами, пугая профессионалов достаточно агрессивным дилетантизмом так называемой педагогической общественности. Наличие или отсутствие школьных советов по-прежнему слабо отражало истинную картину взаимодействия педагогов и родителей, ибо за кадром оставался самый существенный и порядком девальвированный вопрос педагогического всеобуча родителей.
|
Согласитесь, что по-настоящему сотрудничать могут лишь люди, хорошо знающие суть дела. Одной заинтересованности здесь недостаточно, иначе пришлось бы признать равноправное партнерство больного и хирурга на операционном столе. Но та же самая медицинская аналогия оборачивается иной стороной, когда дело касается вопросов валеологических, призванных раскрыть и инструментально оснастить древнюю как мир истину, что здо-
ровье каждого в его собственных руках. Здесь медики не жалеют сил и времени на обращение непосвященных в свою веру и, между прочим, частенько добиваются успехов, ибо когда дело идет о здоровье в его привычном телесном понимании — это касается всех и каждого. А значит, отзвук в любой аудитории вплоть до самой широкой — телевизионной — обеспечен, результативность медицинского всеобуча очевидна. Наше меркантильное время незамедлительно откликается на этот социальный запрос мощной рекламой всех мыслимых средств поддержания здоровья: от препаратов До тренажеров.
Иное дело — навязшая в зубах пропаганда педагогических знаний. Педагогические передачи незаметно сходят с экранов, не вызывая ни малейшего намека на сопротивление со стороны общественности. "Дети — наше будущее? Какая ложь! — сказал мне незадолго до смерти мудрейший Зиновий Гердт. — Кого по большому счету интересует будущее?"
|
Между тем было бы большой ошибкой списывать спад интереса к педагогической проблематике лишь на противоречия нашего общественного развития и ожесточение нравов. Мы, педагоги, в полной мере несем за это ответственность, ибо педагогический продукт может стать не менее притягательным и, да простят меня педагоги-гуманисты, не менее коммерческим, нежели медицинский. Если он реально существует и помогает — этот продукт. Бесконечно переиздаваемые книги доктора Спока тому непреложное свидетельство.
Увы, слишком долго в своем педагогическом снобизме отказывались мы от так называемой педагогической рецептуры, предпочитая ограничиваться общими морально-педагогическими сентенциями, крепко замешенными на житейских примерах и благих пожеланиях, не давая в руки родителям реальных инструментов работы с детьми.
Книга, представляемая читателю, и есть, на мой взгляд, такой универсальный инструмент педагогической диагностики и коррекции детей, который позволяет не на словах, а на деле осуществить желанное педагогическое сотрудничество всех заинтересованных в развитии ребенка сторон.
Быть может, кого-то отпугнет тот факт, что один из авторов этой книги С Д. Забранная — известный в стране ученый-дефехто-1 лог, а второй автор О.В. Боровик — учитель-дефектолог? Но границы между так называемой нормой и патологией подчас слишком I прозрачны, относительны. Как тут не вспомнить гамлетовское:! "Не странен кто ж?" И кому как не родителям, внимательно наблюдающим за ребенком, первыми не обратить внимание на тревожащие особенности в его развитии. Страусиная позиция здесь не только не продуктивна, но опасна и в полной мере преступна.
"Я не позволю делать из моего сына дурака", — кричала мне в лицо много лет назад разъяренная мать третьеклассника. Между тем у ребенка при полной сохранности интеллекта и успешности в обучении прогрессировала детская шизофрения. Своевременное вмешательство специалистов без согласия родителей было невозможно. В 14 лёт, в период обострения болезни, он совершил преступление, и мать на коленях умоляла направить аргументированный запрос в Институт судебной психиатрии на предмет его освидетельствования. На суде выводы специалистов института Сербского были приняты во внимание, и подросток вместо тюрьмы был направлен в лечебное учреждение (а мать — прямо из зала руда с инсультом в больницу). Минули годы, пройдя эффективный курс лечения, парень закончил не только нашу школу, но и вуз, а она каждый год по телефону благодарит и поздравляет меня с Днем учителя. Поменьше бы таких благодарностей...
|
Особенно ценно то, что книга СД. Забрамной и О.В. Боровика подробно раскрывает педагогическую коррекцию прежде всего дошкольников. Ведь так важно как можно раньше выявить проблемы ребенка и организовать своевременную помощь в самом чувствительном, или, как говорят психологи, сензитивном, периоде, когда еще многое не поздно. Причем речь не идет обязательно о крайних ситуациях типа описанной выше, когда нужна серьезная специализированная помощь. Гораздо чаще мы имеем дело с достаточно легко устранимыми даже на уровне родителей проблемами, но будучи незамеченными, эти проблемы станут причиной будущей школьной неуспешности, источником.неврозов, эмоциональных расстройств и прогрессирующих на этом мрачном фоне заболеваний.
"В здоровом теле — здоровый дух", — утверждали древние. Но мы-то сегодня знаем, что дух и тело — субстанции амбивалентные, а значит, при больном духе недолго потерять и тело. Вы стремитесь избежать этого? Но тогда поверьте, что развитие вашего ребенка в ваших руках.
ЕЛ. Ямбург,
заслуженный учитель школы Российской Федерации, директор многопрофильного образовательного комплекса Ne 109 Москвы
Введение
Воспитание детей — большая радость, большая ответственность и большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие — необходимо, чтобы каждый ребенок рос в условиях душевного комфорта, добропорядочности. Очень важным является то, какое участие принимают родители в психическом развитии ребенка.
Опыт работы в психолого-медико-педагогических консультациях показывает, что часто даже самые заботливые родители упускают время, наиболее благоприятное для формирования тех или иных психических функций и качеств личности. В одних случаях родители чрезмерно увлекаются общим развитием детей (чтением книг, посещением выставок, музеев, театров). Такие дети при психолого-педагогическом обследовании дают хорошие показатели в общей осведомленности, но они могут оказаться совершенно беспомощными при решении практических задач, особенно тех, которые требуют определенной ручной умелости. В других случаях развитие ребенка пускают на самотек в надежде, что он сам, подрастая, будет познавать мир. Туг заманчиво стремление предоставить детям больше самостоятельности, но при этом может не сформироваться система знаний, умений, соответствующих каждому возрасту. Именно поэтому важно, чтобы фундамент личности закладывался родителями, разумеется, при актив ной творческой деятельности самого ребенка.
|
Безусловно, воспитание нормально развивающихся детей тре бует меньше хлопот, хотя и им нужна систематическая и делена правленная помощь взрослых. Если же в семье растет ребенок тем или иным психофизическим неблагополучием, то с ним нуж ны специальные коррекционно-развивающие занятия.
Приведем некоторые примеры возникающих проблем, с ко торыми родители обращаются за советами к специалистам. Пр
этом мы отобрали лишь благополучные семьи, где любят детей и хотят им помочь.
На прием к психологу пришла мать с мальчиком» которому только что исполнилось 5 лет. Цель прихода — тестирование для устройства в "мини"тлицей. При обследовании выявлен широкий запас общих сведений об окружающем мире, богатый словарь. Мальчик уже научился читать, пишет двухсложные слова, владеет счетом в пределах 8. Однако при хорошем умственном развитии внимание специалиста привлекла "неуклюжесть", двигательная неловкость мальчика. Он затруднялся стоять поочередно на левой—правой ноге, прыгать на одной и двух ногах, неловко ловил и бросал мяч и т.п. В беседе мать рассказала, что сын часами может слушать сказки, различные истории, смотреть детские телевизионные передачи, но не любит подвижные игры, предпочитает разговоры со взрослыми. В результате неправильного, "однобокого0 развития оказались недостаточно сформированными двигательные функции. А ведь это может сказаться не только на общем психофизическом здоровье ребенка, но и быть источником переживаний из-за насмешек со стороны сверстников, и как результат — отказ от участия в коллективных играх. Матери были даны советы по организации всестороннего развития ребенка.
Другой пример. На прием к дефектологу пришли молодые родители с дочкой 6 лет. Родителей волновала ее повышенная возбудимость, утомляемость. Девочка действительно выглядела усталой. Но причиной оказалось не какое-то заболевание, которого доискивались родители, посещая врачей, а несоблюдение режима сна и отдыха. В семье не на кого было оставить ребенка, поэтому чуть ли не с рождения, идя в гости, родители брали дочку с собой. Когда к ним приходили друзья с детьми (а это бывало очень часто), дети допоздна играли и веселились вместе с родителями. Чрезмерные эмоциональные нагрузки привели к истощенности нервной системы ребенка. Были рекомендованы соблюдение четкого режима сна, приема пищи, закаливающие процедуры, прогулки, определенное время для игровых занятий и домашнего труда.
|
А вот еще пример. Девочка 15 лет, глубоко умственно отсталая (диагноз: имбецильность). Единственный и к тому же поздний ребенок. Вся жизнь родителей посвящена и подчинена дочери. К сожалению, это слепая любовь. От девочки ждут невозможного и упускают в воспитании необходимое. Не привиты элементарные гигиенические навыки и навыки по самообслуживанию, хотя она многим могла бы уже к этому возрасту овладеть: само-
7
стоятельно одеваться, умываться, причесываться, есть, мыть посуду, накрывать на стол и т.д. Но родители, жалея дочь, делают это все за нее, оберегают ее от малейших усилий. Из-за бездеятельности и малоподвижности девочка стала чрезмерно полной. Родителей больше всего волнует, как обучать ее грамоте, и именно с этой целью они обратились в консультацию. Однако дефек-толог посоветовал основные силы направить на развитие моторики, расширение словарного запаса, формирование внимания, усидчивости при выполнении задания. Важно привить девочке необходимые навыки труда и самообслуживания; она должна получать радость, помогая по хозяйству. Все это будет способствовать умственному развитию, а также правильному становлению характера. Были показаны упражнения по формированию внимания, способы переключения при чрезмерном возбуждении, приемы выработки навыков самообслуживания.
Подобные случаи трудностей в воспитании детей, с которыми психологи встречаются при обращении родителей за консультацией, явились основанием для публикации данных материалов. Рекомендации и игровые упражнения, собранные здесь, не новы Многие из них описаны разными специалистами (педагогами, психологами, дефектологами).
Главная задача авторов сводилась к тому, чтобы облегчить воспитателей в подборе упражнений, игр для занятий с ребенком* При этом мы учитывали то, что с одними детьми основной упор! должен делаться на развитие произвольного внимания, с другими—на пространственные представления, приемы запоминания, для некоторых главным окажется формирование навыков планирования, самоконтроля и т.д. Для удобства использования мы сгруппировали материал с учетом того, на развитие каких качеств психической деятельности он, в первую очередь, направлен.
Выбор заданий зависит не столько от возраста^ сколько уровня развития ребенка. Одно и то же задание может оказатьс непосильным для детей 6 лет и легко выполняться четырехлетни ми. Важным условием является заинтересованность ребенка в со вместных с взрослым занятиях. Желательно сделать их система тическими, придать им игровую форму, тогда ребенок будет
ждать.
Коррекционно-развивающие занятия не должны быть про должительными, чтобы ребенок не устал и завершил начатую ра боту. Чередуйте игры, упражнения, требующие максимально" речевой активности, с заданиями, которые могут выл без участия речи (конструирование, рисование). Если за начались с каких-то устных логических заданий, с
8
стихов и т.п., полезно продолжить их вышиванием, лепкой. Занятия по счету могут смениться прослушиванием сказки или рассматриванием картинок.
Начинать лучше с того, что заведомо по силам ребенку, чтобы создать у него уверенность и хорошее настроение. Постепенно сложность должна нарастать. В ходе работы детям следует оказывать помощь. В одних случаях это организующая помощь — взрослый лишь мобилизует внимание ребенка, активизирует его. Для малыша полезна эмоциональная стимуляция, одобрение: надо заразить его желанием выполнить задание. Ребенку более старшего возраста нужна словесная регулирующая помощь. Но помните, что в процессе занятий не следует быть слишком многословным с целью убедить ребенка в необходимости произвести то или иное действие. Никаких нравоучений и раздражения, никакого выполнения задания за ребенка! Помощь должна быть дозированной. Не забывайте похвалить ребенка за старания.
Когда основные трудности уже преодолены, советуем начать привлекать к участию в играх сверстников. Совместные занятия положительно влияют на формирование характера, личности ребенка, учат общению, которое ему так необходимо.
Для занятий советуем выделить специальное место и время. Не переходите к новым заданиям, пока не выполнено начатое, — это способствует формированию волевых качеств.
Занимаясь с детьми, взрослые должны следить за собой, не допускать грубости, резкости — в глазах детей оИи образец для подражания. Дети копируют старших: их манеру разговаривать, стиль поведения, внешний вид. Очень важно быть последовательным в своих действиях и поступках.
Таковы лишь некоторые общие рекомендации к занятиям.
Многие из приведенных заданий взяты из детской литературы (книжек-загадок, книжек-раскрасок), настольных игр, представ-собой модификацию известных психологических методик и в. Использован и материал нашей книги для родителей*.
Самостоятельно или посоветовавшись с педагогами выберите
задания, которые в большей мере будут полезны вашему ре-«ку. Каждый может придумать или найти в литературе анало-е игры и упражнения.
Желаем успеха!
См.: Забрамная СД. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. |М., 1990.
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!