Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-12-27 | 113 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Забрамная С.Д., Боровик О.В.
312 Развитие ребенка — в ваших руках: Книга полезных
советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. Серия "Школа для всех". — М.: Новая школа, 2000. - 160 с. ISBN 5-7301-0335-2
В книге даются рекомендации родителям, воспитателям, учителям, психологам по формированию отдельных психических процессов и личности детей — дошкольников и младших школьников. Предлагаются различные задания игрового характера и наглядные материалы, которые окажут помощь в этой работе.
ББК 88.8
Забрамняя София Дшщс
Боровик Олег Вдадшшровнч
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА - В ВАШИХ РУКАХ
Книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов
у
Художники О.В. Боровик, С.С. Слесарев (рисунки), ТА. Ляхович (обложка) Редактор Е.И. Соколова. Корректор Н.В. Козлова '. Оригинал-макет — AM. Быковская
Лицензия ЛР №065667 от 09.02.9» .
Сдано в набор 28.02.2000. Подписано в печать 28.02.2000. Формат 60x90/16
Бумага газетная. Гарнитура "Тайме". Печать офсетная. Усл. печ. л. 10.
Тираж 10000 экз. (1-й з-д 5000 экз.) Заказ №775.
Издательство "Новая школа". 107258, Москва, Краснобогатырская ул., 79, стр. ЗБ.
Отпечатано с готового оригинал-макета
в Чебоксарской типографии Na 1. 428019, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 15.
ISBN 5-7301-0335-2
О Забрамная, Боровик, 2000 © Изд-во "Новая школа", 2000
Предисловие
Предваряя книгу С.Д. Забранной и О.В. Боровика, сотрудничество с которыми считаю подарком судьбы, я заранее радуюсь за читателей, получающих в руки бесценный практический материал для работы с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста.
Как явствует из названия, адресат книги самый широкий: педагоги и воспитатели, практические психологи и дефектологи, мамы и папы, бабушки и дедушки. Иными словами, это книга для всех, кто имеет отношение к маленькому человеку. И именно поэтому она в наибольшей степени отвечает наименованию серии "Школа для всех", задуманной нами совместно с издательством "Новая школа" в развитие идеи адаптивной школы.
|
В отечественной педагогике достаточно давно утвердилась мысль о равноправии всех субъектов образовательного процесса: учителей, учащихся, родителей. На практике же долгие годы дело не шло дальше благих пожеланий.
Проблема эта, на мой взгляд, несводима к пресловутому тоталитаризму советской школы, не допускавшей к святая святых — учебному процессу — наиболее заинтересованную сторону: родителей. Перестроечные призывы к педагогике сотрудничества также мало что изменили, ибо касались по большей части демократизации отношений в школе, моделируя общественные процессы со всеми их плюсами и минусами, пугая профессионалов достаточно агрессивным дилетантизмом так называемой педагогической общественности. Наличие или отсутствие школьных советов по-прежнему слабо отражало истинную картину взаимодействия педагогов и родителей, ибо за кадром оставался самый существенный и порядком девальвированный вопрос педагогического всеобуча родителей.
Согласитесь, что по-настоящему сотрудничать могут лишь люди, хорошо знающие суть дела. Одной заинтересованности здесь недостаточно, иначе пришлось бы признать равноправное партнерство больного и хирурга на операционном столе. Но та же самая медицинская аналогия оборачивается иной стороной, когда дело касается вопросов валеологических, призванных раскрыть и инструментально оснастить древнюю как мир истину, что здо-
ровье каждого в его собственных руках. Здесь медики не жалеют сил и времени на обращение непосвященных в свою веру и, между прочим, частенько добиваются успехов, ибо когда дело идет о здоровье в его привычном телесном понимании — это касается всех и каждого. А значит, отзвук в любой аудитории вплоть до самой широкой — телевизионной — обеспечен, результативность медицинского всеобуча очевидна. Наше меркантильное время незамедлительно откликается на этот социальный запрос мощной рекламой всех мыслимых средств поддержания здоровья: от препаратов До тренажеров.
|
Иное дело — навязшая в зубах пропаганда педагогических знаний. Педагогические передачи незаметно сходят с экранов, не вызывая ни малейшего намека на сопротивление со стороны общественности. "Дети — наше будущее? Какая ложь! — сказал мне незадолго до смерти мудрейший Зиновий Гердт. — Кого по большому счету интересует будущее?"
Между тем было бы большой ошибкой списывать спад интереса к педагогической проблематике лишь на противоречия нашего общественного развития и ожесточение нравов. Мы, педагоги, в полной мере несем за это ответственность, ибо педагогический продукт может стать не менее притягательным и, да простят меня педагоги-гуманисты, не менее коммерческим, нежели медицинский. Если он реально существует и помогает — этот продукт. Бесконечно переиздаваемые книги доктора Спока тому непреложное свидетельство.
Увы, слишком долго в своем педагогическом снобизме отказывались мы от так называемой педагогической рецептуры, предпочитая ограничиваться общими морально-педагогическими сентенциями, крепко замешенными на житейских примерах и благих пожеланиях, не давая в руки родителям реальных инструментов работы с детьми.
Книга, представляемая читателю, и есть, на мой взгляд, такой универсальный инструмент педагогической диагностики и коррекции детей, который позволяет не на словах, а на деле осуществить желанное педагогическое сотрудничество всех заинтересованных в развитии ребенка сторон.
Быть может, кого-то отпугнет тот факт, что один из авторов этой книги С Д. Забранная — известный в стране ученый-дефехто-1 лог, а второй автор О.В. Боровик — учитель-дефектолог? Но границы между так называемой нормой и патологией подчас слишком I прозрачны, относительны. Как тут не вспомнить гамлетовское:! "Не странен кто ж?" И кому как не родителям, внимательно наблюдающим за ребенком, первыми не обратить внимание на тревожащие особенности в его развитии. Страусиная позиция здесь не только не продуктивна, но опасна и в полной мере преступна.
|
"Я не позволю делать из моего сына дурака", — кричала мне в лицо много лет назад разъяренная мать третьеклассника. Между тем у ребенка при полной сохранности интеллекта и успешности в обучении прогрессировала детская шизофрения. Своевременное вмешательство специалистов без согласия родителей было невозможно. В 14 лёт, в период обострения болезни, он совершил преступление, и мать на коленях умоляла направить аргументированный запрос в Институт судебной психиатрии на предмет его освидетельствования. На суде выводы специалистов института Сербского были приняты во внимание, и подросток вместо тюрьмы был направлен в лечебное учреждение (а мать — прямо из зала руда с инсультом в больницу). Минули годы, пройдя эффективный курс лечения, парень закончил не только нашу школу, но и вуз, а она каждый год по телефону благодарит и поздравляет меня с Днем учителя. Поменьше бы таких благодарностей...
Особенно ценно то, что книга СД. Забрамной и О.В. Боровика подробно раскрывает педагогическую коррекцию прежде всего дошкольников. Ведь так важно как можно раньше выявить проблемы ребенка и организовать своевременную помощь в самом чувствительном, или, как говорят психологи, сензитивном, периоде, когда еще многое не поздно. Причем речь не идет обязательно о крайних ситуациях типа описанной выше, когда нужна серьезная специализированная помощь. Гораздо чаще мы имеем дело с достаточно легко устранимыми даже на уровне родителей проблемами, но будучи незамеченными, эти проблемы станут причиной будущей школьной неуспешности, источником.неврозов, эмоциональных расстройств и прогрессирующих на этом мрачном фоне заболеваний.
"В здоровом теле — здоровый дух", — утверждали древние. Но мы-то сегодня знаем, что дух и тело — субстанции амбивалентные, а значит, при больном духе недолго потерять и тело. Вы стремитесь избежать этого? Но тогда поверьте, что развитие вашего ребенка в ваших руках.
ЕЛ. Ямбург,
|
заслуженный учитель школы Российской Федерации, директор многопрофильного образовательного комплекса Ne 109 Москвы
Введение
Воспитание детей — большая радость, большая ответственность и большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие — необходимо, чтобы каждый ребенок рос в условиях душевного комфорта, добропорядочности. Очень важным является то, какое участие принимают родители в психическом развитии ребенка.
Опыт работы в психолого-медико-педагогических консультациях показывает, что часто даже самые заботливые родители упускают время, наиболее благоприятное для формирования тех или иных психических функций и качеств личности. В одних случаях родители чрезмерно увлекаются общим развитием детей (чтением книг, посещением выставок, музеев, театров). Такие дети при психолого-педагогическом обследовании дают хорошие показатели в общей осведомленности, но они могут оказаться совершенно беспомощными при решении практических задач, особенно тех, которые требуют определенной ручной умелости. В других случаях развитие ребенка пускают на самотек в надежде, что он сам, подрастая, будет познавать мир. Туг заманчиво стремление предоставить детям больше самостоятельности, но при этом может не сформироваться система знаний, умений, соответствующих каждому возрасту. Именно поэтому важно, чтобы фундамент личности закладывался родителями, разумеется, при актив ной творческой деятельности самого ребенка.
Безусловно, воспитание нормально развивающихся детей тре бует меньше хлопот, хотя и им нужна систематическая и делена правленная помощь взрослых. Если же в семье растет ребенок тем или иным психофизическим неблагополучием, то с ним нуж ны специальные коррекционно-развивающие занятия.
Приведем некоторые примеры возникающих проблем, с ко торыми родители обращаются за советами к специалистам. Пр
этом мы отобрали лишь благополучные семьи, где любят детей и хотят им помочь.
На прием к психологу пришла мать с мальчиком» которому только что исполнилось 5 лет. Цель прихода — тестирование для устройства в "мини"тлицей. При обследовании выявлен широкий запас общих сведений об окружающем мире, богатый словарь. Мальчик уже научился читать, пишет двухсложные слова, владеет счетом в пределах 8. Однако при хорошем умственном развитии внимание специалиста привлекла "неуклюжесть", двигательная неловкость мальчика. Он затруднялся стоять поочередно на левой—правой ноге, прыгать на одной и двух ногах, неловко ловил и бросал мяч и т.п. В беседе мать рассказала, что сын часами может слушать сказки, различные истории, смотреть детские телевизионные передачи, но не любит подвижные игры, предпочитает разговоры со взрослыми. В результате неправильного, "однобокого0 развития оказались недостаточно сформированными двигательные функции. А ведь это может сказаться не только на общем психофизическом здоровье ребенка, но и быть источником переживаний из-за насмешек со стороны сверстников, и как результат — отказ от участия в коллективных играх. Матери были даны советы по организации всестороннего развития ребенка.
|
Другой пример. На прием к дефектологу пришли молодые родители с дочкой 6 лет. Родителей волновала ее повышенная возбудимость, утомляемость. Девочка действительно выглядела усталой. Но причиной оказалось не какое-то заболевание, которого доискивались родители, посещая врачей, а несоблюдение режима сна и отдыха. В семье не на кого было оставить ребенка, поэтому чуть ли не с рождения, идя в гости, родители брали дочку с собой. Когда к ним приходили друзья с детьми (а это бывало очень часто), дети допоздна играли и веселились вместе с родителями. Чрезмерные эмоциональные нагрузки привели к истощенности нервной системы ребенка. Были рекомендованы соблюдение четкого режима сна, приема пищи, закаливающие процедуры, прогулки, определенное время для игровых занятий и домашнего труда.
А вот еще пример. Девочка 15 лет, глубоко умственно отсталая (диагноз: имбецильность). Единственный и к тому же поздний ребенок. Вся жизнь родителей посвящена и подчинена дочери. К сожалению, это слепая любовь. От девочки ждут невозможного и упускают в воспитании необходимое. Не привиты элементарные гигиенические навыки и навыки по самообслуживанию, хотя она многим могла бы уже к этому возрасту овладеть: само-
7
стоятельно одеваться, умываться, причесываться, есть, мыть посуду, накрывать на стол и т.д. Но родители, жалея дочь, делают это все за нее, оберегают ее от малейших усилий. Из-за бездеятельности и малоподвижности девочка стала чрезмерно полной. Родителей больше всего волнует, как обучать ее грамоте, и именно с этой целью они обратились в консультацию. Однако дефек-толог посоветовал основные силы направить на развитие моторики, расширение словарного запаса, формирование внимания, усидчивости при выполнении задания. Важно привить девочке необходимые навыки труда и самообслуживания; она должна получать радость, помогая по хозяйству. Все это будет способствовать умственному развитию, а также правильному становлению характера. Были показаны упражнения по формированию внимания, способы переключения при чрезмерном возбуждении, приемы выработки навыков самообслуживания.
Подобные случаи трудностей в воспитании детей, с которыми психологи встречаются при обращении родителей за консультацией, явились основанием для публикации данных материалов. Рекомендации и игровые упражнения, собранные здесь, не новы Многие из них описаны разными специалистами (педагогами, психологами, дефектологами).
Главная задача авторов сводилась к тому, чтобы облегчить воспитателей в подборе упражнений, игр для занятий с ребенком* При этом мы учитывали то, что с одними детьми основной упор! должен делаться на развитие произвольного внимания, с другими—на пространственные представления, приемы запоминания, для некоторых главным окажется формирование навыков планирования, самоконтроля и т.д. Для удобства использования мы сгруппировали материал с учетом того, на развитие каких качеств психической деятельности он, в первую очередь, направлен.
Выбор заданий зависит не столько от возраста^ сколько уровня развития ребенка. Одно и то же задание может оказатьс непосильным для детей 6 лет и легко выполняться четырехлетни ми. Важным условием является заинтересованность ребенка в со вместных с взрослым занятиях. Желательно сделать их система тическими, придать им игровую форму, тогда ребенок будет
ждать.
Коррекционно-развивающие занятия не должны быть про должительными, чтобы ребенок не устал и завершил начатую ра боту. Чередуйте игры, упражнения, требующие максимально" речевой активности, с заданиями, которые могут выл без участия речи (конструирование, рисование). Если за начались с каких-то устных логических заданий, с
8
стихов и т.п., полезно продолжить их вышиванием, лепкой. Занятия по счету могут смениться прослушиванием сказки или рассматриванием картинок.
Начинать лучше с того, что заведомо по силам ребенку, чтобы создать у него уверенность и хорошее настроение. Постепенно сложность должна нарастать. В ходе работы детям следует оказывать помощь. В одних случаях это организующая помощь — взрослый лишь мобилизует внимание ребенка, активизирует его. Для малыша полезна эмоциональная стимуляция, одобрение: надо заразить его желанием выполнить задание. Ребенку более старшего возраста нужна словесная регулирующая помощь. Но помните, что в процессе занятий не следует быть слишком многословным с целью убедить ребенка в необходимости произвести то или иное действие. Никаких нравоучений и раздражения, никакого выполнения задания за ребенка! Помощь должна быть дозированной. Не забывайте похвалить ребенка за старания.
Когда основные трудности уже преодолены, советуем начать привлекать к участию в играх сверстников. Совместные занятия положительно влияют на формирование характера, личности ребенка, учат общению, которое ему так необходимо.
Для занятий советуем выделить специальное место и время. Не переходите к новым заданиям, пока не выполнено начатое, — это способствует формированию волевых качеств.
Занимаясь с детьми, взрослые должны следить за собой, не допускать грубости, резкости — в глазах детей оИи образец для подражания. Дети копируют старших: их манеру разговаривать, стиль поведения, внешний вид. Очень важно быть последовательным в своих действиях и поступках.
Таковы лишь некоторые общие рекомендации к занятиям.
Многие из приведенных заданий взяты из детской литературы (книжек-загадок, книжек-раскрасок), настольных игр, представ-собой модификацию известных психологических методик и в. Использован и материал нашей книги для родителей*.
Самостоятельно или посоветовавшись с педагогами выберите
задания, которые в большей мере будут полезны вашему ре-«ку. Каждый может придумать или найти в литературе анало-е игры и упражнения.
Желаем успеха!
См.: Забрамная СД. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. |М., 1990.
Подвижные игры на внимание
• Поставьте детей в круг, сами встаньте в середине. Бросайте
мяч кому-нибудь из играющих, называя одно из трех слов:
растение, мебель, одежда. Тот, кто поймал мяч, должен на
звать любое слово, входящее в данную родовую категорию.
Например, при слове "растение" можно назвать березу, ель
и т.д. После того как ребенок назвал слово, он возвращает
вам мяч. Допустившие ошибку выходят из игры.
15
• Дети встают лицом к ведущему на расстоянии 5—10 метров.
Здесь же нарисованы круги по числу играющих. Называйте знакомые детям одушевленные и неодушевленные предметы. Если предмет "живой", то дети должны побежать и занять круг. Если предмет "неживой", то они прыгают на месте сначала на одной, затем на другой ноге по два раза.
• Дайте каждому играющему скакалку. По сигналу светофора
(показывайте круги красного, зеленого и желтого цвета) дети
должны:
если круг зеленый — со скакалкой прыгать до обозначенной черты;
если желтый — прыгать через скакалку на месте; если красный — стоять на месте с опущенной скакалкой.
• Спрячьте предмет. Ребенок должен найти его, ориентируясь
на музыкальные сигналы. Чем ближе к искомому предмету, тем громче музыка.
• Предложите ребенку слушать хлопки: один хлопок — встать
на одну ногу; два хлопка — руки на пояс; три хлопка —
побежали.
Это задание требует не только концентрации, но и распределения внимания.
• Предложите ребенку внимательно слушать слова. Если вы
называете животное, он должен прыгать на месте на двух
ногах; если называется растение, он должен поднять пра
вую руку и т.п.
• Предложите детям повторять движения (хлопки, руки в сто
роны, кивок головой). Движения неожиданно меняются. Кто
не заметил, выбывает из игры.
Приведенные игры не только положительно влияют на внимание, но и полезны для физического развития (бросание мяча развивает меткость, ловкость, двигательную координацию; прыжки со скакалкой укрепляют мышцы ног и т.д.), для формирования слухового восприятия.
В тех случаях, когда у ребенка грубо выражены недостатки внимания, необходимы ежедневные специальные упражнения. Существуют психологические методики для исследования внимания — "корректурные пробы". Они и аналогичные им задания могут быть применены для коррекции внимания. Приведем несколько примеров.
16
Задания для коррекции внимания
• Возьмите страницы из старой, негодной к употреблению
детской книжки и вырежьте куски текста (без иллюстра
ций). Объем текста — в пределах 15—19 строк.
Если дети еще не знают буквы, то можно предложить им вычеркнуть или подчеркнуть в тексте все кружочки (букву О). Бели какие-то буквы уже знакомы, то именно с этими буквами и нужно упражняться. Сначала вычеркивается во всем тексте только одна буква. Важно, чтобы ребенок не пропустил в строках эту букву и не вычеркнул другую. Затем усложните задание, предложив одну букву вычеркивать, а другую подчеркивать. Другой вариант: одна буква подчеркивается красным карандашом, другая зеленым и т.д. Продолжительность занятия зависит от возраста и усидчивости ребенка. Начинайте с 5—7 минут. Постепенно делайте занятия более продолжительными, увеличивая количество строк в тексте. Увеличение объема текста и отсутствие ошибок будут служить показателем эффективности работы. Так как на каждом занятии меняются тексты и инструкция (сегодня одну букву вычеркиваете, завтра другую подчеркиваете и т.д.), задание воспринимается ребенком как новое, и не наступает пресыщение.
• Заготовьте лист с цифрами от 1 до 5 в произвольном поряд
ке, с повторением отдельных цифр (всего от 3 до 6 строк).
Предложите ребенку, например, вычеркнуть все цифры
4 или 1. При усложнении задания он должен вычеркнуть
цифру 3 и подчеркнуть цифру 2 и т.п.
• Другой вариант. Нарисованы предметы: ведро, матрешка,
мяч, кукла и т.д.; всего 8 строк. Предложите ребенку бнача-
ла подчеркнуть все мячики, потом вычеркнуть все ведра и
тд.
• Ребенок должен расставить соответствующие значки в на
рисованных на листе фигурах (рис. 11). Более сложный ва
риант: заштриховать все фигуры так, как показано в образ
це (рис. На).
• Предложите ребенку рассказывать стихотворение и одно
временно рисовать карандашом вертикальные палочки на
листе бумаги. Другой вариант: подчеркивать букву О и счи
тать удары (взрослый ударяет по столу карандашом через
одинаковые интервалы).
2.3аюо!*775.
17
Упражнения для школьников
Все приведенные выше упражнения — только на более сложи ном материале — полезны и детям школьного возраста. Так, типу "корректурных проб" можно предложить прочитать ело! заполнив фигуры соответствующими образцу буквами (рис. V. или перенести из образца значки и цифры и решить пример] (рис. 13).
Можно посоветовать и такие игры: "Летает — не летает", "Hi оборот", "Найди ошибку в тексте" и др. Эти игры требуют oi деленного волевого напряжения и самоконтроля.
• В игре "Летает—не летает" взрослый называет слова и по;
нимает или опускает руки в зависимости от названного пред
мета. Ребенок должен поднимать руки, если предмет лс
ет, и опускать, если не летает. Предупредите ребенка,
надо быть очень внимательным, так как вы можете cnei
ально его "обмануть".
• Вариант игры: найти фигурку или изображение пред
которые не туда положили. В стопку складывают четыре;
угольники и среди них — один круг (или картинки, изоб{
жающие предметы одежды, и среди них — животное).
• В игре "Наоборот" нужно отвечать словом и кивком голе
вы. Так, если согласен, надо утвердительно кивать, но
этом говорить "нет". Эта игра очень трудная, поэтому
надо огорчаться, если ребенок не сразу усвоит ее прав]
Очень полезны поиски ошибок в текстах. В зависимости класса определяются содержание текста и характер ошибок, торые должен найти ребенок. Последний принимает на себя рш учителя, и это придает занятиям игровой характер.
УЧИТЕ ПРИЕМАМ ЗАПОМИНАНИЯ
у ' •
Память позволяет нам сохранять то, что мы приобретаем из практического жизненного опыта и в ходе обучения. Тот, кто быстрее запоминает, дольше помнит, легче припоминает, оказывается более приспособленным к жизни, лучше усваивает новые знания. Поэтому и надо с раннего возраста развивать память детей. Старайтесь при этом развивать все виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную. Обоняние и осязание тоже помогут ребенку вспомнить. Одни люди больше оперируют слуховыми образами, другие лучше запоминают при участии зрительно-двигательных анализаторов и т.д.
Для развития памяти не обязательны специальные занятия; используйте любые ситуации, игры, занятия, в которых ребенок должен что-то запомнить, а затем вспомнить. Например, вы пришли в лес. Оставьте под деревом мячик, а сами продолжайте идти по лесной тропинке. При этом объясните ребенку, по каким признакам будет легче на обратном пути найти оставленный под деревом мяч. После прогулки спросите ребенка, что он увидел по пути в лес и в лесу. Стремитесь к тому, чтобы запоминание было осмысленным. Так, предлагая запомнить слова (например: лес, окно, гриб, стол, вода, чашка), посоветуйте объединить близкие по каким-нибудь признакам, ситуациям (лес — гриб; стол — чашка; вода —... и т.д.). Это поможет припоминанию, и ребенок в последующих заданиях будет использовать такой прием.
Таким образом, дети при запоминании должны уметь пользоваться различными приемами, помогающими им вспомнить тот или иной материал, находить свой "узелок на память". Это может быть картинка, смежное понятие или что-то иное, помогающее вспомнить.
• Разложите, с учетом возраста ребенка, 4—5 (до 10—12) картинок, изображающих знакомые предметы. Затем скажите, что вы будете называть слова, которые надо запомнить. Для того чтобы их легче было вспомнить, ребенок каждый раз должен выбрать картинку, которая чем-то связана с этим словом. Например, для 5—6-летнего ребенка предлагаются следующие картинки: мяч, ложка, кровать, собака, дерево (рис. 25; картинки вырезать). Слова для запоминания: лес, игра, сторож, обед, сон. Через 20—30 минут вы даете ребенку отобранные картинки и просите вспомнить слова. Эту игру можно варьировать: дать пять картинок и три слова, шесть картинок и шесть слов и т л. Чем старше ребенок,
. 23
тем больше можно предъявлять ему картинок и слов запоминания.
• Очень полезно для развития осознанного запоминания ил
люстрирование текстов, которые предлагаются для пересказ!
Вы читаете небольшой текст, а ребенок подбирает к не]
подходящие иллюстрации из тех, которые перед ним разло
жены. На следующий день он должен воспроизвести
по отобранным им иллюстрациям. Можно разыграть вместе с ребенком эпизод из рассказа или сказки, вылепить нарисовать тот или иной персонаж, чтобы было легче вспомнить текст.
Таким же осмысленным надо сделать и заучивание cthxoi текстов. С этой целью сначала прочитайте текст сами, вслух выделяя интонацией смысловые части. Укажите опорные слова, несущие основной смысл. Если к этому стихотворению, тексту иллюстрации, рассмотрите их вместе с ребенком. Испс составление плана.
При заучивании стихотворения с голоса надо повторить ei 2—3 раза вслух. В тех случаях, когда дети уже умеют читать, после вашего прочтения они читают текст сами по частям вслух и себя. Повторяют 3—4 раза. Все слова должны быть для них понятны. Следите, чтобы при заучивании ребенок не допускал ошибок; первое же воспроизведение должно быть правильным.
В качестве игр и упражнений, развивающих память, можн(предложить следующие.
• Разложите перед ребенком 8—10 картинок (или игрушек).!
Пусть он рассмотрит их в течение 30—40 секунд, а затем]
накройте салфеткой и предложите ребенку перечислить их.]
Чтобы тренировать долговременную память, попросите пере-1
числить то, что вы показывали, через час и на следующий!
день.
• Покажите ребенку картинку с изображением 9 знако?
предметов. Затем дайте набор карточек, среди которых бу
дут и эти 9 предметов. Ребенок должен назвать или пока
зать их.
• Предложите ребенку рассмотреть картинку (рис. 26), а за
тем покажите другую и спросите, что изменилось в рисунке
(рис. 26а).
• На полке стоят 6 предметов (ваза, кастрюля, чайники —
большой и маленький, терка для овощей, миска). Ребенок
их рассматривает и называет. Затем он отворачивается, а
вы производите замену одного-двух предметов и спраши
ваете, что изменилось.
24
• Взрослый производит действия, а ребенок должен их вос
произвести.
• Несколько детей встают "паровозиком" друг за другом. По
сигналу разбегаются, а за?гем по команде должны найти свое
место.
• Взрослый называет пары слов, связанных по смыслу. На
пример:
;
окно — цветок лыжи — холод
чашка — молоко книга — учитель
нога — палец дорога — машина
После этого он поочередно называет первое слово из пары и просит ребенка вспомнить второе слово.
• "Угадай-ка!" Взрослый дает словесное описание какого-то
знакомого детям предмета и просит отгадать. Например:
"Маленький пушистый зверек прыгает с дерева на дерево и
очень любит орешки".
• "С какой ветки детки?" Покажите детям ветки сосны, ели,
орешника и плоды (шишки, орешки). Дети должны вспом
нить и назвать эти деревья.
• "Узнай, кто это". Покажите детям части предмета и Опро
сите, какой это предмет. Например: крыша дома; туловище
птицы; морда и хвост собаки.
• "Чей силуэт?" (изображены силуэты зверей, птиц).
• "Найди свой предмет". В этой игре детям раздают поло
винки различных предметов. Играющие должны найти не
достающие детали (половинки) к своим предметам.
Мы привели лишь некоторые игры и упражнения, развивающие память и активизирующие речь детей. Советуем чаще проводить подобные занятия, чтобы облегчить ребенку дальнейшее обучение.
< Мышление является наиболее сложным психическим процессом, и формирование его должно начаться с первых месяцев жизни ребенка. Овладение мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием) будет успешным, если оно осуществляется в непосредственной деятельности ребенка и сопровождается речью. Занимаясь с детьми, прогова-
25
ривайте все, что делаете сами, и активизируйте речь детей, здавайте ситуации, которые побуждают к умственному напряжс нию. Никогда не думайте за ребенка, не опережайте его готовыми ответами; это может привести к лености мысли.
Как часто, спрашивая о чем-то, мы тут же слышим от детЫ "Я не знаю, я не умею". Ребенку просто не хочется думать, этих случаях надо помочь ему правильно организовать мыслительную деятельность. Для этого можно использовать наво; вопрос, наглядность, привлечь прошлый опыт.
Большое значение для умственного развития детей имеет фо] мнрование у них всех видов мышления: наглядно-действенно] наглядно-образного и словесно-логического. В зависимости возраста у детей преобладает тот или иной вид мышления. У д< школьников все мыслительные операции связаны с koi наглядным материалом и действиями с этим материалом. П< пенно появляется способность оперировать не самими предмс ми, а их образами. Высшей формой развития мышления являс способность мыслить абстрактными понятиями. Основой но-понятийного (словесно-логического) мышления служит сокий уровень речевого развития. Именно к этому и должны стремиться вы в ваших занятиях с детьми.
Как мы уже отметили, учить детей логическому мышле] надо постоянно. В любой ситуации надо думать. Пусть ребено! сам ищет наиболее рациональное решение, например: как достать тот или иной предмет, как поступить, если в лесу нации несколько грибов, а положить их не во что, и т.д.
Игры и упражнения ял уст
ярячвнно-следстяснкш заеясммосте*
Ребенок видел, как наклоняются веточки деревьев от Обязательно используйте этот его жизненный опыт и по его сказать: в каком направлении дует ветер на предъявление ему картинке; какая погода, если девочка, собираясь в школу одевает резиновые сапоги и берет зонт.
Очень полезны игры с сюжетными картинками. Разложите три-четыре картинки, связанные единым сюжетом. Пусть ребенок рассмотрит их, а затем разложит по порядку ("Что было сна чала?*'; "Что случилось потом?"). Если возникают трудности, н< подсказывайте сразу, а задайте наводящий вопрос. Ребенок дол жен понять зависимости в изображенных ситуациях. После топ как он разложил картинки, попросите составить маленький рас-
26
сказ, придумав к нему заголовок. В тех случаях, ковда ребенку сложно самостоятельно разложить картинки в нужной последовательности, используете другой вариант. Положите сами вторую или третью и попросите найти первую ("Что было до этого?**), а затем последнюю ("Чем закончилось?").
НАПУТСТВИЕ
В заключение мы хотели бы напомнить, что все приводе! игры и упражнения должны естественно включаться в еже; ную жизнь ребенка и всей семьи. Не надо превращать их в винность, чтобы не отбить у ребенка интерес к занятиям. Какi можно сделать, покажем на примере одного выходного дня.
Ребенок встает. Сделайте вместе с ним зарядку, водные цедуры. Не забывайте включать в комплекс зарядки специалы упражнения, которые посоветовал врач или учитель физкулъ1| ры. Всем этим лучше заниматься на свежем воздухе, а в время — при открытой форточке или в проветренной koi Проследите, чтобы ребенок застелил свою постель; если есть обходимость, помогите ему, но не делайте это за него. Даже самых тяжелых состояниях ребенка надо приучать к элеме! ному самообслуживанию. С этой же целью привлекайте его всем домашним делам.
Наступает время завтрака. Пусть ребенок накроет на стол. П{ верьте, правильно ли он положил ложки, вилки, ножи и т.д.,
посуда", "столовая посуда", "овощи", "фрукты", "мясные дукты", "молочные продукты" и тд.
После завтрака можно позаниматься (нет-нет, конечно, бенку вы говорите "поиграть") в пределах 10—15 минут (дать < два упражнения), а затем пойти гулять. В зависимости от noi это может быть непродолжительный поход в лес или парк, движные игры во дворе. Если вы в лесу, в парке, обращайте мание' на разные породы деревьев, цветы, грибы. П] сравнить березу и сосну, белку и ворону, выделив существе! признаки сходства и различия. Загадайте загадки ("Зимой и том одщим цветом", "Прыгает по деревьям, хвостик пушис любит орешки" ц т.д.)- Попросите, чтобы ребенок придумал гадку сам. Вспомните вместе, какие ягоды, грибы растут в лс каких диких животных знает ребенок. Для развития мс глазомера устройте соревнование: кто кинет дальше, кто noi в цель. Можно провести игру "Разведчики". Спрячьте мячик другой предмет в кустах. Следуя вашей инструкции, ребенок дс жен найти его ("Сделай два шага вперед, повернись налево, шага вперед, один шаг направо..."). Этим вы отрабатываете странственную ориентировку, понятия "правое—левое" и т.п. гащайте речь ребенка новыми словами, обозначающими ты и явления, о которых он узнал на прогулке.
32
Дома попросите ребенка рассказать членам семьи, что ему понравилось, чем он занимался. Следите за логичностью изложения помогите наводящими вопросами сделать рассказ более полным, а построение фраз — грамматически верным.
К обеду попросите ребенка накрыть на стол. Обратите внимание, учел ли он ваши советы и замечания, сделанные утром во время сервировки стола к завтраку.
После обеда у малышей сон, у детей постарше спокойные занятия. Это может быть рисование, лепка, чтение, рассматривание сюжетных картинок, настольные игры. Используйте любую юзможность, чтобы расширять сведения об окружающем, уточнить представления ребенка. Старайтесь сделать отдых прият-1ым и интересным, переключайте ребенка с одного вида деятельности на другой (игры, слушание музыки, рукоделие).
Перед сном желательны прогулка, спокойные игры. Не забудьте о необходимых гигиенических процедурах. Приготовле-ше ко сну должно начинаться всегда в одно и то же время, без и шума.
Помните, что здоровье и общее развитие ребенка во многом зависят от ваших систематических усилий.
Мы дали лишь некоторые советы по развитию ваших детей. 1адеемся, что они
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!