Забрамная С .Д., Боровик О.В. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Забрамная С .Д., Боровик О.В.

2020-12-27 113
Забрамная С .Д., Боровик О.В. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Забрамная С.Д., Боровик О.В.

312       Развитие ребенка — в ваших руках: Книга полезных

советов для родителей, воспитателей, учителей, психоло­гов, дефектологов. Серия "Школа для всех". — М.: Новая школа, 2000. - 160 с. ISBN 5-7301-0335-2

В книге даются рекомендации родителям, воспитателям, учи­телям, психологам по формированию отдельных психических про­цессов и личности детей — дошкольников и младших школьни­ков. Предлагаются различные задания игрового характера и на­глядные материалы, которые окажут помощь в этой работе.

ББК 88.8

Забрамняя София Дшщс

Боровик Олег Вдадшшровнч

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА - В ВАШИХ РУКАХ

Книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов

у

Художники О.В. Боровик, С.С. Слесарев (рисунки), ТА. Ляхович (обложка) Редактор Е.И. Соколова. Корректор Н.В. Козлова '. Оригинал-макет — AM. Быковская

Лицензия ЛР №065667 от 09.02.9»            .

Сдано в набор 28.02.2000. Подписано в печать 28.02.2000. Формат 60x90/16

Бумага газетная. Гарнитура "Тайме". Печать офсетная. Усл. печ. л. 10.

Тираж 10000 экз. (1-й з-д 5000 экз.) Заказ №775.

Издательство "Новая школа". 107258, Москва, Краснобогатырская ул., 79, стр. ЗБ.

Отпечатано с готового оригинал-макета

в Чебоксарской типографии Na 1. 428019, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 15.


ISBN 5-7301-0335-2


О Забрамная, Боровик, 2000 © Изд-во "Новая школа", 2000


Предисловие

Предваряя книгу С.Д. Забранной и О.В. Боровика, сотрудни­чество с которыми считаю подарком судьбы, я заранее радуюсь за читателей, получающих в руки бесценный практический мате­риал для работы с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста.

Как явствует из названия, адресат книги самый широкий: пе­дагоги и воспитатели, практические психологи и дефектологи, мамы и папы, бабушки и дедушки. Иными словами, это книга для всех, кто имеет отношение к маленькому человеку. И именно поэтому она в наибольшей степени отвечает наименованию се­рии "Школа для всех", задуманной нами совместно с издательст­вом "Новая школа" в развитие идеи адаптивной школы.

В отечественной педагогике достаточно давно утвердилась мысль о равноправии всех субъектов образовательного процесса: учителей, учащихся, родителей. На практике же долгие годы дело не шло дальше благих пожеланий.

Проблема эта, на мой взгляд, несводима к пресловутому тота­литаризму советской школы, не допускавшей к святая святых — учебному процессу — наиболее заинтересованную сторону: роди­телей. Перестроечные призывы к педагогике сотрудничества так­же мало что изменили, ибо касались по большей части демокра­тизации отношений в школе, моделируя общественные процес­сы со всеми их плюсами и минусами, пугая профессионалов до­статочно агрессивным дилетантизмом так называемой педагоги­ческой общественности. Наличие или отсутствие школьных со­ветов по-прежнему слабо отражало истинную картину взаимо­действия педагогов и родителей, ибо за кадром оставался самый существенный и порядком девальвированный вопрос педагоги­ческого всеобуча родителей.

Согласитесь, что по-настоящему сотрудничать могут лишь люди, хорошо знающие суть дела. Одной заинтересованности здесь недостаточно, иначе пришлось бы признать равноправное парт­нерство больного и хирурга на операционном столе. Но та же самая медицинская аналогия оборачивается иной стороной, ког­да дело касается вопросов валеологических, призванных раскрыть и инструментально оснастить древнюю как мир истину, что здо-


ровье каждого в его собственных руках. Здесь медики не жалеют сил и времени на обращение непосвященных в свою веру и, между прочим, частенько добиваются успехов, ибо когда дело идет о здоровье в его привычном телесном понимании — это касается всех и каждого. А значит, отзвук в любой аудитории вплоть до самой широкой — телевизионной — обеспечен, результативность медицинского всеобуча очевидна. Наше меркантильное время незамедлительно откликается на этот социальный запрос мощ­ной рекламой всех мыслимых средств поддержания здоровья: от препаратов До тренажеров.

Иное дело — навязшая в зубах пропаганда педагогических знаний. Педагогические передачи незаметно сходят с экранов, не вызывая ни малейшего намека на сопротивление со стороны общественности. "Дети — наше будущее? Какая ложь! — сказал мне незадолго до смерти мудрейший Зиновий Гердт. — Кого по большому счету интересует будущее?"

Между тем было бы большой ошибкой списывать спад инте­реса к педагогической проблематике лишь на противоречия на­шего общественного развития и ожесточение нравов. Мы, педа­гоги, в полной мере несем за это ответственность, ибо педагоги­ческий продукт может стать не менее притягательным и, да про­стят меня педагоги-гуманисты, не менее коммерческим, нежели медицинский. Если он реально существует и помогает — этот продукт. Бесконечно переиздаваемые книги доктора Спока тому непреложное свидетельство.

Увы, слишком долго в своем педагогическом снобизме отка­зывались мы от так называемой педагогической рецептуры, пред­почитая ограничиваться общими морально-педагогическими сен­тенциями, крепко замешенными на житейских примерах и бла­гих пожеланиях, не давая в руки родителям реальных инструмен­тов работы с детьми.

Книга, представляемая читателю, и есть, на мой взгляд, такой универсальный инструмент педагогической диагностики и кор­рекции детей, который позволяет не на словах, а на деле осуще­ствить желанное педагогическое сотрудничество всех заинтере­сованных в развитии ребенка сторон.

Быть может, кого-то отпугнет тот факт, что один из авторов этой книги С Д. Забранная — известный в стране ученый-дефехто-1 лог, а второй автор О.В. Боровик — учитель-дефектолог? Но гра­ницы между так называемой нормой и патологией подчас слишком I прозрачны, относительны. Как тут не вспомнить гамлетовское:! "Не странен кто ж?" И кому как не родителям, внимательно наблюдающим за ребенком, первыми не обратить внимание на тре­вожащие особенности в его развитии. Страусиная позиция здесь не только не продуктивна, но опасна и в полной мере преступна.

"Я не позволю делать из моего сына дурака", — кричала мне в лицо много лет назад разъяренная мать третьеклассника. Меж­ду тем у ребенка при полной сохранности интеллекта и успеш­ности в обучении прогрессировала детская шизофрения. Свое­временное вмешательство специалистов без согласия родителей было невозможно. В 14 лёт, в период обострения болезни, он совершил преступление, и мать на коленях умоляла направить аргументированный запрос в Институт судебной психиатрии на предмет его освидетельствования. На суде выводы специалистов института Сербского были приняты во внимание, и подросток вместо тюрьмы был направлен в лечебное учреждение (а мать — прямо из зала руда с инсультом в больницу). Минули годы, прой­дя эффективный курс лечения, парень закончил не только нашу школу, но и вуз, а она каждый год по телефону благодарит и поздравляет меня с Днем учителя. Поменьше бы таких благодар­ностей...

Особенно ценно то, что книга СД. Забрамной и О.В. Борови­ка подробно раскрывает педагогическую коррекцию прежде все­го дошкольников. Ведь так важно как можно раньше выявить проблемы ребенка и организовать своевременную помощь в са­мом чувствительном, или, как говорят психологи, сензитивном, периоде, когда еще многое не поздно. Причем речь не идет обя­зательно о крайних ситуациях типа описанной выше, когда нуж­на серьезная специализированная помощь. Гораздо чаще мы имеем дело с достаточно легко устранимыми даже на уровне родителей проблемами, но будучи незамеченными, эти проблемы станут причиной будущей школьной неуспешности, источником.невро­зов, эмоциональных расстройств и прогрессирующих на этом мрачном фоне заболеваний.

"В здоровом теле — здоровый дух", — утверждали древние. Но мы-то сегодня знаем, что дух и тело — субстанции амбива­лентные, а значит, при больном духе недолго потерять и тело. Вы стремитесь избежать этого? Но тогда поверьте, что развитие ва­шего ребенка в ваших руках.

ЕЛ. Ямбург,

заслуженный учитель школы Российской Федерации, директор многопрофильного образовательного комплекса Ne 109 Москвы


Введение

Воспитание детей — большая радость, большая ответствен­ность и большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие — необходимо, чтобы каждый ребенок рос в усло­виях душевного комфорта, добропорядочности. Очень важным является то, какое участие принимают родители в психическом развитии ребенка.

Опыт работы в психолого-медико-педагогических консульта­циях показывает, что часто даже самые заботливые родители упус­кают время, наиболее благоприятное для формирования тех или иных психических функций и качеств личности. В одних случаях родители чрезмерно увлекаются общим развитием детей (чтени­ем книг, посещением выставок, музеев, театров). Такие дети при психолого-педагогическом обследовании дают хорошие показа­тели в общей осведомленности, но они могут оказаться совер­шенно беспомощными при решении практических задач, осо­бенно тех, которые требуют определенной ручной умелости. В других случаях развитие ребенка пускают на самотек в надежде, что он сам, подрастая, будет познавать мир. Туг заманчиво стрем­ление предоставить детям больше самостоятельности, но при этом может не сформироваться система знаний, умений, соответству­ющих каждому возрасту. Именно поэтому важно, чтобы фунда­мент личности закладывался родителями, разумеется, при актив ной творческой деятельности самого ребенка.

Безусловно, воспитание нормально развивающихся детей тре бует меньше хлопот, хотя и им нужна систематическая и делена правленная помощь взрослых. Если же в семье растет ребенок тем или иным психофизическим неблагополучием, то с ним нуж ны специальные коррекционно-развивающие занятия.

Приведем некоторые примеры возникающих проблем, с ко торыми родители обращаются за советами к специалистам. Пр


этом мы отобрали лишь благополучные семьи, где любят детей и хотят им помочь.

На прием к психологу пришла мать с мальчиком» которому только что исполнилось 5 лет. Цель прихода — тестирование для устройства в "мини"тлицей. При обследовании выявлен широ­кий запас общих сведений об окружающем мире, богатый словарь. Мальчик уже научился читать, пишет двухсложные слова, владе­ет счетом в пределах 8. Однако при хорошем умственном разви­тии внимание специалиста привлекла "неуклюжесть", двигатель­ная неловкость мальчика. Он затруднялся стоять поочередно на левой—правой ноге, прыгать на одной и двух ногах, неловко ло­вил и бросал мяч и т.п. В беседе мать рассказала, что сын часами может слушать сказки, различные истории, смотреть детские те­левизионные передачи, но не любит подвижные игры, предпочи­тает разговоры со взрослыми. В результате неправильного, "одно­бокого0 развития оказались недостаточно сформированными дви­гательные функции. А ведь это может сказаться не только на об­щем психофизическом здоровье ребенка, но и быть источником переживаний из-за насмешек со стороны сверстников, и как ре­зультат — отказ от участия в коллективных играх. Матери были даны советы по организации всестороннего развития ребенка.

Другой пример. На прием к дефектологу пришли молодые родители с дочкой 6 лет. Родителей волновала ее повышенная возбудимость, утомляемость. Девочка действительно выглядела усталой. Но причиной оказалось не какое-то заболевание, кото­рого доискивались родители, посещая врачей, а несоблюдение режима сна и отдыха. В семье не на кого было оставить ребенка, поэтому чуть ли не с рождения, идя в гости, родители брали доч­ку с собой. Когда к ним приходили друзья с детьми (а это бывало очень часто), дети допоздна играли и веселились вместе с роди­телями. Чрезмерные эмоциональные нагрузки привели к исто­щенности нервной системы ребенка. Были рекомендованы со­блюдение четкого режима сна, приема пищи, закаливающие про­цедуры, прогулки, определенное время для игровых занятий и домашнего труда.

А вот еще пример. Девочка 15 лет, глубоко умственно отста­лая (диагноз: имбецильность). Единственный и к тому же позд­ний ребенок. Вся жизнь родителей посвящена и подчинена доче­ри. К сожалению, это слепая любовь. От девочки ждут невозмож­ного и упускают в воспитании необходимое. Не привиты элемен­тарные гигиенические навыки и навыки по самообслуживанию, хотя она многим могла бы уже к этому возрасту овладеть: само-

7


стоятельно одеваться, умываться, причесываться, есть, мыть по­суду, накрывать на стол и т.д. Но родители, жалея дочь, делают это все за нее, оберегают ее от малейших усилий. Из-за бездея­тельности и малоподвижности девочка стала чрезмерно полной. Родителей больше всего волнует, как обучать ее грамоте, и имен­но с этой целью они обратились в консультацию. Однако дефек-толог посоветовал основные силы направить на развитие мото­рики, расширение словарного запаса, формирование внимания, усидчивости при выполнении задания. Важно привить девочке необходимые навыки труда и самообслуживания; она должна по­лучать радость, помогая по хозяйству. Все это будет способство­вать умственному развитию, а также правильному становлению характера. Были показаны упражнения по формированию вни­мания, способы переключения при чрезмерном возбуждении, приемы выработки навыков самообслуживания.

Подобные случаи трудностей в воспитании детей, с которыми психологи встречаются при обращении родителей за консульта­цией, явились основанием для публикации данных материалов. Рекомендации и игровые упражнения, собранные здесь, не новы Многие из них описаны разными специалистами (педагогами, психо­логами, дефектологами).

Главная задача авторов сводилась к тому, чтобы облегчить воспитателей в подборе упражнений, игр для занятий с ребенком* При этом мы учитывали то, что с одними детьми основной упор! должен делаться на развитие произвольного внимания, с други­ми—на пространственные представления, приемы запомина­ния, для некоторых главным окажется формирование навыков планирования, самоконтроля и т.д. Для удобства использования мы сгруппировали материал с учетом того, на развитие каких ка­честв психической деятельности он, в первую очередь, направлен.

Выбор заданий зависит не столько от возраста^ сколько уровня развития ребенка. Одно и то же задание может оказатьс непосильным для детей 6 лет и легко выполняться четырехлетни ми. Важным условием является заинтересованность ребенка в со вместных с взрослым занятиях. Желательно сделать их система тическими, придать им игровую форму, тогда ребенок будет

ждать.

Коррекционно-развивающие занятия не должны быть про должительными, чтобы ребенок не устал и завершил начатую ра боту. Чередуйте игры, упражнения, требующие максимально" речевой активности, с заданиями, которые могут выл без участия речи (конструирование, рисование). Если за начались с каких-то устных логических заданий, с

8


стихов и т.п., полезно продолжить их вышиванием, лепкой. За­нятия по счету могут смениться прослушиванием сказки или рас­сматриванием картинок.

Начинать лучше с того, что заведомо по силам ребенку, чтобы создать у него уверенность и хорошее настроение. Постепенно сложность должна нарастать. В ходе работы детям следует оказы­вать помощь. В одних случаях это организующая помощь — взрос­лый лишь мобилизует внимание ребенка, активизирует его. Для малыша полезна эмоциональная стимуляция, одобрение: надо заразить его желанием выполнить задание. Ребенку более стар­шего возраста нужна словесная регулирующая помощь. Но пом­ните, что в процессе занятий не следует быть слишком много­словным с целью убедить ребенка в необходимости произвести то или иное действие. Никаких нравоучений и раздражения, ни­какого выполнения задания за ребенка! Помощь должна быть дозированной. Не забывайте похвалить ребенка за старания.

Когда основные трудности уже преодолены, советуем начать привлекать к участию в играх сверстников. Совместные занятия положительно влияют на формирование характера, личности ре­бенка, учат общению, которое ему так необходимо.

Для занятий советуем выделить специальное место и время. Не переходите к новым заданиям, пока не выполнено начатое, — это способствует формированию волевых качеств.

Занимаясь с детьми, взрослые должны следить за собой, не допускать грубости, резкости — в глазах детей оИи образец для подражания. Дети копируют старших: их манеру разговаривать, стиль поведения, внешний вид. Очень важно быть последова­тельным в своих действиях и поступках.

Таковы лишь некоторые общие рекомендации к занятиям.

Многие из приведенных заданий взяты из детской литературы (книжек-загадок, книжек-раскрасок), настольных игр, представ-собой модификацию известных психологических методик и в. Использован и материал нашей книги для родителей*.

Самостоятельно или посоветовавшись с педагогами выберите

задания, которые в большей мере будут полезны вашему ре-«ку. Каждый может придумать или найти в литературе анало-е игры и упражнения.

Желаем успеха!

См.: Забрамная СД. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. |М., 1990.


Подвижные игры на внимание

• Поставьте детей в круг, сами встаньте в середине. Бросайте
мяч кому-нибудь из играющих, называя одно из трех слов:
растение, мебель, одежда. Тот, кто поймал мяч, должен на­
звать любое слово, входящее в данную родовую категорию.
Например, при слове "растение" можно назвать березу, ель
и т.д. После того как ребенок назвал слово, он возвращает
вам мяч. Допустившие ошибку выходят из игры.

15


• Дети встают лицом к ведущему на расстоянии 5—10 метров.

Здесь же нарисованы круги по числу играющих. Называйте знакомые детям одушевленные и неодушевленные предме­ты. Если предмет "живой", то дети должны побежать и за­нять круг. Если предмет "неживой", то они прыгают на месте сначала на одной, затем на другой ноге по два раза.

• Дайте каждому играющему скакалку. По сигналу светофора

(показывайте круги красного, зеленого и желтого цвета) дети

должны:

если круг зеленый — со скакалкой прыгать до обозна­ченной черты;

если желтый — прыгать через скакалку на месте; если красный — стоять на месте с опущенной скакал­кой.

• Спрячьте предмет. Ребенок должен найти его, ориентируясь

на музыкальные сигналы. Чем ближе к искомому предмету, тем громче музыка.

• Предложите ребенку слушать хлопки: один хлопок — встать
на одну ногу; два хлопка — руки на пояс; три хлопка —
побежали.

Это задание требует не только концентрации, но и распре­деления внимания.

• Предложите ребенку внимательно слушать слова. Если вы
называете животное, он должен прыгать на месте на двух
ногах; если называется растение, он должен поднять пра­
вую руку и т.п.

• Предложите детям повторять движения (хлопки, руки в сто­
роны, кивок головой). Движения неожиданно меняются. Кто
не заметил, выбывает из игры.

Приведенные игры не только положительно влияют на вни­мание, но и полезны для физического развития (бросание мяча развивает меткость, ловкость, двигательную координацию; прыжки со скакалкой укрепляют мышцы ног и т.д.), для формирования слухового восприятия.

В тех случаях, когда у ребенка грубо выражены недостатки внимания, необходимы ежедневные специальные упражнения. Существуют психологические методики для исследования вни­мания — "корректурные пробы". Они и аналогичные им задания могут быть применены для коррекции внимания. Приведем не­сколько примеров.

16


Задания для коррекции внимания

Возьмите страницы из старой, негодной к употреблению
детской книжки и вырежьте куски текста (без иллюстра­
ций). Объем текста — в пределах 15—19 строк.

Если дети еще не знают буквы, то можно предложить им вычеркнуть или подчеркнуть в тексте все кружочки (бук­ву О). Бели какие-то буквы уже знакомы, то именно с эти­ми буквами и нужно упражняться. Сначала вычеркивается во всем тексте только одна буква. Важно, чтобы ребенок не пропустил в строках эту букву и не вычеркнул другую. За­тем усложните задание, предложив одну букву вычеркивать, а другую подчеркивать. Другой вариант: одна буква подчер­кивается красным карандашом, другая зеленым и т.д. Продолжительность занятия зависит от возраста и усидчи­вости ребенка. Начинайте с 5—7 минут. Постепенно делай­те занятия более продолжительными, увеличивая количест­во строк в тексте. Увеличение объема текста и отсутствие ошибок будут служить показателем эффективности работы. Так как на каждом занятии меняются тексты и инструкция (сегодня одну букву вычеркиваете, завтра другую подчерки­ваете и т.д.), задание воспринимается ребенком как новое, и не наступает пресыщение.

• Заготовьте лист с цифрами от 1 до 5 в произвольном поряд­
ке, с повторением отдельных цифр (всего от 3 до 6 строк).
Предложите ребенку, например, вычеркнуть все цифры
4 или 1. При усложнении задания он должен вычеркнуть
цифру 3 и подчеркнуть цифру 2 и т.п.

• Другой вариант. Нарисованы предметы: ведро, матрешка,
мяч, кукла и т.д.; всего 8 строк. Предложите ребенку бнача-
ла подчеркнуть все мячики, потом вычеркнуть все ведра и
тд.

• Ребенок должен расставить соответствующие значки в на­
рисованных на листе фигурах (рис. 11). Более сложный ва­
риант: заштриховать все фигуры так, как показано в образ­
це (рис. На).

• Предложите ребенку рассказывать стихотворение и одно­
временно рисовать карандашом вертикальные палочки на
листе бумаги. Другой вариант: подчеркивать букву О и счи­
тать удары (взрослый ударяет по столу карандашом через
одинаковые интервалы).

2.3аюо!*775.

17


Упражнения для школьников

Все приведенные выше упражнения — только на более сложи ном материале — полезны и детям школьного возраста. Так, типу "корректурных проб" можно предложить прочитать ело! заполнив фигуры соответствующими образцу буквами (рис. V. или перенести из образца значки и цифры и решить пример] (рис. 13).

Можно посоветовать и такие игры: "Летает — не летает", "Hi оборот", "Найди ошибку в тексте" и др. Эти игры требуют oi деленного волевого напряжения и самоконтроля.

• В игре "Летает—не летает" взрослый называет слова и по;
нимает или опускает руки в зависимости от названного пред
мета. Ребенок должен поднимать руки, если предмет лс
ет, и опускать, если не летает. Предупредите ребенка,
надо быть очень внимательным, так как вы можете cnei
ально его "обмануть".

• Вариант игры: найти фигурку или изображение пред
которые не туда положили. В стопку складывают четыре;
угольники и среди них — один круг (или картинки, изоб{
жающие предметы одежды, и среди них — животное).

• В игре "Наоборот" нужно отвечать словом и кивком голе
вы. Так, если согласен, надо утвердительно кивать, но
этом говорить "нет". Эта игра очень трудная, поэтому
надо огорчаться, если ребенок не сразу усвоит ее прав]

Очень полезны поиски ошибок в текстах. В зависимости класса определяются содержание текста и характер ошибок, торые должен найти ребенок. Последний принимает на себя рш учителя, и это придает занятиям игровой характер.

УЧИТЕ ПРИЕМАМ ЗАПОМИНАНИЯ

у                    '                                                                          •

Память позволяет нам сохранять то, что мы приобретаем из практического жизненного опыта и в ходе обучения. Тот, кто быстрее запоминает, дольше помнит, легче припоминает, оказы­вается более приспособленным к жизни, лучше усваивает новые знания. Поэтому и надо с раннего возраста развивать память детей. Старайтесь при этом развивать все виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную. Обоняние и осязание тоже помогут ре­бенку вспомнить. Одни люди больше оперируют слуховыми об­разами, другие лучше запоминают при участии зрительно-двига­тельных анализаторов и т.д.

Для развития памяти не обязательны специальные занятия; используйте любые ситуации, игры, занятия, в которых ребенок должен что-то запомнить, а затем вспомнить. Например, вы при­шли в лес. Оставьте под деревом мячик, а сами продолжайте идти по лесной тропинке. При этом объясните ребенку, по каким при­знакам будет легче на обратном пути найти оставленный под де­ревом мяч. После прогулки спросите ребенка, что он увидел по пути в лес и в лесу. Стремитесь к тому, чтобы запоминание было осмысленным. Так, предлагая запомнить слова (например: лес, окно, гриб, стол, вода, чашка), посоветуйте объединить близкие по каким-нибудь признакам, ситуациям (лес — гриб; стол — чашка; вода —... и т.д.). Это поможет припоминанию, и ребенок в по­следующих заданиях будет использовать такой прием.

Таким образом, дети при запоминании должны уметь пользо­ваться различными приемами, помогающими им вспомнить тот или иной материал, находить свой "узелок на память". Это мо­жет быть картинка, смежное понятие или что-то иное, помогаю­щее вспомнить.

• Разложите, с учетом возраста ребенка, 4—5 (до 10—12) кар­тинок, изображающих знакомые предметы. Затем скажите, что вы будете называть слова, которые надо запомнить. Для того чтобы их легче было вспомнить, ребенок каждый раз должен выбрать картинку, которая чем-то связана с этим словом. Например, для 5—6-летнего ребенка предлагаются следующие картинки: мяч, ложка, кровать, собака, дерево (рис. 25; картинки вырезать). Слова для запоминания: лес, игра, сторож, обед, сон. Через 20—30 минут вы даете ре­бенку отобранные картинки и просите вспомнить слова. Эту игру можно варьировать: дать пять картинок и три слова, шесть картинок и шесть слов и т л. Чем старше ребенок,

.                                                                                         23


тем больше можно предъявлять ему картинок и слов запоминания.

• Очень полезно для развития осознанного запоминания ил­
люстрирование текстов, которые предлагаются для пересказ!
Вы читаете небольшой текст, а ребенок подбирает к не]
подходящие иллюстрации из тех, которые перед ним разло­
жены. На следующий день он должен воспроизвести

по отобранным им иллюстрациям. Можно разыграть вмес­те с ребенком эпизод из рассказа или сказки, вылепить нарисовать тот или иной персонаж, чтобы было легче вспом­нить текст.

Таким же осмысленным надо сделать и заучивание cthxoi текстов. С этой целью сначала прочитайте текст сами, вслух вы­деляя интонацией смысловые части. Укажите опорные слова, не­сущие основной смысл. Если к этому стихотворению, тексту иллюстрации, рассмотрите их вместе с ребенком. Испс составление плана.

При заучивании стихотворения с голоса надо повторить ei 2—3 раза вслух. В тех случаях, когда дети уже умеют читать, после вашего прочтения они читают текст сами по частям вслух и себя. Повторяют 3—4 раза. Все слова должны быть для них по­нятны. Следите, чтобы при заучивании ребенок не допускал оши­бок; первое же воспроизведение должно быть правильным.

В качестве игр и упражнений, развивающих память, можн(предложить следующие.

• Разложите перед ребенком 8—10 картинок (или игрушек).!
Пусть он рассмотрит их в течение 30—40 секунд, а затем]
накройте салфеткой и предложите ребенку перечислить их.]
Чтобы тренировать долговременную память, попросите пере-1
числить то, что вы показывали, через час и на следующий!
день.

• Покажите ребенку картинку с изображением 9 знако?
предметов. Затем дайте набор карточек, среди которых бу­
дут и эти 9 предметов. Ребенок должен назвать или пока­
зать их.

• Предложите ребенку рассмотреть картинку (рис. 26), а за­
тем покажите другую и спросите, что изменилось в рисунке
(рис. 26а).

• На полке стоят 6 предметов (ваза, кастрюля, чайники —
большой и маленький, терка для овощей, миска). Ребенок
их рассматривает и называет. Затем он отворачивается, а
вы производите замену одного-двух предметов и спраши­
ваете, что изменилось.

24


• Взрослый производит действия, а ребенок должен их вос­
произвести.

• Несколько детей встают "паровозиком" друг за другом. По
сигналу разбегаются, а за?гем по команде должны найти свое

место.

• Взрослый называет пары слов, связанных по смыслу. На­
пример:

;

окно — цветок              лыжи — холод

чашка — молоко                 книга — учитель

нога — палец                дорога — машина

После этого он поочередно называет первое слово из пары и просит ребенка вспомнить второе слово.

• "Угадай-ка!" Взрослый дает словесное описание какого-то
знакомого детям предмета и просит отгадать. Например:
"Маленький пушистый зверек прыгает с дерева на дерево и
очень любит орешки".

• "С какой ветки детки?" Покажите детям ветки сосны, ели,
орешника и плоды (шишки, орешки). Дети должны вспом­
нить и назвать эти деревья.

• "Узнай, кто это". Покажите детям части предмета и Опро­
сите, какой это предмет. Например: крыша дома; туловище
птицы; морда и хвост собаки.

• "Чей силуэт?" (изображены силуэты зверей, птиц).

• "Найди свой предмет". В этой игре детям раздают поло­
винки различных предметов. Играющие должны найти не­
достающие детали (половинки) к своим предметам.

Мы привели лишь некоторые игры и упражнения, развиваю­щие память и активизирующие речь детей. Советуем чаще прово­дить подобные занятия, чтобы облегчить ребенку дальнейшее обу­чение.

< Мышление является наиболее сложным психическим процес­сом, и формирование его должно начаться с первых месяцев жизни ребенка. Овладение мыслительными операциями (анализом, син­тезом, сравнением, обобщением, абстрагированием) будет успеш­ным, если оно осуществляется в непосредственной деятельности ребенка и сопровождается речью. Занимаясь с детьми, прогова-

25


ривайте все, что делаете сами, и активизируйте речь детей, здавайте ситуации, которые побуждают к умственному напряжс нию. Никогда не думайте за ребенка, не опережайте его готовы­ми ответами; это может привести к лености мысли.

Как часто, спрашивая о чем-то, мы тут же слышим от детЫ "Я не знаю, я не умею". Ребенку просто не хочется думать, этих случаях надо помочь ему правильно организовать мысли­тельную деятельность. Для этого можно использовать наво; вопрос, наглядность, привлечь прошлый опыт.

Большое значение для умственного развития детей имеет фо] мнрование у них всех видов мышления: наглядно-действенно] наглядно-образного и словесно-логического. В зависимости возраста у детей преобладает тот или иной вид мышления. У д< школьников все мыслительные операции связаны с koi наглядным материалом и действиями с этим материалом. П< пенно появляется способность оперировать не самими предмс ми, а их образами. Высшей формой развития мышления являс способность мыслить абстрактными понятиями. Основой но-понятийного (словесно-логического) мышления служит сокий уровень речевого развития. Именно к этому и должны стре­миться вы в ваших занятиях с детьми.

Как мы уже отметили, учить детей логическому мышле] надо постоянно. В любой ситуации надо думать. Пусть ребено! сам ищет наиболее рациональное решение, например: как до­стать тот или иной предмет, как поступить, если в лесу нации несколько грибов, а положить их не во что, и т.д.

Игры и упражнения ял уст

ярячвнно-следстяснкш заеясммосте*

Ребенок видел, как наклоняются веточки деревьев от Обязательно используйте этот его жизненный опыт и по его сказать: в каком направлении дует ветер на предъявление ему картинке; какая погода, если девочка, собираясь в школу одевает резиновые сапоги и берет зонт.

Очень полезны игры с сюжетными картинками. Разложите три-четыре картинки, связанные единым сюжетом. Пусть ребе­нок рассмотрит их, а затем разложит по порядку ("Что было сна чала?*'; "Что случилось потом?"). Если возникают трудности, н< подсказывайте сразу, а задайте наводящий вопрос. Ребенок дол жен понять зависимости в изображенных ситуациях. После топ как он разложил картинки, попросите составить маленький рас-

26


сказ, придумав к нему заголовок. В тех случаях, ковда ребенку сложно самостоятельно разложить картинки в нужной последо­вательности, используете другой вариант. Положите сами вто­рую или третью и попросите найти первую ("Что было до это­го?**), а затем последнюю ("Чем закончилось?").

НАПУТСТВИЕ

В заключение мы хотели бы напомнить, что все приводе! игры и упражнения должны естественно включаться в еже; ную жизнь ребенка и всей семьи. Не надо превращать их в винность, чтобы не отбить у ребенка интерес к занятиям. Какi можно сделать, покажем на примере одного выходного дня.

Ребенок встает. Сделайте вместе с ним зарядку, водные цедуры. Не забывайте включать в комплекс зарядки специалы упражнения, которые посоветовал врач или учитель физкулъ1| ры. Всем этим лучше заниматься на свежем воздухе, а в время — при открытой форточке или в проветренной koi Проследите, чтобы ребенок застелил свою постель; если есть обходимость, помогите ему, но не делайте это за него. Даже самых тяжелых состояниях ребенка надо приучать к элеме! ному самообслуживанию. С этой же целью привлекайте его всем домашним делам.

Наступает время завтрака. Пусть ребенок накроет на стол. П{ верьте, правильно ли он положил ложки, вилки, ножи и т.д.,

посуда", "столовая посуда", "овощи", "фрукты", "мясные дукты", "молочные продукты" и тд.

После завтрака можно позаниматься (нет-нет, конечно, бенку вы говорите "поиграть") в пределах 10—15 минут (дать < два упражнения), а затем пойти гулять. В зависимости от noi это может быть непродолжительный поход в лес или парк, движные игры во дворе. Если вы в лесу, в парке, обращайте мание' на разные породы деревьев, цветы, грибы. П] сравнить березу и сосну, белку и ворону, выделив существе! признаки сходства и различия. Загадайте загадки ("Зимой и том одщим цветом", "Прыгает по деревьям, хвостик пушис любит орешки" ц т.д.)- Попросите, чтобы ребенок придумал гадку сам. Вспомните вместе, какие ягоды, грибы растут в лс каких диких животных знает ребенок. Для развития мс глазомера устройте соревнование: кто кинет дальше, кто noi в цель. Можно провести игру "Разведчики". Спрячьте мячик другой предмет в кустах. Следуя вашей инструкции, ребенок дс жен найти его ("Сделай два шага вперед, повернись налево, шага вперед, один шаг направо..."). Этим вы отрабатываете странственную ориентировку, понятия "правое—левое" и т.п. гащайте речь ребенка новыми словами, обозначающими ты и явления, о которых он узнал на прогулке.

32


Дома попросите ребенка рассказать членам семьи, что ему понравилось, чем он занимался. Следите за логичностью изложе­ния помогите наводящими вопросами сделать рассказ более пол­ным, а построение фраз — грамматически верным.

К обеду попросите ребенка накрыть на стол. Обратите внима­ние, учел ли он ваши советы и замечания, сделанные утром во время сервировки стола к завтраку.

После обеда у малышей сон, у детей постарше спокойные занятия. Это может быть рисование, лепка, чтение, рассматрива­ние сюжетных картинок, настольные игры. Используйте любую юзможность, чтобы расширять сведения об окружающем, уточ­нить представления ребенка. Старайтесь сделать отдых прият-1ым и интересным, переключайте ребенка с одного вида дея­тельности на другой (игры, слушание музыки, рукоделие).

Перед сном желательны прогулка, спокойные игры. Не за­будьте о необходимых гигиенических процедурах. Приготовле-ше ко сну должно начинаться всегда в одно и то же время, без и шума.

Помните, что здоровье и общее развитие ребенка во многом зависят от ваших систематических усилий.

Мы дали лишь некоторые советы по развитию ваших детей. 1адеемся, что они


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.