Влияние чтения на способности и мышление детей младшего школьного возраста — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Влияние чтения на способности и мышление детей младшего школьного возраста

2020-12-27 74
Влияние чтения на способности и мышление детей младшего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чтение представляет собой сложный психолингвистический процесс восприятия текста, результатом которого является понимание. Воспроизведение звуковой стороны текста без опоры на смысл можно охарактеризовать как его вербализацию. Это чтение без мышления. Таким образом, когда мы читаем, мы мыслим, размышляем, осмысливаем, понимаем.Мыслительная деятельность человека проявляется в понимании того, что он совершает. Понимание является обязательным условием решения мыслительных задач.

Понимание представляет собой раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности, постижение смысла и значения чего - либо, достигаемое на основе связывания понимаемого с уже известным человеку из прошлого опыта. Содержание может быть полноценно усвоено только при соотнесении с тем, что уже известно.

Чтение не имеет смысла, если не происходит усвоения информации. Приемы понимания текста сопровождаются целым комплексом умственных операций. Рассмотрим особенности понимания при чтении как одного из составляющих процесса мышления.

В процессе мышления происходит обработка поступающей информации. Понимание же обеспечивает ее эффективность и полноту, для осмысления прочитанного человек пользуется частью того огромного информационного багажа, который хранит его мозг. Он извлекает конкретные знания благодаря жизненному опыту. То есть происходит осмысление нового с помощью старого. Таким образом, мышление при чтении проявляется в первую очередь как понимание читаемого.Таким образом, процесс чтения - это, прежде всего определенный вид интеллектуальной деятельности человека.

Образное и словесно логическое мышление у школьников развивается при оптимальных условиях. Учителю необходимо создать такую среду и придумать такие задания при работе, которые бы соприкасались с личным опытом учащихся. И если представления ученика совпадают с теми предметами и явлениями, которые отражены в тексте, то работа над текстом будет увлекательной. Тогда у учащихся будет развиваться интерес к чтению. При такой работе учащийся будет открывать новые знания на основе вдумчивого и осознанного, а значит и осмысленного изучения деталей текста. И только при вдумчивой, неспешной, но не монотонной работе над вычленением смыслов содержащейся в тексте информации можно добиться продуктивного результата, т. е. формирования образов и новых понятий, а, следовательно, и развития словесно логического и образного мышления. При беглой, неосмысленной, неинтересной работе у учащихся не остаются ни знания, ни желание продолжать работу над текстом. Подобная работа приводит к тому, что сознание учащихся обрывочно, несистематизированное. И очень часто знания у школьников поверхностные, т. к. они не вникают в сущность, не видят связей между предметами и явлениями. Результатом этого является то, что учащиеся не способны свободно рассуждать по тексту, не могут последовательно и логично построить высказывания и, как результат, говорят заученными фразами, не понимая смысла своих высказываний, действий и поступков.

Интерес к учебному предмету связан с качеством преподавания. Большое значение имеет подача материала учителем, умение увлекательно и доходчиво объяснить материал, продумать систему заданий, соприкасающихся с личным опытом учащихся. Все это активизирует интерес и усиливает мотивацию учения. Постепенно на основе познавательной потребности формируются устойчивые познавательные интересы, ведущие к позитивному отношению к учебным предметам в целом. Позитивное отношение учеников к учебе возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни.

Таким образом, задача учителя, во - первых, всемерно развивать уже проявившиеся способности и увлечения, во - вторых, создавать условия для активного формирования интересов и способностей школьников. Из этого можно сделать вывод, что необходимо развивать познавательный интерес к чтению учащихся младшего школьного возраста.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.