Этапы реализации инновационного проекта — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Этапы реализации инновационного проекта

2020-12-27 167
Этапы реализации инновационного проекта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММА

Инновационного проекта

«Технологии индивидуализации как условие создания развивающего образовательного пространства в системе «детский сад-школа»

 

 

 

г. Волжский, 2020

Актуальность

Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации связаны с переориентацией современного дошкольного образования со знаниевого подхода на выбор стратегии поддержки личностного становления каждого ребенка. С переходом на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании инновационных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации. В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема пересмотра целевых основ ее функционирования, задача изменения содержания образования, форм и методов организации образовательного процесса, роли педагога. Сегодня осуществляется переход к «социокультурной активной педагогике развития, культурно-исторической парадигме понимания ребенка» (А.Г. Асмолов, В.Т. Кудрявцева), и целью дошкольного образования становится создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Важно отметить, что процесс индивидуализации развития и возможностей ребёнка должен учитывать психофизические особенности развития: дошкольный возраст характеризуется незрелой нервной системой, максимальной гибкостью, пластичностью развития. Для того, чтобы индивидуализировать процесс развития ребёнка в социуме, необходимо создать социальную ситуацию развития, которая включает в себя не только систему условий,  но в первую очередь предусматривает практику общения с окружающим миром, со взрослыми и сверстниками.

Задачи, связанные с позитивной социализацией, индивидуализацией развития и поддержкой детской инициативы, включают требования к организации мотивирующей предметно-пространственной среды. Индивидуализация предусматривает определение зоны ближайшего развития как траектории движения, отражающего динамику достижений конкретного ребёнка.

Современное дошкольное образование ориентировано на поощрение инициативы, самостоятельности ребёнка в тех сферах, которые находятся в зоне его возможностей и ближайшего развития. Концептуальные положения ФГОС ДО: поощрение детской инициативы, творчества, активности как поддержка интересов и мотивации ребёнка. Последнее является главным компонентом готовности к школьному обучению.

МАДОУ д/с № 1 имеет опыт инновационной деятельности по индивидуализации образовательного процесса: в ДОУ созданы единая образовательная среда для детей с разными образовательными потребностями, в том числе для детей – инвалидов и детей с ОВЗ, система выявления и поддержки одарённости детей. А что будет дальше с выпускниками детского сада? Поможет ли ребёнку с ограниченными возможностями здоровья в школе его успешная социализация в среде нормативно развивающихся сверстников? Готова ли школа к таким детям? Найдёт ли продолжение в школе индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка, его потребность в самовыражении и самореализации?

В связи с этими вопросами и с опорой на имеющийся опыт у педагогического коллектива МАДОУ д/с № 1 возникла потребность в продолжении инновационной деятельности  в системе «детский сад – школа», в построении единого развивающего пространства. Определилась проблема нового инновационного проекта, перспектива развития инновационной деятельности, осознание педагогами необходимости перемены.

Реализация проекта «Технологии индивидуализации как условие создания развивающего образовательного пространства в системе «детский сад-школа» повысит уровень готовности к школе ребёнка с разными образовательными потребностями, поможет в адаптации и эффективной социализации в школе. В ходе реализации проекта будет разработано и апробировано методическое обеспечение для педагогов по формированию личностных результатов дошкольников, внедрены новые современные технологии индивидуализации, реализована система сопровождения индивидуального развития ребёнка на уровне дошкольного образования и прослеживание результативности данной системы на уровне начального общего образования. Проект позволит обеспечить единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и школьного детства.

   
  Ресурсное обеспечение инновационной деятельности Анализ ресурсов, необходимых для решения проблемы: 1. Мотивационные условия вхождения МАДОУ д/с № 1 в инновационную деятельность и реализацию её задач Проектирование развивающего образовательного пространства в соответствии с образовательными потребностями воспитанников рамках преемственности дошкольного и школьного образования посредством инновационных технологий индивидуализации является для ДОУ необходимостью и целесообразностью, что подтверждается следующими факторами: - включением педагогического коллектива в инновационную деятельность (профессиональное развитие); - дифференциацией разработанной модели по отдельным направлениям деятельности с закреплением ответственных лиц и исполнителей, чётким перечнем планируемых результатов; - созданием банка диагностических методик на каждом этапе сопровождения ребёнка; - разработкой методических рекомендаций для педагогов по использованию инновационных технологий индивидуализации. Диагностика анализа готовности педагогического коллектива МАДОУ д/с № 1 в инновационную деятельность показала, что педагоги готовы к инновационной деятельности, в ДОУ создана особая инновационная среда, благоприятный социально-психологический климат, система управленческой поддержки и стимулирования инновационной деятельности педагогов. Инновационным процессом охвачено большинство педагогов, в нём активно участвуют родители (законные представители). 2. Научно-методические условия обеспечения концептуальности, системности, достоверности, воспроизводимости результатов инновационной деятельности В связи с происходящими изменениями в обществе, когда пересматриваются представления о роли и месте человека в жизнедеятельности общества, когда изменяется мировоззрение и ценностно-смысловые устои всей общественной системы, закономерным становится переоценка взглядов на концепцию и подходы к процессу воспитания. Теоретико-методологическими основами инновации являются: - идеи о гуманистических принципах организации жизнедеятельности детей (Е. Н. Герасимова, М. В. Корепанова, М. В. Крулехт, В. Я. Лыкова, М. Г. Маралов, В. А. Ситаров); о содержании и педагогических условиях социализации человека (А. В. Мудрик, Н. Ф. Голованова и др.). об активной позиции личности в процессе её формирования (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, Д. И. Фельштейн и др.); - концептуальные основы рассмотрения старшего дошкольного возраста как периода раскрытия потенциальных возможностей социальных переживаний (Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев и др. Основополагающими в ходе инновационной деятельности являются следующие положения: Индивидуальный подход и индивидуализация образования Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л.В.).  Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности. Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности, в том числе начала ключевых компетентностей, природосообразных дошкольному детству (социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной и здоровьесберегающей). Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Индивидуальные особенности, которые воспитатель может выявить и на которые следует реагировать: семейная культурная среда, возраст/уровень развития, пол, стиль учения, способности (потребности/сильные стороны), характер и темперамент, интересы, и самосознание. Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяет воспитателю лучше понять и принять каждого ребенка; а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю учения. В целом в образовательном процессе происходит своего рода «встреча» задаваемого обучением общественно-исторического опыта (социализация) и субъектного опыта ребенка (индивидуализация). Взаимодействие двух видов опыта (общественно-исторического и индивидуального) должно идти не по линии вытеснения индивидуального «наполнения» общественным опытом, а путем их постоянного согласования, использования всего того, что накоплено ребенком в его собственной жизнедеятельности.   2. Кадровая подготовка педагогического коллектива образовательного учреждения к профессиональному осуществлению инновационной деятельности Педагогический коллектив учреждения – 32 педагога. Квалификационный уровень педагогических работников: высшая квалификационная категория –10 педагогов; первая квалификационная категория – 10 педагогов. Молодые педагоги (стаж до 5 лет) – 9 человек. В период с 2017 по 2020 год МАДОУ д/с № 1 выступал региональной инновационной площадкой, реализующей инновационный проект на тему «Индивидуализация образовательного процесса как компонент качества образования в рамках сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций». Результаты инновационной деятельности педагоги успешно демонстрировали на различных образовательных площадках (муниципального, регионального и международного уровня). Опыт работы по формированию инклюзивного образования представлен педагогами на открытом Фестивале презентаций педагогических проектов «Создание благоприятного образовательного пространства» (2017, 2018, 2019 г.г.). Презентация инновационной практики представлена педагогами на IV фестивале региональных инновационных площадок (2018) и на V Фестивале региональных инновационных площадок «Региональные инновационные площадки как стратегический ресурс реализации национального проекта «Образование» (2019), на II и III Региональной научно-практической конференции «Эффективные практики реализации региональных инновационных проектов» (2019, 2020 г.г.). В МАДОУ д/с № 1 сформирован целеустремленный педагогический коллектив, работающий в инновационном режиме, создан благоприятный социально-психологический климат, творческая атмосфера. Анализа готовности педагогического коллектива к участию в инновационной деятельности показал, что у педагогов ДОУ сформировано положительное отношение и потребность в инновационной деятельности. Разработана и используется система стимулирования и поощрения инновационной деятельности педагогов. Это позволило 62,5% педагогического коллектива активно участвовать в методической работе на разных уровнях: участие в работе научно-практических конференций, обобщение опыта своей работы в виде публикаций и печатных изданий, участие в профессиональных конкурсах. Накопленный опыт и профессионализм педагогического коллектива МАДОУ д/с № 1 в инновационной деятельности, а также потребность педагогического коллектива в дальнейшем профессиональном росте и поиске новых форм взаимодействия с образовательными учреждениями общего образования является основой для реализации проекта «Технологии индивидуализации как условие создания развивающего образовательного пространства в системе «детский сад-школа».   3. Материально-технические и финансово-экономические условия осуществления инновационной деятельности. В МАДОУ д/с № 1 имеются необходимые материально - технические условия для реализации проекта. Образовательная среда в ДОУ соответствует разным образовательным потребностям воспитанников. В группах предметно – развивающая среда организована так, что каждый ребёнок самостоятелен в выборе вида деятельности, материалов и игрушек. В ДОУ оснащены и функционируют: музыкальный зал, физкультурный зал, малый тренажёрный зал, кабинет изостудии, кабинет педагога – психолога и учителя – логопеда, комната развивающих игр «Фиолетовый лес» со специально оборудованной средой по методике «Сказки Фиолетового леса» (развивающие игры Воскобовича В. В.), сенсорная комната, методический кабинет, кабинет инклюзивного образования. В образовательном процессе ДОУ используется интерактивное оборудование: интерактивные доски, сенсорные интерактивные столы, интерактивный логопедический стол, видеопроекторы, компьютерная техника, музыкальный центр, магнитофоны и др., что позволяет педагогам активно внедрять современные интерактивные технологи индивидуализации. Основными источниками финансирования проекта являются: 1. Рациональное использование бюджетных средств. 2. Внебюджетные средства (оказание дополнительных платных образовательных услуг, участие в конкурсах, грантах, привлечение спонсорской помощи организаций и частных лиц). 4. Информационное сопровождение инновационной деятельности Информационное сопровождение реализации инновационного проекта осуществляется на сайте образовательной организации http://radosti.edu.ru/ в разделе «Инновационная деятельность».     Тема инновационного проекта: «Технологии индивидуализации как условие создания развивающего образовательного пространства в системе «детский сад-школа» Цель инновационной деятельности: Проектирование развивающего образовательного пространства посредством инновационных технологий индивидуализации Задачи инновационной деятельности: 1. Разработать нормативно-правовую базу по реализации инновационного проекта и развитию инновационной деятельности в образовательном учреждении. 2. Создать, исследовать и апробировать на практике условия для интеллектуально-личностного развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и качественного образования. 3. Создать и апробировать диагностический инструментарий по мониторингу индивидуализации и позитивной социализации детей дошкольного возраста и выпускников ДОУ на уровне начального общего образования. 4. Продолжать формирование эффективной системы выявления, развития и сопровождения способностей и талантов у детей. 5. Обобщить и транслировать опыт реализации модели развивающего образовательного пространства в системе «детский сад-школа». Участники инновационной деятельности: - воспитанники детских садов; - обучающиеся на уровне начального общего образования; - родители (законные представители)  - педагогическое сообщество.   Научный руководитель проекта – Сергеев Анатолий Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент НМЦ «Психолого-педагогического сопровождения» ГАУ ДПО «ВГАПО», научное консультирование по реализации инновационного проекта, общее планирование, выявление рисков и путей их минимизации.   Руководитель проекта – Пряхина Ирина Анатольевна, заведующий МАДОУ д/с № 1, общее руководство деятельностью проекта, управление инновационным проектом и координация его реализации, контроль и оценка результатов проекта. Руководитель проектной группы – Молоканова Наталья Владимировна, старший воспитатель МАДОУ д/с № 1, координация деятельности по реализации проекта, организация работы команды проекта, осуществление методического, информационного, аналитического сопровождения, разработка календарных планов выполнения работы. Проектная группа: Подразделение 1: соруководители и модераторы - консультируют и координируют создание, апробацию инновационных подходов к развитию детей и взрослых, способствуют повышению педагогического мастерства, развивают в педагогах уверенность в своих силах, осуществляют психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов, помогают в оформлении продуктов деятельности. Проектное подразделение 1 составляют: Кондаурова Елена Сергеевна, старший воспитатель, воспитатель, первая квалификационная категория МАДОУ. Гоношилова Виктория Викторовна, педагог-психолог МАДОУ, высшая квалификационная категория. Билялова Наталья Александровна, воспитатель МАДОУ д/с № 1, воспитатель, высшая квалификационная категория; Комарова Людмила Викторовна, воспитатель, высшая квалификационная категория. Подразделение 2: модераторы и исполнители - консультируют, разрабатывают и апробируют новые формы работы, взаимодействуют со специалистами других социальных институтов. Проектное подразделение 2 составляют: Конькова Иркям Назировна, музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория; Архипович Оксана Валериевна, музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория. Кулакова Наталья Васильевна, педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория; Горбунова Ирина Владимировна, учитель-логопед; Коноплева Анастасия Васильевна, воспитатель, высшая квалификационная категория; Зотьева Светлана Алексеевна, воспитатель, высшая квалификационная категория. Подразделение 3: исполнители – участвуют в разработке и проведении мероприятий, апробируют различные формы взаимодействия с детьми и родителями, представляют результаты проектной деятельности педагогическому и родительскому сообществу. Проектное подразделение 3 составляют: Чубенко Анна Олеговна, воспитатель, высшая квалификационная категория; Зайцева Ольга Алексеевна, воспитатель, первая квалификационная категория; Мурзагалиева Гульнара Мылхайдаровна, воспитатель, высшая квалификационная категория; Храмова Алёна Георгиевна, воспитатель, первая квалификационная категория; Дмитриева Кристина Анталовна, воспитатель, первая квалификационная категория; Ахмеджанова Динара Жамбулатовна, воспитатель первая квалификационная категория; Скворцова Юлия Николаевна, воспитатель; Газаралиева Лейла Серажутдиновна, воспитатель;   Сроки реализации проекта (программы): февраль 2020 г. – декабрь 2025 г.   Содержание инновационного проекта (программы) В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования. Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательную деятельность ДОУ. При этом он должен прослеживаться на организационном и содержательном уровнях, а не соблюдаться только в специально отведенные часы или при выполнении особых форм деятельности, например, в деятельности, спортивных, развлекательных мероприятиях. С целью индивидуализации образовательного процесса в ДОУ и создания системы методической работы, направленной на повышение компетентности педагогов в МАДОУ д/с № 1 разработан проект «Технологии индивидуализации как условие создания развивающего образовательного пространства в системе «детский сад-школа». Описание инновации Инновация ФГОС ДО раскрывается в двух ключевых понятиях - индивидуализация и социализация ребёнка. В ДОУ создаются условия для индивидуализации, позитивной социализации воспитанников, их личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видах деятельности. Инновация проекта заключается в том, что индивидуализация среды – это стержень, на который педагоги могут «нанизывать» используемые в настоящее время образовательные технологии: - исследовательскую (проблемно-поисковую): модель «обучение через открытие»; - коммуникативную (дискуссионную): наличие дискуссий, представляющих различные точки зрения по изучаемым вопросам, их сопоставление, поиск лучшего варианта решения; · имитационного моделирования (игровую): моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения; · - психологическую: самоопределение педагога по выполнению той или иной образовательной деятельности; · - деятельностную: способность ребенка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом; · - рефлексивную: осознание ребенком деятельности, того, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены и что он чувствовал при этом. Механизмы организация педагогом индивидуализации детей: 1. Диагностика способностей и склонностей ребенка. 2. Составление траектории успешности ребенка через создание ситуации выбора и ситуации успешности: - целенаправленное использование метода проб и ошибок; - расширение спектра материалов, способов деятельности; - учет принципов развития ребенка как субъекта собственной деятельности (приемы планирования). - создание педагогических условий для развития волевых качеств; - определение технологии помощи и поддержки сопровождения развития ребенка (индивидуальный образовательный маршрут): 3. Методы, средства, свободные и регламентированные формы взаимодействия (общение и деятельность): - специально организованная деятельность в кружках;    - специальные образовательные ситуации; - свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера; Педагогическая технология индивидуализации - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. Использование  инновационных технологий индивидуализации и социализации ребёнка является одним из эффективных способов повышения мотивации индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. В ходе проекта планируется продолжение внедрения таких технологий, как, тьюторство, наставничество, личностно-ориентированное взаимодействие, технология проектной деятельности, технология портфолио, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии и другие. Внедряются и апробируются новые интерактивные технологии, такие как, Lego-технологии, кейс-технологии, STEAM-технологии, цифровая лаборатория Наураша. Применение интерактивных технологий будет способствовать: - развитие навыков критического мышления и разрешения проблем; - формированию уверенности в своих силах; - активной коммуникации и командной работе (активации коммуникативных навыков); - развитию интереса к техническим дисциплинам; - креативному подходу к проектам (совершенствованию навыков критического мышления); - развитию мотивации к техническому творчеству через детские виды деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка; - ранней профессиональной ориентации; - подготовка детей к технологическим инновациям жизни; - более качественной подготовке к школьному обучению. В рамках проекта осуществляется взаимодействие с педагогами и обучающимися школы (выпускников МАДОУ д/с № 1): - проведение совместных методических мероприятий по теме проекта; - диагностические процедуры; - совместные досуговые мероприятия (конкурсы, праздники, соревнования); - определение степени влияния реализации и имеющихся взаимосвязей результатов индивидуальных образовательных маршрутов выпускников в школе, участие педагогов ДОУ в жизни своих выпускников. Решение проблемы создания развивающего образовательного пространства в системе «детский сад-школа» заключается в том, что идёт процесс диалога между образовательными учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом. Индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников. Социально-игровой опыт, который приобретает ребенок в период дошкольного детства, опирающийся на индивидуальные способности воспитанников, оказывают существенное влияние на становление его эмоциональной, нравственной и интеллектуальной компетентности, позволяя формироваться готовности к обучению в школе в целом, и обеспечить каждому воспитаннику активный школьный старт, становятся основой успешности школьного обучения.
 
 
 
 

ПРОГРАММА

Инновационного проекта

«Технологии индивидуализации как условие создания развивающего образовательного пространства в системе «детский сад-школа»

 

 

 

г. Волжский, 2020

Актуальность

Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации связаны с переориентацией современного дошкольного образования со знаниевого подхода на выбор стратегии поддержки личностного становления каждого ребенка. С переходом на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании инновационных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации. В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема пересмотра целевых основ ее функционирования, задача изменения содержания образования, форм и методов организации образовательного процесса, роли педагога. Сегодня осуществляется переход к «социокультурной активной педагогике развития, культурно-исторической парадигме понимания ребенка» (А.Г. Асмолов, В.Т. Кудрявцева), и целью дошкольного образования становится создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Важно отметить, что процесс индивидуализации развития и возможностей ребёнка должен учитывать психофизические особенности развития: дошкольный возраст характеризуется незрелой нервной системой, максимальной гибкостью, пластичностью развития. Для того, чтобы индивидуализировать процесс развития ребёнка в социуме, необходимо создать социальную ситуацию развития, которая включает в себя не только систему условий,  но в первую очередь предусматривает практику общения с окружающим миром, со взрослыми и сверстниками.

Задачи, связанные с позитивной социализацией, индивидуализацией развития и поддержкой детской инициативы, включают требования к организации мотивирующей предметно-пространственной среды. Индивидуализация предусматривает определение зоны ближайшего развития как траектории движения, отражающего динамику достижений конкретного ребёнка.

Современное дошкольное образование ориентировано на поощрение инициативы, самостоятельности ребёнка в тех сферах, которые находятся в зоне его возможностей и ближайшего развития. Концептуальные положения ФГОС ДО: поощрение детской инициативы, творчества, активности как поддержка интересов и мотивации ребёнка. Последнее является главным компонентом готовности к школьному обучению.

МАДОУ д/с № 1 имеет опыт инновационной деятельности по индивидуализации образовательного процесса: в ДОУ созданы единая образовательная среда для детей с разными образовательными потребностями, в том числе для детей – инвалидов и детей с ОВЗ, система выявления и поддержки одарённости детей. А что будет дальше с выпускниками детского сада? Поможет ли ребёнку с ограниченными возможностями здоровья в школе его успешная социализация в среде нормативно развивающихся сверстников? Готова ли школа к таким детям? Найдёт ли продолжение в школе индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка, его потребность в самовыражении и самореализации?

В связи с этими вопросами и с опорой на имеющийся опыт у педагогического коллектива МАДОУ д/с № 1 возникла потребность в продолжении инновационной деятельности  в системе «детский сад – школа», в построении единого развивающего пространства. Определилась проблема нового инновационного проекта, перспектива развития инновационной деятельности, осознание педагогами необходимости перемены.

Реализация проекта «Технологии индивидуализации как условие создания развивающего образовательного пространства в системе «детский сад-школа» повысит уровень готовности к школе ребёнка с разными образовательными потребностями, поможет в адаптации и эффективной социализации в школе. В ходе реализации проекта будет разработано и апробировано методическое обеспечение для педагогов по формированию личностных результатов дошкольников, внедрены новые современные технологии индивидуализации, реализована система сопровождения индивидуального развития ребёнка на уровне дошкольного образования и прослеживание результативности данной системы на уровне начального общего образования. Проект позволит обеспечить единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и школьного детства.

   
  Ресурсное обеспечение инновационной деятельности Анализ ресурсов, необходимых для решения проблемы: 1. Мотивационные условия вхождения МАДОУ д/с № 1 в инновационную деятельность и реализацию её задач Проектирование развивающего образовательного пространства в соответствии с образовательными потребностями воспитанников рамках преемственности дошкольного и школьного образования посредством инновационных технологий индивидуализации является для ДОУ необходимостью и целесообразностью, что подтверждается следующими факторами: - включением педагогического коллектива в инновационную деятельность (профессиональное развитие); - дифференциацией разработанной модели по отдельным направлениям деятельности с закреплением ответственных лиц и исполнителей, чётким перечнем планируемых результатов; - созданием банка диагностических методик на каждом этапе сопровождения ребёнка; - разработкой методических рекомендаций для педагогов по использованию инновационных технологий индивидуализации. Диагностика анализа готовности педагогического коллектива МАДОУ д/с № 1 в инновационную деятельность показала, что педагоги готовы к инновационной деятельности, в ДОУ создана особая инновационная среда, благоприятный социально-психологический климат, система управленческой поддержки и стимулирования инновационной деятельности педагогов. Инновационным процессом охвачено большинство педагогов, в нём активно участвуют родители (законные представители). 2. Научно-методические условия обеспечения концептуальности, системности, достоверности, воспроизводимости результатов инновационной деятельности В связи с происходящими изменениями в обществе, когда пересматриваются представления о роли и месте человека в жизнедеятельности общества, когда изменяется мировоззрение и ценностно-смысловые устои всей общественной системы, закономерным становится переоценка взглядов на концепцию и подходы к процессу воспитания. Теоретико-методологическими основами инновации являются: - идеи о гуманистических принципах организации жизнедеятельности детей (Е. Н. Герасимова, М. В. Корепанова, М. В. Крулехт, В. Я. Лыкова, М. Г. Маралов, В. А. Ситаров); о содержании и педагогических условиях социализации человека (А. В. Мудрик, Н. Ф. Голованова и др.). об активной позиции личности в процессе её формирования (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, Д. И. Фельштейн и др.); - концептуальные основы рассмотрения старшего дошкольного возраста как периода раскрытия потенциальных возможностей социальных переживаний (Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев и др. Основополагающими в ходе инновационной деятельности являются следующие положения: Индивидуальный подход и индивидуализация образования Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л.В.).  Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности. Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности, в том числе начала ключевых компетентностей, природосообразных дошкольному детству (социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной и здоровьесберегающей). Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Индивидуальные особенности, которые воспитатель может выявить и на которые следует реагировать: семейная культурная среда, возраст/уровень развития, пол, стиль учения, способности (потребности/сильные стороны), характер и темперамент, интересы, и самосознание. Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяет воспитателю лучше понять и принять каждого ребенка; а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путя

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.