Занятие 3. Первобытная мифология — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Занятие 3. Первобытная мифология

2020-12-27 89
Занятие 3. Первобытная мифология 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: рассмотреть сущность, генезис и особенности мифологического сознания и первобытной мифологии, познакомиться с переводами древних мифов различных народов.

Вопросы для обсуждения

1. Причины и истоки возникновения мифов.

2. Отношение мифа к познанию, религии, художественному творчеству.

3. Основные категории мифов.

4. Основные категории мифических героев.

5. Причины «вечного возвращения» мифа.

 

Методические рекомендации

Миф как первоначальная синкретическая форма культуры представляет значительный интерес для изучения в рамках самых различных дисциплин, что обусловлено целым рядом причин, в частности его особой креативной ролью не только в истории культуры, но и в современном социокультурном пространстве.

О ранних формах мифа можно судить только гипотетически, некоторое представление о них дают мифы народов с традиционной первобытной культурой, изучением которых занимается этнография. Народы с богатой мифологической традицией, как правило, находились на стадии дописьменной культуры и передали свои знания устно и через переводчика этнографу, при переводе и записи какие-то сведения неизбежно терялись, что-то подвергалось искажениям. Порой исследователи всего лишь пересказывали мифы, и они утрачивали многие важные элементы, связанные со своеобразием и сущностью данной культуры, ее морфологией.

Наибольшей достоверностью отличается американская мифология, которая записывалась с наибольшей тщательностью исследователями, жившими в непосредственной близости с коренным населением и хорошо знающим особенности их культуры. Африканская мифология записывалась колонизаторами и миссионерами, выходцами из разных стран, и, к сожалению, даже видные исследователи, занимавшиеся мифологией, зачастую не владели языками африканских народов.

Безусловной вторичностью обладают египетская, греко-римская и вавилонская мифология, как и некоторая часть индийских и китайских мифов. Миф подвергался здесь обработке письменностью, литературному «выпрямлению» и переложению.

Первобытный миф отразил специфику и характер мифологического мышления в наиболее полной, канонической форме. Данная форма мифа была теснейшим образом связана с ритуальной практикой и передавалась устно.

Для ответа на 3-й и 4-й вопросы студенты должны из предложенных источников подобрать и проанализировать различные категории мифов, используя групповой метод работы (см. предисловие). Особое внимание следует обратить на космогонические мифы, являющиеся своеобразным стержнем архаичной мифологии. Итогом знакомства с этой категорией мифов станет таблица «Космогонические мифы», которую студенты заполнят в процессе семинарского занятия.

Желающие могут к семинару подготовить доклады (перечень тем см. ниже).

Источники и литература

Источники:

1. Злой дух Ниагарского водопада. Сказки североамериканских индейцев. М., 1994.

2. Легенды и сказки индейцев Латинской Америки. Л.: Худож. лит. Ленинград. отд-ие, 1987. – 286 с.

3. Мифы и легенды Австралии. М., 1976.

4. Мифы и сказки Австралии. М., 1965.

5. Мифы и сказки бушменов. М.: Наука, 1983. – 318 с., ил.

6. Мифы, предания, сказки хантов и манси. М.: Наука, Гл. ред. Вост. лит., 1990. – 568 с.

7. Первый бумеранг. Мифы и легенды Австралии. М., 1980.

8. Пополь-Вух. Эпос индейцев киче. М.-Л., 1959.

9. Сказки и легенды маори. М., 1981.

10. Сказки и мифы народов Филиппин. М., 1975.

11. Сказки народов Африки. М., 1976.

12. Элиаде, М. Священные тексты народов мира / М. Элиаде. – М.: 1998. – с.

 

Основная:

1. Апинян, Т. А. Мифология: теория и событие: Учебник / Т. А. Апинян. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 281 с.

2. Воеводина, Л. Н. Мифология и культура: Учебное пособие.. – М.: 2002. – с.

3. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.

4. Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Перевод с анг. 2 издание М., 1986.

5. Художественная культура первобытного общества: Хрестоматия / Сост. И. А. Химик. – СПб.: Славия, 1994. – 416 с.

6. Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде.. – М.: 1995. – с.

 

Дополнительная:

1. Евсюков, В. В. Мифы о мироздании // Мироздание и человек. – М.: Политиздат, 1990. – 352 с. – С. 7–122.

2. Леви-Брюль П. Сверхъестественное в первобытном мышлении / П. Леви-Брюль. – М.: 1994.

3. Леви-Строс, К. Структурная антропология / К. Леви-Строс. – М., 1983.

4. Лосев, Я. Д. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура. – М., 1994.

5. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. – Л., 1976.

6. Обрядовая теория мифа: Сб. науч. трудов / Составл., перевод, предисловие и примечания А. Ю. Рахманина. – СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2003. – 216 с.

7. Элиаде, М. Космос и история / М. Элиаде. – М., 1987.

8. Элиаде, М. Священное и мирское / М. Элиаде. – М., 1994.

 

Справочная:

1. Керлот, Х. Э. Словарь символов. М., 1994.

2. Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М.: 1990.

3. Мифы народов мира: Энциклопедия / Гл. ред. С. А. Токарев. В 2 т. – М.: Российская энциклопедия, 1994.

 

Литература для школьников:

Альбедиль, М. Ф. В магическом круге мифов. Миф. История. Жизнь. СПб.: «Паритет», 2002. – 336 с., илл.

 

Темы для докладов

1. Реконструкция мифологических представлений древнего населения по археологическим источникам.

2. Космогонические мифы в искусстве народов мира.

 

Ведущие специалисты

отечественные:

Лосев Я. Д., Мелетинский, Е. М.

зарубежные:

Леви-Строс К., Тайлор Э. Б., Фрэзер Д. Д., Элиаде М.

 

Понятия

Антропогоническиемифы, антропоморфный, астральные мифы, Бог, верование, время сновидений, герой, героические мифы, демиург, демон, диморфизм, духи, душа, загробный мир, зооморфный, календарные мифы, космогонические мифы, космогония, космос, культурный герой, мировое дерево, миф, мифология, модель мира, первочеловек, сверхъестественное, середина мира, тотемические мифы, трикстер, хаос, эсхатологические мифы, этиологические мифы.

 

 

Занятие 4. Обряды первобытного общества (4 часа)

Цель: рассмотреть обряд как один из важнейших способов трансляции культуры в дописьменных обществах, на основе анализа этнографических источников, познакомиться с различными видами ритуальных практик.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие обряда и его соотношение с другими категориями культуры.

2. Обряды жизненного цикла.

3. Производственные обряды.

4. Хранящие тайну обряда.

5. Причины сохранения значимости обряда в современном обществе.

Методические рекомендации

На заре человеческой истории, когда отсутствовала письменность, обряд был важным каналом, обеспечивающим передачу новым поколения людей норм поведения и основных идей, сплачивавших первобытную общину, укреплявших ее единство.

Трудами нескольких поколений этнографов, фольклористов не только накоплен и систематизирован огромный материал, но и предприняты исследования различных аспектов ритуала как в генетическом, так и в типологическом планах.

Современный уровень источниковой базы позволяет характеризовать обряд на ранних этапах развития не только по этнографическим, но и по археологическим данным. Однако не всегда предлагаемые интерпретации археологических реалий с точки зрения обрядовой практики древнего человека отличаются убедительностью и корректностью. Именно поэтому студентам при характеристике архаичного ритуала рекомендуется сделать акцент на этнографические источники.

При изучении первого вопроса семинарского занятия студенты должны обратить внимание на разночтения, существующие в научной литературе в отношении таких понятий как, «обряд», «ритуал», «обычай».

Для ответа на 2-й и 3-й вопросы студенты должны из предложенных источников подобрать описания обрядов у различных народов и проанализировать их, используя групповой метод работы (см. предисловие). Характеризуя обряды, следует выявить их практический смысл и семантику содержания.

В четвертом вопросе важно выяснить, кто и как становился служителем культа, какое общественное положение в архаических коллективах занимала эта категория людей.

В заключение семинарского занятия студентам предлагается обсудить причины устойчивого существования ритуала в общественной жизни на протяжении всей истории человечества.

Источники и литература

Источники:

1. Берндт, К. Х., Берндт, Р. М. Мир первых австралийцев / К. Х Бернд, Р. М. Бернд. – М.: 1981. – с.

2. Брайант, А. Т. Зулусский народ до прихода европейцев / А. Т. Брайант. – М.: изд-во «Иностранная лит-ра»1953. – 436с., ил.

3. Буржуа, Р. Баньярунда и Бурунди. / Р. Буржуа. – М.: 1956. – с..

4. Кларк, Дж. Доисторическая Африка / Дж. Кларк. – М.: Наука, гл. ред. вост. лит-ры, 1977. – 264 с., ил.

5. Локвуд, Д. Австралийское племя пинтуби / Д. Локвуд. – М.: 1984. – с..

6. Локвуд, Д. Я – абориген / Д. Локвуд. – М.: 1982. – с..

7. Рафси, Д. Луна и радуга / Д. Рафси. – М.: Наука, 1978. – 176 с., ил.

8. Ревуненкова, Е. В. Народы Малайзии и Западной Индонезии: некоторые аспекты духовной культуры / Е. В. Ревуненкова. – М.: Наука, 1980. – 274 с.

9. Роуз, Ф. Аборигены Австралии / Ф. Роуз. М., 1981.

10. Эванс-Притчард, Э. Нуэры / Э. Эванс-Притчард. – М.: 1992. – с..

11. Эленбергер, В. Трагический конец бушменов / В. Эленбергер. – М.: 1956. – с..

12. Элькин, А. Коренное население Австралии / А. Элькин. – М.: 1957. – с.

 

Основная:

1. Обряды первобытного общества: Учебное пособие / Авт.-сост. О. В. Рыжкова, И. Г. Широкова. – Нижний Тагил: НТГПИ, 2001.

2. Обряды первобытного общества: Учебное пособие / Авт.-сост. О. В. Рыжкова. 2-е изд., доп. Нижний Тагил: НТГСПА, 2005. – 88 с.

3.  Лбова, Л. В., Табарев А. В. Культура, искусство, ритуал. Происхождение и ранние этапы: Учебное пособие / Л. Б. Лбова, А. В. Табарев. – Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2009. – 142 с., цв. илл.

4. Художественная культура первобытного общества: Хрестоматия / Сост. И. А. Химик. – СПб.: Славия, 1994. – 416 с.

 

Дополнительная:

Список литературы, имеющийся в фондах НБ НТГСПА по данной теме, можно найти в указанном выше пособии: Обряды первобытного общества: Учебное пособие / Авт.-сост. О. В. Рыжкова. 2-е изд., доп. Нижний Тагил: НТГСПА, 2005. – С. 85–87.

 

Литература для школьников:

1. Строители погребальных холмов и обитатели пещер / Пер. с англ. Е. Красулина. М.: ТЕРРА, 1997.

2. Древние цивилизации. М.: ТЕРРА, 1995.

 

Ведущие специалисты

отечественные:

Арутюнов С. А., Байбурин В. К., Гиренко М. Н., Кабо В. Р.,

Смирнов Ю. А., Тендрякова М. В.

зарубежные:

Геннеп А. ван, Леви-Строс К., Малиновский Б., Мид М., Тайлор Э. Б., Фрэзер Д. Д., Элиаде М.,

 

Понятия

Аграрные культы, амулет, время сновидений, гадание, демиург, демон, духи, душа, жертвоприношение, заговор, загробный мир, зооморфный, инициации, интичиум, камлание, каннибализм, космогония, кувада, культ религиозный, магия, мировое дерево, неофит, оберег, обряд, обычай, очистительные обряды, пережитки, погребальный культ, синкретизм религиозный, служители культа, табу, тотем, тотемизм, фетишизм, харизма, хтонический, чуринга, шаманство, шаман, экстаз.

 

Практическое занятие 2. Анализ текста учебного пособия, освещающего проблемы первобытной истории ( проводится перед занятием 4 семинара 2)

 

 Цель: научиться работать с учебной литературой, анализировать текст учебного пособия, освещающего проблемы первобытной истории

Задания

 Прочитайте выданное учебное пособие (Обряды первобытного общества: Учебное пособие / Авт.-сост. О. В. Рыжкова. 2-е изд., доп. Нижний Тагил: НТГСПА, 2005. – 88 с.), ответьте на предложенные вопросы.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.