Вопрос 13. Морган и его вклад в первобытную историю — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Вопрос 13. Морган и его вклад в первобытную историю

2020-12-27 206
Вопрос 13. Морган и его вклад в первобытную историю 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В эпоху неолита материнский род достигает высшей точки своего развития. Род в это время – коллектив кровных родственников, родственников по женской линии, объединенных общей собственностью, взаимным наследованием и взаимопомощью, численность рода увеличивается и может достигать 600-700 человек. Классическим примером развития материнского рода считают племена ирокезов, живших у Великих Озер. Их исследовал Льюис Морган, юрист и этнограф-любитель, который сделал для них много хорошего, он был принят в один из ирокезских родов и исследовал их. Он выделил 10 основных критериев рода в стадии позднеродовой общины:

1) Высший орган власти – собрание всех взрослых мужчин и женщин;

2) Собрание избирает старейшин и военного вождя;

3) Старейшины и военный вождь избираются пожизненно, но род имеет право сменить их в любой момент;

4) Род строго экзогамен;

5) Имущество умерших остается в роду и наследуется: в случае смерти женщины ее детьми и родными сестрами, мужчины – его родными братьями и сестрами, а также братьями его матери. Супруги друг за другом не наследуют.

6) В роду существовала взаимная обязанность сородичей в материальной помощи, защите и мести.

7) Каждый род имеет свое название, это, как правило, название тотема рода, и присущий только этому роду название имен.

8) Род имеет право усыновлять представителей другого рода или племени. Процесс усыновления называется адопция. Можно было усыновлять пленников.

9) Каждому роду присущ свой религиозный культ, везде был тотемизм.

10) Каждый род имел свое кладбище, иногда были любопытные ситуации: а одного из африканских племен после смерти человека делали его фигурку из дерева, и в одном месте хоронят, а в другом – ставят эту фигурку и проводят над ней все ритуалы.

Поскольку род достаточно большой по размеру, появляются мелкие системы внутри него. Самой мелкой такой структурой был линидж (40-60 человек) - несколько десятков человек, прослеживающих родство между собой. Несколько линиджей составляли субклан – где-то 150-300 человек – отдельное поселение, субкланы живут близко друг к другу. В рамках субклана совершается кровная месть, совершаются свадьбы, обряды инициации. Несколько субкланов – род. На определенном этапе род делится на две части, и такие рода представляют фратрию, или братство. Обычно есть определенное сходство между ними в религиозном культе. Каких-то органов управления во фратрии нет. Последняя структурная единица – племя, объединяющее несколько фратрий. Оно могло достигать до 5 000 человек, было наиболее широкой общественной ячейкой. Оно обладало названием, территорией, диалектом, определенной культурно-бытовой общностью. В отличие от раннеродовой общины, в племени есть потестарная система. Главным органом власти является совет племени, включающий всех вождей и старейшин родов племени. Он обладает значимыми полномочиями: решает вопросы войны и мира, заключения союзов, утверждает вождей и старейшин, смещает их, решает конфликты между родами. Это не постоянный орган, он собирается 2-3 раза в год по важным поводам. Почетное место в родоплеменном управлении принадлежало женщинам. Они могли возглавлять линиджи, субкланы, могли быть старейшинами, у ирокезов, например. Основной территориальной единицей, по-прежнему, остается община. Помимо известных ранее однородовых общин, где большая часть населения принадлежала одному роду, появляются многородовые общины, включающие сегменты разных родов (2 и более). Такие общины могли существовать независимо. Как правило, с одной стороны, такие общины были удобны с точки зрения безопасности (большой поселок легче защищать), но, с другой, менее удобны с точки зрения ведения хозяйства. Потому были и большие, и маленькие общины.

Основной формой брака, по-прежнему, кросс-кузенный парный брак. У супругов не было совместного имущества, брак остается легкорасторжимым. И, хотя, вступая в брак, муж включался в деятельность рода жены, но имуществом не пользовался. И прав на детей не имел. Была ситуация, когда, вступая в брак, муж работал и на поле своего рода и всё выращенное отдавал в свой род. Род велся по линии матери. На первых порах, брак, с точки зрения поселения супругов, остается матрилокальным, но к позднеродовой общине появляется авункулокальный брак, когда супруги селятся в роду у дяди мужа, и даже внелокальный брак, когда супруги селятся в роду у мужа. В том и в другом случае женщина свой род покидает, тот и другой брак требовал отработки за жену, либо выплаты брачного выкупа. Брак в этот период оставался легкорасторжимым, и обрядами не сопровождался. Например, в одном из меланезийских племен перед браком мужчина посещал женщину, а для закрепления брака они должны были вместе утром выйти из дома и в присутствии матери девушки садились на циновки перед домом этой самой матери. В одном из североамериканских племен брак был таким: мужчина и женщина стояли в разных местах на расстоянии 300 метров, по сигналу открывалась дверь девушки, она должна была бежать, через некоторое время открывалась дверь мужчины, и он должен был ее догнать. Если догонял, брак был заключен.

По-прежнему, сохраняются пережитки группового брака, женщина до брака имеет свободу половых сношений. Единственная твердая граница – экзогамия. Принципиальных изменений в сравнении с раннеродовой общиной не было

.
ВОПРОС 14. ПРЕДКИ ЧЕЛОВЕКА НА АФРИКАНСКОМ КОНТИНЕНТЕ (АВСТРАЛОПИТЕКИ, АРХАНТРОПЫ, ПАЛЕОАНТРОПЫ)

 

Австралопитеки. Промежуточным звеном между общим с человекообразными предком — гоминоидом и человеком являются т. н. австралопитековые. Австралопитеки стали известны науке с 30-х гг. ХХ столетия в связи с находкой знаменитым антропологом Р. Дартом в южноафриканской пустыне Калахари в м. Таунг черепа детеныша, в строении черепа которого просматривалось сходство с человеком. Р. Дарт интерпретировал находку как промежуточное звено между человекообразными обезьянами и человеком, назвав ее австралопитеком. Австралопитеки — высокоразвитые двуногие приматы, питавшиеся растительной и животной пищей, объем их мозга составлял примерно 600 см 3, рост около 1,5 см, вес 60—70 кг, обитали на территории Африки, Южной, Юго-Восточной Азии от 4 до 1 млн л. назад. Способность их к примитивной орудийной деятельности выражалась, очевидно, в умении использовать предметы естественного происхождения в качестве орудий. Нижняя граница их существования определяется по находке челюсти из африканской местности Лотегем (Кения) — 5, 5 млн л. В настоящее время большинство исследователей считают их первыми гоминидами. Основное их отличие от антропоидов — способность к двуногому передвижению — бипедия. Формированию этой особенности способствовало, вероятно, ландшафтное окружение — степи, лесостепи. К настоящему времени известно более 400 находок австралопитековых, которые подразделяются на несколько видов. Отметим наиболее важные находки и их современную классификацию.

Афарские австралопитеки (4—2,5 млн л.) — самые ранние гоминиды. В 1974 г. американским антропологом Д. Джохансоном в пустыне Афар в Эфиопии обнаружена сенсационная находка скелета женской особи австралопитека сохранностью до 40 %. Она получила имя «Люси», рост — 1,2 м, вес около 30 кг, объем мозга 413 см3.

В 1977 г. Мэри Лики зафиксировала в м. Лаэтоли (Танзания) феноменальную находку отпечатков стоп афарских австралопитеков застывших в вулканических туфах древностью 3,7 млн л. По отпечаткам стоп взрослой и детской особей прослеживаются трудности прямо­хождения — стопы при ходьбе перекрещивались. Древнейшие представители этой группы обнаружены также в 80-е годы ХХ ст. в африканских местонахождениях Омо, Аваш, Лаэтоли и Гарусси в Танзании. Афарские австралопитеки дали начало двум ветвям, наиболее прогрессивная эволюционировала в направлении рода Homo, другая в сторону увеличения массивности и приобретения специализированных признаков.

Африканские австралопитеки (3—1 млн л.). Приняли эволюционную эстафету у афарских австралопитеков. К данному виду относится первый австралопитек найденный в 1924 г. Р. Дартом в пустыне Калахари. По внешнему виду выше и массивнее афарских — рост 1—1,3 м, вес 20—40 кг, объем мозга приравнивается к мозгу горилл, орудий не изготавливали. Известны в Эфиопии, Кении, Танзании.

Австралопитеки робустусы (2,5—1 млн л.). Впервые выявлены в пещерах Южной Африки. Десятки черепов, сотни зубов и костей скелета показывают, что робустусы были более массивны чем африканские. Усиленное развитие жевательного аппарата связано с питанием жесткой растительной пищей. В эволюционном плане представляли собой тупиковую ветвь. Сходный с робустусом массивный австралопитек был найден Л. Лики в 1959 г. в Олдовайском ущелье в Танзании. Назван вначале «зинджантропом», позднее «бойсов», по имени спонсора раскопок Ч. Бойса. Вопрос о том, мог ли он обрабатывать гальку, обнаруженную вместе с ним пока неясен.

Австралопитек умелый — homo habilis (2—1,5 млн л.), сосуществовали одновременно с робустусами). Наиболее прогрессивные австралопитеки, эволюционно предшествовали питекантропам. Знаменитая находка Луисом Лики «президжантропа» в 1961 г. явилась антропологической сенсацией ХХ ст. Именно его Л. Лики объявил первым представителем рода Homo. С ним связывают древнейшие галечные орудия т. н. олдувайской культуры, изготовление которых носило систематический характер. К числу прогрессивных морфологических признаков «хабилиса» относится более крупный мозговой отдел черепа, объем мозга — 645—660 см3, его строение предполагает наличие центра речи. К данному виду относится открытый Ричардом Лики в 1972 г. на берегу озера Туркана в м. Кооби-Фора (Северная Кения) т. н. «черепа № 1470», объем мозга — 777 см3, возраст находки 1,89 мл л., длина тела 150—160 см. В Кении, возможно, существовал очаг эволюции высокорослых и более прогрессивных по сравнению с танзанийскими «хабилисов» впоследствии эволюционировавших к архантропам.

Находки, относимые к роду Homo, виду habilis известны в Южной Африке — телантроп (ранее относимый к архантропам) и мегантроп из Юго-Восточной Азии.

Таким образом появлению древнейших людей — архантропов предшествовал период огромной длительности в течение которого на земле обитали высокоразвитые двуногие приматы австралопитековые, которых относят к первым гоминидам. Выделяются наиболее прогрессивные (грациальные формы, способные к дальнейшей эволюции — африканский, умелый (homo habilis) и менее продвинутые массивные формы (робустус, бойсов). Прогрессивные формы австралопитеков пользовались орудиями древнейшей олдувайской галечной культуры типа чопперов, чоппингов и др., выявлены в Кооби-Фора, Олдувае, долине р. Омо на африканском континенте. Граница рода homo проводится на рубеже 2-х млн л. В Танзании и Кении обнаружены многослойные памятники с последовательно залегающими находками homo habilis и homo erektus (архантроп), рубеж между которыми 1,6—1,5 млн л.

 

Архантропы — древнейшие люди. Следующая ступень антропогенеза — стадия древнейших людей архантропов («homo erektus») синхронная ашельской эпохе. Они существовали в промежутке от 1,6 млн л. до 200 тыс. л., известны в Азии, Африке, Европе. Первая находка была открыта в 1891 г. на острове Ява в м. Триниль голландским врачом Евгением Дюбуа. Последовательно обнаружены зуб, черепная крышка, бедренная кость существа названного им «питекантропом». Современная датировка — 700 тыс. л. В интерпретации второй стадии гоминизации изменились представления о времени и месте возникновения питекантропов. Как установлено сравнительно недавно, наиболее древние архантропы существовали на африканском континенте, затем отдельными группами переселились в Европу, Восточную и Юго-Восточную Азию. Выделим основные находки, уточняя датировку ранее известных.

Африканские: скелет мальчика из Кении (к западу от оз. Туркана) — 1,6 млн л., фрагмент черепа (к востоку от оз. Туркана) — 1,6 млн л., фрагмент челюсти из Сварткранса (Южная Африка) — ок. 1 млн л. (ранее относимый к австралопитекам), челюсть из Тернифиена (Алжир) — 700 тыс. л.

Азиатские. Помимо находок в м. Триниль, на о. Ява обнаружены останки питекантропов значительной древности — 1—2 млн л. в местонахождениях Моджокерто и Сангиран. Получившая известность находка китайского «синантропа» (1918 г.) из пещеры Чэлоукаудянь датируется в настоящее время 360 тыс. л. Там выявлены остатки более 40 особей в сопровождении каменных орудий, костей животных. Многометровая толща золы свидетельствует о возможном применении огня для обработки пищи, усилении общественных связей. Архантропы выявлены также в китайских провинциях Лантянь и Куванлинь (1 млн л.).

Европейские. Самая старая находка питекантропа д. Мауэр в Европе — челюсть из Гайдельберга (Германия 1907 г.), массивная, с зубами, лишенная подбородочного выступа). Возраст — около 0,5 млн л.

Череп, обнаруженный на юго-западе Франции в м. Араго и остнанки питекантропа из венгерского м. Вертешсёллеш к западу от Будапешта датируются 400 тыс. л. Венгерская находка интересна значительным объемом мозга, который приравнивается к современному.

К кругу архантропов причислен и череп из греческой пещеры Петралона древностью ок. 300 тыс. л. (объем ≈ 1230 см3).

На территории бывшего Советского Союза также известны находки архантропов. В пещере Азых (Азербайджан) обнаружен переходный тип от поздних архантропов к ранним неандертальцам.

Череп из Еревана (р. Раздан) ориентировочно датируется 300 тыс. л. С ашельским периодом связаны находки ископаемого гоминида из многослойной стоянки Сельунгур расположенной в Ферганской долине (Узбекистан) на высоте 2000 м над уровнем моря (1975 г.).

Морфологический тип «homo erektusa» характеризовался, наряду с увеличением размеров мозга и тела, еще многими архаическими признаками. Низкий черепной свод, скошенный лоб, значительная толщина стенок черепа, отсутствие подбородочного выступа. Объем мозга в среднем 880—1100 см3. Структура его усложнилась за счет развития участков связанных с функцией труда и речи, регулирующих положение тела, координацию движений. Строение челюсти позволяет предположить наличие примитивной речи. Рост 1,8 м., вес тела аналогичен современным людям. Положение затылочного отверстия, строение бедренной кости свидетельствуют о прямохождении. Выявлены региональные особенности у синантропов, отличающихся низкоростостью, большим объемом мозга в сравнении с яванскими питекантропоми. В строении зубов просматриваются признаки монголоидности (лопатообразная форма резцов).

В ашельскую эпоху появилось первое орудие вполне определенной устойчивой формы — ручное рубило, многофункциональное по своему назначению. Известны также колуны (кливеры), ножи с обушком, острия, скребла, олдувайские чопперы и чоппинги. Один из вариантов ашельской обработки орудий — техника «леваллуа» получение отщепов от дисководных нуклеусов.

Для загонной охоты использовали дубины и колья с каменными наконечниками.

Среди поселений имелись кратковременные охотничьи лагеря, мастерские по добыче кремня, долговременные базовые стоянки. В качестве жилищ использовались пещеры. На территории Франции ашельское жилище выявлено в гроте Лазаря, на стоянке Терра-Амата (близ Ниццы) известны открытые поселения из хижин, границы которых обозначены выложенными по кругу камнями.

Большим достижением ашельского человека явилось использование природного огня при охоте, приготовлении пищи. Коллективы первобытных охотников состояли из 15—20 чел. Мужчин, 6—10 женщин, 15—20 детей. Наиболее важным на данной стадии формирующихся людей явилась трудовая деятельность и овладение зачатками членораздельной речи.

Палеоантропы — древние люди (неандертальцы) существовали в диапазоне от 300 до 30 тыс. л. С ними связана мустьерская археалогическая культура (100—35 тыс. л. назад). Названы по месту одной из первых находок в м. Неандерталь в Германии (1856 г.). Новый взгляд на систематику палеоантропов меняет их таксономический ранг. Прежнее родовое название — «homo primigenius» (Ле Гро Кларк). В настоящее время большинством исследователей неандертальскому человеку присвоен таксономический статус sariensa, его рассматривают как подвид «человека разумного» — «homo sapiens neanderthalensis».

Широкий временной диапазон существования, разнообразные климатические, ландшафтные условия предопределили неоднородность палеоантропов. Среди хорошо изученных европейских форм выделяются подвиды. Самая ранняя из европейских групп существовала 300—250 тыс. л. назад. Находки из м. Штейнгейм (Германия), Сванскомб (Англия) характеризуются сочетанием архаических и прогрессивных особенностей.

В следующей группе ранних неандертальцев — Эрингсдорф (Германия), Сакколасторе (Италия) — 150 тыс. л. назад, концентрация прогрессивных признаков усиливается.

Поздние европейские — «классические» неандертальцы — стоянки Шаппель, Мустье, Феррасии (Франция), с. Крапина (Словения), Спи в Бельгии жили в период вюрмского оледенения — 80—35 тыс. л. назад. Обладали массивным телосложением, укороченными нижними конечностями с изогнутой бедренной костью, выступающей вперед лицевой частью черепа, развитым надбровьем, широкими носовыми отверстиями. Их архаические особенности объясняются адаптацией к суровым условиям Европы в эпоху последнего вюрмского оледенения. Такой важный признак как объем мозговой полости у них достаточно велик (от 1350 до 1700 см3).

Переднеазиатские. За пределами Европы исключительный интерес представляют находки палеоантропов в Палестине у г. Кармел. Они рассматриваются как свидетельство возможной метизации неандертальцев и современного человека. Наиболее известные — пещера Табун, Схул V, Амуд I (найден череп с объемом мозга 1740 см3), пещера Кафзех. Исследования мустьерских слоев пещер Схул и Кафзех обнаружили такую редчайшую для этой эпохи категорию предметов как украшения — подвески и амулеты из раковин средиземноморской сердцевидки. Находки подъязычной кости из пещеры Кебара 3 свидетельствуют о том, что звуковой аппарат неандертальца имел морфологию современного типа доказывающую способность к артикулированной речи. Морфологический прогресс на данной стадии выразился в увеличении объема мозга (1400 см3), развитии среднего и переднего отделов височной доли мозга, более совершенном строении нижней челюсти.

Известная находка скелета мужчины 40 летнего возраста с ампутированной правой рукой из пещеры Шанидар в Ираке (70—45 тыс. л.) является свидетельством зачатков альтруизма в коллективе неандертальцев. О зарождении абстрактного мышления свидетельствуют появившиеся в мустьерскую эпоху первые сознательные погребения. Захоронение неандертальского мальчика обнаружено в 1939 г. А. П. Окладниковым в пещере Тешик-Таш (45 тыс. л.) в Узбекистане. Мальчик погребен на боку в скорченном положении, вокруг него в определенном порядке установлены рога горных козлов, на которых охотились в данной местности. В мире известно около 60 неандертальских погребений.

На территории бывшего СССР известны находки взрослой и детской особи неандертальца в пещере Киик-Коба (Крым), в районе Белогорска (Крым), в Грузии. Неандертальские стоянки известны на территории России, Беларуси, Украины, Казахстана, Азербайджана, на Кубани, Днестре, в Приазовье.

Техническая вооруженность палеоантропа значительно возросла в сравнении с предшествующим периодом. Инвентарь неандертальца включал несколько десятков типов орудий мустьерской эпохи. Наиболее характерны — остроконечник (для стрелы или копья), скребло для выделки туш, ножи, орудия с выемкой для шлифовки дерева. Большая часть орудий изготавливалась путем вторичной обработки на отщепах. Главное технологическое достижение — техника, «сиваллуа», позволявшая получать серию стандартных тонких пластин пригодных для изготовления совершенных орудий.

Наличие на неандертальских стоянках костей определенных видов животных свидетельствует о специализированной охоте.

В мустьерское время намечается разделение труда между мужчинами-охотниками и женщинами-собирательницами.

Типы поселений — стоянки, мастерские по обработке камня, кратковременные охотничьи стоянки, базовые поселения. Заселялись гроты, пещеры, сооружались большие шалаши или хижины из веток, которые покрывались шкурами укрепляемыми с помощью костей мамонта.

Неандертальцы овладели приемами добычи огня. С этой стадией связано зарождение абстрактных представлений, вера в загробную жизнь, возможно зачатки искусства, ритуалы связанные с охотничьей сферой деятельности.

В зарубежных изданиях многие предшествующие современному человеку формы относят к архаичному «человеку разумному» —
homo sapiens acchaic, который подразделялся на 2 ветви. Одна из них эволюционировала в homo sapiensа, другая, оформившаяся около 100 000 тыс. л. назад (Европа, Левант), представляла собой ближайшего родственника — неандертальского человека. Согласно этой версии, просуществовав не более 70 тыс. л., они вымерли.

  ВОПРОС 15. ХОЗЯЙСТВО, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (ОХОТА, РЫБОЛОВСТВО, СОБИРАТЕЛЬСТВО)

Основой хозяйственной деятельности были охота и собирательство, а начиная с мезолита – и рыболовство. Еще одной гранью между периодами было изобретение лука и стрел. Связано это было с тем, что в мезолите меняются условия, теплеет, меняется объект охоты. Появляются и другие виды оружия дальнего боя – праща, например. Возможно, первоначальный архаичный тип пращи – палка с расщепленным концом, в который вкладывается камень и летит. Другое оружие, более экзотическое, - бола, известное в Южной Америке, в Австралии: 2-3 камня привязаны к веревке, которая раскручивается и бросается, камни раскручивают, и веревка обвивает ноги. Если нужно поймать животное, берут легкие куски дерева. Еще одно изобретение – бумеранг. Жители Австралии бросают бумеранг на расстояние до 150 м, были и тяжелые боевые бумеранги с заостренным концом.

Несмотря на изобретение новых вооружений, удельный вес охоты в этот период несколько снижается. Это связано с тем, что индивидуальная охота приносит меньше добычи, чем коллективная. С другой стороны, возрастает роль рыболовства. Изобретаются почти все способы рыбной ловли: запруды, корзины, сети, рыболовные крючки (из кости, когтей птиц), дротики, стрелы. В этот период, на исходе верхнего палеолита, был сделан первый шаг к доместикации. На исходе верхнего палеолита была одомашнена собака – первое домашнее животное. В последнее время появляются предположения, что еще одним рано одомашненным животным был северный олень. Люди кочевали за стадами, и взаимно привыкали и олени к людям, и наоборот.

Возросший уровень техники позволил мезолитическим племенам заниматься разнообразными формами хозяйственной деятельности, в зависимости от природных условий: появляются специализированные племена собирателей, рыболовов. В связи с разделением труда зарождается обмен между раздельными родами или племенами. Он мог быть достаточно дальним, об этом свидетельствуют остатки средиземноморских раковин в Германии, Кавказского обсидиана на Печоре. В качестве предметов обмена могли выступать утварь, изделия, на нашей территории кремень, необходимый для орудий труда, к нам был привезен из среднего Поволжья. Обмен носил коллективный характер, приурочивался к праздникам, натурального характера экономики не нарушал. Обменивали по причин6е жизненной необходимости. Большую роль в развитии обмена играл культурный традиционализм. Были представления, что вещи из какого-то племени обладают особенными свойствами и лучшие.

 Мы уже говорили, что для первобытного общества был характерен коллективизм, главным его фактором была коллективная собственность на средства производства: главный собственник земли – род, и ему принадлежат животные, растения, рыба, месторождения камня. Интересно, что в данном случае, речь шла о том, что находится на земле рода. Помимо коллективной существовала и личная собственность на индивидуальные орудия труда, оружие и предметы. В данном случае, принципы коллективизма этот факт не подрывал. При этом, любой охотник, возвращаясь с охоты, отдавал свою добычу в общий котел, и даже при неудачной охоте он мог претендовать на долю еды, добытой другими охотниками.

В раннеродовом обществе не было разделения труда между разными группами производителей: не было рыболовов, охотников, но существовало разделение труда по полу и возрасту. В частности, на долю взрослых мужчин приходились работы, требующие большой физической силы: они готовили орудия труда, оружие, строили дома, охотились, ловили рыбу, обороняли род от врагов. Женщины занимались собирательством, готовкой пищи, изготовлением посуды, одежды, домашней утвари, воспитанием детей, женщины время от времени могли участвовать в загонной охоте или в вылове рыбы. Дети не участвовали в военных столкновениях, не имели права голоса в народном собрании. Трудиться они должны были с малых лет: в начале это было собирательство, а потом охота. Переход из одной группы в другую был важным делом и сопровождался посвятительными обрядами – инициациями (посвятительными обрядами при переходе от одной возрастной группы в другую). Такие обряды могли растягиваться на длительный срок и быть сложными: не все дети эти обряды проходили, справлялись с ними. Как правило, инициация имела несколько этапов:

- Детей уводили из поселения, изображалось, что уходят навсегда и никогда не вернутся.

- После более или мене длительного подготовительного церемониала проходили телесные испытания: юноши должны были показать свои способности будущих мужчин, а девочки – будущих женщин. Испытания касались физической стороны: люди должны были показать, что умеют терпеть боль и лишения: например, на тело наносились ожоги, испытуемых могли обжигать на костре, для юношей одним из испытаний было обрезание. Часто во время испытаний сами испытуемые были уверены, что умирали и воскресали новыми людьми.

После всех испытаний следовал период уединения, который длился несколько месяцев, а то и год. Юноши селились в хижинах, где их обучали некоторыми секретным знаниям тайного рода: их учили верованиям, семейным обрядам. Затем шло возвращение посвящаемых к повседневной жизни, и строилось оно как возвращение новых людей с новыми именами, и они должны были изображать, что забыли все, что было раньше. Инициации воспринимались как смерть и второе рождение. Многие исследователи считают, что многие сказки отражают обряд инициации: человек уходит из дома, проходит через лес, некоторые испытания, а потом возвращается и женится. После обрядов инициации подростки пополняли ряды взрослых членов рода, взрослые юноши и девушки жили отдельно: в поселениях были мужские и женские половины, дома. Опять же были свои мужские тайны и женские секреты. Мужчины и женщины были равноправны в деле жизни и управления данным родом, и отдельный человек мог быть принесен в жертву ради общественной необходимости. Например, в голодные времена общество избавлялось от стариков и деток – это рациональная мера самосохранения. Эти обычаи сохранялись довольно долго, можно прочитать о них уже в средневековых источниках.



Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.