Педагогических программ для родительских групп в ГЦСПСиД — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Педагогических программ для родительских групп в ГЦСПСиД

2020-12-27 61
Педагогических программ для родительских групп в ГЦСПСиД 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Оказание эффективной социально-психологической помощи семье (члену семьи), испытывающей трудности и проблемы в своей жизнедеятельности, является главной целью различных социальных служб и специализированных центров.

Чаще всего семье (члену семьи) необходима многоаспектная помощь, включающая в себя разные ее виды - психологическую, педагогическую, материальную, юридическую и др.

Настоящая работа представляет собой попытку осмысления теории и практики в разработке различных психолого-педагогических программ групповой работы (они прошли успешную апробацию в Центре).

Программы направлены на улучшение детско-родительского взаимодействия. Подготовка данных программ обусловлена необходимостью оказания помощи семье по ее социальному запросу, выявленному при обращении семьи в Городской Центр социальной помощи семье и детям (ГЦСПСиД).

В настоящее время в практике социальной работы как западные (Reid and Hanrahan, 1978), так и отечественные (Л. С. Алексеева, В. Ю. Меновщиков, 2000) авторы выделяют восемь проблемных областей, которые покрывают большинство проблем, с которыми сталкиваются специалисты в работе с семьей:

· межличностные конфликты;

· проблемы отношений семьи (клиентов) с учреждениями и организациями;

· проблемы, связанные с организацией жизнедеятельности семьи (клиента);

· трудности, связанные с ролевой структурой и поведением;

· проблемы, связанные с переходными моментами в жизни и социальными изменениями;

· эмоциональный стресс;

· поведенческие проблемы;

· неадекватное представление о собственных ресурсах (В. Кулшед).

Конкретный запрос на социально-психологическую помощь семей, обратившихся в ГЦСПСиД, лежит в плоскости обозначенных проблемных областей.

В зависимости от характера и сложности семейных проблем и стадии, на которой они выявлены (начальная или кризисный период), в Центре для семей разрабатываются краткосрочные или долговременные программы. Среди долговременных программ, которые чаще всего реализуются в рамках патронирования семьи, наиболее значимы психолого-педагогические программы групповой работы, направленные на гармонизацию детско-родительских отношений. Это не случайно, поскольку 65% обратившихся семей озабочены своими сложными отношениями с ребенком. Диапазон возраста детей, по поводу которых обратились родители, широк - от 4 до 18 лет.

Обобщенный социально-психологический портрет «проблемных» детей характеризуется ярко выраженной тревожностью, страхом, социальной робостью, отсутствием или минимальным проявлением положительных эмоций, агрессивностью, настороженностью, изменением двигательной активности (в сторону повышения или понижения).

Эта проблема имеет свою ярко выраженную специфику и представлена (В. П. Кащенко, А. В. Петровский, А. С. Спиваковская) следующими аспектами:

· поведенческие проявления ребенка (поведение дома и в школе, курение, пристрастие к алкоголю и наркотикам);

· межличностные конфликты (отношения с родителями, учителями, сверстниками);

· проблемы адаптационного процесса (приспособление к детскому саду, школе, училищу, колледжу, классу, учителям, сверстникам);

· эмоциональные стрессы (пьянство родителей; развод родителей; конфликты в школе, со сверстниками, с родителями);

· проблемы, связанные с кризисами переходных возрастов (кризис 7 лет, подростковый и др.);

· проблемы, связанные с взаимоотношениями в семье;

· проблемы, связанные с эмоциональным состоянием ребенка (замкнутость, раздражительность, подавленность, тревожность).

По этой причине на основании системного подхода в работе с семьей в ГЦСПСиД разработаны психолого-педагогические групповые программы для родителей и детей. Общей целью данных программ является гармонизация детско-родительских отношений. Данная цель реализуется в решении конкретных задач, обозначенных в программах для родителей:

· осмысление родителями своих воспитательных установок по отношению к ребенку;

· выявление уровня родительской компетенции;

· коррекция и развитие новых установок и стратегий взаимодействия родителей с детьми;

· обучение родителей навыкам конструктивного взаимодействия с детьми.

В создании программ групповой работы с семьей мы опирались на алгоритм разработки тренинговых программ как западных исследователей (К. Роджерс, К. Рудестам, Т. Гордон, Д. Торренгтон, Дж. Чэмпен), так и отечественных (В. В. Аникеева, А. А. Аладьин, Ю. К. Емельянов, И. М. Желдак, О. А. Каробанов, В. П. Кащенко, Л. А. Петровская, Л. С. Прутченков и д. р.). С целью выявления эффективности разработанных программ групповой работы мы использовали программу оценок (program evalution), разработанную финскими учеными П. Странденом и Ю. Хамяляйненом. Нами была избрана групповая работа с родителями и детьми, поскольку уже давно отмечено психологами, что она имеет терапевтический характер, т. к. имеет «эффект эмоционального возбуждения и заражения» (И. Вачков). И. Д. Яломом выделены «лечебные факторы» характерные для групповой работы: сплоченность, внушение надежды, обобщение, альтруизм, предоставление информации, межличностное обучение, имитирующее поведение и др. Они способствуют самопознанию каждого участника группы и его саморазвитию.

Для семей, пришедших в ГЦСПСиД с проблемой детско-родительских отношений, очень важна групповая работа, поскольку с одной стороны, позволяет увидеть сходность проблем многих семей («не один я такой неумелый воспитатель» - это утешает), а с другой - работа в группе позволяет получить поддержку от людей со сходными проблемами.

Групповая работа имеет свои преимущества по сравнению с индивидуальной, и это осознают родители. Клиентка Р. в рефлексии занятия в группе обозначила свое состояние следующим образом: «Мне в начале было в группе очень страшно, что я такая плохая мать и не могу найти взаимопонимания с собственным ребенком, но когда я почувствовала поддержку от всех людей в группе, у которых такие же проблемы, как у меня, я увидела, что меня поймут здесь, поскольку сами переживают подобное. Постепенно мы стали не только помогать друг другу на занятиях, но и звонили друг другу, общались, и это очень помогало».

Основываясь на практическом опыте работы с родительскими группами в ГЦСПСиД мы можем выделить следующие преимущества групповой работы:

· групповой опыт позволяет не замыкаться в своем узком жизненном пространстве со своей проблемой и способствует открытости человека;

· особенность «зеркального эффекта» помогает ощутить безоценочную обратную связь со стороны группы и почувствовать эмоциональную связь и поддержку;

· в группе участники могут идентифицировать себя с другими, тем самым лучше осознавая необходимость применения новых эффективных способов поведения;

· в группе человек обучается новым коммуникативным умениям и имеет возможность попробовать себя в новых моделях поведения;

· группа помогает самораскрытию каждого человека, самопознанию и осознанию проблемы, с которой пришел человек к группу;

· в группе быстрее достигается эффект обучения;

· групповая работа позволяет помочь сразу многим людям в решении сходной проблемы (это эффективно). 

Алгоритм разработки программы групповой работы включает в себя шесть шагов (фаз): оценка потребности в программе, определение ее целей, разработка содержания программы, выбор методов, реализация программы, оценка групповой работы.

В программе оценок, используемой финскими учеными, выделены три уровня: 1-й уровень - оценка потребностей; 2-й уровень - оценка процесса; 3-й уровень - рейтинг результатов. Данный подход позволяет оценить результативность программ групповой работы по мере их реализации.

Основываясь на данных подходах, мы определили конкретные критерии для создания коррекционных программ на основе социального запроса семей, приходящих в ГЦСПСиД. В качестве критериев выступили определенные концептуальные теоретические подходы в зависимости от заявленной семьей проблемы (они обозначены в каждой предложенной программе), «активные групповые методы» и индивидуальность автора-практика. В целом это сочетание дало возможность для создания авторских программ.

Рассмотрим предложенный алгоритм разработки программ групповой работы для родителей.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.