Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2020-12-27 | 86 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
МБОУ Байтеряковской СОШ
На Республиканские краеведческие чтения юных краеведов- туристов «Моя Удмуртия»
Номинация «Культурное наследие»
Исчезнувший памятник купечества
Авторы: Кирилов Данил 2004 г.р.,
Муканов Сергей 2004 г.р.
Класс,У.Р.Алнашский р-он, д.Ятцаз,
МБОУ Байтеряковская СОШ, ул.Центральная,55
Руководитель:
Байтуганова Марина Борисовна,
педагог дополнительного образования,
первой категории
МБОУ Байтеряковская СОШ, ул.Центральная,55
Байтеряково, 2019
Содержание
I. Введение……………………………………………………………….2
II. Основная часть
Глава 1 Купеческое наследие……………………………………..4
Глава 2 Выдающийся пионер русской химической промышленности
Глава 3 Химическая империя…………………………………..
Глава 4 Школа гордится своими выпускниками……………………
Глава 5 История создания деревни…………………………………
Глава 6 Деревня в наши дни………………………………………
III. Анкетирование……………………………………………………..
IV. Заключение……………………………………………………..
V. Список используемой литературы……........…….………………..
VI. Приложение…………………………………………………….
I. Введение
Русский Ятцаз (Стальной Ятцаз)
Д еревня в Алнашском районе Удмуртии, входит в Байтеряковское сельское поселение. Находится в 15 км к юго-западу от села Алнаши и в 101 км к юго-западу от Ижевска.
Наша деревня уникальна! Она является южными воротами Удмуртии. Граничит с Менделеевским районом Республики Татарстан. Когда-то деревня относилась к Елабужскому уезду Вятской губерни.
|
Здесь живёт трудолюбивый народ. Каждая семья содержат пчёл, разводят домашний скот.
Но большей её уникальностью являются купеческие постройки! Это дом и хозяйские постройки купца Пантюхина, а так же здание Староятцазской начальной школы. О которой мы хотим рассказать по подробнее.
Тема истории нашей школы интересна нам тем, что она построена на средства купца- мицената Ушкова Петра Капитоновича. Это не просто здание начальной школы, а это музей под открытым небом! Это достопримечательность маленькой деревни Ятцаз в Алнашском районе. И наша школа, построенная на средства купца не одна. Такая школа не одна. Ушковская школа есть в деревне Монашево (Вандемо), в деревне Кокшан Республики Татарстан, в деревне Удмуртское Гондырево, в селе Варзи –Ятчи. Нам очень интересно, а почему именно в Ятцазе была построена эта школа?
В настоящее время школа закрыта, здание купеческой постройки по-тихоньку гниёт и стареет.
А сколько вложено труда в эту постройку! Сколько замечательных учителей проработало в этой школе, давая знания ученикам. Сколько замечательных людей выучилось в этой школе. Это и учёные, и военные, участники В.О. войны и труженики тыла, хлеборобы и животноводы, сколько талантливых людей взрастило это красивейшее здание. С большим сожалением мы смотрим на «умирающую» реликвию.
Углубившись в изучение истории школы мы провели собственное расследование.
Целью исследовательской работы является изучение истории становления и развития школы в событиях, фактах, лицах, документах.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Собрать и проанализировать материал, который имеется в школьном архиве (книги приказов).
2. Провести опрос информаторов.
3. Проследить историю развития школы от начала ее становления до наших дней.
|
Методы: беседы с выпускниками школы; беседа с жителями деревни: беседа с учениками; беседа с учителями пенсионерами; интервью, опрос, анкетирование, информационно-справочная работа c архивными документами школ.
II. Основная часть
Глава 1 Купеческое наследие
В 1897 году в деревне Русский Ятцаз была открыта начальная школа, построенная на средства купца Петра Капитоновича Ушкова. Здание школы занимает 216 кв. м. Один большой класс, учительская,коридор и кухня. В классе стояли две большие печи. На кухне стояла печь с большим котлом, где варили обед. Высота помещений около 3,5 м. Стены и потолок оштукатурены, пол паркетный.15 больших окон. Во дворе школы был колодец. Вокруг школы посажены берёзы и тополя.
Эту школу посещали дети из Русского и Удмуртского Ятцаза, из Ятцазшура и Калиновки. Имена первых учителей не удалось выяснить. В 1923 году в этой школе работали два учителя Гвоздиков Стефан и Дроздова Анастасия. С 1927-1929 годах в 1-3 классах учился 41 учащийся, в 1935 году учащихся уже было 91 человек, работали 2 учителя. В 1939/40 учебном году работали 3 учителя; учащихся было 96 человек в четырёх классах.
В довоенные и военные годы учителя часто менялись. Мужчин учителей отправляли на фронт. В эти годы работали Умняков Н.М., Южмин П.М.,
Васильев Н.В., Скобелев Н.В., Архипова Е.А., Мамонтова Р.Н. В 1944/45 учебном году 96 учащихся учились в 2 смены, заведующим школы была Первина Г.А. В годы войны дети помогали взрослым убирать урожай, готовить корм для домашних животных
В послевоенные годы в школе трудились Филимонова Е.Ф., Попова О.С., Городилова А.А., Дулисова М.Т., Пантюхина А.Д., Шувалова и др.
Долгие годы здесь работала Пономарёва Александра Васильевна. Она отдала все свои силы и знания для обучения и воспитания детей. Всегда была доброжелательна, строга и требовательна.
За годы существования школа дала начальное образование многим своим выпускникам, которые продолжали свою учебу в Кадиковской, а позже в Байтеряковской школах. Став образованными людьми они живут и работают в разных концах нашей страны. Среди них есть люди самых разных специальностей и профессий.
В последние годы здесь работали Муканова Н.И., Муканова В.Б., Сажина Т.В., Анисимова Н.Н., Дорофеева О.Г.,Муканова Л.Н., Муканова Т.А.
|
В 2007 году отметили 110-ти летие школы. Прошло больше века,но здание школы стоит крепко, капитального ремонта не было, а крышу перекрывали 2 раза.В честь праздника придумали такое стихотворение.
Учке али школамес-
Купеческой коркамес!
Вож-вож сад полын сылэ,
Быдэс гуртэз шулдыртэ.
Ушков купец сюлмаськем,
Калыклы школа пуктэм.
Сю дас ар ке но солы,
Йыг-йыг али мугорыз
Трос калыкез дышетиз,
Визь-нод люканы юрттиз.
Соин сое данъяськом,
Тау кылмес ми вераськом.
В 2010 году в виду малочисленности учащихся образовательный процесс был приостановлен,школа закрылась,а дети стали учиться в Байтеряковской СОШ и детский сад «уехал» в Байтеряковскую школу. А когда в кохозе прошла модернизация, то медпункт был переведён в один из кабинетов школы.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!