Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2020-12-27 | 91 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Двигательная подготовленность детей 3 — 7 лет с нарушением зрения определяется уровнем овладения ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазанием, координацией движений, равновесия, ориентировкой в пространстве.
Дети с нарушением зрения отстают в развитии движений от своих сверстников. При ходьбе и беге у них наблюдается большое мышечное напряжение, голова опущена вниз, движения рук и ног не согласованы, стопы ног ставятся широко, темп неравномерный, из-за нарушения равновесия они вынуждены останавливаться при ходьбе, при этом теряется направление.
У детей с нарушением зрения из-за недостаточности зрительного контроля и анализа за движением наблюдается снижение двигательной активности, что приводит к сложностям формирования основных параметров в ходьбе и прежде всего сохранения прямолинейности движения.
Нарушения прямолинейности при ходьбе связаны с сужением поля обзора из-за выключения одного глаза из акта зрения в период окклюзии при косоглазии, снижении остроты зрения у слабовидящих.
8
Для детей характерна волнообразность в ходьбе, движения то в одну сторону, то в другую. Качество ходьбы характеризуется большой неустойчивостью, неуверенностью. Рука со стороны окклюзии мало участвует в движении, в большинстве случаев прижата к туловищу.
Еще большие сложности испытывают дети при ходьбе по ограниченному пространству. Испытывая зрительные затруднения, дети все-таки опираются на зрительную ориентацию, поэтому ходьба характеризуется большей волнообразностью, а линия движения у них приближается то к одной стороне ограничений, то в отдельных участках заходит за них, затем снова приближается ближе к исходной. Все это создает впечатление о ходьбе «из стороны в сторону». Это связано с тем, что нарушение стереоскопического видения при монокулярном зрении осложняет пространственную ориентировку, создает плоскостное восприятие пространства.
|
Нарушения ходьбы в ограниченном пространстве вызваны и снижением остроты зрения, т.к. слабовидящий ребенок не может проследить и воспроизвести движение без ошибок, которые проявляются в нарушениях координации рук и ног, несогласованности действий правой и левой руки. Этим же объясняется то, что рука прижата к туловищу или же вытянута вперед для того, чтобы определить направление движения во время ходьбы.
Во всех видах ходьбы у детей обнаружена неправильная постановка стоп. Более чем у 20 % детей наблюдается параллельная постановка стоп, 40 % детей стопы ставят носками внутрь, тогда как у нормальновидящих сверстников отклонения в постановке стоп отмечаются в 15 % случаев.
Своеобразие ходьбы у детей иногда вызвано нарушением равномерности при ходьбе. Равномерность при ходьбе определяется длиной шага. Установлено, что с начала ходьбы шаг детей более равномерный, чем на последующих отрезках. Снижение прямолинейности, нарушение равновесия и координации, зрительное утомление вызывают снижение длины шага. У детей с нарушением зрения длина шага при ходьбе во всех возрастных группах ниже нормы на 4 — 5 см. Длина шага у детей в норме равна: 2 года — 32 см, 4 года — 40 см, 5 лет — 47 см, 6 лет — 49 см, 7 лет —53 см. (данные А. Саркисяна, 1983). Качественные нарушения ходьбы (прямолинейность, длина шага, постановка стоп, равномерность) у детей с нарушением зрения влекут за собой снижение количественных показателей и оказывают неблагоприятное воздействие на формирование других локомоций.
9
Особенности двигательной подготовленности детей с нарушением зрения проявляются в разных заданиях с бегом. В беге у детей наблюдается излишнее напряжение ног и рук, широкая постановка стоп, нарушение согласованности в движениях, низкий наклон головы, отсутствие равномерности, темпа, прямолинейности. Несформированность бега по указанным признакам зарегистрирована у 63,5 % детей с нарушением зрения. Скорость бега у детей с косоглазием и амблиопией в период окклюзии ниже нормы на 13-21 %,
|
Выполнение прыжков детьми также затруднено. В прыжках в длину с места дети также имеют своеобразия. У них отмечается низкая техническая подготовка. Как правило, допускаются ошибки во всех фазах (толчке, полете, приземлении) выполнения движения.
Большинство детей не имеют навыков правильного отталкивания. Это связано с тем, что зрительный контроль за действиями ног усилен, голова наклонена вперед, а руки при толчке безучастны, поэтому сила толчка слабая. Кроме того, отмечается, что приземляются дети сначала на одну ступню, затем приставляют другую. Это вызывает нарушение равновесия, в отдельных случаях па'дение, т.к. при приземлении у детей проявляется нарушение координационных отношений правой и левой ноги. Другие дети приземляются тяжело на обе ноги с сильными боковыми раскачиваниями. Это объясняется тем, что слабовидящие дети, дети с монокулярным зрением затрудняются в выделении расстояния, управлении собственным телом, а некоторое превышение в весе также осложняет регулирование положением своего тела при движении в пространстве. Затруднения в ориентации при прыжках связаны и с тем, что у детей с монокулярным зрением нарушено стереоскопическое видение, а слабовидящие затрудняются в анализе расстояния, поэтому не соразмеряют свои действия с пространством. В процессе прыжка ребенку дольше приходится ориентироваться в расстоянии и пространстве, поэтому снижается анализ и контроль за своими движениями.
В прыжках в высоту с места на двух ногах также отмечаются трудности из-за недостаточного зрительного контроля, нарушения согласованности движений. У детей с нарушением зрения снижен зрительный обзор своего тела при движении, т.к. они контролируют себя в ограниченном поле обзора, поэтому количественные показатели прыжков у детей с патологией зрения ниже нормы.
Таким образом, некоторые отставания в развитии основных Движений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
10
обусловлены характером зрительной патологии, остротой зрения. При этом возникает необходимость рассмотрения таких важных сторон двигательной сферы ребенка, как координация и равновесие. Состояние динамичного равновесия у детей можно проследить в ходьбе по гимнастической скамейке. В характере этого движения отмечается своеобразие нарушения равномерности шага, темпа ходьбы и самостоятельности передвижения по скамейке.
|
Например, относительно правильное самостоятельное передвижение по скамейке наблюдается у детей с монокулярным зрением. Слабовидящие дети предпочитают пользоваться страховкой (горизонтальной перекладиной, расположенной параллельно скамейке на уровне пояса ребенка), дети незрячие, с остаточным зрением предпочитают использовать помощь взрослого (поддержка рукой, ведение ребенка по скамейке). Трудности у детей проявляются в сохранении устойчивого положения тела при движении, при этом они сходят на край, оступаются. Весьма своеобразным проявлением в ходьбе по скамейке является комбинирование ходьбы: одной ногой по скамейке, другой по полу. Это связано с тем, что дети находятся в адаптационном периоде привыкания к новым условиям. Ходьба таким способом предохраняет детей от возможных падений. Действия в трудно воспринимаемом зрением пространстве, при ходьбе по скамейке ведут ребенка к созданию приспособительных и охранительных механизмов. Такими механизмами в ходьбе по скамейке являются не только своеобразие ходьбы, но и постоянное протягивание руки вперед, что особенно характерно для слепых детей и с остаточным зрением.
Здесь мы убеждаемся, что нарушение зрительного восприятия заставляет ребенка подключить другие, сохранные анализаторы для изучения пространства. А так как процесс компенсации у детей еще недостаточно сформирован, то качество ходьбы, сохранение равновесия отстают от возрастных норм детей дошкольного возраста.
Более полную характеристику состояния динамического равновесия и зависимость его развития от состояния зрительного контроля подтверждает анализ ходьбы по мягкому шнуру с мешочком на голове. У детей с нарушением зрения обнаруживается большая неустойчивость в сохранении туловища в прямом положении, наблюдающаяся в боковых раскачиваниях, резком наклоне туловища вперед или в сторону, падении мешочка с головы, ступании ногами мимо шнура, сильном наклоне головы вниз. При сильном раскачивании дети держат мешочек обеими руками, слабом покачивании туловища — одной рукой. Такое приспособительное дей-
|
11
ствие детей обусловлено недостаточностью развития зрительно-двигательных взаимосвязей.
Описанные затруднения вызваны также тем, что при ходьбе ребенку приходится решать сразу несколько задач: правильно ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие движения (осанка, координация рук и ног), удерживание тела в определенном положении. При решении этих задач нормально видящий ребенок опирается на зрительно-двигательное восприятие, на имеющийся двигательный опыт, что позволяет ему точно и правильно совершать движения. Ребенок же с нарушением зрения оказывается в сложных условиях, когда он опирается на неполноценное зрение, а процесс развития движений находится еще на стадии становления и потому непрочен. Ребенок, двигаясь, делает много лишних движений (оступается со шнура на пол, останавливается, исправляя ошибку, возвращается в прежнее исходное положение, осматривает место, где он находился, начинает движение сначала, отказывается выполнять и др.). Из этого следует, что ребенок в процессе движения не может решить основной задачи — сохранять равновесие при ходьбе, потому что он в этот момент осваивает ориентировку в пространстве.
Однако, несмотря на неточное и неполное восприятие, основной контролирующей функцией у детей со зрительной патологией (косоглазие, амблиопия, слабовидение, остаточное зрение) является зрение. Его неполноценность в этот момент снижает возможности регулировать действия собственного тела. Роль зрения как регулятора функции равновесия здесь очевидна. Например, теряя равновесие в стойке с закрытыми глазами, дети раньше открывают глаза, а затем уже следует потеря устойчивости. Иногда дети заранее открывают глаза, чтобы предостеречь себя от потери равновесия.
Из этого следует, что нарушение зрения сдерживает формирование зрительно-двигательных взаимосвязей, отрицательно сказывается на овладении движениями, поэтому необходима специальная работа по коррекции в развитии равновесия в специальных условиях и тесной взаимосвязи с лечебно-восстановительной работой.
Специфика движений у детей проявляется и в овладении лазанием, где основным показателем являются: сохранение равновесия при движении, согласованность движений рук и ног, а также Уровень зрительного контроля за движением.
|
Лазание по гимнастической лестнице характеризуется недостаточной согласованностью зрительного контроля и движений рук
12
и ног. Руки переставляются беспорядочно, с пропуском реек, одна рука накладывается на другую, что затрудняет процесс лазания.
При влезании до середины дети испытывают беспокойство. При этом у них наблюдается большая напряженность ног, причем ноги значительно согнуты в коленях и прижаты к животу, ступни ног обхватывают перекладину.
Туловище во время лазания наклонено в одну сторону, наблюдаются боковые раскачивания, дети во время лазания используют больше приставной шаг, чтобы удобнее контролировать движения ног и видеть перекладины, на которые ставятся ноги.
Данная характеристика овладения детьми с нарушением зрения лазаньем указывает на необходимость применения специальных методов обучения и нестандартного оборудования для коррекции и компенсации имеющихся отклонений в развитии движений.
Особенности двигательной сферы у детей с нарушением зрения проявляются в действиях с мячом. Своеобразие действий наблюдается в том, что дети уже перед выполнением задания чувствуют большую неуверенность, неоднократно меняют предметы для метания, позу перед метанием, задают вопросы. Характерным является то, что дети фиксируют взглядом принятие исходной позы, долго устанавливают ноги в нужное место, меняют положение рук. При замахе отводят глаза в сторону бросающей руки, но сам бросок взглядом не сопровождается. Известно, что отсутствие прослеживания взором полета мяча вызывает произвольность его при падении, что в значительной мере обусловливает низкие количественные показатели при метании у детей с нарушением зрения.
Метание вдаль. Метание правой и левой рукой вдаль характеризуется слабой силой броска, недостаточным замахом. Навык фиксации взором выполняемых действий у детей с нарушением зрения сдерживается в развитии.
Метание набивного мяча на дальность двумя руками из-за головы также имеет свои особенности, проявляющиеся в слабости мышечной силы, снижении функции прослеживания действий, трудностях в принятии исходного положения. Для правильного выполнения движения необходимо: встать у отмеченной линии, ноги слегка расставить, мяч держать двумя руками внизу. При выполнении отвести мяч за голову, ноги слегка согнуть в коленях, прямыми руками бросить мяч как можно дальше вперед и проследить взором его полет. Вес мяча подбирается в соответствии со зрительными возможностями (не более 1 кг). Перед обучением этому движению воспитатель (руководитель физического воспи-
13
тания) определяет, кто из детей может заниматься данным упражнением и с какими физическими нагрузками.
В выполнении этого упражнения дети допускают много ошибок, не принимают исходного положения, заменяя его более удобным, выполняют бросок от груди, полет мяча отклоняется в сторону, мяч при этом падает на небольшое расстояние.
Метание в цель. Специфика движений у детей в точности выполнения задания особенно заметна в разных видах метания. При метании в горизонтальную цель наблюдаются ошибки, которые зависели от неумения принять правильное исходное положение. Ноги, как правило, ставятся параллельно, взором фиксируются положение ног и положение рук при замахе, а взгляд в сторону бросающей руки не направляется.
У всех детей отмечается слабая сила броска и относительно снижены количественные показатели. Часто дети в нарушение инструкции сокращают расстояние до цели. Перед метанием в цель неоднократно заглядывают в нее. Это связано с тем, что нарушенное зрение не обеспечивает восприятия удаленных предметов, в данном случае целей метания, поэтому дети испытывают трудности в опознании цели, подходят к ней для ее рассмотрения. Чтобы цель являлась зрительным ориентиром для ребенка, необходимо ее выбирать с учетом возможностей детей.
При метании в вертикальную цель у детей также наблюдается параллельная постановка стоп, неправильное положение рук: бросающую руку дети сильно сгибают в локте, держа предмет для метания (мешочек с песком, мяч и др.) на уровне глаз, голова при этом наклонена в сторону бросающей руки. Такое вынужденное и скованное положение тела и головы затрудняет точность метания. Свободная от метания рука не участвует в выполнении движения. В большинстве случаев она прижата к груди, опущена вниз, кисть при этом сжата в кулак. Излишнее напряжение свободной руки также усугубляет неточность выполнения движения.
Кроме того, при метании в цель дети затрудняются в прослеживании взором предметов для метания, т.к. снижение остроты зрения у слабовидящих детей, монокулярный характер зрения при косоглазии, снижение функции амблиопичного глаза не обеспечивают точности видения цели и предмета, движущегося к цели. В процессе выполнения движений взгляд ребенка как бы задерживается на стороне бросающей руки, что также сказывается на Результатах метания. Определенный интерес представляют действия детей по отбиванию мяча об пол одной рукой. При выпол-
14
нении этого упражнения они низко вперед наклоняют туловище, ноги сильно сгибают в коленях, свободной рукой предохраняют укатывание мяча в сторону, сделав круговое движение рукой перед собой, при этом ладонь руки широко раскрыта, как бы ограничивая игровое пространство.
При выполнении упражнения удары мяча об пол слабые, после удара мяч не отскакивает от пола. Отбивание мяча несколько раз подряд удается немногим детям. После 1 — 3 ударов мяч уходит в сторону. Стараясь поймать мяч, дети теряют равновесие, у них нарушается координация и много тратится времени на поиски мяча из-за сложной зрительно-двигательной ориентации.
Таким образом, движения с мячом показывают, что дети испытывают трудности координации руки и глаза не только во всех основных движениях, но и в мелких координированных движениях кисти и пальцев.
Особенности двигательной сферы детей с нарушением зрения показывают, что многие ошибки связаны с отсутствием или неполнотой и нечеткостью представлений о пространстве, в котором они находятся. Характер двигательных нарушений во многом зависит от степени амблиопии, остроты зрения амблиопичного глаза.
Детям требуется постоянное подкрепление действий реальными знаниями о пространстве и объектах, с которыми они взаимодействуют.
Характеристика особенностей движений и пространственной ориентировки указывает на необходимость создания коррекцион-но-педагогической среды, обеспечивающей достаточную тренировку детей в основных упражнениях на этапе их формирования, пропедевтическую подготовку к их усвоению, индивидуальную дозированную нагрузку на организм с целью совершенствования двигательных навыков и умений.
В коррекционно-педагогической работе необходимо уделить внимание формированию правильных зрительных представлений о движении, используя игровые приемы, подвижные игры, специальные формы работы с детьми по физическому воспитанию.
Успешность коррекции движений зависит от взаимодействия зрительного и кинестетического контроля в результате применения специальных средств и методов, направленных на преодоление двигательных нарушений, снятие мышечного и эмоцион. ного напряжения у детей с нарушением зрения.
йН#^
/< ° |
Глава 2
Г Особенности организации режима дня
/ в дошкольных учреждениях
компенсирующего и комбинированного видов
Одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее и гармоничное развитие детей с нарушением зрения, является правильный режим дня (Приложения 1,2).
Режим дня — это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий рациональную организацию различных видов деятельности.
Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления, способствует восстановлению зрения.
При составлении режима для детей с нарушением зрения следует помнить о закономерных жизненных процессах. Все физиологические процессы организма ребенка как в норме, так и патологии имеют свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму дня и ночи.
В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 8 до 12 часов и от 16 до 18 часов, а период минимальной работоспособности приходится на 14—16 часов.
Сложные биофизические и химические реакции, происходящие в клетках коры головного мозга, делятся на 2 основных процесса: возбуждение и торможение.
Возбуждение сопровождается уменьшением функциональных возможностей нервных клеток, которыми обеспечивается разнообразная деятельность во время бодрствования.
Торможение связано с активными реакциями восстановления и наполнения энергии, благодаря чему нервные клетки вновь получают способность воспринимать раздражения.
t 6
При организации режима дня весьма важно учитывать, чтобы все его компоненты были направлены на повышение силы первичных процессов, их подвижности и уравновешенности.
Сила нервных процессов выражается в преобладании бодрого настроения, активном поведении ребенка, выносливости к неблагоприятным условиям.
При сильной нервной системе клетки коры головного мозга способны переносить длительные и резкие напряжения.
Показателем слабости нервных процессов является быстрая утомляемость, чрезмерная боязливость, стремление избегать активности, постоянное напряжение, медлительность в усвоении навыков, слабая сопротивляемость неблагоприятным влияниям, неспособность надолго удерживать внимание на одном объекте, сосредоточиваться на одном деле.
Для детей с нарушением зрения характерна малая подвижность нервных процессов, которая заключается в трудностях переключения с одного вида деятельности на другой, неумении приспосабливаться к новой, незнакомой обстановке.
При составлении режима дня для детей с нарушением зрения следует учитывать уравновешенность нервных процессов: это способность нервной системы сокращать излишнее возбуждение путем активного торможения.
Для детей с нарушением зрения характерна неуравновешенность нервных процессов, которая проявляется либо в преобладании возбуждения, либо торможения.
Если внутреннее торможение развито слабо, такие дети очень подвижны, неусидчивы, чрезмерно инициативны, такое поведение приводит к быстрому истощению нервных клеток и прекращению восприятия.
Если же преобладает торможение, такие дети вялы, малоподвижны, замкнуты.
При правильной организации режима дня происходит уравновешивание процессов возбуждения и торможения.
При организации режима дня под влиянием разнообразных воздействий внешней среды происходят сложные изменения в центральной нервной системе.
Многократное повторение одних и тех же действий способствует образованию динамического стереотипа, т.е. проведение каждого режимного процесса в одной обстановке и в одно и то же время сопровождается образованием цепи условных рефлексов.
17
Важнейшими условиями правильной организации жизни детей являются:
1. Соответствие режима психофизиологическим особенностям детей с нарушением зрения.
2. Четкое выполнение основных режимных моментов (питания, сна, игр, прогулок),
3. Чередование активной деятельности с отдыхом.
4. Организация оздоровительных мероприятий (пребывание на воздухе, режим подвижности и т.д.).
За основу в организации режима дня следует брать распорядок по каждой возрастной группе, указанный в «Программах детского сада»(1997). Однако в детских садах для детей с нарушением зрения существует много дополнительных мероприятий: лечебные мероприятия (офтальмологическое лечение, физиолечение и т.д.); занятия с учителем-дефектологом, учителем-логопедом; корригирующая гимнастика, коррекционные упражнения для детей, пропедевтические задания. Режим следует организовать таким образом, чтобы у детей не было перевозбуждения.
В связи со зрительными нарушениями следует обращать серьезное внимание на организацию зрительных нагрузок в процессе различных видов детской деятельности.
Во время занятий, особенно там, где идет большая нагрузка на зрение, проводят физкультминутки для снятия напряжения, усталости, утомления и расслабления мышц глаз.
Например, на занятиях по математике, ознакомлению с окружающим и развитию речи, аппликации, конструированию, рисованию целесообразно проводить физкультминутки. Для снятия мышечного утомления они проводятся на 7 — 9-й минуте занятия в средней группе, в старшей группе — на 10— 12-й минуте, подготовительной группе — на 12— 14-й минуте. Физкультминутки для глаз проводятся через каждые 7—10 мин зрительной работы.
В занятиях с детьми необходимо продумать режим подвижности, обеспечив для этого соответствующие условия, особенно во время пребывания детей в помещении.
Возможности введения режима подвижности имеются почти во всех режимных процессах, поэтому создание условий для подвижности детей имеет большое значение, Для этого в групповых комнатах, других свободных помещениях выделяется физкультурная зона. Это прежде всего место для физкультурного оборудования, где дети могут играть в мяч, кегли, катать шары, бросать мещочки с песком в цель и т.д.
18
Целесообразно использование тренажерных средств, различные беговые дорожки, массажеры для ног, комплекс «Здоровье» и т.д. При этом воспитателю следует помнить об индивидуальных назначениях детям физической нагрузки.
В режиме дня четко должны быть выделены все режимные процессы.
Режимное время рассчитано на подъем детей, утренний туалет, осмотр детей, измерение температуры, игры, офтальмо- и физиолечение, занятия у учителя-логопеда и учителя-дефектолога, занятия ЛФК, массаж, бассейн.
Утренняя гимнастика проводится со всеми детьми, кроме детей, имеющих противопоказания. Продолжительность утренней гимнастики для детей:
2 — 3 лет — 4 —5 мин,
3 — 4 лет — 5 — 6 мин,
4 — 5 лет — 6 — 8 мин,
5 —6 лет — 8—10 мин, 6-7 лет - 10-12 мин.
Чтобы освободить больше времени в утренние часы для лечения, занятия по аппликации, конструированию, музыкальное, физкультурное можно перенести на вторую половину дня,
В режиме дня следует определить время для лечения зрения и занятий с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, физиолечением. Лечение детей начинается сразу после их подъема. Кроме того, лечебные процедуры проводятся после завтрака и во время прогулки по назначениям специалистов.
Не рекомендуется брать детей на лечение с общеобразовательных занятий.
Индивидуальные коррекционные упражнения для развития зрения проводятся во время, отведенное на игры. При этом педагог учитывает характер деятельности детей перед началом занятий с ними, т.е. если дети до этого были мало подвижны, с ними следует проводить различные игры и упражнения в движении, подвижные игры, где наряду с общепедагогическими задачами решаются вопросы коррекции и компенсации нарушенных зрительных и дыхательных функций.
Например, на прогулке с детьми младшей группы воспитатель может предложить им найти спрятанные игрушки, прокатить мячи или обруч в воротца, собрать шары, камешки, листья деревьев и т.д.
19
Если дети перед этим были очень подвижны, то им надо дать возможность успокоиться. Воспитатель или тифлопедагог организует спокойные игры и занятия с мозаикой, конструктором, разрезными картинками, нанизывание бус, штриховку, обводку, вышивку и т.д.
В режиме следует определить время для индивидуальных занятий учителя-логопеда и учителя-дефектолога.
Свою работу они могут проводить утром и после дневного сна, а также брать детей с занятий, если они на своих занятиях решают аналогичные задачи.
В режиме дня обязательно указываются закаливающие мероприятия. Обливание, обтирание проводят в теплое время года — перед обедом; в холодное время года — обливание, обтирание, воздушные процедуры — дети принимают после дневного сна.
Если физкультурное занятие проводится во второй половине дня, то водные процедуры дают после занятия.
В вечерние часы воспитатели работают по индивидуальным заданиям тифлопедагога, врача-офтальмолога, учителя-логопеда. Нельзя привлекать на коррекционные упражнения всю группу, т.к. это утомляет детей, а педагогу трудно проследить за выполнением детьми заданий. Коррекционные упражнения проводятся индивидуально или с 2 — 3 детьми.
Эти упражнения разрабатываются совместно: воспитателем, тифлопедагогом, врачом-офтальмологом, при активном участии сестры- ортоптистки.
Коррекционные упражнения направлены на тренировку зрения, формирование у детей достоверных представлений о предметах и явлениях, развитие зрительного внимания, памяти, способствуют развитию нарушенных двигательных функций.
Например, упражнения на соединение разрезных картинок, накладывание на нарисованный контур вырезанной фигуры, подбор фигур по цвету, форме, величине. Такие упражнения развивают остроту зрения, фиксацию взора, а упражнения по накладыванию одного контура на другой могут быть подготовительными к лечению на синоптофоре.
Введение пропедевтических упражнений в режим дня способствует развитию двигательных навыков, преодолению двигательных нарушений.
Сон. Как бы целесообразно ни строился режим, с дозировкой нагрузок, переключением на разные виды деятельности, в течение суток показатели биологической активности ребенка неизбежно
20
снижаются, что и определяет необходимость смены бодрствования на сон.
Учитывая особенности психофизического развития детей с нарушением зрения, необходимо создать соответствующую обстановку, устранить причины, мешающие его наступлению. Например, эмоциональное возбуждение, переполнение желудка, жажда, голод или внешние причины (яркий свет, резкий шум, неудобная постель, нарушения режима проветривания и температуры помещения).
Очень важно с малых лет выработать привычку занимать правильную позу во время сна (в полуобороте на правый бок), руки поверх одеяла. Ложе кровати должно быть ровным, умеренно мягким, с небольшим подъемом изголовья, чтобы не было напряжения во время сна мышц шеи, головы.
Учитывая, что дети с нарушением зрения испытывают дефицит общения со взрослыми, следует максимально использовать возможности проявления внимания, заботы, ласки к ребенку.
Методика укладывания детей. Дети с нарушениями зрения особенно нуждаются в дневном отдыхе.
Перед сном воспитатель напоминает детям, особенно в младших группах, что нужно снять очки, положить в специально отведенное место. Часто детям младшей группы делают полную окклюзию не на очки, а на глаз, поэтому в первые дни окклюдор перед сном можно снимать, делают это сестры-ортоптистки, воспитатель группы. Дети с плохим зрением снимают очки у кровати, передают воспитателю.
Прежде всего воспитатель помогает подготовиться ко сну детям физически слабым, быстро утомляющимся. Воспитатель следит за позой детей во время укладывания на сон. Детям с нарушением зрения разрешается спать на правом, иногда левом боку, на спине, особенно строгий контроль за детьми после операции. В течение всего сна воспитатель находится в спальне.
После сна детей поднимают постепенно. Процесс одевания не должен занимать много времени: в младшей группе — 20 — 25 мин, в старшей группе — 15 мин. Чтобы ускорить процесс активного включения детей в деятельность после пробуждения, рекомендуется провести несколько упражнений «на пробуждение» — потягивание, поднимание ног, рук, повороты на живот, спину, вставание и т.д.
После пробуждения воспитатель ласково разговаривает с детьми, говорит о предстоящей деятельности, чем будут заниматься,
21
что интересного они узнают, кто пойдет на занятия и т.д. Такие моменты необходимы детям для создания эмоционального настроя, деловой обстановки и т.д. Как только дети встанут, они должны надеть очки, протерев их перед этим специальной салфеткой.
*
/^ Глава 3
/ |
Преемственность в работе воспитателей, медицинских сестер ЛФК, массажа по преодолению нарушений опорно-двигательного аппарата у детей
Часто нарушения зрения обусловливают вторичные отклонения в двигательной сфере: нарушение координации движений, точности, функций равновесия, пространственной ориентировки.
По данным специалистов ЛФК, у детей отмечаются следующие нарушения опорно-двигательного аппарата: сколиотическая осанка, кифоз, плоская спина, кифосколиотическая осанка, вальгусная установка стоп, ДЦП, плоскостопие, деформация грудной клетки. Это свидетельствует о том, что дети с нарушением зрения физически слабы.
Одним из первых условий лечения нарушений опорно-двигательного аппарата является соблюдение ортопедического режима. С этой целью разработан специальный режим, определены его правила:
~ сон на ровной, жесткой постели при нарушениях осанки и позвоночника;
~ при плоскостопии и вальгусной установке стоп — ношение ботинок со шнуровкой и бинтование стоп.
Важное место в выполнении ортопедического режима дошкольником занимает обучение детей правильной рабочей позе. Совместно воспитатели и специалисты ЛФК учат детей правильно сидеть, старшим детям определяют правила нужной позы:
1. Правильно расположить руки, ноги; ровно держать туловище, голову.
2. Правильно ходить, соблюдать осанку.
3. Стоять с опорой на обе ноги.
4. Правильно сидеть на стуле, за столом, контролировать себя.
Совместная работа специалистов массажного блока и воспитателей в дошкольном учреждении осуществляется непосредственно в группе.
23
Медсестры присутствуют на занятиях, во время приема пищи, сна, в свободной игровой деятельности. Для регулярности посещения групп, контроля за выполнением ортопедического режима и правил составлен график контроля на неделю (Приложение 3). Это позволяет выработать совместные рекомендации для воспитателей и родителей. Четкое знание правил, особенностей патологии у детей помогает воспитателю постоянно держать под контролем осанку детей, напоминать правила режима, знакомить детей с правилами (например, нельзя сидеть на коленях на полу, долго стоять с опорой на одну ногу и др.).
Одним из средств устранения нарушений осанки является лечебная гимнастика. Она, как известно, помогает добиться восстановления нарушенных функций опорно-двигательного аппарата, которые не только мешают гармоничному развитию ребенка, но и отрицательно влияют на функции различных органов и систем организма.
Занятия лечебной гимнастикой невозможны без правильной постановки дыхания, поэтому одна из задач дошкольного учреждения компенсирующего или комбинированного видов — обучение правильному дыханию. Оно начинается с освоения статического дыхания.
Примерные упражнения для развития статического дыхания
1. И.П.*: лежа на спине, ноги сжаты в коленях, руки вдоль туло
вища.
Попеременно производить вдох и выдох. При вдохе — живот немного выпячивается, при выдохе — живот уменьшается. Диафрагма принимает куполообразное положение. Повторить упражнение первоначально 3 — 4 раза, каждый раз увеличивая на 1 — 2 раза, до 10— 15 раз.
2. И.П.: стоя, руки внизу, спина прямая, взор вперед. Выполнение то же.
3. И.П.: сидя на стуле, спина прямая, руками опереться о стул. Выполнение то же.
Далее детей обучают дыханию при выполнении различных упражнений. Некоторые упражнения рекомендуются воспитателям АЛЯ включения в комплексы утренней гимнастики, физкультурные занятия, физкультминутки.
'■П. — исходное положение.
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!