Промышленный переворот. Развитие тяжелой промышленности — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Промышленный переворот. Развитие тяжелой промышленности

2020-12-27 116
Промышленный переворот. Развитие тяжелой промышленности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отмена крепостного права предоставила широкие возможности для интенсивного развития промышленности. Особенно быстро развивалась угольная и металлургическая промышленность. В 60-х годах XIX в. зарождаются первые капиталистические угольные шахты. В 1861 г. предприниматель Полынов на месте крестьянской копи заложил Щербиновский рудник (сейчас шахта им. Дзержинского).

В 1867 г. на средства купца Полякова закладывается шахта «Кочегарка» в Горловке, ствол и штреки которой пробивал горный инженер П.Н.Горлов. Здесь же в 1871 г. была заложена «Корсунская копь №1», на которой в 1879 г. работало более 1000 рабочих, и было добыто 3,6 млн. пудов угля. Дальнейшее развитие получили угольные копи помещиков Рутченко, Иловайского. Помещики перестраивали своѐ хозяйство на капиталистически лад. В 1870 г. помещик Прохоров на своей земле (в 3 верстах от Мушкетово) открыл угольную шахту. Помещик Карпов арендовал у крестьян с. Старомихайловки 500 десятин земли, за ничтожную плату и построил на их земле угольные шахты. Большим рудником, находившимся на территории нынешнего Калининского района Донецка, в 70-е гг. владела помещица Рыковская.

Быстрыми темпами врастѐт производительность угля. Если в 1870 г. было добыто 15,6 млн. пудов, то в 1900 г. – 672 млн. пудов, что составляло 90,2% общероссийской добычи.

Строятся металлургические заводы. В 1869 г. Новороссийским акционерным обществом, созданным Д.Юзом, начато строительство завода в верховьях Кальмиуса. С этим событием связывают возникновение г. Донецка. 24 января 1872 г. предприятие начало регулярную плавку чугуна. В 1876 г. на двух его домнах было выплавлено 1,5 млн. пудов чугуна. С 1876 г. по 1886 г. выплавка чугуна оставалась на уровне 2 млн. пудов в год, а с 1886 по 1890 гг. она достигла более 5 млн. пудов. Уже к началу XX в. в Донбассе действовало 8 металлургических заводов (Юзовский, Сулинский, Дружковский, Енакиевский, Никополь-Мариупольский, Краматорский, Макеевский, Константиновский), в том числе 7 – с доменным производством. В 1890 г. на семи заводах было произведено 45 млн. пудов чугуна, что составляло почти половину всего производства металла на Юге. На этих заводах в 1900 г. было выплавлено 60 млн. пудов чугуна, или 33% выплавки России.

Кроме металлургических заводов, строились и другие. Вблизи Никитовки возник самый крупный завод в России по переработке киновари, который производил более 22 тыс. пудов ртути, часть которой вывозилась за границу. Строились металлообрабатывающие и машиностроительные заводы – в Горловке, Юзовке, Краматорске, Харцызске, Дружковке. Константиновке, Дебальцево. К концу XIX в. имелось уже около 300 предприятий. Наш край превратился в крупнейший промышленный центр Российской империи.

Развивалась и соляная промышленность. В 1879 г. была построена соляная шахта Брянцевская (ныне г. Соледар). В 1890 г. в Славянске, Бахмуте имелось около 30 соляных заводов, на которых вырабатывалось 30,6 млн. пудов соли, что составило 27% добычи минерала в стране.

Строительство железных дорог

Создание шахт, развитие металлургической и металлообрабатывающей промышленности способствовало строительству железных дорог. Первая ж/д линия была проложена в 1869 г. и представляла собой южный отрезок Курско- Харьковско-Азовской железной дороги со станциями: Славянск, Краматорск, Дружковка, Константиновка, Никитовка, Горловка, Криничная, Харцызск, Иловайск. Она соединяла Горловку с Ростовом и центральными губерниями.

С 1872 по 1882 год сооружены линии – Константиновская, Донецкая и Мариупольская, которые связывали все города и большие посѐлки области между собой и промышленными центрами России. В 1884 г. построена Екатерининская железная дорога, связавшая Донбасс с Кривым Рогом. Она сыграла огромную роль в развитии горной и горнозаводской промышленности страны. В 1904 г. была построена 2-ая Екатерининская железная дорога.

Параллельно шло строительство местных линий, которые строились на средства предпринимателей. К началу XX в. насчитывалось 102 линии общей протяжѐнностью более 2000 вѐрст. В целом, на конец века юг Украины по густоте железнодорожной сети стал на 1 место в России. Железные дороги сыграли важную роль в развитии Донбасса и всей промышленности России.

Роль иностранного капитала

Благодаря большим залежам угля, железной руды в Кривбассе, дешѐвой рабочей силы в край интенсивно стал проникать иностранный капитал.

Пользуясь поддержкой царского правительства, предприниматели из Англии, Франции, Германии, Бельгии на льготных условиях строили заводы, угольные шахты и другие предприятия. Только за 14 лет с 1888 по 1902 гг. в Донбассе возникло 112 иностранных акционерных обществ с капиталом в 316 млн. руб.

В 1869 г. возникло первое в Донбассе акционерное общество с иностранным капиталом – «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производства». В 1869 г. обществом был заложен металлургический завод. Его строительством занимался Джон Джеймс Юз. 24 января 1872 г. начала работать первая домна. Юз впервые в России запустил 8 коксовых печей, построил несколько шахт, железнодорожную линию.

В 1879 году вошли в строй мартеновские печи и завод по производству кирпича. Прибыль Юз направлял на производство, что позволило ему довести выплавку чугуна до 5 млн. пудов в год. Вместе с заводом развивался заводской посѐлок Юзовка. Здесь работали: банк, школа, больница. Были построены церкви. Здесь же находились дом Дж. Юза и помещение его конторы.

Также были построены металлургические заводы в Макеевке, Мариуполе, Енакиево, Краматорске, Дружковке, стекольный завод в Константиновке, соляные копи вблизи Бахмута, содовое предприятие в Славянске. Германским акционерным обществом в 1898 г. построен Краматорский металлургический завод, в 1899 г. на средства бельгийского капитала – крупнейший на юге Мариупольский металлургический завод, затем – Енакиевский.

К началу ХХ в. в Донбассе действовало 12 металлургических заводов, 11 из которых были построены на средства иностранных предпринимателей.

Заинтересованные в максимальных прибылях, иностранные фирмы эксплуатировали только богатые угольные пласты. Используя дешѐвую рабочую силу, они мало заботились о механизации производства, на шахтах и заводах преобладала тяжѐлая физическая работа. Везде хозяйничали специалисты-иностранцы. Но даже при этом отечественные мастера, инженеры совершенствовали своѐ мастерство, стремились облегчить труд рабочих.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.