Глава 4. Сказка как метод развития взаимоотношений — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Глава 4. Сказка как метод развития взаимоотношений

2020-12-27 72
Глава 4. Сказка как метод развития взаимоотношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Людям свойственно обмениваться историями. Об­мен историями, как и обмен жизненным опы­том, естественная форма взаимодействия между людьми. Соответственно, сказкотерапия — естественная форма общения и передачи опыта, органичная система воспитания новых поколений.

Сказкотерапия — лечение сказками, при котором происходит совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент пси­хотерапевтическими. Это процесс поиска смысла, рас­шифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Если рассматривать сказку с различных позиций, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории со­держат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.

Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бес­сознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в слу­чае необходимости. В процессе психологического кон­сультирования мы обращаемся как к жизненному опыту пациента, так и к его сказочному «банку жизненных си­туаций». Часто это позволяет найти нужное решение.

Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведе­нием, то он станет активным пользователем своего «бан­ка жизненных ситуаций». Сказкотерапия — это процесс образования связи между сказочными событиями и пове­дением в реальной жизни. Это процесс переноса сказоч­ных смыслов в реальность. И если взрослые не просто читают детям сказки, но и совместно размышляют над ними, то начинает работать принцип осознания взаимо­связи смысла сказочной ситуации и реальной жизни.

Сказкотерапия — это еще и процесс активизации ре­сурсов, потенциала личности, возможность поверить в свои силы.

Сказкотерапия — это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться по­тенциальные частности личности, нечто нереализован­ное, может материализоваться мечта; главное, с ней по­является чувство защищенности.

Сказкотерапией люди занимались всегда. Сегодня мы выделяем четыре этапа в развитии сказкотерапии. Ни один из выделенных этапов не заканчивался, уступая место новому. Каждый стал отправной точкой нового процесса.

Первый этап — устное народное творчество. Его на­чало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а позднее и письменного) творчества продолжается по сей день.

Второй этап сказкотерапии — собирание и исследо­вание сказок и мифов. Исследование мифов и сказок в глубинном психологическом аспекте. Терминология пси­хоанализа основана на мифах. Процесс познания скрыто­го смысла сказок и мифов продолжается поныне.

Третий этап — психотехнический. Современные пси­хотехнические подходы применяют сказку как технику, как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.

Четвертый этап — интегративный. Он связан с фор­мированием концепции комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотера­пии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной мно­гими поколениями наших предков.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ

Каждая сказка уникальна. Однако использование сказ­котерапии как воспитательной системы предполагает об­щие закономерности работы со сказочным материалом.

1. Принцип осознанности.

Основной акцент делается на осознании причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимании роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Основная задача взрослого показать воспитанникам, что одно со­бытие плавно вытекает из другого, даже если на первый взгляд это незаметно. Важно понять место и назначение каждого персонажа сказки.

2. Множественность (понимание того, что одно и то же событие, ситуация может иметь несколько значений и смыслов).

Наша задача показать одну и ту же сказочную ситуа­цию с разных сторон: с одной стороны — это так, с дру­гой — это иначе.

3. Связь с реальностью (осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок).

Наша задача кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет использован нами в реальной жизни, в каких кон­кретных ситуациях.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.