Обучение детей навыкам общения — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Обучение детей навыкам общения

2020-12-27 56
Обучение детей навыкам общения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общение между детьми и потребность в нем воз­никают на третьем году жизни ребенка. Два ос­новных фактора доминируют в становлении коммуникативной потребности, это — предметное взаи­модействие детей и влияние взрослого. Предметное вза­имодействие выдвигается на первый план по той причи­не, что предметная деятельность является ведущей в ран­нем возрасте и может служить основой для общения детей. Для младших дошкольников предметное взаимо­действие оказывается малоэффективным. Дети сосредо­точены на своих игрушках и занимаются индивидуальной игрой. Даже в 3-4 года ребенок вполне может, не обращая ни на кого внимания, играть один. Он проявляет интерес, наблюдая за другими, но не вступает в контакт. Может подражать играющему рядом ребенку, но опять-таки не общаясь. Инициативные обращения к другим детям зача­стую сводятся к попытке отобрать привлекательную иг­рушку! Поглощенность игрушками, свойственная детям этого возраста, мешает ребенку увидеть сверстника. Как показывает практика, без влияния взрослого контакты детей быстро распадаются.

Значительно более эффективным является вариант, при котором взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к личностным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, лас­ково называет его по имени, хвалит партнера по игре. При таком поведении взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные дей­ствия, адресованные сверстнику, возникает эмоциональ­но-практическое общение.

Таким образом, переход детей к субъектному, соб­ственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря взрослому. Главное, не просто демонстрировать перед ребенком бо­лее совершенные и пока недоступные ему формы обще­ния — познавательного и личностного, а вести ребенка за собой, включать его в это общение [42].

Здесь необходима целенаправленная организация дет­ского общения, которую помогут осуществить педагоги детского сада.

Если трехлетний малыш посещает детский сад, то на­верняка у него случаются конфликты со сверстниками, из-за понравившейся игрушки, неумения адекватно про­являть свои эмоции, из-за сложностей в речевом выраже­нии своих желаний и, конечно, ввиду отсутствия опыта общения. Воспитателям необходимо учить ребенка высказывать свои желания («Я хочу поиграть с этой ма­шинкой»), задавая ему стимулирующие вопросы, побуж­дая его выразить свои потребности. Например: «Ты хо­чешь поиграть с этой машинкой?», «Попроси, машинку у Васи». Поскольку у ребенка еще недостаточно социаль­ного опыта, взрослый должен предлагать ему различные варианты поведения. Случается, что ребенок не хочет идти на компромисс — делиться своей игрушкой или об­мениваться, в таком случае важно дать ему возможность наиграться игрушкой, а также научить объяснять свое по­ведение: «Я еще не наигрался», «Поиграю — отдам» и т.д, Кроме поведенческих аспектов, педагогам следует уделять внимание умению ребенка выражать свои чув­ства, причем как положительные, так и отрицательные. Помните случай с Кирюшей, описанный в начале книги? Малыш не имел представлений о приемлемых способах выражения своих теплых чувств. Такие способы ему мог­ли предложить взрослые: воспитатели и родители. На­пример, улыбнуться понравившемуся человеку, нежно обнять, сказать: «Ты мне нравишься» и др. На первых порах процесс выражения ребенком позитивных чувств должен проходить под чутким наблюдением взрослого. Начиная с раннего детства взрослые могут развивать в ребенке способность к сопереживанию: в приведенном случае следовало сказать ребенку, что когда он кусается, детям больно, неприятно. Сам по себе запрет и порица­ние неэффективны для развития личности: запрещая что-то, необходимо предложить ребенку альтернативный ва­риант, он должен знать, что существуют другие способы взаимодействия. Желательные формы поведения малыша должны подкрепляться поощрением. Педагогическое воздействие может быть как прямым, так и косвенным.

В старшем возрасте ребенок, с опорой на поддержку взрослого, может решать, как ему поступить, предвосхищая последствия собственных действий, как бы взвеши­вая все «за» и «против». Конечно, такое умение дается не сразу, ему предшествует долгая подготовительная работа.

Огромное значение для развития навыков сотрудни­чества, эффективного взаимодействия является умение детей уважительно и неконфликтно выражать собствен­ные мысли и желания. Потому-то детей надо последова­тельно, планомерно и настойчиво учить правильно стро­ить свои высказывания. Основное правило такого обуче­ния: обращение должно отражать чувства и желания ребенка и при этом не ущемлять достоинство и интересы другой стороны. Вначале педагогу придется непосредствен­но перефразировать некорректные детские высказывания, в соответствии с правилами эффективного общения. В дальнейшем необходимость прямого вмешательства вос­питателя уменьшается и постепенно сходит на нет.

Рассмотрим механизмы преобразования некоррект­ных детских высказываний.

 

Исходное детское высказывание Преобразующее высказывание вос­питателя Желательная форма высказывания ребенка
Ты жадина!   Ты бы поступил по-другому? Я бы обязательно по­том с тобой поделился.
Ты забрал все кубики!   Тебе тоже хочется по­играть с кубиками? Я тоже хочу поиграть с кубиками.  

 

Эффективность преобразованных высказываний со­стоит в том, что они предполагают дальнейшее конструк­тивное взаимодействие и развитие ситуации.

Педагогу следует не только учить детей корректно выражать свои мысли, но и говорить от своего имени.

Всякий раз, когда воспитатель слышит, что ребенок пы­тается говорить от имени своих товарищей, необходимо спросить его, узнавал ли он мнение тех, от имени которых говорит, и просили ли они его выступить от их имени. Если это не так, надо заметить, что другие дети могут иметь свое мнение, которое они при желании выскажут сами [20].

Одной из наиболее эффективных форм развития субъектного взаимодействия детей в условиях детского сада является игровая деятельность.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.