Развитие коммуникативной компетентности педагогов — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Развитие коммуникативной компетентности педагогов

2020-12-27 53
Развитие коммуникативной компетентности педагогов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воспитание ребенка —всегда двусторонний процесс, в котором взрослые, воспитывающие ребенка, и сами от­крывают в себе новые личностные ресурсы, а дети выбира­ют свой собственный путь, ориентируясь в многообразии воспитательных воздействий. Чтобы научить ребенка тому или иному виду общения, педагог сам должен уметь общаться.

Мы рассмотрим некоторые приемы, позволяющие повысить эффективность педагогического общения. Обу­чение таким приемам проводит педагог-психолог. Оно может проходить в различных формах: консультации, се­минары, групповые дискуссии, тренинги и т. д.

Широкие возможности для формирования коммуни­кативной культуры воспитателей открывают тренинговые формы работы. Такой практический опыт позволяет пе­дагогу взглянуть на особенности взаимоотношений с детьми как бы со стороны, повышает психологическую компетентность, учит применять полученные знания на практике. Тренинг позволяет за короткий промежуток времени решить многие задачи формирования и развития профессиональных качеств, а также скорректировать не­адекватное профессиональное поведение.

Существуют различные формы тренингов, но все их можно объединить в две основные группы: 1) направлен­ные на развитие определенных умений (вести беседу, раз­решать конфликты) и 2) ориентированные на углубление опыта анализа различных ситуаций общения — способ­ность адекватно воспринимать себя, партнеров по обще­нию, ситуацию в целом.

В социально-психологическом тренинге акцент дела­ется на активные методы, в частности, групповые дискус­сии и игры. Метод групповой дискуссии используется, в основном, в форме анализа конкретных ситуаций и в фор­ме группового самоанализа (групповые дискуссии, разбор проблемных ситуаций из практики, анализ ситуаций мо­рального выбора и т. д.). Среди игровых методов социально-психологического тренинга (ролевые игры, невербальная психогимнастика, поведенческий тренинг и т. д.) наиболее широкое распространение получил метод ролевых игр.

Проведение психолого-педагогического тренинга все­гда основывается на общих правилах работы в группе, таких, как:

· персонификация обращения и высказывания. Предполагает высказывания только от своего име­ни, а также обращения к конкретному человеку, и по имени, а не ко всей группе в целом;

· активность на занятиях;

· добровольность;

· правило «здесь и теперь». Актуализируются собы­тия, чувства, проблемы, которые имеют значение в настоящем времени, даже если они происходили раньше. Кроме того, обсуждаются процессы, про­исходящие непосредственно в группе;

· правило открытой обратной связи. Оно позволяет дать почувствовать говорящему отношение участ­ников группы к его сообщению;

· безоценочность личности (можно говорить о своем отношении к тому или иному поступку). Вместо оценок по адресу другого человека, высказываются чувства, которые он (или его действия) вызывают;

· конфиденциальность. Все, что происходит во вре­мя занятий, не выносится за пределы группы;

· правило «стоп». Если человек не хочет говорить что-либо, он может воспользоваться этим прави­лом [4].

Чтобы обучение педагогов развивающему общению с детьми было эффективным, нужно наличие мотивации самого воспитателя в изменении своего стиля общения. Зачастую прямое указание человеку на несоответствие каких-либо его действий ситуации или поставленным задачам не имеет выраженного эффекта. В процессе тренинга каждый его участник может самостоятельно оценивать свои возможности и трудности в конкретных коммуникативных ситуациях. Такая активная позиция — необходимое условие для возможных позитивных изме­нений в сфере общения.

Главная задача активного социально-психологическо­го обучения — это не столько овладение техникой обще­ния, сколько развитие определенных личностных качеств педагога, в частности, умения принимать и уважать чув­ства и интересы другого человека. Тренинговые занятия в самом общем виде должны включать в себя диагности­ческие приемы (преимущественно самоанализа), теоре­тические основы педагогического общения и практичес­кую часть, направленную на формирование профессио­нальных умений и навыков.

Проведение тренингов предъявляет определенные квалификационные требования к ведущему. В развиваю­щей работе с педагогическим коллективом эффективным будет использование и отдельных элементов тренинга.

Какая форма работа окажется для вас более приемлемой — зависит, прежде всего, от ваших целей и возможностей. Далее речь пойдет о некоторых приемах эффективной коммуникации, которые могут быть полезны при плани­ровании групповой работы с педагогами.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.