Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2020-12-08 | 108 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Стандартный № 2
Вода.......700 мл
Метол........8 г
Сульфит натрия
безводный......125 г
Сода безводная.... 5,75 г
Бромистый калий... 2,5 г
Вода......до 1000 мл
Время проявления указано на упаковке пленки.
Проявитель ДК-20
Вода........700 мл
Метол........5 г
Сульфит натрия
безводный......100 г
Бура кристаллнч.....2 г
Роданистый калий.... 1 г
Бромистый калий... 0,5 г
Вода........ 1000 мл
Время проявления 12 — 10 мин.
Примечание. Температура 20° С.
Проявитель Д-76
Вода......700 мл
Метол.......2 г
Сульфит натрия
безводный.....100 г
Гидрохинон.....5 г
Бура кристаллич.... 2 г
Вода.... до 1000 мл
Время проявления 7 — 12 мин.
Проявитель Д 23
Вода......700 мл
Метол... 7,5 г
Сульфит натрия
безводный.....100 г
Вода.... до 1000 мл
Время проявления 7 — 12 мин.
всех проявляющих растворов
ПРОЯВЛЯЮЩИЕ РАСТВОРЫ ДЛЯ ФОТОБУМАГ
Стандартный № 1
Вода........700 мл
Метол........1 г
Сульфит натрия
безводный....... 20 г
Гидрохинон......5 г
Сода безводная.....20 г
Бромистый калий.... 1 г
Вода......до 1000 мл
Фенидон-гидрохиноиовып
Вода (50° С).... 700мл Сульфит натрия
безводный.....26 г
Гидрохинон.....5 г
Сода безводная... 20 г Бромистый: калии... 2 г
Фенидоп......0,2 г
Вода (холодная). до 1000 мл
ФИКСИРУЮЩИЕ РАСТВОРЫ
(для пленок и фотобумаг)
Простой фиксаж
Вода (00 — 70° С)... 500 мл
Гипосульфит
кристаллич. 250 г
Вода (холодная). до 1000 мл
Кислый фиксаж;
Вода (00-70° С).. 500 мл
Гипосульфит
кристаллич......250 г
Метабисульфит калия. 13 г
Вода (холодная). до 1000 мл
Рецепты различных проявляющих и фиксирующих растворов для их самостоятельного приготовления можно найти в фотографической литературе. Ряд наиболее часто употребляемых растворов приводится выше.
|
Кислый фиксирующий раствор лучше сохраняется ц предупреждает появление бурых пятен на отпечатках.
При отсутствии водопровода не используйте колодезную воду, так как она очень жесткая. Вода из открытых водоемов (река, озеро) предпочтительнее.
ПРОЯВЛЕНИЕ ФОТОПЛЕНОК
Помимо двух основных процессов — проявления и фиксирования, при обработке пленок проводится ряд дополнительных операций: промежуточное ополаскивание между проявляющей и фиксирующей ваннами, окончательная промывка и сушка. Негативные пленки проявляют в специальных светонепроницаемых бачках. Пленку и бачок заряжают в темпом помещении или в зарядном рукаве. Перед началам работы необходимо проверить температуру обрабатывающих растворов. Температура проявителя должна быть 20 ± 0,5° С, температура фиксажа — от 18 до 25° С. Поскольку проявление ведется строго по времени, необходимо приготовить часы. Время обработки в проявителях разного состава неодинаково. Если пользуются стандартным проявителем, то время проявления в нем всегда указывается на упаковке пленки. При использовании других проявителей руководствуются указаниями к рецепту. Нужно помнить, что время проявления высокочувствительных пленок всегда больше, чем низкочувствительных, отсюда в рецептах указывается двойное время проявления.
Перед тем как наливать проявитель в бачок, запоминают (или записывают) время начала проявления. При наполнении бачка раствором катушка бачка всплывает, что хорошо видно по ее выступающему концу, за который вращают катушку при обработке. Можно заранее отмерить необходимое количество раствора, что предупредит переливание излишков проявителя и фиксажа через край. В процессе проявления катушку бачка периодически вращают. По истечении времени проявления проявитель выливают обратно в бутылку с помощью воронки и производят промежуточное ополаскивание пленки водопроводной водой в течение 25 — 30 с. Эта операция необходима, чтобы не загрязнять фиксирующий раствор остатками проявителя в эмульсионном слое. После выливания из бачка воды в него наливают фиксаж. Время фиксирования от 10 до 15 мин в зависимости от свежести фиксирующего раствора. Во время фиксирования катушку бачка также вращают. После окончания фиксирования крышку бачка открывают, фиксаж сливают в бутылку, а бачок с пленкой ставят под слабую струю воды из крана для окончательной промывки. Температура промывной воды — 15 — 20° С, время промывки — 25 — 30 мин. При отсутствии водопровода промывку ведут в часто сменяемой воде (время промывки увеличивается на 50%), катушку бачка при этом необходимо вращать. После промывки рекомендуется обработать пленку в растворе поверх-постно-активного вещества. Проще всего воспользоваться для этой цели обычным шампунем из расчета 8 — 10 капель на бачок воды. Обработка длится 15 — 20 с, и без дополнительного споласкн-вания пленка вывешивается для просушки. В результате этой операции на пленке не остается крупных капель воды, благодаря чему она быстро и равномерно сохнет, а на се обратной, стороне не остается следов в виде потеков от высохших капель воды. Сушат пленку в помещении, где нет сквозняков и мало пыли, например в ванной комнате. Пленку подвешивают с помощью прищепки к веревке, укрепив на ее другом конце пленки вторую прищепку в качестве груза. Время высыхания зависит от температуры н влажности окружающего воздуха. Судят о высыхании по характеру изгиба пленки лодочкой (он должен быть одинаков по всей длине пленки).
|
Наиболее распространенная ошибка негативного процесса — перепроявление, что происходит в результате повышения температуры проявителя или увеличения времени проявления из-за боязни недодержки. Негатив при этом получается излишне контрастным и грубозернистым. Сохранность негатива зависит от полноты фиксирования и заключительной промывки. Поэтому никогда не сокращайте время этих операций.
Оценка результатов негативного процесса и хранение негативов. Хорошим негативом следует считать такой, на котором имеется проработка деталей в тенях (самые прозрачные участки) и светах (наиболее плотные участки) при относительно невысокой общей средней плотности всего негатива. Если такой негатив прижать к печатному тексту, то при свете настольной лампы через негатив должен читаться самый мелкий шрифт.
|
Чтобы негатив был плоским и пленка не скручивалась, после высыхания ее сворачивают аккуратно в рулончик эмульсионным слоем наружу и выдерживают в таком положении от 12 до 24 ч. После этого пленку разворачивают и разрезают на куски по 6 — 8 кадров, которые хранят в бумажных пакетах. В рулоне пленку.хранить нельзя, так как в результате ее разматывания и сматывания на негативах появляются микроцарапины, хорошо различимые при увеличении и портящие фотоотпечатки. На конвертах с негативами проставляют номер, год съемки и другие дап-ные, которые заносят в специальную тетрадь-каталог, что дает впоследствии возможность найти нужный негатив в считанные минуты, несмотря на давность фотосъемки.
: Бережно относитесь к своему (Йотоархиву, аккуратно обращайтесь с негативами. Помните, что с| каждым годом они становятся в£е ценнее.
ПОЗИТИВНЫЕ ФОТОМАТЕРИАЛЫ
Конечная цель фотографического процесса — фотоотпечаток, который получают печатанием с негатива на специальный позитивный фотоматериал, чаще всего на фотобумагу. Последняя представляет собой высококачественную бумажную основу (подложку), на которую нанесен светочувствительный эмульсионный слой. Между основой и эмульсионным слоем находится подслой из сернокислого бария, придающий фотобумаге допрлнительную белизну и гладкость. В отличие от фотопленок эмульсия фотобумаг не чувствительна к оранжевым и красным лучам. Некоторые виды фотобумаг можно обрабатывать даже при желто-зеленом свете, не опасаясь их засветки. Фотографическая эмульсия по-своему составу может быть бромо-, хлоро-, йодосеребряной или комбинированной, включающей несколько различных галогенидов серебра. От химического состава эмульсии зависят некоторые характеристики фотобумаг, основными из которых являются: светочувствительность, контрастность, вуалеустойчивость, цветовой тон.
Светочувствительность фотобумаг находится в пределе от 0,5 до 20 единиц ГОСТа. Она зависит от типа фотобумаги и ее контрастности: чем контрастнее фотобумага того же типа, тем ниже ее светочувствительность.
|
Контрастность фотобумаг определяется интервалом полезных экспозиций. Чем больше этот интервал, тем мягче фотобумага, и наоборот.
Вуалеустойчивость — это способность фотослоя противостоять действию проявителя. Неэкспонированный фотослой не должен давать следов вуали при проявлении его в нормальных условиях в течение 6 — 8 мин. У некоторых сортов фотобумаг вуалеустойчивость еще выше («Унибром» — до 10 мин).
В ассортименте фотобумаг имеются такие, которые дают в процессе проявления не только нейтрально-черный тон изображения, но и цветовой тон (коричневатый, зеленый), и некоторые промежуточные тона. Такие фотобумаги называются самовирирующимися.
Фотобумаги классифицируются по ряду признаков: степени контрастности (мягкая, полумягкая, нормальная, контраст-пая и особоконтрастная); виду поверхности (особоглянце-вая, глянцевая, полуматовая, матовая, тисненая, зернистая, бархатная); плотности под-ложки (тонкая, полукартон, картон); цвету подложки (белая, слоновая кость, кремовая).
Форматная фотобумага поступает в торговую сеть в листах размером от 6 X 9 до 50 X 60 см. Промышленность выпускает также рулонную фотобумагу шири-ной от 6 до 100 см и длиной рулона до 250 м.
Наиболее распространенные типы фотобумаги
«Унибром». Бромосеребряная бумага высокой светочувствительности (до 20 ед.). Цветовой тон — нейтрально-черный. Выпускается всех пяти степеней контрастности. Пригодна для всех видов фоторабот.
«Фотобром». Бумага высокой светочувствительности (от 5 до 20 ед.), характеризуется тепло-черным тоном изображения, высоким максимальным почернением. Как и предыдущая, относится к бромосеребряным бумагам. Выпускается четырех степеней контрастности (кроме мягкой).
«Новобром». Хлорбромосереб-ряная бумага высокой чувствительности (5 — 15 ед.). Выпускается трех степеней контрастности (полумягкая, нормальная и контрастная). Обладает хор«ь шей деталпрующей способностью, высокой плотностью почернения. Цветовой тон — тепло-черный.
«Бромпортрет». Хлорбромосе-ребряная бумага средней чувствительности (3 — 12 ед.). Имеет высокие градационные характеристики. Тон получаемых изображений черно-коричневый, но может принимать и другие оттенки в зависимости от состава проявителя, его концентрации, температуры и величины экспозиции. Выпускается четырех степеней контрастности (за исключением особоконтрастной).
«Контабром». Хлорбромосереб-ряпая фотобумага низкой светочувствительности (0,8 — 2 ед.). Для проекционной печати из-за этого малопригодна. Особенностью этой бумаги является способность самовирироваться в проявителях обычного состава от черно-коричневого до красно-фиолетового. Выпускается трех степеней контрастности (полумягкая. нормальная, контрастная).
|
«Йодоконт». Йодосеребряная фотобумага низкой (0,2 ед.) чув-ствителыюсти. Характеризуется высокой деталирующей способностью и зеленым топом изображения. Предназначена для контактной печати. Выпускается трех степеней контрастности (мягкая, нормальная, полумягкая).
«Фотоконт». Хлорсеребряная бумага низкой чувствительности (0,3 — 2 ед). Предназначена для контактной печати. Цвет изображения нейтрально-черный. Имеет высокую деталирующую способность и максимальное почернение. Выпускается четырех степеней контрастности (кроме мягкой).
Фотобумаги на полиэтиленированной основе выгодно отличаются от обычных, так как быстро проявляются, фиксируются и высушиваются. Глянцевые бумаги имеют очепь высокий глянец и не требуют при этом глянцевания. Полиэти-ленировапные бумаги после высыхания сохраняют высокую плоскостность и не скручиваются даже при сушке их струей, горячего воздуха. По фотографическим показателям и тону изображения «Березка» соответствует «Унпброму», «Самшит» — «Бром-портрету», «Снежинка» — «Ново-брому».
Фототкань — специальный позитивный материал, предназначенный для рекламных и оформительских работ. Она более устойчива к атмосферным воздействиям, используется для изготовления витражей, так как. полупрозрачна. Особенностей в использовании и обработке не имеет. Применяется и для обычных фоторабот, хотя существенно дороже.
Фотобумаги, как и фотопленки, подвержены старению. Хранить их нужно при комнатной температуре в темном, сухом и прохладном место (в ящике шкафа, поближе к полу), вдали от каких-либо химреактивов. При соблюдении этих условий сроки сохранности фотобумаг, как правило, больше 20 мес для бромсеребряных фотобумаг и 12 мес для всех остальных.
ПОЛУЧЕНИЕ ФОТООТПЕЧАТКА
Процесс получения фотографического отпечатка состоит из двух этапов: фотопечати — экспонирования фотобумаги под увеличителем и последующей химической обработки фотобумаги, аналогичной обработке негативных фотопленок, по имеющей свои особенности. Одной из таких особенностей является возможность визуального контроля процесса проявления при неакти-ничном освещении. Позитивный процесс в отличие от негативного в случае неудачи можно повторить, что в значительной мере повышает вероятность успешных результатов.
Развертывание лаборатории. Растворы для обработки лучше готовить заранее, чтобы их температура сравнялась с комнатной. Обеспечив светоизоляцию помещения, развертывают лабораторию: устанавливают фотоувеличитель, ванночки для растворов и воды. Наиболее целесообразно размещать все оборудование в последовательности, соответствующей естественному ходу процесса, устанавливая слева на-право: увеличитель, ванночки с проявителем, с останавливающим раствором или водой для промежуточного ополаскивания, с фиксажем, большую ванночку с водой, куда будут переноситься готовые, отфиксированныо отпечатки. Поблизости от увеличителя размещают реле времени, чтобы оно было под рукой. Свет от лабораторного фонаря должен освещать ванночку с проявителем.
В зависимости от размеров и характера помещения лаборатории расположение оборудования может быть и иным, но всегда следует придерживаться однажды выбранного порядка во избежание путаницы.
Расставив оборудование, наливают растворы в ванночки. Выбрав желаемый масштаб увели чения, производят центров к у ламп ы увеличителя, добиваясь максимальной равномерности освещенности его экрана. При изменении масштаба увеличения центровку лампы нужно производить снова, так как при этом равномерность освещенности экрана нарушается. Такая же картина наблюдается при диафрагмировании объектива фотоувеличителя, поэтому к его диафрагмированию прибегают только в крайних случаях. Заметно улучшает равномерность освещенности матовое стекло, располагаемое между лампой и конденсором, например в лотке для светофильтров, используемых при цветной фотопечати. Такое стекло-рассеиватель одновременно делает менее заметной зерно и мелкие царапины на негативе. Менее заметными становятся при этом и пылинки, оседающие на негатив и портящие отпечаток, особенно при больших увеличениях. Избавиться полностью от этого невозможно, так как триацетатная основа негативов сильно электризуется и притягивает к себе пыль. Чтобы облегчить работу по заделыванию белых точек на позитиве, нужно хранить увеличитель либо в футляре, либо под полиэтиленовым чехлом, снимая его только на время работы. Эффективным способом борьбы с пылью является предварительное повышение влажности в лаборатории с помощью увлажнителя воздуха или каким-либо другим иутем. Достаточно, например, постоять слабокипящему чайнику на плите 20 — 30 мин, чтобы влажность в помещении кухни достигла необходимого для этой цели значения.
Нe следует использовать в увеличителе электролампу большей мощности, чем рекомендовано в его паспорте. В противном случае может дать трещины линза конденсатора вследствие его избыточного нагрева.
Хороший в техническом отношении фотоотпечаток должен иметь:
все детали в тенях;
все детали в светах;
максимум полутонов в средних по плотности участках;
максимальные почернения самых темных элементов изображения, какие только может дать данный тип фотобумаги;
максимальную белизну без малейших следов вуали наиболее светлых участков отпечатка.
При отсутствии достаточного опыта лучше взять два небольших кусочка фотобумаги, один из них отфиксироватъ, не проявляя, а другой полностью засветить под увеличителем без негатива, проявить не менее 3 мин и тоже отфиксировать. Эти образцы при работе будут служить эталонами максимальных почернений и белизны используемой фотобумаги, с которыми можно сравнивать получаемые отпечатки.
Установив в рамку увеличителя желаемый кадр, производят тщательную фокусировку объектива фотоувеличителя. Для этого на экран кадрирующей рамки кладут кусочек фотобумаги, на которую предполагают вести печать. Нельзя производить фокусировку непосредственно на экран, так как даже незначительная разница на толщину бумаги может быть причиной потери резкости снимков. Проверку фокусировки осуществляют также в тех случаях, когда переходят с тонкой фотобумаги на картон или наоборот. Сфокусировав объектив, приступают к определению необходимой экспозиции при печати и подбору фотобумаги по контрастности к данному негативу.
При подборе экспозиции:
включают увеличитель и выбирают на изображении самый светлый участок, соответствующий теням;
на кусочке фотобумаги нормальной контрастности делают несколько проб данного участка с разной экспозицией, отличающейся друг от друга в 2 раза, например 1 с, 2 с, 4 с и т. д.;
проявляют пробу не менее 3 мин, то есть до конца;
по результатам проб находят необходимую экспозицию, учитывая, что если экспозиция больше необходимой — проба сплошь черная, без различимых деталей; если же экспозиция меньше, чем нужно, на пробе не достигается максимальное почернение фотобумаги.
При правильной экспозиции на пробе должны быть различимы детали при максимальном почернении отдельных самых темных эле ментол.
При подборе фотобумаги по контрастности:
выбирают на изображении самый плотный участок негатива, что соответствует высоким светам изображения;
на кусочке нормальной фотобумаги печатают этот участок с найденной в первом случае экспозицией;
проверяют, подходит ли нормальная фотобумага к данному негативу, руководствуясь следующим правилом: если после полного проявления на пробе следов изображения почти нет. это означает. что бумага излишне контрастная и нужно взять более мягкую: если же на пробе света получаются серыми, как бы завуалированными, бумага слишком мягкая.
При соответствии фотобумаги контрасту негатива на пробе должны быть видны детали в светах при сохранении максимальной белизны отдельных участков.
При переходе на фотобумагу другой контрастности необходимо снова определять экспозицию, что вызвано различием в светочувствительности бумаг разной контрастности.
После того как найдена необходимая экспозиция и подобрана фотобумага по контрастности на кусочках-пробах, приступают к печати полного кадра. Для того чтобы иметь возможность всегда правильно подобрать фотобумагу к любому негативу, необходимо иметь под рукой несколько видов фотобумаги различной контрастности. Обычно бывает достаточно иметь три вида фотобумаги: мягкую, нормальною и контрастную.
ХИМИЧЕСКАЯ
ОБРАБОТКА
ФОТОБУМАГ
Качественное позитивное изображение получают по только при условии правильного подбора экспозиции и контрастности фотобумаги, но и в случае правильно проведенной химической обработки отпечатков. После экспонирования лист фотобумаги при помощи пинцета погружают в проявитель, следя за тем, чтобы он быстро и равномерно смачивался раствором по всей площади. В случае прилипания к эмульсионному слою пузырьков воздуха их устраняют с помощью пинцета и энергичного покачивания ванночки. Последнее с целью перемешивания проявителя необходимо продолжать на протяжении всего процесса проявления отпечатка.
Проявление фотобумаг продолжается 2,5 — 3 мни, и о его окончании судят по тому, что увеличение потемнения отпечатка более по происходит, то есть процесс проявления приостанавливается. Убедившись, что дальнейшего изменения в плотности изображения уже не происходит, проявление отпечатка заканчивают. Необходимо учесть, что выполнение одного пз условий получения качественного отпечатка — максимальное почернение теневых участков изображения — возможно только при полном, до копна, проявлении фотобумаг. Не следует опасаться псропроявить отпечаток, так как при правильно выбранной экспозиции это почти невозможно сделать, даже увеличив время проявления вдвое против пе-оохедшного. Единственно, что может произойти — это появление вуали на фотобумагах с истекшим сроком хранения. Если же в ходе проявления обнаруживается, что отпечаток становится темнее, чем хотелось бы, то это свидетельствует о том, что экспозиция при печати была избыточной. Попытка спасти пере-экаптированный отпечаток путем сокращения времени проявления приводит т; получению серых и блеклых позитивов, не имеющих участков максимального почернения фотобумаги. Это самая распространенная ошибка начинающих фотолюбителей, так как педоэкснонированныи отпечаток виден сразу, поскольку он не достигает при проявлении необходимой плотности, несмотря на увеличение времени проявления. При длительном нахождении такого отпечатка в проявителе возможны появление вуали даже на свежих фотобумагах и окраска отпечатка, хотя само изображение все равно необходимой плотности не достигнет. В этом случае на отпечатке но будет ни участков максимального почернения, пи максимальной белизны.
Красивые черно-коричневые тона на хлорбромосеребряных фотобумагах получаются только в том случае, если проявляющий раствор свежий и не загрязнен продуктами проявления. Поэтому, работая с этими бумагами, чаще меняйте проявляющий раствор на свежий.
По окончании проявления отпечаток переносят в ванну для промежуточной промывки. Такая промывка обычно производится в воде, но лучше для этой цели пользоваться кислой ванной, что предупреждает появление на отпечатке бурых пятен и увеличивает сохранность фиксирующего раствора. Наиболее простой вариант кислой ванны: 150 мл столового 9%-ного уксуса на 1 л воды. Время сноласкива-ния отпечатка в промежуточной ванне — 10 — 15 с, просто в воде — 25 — 30 с, после чего он переносится в ванночку с фиксажем.
Во время фиксирования, которое продолжается 10 — 15 мин, отпечатки в ванночке переворачивают, обеспечивая хорошее перемешивание раствора.
Простой фиксаж, особенно если его использовать без кислой промежуточной ванны, может окислять остатки проявителя в эмульсионном слое фотобумаги и вызывать появление на отпечатках темных пятен с металлическим блеском. Помимо этого, простой фиксаж быстро теряет свои свойства и перестает надежно фиксировать. По этой причине целесообразнее пользоваться кислыми фиксажами. Отпечатки не следует держать в фиксирующем растворе более 15 мин, так как фиксаж частично растворяет серебро, из которого состоит изображение, и оно при длительном фиксировании может утратить светлые мелкие детали. Поэтому но истечении времени фиксирования отпечатки переносят в ванну с водой (ванна берется таких размеров, чтобы в пей могли поместиться все изготовленные отпечатки).
После завершения химической обработки отпечатки подвергают заключительной про -мывке, которая проводится весьма тщательно. От качества промывки зависит сохранность снимков. Обычно ее проводят в проточной воле, температура которой 14 — 20° С. Время промывки тонких фотобумаг не менее 30 — 35 мни, бумаг тина картон — не менее 60 мин. Полиэтилеииро-ванные бумаги промываются значительно быстрее, и 15 мин для этой пели вполне достаточно, Для ускорения промывки и получения более падежных результатов после фиксирования и короткого споласкивания отпечатков в воде их обрабатывают в течение 2 мин в растворе, содержащем 10 г соды безводной (или 20 г сульфита патрпя безводного) на 1 л воды. После такой ванны отпечатки промываю! 12 — 15 мин в проточной воде.
Не промывайте слишком долге отпечатки на полиэтиленирован-ной основе. Это ведет к нарушению их плоскостности после высыхания.
Промытые отпечатки извлекают из воды, дают ей стечь, помещают между двух слоев ткани и прокатывают резиновым валиком, чем обеспечивается более равномерное и быстрое их высы-хаипе. Некрупные отпечатки раскладывают эмульсионным слоем вверх на ткань или старые газеты, а крупные подвешивают за уголок с помощью прищепок к веревке. Сушка не предусматривает полного удаления влаги из основы фотобумаги. Пересушен-вый отпечаток сильно скручивач
стоя эмульсионным слоем внутрь, и при попытке его выправить эмульсия может растрескаться. Подсушенные отпечатки складывают стойкой, проложив между ними листы чистой, желательно фильтровальной, бумаги, и помещают под груз, где они полностью досушиваются. Полиэтиле-нирование бумаги сушат просто на воздухе, поскольку они при высыхании не коробятся. Для их полного высыхания црц обычных условиях требуется 15 — 20 мин, тогда как отпечатки на обычной основе высыхают полностью только через несколько часов. Ускорить сушку можно струей теплого воздуха пз фена или домашнего пылесоса.
При химической обработке фотобумаг ие пользуйтесь давно приготовленными или истощенными растворами. Такая экономия, как правило, оборачивается потерями, так как стоимость испорченной при этом фотобумаги намного выше стоимости реактивов, не говоря уж о затраченном времени и труде.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАБОТКА
И ОТДЕЛКА СНИМКОВ
Высушенные отпечатки в большинстве случаев скрученные, края их неровные, разлохмачены. Помимо этого, на отпечатках обычно много белых точек или даже линий, которые резко ухудшают впечатление от снимков. Поэтому позитивный процесс завершается приданием отпечаткам законченного, пли, как иногда говорят, товарного вида. Не следует забывать, что о мастерстве фотографа судят но окончательному результату — готовому снимку, поэтому нельзя пренебрегать окончательной отделкой своих работ.
Все операции по окончательной отделке снимков можно разделить на обязательные, куда входят выравнивание отпечатков, их ретушь, обрезка, и дополнительные: глянцевание, тонирование, наклейка и т. д.
Рис. 13. Выравнивание отпечатков.
Выравнивание отпечатков. Отпечатки, даже высушенные под грузом, имеют тенденцию к скручиванию в сторону эмульсионного слоя. Особенно подвержена этому матовая бумага, а также старая бумага, хранившаяся долго при повышенной температуре, в результате чего желатиновая эмульсия на ней потеряла эластичность. Выравнивают отпечатки пх протягиванием в разных направлениях но ребру стола или другой поверхности. Конечно, перед выравниванием необходимо убедиться, что ребро стола абсолютно гладкое, так как даже небольшие его неровности оставляют на отпечатке неустранимые полосы, что приводят его в полную негодность. В случае необходимости ребро стола обрабатывают наждачной бумагой. Для выравнивания отпечаток кладут изображением вверх на край стола, прижимают его левой рукой к поверхности, а правой, взявшись за уголок отпечатка, протягивают вниз через ребро (рис. 13). Эту операцию проделывают неоднократно со всех четырех углов отпечатка, пока он полностью по выровняется, что в значительной степени зависит от усилия, с каким отпечаток прижимается к столу, и от угла протягивания. Ни в коем случае нельзя подвергать подобной операции пересушенные отпечатки. Это неизбежно приведет к растрескиванию эмульсии, которое не устранимо никаким путем. Выровненные таким образом отпечатки желательно снова положить на какое-то время под груз, после чего они становятся абсолютно ровными.
Снятие вуали, очистка светов. В ряде случаев на отпечатках света оказываются недостаточно белыми, с небольшой вуалью, которая становится заметной только при обычном освещении. Чаще всего это бывает при небольшом нереэкспонировании или при использовании фотобумаги с истекшим сроком храпения. Этот дефект легко устраним, для чего мокрый отпечаток обрабатывают в растворе следующего состава:
Калий железосинеродистый (красная кровяная соль) 0,25 г
Гипосульфит натрия кристаллический......10 г
Вода......500 мл
Для этой цели используют и продаваемый в фотомагазинах ослабитель Фармера, разбавив его дополнительно водой в соотношении 1:1 (по объему). Данный раствор долго не сохраняется, и его нужно готовить непосредственно перед работой. Отпечаток быстро погружают в ванночку с раствором (ванночку непрерывно покачивают). За ходом ослабления вуали непрерывно наблюдают, чтобы не произошло излишнего ослабления, при котором на изображении утрачиваются мелкие детали. Процесс снятия вуали продолжается обычно 3 — 5 с, после чего отпечаток промывается в воде 15 — 20 мин и высушивается.
Ретушь отпечатков. Несмотря на принимаемые меры, полностью избавиться от пылинок на негативе не удается, и белые точки и линии бывают на отпечатках почти всегда. Особенно они заметны на портретных снимках, что совершенно недопустимо. Устраняют подобные дефекты путем ретуши сухих отпечатков. Для этого нужны небольшая кисточка (№ 1 или 2) и черный краситель. В качестве последнего можно использовать тушь, но лучше всего подойдет анилиновый краситель, который более прочно держится на эмульсионном слое фотоснимков» и не изменяет свой цвет со временем. Для приготовления раствора для ретуши берут одну упаковку черного анилинового красителя для ткани, растворяют его в 150 мл горячей воды, фильтруют через вату и добавляют 5 г сахара и 0,5 г борной кислоты, после чего кипятят раствор 10 — 15 мин при помешивании, чтобы краска не пригорала. Затем проверяют цвет красителя, нанося его на бракованный отпечаток. Если цвет не совпадает с топом отпечатков, что бывает достаточно часто. его корректируют. Если краситель имеет коричневатый пли фиолетовый оттопок, в пего добавляют зеленую (можно акварельную) краску, если же оттенок получается голубоватым пли зеленоватым — коричневую пли красную. Краску для коррекции цвета красителя добавляют в ничтожно малых количествах, все время проверяя получаемый тон. Остывший краситель держат в герметично закрываемом флаконе, где он хранится неограниченно додго.
Для работы небольшое количество красителя наносится тонким слоем на кусок стекла (оргстекла), который служит своеобразной палитрой. Слегка увлажненной (но не мокрой!) кисточкой берут с палитры немного красителя и легкими движениями прикасаются кончиком кисти к белой точке на отпечатке, которую надо заделать. Краска хорошо сходит с кисти и впитывается эмульсией. Чем темнее окружающий фон, тем большее число раз прикасаются кистью к ретушируемой поверхности.
Обычно ретушь начинают с более темных участков, переходя но мере уменьшения краски на кисти к более светлым. Волосяные линии заделывают путем нанесения последовательного ряда точек.
Несколько сложнее удалять на снимках черные точки и линии, которые тоже иногда бывают на отпечатках. Это можно сделать механическим; путем, соскребая сухую эмульсию с помощью специального скребка или остро отточенного лезвия ножа. В качестве скребка обычно используют лезвие безопасном бритвы. Движения при работе скребком должны быть деппши, без усилий, чтобы снималась лишь топкая стружка желатины, не затрагивая бумажной основы.
Существует и химический способ удаления темных точек. Для этого копчиком остро отточенной спички, смоченным аптечной настойкой йода, слегка касаются места на отпечатке, которое нужно отретушировать. Образовавшееся на этом месте йодистое серебро бурого пвета полностью обесцвечивается в растворе обычного фиксажа, и черная точка превращается в белую. Промытый и высушенный отпечаток после этого ретушируют красителем обычным способом.
Ретушь снимков требует определенного навыка, по научиться этому необходимо каждому фотолюбителю. Чтобы убедиться в этом, достаточно всего один раз сравнить норетушированный и отретушированный снимки.
Глянцевание. Некоторые сюжеты выглядят лучше, если отпечатки отглянцованы. Глянцуют особоглянцевые и глянцевые бумаги всех типов, за исключением поли этил он ироваппых. Существуют два способа глянцевания: холодный и горячий. Холодный способ дает глянец более высокого качества, но требует больше времени, вследствие чего горячий способ используется чаще.
Для глянцевания отпечатков холодным способом необходимо иметь зеркальное шлифованное стекло. Иногда для этой цели пользуются органическим стеклом, по качество глянца при этом получается ниже. Зеркальное стекло перед работой тщательно моется, обезжиривается спиртом или чистым бензином, вытирается насухо, припудривается тальком и снова протирается. Поверхность оргстекла такой подготовки не требует, его достаточно хорошо промыть с мылом. Мокрые отпечатки накладывают на стекло, удаляют излишнюю влагу с помощью ткани и плотно прикатывают к поверхности стекла резиновым валиком, не допуская, чтобы между стеклом и отпечатком оставались пузырьки воздуха. В противном случае в этих местах будут «мушки» — -непроглянцованлые участки. Высохшие отпечатки отделяют от стекла, поддевая их кончик лезвием ножа. С поверхности оргстекла отпечатки отскакивают сами.
Глянцевание горячим способом ведут на специальных электроглянцевателях, в инструкциях к которым рассказано о порядке работы с ними. Заметил!, что некоторые сорта фотобумаг пе глянцуются на электрогляп-иевателях без «мушек». Повысить качество в этих случаях можно путем предварительной обработки отпечатков в 5%-ном растворе желатины в воде в течение 2 — 3 мин.
Тонирование отпечатков. При желании цвет черно-белого отпечатка может быть изменен с помощью специальной химической обработки, называемой тонированием. Существует много различных способов тонирования снимков в самые разнообразные цвета. Рецепты необходимых для этого растворов приводятся в руководствах но фотографии. Можно для этой цели воспользоваться виражами фабричного изготовления, продаваемыми в фотомагазинах. Обратим внимание только на то, что отпечатки, предназначенные для тонирования, должны быть правильно проэкс-понированы и полностью проявлены, иначе после обработки в тонирующих растворах на них могут появиться потеки и пятна. Недопустима на таких отпечатках и даже самая незначительная вуаль: пе очень заметная до тонирования, она становится неприемлемой на оттоштровапиом снимке.
Окрашивание подложки. Солнечные пейзажи, снимки поделок из дерева и ряд других сюжетов выигрывают, если они напечатаны на бумаге, имеющей окрашенную подложку. Такие фотобумаги се
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!