Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2020-12-08 | 196 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ТЕМА 1
РАЗЛИЧНЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ, РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ СИСТЕМЫ: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
В результате выполнения заданий вы сможете:
· различать этнические и религиозные ценностные системы окружающих вас культур;
· применять знания об особенностях ценностно-нормативных систем при анализе проблемных ситуаций.
Задание 1.1. Объясните следующие понятия:
Ценности _____________________________________________________
______________________________________________________________
Нормы ________________________________________________________
______________________________________________________________
Санкции ______________________________________________________
_______________________________________________________________
Традиции______________________________________________________
______________________________________________________________
Обычаи_______________________________________________________
______________________________________________________________
Табу __________________________________________________________
______________________________________________________________
Задание № 1.2. Давайте познакомимся!
Кто Вы? Отвечая на этот вопрос многие люди, начинают поизносить пространные фразы, уклончиво обобщать то, что имеет глубокие корни, скрывать внутренние предпочтения, представления, заложенные в семье, обычаях, традициях. Но ведь если вы хотите, чтобы вас приняли таким, какой вы есть – расскажите о себе и с удовольствием послушайте рассказ о себе окружающих вас людей. Давайте познакомимся!
1. К представителям, какой нации вы себя относите?_______________________________________________
2. Назовите свои национальные праздники, интересные самобытные обычаи, традиции своего народа _________________________________________________________
3. Три основных блюда вашей национальной кухни ________________________________________________________
- умеете ли Вы их готовить?_____________________________
4. Ваши национальные музыкальные инструменты_____________________________________________
|
5. Знаете ли Вы свои народные сказки? Назовите их.______________________________________________________
6.Перечислите героев ваших народных сказок, песен, легенд, преданий __________________________________________________________
7. Часто ли вы говорите на своём родном языке в стенах учебного заведения (на производстве)? ________________________________________________________
- с кем? _________________________________________________
· 8. Как Вы считаете, играет ли для Вас национальность значимую роль в общении с людьми?_________________________________________________
9. Назовите, какую - либо фразу на своём родном языке, которую бы знали окружающие (или хотя бы могли догадаться о смысле) ________________________________________________________
10.Назовите самую яркую черту вашего национального характера________________________________________________
11. Что привлекает Вас в другой культуре или, может быть, отталкивает?_______________________________________________
12. Как Вы понимаете термин «толерантность» в контексте межкультурного взаимодействия, кроме распространенного варианта «национальная терпимость»:________________________
_________________________________________________________
13. Как Вы думаете, почему сегодня теме межкультурного взаимодействия уделяется особенное внимание? _________________________________________________________
________________________________________________________
Задание 1.3. Культурный ассимилятор
Для подготовки к межкультурному взаимодействию широкое распространение во многих странах мира получили так называемые культурные ассимиляторы. Цель при использовании данного метода – научить человека видеть ситуации с точки зрения членов чужой группы, понимать их видение мира. Поэтому культурный ассимилятор называют также техникой повышения межкультурной сензитивности.
Первые культурные ассимиляторы были разработаны психологами университета штата Иллинойс в начале 60-х гг. под руководством Г.Триандиса. Они предназначались для американских граждан, взаимодействующих с арабами, иранцами, греками, тайцами. Создатели модели ставили своей целью за короткое время дать обучаемым как можно больше информации о различиях между двумя культурами.
|
Культурные ассимиляторы состоят из описаний ситуаций (от 35 до 200), в которых взаимодействуют персонажи из двух культур, и четырех интерпретаций их поведения – каузальных атрибуций о наблюдаемом поведении. Информация подбирается так, чтобы представить ситуации, в которых проявляются либо значительные, либо наиболее значимые ключевые различия между культурами. При подборе ситуаций учитываются взаимные стереотипы, различия в ролевых ожиданиях, обычаи, особенности невербального поведения и многое другое.
Проанализируйте представленные ниже ситуации.
Первая ситуация для анализа из культурного ассимилятора, предназначенного для обучения российского персонала совместных российско-германских предприятий (автор: Ю.С. Луканцевер).
Антону Василькову повезло – сразу после окончания института он устроился на работу в совместное предприятие. Очень часто после рабочего дня он вместе со своими немецкими коллегами заходил в бар выпить пива и поболтать. Отношения, как казалось Антону, из деловых все больше превращались в дружеские. На следующий день после очередных «посиделок» Антон обратился к сидящему с ним рядом в офисе Питеру Бергу: «А помнишь, ты вчера рассказывал, как вы с Мартином устроили дебош в ресторане?». На что последовал очень резкий ответ: «Антон, занимайся своей работой». Молодой человек был обескуражен – вчера они с Питером были лучшими друзьями, а сегодня такое обращение.
Как бы Вы объяснили Антону причину размолвки с немецким коллегой? Выберите вариант ответа.
1. Питер – грубый, невоспитанный человек.
2. Питер убежден, что то, что было рассказано в частной беседе, не стоит предавать огласке.
3. Питер полагает, что на рабочем месте не стоит говорить о посторонних вещах.
4. Питеру неприятно вспоминать случай из своей жизни, о котором он рассказал, изрядно выпив.
Интерпретация выбора
Вы выбрали объяснение № 1. В предложенной ситуации нет никаких указаний на невоспитанность Питера. Напротив, Антон, довольно давно с ним общавшийся и считавший Питера своим другом, был явно шокирован его резкой отповедью. Вернитесь к ситуации и сделайте другой выбор.
Вы выбрали объяснение № 2. Это вполне вероятный вариант ответа – правила хорошего тона диктуют, что не следует делать достоянием гласности содержание частной беседы. Но в ситуации нет указаний, что кто-то мог слышать разговор коллег, сидящих за соседними столами. Попытайтесь найти более точное объяснение.
|
Вы выбрали объяснение № 3. Это лучший вариант ответа. Немцы обычно не смешивают понятия дружбы и деловых отношений. Поэтому они считают, что в баре можно говорить на любые темы, а на рабочем месте – только на темы, непосредственно связанные с работой. Россиянин, взаимодействующий с немецкими партнерами и не придерживающийся этого принципа, может прослыть бестактным, бесцеремонным, навязчивым и невоспитанным.
Вы выбрали объяснение № 4. Исключить такую возможность нельзя, и тогда негативная реакция Питера на высказывания Антона понятна. Но это объяснение не раскрывает ситуацию полностью. Попытайтесь найти более точное объяснение.
Вторая ситуация предназначена для обучения российских граждан к взаимодействию с представителями народов Кавказа.
Иван Иванович Иванов, специалист по этнопсихологии, был приглашен своим другом Барасби на свадьбу своего младшего брата. Во время свадьбы он пошел погулять в сад, напевая веселую песенку. Но тут на его пути оказалась группа беседующих гостей. Чтобы пройти дальше по довольно узкой дорожке, ему пришлось лавировать между ними. Иван Иванович старался выглядеть как можно более приветливым и доброжелательным и, продолжая напевать, похлопал некоторых из них по плечу. Однако гости отнеслись к нему не совсем по–дружески и буквально вытолкали за пределы своего круга. Немного помятый, недоумевающий и окончательно сбитый с толку, Иван Иванович поспешно отправился в гостиницу.
Что же случилось? Выберите подходящее ситуации объяснение.
1. На Северном Кавказе существует ритуальный обряд дружеской потасовки с гостем как способ выражения ему огромного уважения.
2. Гости в саду были оскорблены тем, как и что пел Иван Иванович.
3. Иван Иванович помешал общению гостей.
4. Гости были пьяны и перепутали Ивана Ивановича с кем–то другим.
Вы выбрали объяснение №1. Северный Кавказ славится многообразием обычаев и традиций, но обычая дружеской потасовки с гостем просто не существует. Выберите другой вариант ответа.
|
Вы выбрали объяснение №2. Гостей не могло оскорбить пение Ивана Ивановича, так как он обладает неплохими вокальными данными, а песенка была совершенно безобидной. Данный ответ не является подходящим объяснением.
Вы выбрали объяснение №3. Это самый подходящий ответ. Иван Иванович действительно помешал общению гостей. В культурах Северного Кавказа невербальные аспекты общения, в том числе правила организации пространства общения (проксемического поведения), являются весьма значимыми. Пройдя между разговаривающими мужчинами, да еще применив исключаемую в социальных ситуациях форму телесного контакта – похлопывание по плечу, Иван Иванович грубо нарушил личное пространство общающихся, прервал их диалог. Жителей Северного Кавказа обычно настораживает несоблюдение необходимых стандартов учтивости (даже по незнанию) и вызывает у них чувства неприязни и антипатии.
Вы выбрали объяснение №4. Жители Северного Кавказа трепетно относятся к культуре пития спиртных напитков, особенно за праздничным столом. Они не склонны напиваться и приставать к окружающим. Найдите иное объяснение ситуации.
Задание 1.4. Спорные утверждения
Изучите утверждения в таблице. Они не могут быть истолкованы одинаково разными людьми. Определите степень своего (не)согласия по поводу каждого утверждения:
«Полностью согласен» (ПС)
«Согласен с оговорками» (СО)
«Не согласен, но с оговорками» (НСО)
«Совершенно не согласен» (СНС)
Аргументируйте выбранный вариант.
Утверждение
Степень согласия
Коммен-тарий
|
Задание 1.5. Подумайте, какие народные игры к какому этносу относятся:
1) мордовская народная игра________________
2) русская народная игра___________________
3) чувашская народная игра_________________
«Гуси лебеди»; «Коршун и цыплята»; «Жмурки»; «Луна и солнце»; «Игра Петы», «Лапта»; «Игры Когама»; «Лесной батюшка»; «Птицелов», «Хищник в море»; «Котел».
Задание 1.6. «Мотивация».
Работа в группах по 4 чел.
Ответьте на вопросы, ознакомившись с анекдотом:
Тонет корабль. Капитан просит всех пассажиров перебраться в шлюпки, но пассажиры боятся спрыгнуть с борта. Тогда капитан подходит к каждому пассажиру, что-то говорит им на ухо, и все быстро прыгают в шлюпки. Помощник интересуется:
- Капитан, а что вы им такое сказали?
- К каждому свой подход. Немцам я сказал, что это приказ. Американцам сказал, что это патриотично. А русским – что это запрещено».
На каких стереотипных представлениях основан следующий анекдот? Можно ли использовать такой подход для трудовой мотивации в поликультурном коллективе? Обсудите в своей группе эти вопросы и свой ответ аргументируйте.
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!