Актуализация пройденного материала. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Актуализация пройденного материала.

2020-12-08 96
Актуализация пройденного материала. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Актуализация пройденного материала.

Беседа

В конце XVII века перед Россией стояли три основные внешнеполитические задачи – какие?
– Как мы с вами знаем, в начале своего правления Петр I пытался решить одну из них. Укажите какую
– Что было сделано для её решения?
– Когда и как закончилась эта война?
– Вспомните дальнейшее действие Петра I.
– Его итоги?

1. Введение в тему урока, целеполагание. - После «Великого посольства» стали четко ясны направления и задачи внешней политики Петра I. Укажите какие и прокомментируйте.

Ответы учащихся: (из-за границы Петр приехал с твердым намерением преодолеть отставание России от западноевропейских стран; для укрепления связей с Западной Европой Петр считал обязательным условием борьбу за выход России к берегам Балтики; провал создания антитурецкого союза, утвердило Петра I, в намерении борьбы со Швецией за выход к Балтийскому морю).

-Какие способы достижения этих задач, выбрал Петр I? (Прямое военное столкновение со Швецией)

Таким образом, цель сегодняшнего урока заключается в том, чтобы определить значение Северной войны для России.

Мы будем рассматривать эту тему по такому плану:

Причины войны и её начало.(1700)

Реформа армии.

Полтавская битва (1709).

4. Прутский поход (1711).

Победы русского флота (1714, 1720).

Ништадтский мир (1721).

Изучение нового материала

После “Великого посольства” стали четко ясны направления и задачи внешней политики Петра I. Вспомните какие? (Ответы учащихся)

Причины войны и её начало. (1700)

Итак, перенесёмся мысленно в XVIII век. Швеция к началу века была самым могущественным государством Северной Европы. Она стремилась превратить Балтийское море в «шведское озеро». Это вызвало враждебность к Швеции прибалтийских государств: Дании, Саксонии, Речи Посполитой. У России был свой счёт к Швеции. Во времена Смуты Швеция отняла у России побережье Финского залива.

Исходя из этого, выделите основные причины Северной войны и назовите их

1. Господство Швеции на Балтике.

2. Стремление России вернуть выход к Балтийскому морю.

Поводом к войне для России стал момент, когда все ведущие страны были заняты дележом “Испанского наследства”, Россия в 1699г. заключила Северный союз с Данией, и Саксонией, приобрела боевой опыт в Азовских походах (слайд 5)

Начало боевых действий. Для Северного союза война началась неудачно.

Подтвердите это фактами из текста учебника (2-й абзац §14)

1. Шведы нанесли поражение Дании и вынудили её выйти из войны.

2. Шведы заставили курфюрста Саксонии Августа II снять осаду спринадлежащей Швеции Риги.

В этих условиях Пётр I сумел быстро заключить мир с Турцией и направил войска к шведской крепости Нарва (карта!). Здесь, под Нарвой, в 1700 году шведская армия разгромила русские войска.

Назовите причины поражения русской армии под Нарвой.

1.Превосходство шведов в подготовке армии, как технической, так и тактической.

2.Предательство иностранных офицеров, служивших в русской армии.

Первые победы.

После поражения России под Нарвой, шведский король Карл XII думал, что с Россией покончено и стал вести боевые действия против Польши.

Как вы думаете, почему Карл XII решил, что с Россией покончено?

1. Русские потеряли 8 тыс. солдат – шведы – 3 тыс.

2. Армия Петра осталась без артиллерии.

Особой строкой в политике Петра прошли войны, для ведения которых нужна была большая, хорошо вооруженная армия.

После такого поражения другой бы главнокомандующий сдался, но не ПётрI. Он решил воспользоваться передышкой, чтобы усилить российскую армию.

Переходим ко 2-ому пункту плана.

Реформа армии

Итак, «нарвская конфузия» не прошла даром для молодого царя, он деятельно занялся созданием регулярной армии.

Используя учебник (§4 п.2), выпишите меры, принятые Петром I, для усиления русской армии и прокомментируйте (3-4 минуты).

1. Замена стрелецких войск регулярной армией.

2. Введение рекрутского набора и пожизненной военной службы (1699)

3. Создание военных заводов на Урале.

4. Создание военных учебных заведений.

5. Принятие «Устава воинского» (1716), «Устава морского» (1720).

6. Строительство военно- морского флота.

Сделайте вывод - какой стала русская армия в 1708-1709гг?

(Армия стала боеспособной и сильной.)

И это привело к первым победам.

В 1702 г. русская армия штурмом овладела Нотебургом (Орешком) в устье Невы. Учитывая ключевую роль этого города при выходе на Балтику Пётр переименовал его в Шлиссельбург («ключ-город»)

В 1703 г. на Неве был заложен Санкт-Петербург, ставший вскоре более чем на двести лет столицей России

Полтавская битва

Усиление позиций России вызвало опасения Карла XII. Карл XII, ведя активные военные действия против Августа II, вывел Польшу из войны и стал готовить вторжение на территорию России. Крупное сражение произошло летом 1708года у деревни Лесной.

Прослушав сообщение о сражении, дайте ему оценку.

Пётр I впоследствии назвал это сражение «матерью Полтавской баталии».

Что имел в виду Пётр, давая такую оценку битве?

Карл XII решил вести свою армию на Украину, чтобы восстановить силы. На Украине на сторону шведов перешёл гетман Мазепа- правитель Украины и глава украинского войска. Пользовался огромной доверенностью московского правительства и самого Петра I Мазепа не верил в силу России и Петра I. Его целью было с помощью шведов создать «самостийное» Украинское государство.

Карл XII не смотря на значительные силы русской армии, упрямо ведёт свою армию к катастрофе. Он настаивает на осаде и взятии Полтавы. Небольшой украинский город шведы осаждали три месяца

Прислушаемся к любопытному разговору Карла XII с генералами своей армии.

Сделайте вывод о положении шведской армии под Полтавой.

Вывод ( учащиеся): армия Швеции морально ослаблена. По мнению генералов город будет взять трудно. Нет согласия среди командования. Карл по–прежнему самоуверен, не сомневается в победе, которая принесёт славу ему и армии

Генеральное сражение решено было дать под Полтавой. 4 июня к Полтаве приехал царь Пётр и лично занялся осмотром местности и выбором места сражения

Используя схему сражения, оцените этот выбор

Оба монарха перед сражением совершили осмотр своих армий, оба обратились с речью к солдатам.

Прослушав их речи, догадайтесь, какая принадлежит Карлу, какая Петру.

Зачитывают 2 ученика

Карл XII Воины! Я призываю вас овладеть этой землёй, её богатствами. А после сражения приглашаю офицеров в шатры царские!

Пётр I Воины! Я призываю вас принять сражение за государство, за народ, за веру нашу, за церковь! Пришёл час решить судьбу Отечества!

27 июня 1709 г. в 2 часа ночи шведская армия скрытно подошла к редутам, но Была обнаружена.Так началось великое сражение. «И грянул бой, Полтавский бой…». Познакомимся с ходом Полтавской битвы.(просматриваем фрагмент анимации о ходе Полтавской битвы).

Рассказ учителя по ходу просмотра анимации.

Задание группе: Определите причины победы русской армии в Полтавской битве

1. Военные реформы Пётра I.

2. Боеспособность и мобильность русской армии.

3. Возрос боевой дух армии.

4.Мужество и героизм солдат.

5.Умелое командование.

Какое значение имела Полтавская победа для хода войны? Для России в целом?

(ответы учащихся)

В Европе сама мысль о том, что Карл XII может потерпеть поражение, казался абсурдом, и, когда слухи о бое докатились до Европы, газеты по шаблону стали прославлять очередную победу Северного Льва над Русским Медведем. Лишь через несколько дней выяснилось, что армия Карла XII фактически уничтожена…

Проверка работы.

Итак, в 1709г. армия шведов была разбита, но война со Швецией продолжалась ещё много лет. Одна из причин затяжного характера Северной войны заключалась в том, что России кроме Швеции противостояла Турция, объявившая ей войну в 1710 году. Она вошла в историю под названием Прутский поход.

Мы переходим к 4 -ому пункту плана.

4 Прутские походы

Каковы последствия Прутского похода?

В чем заключались истинные причины согласия Турции на мир с Россией?

(рассказ о Прутском походе)

Ответы на вопросы.

Поражение и потеря Азова уже не могли повлиять на превращение России в великую державу.

Победы русского флота

После Прутского похода Северная война возобновилась. Это привело к активизации боевых действий на море. Русский флот одержал две серьёзные победы над шведами.

Какие? Найдите в учебнике и выпишите даты и места этих морских сражений

(в 1714г. у мыса Гангут и в 1720г. у острова Гренгам.)

Значение морских побед.

Ништадский мир

В 1721 году в финском городе Ништадте был заключён мирный договор между Швецией и Россией, по которому Россия возвращала Швеции Финляндию (кроме Выборга), но получала Балтийское побережье от Выборга до Риги с огромными территориями Лифляндии, Эстляндии, Ингерманладии (Ижорская земля).

Итоговое обобщение

Вернемся к цели нашего урока: определить значение Северной войны для России

Какое значение для России имела победа в Северной войне?

(ответы учащихся)

Почему к сегодняшнему уроку взят этот эпиграф?

Изучение нового материала —

План урока:

· Начало разложения феодально-крепостнической системы.

· Вольное экономическое общество.

· Сельское хозяйство.

· Промышленность.

· Торговля.

· Финансы.

· Итоги развития.

· Начало разложения феодально-крепостнической системы.

Должны выписать:

Во-первых, оказалась утраченной натуральная замкнутость помещичьего и крестьянского хозяйств. Все чаще производимые в них продукты не потреблялись самими производителями, а вывозились на продажу.

Во-вторых, появлялись ростки новой экономической системы, основанной на наемном труде.

В-третьих, сохранявшиеся крепостнические порядки тормозили развитие новых форм труда. Источники формирования рынка рабочей силы были ограничены сохранением крепостного права.

В-четвертых, усилилось ограбление крестьянства помещиками и государством.

В-пятых, разорение и упадок переживало крестьянское хозяйство, являвшееся основой экономической системы страны. Значительно увеличилось число разорившихся крестьянских хозяйств.

думаете: почему идет процесс разрушения натурального хозяйства, почему и помещики и крестьяне все больше стали использовать элементы товарного хозяйства?

Ожидаемый ответ: еще в 17 веке в России начал складываться всероссийский рынок, шел процесс специализации районов. Люди стали понимать, что это повышает эффективность их хозяйств, повышает уровень их жизни.

Работа по группам.

Сельское хозяйство. Несмотря на начало разложения феодально-крепостнической системы, сельское хозяйство страны в 60—90-х годах развивалось довольно успешно. Но это было связано не с новыми формами труда, а с освоением новых земель, которые Россия завоевала в Северном Причерноморье. Стремясь быстро освоить новые земли и заселить их, Екатерина II приказала выделять помещикам, согласным на переселение своих крепостных в южные районы (Новороссию), от 1,5 тысячи до 12 тысяч десятин земли в этих плодородных местах. Кроме того, участки размером 60 десятин здесь могли получить любые желающие, кроме крепостных крестьян. В результате к концу царствования Екатерины II Новороссия стала в большом количестве не просто производить, но и вывозить за границу хлеб.

Новые земли осваивались в Поволжье, на Урале и в Сибири крестьянами-переселенцами. Местные жители этих частей страны, традиционно занимавшиеся кочевым скотоводством, переходили к земледелию.

Внедрялись новые породы скота и сельскохозяйственные культуры. Все большее значение постепенно приобретали картофель и подсолнечник.

Промышленность. Развитие промышленности, основой которой было мануфактурное производство, шло более высокими темпами. Это объяснялось, с одной стороны, непрекращающимися войнами, требовавшими производства в огромных количествах сукна для нужд армии и флота, парусины для строящихся судов, металла для пушек, а с другой — заинтересованностью зарубежных потребителей в дешевых русских товарах (металле и парусине, сале и пеньке). Все это объясняло быстрый рост численности мануфактур в России. Если в начале XVIII века их насчитывалось 30, в 1725 году — 200, в 1750 году — 600, то к концу столетия — уже 1200.

Торговля. Успехи в развитии промышленности и сельского хозяйства способствовали дальнейшему развитию внутренней и внешней торговли. Еще больше стало сельских торжков и ярмарок, что говорило о постепенном втягивании крестьян в рыночные отношения. Усилился товарообмен между городом и деревней. Торговля в городах стала ежедневной, а не по выходным дням, как прежде. Крупнейшими торговыми центрами страны были Москва и Петербург. В Северную столицу ежегодно доставлялось более 11 миллионов пудов зерна. Новые крупные ярмарки возникли на Украине и в Сибири. Крупнейшей из них была Нежинская ярмарка, на которую три раза в год свозились товары изо всей России, Западной Европы и Турции. Главным центром торговли между русскими и украинскими купцами стала Коренная ярмарка под Курском. Основными центрами внешней торговли были Рига и Санкт-Петербург. Началось строительство южных портов — Одессы, Херсона и др. Главным экспортным товаром был металл. Если в начале царствования Екатерины его вывоз составлял 800 тысяч пудов в год, то уже к началу 80-х годов он составил почти 4 миллиона пудов.

По мере освоения Северного Причерноморья быстрыми темпами рос вывоз зерна в Европу. Зерно стало одним из главных экспортных товаров России более чем на сто лет.

Вместе с тем внешняя торговля велась в основном при посредничестве иностранных купцов, которые впервые после Петра I стали проникать и на внутренние рынки России.

Беспрерывные войны, которые велись в царствование Екатерины, требовали колоссальных материальных затрат. Это приводило к росту налогов, которыми облагали главным образом крестьян. За время правления Екатерины население страны увеличилось вдвое, а доходы казны — в четыре раза. После реформы местного управления 1775 года и резко выросшего аппарата управления расходы на содержание государственного аппарата в центре и на местах увеличились с 22 до 50% всех расходов бюджета. Еще 40% уходило на содержание армии и флота. Денег катастрофически не хватало. Это вынудило Екатерину впервые прибегнуть к внешним займам, выданным под большие проценты голландскими, а затем и генуэзскими купцами. С начала войны с Турцией в 1768 году Екатерина объявила о создании ассигнационных банков, начавших выпуск бумажных денег. Вскоре бумажный рубль стоил уже на 40% меньше, чем серебряный. Это, в свою очередь, вызвало увеличение помещичьего оброка за годы царствования Екатерины втрое.

Вывод: таким образом, за годы царствования Екатерины II в социально-экономическом развитии России наблюдались два противоречивых процесса.

С одной стороны, нарастало развитие новых форм хозяйства, основанных на наемном труде и рыночных отношениях.

С другой стороны, сохранение крепостнической системы тяжелым бременем ложилось на экономику страны, в особенности на крестьянское хозяйство. Отсюда — противоречивый характер результатов экономического развития. Высокие результаты были лишь там, где меньшим было влияние крепостнических порядков.

Bce это свидетельствовало о необходимости изменения самих основ господствующего феодально-крепостнического строя.

4. Закрепление пройденного материала

1. В чем проявилось начало разложения феодально-крепостнической системы?

2. С какой целью было создано Вольное экономическое общество? Выполнило ли оно поставленные задачи?

3. Чем можно объяснить успехи развития сельского хозяйства в условиях разложения феодально-крепостнической системы?

4. Как вы можете объяснить успехи мануфактурного производства?

5. Какие новые черты в торговле появились во второй половине XVIII века?

Домашнее задание

 Изучить материал и законспектировать

 

 

Актуализация пройденного материала.

Беседа

В конце XVII века перед Россией стояли три основные внешнеполитические задачи – какие?
– Как мы с вами знаем, в начале своего правления Петр I пытался решить одну из них. Укажите какую
– Что было сделано для её решения?
– Когда и как закончилась эта война?
– Вспомните дальнейшее действие Петра I.
– Его итоги?

1. Введение в тему урока, целеполагание. - После «Великого посольства» стали четко ясны направления и задачи внешней политики Петра I. Укажите какие и прокомментируйте.

Ответы учащихся: (из-за границы Петр приехал с твердым намерением преодолеть отставание России от западноевропейских стран; для укрепления связей с Западной Европой Петр считал обязательным условием борьбу за выход России к берегам Балтики; провал создания антитурецкого союза, утвердило Петра I, в намерении борьбы со Швецией за выход к Балтийскому морю).

-Какие способы достижения этих задач, выбрал Петр I? (Прямое военное столкновение со Швецией)

Таким образом, цель сегодняшнего урока заключается в том, чтобы определить значение Северной войны для России.

Мы будем рассматривать эту тему по такому плану:

Причины войны и её начало.(1700)

Реформа армии.

Полтавская битва (1709).

4. Прутский поход (1711).

Победы русского флота (1714, 1720).

Ништадтский мир (1721).

Изучение нового материала

После “Великого посольства” стали четко ясны направления и задачи внешней политики Петра I. Вспомните какие? (Ответы учащихся)


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.