Тема 2. Разграничение компетенций центральных и региональных органов власти в федеративных и регионализованных государствах — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема 2. Разграничение компетенций центральных и региональных органов власти в федеративных и регионализованных государствах

2020-12-08 144
Тема 2. Разграничение компетенций центральных и региональных органов власти в федеративных и регионализованных государствах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика сферы исключительных полномочий центральных (федеральных) органов власти

2. Наличие и содержание запретов для регионов (субъектов федерации)

3. Характер регулирования и содержание компетенции регионов (субъектов федерации)

4. Наличие и характеристики сферы совместной (конкурирующей) компетенции

5. Возможности центрального (федерального) вмешательства в сферу компетенции регионов (субъектов федерации)

6. Возможности и механизмы внесения изменений в разграничение полномочий

 

Материалы для подготовки:

Конспект лекций

Тексты конституций США, ФРГ, Италии, Испании, РФ в одном из следующих изданий:

.

Избранные конституции зарубежных стран. (Под ред. Б. Страшуна) М.: Юрайт. 2012.

Конституции государств Европейского Союза. М.: Норма, 1997.

Конституции государств Европы: в 3-х тт. М.: НОРМА, 2001.

Конституции государств Центральной и Восточной Европы. М.: МОНФ, 1997.

Конституции зарубежных государств. М.: БЕК, 2000. (Предыдущие издания – 1996, 1998 гг.)

 

Тема 3. Проблема определения формы правления и формы государственного устройства в РФ в сравнении с зарубежными государствами

Вопросы для обсуждения:

1. Признаки президентской республики в конституции РФ и в политической практике

2. Признаки полупрезидентской республики в конституции РФ и в политической практике

3. Признаки авторитарных форм правления в конституции РФ и в политической практике

4. Признаки федеративного государственного устройства в конституции РФ и в политической практике

5. Признаки регионализованного государственного устройства в конституции РФ и в политической практике.

Материалы для подготовки:

Конспект лекций

Конституция РФ

Материалы хрестоматии

 

6.2.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимый для освоения дисциплины (модуля)

 базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Google.com http://www.google.com

Малышкин А.П., Михайлова М.В. Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах: информационно-справочный портал http://www.gmu-countries.ru/

Справочные ресурсы

http://www.gmu-countries.ru/

7.Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся.

 Одной из форм самостоятельной работы студента при изучении дисциплины является подготовка устных выступлений. Целями устных выступлений являются:

- формирование умения грамотно осуществлять выбор литературы и первоисточников по теме сообщения и доклада;

- анализ наиболее важных результатов концептуальных научных исследований по выбранной теме;

- структурированная и логичная подача / презентация материала;

- осуществление взаимодействия с преподавателем и студентами при последующем обсуждении сообщения или доклада.

Подготовка устного выступления включает в себя следующие этапы:

1. Определение темы и примерного плана выступления.

2. Работа с рекомендуемой литературой по теме выступления.

3. Выделение наиболее важных и проблемных аспектов исследуемого вопроса.

4. Предложение возможных путей интерпретации проблем, затронутых в сообщении или докладе.

5. Выработка целостного текста устного выступления.

Кроме того, при выступлении возможно использование наглядных материалов, например, таблиц, иллюстраций, схем. Оптимальным методом завершения устного сообщения или доклада была бы дискуссия с аудиторией по теме выступления.

При устном выступлении студенту следует придерживаться регламента, т. е. соблюдать указанное преподавателем время выступления. Как правило, продолжительность выступления с докладом на занятии не превышает 10 – 15 минут. Далее, целесообразно перед началом презентации материала уточнить форму и порядок ответов на вопросы аудитории, т. е. предусмотреть такую возможность по ходу выступления либо по его окончании.

Комплексное изучение студентами основного содержания дисциплины предполагает овладение материалами лекций, учебников и учебных пособий, творческую работу в ходе проведения практических занятий, а также целенаправленную, систематическую деятельность по самостоятельному закреплению, углублению и расширению знаний данной дисциплины.

В процессе лекции студент должен усвоить и законспектировать название темы, учебных вопросов и основные блоки теоретического материала, то есть, сделанные преподавателем теоретические посылки (гипотезы), их аргументацию и выводы. В случае, если какое-либо положение не совсем понятно студенту или представляется недостаточно убедительным, целесообразно задавать преподавателю уточняющие вопросы. Наличие у студента конспекта лекции обязательно. Материалы лекции являются основой для подготовки к практическим занятиям.

Основной целью практических занятий является комплексный контроль усвоения пройденного материала, хода выполнения студентами самостоятельной работы и рассмотрение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы занятия. Ряд вопросов дисциплины, требующих авторского подхода к их рассмотрению, заслушиваются на практических занятиях в форме подготовленных студентами выступлений (7 – 10 минут) с последующей их оценкой всеми студентами группы.

Основные формы самостоятельной работы:

· поиск необходимой литературы и электронных источников информации по изучаемой теме;

· изучение рекомендуемой литературы и лекционного материала (заполнение рабочей тетради);

· выполнение задания по теме практического занятия;

· самостоятельная подготовка выступления на предложенную тему;

· выполнение практических заданий по выбору;

· выполнение тестов;

· подготовка к практическим занятиям;

· подготовка к зачету.

Методическое обеспечение самостоятельной работы преподавателем состоит из:

· определения учебных тем/аспектов/вопросов, которые студенты должны изучить самостоятельно;

· подбора необходимой учебной литературы, обязательной для проработки и изучения;

· поиска дополнительной научной литературы, к которой студенты могут обращаться по желанию, при наличии интереса к данной теме;

· определения контрольных вопросов и практических заданий, позволяющих студентам самостоятельно проверить качество полученных знаний;

· организации консультаций преподавателя со студентами для разъяснения вопросов, вызвавших у студентов затруднения при самостоятельном освоении учебного материала.

Самостоятельная работа может выполняться обучающимся в читальном зале библиотеки, в компьютерных классах, а также в домашних условиях. Организация самостоятельной работы студентов предусматривает контролируемый доступ к лабораторному оборудованию, приборам, базам данных, к ресурсу Интернет. Предусмотрено получение студентами профессиональных консультаций, контроля и помощи со стороны преподавателя.

Самостоятельная работа обучающихся подкрепляется учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций.

Банк практических заданий по выбору для самостоятельной работы и рекомендации по их выполнению.

Планы лабораторных и семинарских занятий. Методические указания по организации и проведению.

 1. Органы власти и управления в современном государстве.

2. Функции современного государства.

3. Механизмы наделения органов власти полномочиями.

4. Современные интерпретации теории и практика разделения властей.

5. Высшие органы государственной власти и формы правления.

6. Современные монархии: основные принципы организации власти.

7. Современные республики: разнообразие форм организации.

8. Особенности парламентских форм правления на примере… (Великобритании, ФРГ, Италии, Испании, Скандинавских странах, малых государств Европы).

9. Проблема эффективности и адекватности различных форм правления.

10. Проблемы регионализации, децентрализации и федерализма.

11. Регион как единица территориального управления.

12. Регионы в унитарных государствах.

13. Субъекты федерации и иные региональные образования в федеративных государствах.

14. Типы федераций, способы разграничения полномочий и предметов ведения между федеральными органами и субъектами федерации.

15. Регионализованные государства («государства автономий»).

16. Особенности статуса и правового регулирования деятельности местных органов власти в федеральных, унитарных и регионализованных государствах.

17. Местное самоуправление и федерализм.

18. Собственные и делегированные полномочия органов местного самоуправления.

19. Обязательные и факультативные полномочия органов местного самоуправления.

20. Структура выборных органов местного самоуправления.

21. Состав органов местного самоуправления, их задачи и формы.

22. Проблема разделения властей в муниципалитетах.

23. Взаимодействие государственных и местных органов управления.

24. Особенности организации контроля в префекторальной и непрефекторальной системах.

25. Особенности организации местного самоуправления в европейских странах (Франция, Великобритания, ФРГ, Скандинавские страны, Польша), США, Японии.

26.Местное самоуправление в Российской Федерации в сравнении с зарубежными странами.

27. Основы правового статуса государственной и муниципальной службы в зарубежных странах.

28. Прохождение государственной и муниципальной службы и организация карьеры.

29. «Система карьеры» и «должностная система»: основные характеристики, распространение, сравнительные преимущества и недостатки.

30. Права и обязанности государственных служащих в зарубежных странах.

31. Права и обязанности муниципальных служащих в зарубежных странах.

32. Профессионализм государственного и муниципального служащего. Континентальная и англосаксонская трактовки профессионализма.

33. Система подготовки и переподготовки служащих в зарубежных странах.

34. Основные направления государственной политики зарубежных стран.

35. Экономическая политика и экономические стратегии.

36. Модели социальной политики («американская», «французская», «скандинавская»).

37. Государственная политика зарубежных стран в сфере охраны общественного порядка и внутренней безопасности.

38. Политика зарубежных муниципалитетов в области экономики.

39. Политика зарубежных муниципалитетов в области ЖКХ.

40. Роль органов местного самоуправления в реализации государственной политики, механизмы их взаимодействия.

Требования к содержанию лабораторных и семинарских занятий.

 Межстрановые методики государственного и муниципального управления: индекс восприятия новых технологий,, индекс отношения общественности к государственной власти, индекс непрозрачности государственного сектора.

 Национальные методики измерения качества управления государственной власти: «доверие к власти», «настроение», «успешность бизнеса», «зависимость от власти», «вовлеченность в деятельнсть общественности.

 Определение государственной власти. Субъекты и объекты государственной политики.

Цели, средства, инструменты, государственного, муниципального управления. Требования к проведению государственной политики.

 Основные особенности государственной политики в современном зарубежье.

 Необходимость формирования государственного сознания.

Ответы должны в себя включать два задания:

Теоретический вопрос. Творческое проблемно-ориентированное задание

7.2 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

   направлены на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов и заключается в:

- поиске, анализе, структурировании и презентации информации, анализе научных публикаций по определенной теме исследований,

- анализе статистических и фактических материалов по заданной теме,

- анализ научных публикаций по заранее определенной преподавателем теме,

исследовательской работе и участии в научных студенческих конференциях семинарах и олимпиадах. Подготовка докладов, авторских лекций на практические занятия, конференции. Работа с вопросами для самопроверки; подготовка к тестированию. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при текущей аттестации студента. Для проверки выполнения самостоятельной работы применяются экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, тестирование, заслушивание докладов и авторских лекций, проверка письменных работ.

Успешное освоение курса предполагает активное, творческое участие студента путем планомерной, повседневной работы.

Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.

Работа с конспектом лекций. Посмотрите конспект сразу после занятий. Отметьте материал конспекта лекций, который вызывает затруднения для понимания. Постарайтесь найти ответы на затруднительные вопросы, используя предлагаемую литературу. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и обратитесь на текущей консультации или на ближайшей лекции за помощью к преподавателю.

Каждую неделю отводите время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам и тестам.

На практических занятиях рассматриваются основные аспекты изучаемой темы. Изучение вопросов, вынесенных на практические занятия по темам, должно завершаться решением задач. Для этого следует внимательно изучить рекомендованные акты и обосновать их применение для ответа на поставленные вопросы.

Целью практических занятий является:

- закрепление предмета и метода исследования организации государственного и муниципального управления зарубежных стран, а также основных категорий этого исследования;

- проверка уровня понимания студентами вопросов, рассмотренных на лекции и по нормативной базе, учебной литературе, степени и качества усвоения материала студентами;

- обучения навыкам освоения методик и работы с нормативно-правовой базы при решении конкретных задач;

- восполнение пробелов в пройденной теоретической части курса и оказание помощи в его усвоении;

- обучение студентов умению анализировать полученные результаты. Сопоставлять их с теоретическими положениями;

- контроль самостоятельной работы студентов по освоению курса.

Ввиду выполнения параллельно с практическими занятиями контрольной работы, материал для обработки навыков теоретического и практического базиса, должен подбираться в соответствии с содержанием и условиями его выполнения. По той же причине, следует ориентировать студентов на более самостоятельное освоение особенностей применяемых методик в зависимости от конкретных условий поставленной правовой задачи.

 

7.3. Методические рекомендации по подготовке письменных работ Самостоятельная работа студента по дисциплине предусматривает следующие виды деятельности: Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников по изучаемой теме и подготовка краткого анализа по обзору. Конспектирование первоисточников и учебной литературы; Конспектирование основных положений нормативных документов; Написание реферата, научной статьи, эссе, докладов. Анализ статистических и фактических материалов, обоснование выводов по проведенному анализу.  Анализ практических и проблемных ситуаций, решение задач

Иные материалы

Алебастрова И.А. Основы американского конституционализма. М.: Юриспруденция, 2001.

Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран: Полный курс лекций. М.: Эксмо, 2006.

Аргентинская Республика. Конституционный строй. Права человека. Выборы / Пер. с исп. М.: Ленанд, 2007.

Богданова Н.А. Конституционное право. Общая часть: Программа, тезисы лекций и задания к семинарским занятиям. М.: Зерцало-М, 2009.

Данилов С.Ю. Конституционное право зарубежных стран в схемах: Учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭ, 2005.

Данилов С.Ю. Правовые демократические государства. Очерки истории. М.: Дашков и К, 2009.

Конституции государств Америки. В 3-х тт. / Пер с англ. и исп. М.: Юстицинформ, 2006.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Отв. ред. Б.А.Старшун. М.: Бек, 2004.

Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. В.В. Маклаков. М.: Уолтерс Клувер, 2009.

Конституционное право зарубежных стран (конспект лекций в схемах). М.: Приор, 2001.

Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты. М.: РОССПЭН, 2008.

Общее состояние и перспективы федерализма. / Отв. ред. Е.К. Глушко, С.Ю. Данилов. ГУ-ВШЭ. М.: ТЕИС, 2008.

Осакве К. Сравнительное правоведение. Схематический комментарий / Пер. с англ. М.: Юристъ, 2008.

Правительство в зарубежных странах» / Под ред. А.Н. Козырина, Е.К. Глушко. М.: Ось-89, 2007.

Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2001.

Пчелинцев С.В. Проблемы ограничения прав человека в условиях особых правовых режимов. М.: Норма. 2006.

Садовникова Г.Д. Представительная демократия: от идеи к реализации. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2008.

Сапронова М.А. Государственный строй и конституции арабских республик. М.: Муравей, 2008.

Сравнительный анализ конституций государств-членов СНГ / Отв.ред. Вишняков В.Г. М.: Городец-издат, 2006.

Тэпс Д. Концептуальные основы федерализма. СПБ.: Юридический центр-пресс, 2005.

Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование). М.: Юристъ, 2001.

Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. М.: Юристъ, 2002.

Чиркин В.Е. Опыт зарубежного управления (государственное и муниципальное управление): учебное пособие для вузов. М.: Юристъ, 2006.

Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Практикум. М.: Юристъ, 2007.

Шайо А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма). М.: Юристъ, 2001.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Материально-техническую базу для проведения лекционных и практических занятий по дисциплине «Основы государственного и муниципального управления» составляют:

- аудитория, пригодная в техническом и санитарно-эксплуатационном плане для проведения занятий и оборудованная для работы с видео и/или презентационной техникой;

- презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук);

- обеспечение доступа к основным коммуникациям связи: обеспечение доступа к электросети, наличие доступа для проводного подключения (покрытия для беспроводного подключения) к сети Интернет;

- рабочее место преподавателя;

- рабочие места студентов.

 

Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС-2010 по направлению и профилю подготовки «Государственное и муниципальное управление»

Авторы:

 

Программа одобрена на заседании кафедры ГМУ

 

(протокол № ____ от «___» _______ 2015 г.).


 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.