Кобзев А., свящ. Исповедь. Автореферат. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кобзев А., свящ. Исповедь. Автореферат.

2020-12-07 77
Кобзев А., свящ. Исповедь. Автореферат. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кобзев А., свящ. Исповедь. Автореферат.

«Грехи, совершенные тайно, должны исповедоваться тайно, а грехи, совершенные публично,— публично».

Блаженный Августин.

ИСПОВЕДЬ.

«Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении (т.е. волеизъявлении) прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом» [1].

Ветхий Завет [2].

«При описании покаяния в Ветхом Завете священные авторы используют преимущественно два древнееврейских термина – nicham, «сожалеть», и shub (евр. ‏תשובה‏‎), «обращаться, возвращаться назад», которые в зависимости от контекста могли иметь и иной смысл»[3].

В Ветхо Завете, как и во многих других древневосточных традициях, часто встречаются примеры покаянных плачей и общинных молитв раскаяния (и в личных грехах, и в прегрешениях всего народа), обращенных к Богу (Суд 10:10; Пс 32, 50; 1 Езд 9; Неем 1:6, 7; Дан 9:4-19 и др.). Известны также случаи признания в грехах перед другим человеком (1 Цар 14:43), иногда сочетающиеся с исповеданием грехов перед Богом (Нав 7:19-20) и с просьбой помочь «снять грех» (1 Цар 15:24-25). Такое исповедание обычно сопровождалось разного рода покаянными обрядами (постом, разрыванием одежды и облачением во вретище, посыпанием головы пеплом и т. п. (ср.: 1 Цар 7:6; Неем 9). Грешники, пребывающие в нечистоте, изгонялись и до момента очищения отстранялись от общения с другими членами общины. Приготовлением к искупительному жертвоприношению для них служило омовение. Во время очистительного жертвоприношения грешник исповедовал свои грехи, а затем возлагал руки на жертву, лежащую на алтаре (Лев 1:4)»[4].

Первая - «Жертва повинности» или о преступлении, которая приносилась в случае, если человек «согрешит и сделает что-либо против заповедей Господних» (Лев 5:17) или «против посвященного Господу» (Лев 5:14–16). Вторая – «жертва за грех» – приносилась при осознании человеком душевной или телесной нечистоты или порочности (Исх 29:14; Лев 4:21 и др.). Поводом для принесения этой жертвы служили, на первый взгляд, вполне естественные обстоятельства: случаи осквернения через прикосновение к нечистому предмету или трупу, во время мужского или женского истечения, послеродовое состояние женщины (Лев 12), заболевание проказой и тому подобное. Кающийся исповедовал свой грех при жертве (Лев. 5:6; ср. Числ. 5:5-8). Но круг случаев, когда предписывалось приносить жертву за грех, был  значительно шире – сюда относились любые нарушения религиозных или моральных норм, причем приносить ее были обязаны не только отдельные личности (начальники, Лев 4:22–26, простые люди, Лев 4:27–35), но и общество Израилево в целом (Лев 4:13–21). Так же, был «День очищении» (Лев 16) в который исповедовались грехи всего народа.

Стоит сказать, что ветхозаветные жертвоприношения были ни сколько сакраментальным обрядом, в котором прощались грехи, а сколько напоминанием о грехе который был совершен и только Бог его может простить[5]. Тем более, это явно видно из того, что за нарушение Заповедей Декалога (кроме 10 Заповеди) иудей наказывался смертной казнью, что не предполагало какой-либо покаянной дисциплины в принципе. Но как мы видим на практике, данный принцип не всегда исполнялся, например грехопадение царя Давида (2 Цар 11–12; ср Пс 50).

«В период Второго храма эти практики сохранялись, в том числе в разных течениях внутри иудаизма (см. напр.: IQS 124 — II1; CD 20.27-30). Синагогальный чин Исповеди в День очищения восходит к III в., но претерпел изменения в последующую эпоху»[6].

Так же, в контексте данной темы стоит рассказать о принципе талиона. «Одно из основных начал права состоит в принципе воздаяния или возмещения: человек должен нести следствия своих деяний. Этот принцип базируется на всем известном законе: действие равно противодействию. В Израиле этот принцип действовал как самый простой, понятный, естественный и действенный способ устранить зло из мира и преодолеть грех. Вот наглядный пример из ветхозаветного законодательства: «Когда ссорятся [двое], и один человек ударит другого камнем, или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель, то, если он в станет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший [его] пусть будет оправдан; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его» (Исх 21:18-19). Здесь мы видим, что совершивший проступок несет следствия своего проступка, которым он нарушил порядок.

Но что делать, если было невозможно так просто, как в приведенном случае, возместить причиненный вред? Например, в случае убийства? В этом случае преступник должен отдать свою жизнь, чтобы вошедшее через него в мир зло как бы вернулось к нему самому, и таким образом восстановился бы «покой». Вот пример:

«Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исх 21:22-25). То есть тот, кто совершил насилие над жизнью другого, должен в равной мере оплатить своей жизнью (или, так сказать, частью своей жизни). Убийца теряет право на жизнь. Это правило в юриспруденции называется jus talionis - право равного воздаяния.

Израильское законодательство предусматривало также – с исключениями! - возможность откупиться от убийства, дать выкуп за свою жизнь, которой он по jus talionis должен быть лишен. Например:

«Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват; но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти; если на него наложен будет выкуп, пусть даст выкуп за душу свою, какой наложен будет на него» (Исх 21:28-30).

В законе о выкупе следует обратить внимание на два важных обстоятельства:

1. Искупление, которое должен представить виновный, имеет целью не примириться с пострадавшим, т.е. успокоить, умилостивить его, тем более в том случае, когда пострадавшего уже нет в живых. Цель искупления - освободить себя самого от смертельной судьбы, которая в принципе лишила его жизни вследствие его преступления.

2. Искупление - исключение из правила[7], и оно возможно только потому, что пострадавший готов пойти навстречу тому человеку, который нанес ему вред. Инициатива искупления всегда исходит от жертвы, а не от преступника.

В чем же своеобразие библейской идеи искупления? Оно состоит в том, что пострадавший - при определенных обстоятельствах - отказывается от своего права в отношении своего обидчика. Так что последний может остаться жив, хотя он (в принципе) и лишил себя жизни.

Мысль об искуплении в богословии после Вавилонского плена касается уже не только межчеловеческих отношений.

Оно переносится также и на отношения Бога с Израилем. Так, у пророка времени Вавилонского плена[8] мы читаем:

Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой;

в выкуп за тебя отдал Египет, Эфиопию и Савею за тебя.

Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя,

то отдам других людей за тебя, и народы за душу твою (Ис 43:3-4).

То есть, по словам пророка, чтобы выкупить Израиль из плена, чтобы сохранить ему жизнь, Господь готов был «заплатить» Киру, покорителю Вавилона, всей северо-восточной Африкой.

Сравнивая этот текст с приведенным выше местом из Книги Исхода (21:28-30), мы видим принципиальное различие. У пророка Исаии пострадавший, то есть сам Господь Бог, не только отказывается от своего права наказать слепой, глухой, грешный и непослушный народ Израиля, но выплачивает за него тот выкуп, который в «нормальном» случае должен был выплачивать Богу виновный Израиль.

Было бы нелепым предположить, будто от Бога можно откупиться за свои грехи. Никакой выкуп не может избавить согрешившего от гнева и Суда Божьего. Грешники не в состоянии искупить себя, ничто не могут предложить Богу в обмен на его милость. Такой взгляд был бы противен библейскому образу неподкупного Бога. Но Писание говорит о незаслуженной милости Божьей, о том, что это Бог выкупает грешников, спасая их от неизбежной смерти, которую они сами навлекли на себя своим преступным поведением»[9].

«Когда в разговоре с двенадцатью учениками Иисус говорит: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10:45), Он не только опирается на библейское представление о выкупе, но конкретно соотносит себя с пророчеством Исаии (Ис 43:3-4). Однако при этом Он вносит в это пророческое высказывание значительные изменения. Там сказано, что за Израиль в качестве выкупа отдаются африканские страны Египет, Эфиопия и Савея. А Иисус говорит о том, что Он пришел, чтобы отдать свою собственную жизнь, чтобы избавить многих от гибели, в которую они ввергли себя своим неповиновением и неверностью. Насколько революционно звучало это высказывание Иисуса, можно полностью осознать, только помня о том, что, согласно общим иудейским ожиданиям, грядущий Сын Человеческий должен воссесть на престоле для суда над людьми! Это казалось само собой разумеющимся. Так и должно быть по природе вещей: сильные, наделенные властью всегда возвышаются над другими. И вот, вопреки этому ожиданию, Иисус говорит совсем иное: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить!» (Мк 10:45)»[10].

Таким образом, Христос пришел в этот грешный мир для того, чтобы своим участием и самопожертвованием спасти людей от власти смерти, по его следам действительно идут только те, которые живут не за счет других, но живут для того, чтобы другим дать жизнь и возрождение.

Учение о покаянии в Межзаветный период [11]

В Новом Завете учение о покаянии излагается с использованием таких терминов, как µετανοέω и µετάνοια[12]. Общее значение этих слов в древнегреческом языке – «перемена  ума», в более широком смысле – «перемена образа мыслей»[13]. Однако автоматически использовать эти значения при интерпретации новозаветных текстов было бы неправильно. На основании текстов межзаветного периода можно утверждать, что в начале новозаветной эпохи в религиозной среде эллинистических иудеев глагол µετανοέω был общепринятым и даже предпочтительным эквивалентом для основного еврейского термина, означающего покаяние в смысле «обращение» – shub. Поэтому можно сделать вывод, что, хотя новозаветное учение о покаянии терминологически связано с древнегреческими словами µετανοέω и µετάνοια, в смысловом отношении оно восходит к ветхозаветному пониманию покаяния как всецелого обращения человека от греха к Богу, наполненному мессианским содержанием.

В Новом Завете [14].

Первое на что следует обратить внимание, это то, что начиная с Иоанна Крестителя (Мф 1:1-3) и до наших дней крещение человека связано с Покаянием в грехах (т.е с момента крещения христианин обещает больше не впадать в смертные грехи). Но это всё в идеале (Евр 6:4-6 ср. 10:26), на практике же не всегда так могло быть (ср. 1 Ин1:8-10). Покаяние Иоанна Крестителя имеет несколько элементов: сожаление о грехах, исповедование грехов, добрые дела после крещения (плоды покаяния), суд тем кто не покается (Мф 3:6-10), очищение «Духом Святым и огнем» (Мф 3:11) для тех кто раскается после крещения. Отличие крещение Иоанна и Христа в том, Иоанн приготовлял людей и крестил в покаяние, а с Христом приходит Царствие Небесное.

Отсюда берут начало 2 практики Покаяния и Исповеди в раннехристианских общинах. В отношении повседневных грехов предписывается взаимная молитва членов общины друг о друге (1 Ин 5. 16-17). В связи с этим в Иакова Послании приводится наставление, считающееся одним из оснований таинства Покаяния: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного... Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак 5:16, 19-20).

Относительно смертных грехов [15] в Священном Писании Нового Завета прослеживается жестко ригористичная позиция об изгнании впавших в такие грехи христиан из общины (Деян 5:1-11; 1 Кор 5), но по решению общины такой грешник может быть прощён (2 Кор 2:3-11).

Таким образом, в Новом Завете для прощения грехов нужно было признать свои грехи перед Богом и внешне исповедовать грехи перед Церковью (общиной) (ср. Деян 19:18; Иак 5:16).

Исповедь в РПЦ.

В РПЦ Исповедь традиционно связывалась с периодом Великого поста; ей обычно предшествовало говение. В отличие от греческих Церквей принимать Испвоедь мог каждый священник, но при этом менять духовника запрещалось; епитимия наложенная одним священником, не могла быть отменена другим (Номоканон при Большом Требнике. 119). Хотя в раннем периоде РПЦ следую византийской традиции, так же архиереем назначались специальные священники «покаяльный отец» для Исповеди. Еще в Номоканоне патриарха Иоасафа I (1639г.) сохраняется возможность Исповеди у простого монаха. Женщин обычно исповедовали пожилые священники, часто не в самом храме, а в притворе.

Номоканоны и епитимийники эволюционировали в Русской Церкви гораздо быстрее, чем в других славянских, и греческих Церквах. С конца XIV век появляется жанр «поновлений» (перечисления грехов от лица кающегося). Вопросы, задаваемые на Исповеди, начинают распределяться по категориям: сначала возникает деление на мирские и монашеские вопросники, а с XVI века появляются особые вопросники для детей, девиц, вдов и вдовцов, клириков, архиереев, царей. Некоторые из них включают до 150 статей.

Чин Исповеди после исправления богослужебных книг при патриархе Никоне, используемый в Русской Церкви до настоящего времени, представляет собой соединение чинов из греческих первопечатных Евхологиев, русских рукописных Требников и Евхология свт. Петра (Могилы). Согласно рубрике, этот чин должен совершаться строго над одним кающимся (при этом ряд молитв содержат обращения во мн. ч.). Исповедь совершается возле аналоя, на котором находятся Евангелие и Крест.

Чинопоследование: Обычного начало; Пс 50; покаянные тропари; молитва: «Боже Спасителю наш, иже пророком Твоим Нафаном» и «Господи, Иисусе Христе,Сыне Бога Живаго, Пастырю и Агнче». Далее следует увещание: «Се, чадо, Христос невидима стоить...» (происходит из Требника свт. Петра (Могилы)). Далее в Требнике указаны вопросы (начинаются со слов: «Рцы ми, чадо...»; по содержанию ядро этих вопросов восходит к студийской эпохе). Кающийся читает исповедание веры, а затем исповедует свои грехи. Принимающий Исповедь дает ему завещание: «От сих всех отныне должен еси блюстися». Кающийся преклоняет голову. Читаются разрешительные молитвы: «Господи Боже спасения рабов твоих...» (молитва южноитальянского происхождения, попавшая в Евхологий Ж. Гоара) и «Господь и Бог наш Иисус Христос» с разрешительной формулой «аз недостойный иерей...» (также взята из Требника свт. Петра, в который она попала из Виленского Требника 1618 г.; при этом в чине «Како вскоре причастити больнаго» разрешительной формулы для отпущения грехов перед причащением не требуется, указана лишь молитва: «Господи Боже наш, Петрови и блуднице...»). В конце чина предусматривается наложение епитимии.

Хотя русские духовники должны были неукоснительно соблюдать тайну Исповеди, в синодальную эпоху появляются постановления, требующие уведомления светских властей о сказанном на Исповеди, если кающийся признавался в заговоре против императора или в желании его убить (Духовный регламент. Прибавление о правилах причта... 11; IIC3. Т. 15. Ст. 585,586), или в распространении ереси, или в каких-то действиях, вносящих смущение в народ (Духовный регламент. Прибавление о правилах причта... 12). При этом со времен имп. Петра I Алексеевича было категорически запрещено пресвитерам отлучать кающихся на длительные сроки. По Уставу духовных консисторий в приходских церквах предписывалось иметь исповедные росписи, фиксирующие участие прихожан в таинствах. В янвавре каждого года данные об исповедовавшихся должны были представляться в благочиния (Инструкция благочинным. 9). Клирики, не бывшие в течение года на Исповеди, отправлялись на один месяц в монастырь на покаяние.

С распространением практики более частого причащения популярные духовники (прежде всего в крупных городах) стали сталкиваться с проблемой наплыва желающих исповедаться. В связи с этим встал вопрос об изменении порядка Исповеди. Св. прав. Иоанн Кронштадтский, к которому на Исповедь приходили иногда по несколько тысяч человек, направил прошение в Святейший Синод, чтобы ему разрешили совершать общую Исповедь без индивидуального выслушивания грехов каждого кающегося и общее отпущение грехов после прочтения чина по Требнику. По свидетельствам современников, кающиеся не просто пассивно участвовали в совершении этого чина, но многие выкрикивали и публично исповедовали свои грехи.

При советской власти, после начала гонений на Церковь, практика общей Исповеди оказалась чрезвычайно востребована. Причиной этого могло быть не только значительное уменьшение количества священников (и в связи с этим невозможность проводить индивидуальную Исповедь для всех желающих), но и боязнь нарушения тайны Исповедь под давлением властей. Исповедь совершалась без публичного оглашения грехов. Обычно священник обращался к кающимся с кратким назидательным словом, затем прочитывал чин по Требнику и типовой список грехов, после чего каждый кающийся подходил под епитрахиль и получал разрешение от грехов.

Против этой практики как профанации таинства в 20-х гг. XX в. выступили М. А. Новосёлов и свящ. Валенин Свенцицкий. 30 окт. 1929 г. вышло постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Свящ. Синода «Об общей исповеди» (№ 174), в котором осуждались случаи злоупотребления при проведении общей Исповеди и отказ от духовничества, предписывалось допускать ее только в исключительных случаях. Были также даны практические указания по ее проведению (совершать общую Исповедь должны только опытные пастыри; без говения и чтения молитвенного правила приступать к ней недопустимо; запрещается читать разрешительную молитву над всеми сразу; необходимо давать возможность каждому при желании исповедаться лично). Тем не менее тайная Исповедь стала восстанавливаться на приходах в полном объеме только с конца 80-х гг. XX в. Общая Исповедь по-прежнему совершается во многих храмах накануне больших праздников и в период Великого поста.

В настоящее время в РПЦ.

Принятое в русской Дореволюционной традиции деление Исповеди на 2 типа:

1) общую (публичную);

2) частную (тайную);

не вполне отражает разнообразие её форм па протяжении истории. Наряду с этими существовал ряд переходных или смешанных форм Исповеди на протяжении истории, как сакраментального, так и несакраменталыюго характера:

1) Исповедь членов общины друг другу (характерно для древней Церкви (ср.: Иак 5:16, 19-20);

2) духовничество (старческая Исповедь, совершителем которой обычно выступал старец, не имеющий хиротонии – так называемое откровение помыслов старцу-духовнику в монашеской среде, отсюда в нашей практике возникла тенденции на исповеди каяться не только в грехах (смертных), но и в помыслах, которые мы исповедуем в молитве за вечернем правилом и так; появляется уже в IV в.), прежде всего в монашеской среде;

3) харизматические Исповеди, сочетающие следование чину тайной сакраментальной Исповеди и публичное оглашение личных грехов многими кающимися (например у св. прав. Иоанна Кронштадтского) – исключение из правил;

4) общая Исповедь, подразумевающая коллективное покаяние во время прочтения чипа сакраментальной Исповеди (в частности, была широко распространена в РПЦ в советское время) – порочная практика.

Все эти формы Исповеди не существовали по отдельности и встречаются в том или ином сочетании в разные эпохи и в разных литургических традициях.

В современной практике совершения Исповеди произошло соединение 2 традиций. В дореволюционной России, как Исповедь, так и причащение были элементами обязательного для всех ежегодного говения, в связи с чем Исповедь рассматривалась как необходимое условие для причащения. Хотя стоит сказать, что данная практика была уместна к тому, что причащались к тому времени в России раз в год. Параллельное распространение на приходах с начала XX в. традиции частого причащения привело к тому, что для многих мирян регулярная (нередко — еженедельная) Исповедь у духовника стала нормой церковной жизни. Большую популярность обрели практические пособия для кающихся, содержащие списки грехов с комментариями и наставления по личной подготовке к Исповеди (одно из наиболее читаемых — архим. Иоанна (Крестъянкина)).

Хотя запрет на смену духовника и прихода фактически перестал действовать, однако на практике регулярное прохождение Исповеди у одного священника рассматривается как важнейшая составляющая духовной жизни. Наложение епитимий при совершении тайной Исповеди обычно производится произвольно и без ориентации на древние правила, что приводит к смешению сакраментальной Исповеди с традицией монашеского духовничества. Ввиду разного рода злоупотреблений пастырской властью 28 декабря 1998 г. было принято определение Священного Синода, в котором осуждалось такое явление, как «младостарчество».

В настоящее время господствующей формой Испвоеди является тайная Исповедь перед пресвитером. Как Исповедь, так и связанный с ней процесс покаяния принципиально индивидуальны, община не принимает в них никакого участия. Разрешение от грехов совершается сразу же после их оглашения (а не после завершения срока исполнения епитимии) перед принимающим Исповедь священником, который читает разрешительную молитву, констатирующую факт прощения грехов, и налагает епитимию но своему усмотрению (обычно в виде разного рода аскетических упражнений).

ВОПРОСЫ и ОТВЕТЫ.

Что такое смертные Грехи?

Смертные грехи это: апостасия (вероотступничество), убийство, блуд, ересь, идолослужение, раскол, кража, изнасилование, лжесвидетельство, прелюбодеяние.

  Апостасия - Отречение от Христа (Ап. 62; I Всел. 10. 11, 12 и 14; VI Всел. 102; Анкир. 9, 21 и 109; Лаодик. 2; Карф. 52; Григ. Нис. 2 и 11; Васил. 3, 73, 74, 75, 81 и 84; Петра Ал. 2 и 3; Григ. Нис. 3): «все время жизни своея должен быть в числе плачущих и обязан исповедатися, а при конце жизни удостоится причастия святынь, по вере в Божие человеколюбие» (Вас.Вел прав. 73), только в конце жизни может быть удостоен св. Причащения, по вере его (ср.: Ап. 62; I Всел. 10; Анкир. 1, 2; Петр Ал. 10). Однако для тех, кто подверглись мучениям и по слабости своей уступили насилию, святитель Василий Великий предусматривает (Прав. 81, 82) менее тяжкое наказание (3 года молитва с припаданием, затем 3 года стояние в молитве с верными и тогда уже допускаются к св. Причащению);

Ересь (Васил. 5);

За волшебство или отравление устанавливают прещения (Вас.Вел. Правил. 65, 72, 83); прибегающие к волхвователям наказываются 20-летней епитимией, как и те, кто занимаются волшебством; верящие чародеям - 6-летней епитимией.

Умышленное погубление зачатого плода приравнивается (Вас.Вел. Прав. 2-ое ср.: Анкир. 21; Трулл. 91) к смертоубийству, причем отмечается, что в христианской Церкви не делается различия, получил ли плод в утробе человеческий облик или нет (ср. Исх 21:22-23).

Убийство (Вас.Вел. Прав. 8, 11, 43, 56, 57). В 8-м правиле святителя объясняет, кого нужно считать намеренным убийцей; 56-е и 57-е правила определяют 20-летнюю епитимию для тех, кто убили намеренно, а потом покаялись, и 10-летнюю для невольно убившего. 13-е правило отмечая, что «убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство», указывает, однако, необходимость 3-летнего удержания совершившего таковое убийство от приобщения св. Таин (ср.: Васил. 43, 55; Анкир. 22, 23; Афан. 1; Григ. Нис. 5); в убийстве основное внимание святитель уделяет мотиву - совершает ли человек его намеренно или защищает родину, отражает нападение разбойника и прочее, но, поскольку руки его и в невольном убиении обагряются кровью, он должен, полагает святитель, понести наказание.

За преступление против собственной природы (содомский грех) святитель (Вас.Ведъл Прав. 7, 62, 63) предписывает такое же наказание, как за прелюбодеяние - 15-летнюю епитимию (ср.: Анкир. 16, 17; Григ. Нис. 4).

О браке, его расторжении и отступлениях от христ. брака (в т. ч. прелюбодеяние) (Вас.Вел. Прав. 4, 9, 21-23, 25-27, 30, 31, 34, 35, 38-42, 44, 46, 48, 49, 53, 58, 59, 67-69, 76-80, 87).

Отношение Церкви к грешнику сформулировано в 8-м Правиле свт. Григория Нисского: «Во всяком же роде преступления, прежде всего смотрети должно, каково расположение врачуемаго, и ко уврачеванию достаточным почитати не время (ибо какое исцеление может быти от времени), но произволение того, который врачует себя покаянием».

Кающиеся не допускались до причащения на протяжении всего срока Епитимии. Исключение составляли умирающие (однако если состояние тяжелобольного улучшалось после принятия Св. Таин, то он возвращался на ту ступень покаяния, на которой его застал угрожавший смертью недуг).

В «Обращении к клиру и приходским советам города Москвы» Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II изложена позиция РПЦ по отношению к церковным наказаниям, т. е. к Епитимии: «Каноническое отлучение от Причастия на длительные сроки за так называемые смертные грехи не есть мера Божественного возмездия за грех, осуждения и кары, но мера исправления, врачевания… Отлучение от Причастия действенно и потому применимо только для глубоко церковных людей, а таких среди современных исповедников меньшинство. Для большинства же людей, мало или недостаточно церковных, гораздо полезнее будет такая епитимия, как более частое хождение в церковь, чтение Священного Писания, чтение молитвенного правила утром и вечером, социальное служение больным, обездоленным и несчастным, во искупление своих грехов» (Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру и приходским советам города Москвы на Епархиальном собрании 21 декабря 1995 г. М., 1996. С. 17-18).

Библиография.

1) Алмазов А. И. Тайная исповедь в Православной восточной Церкви: Опыт внешней истории. Од., 1894. В 3 т.;

2) Арранц М. Избранные сочинения по Литургике. Т. 2. Таинства Византийской Традиции. М, 2003. 680 с.

3) Арранц М. Путь Покаяния: Таинство Покаяния в Византийской традиции: Исторический опыт. Рим, 1999;

4) Варьяс М.Ю. Акривия // Православная энциклопедия. Т. 1. М, 2001. С. 403. (http://www.pravenc.ru/text/63908.html)

5) Гидулянов П. В. Вопрос о тайной исповеди и духовниках восточной церкви в новейшей русской литературе // ВВ. 1907. Т. 14. С. 399-442;

6) Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Каз., 1884. Ч. 1: Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств. С. 326-350. (http://www.odinblago.ru/bogosl_rus_cerk_16v/);

7) Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков. Казань, 1882. С. 198-213;

8) Евгений (Решетников), архиеп. Таинство Покаяния: богословские аспекты // Православное учение о церковных таинствах. Материалы V Международной богословской конференции. T. 3. Покаяние. Елеосвящение. Таинства и тайнодействия. М., 2009.С. 167-176.

9) Желудков С, свящ. Общая иповедь (пособие для священников). С. 63-110. // Мень А., прот. Памятка начинающему священнику. Михаил Мень, 1998;

10) Задорнов А, свящ. Каноническая регламентация покаянной дисциплины // Православное учение о церковных таинствах. Материалы V Международной богословской конференции. T. 3. Покаяние. Елеосвящение. Таинства и тайнодействия. М., 2009.С. 216-226.

11) Заозерский М, Хаханов А. Номоканон Иоанна Постника в его редакциях: груз., греч. и слав. М., 1902. 97 с;

12) Ианнуарий (Ивлиев), архм. Евангелие от Марка. Богословско-экзегетический комментарий. М, 2017. С. 411с.

13) Ильяшенко Ф. свящ, Фирсов С.Л. Иоанн Кронштадский // Православная энциклопедия. Т. 24. М, 2010. С. 353-382.  (http://www.pravenc.ru/text/471321.html)

14) Иоанн (Крестьянкин), архим. Опыт построения исповеди. М., 2007. 210 с;

15) Корогодина М. В. Греческие и русские покаянные тексты-вопросники, поновления и епитимийники / М. Корогодина // Православное учение о церковных таинствах. Материалы V Международной богословской конференции. T. 3. Покаяние. Елеосвящение. Таинства и тайнодействия. М., 2009.С. 227-233.

16) Корогодина М. В. Два старообрядческих исповедных сборника: новшества в традиционном тексте / // Вестник церковной истории. 2007. №4(8). С. 130-188.

17) Kopoгoдина М. В. Исповедь в России в XIV-XIX вв.: Исследование и тексты. СПб, 2006. 584 с.

18) Литвинова Л.В. Василий Великий // Православная энциклопедия. Т. 7. М, 2004. С. 131-191. (http://www.pravenc.ru/text/150791.html)

19) Лосский Н, свящ. Таинство Покаяния и Евхаристия // Православное учение о церковных таинствах. Материалы V Международной богословской конференции. T. 3. Покаяние. Елеосвящение. Таинства и тайнодействия. М., 2009.С. 234-237.

20) Максимович К.А. Анафема // Православная энциклопедия. Т. 2. М, 2001. С. 533-535. (http://www.pravenc.ru/text/анафема.html)

21) Максимович К.А., Цыпин В., прот. Апостасия // Православная энциклопедия. Т. 3. М, 2001. С. 94-95. (http://www.pravenc.ru/text/75704.html)

22) Николай (Еремин), архим. Таинство Покаяния перед причащением // ВРЗЕПЭ. 1950. № 1. С. 39-47;

23) Об участии верных на Евхаристии. Документ одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве. // Патриархия.ру / URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html (Дата обращения: 01.05.2019).

24) Озолин Н, прот. Таинство Покаяния: три симптома глубокого кризиса// Православное учение о церковных таинствах. Материалы V Международной богословской конференции. T. 3. Покаяние. Елеосвящение. Таинства и тайнодействия. М., 2009.С. 238-249.

25) Пашков Д, свящ. Икономия // Православная энциклопедия. Т. 22. М, 2009. С. 51-58. (http://www.pravenc.ru/text/389060.html)

26) Пенткоаский А. М. Покаянная дисциплина христианской Церкви в кон. I тыс. // ЖМИ. 2002. № 10. С. 63-70;

27) Пентковский А. М. Покаянная практика христианской Церкви во 2-й пол. 1-го тыс. по P. X. // Православное учение о церковных таинствах: Мат-лы V Междунар. богосл. конф. РПЦ (Москва, 13-16 ноября 2007 г.) / Ред.: свящ. М. Желтов. М., 2009. Т. 3. С. 203-215;

28) Петр (Прутяну), игум. Рассуждение о связи между исповедью и причастием // Православие в Португалии / URL: https://lusortodoxia.com/2017/05/11/ispovedi-prichastie/ (Дата обращения: 01.05.2019).

29) Смирнов С. И. Древнерусский духовник: Исследование по истории церковного быта. М., 1913. 568 с. (https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov/drevnerusskij-duhovnik/);

30) Смирнов С. И. Духовный отец в древней восточной Церкви: История духовничества на Востоке. М., 2003. 528 с. (https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov/duhovnyj-otets-v-drevnej-vostochnoj-tserkvi/);

31) Смирнов С. И. Духовный отец, или старец, в древних восточных
монастырях // Богословский вестник 1904. Т. 3. № 11. С. 473-508 (2-я пагин.). (Начало).

32) Смирнов С. И. Духовный отец, или старец, в древних восточных
монастырях // Богословский вестник 1904. Т. 3. № 12. С. 682-716
(3-я пагин.). (Окончание).

33) Смирнов С. И. Исповедь мирян перед старцами: Служение миру древнего монашества // Богословский вестник 1905. Т. 3. № 9. С. 1-38 (3-я пагин.);

34) Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины: Тексты и заметки. М., 1912. 568 с;

35) Суворов H. С. Вероятный состав древнейшего исповедного и покаянного устава в восточной Церкви // ВВ. 1901. Т. 8. С. 357-434; 1902. Т. 9. С. 378-417; (https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvorov/verojatnyj-sostav-drevnejshego-ispovednogo-i-pokajannogo-ustava-v-vostochnoj-tserkvi/#0_1)

36) Ткаченко А.А. Духовник // Православная энциклопедия. Т. 16. М, 2007. С. 418-420. (http://www.pravenc.ru/text/180658.html)

37) Ткаченко А.А. Исповедь // Православная энциклопедия. Т. 27. С. 624-634. (http://www.pravenc.ru/text/675011.html)

38) Успенский Н.Д. Коллизия двух богословии в исправлении русских богослужебных книг в XVII веке // Богословские труды № 13. М, 1975. С. 148-171;

39) Филарет (Дроздов), свят. Пространный христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М, 2013. 160 с.

40) Франчук О. В., Соколова Е. П., Мишина Л. Н. Тексты исповедей как источник воссоздания картины мира православного христианина в курсе истории русского языка // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 351-364.

41) Цыпин В, прот. Епитимия // Православная энциклопедия. Т. 18. М, 2008. С. 533-535. (http://www.pravenc.ru/text/190055.html)

42) Цыпин В, прот. Каноническое право // Православная энциклопедия. Т. 30. М, 2012. С. 367-421. (http://www.pravenc.ru/text/1470253.html)

43) Цыпин В, прот. Кающиеся // Православная энциклопедия. Т. 32. М, 2013. С. 217-218. (http://www.pravenc.ru/text/1683997.html)

44) Юревич Д, прот. Учение о покаянии в Ветхом Завете // Православное учение о церковных таинствах. Материалы V Международной богословской конференции. T. 3. Покаяние. Елеосвящение. Таинства и тайнодействия. М., 2009.С. 179-202.


[1] Филарет (Дроздов), свят. Пространный христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М, 2013. С. 90.

[2] Более подробно читать: Юревич Д, прот. Учение о покаянии в Ветхом Завете // Православное учение о церковных таинствах. Материалы V Международной богословской конференции. T. 3. Покаяние. Елеосвящение. Таинства и тайнодействия. М., 2009.С. 179-202.

[3] Юревич Д, прот. Учение о покаянии в Ветхом Завете // Православное учение о церковных таинствах. Материалы V Международной богословской конференции. T. 3. Покаяние. Елеосвящение. Таинства и тайнодействия. М., 2009.С. 179.

[4] Ткаченко А.А. Исповедь // Православная энциклопедия. Т. 27. С. 624.

[5] Троицкий И. Г. Библейская археология. СПб., 1913. C. 424.

[6] Ткаченко А.А. Исповедь // Православная энциклопедия. Т. 27. С. 624.

[7] См., например, такие места Ветхого Завета: «И не берите выкупа за душу убийцы, который повинен смерти, но его должно предать смерти» (Числ 35:31). «Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится, потому что ревность - ярость мужа, и не пощадит он в день мщения, не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров» (Притч 6:32-35).

[8] Второисаия.

[9] Ианнуарий (Ивлиев), архм. Евангелие от Марка. Богословско-экзегетический комментарий. М, 2017. С. 247-252.

[10] Ианнуарий (Ивлиев), архм. Евангелие от Марка. Богословско-экзегетический комментарий. М, 2017. С. 252.

[11] Более подробно читать: Юревич Д, прот. Учение о покаянии в Ветхом Завете // Православное учение о церковных таинствах. Материалы V Международной богословской конференции. T. 3. Покаяние. Елеосвящение. Таинства и тайнодействия. М., 2009.С. 179-202.

[12] Эти термины встречаются в синоптических Евангелиях (µετανοέω – 16 раз, в том числе 9 раз в Евангелии от Луки; µετάνοια – 8 раз, в том числе 5 раз в Евангелии от Луки), Книге Деяний  апостольских (глагол – 5 раз, существительное – 6 раз), 1 раз во Втором послании св. ап. Петра (существительное), 8 раз в посланиях св. ап. Павла (1 раз глагол и 7 раз существительное), 12 раз в Откровении (глагол). Надо иметь в виду, что употребление этих терминов не исчерпывается текстами Священного Писания Нового Завета, в которых говорится о понятии покаянии.

[13] Слово µετάνοια состоит из глагола νοέω («направлять ум к какому-либо предмету») и предлога µετα- («вслед за, вместе с, с помощью чего-либо» и др.).

[14] Более подробно читать: Юревич Д, прот. Учение о покаянии в Ветх


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.