Кафедра теории и истории искусств — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кафедра теории и истории искусств

2020-12-06 101
Кафедра теории и истории искусств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИНСТИТУТ ДИЗАЙНА И ИСКУССТВ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ

Работа студента II курса группы 2-ДД-3

 Куницкой Анны Александровны

ТЕМА:

Современное состояние российского студийного стекла. Тенденции развития,

Основные мастера.

                                                                                                  

Руководитель - О.А. Ващук

Санкт-Петербург

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

О современном стекле.………………………………………………….……..2  

Глава I. Мастера современного художественного стекла.……………......2

Глава II. Стекло Росвуздизайн. ……..……………………………………….18

В заключение..……………………………………………………………….... 20

Список использованной литературы..……………………………………...21

О современном стекле.

 

Утилитарно декоративные функции стекла лишились своего первостепенного значения. Оно стало полноценным пластическим материалом, который дает возможности для создания чего-то большего, чем декоративных произведений, а эксперименты со стеклом открыли его новые пространственные и образные возможности.


Современное стекло, используя новые формы, способно, наравне с живописью, скульптурой, инсталляциями, выразить индивидуальность художника, его идеи, идеи своего времени. Зеркала, линзы, гравировки расширяют художественные возможности. Пластические работы из стекла создают новое ощущение пространства — прозрачного, но обладающего формой и объемом. Художники открыли для себя философию этого удивительно многоликого материала, которая и определила их собственную индивидуальность. Для одних стекло - это пространство игры, для других - объект созерцания, для третьих - виртуальная конструкция. Каждый художник пришел в объединение со своей авторской позицией.

 

Глава I. Мастера современного художественного стекла.

Наталия Воликова и Татьяна Новикова.

Наталия Воликова и Татьяна Новикова родились в Москве.

1979-1980 окончили Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское) – отделение художественного стекла, преподаватель Г. Антонова.

с 1980 участие в отечественных и зарубежных выставках.

c 1981 члены Союза художников России.

2002 диплом Российской академии художеств.

2009 серебряная медаль Российской академии художеств.

c 1984 работают в соавторстве.

Наталия Воликова и Татьяна Новикова уже 30 лет работают вместе. Это творческий союз, где идеи подхватываются друг другом, где есть общий ряд духовных критериев, где близкое, неконфликтное понимание целей и задач искусства, одно ощущение материала – cтекла и того, как в нем можно работать. Их творческий путь – это диалог с мировой культурой, это осмысление тех духовных и нравственных проблем, которые ставит перед нами общество, да и сама жизнь, внутри быстро меняющегося, напряженного социума.

Поэтому большая часть работ художников касается вечных вопросов. Новаторский темперамент Н. Воликовой и Т. Новиковой проявляется в игровом подходе к созданию композиций, своего рода инсценировке объектов. Их конструкции, инсталляции абсолютно оригинальны по своей декоративной структуре, парадоксальности форм, одушевленной выразительности поверхности.

 

Произведения находятся в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, Музее современного искусства, Москва, Государственном историко-архитектурном, художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно», Москва, Государственном музее керамики и «Усадьбе Кусково XVIII в.», Москва, Елагином дворце-музее декоративно-прикладного искусства, Санкт-Петербург, в частных собраниях в России и за рубежом.

    Выставки:

1995 Центральный дом художника. Москва

1998 Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Москва, Серпуховской историко-художественный музей, Серпухов

1998 - 1999 галерея РОСИЗО. Москва

2003 Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII в.». Москва

2006 галерея РОСВУЗ-Дизайн. Санкт-Петербург

2007 Елагинский дворец. Санкт-Петербург

2008 Московский дом художника на Кузнецком мосту[1]

 

 

Тимур Сажин и Лидия Фомина.

Работают в соавторстве.
В 1967 году окончили Московское высшее художественно-промышленное училище им. С.Г. Строганова.
В 1969-1971 работали дизайнерами на стекольном заводе "Красный май".
Работали для посольства России в Париже, Мемориального комплекса Хо Ши Мина во Вьетнаме, Верховного Совета Р.Ф., Государственной Третьяковской галереи, участвовали в реконструкции Президентского Дворца в Кремле.
Награждены серебряной медалью Академии художеств СССР за комплекс люстр в храме Иоана Предтечи в Москве.

 

Работы находятся в Государственном Историческом музее,
Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве,
Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге,
музее стекла в Корнинге, США,
провинциальных музеях России.

 

Выставки.

 

1989 Пирамид-шоу. Скульптура и декоративное искусство. Мельбурн. Австралия;
1990 Русское стекло. Музей стекла. Корнинг. США;
1991 Образы подводного мира. 18-й Всемирный фестиваль. Антиб. Франция;
1992 Сказка о хлебе и слезах. Любляна. Югославия;
1992 Международная выставка стекла. Каназава. Япония;
1992 Аукцион Юнеско во Флоренции, Италия;
1994 982 Transparenze d`Arte, Венция, Италия;
1995 Персональная выставка в Национальном музее стекла, Финляндия;
1996 I Международное Триенале Стела. Музей Декоративного искуства, Москва;
1997 Выставка новых поступлений в коллекцию Эрмитажа, Санкт-Петербург.

 

Стекло не живет без света и без связи с архитектурным пространством. Московские художники Тимур Сажин и Лидия Фомина, избравшие изящный псевдоним САФО, это давно и хорошо знают. Ансамбль люстр, который они осуществили в старинном интерьере церкви Иоанна Предтечи, где размещался ассортиментный кабинет Государственного института стекла, признан специалистами одним из лучших произведений декоративно-монументального искусства последних двух десятилетий прошлого века. К сожалению, этот кабинет и вся его коллекция после развала Союза художников остались только в памяти специалистов и на цветных фотографиях.

 

В мерцании и сиянии люстр было нечто такое, что можно сравнить с тихим светом цветущего весеннего сада. О конструкциях, материалах и вообще технической стороне дела зрители забывали напрочь и почти физически чувствовали растворение в тончайших световых потоках.
В 60-е годы Тимур и Лидия закончили Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) и за прошедшие четыре десятилетия украсили своими работами музеи и общественные интерьеры России и Франции, Вьетнама и США.

 

Стекло льющееся, истончающееся до мишурного блеска и отдельных искр и капель. Стекло тяжелое, толстое, в плотной массе которого, как в янтаре, застыли навсегда воздушные пузыри и различные вкрапления. Стекло цветное, прозрачное или слегка затуманенное, а равно и всякое иное – матовое, растрескавшееся, играющее острыми гранями или оплывшее, как свечной воск. Стекло во всех своих ипостасях – от бросового бутылочного до драгоценного оптического, то есть стекло любое, но при этом неизменно любимое мастерами Тимуром и Лидией. Именно в их руках оно из состояния материала переходит в нечто лишь отчасти материальное – в искусство.
Игра светоносных объемов, сама подвижность света и цвета создают для восприятия таинственную завораживающую атмосферу, которая всегда царит в мастерской Тимура и Лидии в самом центре Москвы на Пятницкой улице. Весьма показательно, что одновременно прочное и ранимое стекло идеально подошло для воплощения некоторых замыслов наших героев, связанных с археологической и экологической темами. Ведь по существу изображенные в стекле рыбы, амфоры и все вышедшие из водных и земных глубин ископаемые и органические существа – это трепетная, уникальная и попросту исчезающая в условиях современной цивилизации материя. Показывая распавшиеся на части хрупкие композиции, художники создают своего рода предупреждающее искусство, говоря нам, что культура и красота, как и все живое, нуждается в защите.

 

Закрытая многие годы и практически неведомая молодому поколению Третьяковская галерея после обширного ремонта и реставрации сегодня открыта. Обновленные старые и заново построенные стены парадного входа, вестибюлей и различных служебных помещений включили в себя и огромный ансамбль люстр, торшеров и бра. Торжество стекла и света как бы предварило торжество классического русского искусства.

 

Проектируя каждый тип люстр и малых светильников в отдельности, Сажин и Фомина, разумеется, заботились и о единстве ансамбля, сочетающего традиционные растительные формы и строгую геометрию, блеск полированных металлических деталей и каскады матового и прозрачного стекла. Завсегдатаи Третьяковки помнят старую длинную лестницу, тусклое освещение и привычное беглое разглядывание «проходных» картин. Ныне парадная лестница пуста и чиста. На ней блистательно солируют большие и малые люстры из прозрачного и сиреневого стекла, а также два превосходно выполненных торшера, отдаленно напоминающих старые торшеры, стоявшие на тех же местах. Воздушная ажурная пластика люстр, выполненных по проекту наших художников австрийскими мастерами, создает атмосферу праздника, распрямляющего спины и поднимающего головы и, таким образом, подготавливающего встречу с искусством разных веков. Предваряющую постепенность этой торжественной встречи тактично и точно обеспечивает и вся прочая светопластика – люстры гардероба, вестибюля и других промежуточных помещений. Сажин и Фомина удачно применили своего рода «рифму» – стеклянное подобие занавесей (так называемые маркизы), когда-то висевших в этих помещениях. Легкие изящные светильники и люстры украшают не только основное здание, но и скромное по размерам кафе галереи. Другими словами, перед нами продуманный гармоничный ансамбль, а не формальная декоративно-монументальная работа на заказ, которую можно пристроить в любое общественное здание.

 

Очень трудно входить с собственным индивидуальным искусством туда, где существует искусство, проверенное временем. Наши герои отважились на это, и отныне их стеклянная пластика стала еще одним третьяковским экспонатом.

 

В самые последние годы Тимур и Лидия работали над оформлением интерьеров Верховного суда России и резиденции президента в Кремле. Но даже самые престижные монументальные проекты никогда не отменяли их ежедневное станковое творчество. Как правило, эти произведения сложны по технике исполнения и весьма метафоричны. В частности, таковы работы из серии «Амфоры», «Скрипки», «Экология», созданные в конце 1980-х – первой половине 90-х годов. Временные рамки в данном случае достаточно условны, так как авторы не расстаются с найденными образами живой природы, постоянно увеличивая этот ряд и расширяя свое и наше представление о мире и обуревающих его проблемах.

 

В 2004 году в издательстве «Слово» вышел богато иллюстрированный альбом, в котором Сажин и Фомина органично соседствуют с мастером современного гобелена Натальей Мурадовой. Осуществляя совместные проекты, художники добились подлинного синтеза искусств, ставшего примером высочайшего класса нашего отечественного декоративно-монументального искусства в целом.[3]

 

Лисицина Марина Юрьевна.

 

Родилась 21 декабря 1947 года в Москве.
В 1975 году окончила Московское высшее художественно-промышленное училище им. С.Г. Строганова.
С 1975 года работала художником на Лыткаринском заводе оптического стекла.

 

Работы находятся во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства,
Министерстве культуры России в Москве,
Сергиев-Пасадском государственном историко- художественном музее-заповеднике,
Тюменском художественном музее,
а также в частных коллекциях.

 

Выставки:

1976 Молодость России. Москва;
1978 Осенняя выставка. Дом художника на Куз нецком мосту. Москва;
1979 Голубые дороги. Центральный выставочный зал "Манеж". Москва;
1979 Москва и москвичи. Москва;
1980 Дебют. Всероссийское театральное обще ство. Москва;
1980 Монотекстиль и стекло. Дом художника на Кузнецком мосту. Москва;
1983 Человек и его мир. Канада;
1988 Страна Советов. Центральный Дом художни ка. Москва;
1988 Художники народу. Центральный Дом худож ника. Москва и ГДР;
1991 К звездам. Центральный Дом художника. Москва;
1991 Выставка советских художников стекла. Галерея Гласи. Стокгольм. Швеция;
1992 1-я выставка галереи "СТАНБЕТ". Зал дирекции выставок и аукционов Международного фонда культуры. Москва.

 

 

Многие произведения М. Лисициной имеют вполне конкретные названия: "Планетарий", "Колизей", но это не означает иллюстративности изображения. Это скорее тема, на которую фантазирует художник. Фантазирует и зритель, заглядывая в глубину граней стеклянной массы, где нереальные отражения то уменьшаются до размеров точки, то снова и снова повторяются в многочисленных линзах.
Автор не навязывает зрителю однозначность содержания, предоставляет возможность самостоятельного поиска образной ассоциации.

А вот слова самого автора:
«Предугадать ассоциации зрителя невозможно- в этом одна из тайн оптического стекла. Его эмоциональное воздействие непредсказуемо...
Дело это, правда, столь же захватывающее, сколь и трудоемкое. Оптическое стекло подвергается лишь холодной обработке, и шлифовать, и полировать его приходится вручную. Задумывая какую-то композицию, не всегда добиваешься того, к чему стремишься, поскольку эффекты в оптическом стекле исключительно многообразны.
Повелевать материалом, преломляющим и отражающим в себе пространство, - для меня это сродни мечте о подвластности стихий, моя работа мой полет Икара...»[4]

 

Наталья Урядова.

Кто знает, как сложилась бы твор­ческая судьба Натальи Урядовой, если бы счастливый случай не при­вел ее после окончания Строгановского института сначала по распределению на стекольный завод в городе Иванищи Владимирской области, который выпускал немудреную бытовую посуду, а потом на Лыткаринский завод оптического стекла — там нужен был художник, разрабатывающий ассортимент су­венирных изделий. Материал, с которым предстояло ей работать,— чистейшее, прозрачнейшее стекло, концентрирующее в себе световые лучи — настоящий «магический кри­сталл» — буквально загипнотизиро­вал ее. И тут же мысль — грешно использовать такую драгоценность на пустяки, на забавные оптические игрушки. Глаз художника, способный проникать в суть вещей, и фи­лософский склад ума Урядовой на­шли в оптическом стекле неисто­щимый объект для самовыражения. Работа с оптическим стеклом мало напоминает работу с расплавленной стекломассой. Совершенно иная пластическая природа — жесткая и неподатливая — оставляет для художника лишь немногие приемы обработки: шлифование, гравирова­ние, пескоструйку. Так ювелир ра­ботает с драгоценными камнями, заставляя их светиться, сверкать, переливаться. Но Урядовой мало выявить прозрачность и световую игру, ее задача – высвободить образ, таящийся в стеклянном кристалле, выразить через материал свои ощущения и размышления.

 

Вещи Урядовой диалогичны. Восприятие их требует соучастие смотрящего — работы его фантазии, мысли, чувства. Суть их раскры­вается зрителю лишь при опреде­ленном психологическом и эмоцио­нальном состоянии — сосредоточен­ности, желании и готовности по­стичь природу вещей и явлений. Японские сады камней, буддийские мандалы, представляющие собой символическую картину мира, в ко­торую погружается взгляд созерцателя, ищущего пути к самопознанию и познанию вселенной,— корни оптической пластики. Бесконечность и непрерывная из­меняемость мира — основа творче­ства Урядовой. Для неё не существует стабильных явлений, непре­ложных, законченных данностей — все в постоянном движении, разви­тии. Идея объективного и субъек­тивного ощущения времени заложе­на в «Янусе» — прозрачном диско, прошлифованном с обеих сторон одинаковыми гранями, но как бы в зеркальном отражении. Для более материальных, конкрет­ных мотивов находятся иные средства. Глыба стекла пробивается глубокой пескоструйкой, гравирует­ся — и вот в четкой геометрии про­зрачного слитка начинают взме­таться песчаные барханы («Зыбь»), бушевать волны («Русло») или взре­зать первозданную природу рельсы новых путей («БАМ»). Иногда в об­разный строй вещи заключается даже физическое ее движение — оно сообщает заданность зритель­ской ассоциации, таковы «Горсть воды» или «Падающая капля». Произведения художника — всегда отражение его мировоззрения, его характера, темперамента. Сосредото­ченно философский и вместе с тем лирический склад Натальи Урядо­вой прочитывается в ее творчестве.[6]

Творческая экспериментальная мастерская художников Санкт-Петербурга «РОСВУЗДИЗАЙН» основанная в 1987 году на базе старейшей Художественно-Промышленной Академии им. А.Л.Штиглица (бывшее училище имени В.И. Мухиной), находится в историческом центре Петербурга на Соляном пер., д.13.

Директор Родыгина Татьяна Николаевна, Главный художник Озерова Елена Васильевна.

Основной вид деятельности – изготовление предметов декоративно-прикладного искусства из цветного стекла. Имеет собственное стекольное производство – четырехгоршковую стекловаренную печь, где по восстановленным старинным рецептам XVIII - ХIX вв. выполняется варка цветных стекол ручным способом. Богатая цветовая палитра и высокий профессиональный уровень студентов, выпускников и преподавателей Академии им. Штиглица позволили воссоздать классические формы и создавать новые коллекции художественного стекла в лучших традициях старейшей петербургской школы. В мастерской собрано более 500 наименований изделий, многие из которых созданы с использованием сложнейшей техники обработки и декорирования художественного стекла: шлифовки, алмазной грани, ручной гравировки, росписи силикатными красками и золотом. 

Эта коллекция уникальных предметов из художественного стекла легла в основу музея стекла мастерской «Росвуздизайн», которую так же, как и уникальное производство посещают десятки экскурсионных групп. Мастерская является единственной в Северо-Западном регионе России экспериментальной стекольной базой, объединяющей лучших художников Петербурга. 

Технологии.

Ручной или «гутный» способ выдувания стекла:

- свободное формование изделий ручным способом непосредственно у стекловаренной печи

Алмазная грань:

– термин, принятый в России для обозначения резьбы изделий из стекла. Рисунков алмазной грани очень много. Орнамент составляется из нескольких довольно простых элементов: «ямка», «рейка», «лучи», «кусты», «сетка», «паутинки», «пальцы». Например, алмазная грань «русский камень» поверхность призмы представляет собой «восьмигранник»

Широкая грань, шлифовка:

– прямая широкая вертикальная огранка стеклянных изделий с помощью шайбы. – процесс снятия слоя стекла с помощью механических приспособлений и абразивных материалов.

Полировка:

- обработка поверхности стекла с целью придания ему блеска. Наиболее древним способом является механическая полировка после гранения, резьбы и гравировки, когда поверхность резьбы последовательно обрабатывалась сначала мелкозернистым абразивом, затем деревянными, пробковыми и войлочными колесами.

Ручная объемная гравировка:

- способ декорирования поверхности стекла путем процарапывания острым инструментом. В зависимости от способа нанесения рисунка различают два вида гравировки: первый- гравировка алмазом, когда рисунок создается путем процарапывания алмазным резцом по поверхности стекла, благодаря чему создается тончайший рисунок,выглядящий светлым на фоне гладкого стекла; второй-гравировка медным колесиком.

Роспись силикатными красками и золотом с последующим отжигом:

- способ нанесения декора на поверхность готового изделия с помощью кисти или пера, осуществляется роспись золотом или силикатными красками, которая в последствии обжигается.

Ручной горелочный способ изготовления стекла (мелкая пластика):

- способ свободного формования изделия ручным способом из цветных стеклянных дротов при помощи газовой горелки.

Одной из особенностей предприятия является наличие набора «круглых мастеров», т.е. людей способных из стекла сделать вещь практически любой сложности.[7]

В заключение.

Таким образом, современное художественное стекло сочетает в себе самые разные техники и технологии, от древних знаний до высокотехнологичных методов. Художники абсолютно свободны от рамок утилитарного, и ограничены лишь собственной фантазией. Многообразие форм, цветовых сочетаний и сочетаний материалов иллюстрирует безграничные возможности художественного стекла. А возможность создавать иллюзии, играть с светом и ломать отражаемое пространство привлекает мастеров мистификации. Не даром художники отводят важную роль философскому аспекту стекла - ведь это один из самых противоречивых и загадочных материалов в мире.

 

 

ИНСТИТУТ ДИЗАЙНА И ИСКУССТВ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ

Работа студента II курса группы 2-ДД-3

 Куницкой Анны Александровны

ТЕМА:


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.