Победова Ольга Александровна. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Победова Ольга Александровна.

2020-12-06 154
Победова Ольга Александровна. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Родилась в 1950 году в Ухте, Республика Коми.
В 1973 году окончила Московское высшее художественно-промышленное училище им. С.Г. Строганова.

Заслуженный художник России, член союза дизайнеров.
В настоящее время работает в области оптической пластики.

 

Работы находятся во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства,
собраниях Художественного фонда России,
Министерства культуры России,
собраниях галерей "Московская палитра" и
"Aрт Moдерн" в Москве,
Владимиро-Суздальском историко-художественном музее,
частных собраниях в России, Бельгии, Финляндии, Голландии, Турции, Сирии, США, Австралии.

 


Награды:
Включена в число СТА – лучших художников мира, работающих в материале стекла, The Corning Museum of Glass, N.Y., USA
Золотая медаль Академии Художеств России
Свидетельство о победе на Весеннем салоне – 97 Российского музея декоративно-прикладного искусства
Свидетельство о второй премии выставки-конкурса «Москве посвящается» Государственного музея-заповедника «Коломенское»
Свидетельство о призе МФК на Весеннем салоне – 98

 

 

    Ольга Победова - автор драгоценной, "ювелирной" камерной пластики из оптического стекла. Эти небольшие по размерам обьекты или композиции из них, похожие на драгоценные камни из сказочных сокровищ неизменно привлекают внимание зрителя не только безупречной чистотой выполнения и красотой материала - его удивительной прозрачностью, эффектом отражения и неповторимой игрой бликов. Это не просто холодно- красивые, идеально отполированные блоки стекла. Это - запечатленная в стекле фантазия, материализованная игра творческого воображения автора - блистательная игра с материалом, где геометрическая четкость граней подчиняется эмоциональной воле художницы, ее природной женской мягкости и лиричности... Мастерски сопрягая прямые и изогнутые поверхности, играя их "перепевом" между собой, художница заставляет ожить застывшую статичность кристалла, превращает простое холодное стекло в мелодичную хрустальную музыку...

 

Произведения Ольги – это не скульптура малых форм, это большие бриллианты. Оптическое стекло, в материале которого работает Ольга Победова, имеет коэффициент лучепреломления, равный бриллианту. Отсюда – неповторимый эффект благородства и выразительности. Это очень трудный материал, требующий от автора абсолютную точность и безупречный вкус.

 

Отталкиваясь от образцов и эталонов великих художников русского авангарда Малевича, Кандинского, Габо художник утверждает, что 20 век имел свой большой стиль – супрематизм. Абстрактная скульптура идет по пути экспрессии или строгости, а сам материал-оптическое стекло - сам ведет в сторону пост-супрематизма. Кроме того, скульптура не самоцель, эти формы, как модели новейших архитектурных сооружений.
Художница работает и в соавторстве со скульптором И. Руковишниковым по бронзе. Вместе они создают удивительные по пластике композиции. Бронзовые фигуры Руковишникова необычны, он использует в своей пластике изображения насекомых, редких или мифических животных, растений с нарочито измененными размерами и сутью материала. Это скорее фантазии на тему богатства и разнообразия форм Природы. Формы же О. Победовой поражают строгостью и безупречностью, произведения удивляют мастерским использованием отражения света и сопряженностью прямых и изогнутых поверхностей.


В творчестве Ольги Победовой сосредоточено глубокое понимание проблемы синтеза скульптуры и архитектуры, гражданственное, мощное, патетическое, величественное. Работы Ольги Победовой отличают внимание к натуре, умение осмыслить и трансформировать форму, дать ей некую конструктивную поэтичность, выразительный силуэт, динамичное равновесие масс. Вообще, я думаю, работы Ольги Победовой дают самое точное представление о ней самой, как о мастерице виноватых взоров. Тонкие ценители искусства находят в этом блестящем материале особую, только ему присущую, строгую красоту, заключенную в его целомудренной скромности и простоте. Не всякое произведение может выдержать эту строгость.

 

Так всегда, и в этом звуке странном на строгость нежность женская легла, и увлекла поэзией прекрасной в пучину музыкального стекла.

Есть у Ольги Победовой инсталляции, часть которых она демонстрировала на Международной биеннале "Диалоги" в Санкт-Петербурге, потом - в Москве, в Академии художеств и в Музее современного искусства на Петровке, 25. Это своеобразные большие, до четырех-пяти метров композиции из листового стекла и металлических струн. Они являются развитием ее интерьерного творчества.

Они не соперничают с чистыми формами из монолитного стекла, хотя занимают теперь у Ольги Победовой большое место. Монолитное стекло - материал дорогостоящий, энергоемкий, он изготавливается в заводских условиях с применением самых высоких технологий. Поэтому его "чистые формы" стоят дорого. Прекрасные произведения Ольги Победовой нередко с выставок сразу закупаются и уходят в музеи. Скульптор никогда не изменяет поэзии надмирной монолитного стекла.

 

Как же Ольга Победова пришла к нему? Ей всегда нравилось стекло. Интерес к нему возник еще в детстве. Она вспоминает затейливые зимние узоры на оконном стекле, игру солнечных бликов на февральском снегу. Оленька очень любила старинное зеркало у бабушки и хрустальные подвески на люстре с их необыкновенным хрустальным звоном. Однажды маленькую Оленьку сводили на выставку чешского стекла - и она им заболела. Поэтому никаких проблем с выбором сферы творчества у Ольги Победовой не было. В 1968 году она поступила в Высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское) и сразу - на стекло. Какие необозримые возможности оно дает ищущему художнику! Какие неизведанные дали открывает! У Ольги Победовой даже состоялась выставка, которая называлась "Четвертое измерение".

 

Разумеется, дело не в теме, а в выразительности пластики - сочетании форм, объемов, плоскостей, сферических поверхностей, внутренней фактуры. Ольге Победовой присущи смелость образных и пластических исканий, философская глубина замысла, жизненность в передаче сложных движений, энергичная моделировка объёмов. Но иногда какое-то сильное впечатление может выразиться и в конкретном сюжете. Например, "Святая София", прообразом которой стал киевский храм. Ольге Победовой нравятся архитектурные формы не только древних храмов, но и современных домов, даже архитектурные фантазии. Так, для выставки, посвященной 850-летию Москвы, она не захотела повторять уже порядком заезженные градостроительные мотивы столицы и создала некую модель архитектуры будущего, как это она себе представляла.

 

Лидер Третьего Русского Авангарда художник Александр Трифонов, который выставлялся с Ольгой Победовой в 2003 году в галерее "Кентавр", сказал о ней: "В ее стекле есть ангельская святость".

 

Глубоко прав академик Слава Лён, когда в монографии, посвященной изучению творчества Ольги Победовой, пишет, что она центрирует свое мышление на художественном процессе, а не на художественном произведении (которое - в пределе - может быть нулевым, как "Чёрный квадрат" Малевича), что в иерархию художественного процесса Ольги Победовой полноправно входят личное созидание и демонстрация художественного произведения, что ее авторская рефлексия и текстовое сопровождение художественного произведения идет от мастерской - через галерею - в мировой Музей, а авторское помещение и отслеживание движения художественного произведения в мировом культурно-историческом процессе занимает управляющее положение. И с этим нельзя не согласиться, если вспомнить об успехе совместной выставки Ольги Победовой и художника Игоря Снегура "Объект и его двойник".

 

Двойники бывают не только у людей, но и у произведений искусства. Так объекты из оптического стекла Ольги Победовой отражаются в картинах известного художника - звезды русского авангарда Игоря Снегура. Между скульптурой и живописью известных московских мастеров - много общего. Оба считают себя наследниками идей Малевича и используют в своих работах простые геометрические формы.

 

В объектах Ольги Победовой отражались не только картины Игоря Снегура, но и посетители выставки. Правда, в таком преломлении их фигуры изменялись почти как на диагоналях Пабло Пикассо. Ну а картины приобретали объем, так что их можно было рассматривать с разных сторон. Работы Игоря Снегура и Ольги Победовой объединяет не внешнее сходство, а художественный язык. Оба используют простые геометрические формы для своих произведений. Оба работают со структурами, правда, один на плоскости, другой в трёхмерном пространстве. Показать их сходство художник и скульптор решили на совместной выставке. Игорь Снегур сказал: "Она спровоцирована нашим ощущением того, что есть некие общие структуры, которые как бы перекликаются и переходят и в живопись современную, и в современном стекле". Игорь Снегур считает, что двойники нужны не только в искусстве, но и в жизни, чтобы познать самого себя. Ну а Ольга Победова обнаружила своего двойника в стекле, которое отражает действительность, и как живопись втягивает в своё внутреннее пространство. Ну а в результате получилась трансцендентная, замешанная на рецептуализме выставка, в которой объекты Ольги Победовой перевоплощались по системе Станиславского-Мейерхольда в полотна Игоря Снегура.

 

Искусство постоянно ведет к глубоким размышлениям. В этом смысле интересна мысль Лессинга о том, что естественные знаки в изобразительных искусствах приобретают условный характер вследствие изменения размеров. Это в полной мере относится к творчеству Ольги Победовой. Маленький куб - это в известной мере его символическое изображение. В этом случае яснее представляется знак, нежели обозначаемый предмет, поскольку возникает препятствие для одновременного восприятия вещи и знака, обозначающего ее. Большой куб - это уже трехмерная мысль Малевича, ставшая поэтикой Ольги Победовой. На возражение, что и сами вещи с разного расстояния могут казаться маленькими, Лессинг отвечает, что в скульптуре сохраняется при этом их отчетливость, чего на самом деле не бывает, то есть в жизни. Знак есть суть творчества Ольги Победовой.

 

Поэзия скульптуры в исполнении Ольги Победовой стремиться к тому, чтобы ее произвольные знаки воспринимались как естественные; только благодаря этому скульптура перестает быть реальностью и становится фактом искусства. Средства, с помощью которых Ольга Победова достигает этого - ритм, грань, расположение плоскостей, размер, огранка - суть поэтическое мастерство художественной пластики.

 

Разъясняя подробнее, могу сказать, что формы Ольги Победовой могут подражать видимым предметам, при этом формоподражание аналогично поэтическому выражению. Последовательный ряд фигур на выставке может также иметь силу естественных знаков, когда рифмует сочетание скульптур друг за другом или возле друг друга. Даже едва видимая деталировка скульптуры способна выражать движение предметов. Все эти элементы приближают произвольные знаки к естественным и выводят на новый уровень преобразования и постижения видимого мира; следовательно, Ольга Победова добивается эффекта философского постижения реальности через условные формы, что должно рассматриваться как высшая степень рецептуализма - искусства Третьего тысячелетия.

 

Королева стекла Ольга Победова создала и ряд произведений на музыкальные темы. Например, "Торжественная симфония", "Аккорд", "Светлая мелодия". Но часто возникают причудливые конструкции, вызванные какими-то подсознательными чувствами и настроениями, требующими абстрактных решений. Она выполнила сложные конструкции из монолитного стекла и металла, которые назвала "Структуры". Они как бы продолжают ее серию "Виртуальная подлинность". И развивают идеи инсталляции в Музее современного искусства "Памяти ХЛЕКРУМА" - понятно, что это Хлебников, Крученых, Малевич.

 

Объёмная скульптурная форма Ольги Победовой строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой и на основе структурных особенностей избранной формы.[2]

 

Тимур Сажин и Лидия Фомина.

Работают в соавторстве.
В 1967 году окончили Московское высшее художественно-промышленное училище им. С.Г. Строганова.
В 1969-1971 работали дизайнерами на стекольном заводе "Красный май".
Работали для посольства России в Париже, Мемориального комплекса Хо Ши Мина во Вьетнаме, Верховного Совета Р.Ф., Государственной Третьяковской галереи, участвовали в реконструкции Президентского Дворца в Кремле.
Награждены серебряной медалью Академии художеств СССР за комплекс люстр в храме Иоана Предтечи в Москве.

 

Работы находятся в Государственном Историческом музее,
Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве,
Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге,
музее стекла в Корнинге, США,
провинциальных музеях России.

 

Выставки.

 

1989 Пирамид-шоу. Скульптура и декоративное искусство. Мельбурн. Австралия;
1990 Русское стекло. Музей стекла. Корнинг. США;
1991 Образы подводного мира. 18-й Всемирный фестиваль. Антиб. Франция;
1992 Сказка о хлебе и слезах. Любляна. Югославия;
1992 Международная выставка стекла. Каназава. Япония;
1992 Аукцион Юнеско во Флоренции, Италия;
1994 982 Transparenze d`Arte, Венция, Италия;
1995 Персональная выставка в Национальном музее стекла, Финляндия;
1996 I Международное Триенале Стела. Музей Декоративного искуства, Москва;
1997 Выставка новых поступлений в коллекцию Эрмитажа, Санкт-Петербург.

 

Стекло не живет без света и без связи с архитектурным пространством. Московские художники Тимур Сажин и Лидия Фомина, избравшие изящный псевдоним САФО, это давно и хорошо знают. Ансамбль люстр, который они осуществили в старинном интерьере церкви Иоанна Предтечи, где размещался ассортиментный кабинет Государственного института стекла, признан специалистами одним из лучших произведений декоративно-монументального искусства последних двух десятилетий прошлого века. К сожалению, этот кабинет и вся его коллекция после развала Союза художников остались только в памяти специалистов и на цветных фотографиях.

 

В мерцании и сиянии люстр было нечто такое, что можно сравнить с тихим светом цветущего весеннего сада. О конструкциях, материалах и вообще технической стороне дела зрители забывали напрочь и почти физически чувствовали растворение в тончайших световых потоках.
В 60-е годы Тимур и Лидия закончили Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) и за прошедшие четыре десятилетия украсили своими работами музеи и общественные интерьеры России и Франции, Вьетнама и США.

 

Стекло льющееся, истончающееся до мишурного блеска и отдельных искр и капель. Стекло тяжелое, толстое, в плотной массе которого, как в янтаре, застыли навсегда воздушные пузыри и различные вкрапления. Стекло цветное, прозрачное или слегка затуманенное, а равно и всякое иное – матовое, растрескавшееся, играющее острыми гранями или оплывшее, как свечной воск. Стекло во всех своих ипостасях – от бросового бутылочного до драгоценного оптического, то есть стекло любое, но при этом неизменно любимое мастерами Тимуром и Лидией. Именно в их руках оно из состояния материала переходит в нечто лишь отчасти материальное – в искусство.
Игра светоносных объемов, сама подвижность света и цвета создают для восприятия таинственную завораживающую атмосферу, которая всегда царит в мастерской Тимура и Лидии в самом центре Москвы на Пятницкой улице. Весьма показательно, что одновременно прочное и ранимое стекло идеально подошло для воплощения некоторых замыслов наших героев, связанных с археологической и экологической темами. Ведь по существу изображенные в стекле рыбы, амфоры и все вышедшие из водных и земных глубин ископаемые и органические существа – это трепетная, уникальная и попросту исчезающая в условиях современной цивилизации материя. Показывая распавшиеся на части хрупкие композиции, художники создают своего рода предупреждающее искусство, говоря нам, что культура и красота, как и все живое, нуждается в защите.

 

Закрытая многие годы и практически неведомая молодому поколению Третьяковская галерея после обширного ремонта и реставрации сегодня открыта. Обновленные старые и заново построенные стены парадного входа, вестибюлей и различных служебных помещений включили в себя и огромный ансамбль люстр, торшеров и бра. Торжество стекла и света как бы предварило торжество классического русского искусства.

 

Проектируя каждый тип люстр и малых светильников в отдельности, Сажин и Фомина, разумеется, заботились и о единстве ансамбля, сочетающего традиционные растительные формы и строгую геометрию, блеск полированных металлических деталей и каскады матового и прозрачного стекла. Завсегдатаи Третьяковки помнят старую длинную лестницу, тусклое освещение и привычное беглое разглядывание «проходных» картин. Ныне парадная лестница пуста и чиста. На ней блистательно солируют большие и малые люстры из прозрачного и сиреневого стекла, а также два превосходно выполненных торшера, отдаленно напоминающих старые торшеры, стоявшие на тех же местах. Воздушная ажурная пластика люстр, выполненных по проекту наших художников австрийскими мастерами, создает атмосферу праздника, распрямляющего спины и поднимающего головы и, таким образом, подготавливающего встречу с искусством разных веков. Предваряющую постепенность этой торжественной встречи тактично и точно обеспечивает и вся прочая светопластика – люстры гардероба, вестибюля и других промежуточных помещений. Сажин и Фомина удачно применили своего рода «рифму» – стеклянное подобие занавесей (так называемые маркизы), когда-то висевших в этих помещениях. Легкие изящные светильники и люстры украшают не только основное здание, но и скромное по размерам кафе галереи. Другими словами, перед нами продуманный гармоничный ансамбль, а не формальная декоративно-монументальная работа на заказ, которую можно пристроить в любое общественное здание.

 

Очень трудно входить с собственным индивидуальным искусством туда, где существует искусство, проверенное временем. Наши герои отважились на это, и отныне их стеклянная пластика стала еще одним третьяковским экспонатом.

 

В самые последние годы Тимур и Лидия работали над оформлением интерьеров Верховного суда России и резиденции президента в Кремле. Но даже самые престижные монументальные проекты никогда не отменяли их ежедневное станковое творчество. Как правило, эти произведения сложны по технике исполнения и весьма метафоричны. В частности, таковы работы из серии «Амфоры», «Скрипки», «Экология», созданные в конце 1980-х – первой половине 90-х годов. Временные рамки в данном случае достаточно условны, так как авторы не расстаются с найденными образами живой природы, постоянно увеличивая этот ряд и расширяя свое и наше представление о мире и обуревающих его проблемах.

 

В 2004 году в издательстве «Слово» вышел богато иллюстрированный альбом, в котором Сажин и Фомина органично соседствуют с мастером современного гобелена Натальей Мурадовой. Осуществляя совместные проекты, художники добились подлинного синтеза искусств, ставшего примером высочайшего класса нашего отечественного декоративно-монументального искусства в целом.[3]

 

Лисицина Марина Юрьевна.

 

Родилась 21 декабря 1947 года в Москве.
В 1975 году окончила Московское высшее художественно-промышленное училище им. С.Г. Строганова.
С 1975 года работала художником на Лыткаринском заводе оптического стекла.

 

Работы находятся во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства,
Министерстве культуры России в Москве,
Сергиев-Пасадском государственном историко- художественном музее-заповеднике,
Тюменском художественном музее,
а также в частных коллекциях.

 

Выставки:

1976 Молодость России. Москва;
1978 Осенняя выставка. Дом художника на Куз нецком мосту. Москва;
1979 Голубые дороги. Центральный выставочный зал "Манеж". Москва;
1979 Москва и москвичи. Москва;
1980 Дебют. Всероссийское театральное обще ство. Москва;
1980 Монотекстиль и стекло. Дом художника на Кузнецком мосту. Москва;
1983 Человек и его мир. Канада;
1988 Страна Советов. Центральный Дом художни ка. Москва;
1988 Художники народу. Центральный Дом худож ника. Москва и ГДР;
1991 К звездам. Центральный Дом художника. Москва;
1991 Выставка советских художников стекла. Галерея Гласи. Стокгольм. Швеция;
1992 1-я выставка галереи "СТАНБЕТ". Зал дирекции выставок и аукционов Международного фонда культуры. Москва.

 

 

Многие произведения М. Лисициной имеют вполне конкретные названия: "Планетарий", "Колизей", но это не означает иллюстративности изображения. Это скорее тема, на которую фантазирует художник. Фантазирует и зритель, заглядывая в глубину граней стеклянной массы, где нереальные отражения то уменьшаются до размеров точки, то снова и снова повторяются в многочисленных линзах.
Автор не навязывает зрителю однозначность содержания, предоставляет возможность самостоятельного поиска образной ассоциации.

А вот слова самого автора:
«Предугадать ассоциации зрителя невозможно- в этом одна из тайн оптического стекла. Его эмоциональное воздействие непредсказуемо...
Дело это, правда, столь же захватывающее, сколь и трудоемкое. Оптическое стекло подвергается лишь холодной обработке, и шлифовать, и полировать его приходится вручную. Задумывая какую-то композицию, не всегда добиваешься того, к чему стремишься, поскольку эффекты в оптическом стекле исключительно многообразны.
Повелевать материалом, преломляющим и отражающим в себе пространство, - для меня это сродни мечте о подвластности стихий, моя работа мой полет Икара...»[4]

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.