Слова-паразиты в речи современных подростков — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Слова-паразиты в речи современных подростков

2020-12-06 294
Слова-паразиты в речи современных подростков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Слова-паразиты в речи современных подростков

Насырова Динара Лязимовна, 9 класс, МБОУ СОШ с.Ямады муниципального

района Янаульский район Республики Башкортостан

Халимьянова Гульзина Накибовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Ямады муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан

 

 

Структура работы

 

1. Введение                                                                                …………………. 1

2. Основная часть

1.Слова-паразиты и причины их употребления               …………………. 3

2. Классификация речевых паразитов                      …………………. 5 3. Исследование употребления слов-паразитов в речи персонажей произведении русской литературы, употребления слов-«паразитов в телепередаче «Новости», в речи моих одноклассников. ………………….. 6                                               

4. Рекомендации по борьбе со словами-паразитами        ….………………12

 

Вывод                                                                         ………………… 13

 

Библиографический список                                        ………………... 14

 

Приложение                                                                    …………………15

 

                                                                 Вы... это самое... того...

Когда вы говорите,

То значит, это... как его...

Ну, в общем, не тяните...

Вот, между прочим, так сказать,

Что мне хотелось вам сказать.

А. Шибаев

 

 

Введение

Ну, эта…в книге, которая типа перед тобой, короче, которую ты прочел в ее первом издании, как бы изображен человек, взятый, ну, как бы из нашего же государства. Короче, ездит он по нашей, эта, Русской земле, встречается там типа с людьми всяких сословий, типа э-э-э от благородных до простых. Такскать, взят он больше затем, чтобы э-э-э показать недостатки и, такскать, пороки русского человека как бы, а не его достоинства и добродетели, ну и вот все люди, которые типа окружают его, взяты также затем, чтобы э-э-э показать наши слабости там и недостатки, короче; лучшие люди и характеры как бы будут в других частях, да. Ну и вот, в книге этой многое описано типа неверно, не так, как есть, короче, и как действительно происходит в Русской земле, ну, эта потому что я не мог узнать всего: короче, мало жизни человека, чтобы типа одному узнать и сотую часть того э-э-э, что делается в нашей земле, да. Н.В.Гоголь

Актуальность

Словесный мусор – бич современного общества в целом. Использование слов-паразитов не ограничено определённой социальной или возрастной средой. Эти слова звучат в речи теле- и радиожурналистов, политиков, преподавателей учебных заведений разного уровня, оказывая негативное влияние на экологию русской речи. И дело даже не в обрастании языка новой лексикой – проблема в том, что наша «прекрасная, богатая, могучая» речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Присутствие в нашей речи слов-паразитов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседником.

Цель исследования:

Изучить проблемы засорённости речи словами-паразитами в микросреде обучающихся и провести сравнительный анализ употребления их разными людьми и в разных обстоятельствах.

выявить  действенных способов борьбы с данным вредным языковым явлением,

 привлечь внимания школьников и учителей к проблеме необходимости очищения речи от словесного мусора и выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами

Гипотезы:

Я предположила, что:

большинство подростков в своей речи употребляют «слова-паразиты»;

подростки чаще всего не замечают в своей речи слова-паразиты.

Для подтверждения этих гипотез я должна решить задачи:

определить, что такое слова-паразиты;

выяснить, какую они выполняют функцию;

разделить эти слова на группы, в зависимости от их употребления в речи;

провести исследование употребления слов-паразитов подростками;

Предмет исследования: употребление слов-«паразитов» подростками, телеведущими и героями художественных произведений.

 

Объект исследования:

обучающиеся  9 класса МБОУ СОШ с.Ямады (20 человек),

художественные произведения («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова-Щедрина, «Третий в пятом ряду» А.Алексина, «Петька Краснов рассказывает» В.Шукшина), телеведущая (Екатерина Андреева),

  журналисты программы «Новости», участники репортажей программы «Новости».

 

В работе я использовала различную литературу по русскому языку и культуре речи и различные источники из сети Интернет.

 

 

 

Употребление слов-паразитов

Таким образом, результаты исследования показали нам, что большинство подростков (95,7%) употребляют в своей речи слова-паразиты.

 

Диаграмма 2

Диаграмма 3

 

Таблица 2

 

Частотный словарь «слов-паразитов»

 

Слово-паразит Частота употребления
1. ну 41
2. вот 31
3. типа 21
4. как бы 17
5. э-э-э 16
6. это самое 12
7. короче 9
8. там 8
9. блин 8
10. а-а-а 8
11. так 5
12. черт 4
13. м-м-м 3
14. как его 2
15. но 1

 

Частоту употреблений этих слов-паразитов подтвердил и эксперимент, который я провела в школе. Я записала речь четырех учеников 5 классов и выделила в ней слова-паразиты (в Приложении 1). Из 140 слов – 23 слова- паразита, что составляет 16 % от общего количества сказанных слов. Так, слово «ну» было употреблено 10 раз. Слова «вот» и «так» по 2 раза.

 

Аудиоисследование

 

Слова-«паразиты» Количество
«Вот» 3
«Ну…» 1
«Так сказать» 2

 

Рекомендации по борьбе со словами-паразитами

1. Больше читать художественную литературу.

2. Внимательно следить за своей речью. Можно записывать свою речь на диктофон, а потом выявлять свои слова-паразиты.

3. Выявленные слова-паразиты выписать на отдельный лист, который повесить где-нибудь на видном месте перед глазами;

4. Заменять слова-паразиты какими-нибудь другими словами, например, слово «блин», можно заменять словом «зеленый горошек», а слово «как бы» - «если можно так сказать».

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Можно сделать следующие выводы:

 

1. Слова-паразиты — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных слов вроде «типа», «как бы», «это самое» и другие. Большинство слов-паразитов являются вводными словами.

2. Слова-паразиты:

 - засоряют речь говорящего,

 - затрудняют ее понимание,

 - отвлекают внимание от содержания высказывания.

3. Чаще всего слова-паразиты используются из-за бедности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Еще одна причина появления в речи слов-паразитов – быстрая, спонтанная, неподготовленная речь.

4. Исследование показало, что большинство подростков (95,7%) употребляют в своей речи слова-паразиты и, что большинство подростков (68,8 %) замечают в своей речи слова-паразиты. Значит первая гипотеза – подтвердилась, а вторая – не подтвердилась.

5. Наиболее часто подростки употребляют такие слова паразиты: ну, вот, типа, как бы.

6. Проведенный эксперимент показал, что количество слов паразитов, употребляемых в речи подростков, составляет приблизительно 16 % от общего количества произносимых слов.

7. Я думаю, что основных способов борьбы со словами-паразитами два. Это: 

1) повышенная внимательность. Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов;

2) чтение книг.


Библиографический список

 

 

1. Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. № 15.
2. Кожевникова К. Спонтанная устная речь в русской эпической прозе.– Praha, 1970.
3. Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru/
4. Ладыженская Б.Я. Особенности организации устной спонтанной речи (вставные элементы в речевом потоке). дис. канд. наук. – М., 1985. 
5. Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru/
6. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., 1987. 
7. Гритчин Н. Как бы великий и типа могучий// Известия, 19 марта 2007.
8. Чепалов В. Борьба с паразитами//: Cosmopolitan – Сентябрь, 2007.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

В ходе исследования я записала речь нескольких подростков для выявления слов-паразитов. Вот, что получилось.

 

Максим Б., 11 лет: «Так. Ну, а…. Мой любимый композитор – это Моцарт, еще – Шопен и Лист. Ну, очень красивая музыка у них. Люблю слушать их симфонии. Особенно мне нравится симфония Моцарта № 40».

 

Андрей Е., 11 лет: «Ну, аватар у меня – собака. Ну. М-м-м. Регистрироваться я люблю, потому что м-м-м общаться можно. Ну, собака у меня аватар, ну потому что я люблю собак. Ну, вот».

 

Миша Д., 11 лет: «У меня любимый телефон - Самсунг. Мне он нравится, потому что там много функций, ну и сам по себе он хорош. Ну, я смотрел э-э-э сотовые телефоны. И увидел вот телефон Самсунг. Ну, он был красивой формы, у него было много функций. И еще мне понравилось, что он сенсорный».

 

Андрей Ш. 11 лет: «Э-э-э. Так, я хочу, это – мой любимый фильм – Назад в будущее. Мне нравится как они путешествуют во времени. Ну, там, это, если что-то сделать неправильно будущее измениться. Ну, например, если что-то изменить в прошлом, то будет другое будущее».

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Слова-паразиты в речи современных подростков

Насырова Динара Лязимовна, 9 класс, МБОУ СОШ с.Ямады муниципального

района Янаульский район Республики Башкортостан

Халимьянова Гульзина Накибовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Ямады муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан

 

 

Структура работы

 

1. Введение                                                                                …………………. 1

2. Основная часть

1.Слова-паразиты и причины их употребления               …………………. 3

2. Классификация речевых паразитов                      …………………. 5 3. Исследование употребления слов-паразитов в речи персонажей произведении русской литературы, употребления слов-«паразитов в телепередаче «Новости», в речи моих одноклассников. ………………….. 6                                               

4. Рекомендации по борьбе со словами-паразитами        ….………………12

 

Вывод                                                                         ………………… 13

 

Библиографический список                                        ………………... 14

 

Приложение                                                                    …………………15

 

                                                                 Вы... это самое... того...

Когда вы говорите,

То значит, это... как его...

Ну, в общем, не тяните...

Вот, между прочим, так сказать,

Что мне хотелось вам сказать.

А. Шибаев

 

 

Введение

Ну, эта…в книге, которая типа перед тобой, короче, которую ты прочел в ее первом издании, как бы изображен человек, взятый, ну, как бы из нашего же государства. Короче, ездит он по нашей, эта, Русской земле, встречается там типа с людьми всяких сословий, типа э-э-э от благородных до простых. Такскать, взят он больше затем, чтобы э-э-э показать недостатки и, такскать, пороки русского человека как бы, а не его достоинства и добродетели, ну и вот все люди, которые типа окружают его, взяты также затем, чтобы э-э-э показать наши слабости там и недостатки, короче; лучшие люди и характеры как бы будут в других частях, да. Ну и вот, в книге этой многое описано типа неверно, не так, как есть, короче, и как действительно происходит в Русской земле, ну, эта потому что я не мог узнать всего: короче, мало жизни человека, чтобы типа одному узнать и сотую часть того э-э-э, что делается в нашей земле, да. Н.В.Гоголь

Актуальность

Словесный мусор – бич современного общества в целом. Использование слов-паразитов не ограничено определённой социальной или возрастной средой. Эти слова звучат в речи теле- и радиожурналистов, политиков, преподавателей учебных заведений разного уровня, оказывая негативное влияние на экологию русской речи. И дело даже не в обрастании языка новой лексикой – проблема в том, что наша «прекрасная, богатая, могучая» речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Присутствие в нашей речи слов-паразитов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседником.

Цель исследования:

Изучить проблемы засорённости речи словами-паразитами в микросреде обучающихся и провести сравнительный анализ употребления их разными людьми и в разных обстоятельствах.

выявить  действенных способов борьбы с данным вредным языковым явлением,

 привлечь внимания школьников и учителей к проблеме необходимости очищения речи от словесного мусора и выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами

Гипотезы:

Я предположила, что:

большинство подростков в своей речи употребляют «слова-паразиты»;

подростки чаще всего не замечают в своей речи слова-паразиты.

Для подтверждения этих гипотез я должна решить задачи:

определить, что такое слова-паразиты;

выяснить, какую они выполняют функцию;

разделить эти слова на группы, в зависимости от их употребления в речи;

провести исследование употребления слов-паразитов подростками;

Предмет исследования: употребление слов-«паразитов» подростками, телеведущими и героями художественных произведений.

 

Объект исследования:

обучающиеся  9 класса МБОУ СОШ с.Ямады (20 человек),

художественные произведения («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова-Щедрина, «Третий в пятом ряду» А.Алексина, «Петька Краснов рассказывает» В.Шукшина), телеведущая (Екатерина Андреева),

  журналисты программы «Новости», участники репортажей программы «Новости».

 

В работе я использовала различную литературу по русскому языку и культуре речи и различные источники из сети Интернет.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.