Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2020-12-06 | 294 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Слова-паразиты в речи современных подростков
Насырова Динара Лязимовна, 9 класс, МБОУ СОШ с.Ямады муниципального
района Янаульский район Республики Башкортостан
Халимьянова Гульзина Накибовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Ямады муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан
Структура работы
1. Введение …………………. 1
2. Основная часть
1.Слова-паразиты и причины их употребления …………………. 3
2. Классификация речевых паразитов …………………. 5 3. Исследование употребления слов-паразитов в речи персонажей произведении русской литературы, употребления слов-«паразитов в телепередаче «Новости», в речи моих одноклассников. ………………….. 6
4. Рекомендации по борьбе со словами-паразитами ….………………12
Вывод ………………… 13
Библиографический список ………………... 14
Приложение …………………15
Вы... это самое... того...
Когда вы говорите,
То значит, это... как его...
Ну, в общем, не тяните...
Вот, между прочим, так сказать,
Что мне хотелось вам сказать.
А. Шибаев
Введение
Ну, эта…в книге, которая типа перед тобой, короче, которую ты прочел в ее первом издании, как бы изображен человек, взятый, ну, как бы из нашего же государства. Короче, ездит он по нашей, эта, Русской земле, встречается там типа с людьми всяких сословий, типа э-э-э от благородных до простых. Такскать, взят он больше затем, чтобы э-э-э показать недостатки и, такскать, пороки русского человека как бы, а не его достоинства и добродетели, ну и вот все люди, которые типа окружают его, взяты также затем, чтобы э-э-э показать наши слабости там и недостатки, короче; лучшие люди и характеры как бы будут в других частях, да. Ну и вот, в книге этой многое описано типа неверно, не так, как есть, короче, и как действительно происходит в Русской земле, ну, эта потому что я не мог узнать всего: короче, мало жизни человека, чтобы типа одному узнать и сотую часть того э-э-э, что делается в нашей земле, да. Н.В.Гоголь
Актуальность
Словесный мусор – бич современного общества в целом. Использование слов-паразитов не ограничено определённой социальной или возрастной средой. Эти слова звучат в речи теле- и радиожурналистов, политиков, преподавателей учебных заведений разного уровня, оказывая негативное влияние на экологию русской речи. И дело даже не в обрастании языка новой лексикой – проблема в том, что наша «прекрасная, богатая, могучая» речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Присутствие в нашей речи слов-паразитов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседником.
Цель исследования:
Изучить проблемы засорённости речи словами-паразитами в микросреде обучающихся и провести сравнительный анализ употребления их разными людьми и в разных обстоятельствах.
выявить действенных способов борьбы с данным вредным языковым явлением,
привлечь внимания школьников и учителей к проблеме необходимости очищения речи от словесного мусора и выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами
Гипотезы:
Я предположила, что:
большинство подростков в своей речи употребляют «слова-паразиты»;
подростки чаще всего не замечают в своей речи слова-паразиты.
Для подтверждения этих гипотез я должна решить задачи:
определить, что такое слова-паразиты;
выяснить, какую они выполняют функцию;
разделить эти слова на группы, в зависимости от их употребления в речи;
провести исследование употребления слов-паразитов подростками;
Предмет исследования: употребление слов-«паразитов» подростками, телеведущими и героями художественных произведений.
Объект исследования:
обучающиеся 9 класса МБОУ СОШ с.Ямады (20 человек),
художественные произведения («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова-Щедрина, «Третий в пятом ряду» А.Алексина, «Петька Краснов рассказывает» В.Шукшина), телеведущая (Екатерина Андреева),
журналисты программы «Новости», участники репортажей программы «Новости».
В работе я использовала различную литературу по русскому языку и культуре речи и различные источники из сети Интернет.
Употребление слов-паразитов
Таким образом, результаты исследования показали нам, что большинство подростков (95,7%) употребляют в своей речи слова-паразиты.
Диаграмма 2
Диаграмма 3
Таблица 2
Частотный словарь «слов-паразитов»
№ | Слово-паразит | Частота употребления |
1. | ну | 41 |
2. | вот | 31 |
3. | типа | 21 |
4. | как бы | 17 |
5. | э-э-э | 16 |
6. | это самое | 12 |
7. | короче | 9 |
8. | там | 8 |
9. | блин | 8 |
10. | а-а-а | 8 |
11. | так | 5 |
12. | черт | 4 |
13. | м-м-м | 3 |
14. | как его | 2 |
15. | но | 1 |
Частоту употреблений этих слов-паразитов подтвердил и эксперимент, который я провела в школе. Я записала речь четырех учеников 5 классов и выделила в ней слова-паразиты (в Приложении 1). Из 140 слов – 23 слова- паразита, что составляет 16 % от общего количества сказанных слов. Так, слово «ну» было употреблено 10 раз. Слова «вот» и «так» по 2 раза.
Аудиоисследование
Слова-«паразиты» | Количество |
«Вот» | 3 |
«Ну…» | 1 |
«Так сказать» | 2 |
Рекомендации по борьбе со словами-паразитами
1. Больше читать художественную литературу.
2. Внимательно следить за своей речью. Можно записывать свою речь на диктофон, а потом выявлять свои слова-паразиты.
3. Выявленные слова-паразиты выписать на отдельный лист, который повесить где-нибудь на видном месте перед глазами;
4. Заменять слова-паразиты какими-нибудь другими словами, например, слово «блин», можно заменять словом «зеленый горошек», а слово «как бы» - «если можно так сказать».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно сделать следующие выводы:
1. Слова-паразиты — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных слов вроде «типа», «как бы», «это самое» и другие. Большинство слов-паразитов являются вводными словами.
2. Слова-паразиты:
- засоряют речь говорящего,
- затрудняют ее понимание,
- отвлекают внимание от содержания высказывания.
3. Чаще всего слова-паразиты используются из-за бедности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Еще одна причина появления в речи слов-паразитов – быстрая, спонтанная, неподготовленная речь.
4. Исследование показало, что большинство подростков (95,7%) употребляют в своей речи слова-паразиты и, что большинство подростков (68,8 %) замечают в своей речи слова-паразиты. Значит первая гипотеза – подтвердилась, а вторая – не подтвердилась.
5. Наиболее часто подростки употребляют такие слова паразиты: ну, вот, типа, как бы.
6. Проведенный эксперимент показал, что количество слов паразитов, употребляемых в речи подростков, составляет приблизительно 16 % от общего количества произносимых слов.
7. Я думаю, что основных способов борьбы со словами-паразитами два. Это:
1) повышенная внимательность. Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов;
2) чтение книг.
Библиографический список
1. Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. № 15. |
2. Кожевникова К. Спонтанная устная речь в русской эпической прозе.– Praha, 1970. |
3. Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru/ |
4. Ладыженская Б.Я. Особенности организации устной спонтанной речи (вставные элементы в речевом потоке). дис. канд. наук. – М., 1985. |
5. Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru/ |
6. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., 1987. |
7. Гритчин Н. Как бы великий и типа могучий// Известия, 19 марта 2007. |
8. Чепалов В. Борьба с паразитами//: Cosmopolitan – Сентябрь, 2007. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
В ходе исследования я записала речь нескольких подростков для выявления слов-паразитов. Вот, что получилось.
Максим Б., 11 лет: «Так. Ну, а…. Мой любимый композитор – это Моцарт, еще – Шопен и Лист. Ну, очень красивая музыка у них. Люблю слушать их симфонии. Особенно мне нравится симфония Моцарта № 40».
Андрей Е., 11 лет: «Ну, аватар у меня – собака. Ну. М-м-м. Регистрироваться я люблю, потому что м-м-м общаться можно. Ну, собака у меня аватар, ну потому что я люблю собак. Ну, вот».
Миша Д., 11 лет: «У меня любимый телефон - Самсунг. Мне он нравится, потому что там много функций, ну и сам по себе он хорош. Ну, я смотрел э-э-э сотовые телефоны. И увидел вот телефон Самсунг. Ну, он был красивой формы, у него было много функций. И еще мне понравилось, что он сенсорный».
Андрей Ш. 11 лет: «Э-э-э. Так, я хочу, это – мой любимый фильм – Назад в будущее. Мне нравится как они путешествуют во времени. Ну, там, это, если что-то сделать неправильно будущее измениться. Ну, например, если что-то изменить в прошлом, то будет другое будущее».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Слова-паразиты в речи современных подростков
Насырова Динара Лязимовна, 9 класс, МБОУ СОШ с.Ямады муниципального
района Янаульский район Республики Башкортостан
Халимьянова Гульзина Накибовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Ямады муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан
Структура работы
1. Введение …………………. 1
2. Основная часть
1.Слова-паразиты и причины их употребления …………………. 3
2. Классификация речевых паразитов …………………. 5 3. Исследование употребления слов-паразитов в речи персонажей произведении русской литературы, употребления слов-«паразитов в телепередаче «Новости», в речи моих одноклассников. ………………….. 6
4. Рекомендации по борьбе со словами-паразитами ….………………12
Вывод ………………… 13
Библиографический список ………………... 14
Приложение …………………15
Вы... это самое... того...
Когда вы говорите,
То значит, это... как его...
Ну, в общем, не тяните...
Вот, между прочим, так сказать,
Что мне хотелось вам сказать.
А. Шибаев
Введение
Ну, эта…в книге, которая типа перед тобой, короче, которую ты прочел в ее первом издании, как бы изображен человек, взятый, ну, как бы из нашего же государства. Короче, ездит он по нашей, эта, Русской земле, встречается там типа с людьми всяких сословий, типа э-э-э от благородных до простых. Такскать, взят он больше затем, чтобы э-э-э показать недостатки и, такскать, пороки русского человека как бы, а не его достоинства и добродетели, ну и вот все люди, которые типа окружают его, взяты также затем, чтобы э-э-э показать наши слабости там и недостатки, короче; лучшие люди и характеры как бы будут в других частях, да. Ну и вот, в книге этой многое описано типа неверно, не так, как есть, короче, и как действительно происходит в Русской земле, ну, эта потому что я не мог узнать всего: короче, мало жизни человека, чтобы типа одному узнать и сотую часть того э-э-э, что делается в нашей земле, да. Н.В.Гоголь
Актуальность
Словесный мусор – бич современного общества в целом. Использование слов-паразитов не ограничено определённой социальной или возрастной средой. Эти слова звучат в речи теле- и радиожурналистов, политиков, преподавателей учебных заведений разного уровня, оказывая негативное влияние на экологию русской речи. И дело даже не в обрастании языка новой лексикой – проблема в том, что наша «прекрасная, богатая, могучая» речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Присутствие в нашей речи слов-паразитов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседником.
Цель исследования:
Изучить проблемы засорённости речи словами-паразитами в микросреде обучающихся и провести сравнительный анализ употребления их разными людьми и в разных обстоятельствах.
выявить действенных способов борьбы с данным вредным языковым явлением,
привлечь внимания школьников и учителей к проблеме необходимости очищения речи от словесного мусора и выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами
Гипотезы:
Я предположила, что:
большинство подростков в своей речи употребляют «слова-паразиты»;
подростки чаще всего не замечают в своей речи слова-паразиты.
Для подтверждения этих гипотез я должна решить задачи:
определить, что такое слова-паразиты;
выяснить, какую они выполняют функцию;
разделить эти слова на группы, в зависимости от их употребления в речи;
провести исследование употребления слов-паразитов подростками;
Предмет исследования: употребление слов-«паразитов» подростками, телеведущими и героями художественных произведений.
Объект исследования:
обучающиеся 9 класса МБОУ СОШ с.Ямады (20 человек),
художественные произведения («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова-Щедрина, «Третий в пятом ряду» А.Алексина, «Петька Краснов рассказывает» В.Шукшина), телеведущая (Екатерина Андреева),
журналисты программы «Новости», участники репортажей программы «Новости».
В работе я использовала различную литературу по русскому языку и культуре речи и различные источники из сети Интернет.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!