Раздел 3. Методологические основы формирования системы управления конкурентоспособностью предприятия — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Раздел 3. Методологические основы формирования системы управления конкурентоспособностью предприятия

2020-12-06 67
Раздел 3. Методологические основы формирования системы управления конкурентоспособностью предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 3.1. Формирование целей и структуры стратегии повышения конкурентоспособности предприятия

    Практическое (семинарское) занятие № 1.

1. Стратегия конкурентоспособности. Классификация стратегий конкурентоспособности.

2. Реструктуризация как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия. Принципиальная схема реструктуризации предприятия.

3. Структуризация целей предприятия. Направления повышения конкурентоспособности предприятия. Формирование структуры стратегии повышения конкурентоспособности предприятия.

Тема 3.2. Обеспечение разработки и реализации стратегии повышения конкурентоспособности предприятия

    Практическое (семинарское) занятие № 1.

1. Нормативные акты федерального уровня по конкурентоспособности, действующие в РФ.

2. Нормативные акты федерального уровня по качеству продукции, стандартизации и сертификации, действующие в РФ.

3. Взаимоотношения (права и обязанности) продавцов (изготовителей продукции) и потребителей.

Практическое (семинарское) занятие № 2.

1. Компоненты методического обеспечения стратегии повышения конкурентоспособности предприятия.

2. Источники ресурсного обеспечения стратегии повышения конкурентоспособности предприятия.

3. Требования к качеству информационного обеспечения стратегии повышения конкурентоспособности предприятия. Принципы CALS.

Тема 3.3. Анализ, прогнозирование и экономическое обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия

    Практическое (семинарское) занятие № 1.

1. Сущность и содержание функционально-стоимостного анализа.

2. Основные задачи и условия применения факторного анализа.

3. Отличие методов экстраполяции и интерполяции.

Практическое (семинарское) занятие № 2.

1. Сущность и содержание терминов «экономия», «экономический эффект», «эффективность».

2. Методы экономического обоснования мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия.

3. Сущность и особенности современных подходов к планированию.  

Тема 3.4. Механизм реализации стратегии повышения конкурентоспособности предприятия

    Практическое (семинарское) занятие № 1.

1. Компоненты механизма реализации стратегии. Принципы и методы организации процессов по реализации стратегии повышения конкурентоспособности предприятия.

2. Компоненты функции обеспечения стратегии.

3. Принципы организации процессов по реализации стратегии.

Практическое (семинарское) занятие № 2.

1. Принципы рационализации процессов.

2. Стадии комплексного контроля реализации стратегии.

3. Этапы проведения аудита качества реализации стратегии.

Тема 3.5. Методические основы принятия решений в системе управления конкурентоспособностью предприятия

    Практическое (семинарское) занятие № 1.

1. Классификация управленческих решений.

2. Этапы обоснования и выбора управленческих решений.

3. Модели и методы, используемые для обоснования выбора наилучшего управленческого решения.

РАЗДЕЛ 3. Система оценки качества
освоения студентами дисциплины

3.1. Оценка качества освоения студентами дисциплины включает:

– текущий контроль успеваемости;

– промежуточную аттестацию.

3.1.1. Текущий контроль. Для контроля при проведении семинарских занятий для студентов очной и заочной форм обучения используются такие формы текущего контроля, как выполнение письменных домашних заданий (заданий из практикума по дисциплине «Основы теории конкурентоспособности»), проведение устного опроса по одной или нескольким темам, компьютерное тестирование.

3.1.2. Промежуточная аттестация. Для контроля усвоения дисциплины Основы теории конкурентоспособности студентами очной формы обучения учебным планом специальности 080507.65 Менеджмент организации в 9 семестре предусмотрен зачет.

Отметка о сдаче зачета является итоговой по дисциплине и проставляется в приложение к диплому (выписке из зачетной книжки).

 

3.2. Список вопросов для подготовки к зачету

1. Отличительные черты рыночной экономики, роль конкуренции.

2. Функции конкуренции в рыночной экономике.

3. Виды конкурентной борьбы: функциональная, видовая, предметная.

4. Фундаментальная и реализованная рыночные ниши. Определение рыночной конкуренции.

5. Подходы к изучению конкуренции: поведенческий, структурный, функциональный.

6. Уровни конкурентоспособности: сущность, содержание, взаимосвязи.

7. Основные свойства конкурентоспособности объектов.

8. Сущность категории «потребительская ценность» товара, ее значение для оценки конкурентоспособности.

9. Методы оценки конкурентоспособности продукции, расчет единичных и групповых показателей.

10.  Эффективностный подход к оценке конкурентоспособности предприятия: сущность, особенности, применяемые методы.

11.  Методика Кроткова и Еленевой как один из способов реализации эффективностного подхода к оценке конкурентоспособности предприятия.

12.  Преимущества факторного подхода к оценке конкурентоспособности предприятия.

13.  Оценка конкурентоспособности предприятия с точки зрения факторного подхода: факторы, показатели, методы и процедура оценки.

14.  Подход к оценке конкурентоспособности предприятия с учетом внешних стратегических воздействий.

15. Кластерный подход к исследованию конкурентоспособности. Понятие кластера по М.Портеру.

16. Формирование, состав и роль кластеров для экономики.

17. Нормативно-индексный подход к оценке конкурентоспособности объектов. Система показателей оценки конкурентоспособности отраслей (отраслевых комплексов), регионов и стран.

18. Основные элементы системы прогнозирования. Структурные элементы системы прогнозирования уровня конкурентоспособности.

19. Параметрическое описание прогноза, этапы его разработки. Классификация методов прогнозирования.

20. Различия в системах прогнозирования и планирования конкурентоспособности.

21. Сущность и принципы нормирования.

22. Расчетно-аналитические методы нормирования.

23. Экспертные методы нормирования.

24. Стратегия конкурентоспособности. Классификация стратегий конкурентоспособности.

25. Реструктуризация как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия. Принципиальная схема реструктуризации предприятия.

26. Структуризация целей предприятия. Направления повышения конкурентоспособности предприятия. Формирование структуры стратегии повышения конкурентоспособности предприятия.

27. Компоненты методического обеспечения стратегии повышения конкурентоспособности предприятия.

28. Источники ресурсного обеспечения стратегии повышения конкурентоспособности предприятия.

29. Требования к качеству информационного обеспечения стратегии повышения конкурентоспособности предприятия. Принципы CALS.

30. Методы экономического обоснования мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия.

31. Сущность и особенности современных подходов к планированию. 

32. Компоненты механизма реализации стратегии. Принципы и методы организации процессов по реализации стратегии повышения конкурентоспособности предприятия.

33. Компоненты функции обеспечения стратегии.

34. Принципы организации процессов по реализации стратегии.

35. Принципы рационализации процессов.

36. Стадии комплексного контроля реализации стратегии.

37. Этапы проведения аудита качества реализации стратегии.

38. Классификация управленческих решений.

39. Этапы обоснования и выбора управленческих решений.

40. Модели и методы, используемые для обоснования выбора наилучшего управленческого решения.

РАЗДЕЛ 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Основное (обязательное) обеспечение

4.1.1. Библиографический список:

а) учебники:

1. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: учебник / Р. А. Фатхутдинов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Маркет ДС, 2008. – 425, [1] с.

б) учебные пособия:

2. Антонов, Г. Д., Иванова О. П., Тумин В. М. Управление конкурентоспособностью организации [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Г. Д. Антонов, О. П. Иванова, В. М. Тумин. – М.: Инфра-М, 2012. – 300 с. –  Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=235869

3. Иванова, Е. А. Оценка конкурентоспособности предприятия: учеб. пособие / Е. А. Иванова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 298, [1] с.

4. Философова, Т. Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Т. Г. Философова, В. А. Быков; под ред. Т. Г. Философовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 295 с.

4.1.2. Программные продукты:

5. Профессиональные поисковые системы «Гарант» и «Консультант Плюс».

Дополнительное обеспечение

4.2.1. Библиографический список:

а) учебники:

1. Фатхутдинов, Р. А. Организация производства: учебник / Р. А. Фатхутдинов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 544 с. ил.

б) учебные пособия:

2. Гельвановский, М. И. Конкурентоспособность национальной экономики: проблемы статистического сопровождения поиск методол. адекватности: учеб. пособие / М. И. Гельвановский, К. Л. Рожков, Н. И. Скрябина; под общ. ред. М. И. Гельвановского; Рос. акад. наук, Отд-ние обществ. наук; Нац. ин-т развития. – М.: Статистика России, 2009. – 383 с.

3. Девяткин, Е. А. Теория и практика конкуренции: учеб.-метод. комплекс / Е. А. Девяткин. – М., 2008. – 231 с.

4. Тарануха, Ю. В. Конкуренция и конкурентные стратегии: (в структур.-логич. схемах): учеб.-метод. пособие / Ю.В. Тарануха. – М.: Дело и сервис, 2008. – 271 с. 

5. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: практикум / Р. А. Фатхутдинов. – М.: Маркет ДС, 2008. – 203, [1] с.

6. Царев, В. В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций) теория и методология: учеб. пособие для вузов по специальностям экономики и упр. / В. В. Царев, А. А. Кантарович, В. В. Черныш. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 799 с.

в) научная литература:

7. Конина, Н. Ю. Менеджмент в международных компаниях: как побеждать в конкурент. борьбе: моногр. / Н. Ю. Конина. – М.: Проспект, 2008. – 557 с.

8. Ордов, К. В. Денежно-кредитная политика и конкурентоспособность компании [Электронный ресурс]: моногр. / К.В. Ордов. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. – 224 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=244446

9. Российская промышленность на этапе роста: факторы конкурентоспособности фирм / [В. Гимпельсон, В. Голикова, К. Гончар и др.]; под ред. К. Р. Гончар, Б. В. Кузнецова; Гос. ун-т; Высш. шк. Экономики. – М.: [Вершина], 2008. – 479 с. ил.

10. Юрьева, Т. В. Конкурентная политика организации в условиях кризиса: моногр. / Т. В. Юрьева, А. В. Волжанин, Чжан Цин. – М.: Проспект, 2010. – 143, [1] с. ил.

 

 


[1] О. – устный опрос.

[2] Т. – компьютерное тестирование.

[3] П.д.з. – письменное домашнее задание.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.