Мастерская тестопластики «Волшебный мир» — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Мастерская тестопластики «Волшебный мир»

2020-12-06 120
Мастерская тестопластики «Волшебный мир» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тестопластика сейчас необычайно популярна как вид прикладного искусства. Для инвалидов это еще и способ развития мелкой моторики, что, в свою очередь, способствует улучшению речи.

 

Культурно-массовая работа – это деятельность, направленная на проведение досуга инвалидов и организацию их отдыха. Культурно-досуговые мероприятия должны проходить интересно. Все праздники обязательно отмечаются большими концертными программами, главные участники которых – инвалиды.

Без реализации права на отдых и досуг, жизнь человека с ограниченными возможностями нельзя назвать полноценной. Именно поэтому в последние годы разрабатываются новые методы в социокультурной реабилитации, которые позволяют этой категории людей адаптироваться в обществе.

Таким образом, использование средств культуры и искусства способствует реабилитации инвалидов, ускорению их социальной интеграции и возрастанию их трудовой активности. Одна из задач социокультурной реабилитации заключается в том, чтобы выявить, какие виды деятельности интересуют инвалидов, и по возможности организовать их реализацию.

Для человека, ставшего инвалидом, начинается новый этап жизни: деформируются привычные жизненные стереотипы, нарушается сложившаяся система социальных контактов, меняется общественный статус личности, появляются барьеры на пути удовлетворения важнейших биологических и социальных потребностей.

Конечно, нельзя сказать, что современное общество не заботится об инвалидах: их перестали стесняться, открыто говорят об их проблемах, создают самые различные общественные институты, организовывают международные мероприятия, фестивали, форумы. Реализуя политику государства в отношении инвалидов, клубным учреждениям необходимо обратить внимание, что организация досуга должна быть ориентирована на удовлетворение потребностей различных групп инвалидов в различных видах досуговой деятельности.

Ориентируясь на данные цели, необходимо:

- изучить существующие культурно-досуговые учреждения с точки зрения их доступности и возможности полноценного использования для каждой группы инвалидов;

- изучить потребности и запросы соответствующих групп лиц с ограниченными возможностями относительно пассивно - и активно-творческих форм досуговой деятельности;

- разработать и апробировать новые формы и технологии развлекательной деятельности инвалидов;

- создать современную инфраструктуру для инвалидов (техническое оснащение, приспособления, оборудования и т.п.).

Наиболее прогрессивным методом социокультурной реабилитации инвалидов, естественной формой изменения эмоционального состояния, является арт-терапия.

Арт-терапия – это метод психотерапии, использующий для лечения. Художественные приемы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актерское мастерство, создание историй и многое другое.

Арт-терапевтические занятия способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также, творческому самовыражению - с другой. В процессе творчества инвалид гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи.

Созерцание произведений живописи, скульптуры, архитектуры вызывает не только эстетические и познавательные импульсы, но и исцеляющие: возрастает энергетический тонус, улучшается самочувствие, происходит самовосстановление.

Таким образом, душевная рана, как результат какого-то внутреннего конфликта или травмирующего события, излечивается через творчество.

Декоративно-прикладное искусство

Приобщение к родной культуре, народному искусству и традициям через уроки ремесел помогает инвалидам стать более мобильными и коммуникативными, активными и любознательными, почувствовать вкус жизни. Данная методика дает возможность расслабиться и обрести внутреннее равновесие. Во время занятий прикладным творчеством люди с ограниченными возможностями здоровья получают массу впечатлений, заряд положительной энергии, делают шаг навстречу самостоятельной и независимой жизни, интеграции в общество. Порой почувствовать себя нужным можно просто создавая что-нибудь собственными руками.

Эмоциональное погружение в историю народного искусства способствует возрастанию потенциала возможностей человеческого организма, пробуждают чувство уверенности в себе, веру в свои возможности.

Такие материалы как бумага, картон, ткани, нити дают представление о формировании объема, развивают мелкую моторику, развивают фантазию и самостоятельность.

Куклотерапия (работа с куклами и марионетками)

Весьма популярен кукольный театр, особенно театр ростовых кукол (большие кукольные персонажи оптимальны для открытых сценических площадок в силу яркости и размера). Программы с участием различных кукол: перчаточных, тростевых, ростовых, марионеток – воспринимаются детьми-инвалидами (да и взрослыми) иначе, чем игра обычных актеров, даже если те искусно загримированы.

Куклотерапия напрямую связана с технологиями сказкотерапии. Люди с ограниченными возможностями здоровья приобретают знания о законах жизни и способах проявления созидательной творческой силы, о моральных нормах и принципах социальных взаимоотношений. Сказка учит ребенка с инвалидностью продуктивно преодолевать страх, активизировать творческий потенциал.

Паркотерапия – одна из инновационных здоровьесберегающих технологий социально-культурной деятельности. В современных условиях на парки культуры ложится не только культурно-досуговая нагрузка, но и весомая оздоровительная нагрузка. Основываясь на исследованиях современных ученых, выделяют следующие направления этой технологии:

Ландшафтотерапия – исцеление происходит благодаря воздействию природной красоты (природы). Неоценимо положительное влияние на психоэмоциональное состояние человека природной среды в целом, так как именно в обстановке естественной природы осуществляется ее комплексное воздействие через все органы чувств. Зеленые насаждения способствуют оздоровлению организма человека. Аромат цветов, хвои, нежное трепетание листвы, шум леса, пение птиц благотворно влияют на нервную систему. Человек невольно видит в растении, животном или камне «нечто человеческое», и возникает чувство единения с природой, придающее новые творческие и физические силы.

Акватерапия, фонтанотерапия – перенос театрализованных программ на водные просторы добавляет зрелищности. Издревле было известно успокаивающее и релаксирующее воздействие неторопливого течения проточной воды.

Садовая терапия – один из старейших видов активной терапии, которая практикует физическое и психологическое исцеление человека через общение с растениями. Садовая терапия основывается на взаимодействие человека с природой, специалисты рассматривают этот процесс не только как положительную физическую нагрузку, но и как возможность постоянного сопереживания, соучастия.

Туротерапия – реабилитационная технология социально-культурной деятельности, в основу которой положены туристические виды: путешествия, экскурсии, походы, выезды (групповые и индивидуальные). Реабилитационная направленность: развитие физических возможностей, отвлечение от личных проблем, выработка позитивной установки.

Туризм всесезонен, его можно практиковать как пешком, так и на любом виде транспорта. Он может быть оздоровительным, познавательным, спортивным. Туризм создает сферу полноценного общения, дает возможность установления социальных контактов, апробации социальных ролей, получения поддержки, интеграции в общество.

В многодневных туристических поездках, которые оказывают огромное реабилитирующее воздействие, могут принимать участие и семьи с детьми-инвалидами. Само предвкушение скорого путешествия, подготовка к нему, ожидание дня отъезда создает радостное возбуждение, объединяет семью.

Наиболее эффективно эти поездки влияют на развитие эмоциональной сферы людей с инвалидностью, помогают социализации. В поездках они получают возможность знакомиться с архитектурой и историей города, посещать музеи, выставки, видеть красоту и величие просторов нашей страны, что способствует также воспитанию патриотизма и любви к Родине.

Во время экскурсионных поездок можно наблюдать позитивные изменения в поведении людей с ограниченными возможностями здоровья, их интеллектуальном развитии. Появляется интерес к истории данной местности, узнают народные обычаи и традиции, вспоминают песни о событиях в этом крае, чтобы потом, по приезду, поделиться впечатлениями с друзьями. Авторитет после таких поездок у людей с инвалидностью значительно возрастает, соответственно самооценка становится выше. И на мир эти люди уже смотрят по-другому.

Музейно-педагогическая деятельность

Творческий процесс в области изобразительного искусства, преображает духовную сферу человека. Инвалид, испытывающий физические и нравственные страдания, через культуру обретает опору в себе и поддержку в обществе. Овладевая культурными ценностями, он по-новому осознает себя.

Праздничная деятельность

Праздник – это радость, ощущение счастья. Он способен поднять настроение, улучшить самочувствие. Праздники помогают семьям с инвалидами выйти из изоляции, обрести уверенность в своих силах, завести новых друзей.

Участие в организации и проведении праздников создаёт уникальные условия значительного позитивного воздействия на физический статус и психоэмоциональную сферу инвалида. При этом возможно как пассивное, так и активное участие в мероприятиях. Главный принцип – это принцип включения.

Праздник может проводиться в виде театрализованного представления. Очень важно, чтобы в нем принимали участие как можно больше детей с инвалидностью. Считается, что даже пассивное присутствие на мероприятии способствует их социальной адаптации. Поэтому детям с тяжелыми формами инвалидности присутствовать на празднике необходимо. Например, в театральных постановках могут принимать участие не только дети, умеющие ходить, говорить, но и ребята с множественными нарушениями или на коляске. В этом случае им поручаются роли без слов или с небольшим количеством слов или с восклицаниями. Например, сказка «Колобок». Можно ввести дополнительную роль для неговорящего мальчика – роль второго волка-молчуна. Ребенок одевает костюм, участвует в действе и выходит в конце спектакля на поклон. Только представьте, сколько положительных эмоций получит мальчик, участвуя в представлении!

Также, праздник – это замечательная возможность применить новые технологии, предложить гостям торжества необычные развлечения.

Большинство из нас знакомо с понятием – face painting, что означает «рисование на лице». Разрисовывание лиц – это веселое развлечение, которое нравится и детям и взрослым. Грим на лице великолепно дополнит карнавальный костюм и создаст единый образ. Прекрасным вариантом проведения праздника может стать игра в сказку. Самое главное, не зацикливаться на «собаке, кошке и принцессе». Необходимо рисовать все, что окружает сказочных героев. Это и море, и дерево, и бабочка, и ветер. Важно, что ребенок, рисующий на лице, видит не нос-рот-глаз, а пространство для изображения: создаются условия для развития воображения и происходит момент самовыражения. Ведь когда наше лицо скрывает маска, нам легче выразить себя. В этот момент ребенок забывает, что «он не такой, как все». И он не просто передает художественный образ, он подключает свои театральные способности, учится свободно выражать свои чувства. По окончании процесса – фотосессия.

Праздником можно отмечать многие события: приход весны, прилет птиц, начало нового учебного года и т.п. Праздники дают возможность людям с ограниченными возможностями здоровья радоваться жизни, способствуют улучшению их психологического состояния, помогают обрести уверенность в своих силах и с оптимизмом смотреть в будущее.

Таким образом, активная социокультурная реабилитация позволяет инвалидам реализовать себя и свою потребность в общении, возможность увидеть окружающий мир, встретиться с людьми, переживающими сходную ситуацию, и понять, что им доступно если не все, то почти все.

Социальная мастерская

В целях социальной реабилитации важно привлекать инвалидов к занятиям в досуговых учреждениях, где они становятся активными участниками праздников, культурных и спортивных программ. Возможна организация работы в социальной мастерской для инвалидов, осуществляющей деятельность в таких направлениях, как изготовление игрушек, плетение макраме, вязание, шитье, столярные работы, чеканка и т.д. Существование мастерской может строиться по принципу любительского объединения, кружка по интересам.

В современных условиях появились новые социально-практические формы, обогатившиеся новым содержанием – благотворительные акции милосердия. Изготовленные своими руками игрушки, панно, связанные вещи могут быть подарены детям, находящимся в социальных приютах, реабилитационных центрах, детских домах. Коллектив «социальной мастерской» может взять на себя функцию психологической поддержки детей-сирот, престарелых и инвалидов в больницах. Группа может окружить вниманием людей, неспособных к передвижению, в праздничной обстановке отметить волнующие события в их жизни, выступить с концертом. Оказывая такого рода психологическую помощь другим людям, инвалиды отвлекаются от своих проблем, забывают о своей боли, немощи, физических недостатках. Общение с людьми, требующими особого внимания и помощи, обусловливает формирование духовной культуры, развитие душевных и моральных качеств личности, содействует созданию обстановки коллективных сопереживания, сотрудничества, обмена суждениями. Мастерская может действовать и с целью получения прибыли. Изготовленные работы могут быть реализованы на выставках-продажах, организованных здесь же, в культурно-досуговом учреждении. Также, совместно с центрами занятости социальная мастерская при КДУ может способствовать профессиональной реабилитации и адаптации инвалидов. Организуя профориентационную работу среди инвалидов, можно оформить стенды, распространять буклеты и проспекты о специальных учебных заведениях, в которых инвалиды смогут получить профессию. В комплекс форм профориентации входит организация лекций, радио- и телевизионных передач о профессиях, доступных инвалидам, о профилях и условиях обучения в учебных заведениях, перспективах трудоустройства.

 

 


Роль культурно-досуговых учреждений


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.