Проблема поведения человека в экстремальной ситуации — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Проблема поведения человека в экстремальной ситуации

2020-12-06 102
Проблема поведения человека в экстремальной ситуации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Экстремизм с латинского – крайность. В. Шаламов экстремальной ситуацией считал пребывание в сталинском лагере, на Колыме. В лагере всё было направлено на уничтожение человека, его живой души, чтобы подчинить его определённому порядку. «Колымские рассказы» В. Шаламова – попытка поставить и решить какие-то важные нравственные вопросы времени, вопросы, которые просто не могут быть разрешены на другом материале. Вопрос встречи человека и мира, борьбы человека с государственной машиной, борьбы за себя, внутри себя – и вне себя. В 1968 году он пишет: "Мои рассказы – это, в сущности, советы человеку, как держать себя в толпе". В. Шаламов изобразил не только "за-человечность", но и "сохранение человеческого". Шаламова привлекали люди, совершившие духовный или нравственный подвиг.

Характерной особенностью военных повестей В. Быкова является то, что в центре изображения оказывается человек в экстремальной ситуации, и положение таково, что герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя. В этом отношении не составляет исключения и повесть "Сотников". Сюжет повести прост: два партизана Сотников и Рыбак отправляются в деревню на задание - добыть овцу для пропитания отряда. Два партизана по-разному реагируют на предстоящую опасность, и читателю кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников. Но если Рыбак, который всю свою жизнь "ухитрялся найти какой-нибудь выход", внутренне уже готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: "Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу".

В русской прозе 1970-90-х годов значительное место занимают произведения, в которых воссоздана трагедия народа, пережившего массовые репрессии в сталинскую эпоху. Эта тема нашла отражение в прозе Солженицына, испытавшего на себе ад ГУЛАГа. «Архипелаг ГУЛАГ» – книга о людях, их трагедии, искалеченных, но живых душах. Главными ценностями являются в лагере еда, покой, сон, а выражением наивысшей мудрости афоризм: «не верь, не бойся, не проси». Однако, продуманный и налаженный механизм насилия иногда давал сбои, которые не предусматривались инструкциями. Во-первых, сами исполнители в какие-то мгновения оказывались «порочными»: проявляли жалость и сострадание к заключенным. Во-вторых, немало было безалаберности и лени среди лагерного начальства. В-третьих, действовал фактор, названный Солженицыным «сердечностью». «Сердечность» побуждала лагерников во время войны проситься в штрафные батальоны: «Вот это и был русский характер: лучше умереть в чистом поле, чем в гнилом закутке». Конечно, подчеркивает писатель, в лагере важно выжить «любой ценой», но все же не ценой утраты души или духовного омертвления. Поэтому многим осужденным и прежде всего самому автору удалось сохранить свою живую душу, не осквернить ее подлостью, ложью, доносительством и прочими «свинцовыми мерзостями» лагерного бытия. Этим произведением автор показывает, с одной стороны, поведение человека в экстремальных ситуациях на грани между жизнью и смертью, с другой стороны, показываются такие качества русского человека, как долготерпение, твердость духа, умение выживать.

Яркими примерами сильной личности являются наши современники: писатель А.Солженицын, Виктор Шаламов, поэт песенник Михаил Танич, в недавнем прошлом руководитель группы "Лесоповал". Через какие только трудности и унижения не прошёл герой романа Чингиза Айтматова "Плаха" Авдий. Сколько нечеловеческих страданий пришлось ему пережить! Но ничто его не сломило. Почему? Да потому что у него есть тот самый нравственный стержень, та вера в себя, любовь к людям и жизни, которые держат его на плаву и которые никто у человека не может отнять. Он умеет сам делать выбор, нести за него ответственность и твердо сказать "нет" тому, что является безнравственным и ниже человеческого достоинства. Так вот и задача любого достойного человека – н аучиться противостоять тому духовному, психологическому и физическому самоуничтожению, которому так усиленно способствуют те, кому выгодно уничтожить Россию и русский народ.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.