Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2020-12-06 | 140 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Сделайте из этого маленькую игру: обращайте внимание на лица вокруг вас — в кино, в телевизионных передачах, на фотографиях в журналах или просто при случайных встречах. Для каждого лица отмечайте в записной книжке доминирующую черту, преобразованную фамилию, соответствующую зрительную ассоциацию и, наконец, первоначальную фамилию. Попробуйте следовать описанной выше системе запоминания и практикуйтесь в этом как можно чаще.
VII. ЗАПОМИНАНИЕ НАЗВАНИЙ ДРУГИХ ВЕЩЕЙ
Чтобы помнить названия цветов, улиц, книг и прочих вещей, попробуйте придерживаться следующих принципов:
1. Анализируйте название и находите в нем опору для подстроения осмысленного конкретного образа.
2. Разглядывая предмет, повторяйте про себя или вслух эту найденную вами смысловую подсказку.
3. Находите ассоциацию между найденным вспомогательным образом и самим предметом, объединяющую их в одну зримую картину.
Проделывайте эту мысленную процедуру всегда, когда вам представляется такая возможность. Например, выйдя однажды на прогулку ярким весенним днем, я натолкнулась на цветок, который никогда раньше не видела. Я его тщательно рассмотрела, а затем в справочнике по местной флоре нашла его название — годетия — и стала подыскивать подходящую ассоциацию. Когда я повторяла вслух «годетия», на ум мне пришло французское слово godet (стопка для вина). Чтобы закрепить эту ассоциацию в памяти, я всякий раз, встречая этот цветок, мысленно воображала стопку с букетиком годетий внутри. И цель была достигнута: с тех пор, лишь только я увижу этот цветок, я тотчас вспоминаю его название. Таким же образом я запомнила название нового парка «Бутано»: я думала о газовом баллоне с бутаном и воображала, как бы он меня согрел в ветреной местности, где находится парк. Попробуйте делать тд же самое, когда вам встречаются новые слова.
|
Вот еще один пример. Примеряя купальный костюм в лавке на маленькой улочке Канн, я посмотрела на табличку с названием улицы и прочла «Рю Мольер». Тотчас же возник в уме и соответствующий образ — ведь нетрудно представить себе портрет Мольера. Я подумала о его комедиях, как забавно выглядело бы это на театральной сцене: женщины примеривают купальники, и какой поднимается переполох, когда в лавке появляется вдруг сам Мольер в своем напудренном парике в завитушках! Увидев на другой стороне перекрестка название «улица Республики», я внесла в эту забавную воображаемую сценку еще и республиканский символ, так что место фиксировалось точно. Я никогда теперь не забуду, где находится эта лавка, — и всё благодаря чуду зрительных ассоциаций.
И вот еще последний пример — как запоминать имена писателей, кинорежиссеров, а также названия их книг, фильмов и т.д. «Шведские спички» были написаны Сабатье. Фамилия Сабатье наводит меня на мысль о caQo (деревянных башмаках); их можно поджечь, используя спички, разумеется шведские, ведь это большая страна лесов и тем самым — производитель деревянных предметов, в том числе спичек и, возможно, сабо. Я повторяю «Сабатье, шведские спички» и одновременно рисую в воображении пару сабо, горящих возле коробки шведских спичек, т.е. спичек со шведским флагом или с портретом Ингрид Бергман или ИнгмараБерг-мана на наклейке. Другие примеры вы можете найти сами...
Придумывайте подходящие ассоциации для названия фирменных марок, разных систем, обществ (для сокращений вроде SNCF).
Если, несмотря на все усилия, вам не удается запоминать имена многих людей, спросите себя, нужны ли они вам на самом деле. Очевидно, имена запоминаются лишь тогда, когда мы вполне уверены, что они того стоят. Ну а коль скоро все ваши способности к запоминанию уже исчерпаны, а результат неутешителен, не придавайте тому большого значения и успокаивайте себя с юмором, как это делает Фредерик Скиннер. Когда Скиннеру нужно представить жене человека, имя которого он забыл, он прибегает к следующей уловке: «Если есть хотя бы малейший шанс, что жена уже ранее встречалась с этим человеком, я просто говорю: "Ты, конечно же, помнишь...". Она немедленно подхватывает: "Ну конечно, как вы поживаете?". Вполне возможно, что представляемый человек не помнит, чтобы он встречал мою жену, но ведь и он тоже не может быть до конца уверен в безупречности своей памяти».
|
ГЛАВА 10
МЕТОД МЕСТ
«Начни с начала, — важно сказал король, — следуй до конца и остановись».
Льюис Кэрролл
В главе 8 («Техника ассоциаций») вы узнали, что перечень предметов легче запоминается, если его разбить по категориям, т.е. по какому-то признаку, на перечни меньших размеров и придумать небольшую историю, которая объединила бы их в общем контексте. Прибавьте к этому то, что вы знаете об участии чувств и о технике визуализации, и вы без труда сможете активизировать свою память, в особенности зрительную, которая как раз основана на образных ассоциациях. В совокупности эти мысленные операции могут дать вполне удовлетворительные результаты при запоминании большей части перечней, встречающихся в повседневной жизни. Однако они не гарантируют стопроцентного успеха. Может случиться, что вы запомните лишь часть списка, если только у вас нет способа проверки его элементов с помощью специальной системы вспоминания.
Существуют мнемонические приемы, облегчающие вспоминание в полном объеме. Вы уже познакомились с системой запоминания имен и лиц. Теперь мы расскажем об очень давно известной системе запоминания, разработанной еще древними греками, авторство которой приписывают Симонеиду. Она позволяет запомнить список предметов в порядке их перечисления. Это очень удобно, так как дает возможность экономить деньги, бензин или время хождения по разным местам. Это также поможет вам помнить последовательность действий при выполнении таких процедур, как зажигание газовой колонки для подогрева воды, и избавит вас от неприятного ощущения, что вы забыли что-то выключить перед уходом из дома. Когда вы поймете, в чем суть предлагаемого метода, вы сами найдете ему и многие другие применения. Этот метод широко использовался на протяжении веков как в частной жизни, так и в ораторском искусстве, пока не потерял своего былого значения в связи с изобретением книгопечатания.
|
Как и система запоминания имен и лиц, «метод мест» — одно из приложений принципа зрительных ассоциаций. Помните ли вы последнее упражнение из главы 8, посвященной технике ассоциаций? В нем требовалось объединить в одном сложном мысленном образе две обычно не связанные между собой вещи (например, лампу и серьги). То же самое по сути вы делали, когда в воображении совмещали какой:то предмет, подсказывающий имя или фамилию человека, с доминирующей чертой его лица: вы комбинировали эти две вещи в едином составном образе. Теперь ассоциации между вещами, у которых нет как будто ничего общего, не должны вам. представляться странными. Мы собираемся использовать тот же самый принцип во многих других областях. Некоторые из привлекаемых далее ассоциаций, возможно, покажутся смешными или даже притянутыми за уши, но что в этом плохого, если они в конечном итоге способствуют запоминанию? Они скрыты в ваших мыслях, и пока вы ими ни с кем не поделитесь, никто и не догадается об их существовании.
Люди с феноменальной памятью непроизвольно используют образные ассоциации, противоречащие логике. Прочитайте историю русского мнемониста Шерешевского, рассказанную психологом А. Р. Лурией, и вы окунетесь в фантастический мир, который вас поразит: ум этого человека представлял собой как бы внутренний экран, и он мыслил образами так же естественно, как дышал. Вы тоже сумеете развить в себе такую способность. Мастером в этом деле вы станете не обязательно, но ваши успехи будут расти, а вместе с ними и уверенность в себе. Факты забывания вы начнете воспринимать как естественный, неизбежный элемент функционирования нормальной цамяти. Для русского мнемониста его память фактически была источником серьезных неудобств, так как ему не удавалось забывать множество несущественных и бесполезных деталей. Он не мог выделять в воспоминаниях главное, так что часто за деревьями не видел леса. Это ясно показывает, что память и интеллект — две разные способности, хотя и тесно между собой связанные на уровне организации мышления. Большинство умных людей наделены хорошей памятью, но научные исследования показали, что обратное не всегда верно: далеко не все лица с феноменальной памятью обладают высоким коэффициентом интеллектуальности (знаменитым индексом IQ). На самом деле память, знания и качество используемых умственных стратегий, по-видимому, в большей степени отражают уровень интеллекта, чем IQ, тем более что последний оценивает способности в основном с точки зрения требований нашей школы. Как выяснили английские ученые, можно специально подготавливать людей к тестам на IQ и при этом у всех испытуемых наблюдается заметный прогресс в результатах тестирования.
|
Что важнее — знания или способность к суждению? Это противопоставление, безусловно, не ново: еще Монтеиь основал на нем свою антисхоластическую педагогику. Его последователи отдали предпочтение суждению, и неудивительно, что сейчас развиваются новые тенденции в методике обучения, в особенности обучения взрослых. Как полагают, быстрота мышления менее важна, чем его гибкость и способность воспринимать разные мнения. Вы должны быть в курсе всего нового в сфере вашей деятельности, иначе другие люди вас превзойдут; поэтому надо использовать свою память как можно лучше. В одной из телепередач серии «Прогулка по 20-му веку» Билл Мойерс так резюмировал нашу современную проблему: «Никогда еще в мире не было столько людей, так мало в чем разбирающихся». В связи с научно-техническим прогрессом на нас обрушивается растущий поток информации, и требуется все больше умения, чтобы его переварить. В следующей главе вы познакомитесь с тем, как на основе определенных принципов можно создавать свои собственные системы ассоциаций. И впервые вам представится случай составить собственную «справочную картотеку» по ассоциированию образов.
Особенно трудно запомнить список каких-либо вещей в порядке их перечисления, когда вы имеете дело с совершенно разнородными элементами, так как их очень часто невозможно сгруппировать по смыслу или по сходству. В этом случае следует прибегнуть к «искусственной» системе запоминания, основанной на заранее фиксированной цепи «мест» (локусов), которые послужат опорой для построения образных ассоциаций с запоминаемыми предметами. Как ни парадоксально, но этот метод позволяет вам вообще не думать о порядке перечисления предметов: они сразу привязываются к определенным местам хорошо знакомого вам пути, который без труда можно восстановить в памяти. А так как в эти места вы мысленно поместили в нужном порядке запоминаемые предметы, теперь вы можете вспомнить их в том же порядке, вторично «пройдясь» в уме по тому же пути.
|
К методу мест прибегали еще древнеримские ораторы, чтобы лучше запоминать различные части предстоящей речи. Оратор выбирал какой-нибудь хорошо известный ему отрезок пути в городе и фиксировал на нем некоторое число особых уголков, в которых каждый раз мысленно помещал предметы, ассоциируемые с различными частями его речи. Так, если сначала нужно было говорить о войне, он на первом месте, например в лавке мясника, помещал копье. Если война имела целью пополнить запасы зерна, то на втором месте, например в мастерской сапожника, он размещал воображаемый мешок зерна. И так далее, пока не были размещены символы всех частей будущей речи. Теперь, чтобы восстановить план рассуждений, ему достаточно было снова мысленно проследовать по той же дороге, переходя от одного места к другому. Первое место напоминало ему о первой части речи, второе — о второй и т.д. Именно отсюда пошло выражение «на первом месте».
У каждого оратора был свой собственный набор мест, который он постоянно использовал. Особенно часто прибегали к этому методу, когда предстояло говорить о независимых друг от друга ве-,. щах, ибо аналитическая мысль помогает переходить от одной темы к другой лишь тогда, когда между ними существует логическая связь. Метод мест идеально подходит для запоминания выбранной последовательности мыслей, внутренне никак между собой не связанных.
Вы хотели бы освоить этот метод? Тогда обойдите квартиру и пронумеруйте свои «места» — в данном случае комнаты — от входной двери до самого отдаленного уголка в порядке, который вам покажется наиболее естественным. Если в запоминаемом перечне больше предметов, чем в вашей квартире комнат, можно выделить в одной из них несколько «мест». Например, в гостиной это могут быть ковер, диван, очаг камина, телевизор, музыкальный проигрыватель и т.д. В каждой комнате всегда следуйте по одному и тому же маршруту, обходя ее, например, по часовой стрелке. А теперь представим себе, что вы хотите запомнить, в каком порядке вам нужно будет обойти какие-нибудь учреждения и т.п. Мысленно представьте себе предметы, символизирующие каждое из таких учреждений, и свяжите их с уголками вашего дома. Тем самым вы закрепите в уме образные ассоциации и облегчите их извлечение из памяти в заранее выбранном вами порядке.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!