Медиация социальных конфликтов — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Медиация социальных конфликтов

2020-12-06 303
Медиация социальных конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Баханова Е.В.

Интернет-курс

 «Медиация социальных конфликтов»

2020


Содержание

 

Содержание. 2

Аннотация. 4

Тема 1. Медиатор: профессиональные требования. 6

Вопрос 1. Медиатор как профессионал и как личность. 6

Вопрос 2. Требования к медиатору согласно Атласу новых профессий. 9

Вопрос 3. Профессиональная этика медиаторов. 10

Вопрос 4. История развития медиации. 12

Вопрос 5. Современные школы и подходы в медиации. 16

Вопрос 6. Этноконфессиональная, восстановительная, процессуальная медиация. 17

Контрольные вопросы: 18

Рекомендованная литература. 18

Тема 2. Социальные конфликты: особенности, причины, типология.

Вопрос 1. Конфликтная компетентность медиатора. 19

Вопрос 2. Понятие и причины конфликтов, структура конфликта, элементы, подлежащие обязательному анализу. 21

Вопрос 3. Типология социальных конфликтов. 23

Вопрос 4. Основные поведенческие стратегии, факторы повышающие/понижающие конфликтную напряженность. 25

Вопрос 5. Коммуникативная компетентность медиатора. Основные правила и техники эффективной коммуникации, особенности коммуникации в конфликтной ситуации. 28

Вопрос 6. Роль и функциии медиатора социальных конфликтов. 30

Контрольные вопросы: 34

Рекомендованная литература. 34

Тема 3. Подготовка к процедуре медиации. 35

Вопрос 1. Обращение сторон к медиатору или организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации: стандарты и документы.. 35

Вопрос 2. Выбор медиатора. 39

Вопрос 3. Критерии возможности рассмотрения спора с помощью процедуры медиации. 41

Контрольные вопросы: 46

Рекомендованная литература. 46

Тема 4. Процедура медиации социальных конфликтов: подходы и организация работы. 47

Вопрос 1. Подходы специалистов к определению количества и значения фаз медиации. 47

Вопрос 2. Первая фаза медиации. Цели и задачи первой фазы медиации. 49

Вопрос 3. Вторая фаза медиации. Цели и задачи второй фазы медиации. 53

Вопрос 4. Третья фаза медиации. Цели и задачи третьей фазы медиации. 55

Вопрос 5. Четвертая фаза медиации. Цели и задачи четвертой фазы медиации ……..58

Вопрос 6. Пятая фаза медиации. Цели и задачи пятой фазы медиации……………………61

Вопрос 7. Завершение медиации. Соглашение сторон об урегулировании спора………..63

Контрольные вопросы: 65

Рекомендованная литература: 65

Тема 5. Возможные трудности в процедуре медиации и пути их преодоления. 67

Вопрос 1. Критерии оценки результата процедуры медиации. 67

Вопрос 2. Реализация договоренностей, контроль за их исполнением.. 70

Вопрос 3. Контроль поведения сторон. 72

Вопрос 4. Работа с возражениями. 73

Вопрос 5. Особенности форм общения. ….74

Вопрос 6. Информационное освещение медиации социальных конфликтов……..………75

Контрольные вопросы:…………………………………………………………………..….….80

Рекомендованная литература: 81

 

 


Аннотация

Медиация социальных конфликтов

Цель: формирование теоретических знаний о способах разрешения конфликтов в различных сферах общественной жизни. Ознакомление их с научно-практическим дискурсом применения медиации социальных конфликтов. Получение студентами знаний о сущности, принципах практического использования медиации при разрешении социальных конфликтов.

 

Задачи:

· изучение основных понятий, определений в области медиации социальных конфликтов;

· создание упорядоченной системы знаний о реальных возможностях медиации в разрешении спорных ситуаций досудебным путем;

· формирование базы для принятия решения о возможности,  необходимости и целесообразности применения медиативных технологий в процедуре медиации;

· овладение необходимыми знаниями по основам медиативных технологий.

 

В ходе изучения дисциплины должен:

Уметь:

· анализировать, классифицировать полученную информацию, выявлять интересы и позиции конфликтующих сторон;

· создавать условия проведения медиативной процедуры;

· применять медиативные технологии в организации и проведении медиативной процедуры.

 

Знать:

· преимущества применения медиации;

· конкретные механизмы применения медиативной процедуры, используемые в разрешении социальных конфликтов;

· сущность, принципы и особенности медиативного процесса, а также технологию применения в различных типах социальных конфликтах.

 

Иметь представление о:

· новейших тенденциях и подходах в развитии медиации;

· практическом внедрении медиативных процедур в разрешении социальных конфликтов.

 

В результате изучения дисциплины у студента формируется следующие компетенции:

· способность на основе сформированного мировоззрения отражать достижения гуманитарных, социальных и естественных наук (ОК-1)

· способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-2)

· способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к восприятию и использованию новых научных открытий в различных областях знания (ОК-3)

· способность использовать на практике знания, умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении исследовательским коллективом (ОК-4)

· способность проявлять инициативу, брать на себя всю полноту ответственности за результаты дела (ОК-5)

· знание эволюции представлений о конфликте, природы конфликта, его структуры, видов, причинных факторов, особенностей динамики, специфики конфликтов в различных сферах, возможных способов работы с ними, условий, обеспечивающих их прочное разрешение (ПК-1)

· способность проводить исследования значимых научных проблем в области конфликтологии на основе использования различных теоретико-методологических подходов анализа и технологий урегулирования конфликтов (ПК-2)

· способность применять методологию междисциплинарного анализа конфликтологических феноменов, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта (ПК-3)

· способность применять существующие социальные, политические, правовые, этические и иные альтернативные технологии урегулирования конфликтов (ПК- 12);

· способность включаться в работу по улаживанию, урегулированию и разрешению социальных, политических, этнополитических, социально-трудовых, семейных, межгрупповых и межличностных конфликтов (ПК-13);

· способность анализировать ситуацию конфликта, диагностировать конфликт, выбирать способ работы с ним, планировать и разрабатывать стратегию и тактику вмешательства, реализовывать ее, используя конфликтологические процедуры коррекции неконструктивных способов взаимодействия (ПК- 14);


Тема 1. Медиатор – профессиональные требования

 

Вопросы темы:

1. Медиатор как профессионал и как личность.

2. Требования к медиатору согласно Атласу новых профессий.

3. Профессиональная этика медиаторов.

4. История развития медиации.

5. Современные школы и подходы в медиации.

6. Этноконфессиональная, восстановительная, процессуальная медиация

Перечень формируемых компетенций:

· способность на основе сформированного мировоззрения отражать достижения гуманитарных, социальных и естественных наук (ОК-1)

· способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-2)

· способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к восприятию и использованию новых научных открытий в различных областях знания (ОК-3)

· способность проводить исследования значимых научных проблем в области конфликтологии на основе использования различных теоретико-методологических подходов анализа и технологий урегулирования конфликтов (ПК-2)

 

Профессиональные качества

Профессиональные требования к медиатору определяются принципами медиации как процедуры его роли в процессе медиации. Статьями 15, 16 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» установлены требования к профессиональным и непрофессиональным медиаторам:

· Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными закона;

· Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости;

· деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утверждённой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

· Процедура медиации по спорам, переданным на рассмотрение суда или третейского суда до начала проведения процедуры медиации, может проводиться только медиаторами, осуществляющими свою деятельность на профессиональной основе.

Медиатор не вправе:

· быть представителем какой-либо стороны;

· оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;

· осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в её результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;

· делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора;

В профессиональном плане медиатор – фигура символическая, которая, не имея властных полномочий, создает условия для диалога и восстановления отношения, но не может помирить волевым действием или приказом. Очевидно, что медиатор должен быть:

· Авторитетен иметь положительную репутацию

· Образован и иметь достаточно широкий.

Это во многом приближаем все возможные модификации медиатора – семейные, юридические к общему пониманию медиатора как специалиста по разрешению социальных конфликтов во всем их многообразии. Существуют группы людей, которые в силу их статуса относятся к официальным медиаторам, неофициальным медиаторам, спонтанным медиаторам. Выделяют пять типов медиаторов (с точки зрения стиля медиации):

1) «третейский судья» - обладает максимальными возможностями для решения проблемы, изучает проблему всесторонне, и его решение не обжалуется;

2) «арбитр» - то же самое, но стороны могут не согласиться с его решением и обратиться к другому;

3) «посредник» (нейтральная роль) - обладает специальными знаниями и обеспечивает конструктивное разрешение конфликта, но окончательное решение принадлежит оппонентам;

4) «помощник» - организует встречу, но не участвует в обсуждении;

5) «наблюдатель» - своим присутствием в зоне конфликта смягчает его течение.

Первые два типа называют высокоавторитарными. Они выгодны, если требуется скорое решение. Если конфликт не слишком напряжен, предпочтительны последние три способа.

Вопрос 2. Требования к медиатору согласно Атласу новых профессий

 

Московская школа управления «СКОЛКОВО» и Агентство стратегических инициатив (АСИ) провели масштабное исследование «Форсайт Компетенций 2030», в котором приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов, чтобы выявить востребованные профессии в 19 отраслях экономики. Эксперты обсуждали технологические изменения, социальные и экономические процессы, влияющие на структуру рабочих задач. Результаты исследования были собраны в «Атлас новых профессий».

В Атласе подробно по 19 основным отраслям и технологическим направлениям (от медицины и биотехнологий до строительства и индустрии детских товаров) проанализированы ключевые изменения и новые технологии, которые и приведут к появлению новых профессий в интервале до 2020 г. и после 2020 г.

Медиатор социальных конфликтов – это специалист, помогающий ненасильственным путем решать конфликты, возникающие между социальными группами на имущественной, культурной, национальной, религиозной и других почвах. Его надпрофессиональными навыками будут системное мышление, мультиязычность и мультикультурность, умение работать с людьми и в условиях неопределенности.

Системное мышление – способность анализа взаимосвязей, а не линейных цепочек причин и следствий; видении всего процесса изменения, а не отдельных моментов.

Мультиязычность и мультикультурность - свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах.

Умение работать с людьми и в условиях неопределенности - умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем.

В настоящее время разработан Кодекс медиаторов России. Этот документ является основой для деятельности всех российских медиаторов. К процедуре медиации нужно обращаться если у вас возник спор, который вы не можете урегулировать самостоятельно, путем прямых переговоров с вашим оппонентом, и ситуация отвечает хотя бы одному из приведенных выше критериев, лучше сразу обратиться к процедуре медиации. Сообщество медиаторов России насчитывает в своих рядах более 3000 человек. Создана Национальная организация медиаторов, действует Центр медиации, Федеральный институт медиации (ФИМ). Издаются журналы «Медиация и право», «Вестник ФИМ». Одной из важнейших задач, реализуемых порталом ФИМ, является ведение реестров — как индивидуальных медиаторов, так и провайдеров медиативных услуг и образовательных организаций, осуществляющих подготовку медиаторов.

 

Ответственность.

Медиатор отвечает за ведение процедуры медиации, соблюдение принципов процедуры, обеспечение безопасности для сторон. Медиатор обязан разъяснить сторонам, что они несут ответственность за решения и договоренности, принятые в ходе процедуры медиации, и их исполнение.

Аналитическая

обеспечение условия для формирования общего понимания проблемы. В этой роли он пытается помочь спорщикам найти иные решения, чем те, которые до сих пор ими рассматривались.

Зачастую, исходя из своего опыта, он сразу видит какие-то предложения, которые, казалось бы, могли удовлетворить участников. Но медиатор должен прежде всего стимулировать самих участников искать новые варианты решения с помощью разнообразных вопросов.

Идеи, которые выработали сами стороны, обычно гораздо лучше учитывают те нюансы взаимоотношений сторон, которые не могут быть известны медиатору. Однако в случаях, когда у спорщиков никаких идей не возникает, медиатор имеет право предложить свой вариант решения, но ни в коем случае его не навязывая.

Организаторская

восстановление способности конструктивно общаться между собой. В этой роли он помогает сторонам договориться о процедуре ведения переговоров, а далее поддерживает как выполнение достигнутых процедурных соглашений, так и корректные отношения между сторонами в процессе переговоров.

Медиатор своими вопросами и высказываниями все время управляет процессом переговоров и задает тон всему процессу.

Он следит за регламентом и делает замечания сторонам, если они нарушают правила ведения переговоров (например, может заявить: «Стоп! Нельзя говорить всем сразу!» или даже совсем остановить процесс медиации, если стороны не в состоянии остановиться в агрессивной «перепалке»). Медиатор объявляет перерывы в процессе работы. Может потребовать конфиденциальную беседу с каждой стороной по очереди.

Коммуникативная

помогать сторонам понять точку зрения, интересы и потребности другого. Медиатор должен быть активным слушателем. Ему следует усвоить как содержательную, так и эмоциональную составляющую речи спорящих, а затем продемонстрировать спорящим, что он их действительно услышал. В этой роли медиатор буквально повторяет или переформулирует утверждения говорящего, чтобы удостовериться у него, что сам медиатор и другая сторона правильно поняли то, что было сказано.

Но при этом он старается развести события (или факты), по поводу которых произошел конфликт, оценку этих событий участниками и те чувства, которые по поводу этих событий переживают участники. Следует иметь в виду, что большинство людей не умеет отличать факты от их интерпретаций и оценок, что зачастую приводит к непониманию позиции другой стороны. А ведь нельзя даже перечислить все возможные интерпретации одного и того же факта.

Созидательная

содействовать сторонам в поиске (выработке и оценке) решения, которое должно быть их собственным, реалистичным, жизнеспособным решением.

Обучающая

содействие сторонам измениться и научиться общаться друг с другом. Медиатор снабжает участников спора информацией или помогает им разыскать необходимую информацию.

Однако он должен быть очень осторожен, чтобы не давать никаких толкований, разъяснений или советов. Вся предоставляемая информация должна содержать только действительные факты и не зависеть от всякого рода побочных сведений, уточнений и интерпретаций.

Если есть вероятность, что сведения, которой располагают стороны, неполны, неверны или допускают различные толкования, медиатор рекомендует сторонам обратиться к соответствующим надежным источникам, где они смогут получить правильную информацию, разъяснение или совет.

Например, он может дать спорщикам прочесть формулировку закона или другого юридического документа, но при этом не имеет права интерпретировать этот документ, а в случае возникающих проблем обязан рекомендовать им обратиться к юристу. Посредник должен быть уверен, что стороны не полагаются слепо на его утверждения.

Контролирующая

Обеспечить выполнение принятого решения, содействовать сторонам в выполнении решения. При завершении процесса медиации посредник должен удостовериться, что спорщики точно и ясно понимают все условия соглашения об урегулировании. Стороны, кроме того, должны быть полностью согласны с условиями соглашения, с последствиями этого соглашения и должны быть способны выполнить свою часть договоренности. Медиатор как проверяющий реалистичность достигнутого соглашения обязан позаботиться о том, чтобы договоренности были надежными и долгосрочными.

Еще важный аспект – компетентность медиатора в вопросе спора. Существуют различные подходы к вопросу о том, должен ли медиатор сам быть специалистом в той области, где он разрешает спор, чтобы выполнять аналитическую функцию.

Европейский кодекс поведения медиатора указывает что да, медиатор должен быть компетентен в сути вопроса и разбираться в аспектах спорной ситуации.

В американской практике превалирует мнение, что это не обязательно: ведь медиатор не берет на себя решение спорных проблем, а лишь обеспечивает коммуникацию между конфликтующими сторонами, для чего иметь специальные знания по предмету спора не требуется. Более того отмечается, что медиатору не следует до начала медиации пытаться получить какие-то предварительные сведения о конфликтной ситуации, ибо это может создать у него какие-то предвзятые представления и нарушить его нейтральность.

В российской практике жестких требований нет, но, как правило, для процедуры медиации семейных споров приглашаются психологи, для медиации городских вопросов благоустройства – юристы и архитекторы. В большей части это вопрос квалификации самого медиатора – готов ли он участвовать в разрешении того или иного спора.

Медиатор содействует сторонам спора в поиске такого выхода из конфликта, который приемлем для них в равной степени, с которым они согласятся, выполнят добровольно, и с последствиями которого смогут качественно жить.

Медиатор, действует в равной степени в интересах всех сторон спора, поощряя сотрудничество. Он не должен позволять втягивать себя в противостояние сторон.

Роль медиатора – это роль организатора процесса, ведущего процедуру медиации, с предельным вниманием относясь к потребностям участников конфликта в отношении процесса, остающегося на протяжении всей процедуры их равноудаленным и равноприближенным помощником в ходе выработки договоренностей по существу спора (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»).

В России за основу взята содействующая модель медиации, но с возможностью так называемого «предложения медиатора» полностью оставленной на усмотрение сторон. Такой подход предполагает, что ключевой задачей медиатора является обеспечение сторонам помощи в понимании их реальных потребностей и интересов, налаживании диалога.

Чтобы выполнить эту задачу медиатор должен быть независим от сторон и не иметь заинтересованности в содержательном аспекте разрешения спора. Медиация – это не состязание в доказывании фактов и собственной правоты, а сотрудничество, объединение усилий с оппонентом для разрешения общей проблемы.

Большинство сторон по сегодняшний день считает, что бороться нужно не с проблемой, а с другой (ими) стороной (ами), именно на нее возлагая вину и к ней предъявляя требования. Соответственно стороны чаще всего, стараются привлечь симпатии медиатора на свою сторону.

Медиатор, действует в равной степени в интересах всех сторон спора, поощряя сотрудничество. Он не должен позволять втягивать себя в противостояние сторон.

Медиатор должен быть добропорядочным человеком, с непогрешимой репутацией, вызывающим уважение и доверие у сторон.

 

Контрольные вопросы по теме:

1. Каковы основные параметры конфликтной компетентности медиатора?

2. Дайте характеристику основным компонентам конфликтной компетентности.

3. По какому параметру разделяют функциональную характеристику коммуникативной компетентности медиатора?

4. Каково различие между участниками и субъектами социального конфликта?

5. Что такое объект социального конфликта?

6. Как определяется предмет социального конфликта?

7. Дайте определение одной из классификаций конфликта.

8. Как, по вашему мнению, социальная среда сказывается на силе позиции участников социального конфликта?

9. Какая функция медиатора Вам представляется наиболее важной?

10. Проранжируйте функции медиатора социальных конфликтов.

Рекомендованная литература

 

Основная литература:

1. Баханова Е.В. Медиация социальных конфликтов: интернет-курс. – М.: Университет «Синергия», 2020. – Тема 2.

2.  Кашапов М.М., Башкин М.В. Психология конфликтной компетентности: учебное пособие для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 125 с.

3.  Минкина Н.И. Медиация как альтернативный способ урегулирования конфликтов: монография. – Москва; Берлин: Директ-медиа, 2017. – 159 с. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=473260

4. Розенберг М. Язык жизни. Ненасильственное общение. – М.: София-Медиа, 2018. – 270 с

 

Дополнительная литература:

1. Козырев Г.И. Основы социологии и политологии:: Учебник для ссузов. М.: Форум, Инфра-М, 2008. - 240 с.

2. Конецкая В.П. Социология коммуникации. / В.П. Конецкая. — М.: Междунар. ун-т Бизнеса и Управления, 1997. — 304 с.

3. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. – М.: Издательство МГУ, 1989. – 216 с.

4. Самыгин С.И. Психология делового общения / С.И. Самыгин, А.А. Волкова, Л.Д. Столяренко /Ростов-на-Дону:Феникс. — 2016. — 223с

Тема 3. Подготовка к процедуре медиации

Вопросы темы:

1. Обращение сторон к медиатору или организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации: стандарты и документы.

2. Выбор медиатора.

3. Критерии возможности рассмотрения спора с помощью процедуры медиации.

Перечень формируемых компетенций:

· способность использовать на практике знания, умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении исследовательским коллективом (ОК-4)

· способность проявлять инициативу, брать на себя всю полноту ответственности за результаты дела (ОК-5)

· способность проводить исследования значимых научных проблем в области конфликтологии на основе использования различных теоретико-методологических подходов анализа и технологий урегулирования конфликтов (ПК-2)

· способность применять методологию междисциплинарного анализа конфликтологических феноменов, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта (ПК-3)

Вопрос 2. Выбор медиатора

Медиатор социальных конфликтов – специалист, призванный содействовать разрешению конфликтов между людьми, организациями и сообществами посредством проведения процедуры медиации. Он может участвовать в разрешении коммерческих,  семейных, внутрикорпоративных, трудовых, экономических спорах.

Медиатор выступает как нейтральная и незаинтересованная в данном конфликте сторона, которая в процессе переговоров помогает участникам спора получить панорамный взгляд на ситуацию – лучше понять истинные интересы (свои и оппонента).

Профессиональные медиаторы владеют особой технологией разрешения спора, позволяющей им оказать сторонам всю необходимую помощь для достижения результата. Медиатор содействует сторонам в сохранении конструктивного подхода к поиску решения и помогает поддерживать атмосферу взаимного уважения, в которой стороны объединяют усилия в совместном поиске выхода из конфликта и ведут борьбу с проблемой, но не друг с другом. Тем самым медиатор помогает нахождению сторонами спора взаимовыгодного и добровольно ими исполнимого решения по спору, т.е. содействует полному и окончательному исчерпанию конфликта.

В России существует реестр медиаторов и организаций расположенный на сайте Федерального института медиации. Информация представлена по регионам РФ и по сферам применения:

· Реестр организаций медиаторов, работающих с несовершеннолетними

· Реестры профессиональных организаций медиаторов Российской Федерации

· Реестр организаций-провайдеров медиативных услуг

· Реестр организаций, предоставляющих образовательные услуги в области медиации.

Реестр организаций медиаторов работающих с несовершеннолетними сформирован в рамках выполнения п. 9 Межведомственного плана комплексных мероприятий по реализации Концепции развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, до 2025 года. Утвержден Правительственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав 25 сентября 2019 г.

Реестры профессиональных организаций медиаторов Российской Федерации сформированы Федеральным институтом медиации на заявительной основе от организаций медиаторов и регулярного мониторинга сети Интернет. Для включения в эти реестры руководителям организаций медиаторов необходимо сообщить данные в Федеральный институт медиации.

Реестр организаций-провайдеров медиативных услуг достаточно обширен и в него включаются организации на уведомительном основании и бесплатно.

Реестр организаций, предоставляющих образовательные услуги в области медиации еще больше, так как практически в каждом ВУЗе в настоящее время предоставляются услуги по обучению медиаторов с выдачей соответствующих документов в рамках повышения квалификации или переподготовки.

Деятельность по проведению процедуры медиации осуществляется медиатором, медиаторами как на платной, так и на бесплатной основе.

Деятельность организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, - на платной основе.

Оплата деятельности по проведению процедуры медиации медиатора, медиаторов и организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, осуществляется сторонами в равных долях, если они не договорились об ином.

Организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, может рекомендовать кандидатуру медиатора, кандидатуры медиаторов или назначить их в случае, если стороны направили соответствующее обращение в указанную организацию на основании соглашения о проведении процедуры медиации.

Медиатор, выбранный или назначенный в соответствии с настоящей статьей, в случае наличия или возникновения в процессе проведения процедуры медиации обстоятельств, которые могут повлиять на его независимость и беспристрастность, незамедлительно обязан сообщить об этом сторонам или в случае проведения процедуры медиации организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, также в указанную организацию.

Новым направлением в развитии подсредничества и медиации является цифровое правосудие. Книга И. Катча и О. Рабинович-Эйни, являющихся признанными лидерами и экспертами нового тренда глобальной экономики - онлайн разрешения споров (ОРС), знакомит читателя со стремительно развивающимся в эпоху информационных технологий «цифровым правосудием». Бурное развитие Интернет-технологий, наряду с ростом числа транзакций и связанных с ними конфликтов, порождает множество не встречавшихся ранее видов споров, требующих инновационных способов их разрешения.

Если стороны уже обратились в суд одновременно, либо они не знали о том, что существует такая возможность обращения к медиации, либо уже, обратившись в суд, одна из сторон все-таки выступает с инициативой обращения к медиации, то в таком случае должно приостанавливаться судебное разбирательство.

Сторонам дана возможность на то, чтобы они выбрали устраивающего их медиатора, лицо авторитетное для них, и попытаться разрешить спор к обоюдному согласию. Поэтому, если они достигнут договоренности, если медиация завершится успешно, в этом случае вопрос может идти о том, чтобы сторона, подавшая иск, может этот иск просто аннулировать либо они могут прийти со своим медиативным соглашением в суд и утвердить его. Суд на основе договоренностей, которые у них сформировались, сделал их исполняемыми уже по суду.

Таким образом, к процедуре медиации должны отнестись ответственно и квалифицированно не только медиатор, при соглашении на участие в медиации, но и сами стороны при выборе участия в процедуре медиации и при выборе самого медиатора.

 

Исходная ситуация.

Задачи данной этапа:

1. Первый контакт участников конфликта с медиаторами (личный или с помощью третьих лиц), представление сторон.

2. Обращение ко всем конфликтующим сторонам, уточнение позиции, мотивация к участию в медиации

3. Подготовка медиаторов к процедуре: сбор информации, обращение к экспертам (при необходимости), продумывание процедуры

Каждая стадия имеет рекомендованные границы по времени, но они могут как сокращаться, так и увеличиваться в зависимости от характера вопроса.

Инструменты медиации:

Активное слушание

Установление раппорта

Ведение партнера.

Фасилитация

Слушание – это больше, чем восприятии на слух слов, которые говорит другой человек. Слуховое восприятие это только часть слушания. Слушание вовлекает также другие процессы – зрительное восприятие, мышление, эмоции.

Активное слушание может быть развито,  путем обращения внимания на четыре определенных умения:

- Приглашение к разговору

- Перефразирование

- Воздержание от оценок

- Физическое (вербальное) сопровождение.

Слушая активным образом, вы помогаете человеку дать выход эмоциям. Постарайтесь не судить правоту или неправоту чувств человека. Просто позвольте другому говорить.

Приглашение к разговору

Люди не всегда говорят то, что хотели сказать. Причин для этого может быть много и не всегда они преднамеренные. Поощряйте говорящего к общению, стремитесь вызвать на разговор, но не руководите им. Помогите ему раскрыться и ясно выразить свои мысли. Один из способов вызова говорящего на разговор заключается в использовании вопросов.

Перефразирование

Целью перефразирования является помочь слушателю проверить, что он действительно понял всё, что ему сообщает говорящий. В то же время, с помощью перефразирования говорящий действительно осознает, что он был выслушан и понят. При перефразировании используйте свои собственные слова. Ваша цель проверить Ваше собственное понимание услышанного. Если Вы не понимаете того, о чем рассказывает говорящий, либо потеряли нить разговора, попросите разъяснение. Не пытайтесь претворяться, что Вы поняли, если это не так. После перефразирования убедитесь, что говорящий согласен с Вашим резюме. Вы можете либо спросить, либо следить за знаками (кивание головой, повторения "да, да" или "все правильно" и т.д.)

Воздержание от оценок

Не критикуйте то, что слышите. Вынесение суждений о том, что было сказано, оценка идей и предложений не Ваша роль. Не важно, согласны Вы или не согласны с говорящим. Вы здесь для того, чтобы слушать и помочь говорящему как можно глубже обдумать предмет, который он обсуждает и оценивает. 

 

 

Позитивное физическое (вербальное) сопровождение (рефрейминг) -это перефразирование слова или целого высказывания: произнесенное как бы приобретает дополнительный смысл, возникает в ином положительном свете. Различают рефрейминг контекста и рефрейминг содержания.

Медиатор делает возможными первые не оскорбляющие прямые контакты, давая возможность задавать поясняющие вопросы и «отражать» важные моменты для понимания другим лицам. Под руководством и на примере медиатора участники конфликта учатся активно слушать и излагать услышанное, не давая оценки. Благодаря этому можно восстановить доверие.

Возрастание прямого общения. Чем больше высвечиваются скрытые причины спора, тем больше возможно понимание противной стороны. Под руководством и с помощью медиатора можно плодотворно вести непосредственную беседу.

Вступительное слово:

· должно быть чётко структурировано и отработано;

· создаёт необходимую психологическую атмосферу;

· устанавливает правила ведения процесса медиации;

· закладывает необходимый фундамент для дальнейшей работы.

Подготовка медиаторов к процедуре: сбор информации, обращение к экспертам (при необходимости), продумывание процедуры

Сюда относится прежде всего сбор информациии о конфликте. Вопрос о том, кто будет участвовать в медиацию и какая процедура наиболее целесообразна. В случае необходимости можно провести консультацию по процессу работы над конфликтом для спорящих сторон.

Медиацию можно также проводить в формате поочередных встреч со сторонами. Медиатор вначале говорит с одной стороной конфликта и завоевывает ее доверие. После окончан


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.182 с.