Тема 1. «Медиация- технология альтернативного урегулирования конфликтов» — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема 1. «Медиация- технология альтернативного урегулирования конфликтов»

2020-12-06 62
Тема 1. «Медиация- технология альтернативного урегулирования конфликтов» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГРИБАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

 

 
«Утверждаю» Директор МКОУ Грибановская СОШ №3   ________________Т.И. Жукова Приказ по школе № 120/1 от «31»  августа 20 18 г.  


Принята решением:

педагогического совета

Протокол № 1

От «31» августа 2018 г.

Профилактическо - просветительская программа

 по профилактике конфликтов «Медиация родителям»

 для родителей начальных классов,

сроки реализации 8 часов во 2 полугодии 2018 года.

                      Автор:

                                                             педагог-психолог Горемыкина Е.Ю.,

                               пгт Грибановский

Грибановского муниципального района

 

                                                       2018 г.

 

Пояснительная записка

    По данным средств массовой информации, которые всё активнее влияют на население планеты (кроме газет и телевидения, появился интернет), усиливается тенденция к разжиганию конфликтности, агрессивности среди молодёжи, агрессии, направленной на себя и окружающих.  Конфликты и споры между людьми имеют такую же древнюю историю, как и существование самого человечества. И решение их силовыми методами, так же наиболее типично. Кто сильнее, тои и настоял на своём в споре. Новый способ разрешения конфликтов- это медиация(урегулирование конфликта с помощью посредника- медиатора). Умение компетентно в реальном конфликте снизить его напряжение, найти точки соприкосновения (общие интересы) сторон конфликта, помочь сформулировать альтернативы выхода из  конфликта к взаимному удовлетворению обеих сторон, заключить реалистичное соглашение с помощью таланта медиатора- единственный способ раз и навсегда разрешить затяжной конфликт. Обучение корректному решению конфликтных ситуаций- значительный шаг в профилактике ссор и споров в школе, семье, обществе в более широком понимании(разжигании международных конфликтов). Именно для этого и был создана Школьная служба медиации. Не только для разрешения затяжных конфликтов, но и для профилактической работы с детьми, педагогами и родителями.

      Программа «Медиация   родителям» направлена на формирование конфликтологической компетентности родителей, обучению навыкам эффективной коммуникации и разрешения конфликтов, но главное для самопознания своих сильных и слабых сторон, которые проявляются в реальном конфликте. Новизна программы в том, что она предусматривает практические упражнения в тренировке умения не допускать острых углов и сдерживать желание использовать конфликтогены в общении. Именно они порождают начало бурной ссоры и спора. А также использование метода флештренинга  (анализ видеороликов воспитательной направленности)   для педагогических открытий, развития педагогической зоркости, осознания причин- мотивов конфликтного поведения, и более глубинного понимания детских проблем и черт характера, способствующих формированию конфликтной личности ребёнка. Почему так важно обучить всему этому родителей? Именно родители на начальных этапах развития личности ребёнка играют большую роль в том, какие черты характера закрепятся в его личности. Научится он решать проблемы силовыми методами или станет гибким и мудрым в общении. Конструктивно ли  решит возникающие в его жизни споры или будет всю жизнь находиться в состоянии затяжного конфликта с людьми, миром и самим собой.

      Таким образом, отличительной особенностью программы является её практическая направленность, включение родителей в активную исследовательскую, практическую деятельность по разрешению конфликтов. Для осознания теоретического материала на каждом этапе занятия предполагаются проблемные вопросы и ситуации, анализ притч, мультфильмов и видеороликов профилактической направленности. Чтоб родители сами осознали тему, совершили открытие, сделали вывод, а не получили знания в готовом виде в форме лекции. Цель программы: просвещение родительской общественности о деятельности Службы школьной медиации, формирование конфликтологической компетентности родителей, способствующей профилактике девиантного поведения детей, содействующей социальной адаптации конфликтующих сторон на принципах медиации.

 Задачи:

1.Просвещение родителей с целью прояснения ценности медиации и её сути.

2.Создавать условия для овладения родителями знаниями о причинах конфликтов в детско- подростковой, родительско- детской среде и способах конструктивного их решения с применением медиативных технологий.

 2. Развивать коммуникативные, интерактивные и перцептивные стороны общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров.

3.Развить способности к адекватной оценке конфликтной ситуации и умения находить конструктивные пути выхода из нее.

4.Обучить приемам снятия эмоционально-волевого напряжения, анализа конфликтной ситуации.

6.Развить терпимость к различным мнениям и адекватной оценке поведения людей и событий;

7.Формировать готовность в оказании помощи по разрешению конфликтных ситуаций.

Сроки реализации

Курс рассчитан на 8 занятий, по одному академическому часу.

Формы и режим занятий: Очная, предполагает групповые занятия с элементами тренинга (группы родителей 8-15 человек).Регулярность занятий 1 раз в неделю.

 Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Формирование у участников программы готовности к разрешению конфликтов в качестве посредника. Родители станут способны транслировать опыт медиативных техник в массы, рассказывать об интересных занятиях по программе, что будет способствовать оздоровлению школьной среды. Достижение поставленных целей и задач, которое может быть оценено с помощью анкет обратной связи, тестирования на понимание основных понятий темы, наблюдение за практическими навыками по разрешению конфликтной ситуации на занятиях.  Формы подведения итогов реализации программы.

Анкетирование родителей «Чему мы научились?», тест «Ребёнок, взрослый, родитель» (анкеты, тесты, и т.д.). Круглый стол «Какие медиативные технологии я хочу использовать и пробовал использовать  в реальной жизни?»- активность и инициативность.

Тематический план

Тема занятия Количество часов
1. «Медиация- технология альтернативного урегулирования конфликтов. 1
2. Как возникают и развиваются конфликты между детьми. Последствия конфликтов. 1
3. Профилактика, предотвращение и управление конфликтом. 1
4. Переговоры, как эффективный метод урегулирования конфликтов. 1
5 Как разрешить конфликт? Обращаться ли в СМШ? 1
6. Качества, важные для бесконфликтного общения между людьми. 1
7 Самоконтроль в общении ребёнка и взрослого. Медиабельныые и не медиабельные люди. 1
8. Подведение итогов. Круглый стол. 1
  Итого: 8

Содержание курса

Ход встречи.

1.Ведущий. Здравствуйте, мы собрались на занятия по программе «Медиация родителям». При наборе группы я знакомила кратко с сутью программы, целью, задачами. А теперь я очень хочу, чтоб вам стало жизненно важно и интересно участвовать в наших практических упражнениях, размышлениях, сделали для себя открытия, поучились видеть проблемы и способы их решения, научились рассуждать и делать выводы.  Предлагаю просмотреть  и обсудить видеоролик «После Каждой Ссоры Смотри Это И Подумай» http://www.worldmagik.ru/article/95/1

-Какие мысли и чувства вызвал этот видеоролик? (Что в этой семье жена постоянно настаивает на своём, а муж уступает. Что мужчина живёт под гнётом и когда- нибудь просто уйдёт от очередного конфликта, просто разведётся. Женщина сможет понять, что настоять на своём не значит победить в споре, победа может обернуться поражением, потерей любимого человека.)

- А если коротко, о чём ролик? (О конфликтах в семье и неправильном их разрешении).

-Что такое, по вашему, конфликт? (Конфликтом обычно считают противоречия, разногласия, возникающие между людьми из-за несовпадения их взглядов интересов, установок.. Несогласие по какому –то вопросу, решение которого важно обеим сторонам.) В этом случае конфликт может принять затяжной характер и долго не решаться.

- Как на ваш взгляд, в ролике конфликты в семье решаются? (Нет, т.к. не достигается согласие, не удовлетворяются интересы каждой стороны). Это портит настроение каждому, вводит в депрессию- долгий период плохого настроения. Каждый мечтает победить в конфликте, добиться, чтоб обратная сторона согласилась с его аргументами и уступила). Конфликты в семье на видеоролике решались, скорее всего, деструктивно.

- Я предлагаю вам два понятия: конструктивное и деструктивное решение конфликта. Как вы думаете, чем они отличаются?(Конструктивное решение- конфликт разрешается раз и навсегда, к взаимному удовлетворению обеих спорящих сторон. Деструктивное решение- это по сути не разрешение конфликта. Внешне одна сторона уступила, дала обещание вести себя так, как просит или приказывает вторая сторона. Но это не значит, что обещание будет выполнено. Поэтому в деструктивном решении конфликта нет победителей). Вот вы уже немного научились формулировать понятия и рассуждать, чему предлагаю учить ваших детей, не давая им готовых ответов на их вопросы.

- Хотели бы вы, уважаемые наши родители, научиться решать конфликты конструктивно? (все выразили такое желание).

Упражнение «Самомотивировка». Я предлагаю нам все познакомиться, назвать себя, на листочках написать причину- мотив по которой вы участвуете в программе «Медиация родителям». На заранее подготовленных листках написаны мотивы, которые можно назвать неконструктивной мотивацией. Листки собираются и перемешиваются с заранее подготовленными высказываниями. Ведущий зачитывает высказывания, а участники угадывают конструктивная или неконструктивная мотивация прозвучала, доказывают своё мнение.

                      Конструктивная мотивация:

- Научиться понимать причины конфликтов детей.

- Наладить отношения с родственниками.

- Научиться управлять своими чувствами и сдерживаться в спорах.

- Научиться убеждать людей и приёмам предотвращения ссор.

- Разрешить свои затяжные конфликты с родственниками.

- Вести переговоры и подбирать аргументы.

- Формулировать вопросы для обсуждения во время разрешения конфликта.

- Узнать приёмы конструктивного решения конфликта и правила переговоров.

- Узнать много нового о человеческих отношениях.

                      Неконструктивная мотивация:

-Хочу научиться управлять людьми.

-Хочу побеждать в споре.

-Хочу играть в психологические игры.

-Хочу, чтоб мной перестали  командовать.

- Ради классного руководителя, который уговорил прийти на занятия.

-Меня заставили в семье из-за моей конфликтности.

Вывод: Неконструктивные мотивы несут часть принуждения или агрессии, мотивы разрушения, а не созидания. Конструктивные- полезные навыки, которые всегда пригодятся в жизни, помогут решать проблемы межличностных отношений.

Ведущий: А теперь переходим к нашей теме «Медиация и её суть»..Послушайте притчу и попробуйте догадаться, что такое медиация. Эта притча о ней: В одной восточной стране случилась сильная засуха. Заботясь о благополучии своих подданных и опасаясь голода, владыка издал приказ «Об экономии воды». Приказ ограничил полив личных участков двумя днями в неделю и грозил суровым наказанием за ослушание. На городскую площадь вышли глашатаи и зачитали приказ. В тот же день с наступлением сумерек напуганные горожане вышли поливать свои участки. Они так старались, что наутро воды в озере стало совсем мало. Владыка сильно разгневался и приказал тайной полиции организовать слежку за нарушителями приказа, арестовать и казнить их. В течение следующей ночи несколько человек были арестованы, а утром при большом стечении народа обезглавлены на городской площади. Ночью горожане вышли на поливку, выставив дозоры. Ситуация с водой вышла из-под контроля. В другой восточной стране также получилась сильная засуха. Заботясь о благополучии своих подданных и опасаясь голода, владыка приказал горожанам собраться на площади. Горожанам сообщили об истощении запасов воды в озере и предложили вместе искать пути выхода из создавшегося положения. После многочасовых споров, крика и лёгкой потасовки горожане пришли к соглашению о необходимости экономии воды, для чего постановили ограничить полив личных участков двумя днями в неделю. Общее решение, давшееся с таким трудом, принесло желанные плоды: люди ограничили полив так, как договорились. А через некоторое время кризис с водой миновал.

Вопрос: О чём эта притча?

(Об умении договариваться. О том,что выход из трудной, тупиковой ситуации можно найти, для этого лучше всего организовать переговоры. Любая проблема решаема, если выслушать много мнений, обсудить их, выбрать наиболее эффективное решение. То, которое при меньших затратах принесёт больший результат).

Ведущий: Умение договариваться – важный, полезный навык современного человека. Среди различных методов разрешения конфликтов наиболее конструктивным считается метод переговоров. Переговоры (медиация)– это совместное обсуждение конфликтующими сторонами (с возможным привлечением посредника (медиатора) спорных вопросов с целью достижения согласия. По мнению известных американских конфликтологов Р. Фишера и У. Юри, этот метод характеризуются четырьмя основными правилами:1. «Отделить человека от проблемы». Мы говорим о предмете спора, а не о том, какой плохой человек вступил с нами в конфликт. Не переходим на личность. Критика личных качеств участников переговоров не способствует поиску путей разрешения конфликта.

-Выберете фразу, которая нарушает это правило: а) После какого слова началась драка, кто нанёс первый удар? б) Кто виноват в драке?  

 2. «Сконцентрироваться на интересах, а не на позициях». Оппоненты могут скрывать своих позиции и тем более интересы. Прежде всего нужно исследовать интересы каждой стороны, т. е. докопаться до сути причин конфликта. Задание: Определите, позиция или интерес лежит в следующих фразах, обращенных к члену семьи: а) Ты не поедешь на рыбалку, у нас много дел по хозяйству  (Позиция- это моё мнение, почему бы тебе не подчиниться). б) Мне не нравится чистить рыбу, поэтому я возражаю против рыбалки, если не будешь заставлять меня это делать, то и против рыбалки возражать не буду. (Интерес- сказал об истинных причинах того, почему возражал члену семьи).

 -Как вы считаете, согласиться ли тот, к кому обращаются в приказном тоне, подчиниться?» (Возможно да, но чаще нет, т.к. фразы в приказном тоне, могут вызвать сопротивление, протест. Эта позиция «Сверху» чаще вызывает недовольство, желание сделать наоборот. В том случае, если интересы не противоречат друг другу, то может подчиниться, при произнесении второй фразы.

3 правило «Разработать взаимовыгодные варианты». Договоренность на основе интересов способствует поиску взаимовыгодного решения, путем изучения вариантов, которые понравятся обеим сторонам. Сын просил завести собаку, обещая за ней ухаживать. Мама согласилась. Но собаку необходимо выгуливать рано утром, перед учёбой в школе сына. Мама и сын не могут договориться, кто это будет делать.  

- Давайте разыграем ситуацию примирения с помощью посредника, который участвует в поиске вариантов- альтернатив. Предложенные варианты:

-Сын, обещал заботиться о собаке, значит выгуливает собаку он.

-Мама,более ответственная, а сын должен взять на себя некоторые хозяйственные обязанности мамы.

-Каждый вечер договариваться, кто на следующий день гуляет с собакой в зависимости от напряженности следующего учебного дня.

-Установить дежурство по неделям и каждый из членов семьи чётко выполняет договоренности, за исключением редких случаев, о которых заранее договаривается.

-Если мама включена в уход за собакой, то и часть её обязанностей должна перейти на сына. Об этих обязанностях стоит заранее договориться.

 4 правило «Найти объективные критерии». Объективные, значит беспристрастные, равноправные, справедливые. Каждый из конфликтующих- субъект. Субъективные критерии могут учитывать интересы одного и ущемлять интересы другого. В этом случае соглашение о примирении после конфликта может не выполняться. Одна из сторон чувствует себя ущемлённой. Найдём объективные критерии к конфликтной ситуации:

-Установить дежурство по неделям и каждый из членов семьи чётко выполняет договоренности, за исключением редких случаев, о которых заранее договаривается.

-Если мама включена в уход за собакой, то и часть её обязанностей должна перейти на сына. Об этих обязанностях стоит заранее договориться.

Ведущий:

-Что же такое медиация?

Ответы: способы ведения переговоров, переговоры по определенным правилам.

Медиа́ция — одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору, при этом соглашение заключается между сторонами, а не между медиатором и сторонами спора. Стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Медиация имеет определённые условия и правила ведения, очерёдность действий, фаз, а также основывается на следующих принципах:

-добровольность,

-конфиденциальность,

-взаимоуважение,

-равноправие сторон,

-нейтральность и беспристрастность медиатора,

Обсуждение- разъяснение значения каждого принципа. Приложение 1.

Рефлексия.

-Что новое узнали на занятии? Какой момент заинтересовал больше всего? Какой момент вызвал наибольшее напряжение? Ваши пожелания к ведущему.

Ход встречи

Ведущий: подберите ассоциации к слову конфликт. Какие слова всплывают в вашем сознании, когда я называю вам это слово.

(Драка, ругань, спор, ссора, разборки, обида, брань, жадность, обидные прозвища, обман). Как вы думаете, какая тема будет у нашего занятия. Первое слово темы Как? Как вы думаете,что стоит в конце темы предложения, какой знак пунктуации (Знак вопроса, т.к. или точка). Сообщение темы «Как возникают и развиваются конфликты между детьми.Последствия конфликтов».

 Давайте посмотрим три мультфильм «Про птичек» https://yandex.ru/video/preview?text=про%20птичек%20мультфильм&path=wizard&parent-reqid=1601278975243727-271038792190882539900230-production-app-host-man-web-yp-187&wiz_type=vital&filmId=15121000905463169248   

Это мультфильм про новеньких в классе. Задумаемся, похожа ли стая птичек на подростковую среду? Как можно по другому назвать мультфильм, чтоб передать его основную мысль?(«Не такой как все», «Со своим уставом в чужой монастырь», «Примите меня таким, какой я есть», «Давайте жить дружно, а то хуже будет», «Меня обидеть очень сложно»)

Упражнение «Соцопрос»

Представьте, что к вам подошли волонтёры с соцопросом. Вы должны назвать самую частую, на ваш взгляд, причину – ответ на вопрос «Почему дети ссорятся?»

(Варианты ответов: Разные мнения,. Никто не хочет уступать, не прислушиваются к чужому мнению, только отстаивают своё. Агрессивные, конфликтные характеры, провоцируют на ссоры. Чтоб самоутвердиться, показать свою «крутизну», силу. Речевая агрессия: придумывают клички, дразнилки, объясняя ссоры игрой. Не могут поделить вещи, друзей. Привлечь  внимание лиц противоположного пола, учителей своим демонстративным поведением. Борьба за справедливость, стремление доказать свою правоту. Жестоко обращались с ребёнком,    а теперь он сам начинает вымещать злость на сверстниках).

Ход встречи.

Ведущий. Игра – разминка «Образные ассоциации». Я буду называть род предметов, а вы должны выбрать из этого рода вид, который похож на слово конфликт.

-На какое животное похоже слово конфликт.

-На какое растение.

-На какую птицу.

-На какое время года.

-На какой канцелярский товар.

-На какой фильм.

-На какой неодушевлённый предмет.

-На какой вид спорта.

-На какую музыку.

-На какое настроение.

Ведущий. Мы с вами на прошлом занятии говорили о пользе и вреде конфликтов для человека.

-Как вы считаете, чего больше ожидаете от конфликтных ситуаций в своей жизни- пользы или вреда? Почему вреда? (Конфликты чаще всего не решаются, похожи на ссоры- покричали друг на друга, ни к чему не пришли и разошлись в разные стороны, остаётся чувство неудовлетворенности, плохое настроение, безысходности).

- Как чаще всего разрешают ссоры между детьми в школе? (Берут обещания больше так не делать, которые редко выполняются).

-Сейчас я вам сообщу тему сегодняшней встречи «Профилактика, предотвращение и управление конфликтом». Посмотрим мультфильм «Мост» https://yandex.ru/video/preview?text=мост%20мультфильм&path=wizard&parent-reqid=1601279042957766-1296355436630650166400269-production-app-host-sas-web-yp-57&wiz_type=vital&filmId=16223045171430493734

                       К какому слову темы больше всего он подходит- профилактика, предотвращение, урегулирование?

(В общем и целом это профилактический мультфильм и он учит правильным, с точки зрения предотвращения конфликта, формам поведения, заставляет задуматься, как мы ведём себя в повседневной жизни. Предотвращение конфликта мы видим в действиях героев мультфильма, которые уступили друг другу и перешли мост не упав в реку. Урегулирование конфликта мы видим в молчаливых взглядах героев мультфильма, которые смогли договориться взглядами, не произнося ни одного слова).

Упражнение «Мозговой штурм» на тему: «Какие методы профилактики конфликтов в школе я считаю наиболее эффективными». После 2 минут генерирования идей, команды по- очереди зачитывают высказывания, напротив совпавших ответов ставят плюсы. Обсуждают, какой метод профилактики самый действенный (флештренинг- просмотр и обсуждение роликов и мультфильмов, без назидания, косвенно внушается «правильное» поведение, личный пример родителей и педагогов доброго отзывчивого, бесконфликтного поведения, тренинги по типу нашей программы обучения бесконфликтному общению) видео «Про доброту» ссылка

Упражнение «Интервью»

Группа делится на пары В паре по очереди исполняются роли «Журналиста» и «Медиатора». «Журналист» берет интервью у «Медиатора» на тему:

«Как я помог разрешить конфликт»

План интервью «Как я помог разрешить конфликт»

1. Опиши конфликт, который произошел

2. Как ты узнал о нем и почему решил вмешаться?

3. Какие действия ты предпринял?

3. Чем закончилась ситуация?

4. Как ты себя чувствовал после завершения ситуации?__________________________________

Обсуждение строится на материале актуальных конфликтов, с которыми столкнулись участники. Перед выбором темы, крайне важно подчеркнуть, что любые действия человека, на глазах которого разворачивается конфликт между другими людьми, являются «нормальными» и «правильными», если, конечно, он не допускает в адрес конфликтующих оскорбительных высказываний или физического насилия, или же не оставляет людей в заведомо опасной для их жизни ситуации. Группе будет интересен любой опыт, главное - что он ваш.

Ведущий. Способы решения конфликтов между учениками. Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

Переговоры по разрешению конфликта лучше вести по правилам, которые заранее обговорить с детьми:

1.    Откровенность- говорить правду о внутренних мотивах- причинах конфликта с каждой стороны.

2.    Не разглашать всё, о чём говорилось во время переговоров.

3.    Не использовать конфликтогены (не оскорблять, не язвить, не повышать голос). Конфликтогены — это слова, какие-то действия или вовсе бездействие, которые могут привести к возникновению конфликтной ситуации и перерастанию ее в конфликт. Подобное свойство конфликтогена является опасным, оно заключается в неспособности управлять эмоциями и поведением в целом.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог взрослого с ребенком. Ребёнка лучше называть по имени, чтоб он почувствовал атмосферу доброжелательности, стал откровеннее. Можно сказать что-то вроде: «Маша, в твоей жизни будет еще много моментов несогласия с другим человеком. Важно решить ситуацию правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае можно попробовать исправить ситуацию, включив ребёнка в объединение по интересам и способностям. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Рефлексия. Как вы поняли, что значит управлять конфликтом? (Контролировать соблюдение правил поведения сторон в ситуации конфликта, помочь выявить интересы конфликтующих сторон, определиться с альтернативами разрешения ситуации к взаимному удовлетворению обеих сторон). Как вы оцениваете свою активность в течение занятия? Какие выводы сделали после занятия?

Тема 4.   Переговоры, как эффективный метод урегулирования конфликтов.

Ведущий. Цель: расширение представлений об организации переговоров как эффективном методе урегулирования конфликтов.

Ход встречи.

Ведущий. Приветствие – разминка. «Хочу сделать комплимент». Выберите человека в нашей группе и постарайтесь сделать как можно более искренний комплимент, назвав его по имени. Каждый в группе должен получить приятные слова, поэтому выбирайте того, кому ещё комплименты не делали.

 - Какой комплимент понравился больше всего? максимально искренний и эмоциональный, тот, которому можно поверить. Когда вам в жизни могут пригодиться комплименты? Когда мы хотим расположить к себе человека, понравиться ему, сгладить его плохое настроение и желание отомстить всему миру, поссориться, поругаться.

Оцените ситуацию. В семье жена дуется на мужа потому, что он не внимателен к ней, не целует, уходя на работу. Высказать претензии не решается, т.к. думает, что он сам должен догадаться, что не так в семье. Думает, что если задаст вопрос о причинах невнимательности, муж может сказать, что его чувства прошли. На вопрос мужа, чем она недовольна, жена не отвечает. Что на ваш взгляд является конфликтогеном в этой ситуации? (Избегание разговора по- душам, выражение лица с отрицательными эмоциями недовольства и обиды). Что вы посоветуете членам семьи? (Начать разговаривать. Возможно у мужа проблемы на работе, которые вытесняют все мысли о семье. Возможно муж просто боится подойти к жене с поцелуями, видя её недовольное лицо.)

-Как вы считаете, какой самый эффективным способом конструктивного решения конфликтов?

(Начать переговоры).

-Как вы думаете о чём будет наша встреча? (О переговорах),

Послушайте высказывание «Разве я не уничтожаю своих врагов, когда делаю из них друзей?» Авраам Линкольн, американский президент.

Как это высказывание можно связать с нашей темой. (Возможно Линкольн говорил о политике дипломатии, политике вести переговоры так, что обе стороны переговоров оказываются в выигрыше. Удовлетворены исходом переговоров. Конфликт улажен. Решён конструктивно.)

Упражнение. «Как разрешить конфликт». Организация переговоров- сложное дело.

От того, как поведут себя стороны конфликта во многом зависит успешность переговоров, достижение соглашения. Ведущий просит объединиться по подгруппам, сочинить по три совета детям и родителям «Как вести себя в конфликтной ситуации». Метод «Мозгового штурма»- предлагаемые советы, никто не имеет права критиковать, все генерируют идеи, если советов будет больше, выбираем три самых значимых, по мнению подгруппы.

Зачитываем варианты:

Чтоб конфликт действительно разрешился, а не перешёл в скрытое недовольство друг другом необходимо…

Варианты:

-Выяснить, в чём конкретно заключается причина разногласий.

- Честно и открыто говорить о своих интересах, приводить аргументы в защиту своей позиции.

-Выслушать противоположную сторону, повторить его аргументы, показать, что вы его понимаете.

- Поставить себя на место противоположной стороны.

-Во время переговоров быть на равных. Говорить по очереди.

- Говорить спокойно. Быть тактичным. 

- Сказать чего ты хочешь (конфликтующие стороны высказывают свои пожелания).

-Предложить как можно больше вариантов решения конфликта, проблемы каждого.

- Найти варианты, которые устраивают обе стороны, соответствует интересам всех сторон, заключить договор.

- Чтоб каждая сторона была согласна с решением- договором о дальнейшем поведении. Не должно быть победителя и побеждённого. Иначе побеждённый отомстит, так или иначе вернётся к конфликту. По сути конфликт не будет разрешён.

Ведущий При соблюдении таких правил советов увеличивается шанс решить конфликт конструктивно. Что обозначает слово- конструктивно, на ваш взгляд? Мы об этом говорили, давайте попробуем дать ассоциации на это слово.(Конструктивно — деловито, полезно, дельно, путево, плодотворно, толково, с толком, с чувством, с толком, с расстановкой, разумно, применимо, с умом, умно. Словарь русских синонимов.)

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ita_rus/85897/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE

Ведущий. Предлагаю разыграть ситуацию -разрешить конфликт с учётом советов, которые мы сформулировали. Ситуация «Муж с женой никак не могут поделить обязанности по работе на приусадебном участке? Жена считает, что муж мог бы больше помогать, а не заниматься своим любимым транспортным средством (ремонт, уход за машиной). Муж считает, что он больше заработает не на приусадебном участке, а как таксист. Начиная,

Рефлексия. Как выводы вы для себя сделали сегодня? Что показалось самым сложным? Самым интересным?

Ход встречи.

Ведущий. Вызнаете, что в нашей школе, как в большом количестве школ нашей страны созданы Службы медиации. Мы с вами учимся, понимать и разрешать конфликты, говорили о посредничестве в их разрешении, о переговорах. Но более успешно конфликты могут быть разрешены с помощью специально обученных людей, медиаторов, которые знают всё об организации процедуры медиации- (переговоров с помощью независимого, беспристрастного посредника), начиная от правил, принципов, заканчивая процедурой проведения медиативной встречи между конфликтующими сторонами с соблюдением всех этапов переговоров и заключением медиативного соглашения. Поверьте мне, из практики работы, если соблюдать всё выше перечисленное, то конфликты разрешаются раз и навсегда.

Мы не будем сегодня говорить о большом количестве договоров, согласий, заявлений на проведение процедуры медиации, соглашении о разрешённом конфликте. Но с технологией я вас познакомлю. Если коротко то процедуру медиации вы можете увидеть в ролике Вконтакте, который мы снимали с волонтёрами в плане квеста «Азбука медиации» в группе «Поколение рунета». Ролик мы назвали «Возмещение ущерба» https://vk.com/id248312889?w=wall248312889_77%2Fall

Ведущий. Что необычного вам показалось в переговорах, какие правила и принципы запомнили? Что в поведение медиатора показалось самым правильным, действенным, что помогло быстро разрешить конфликт? (Ответы: Заметно, что медиатор нейтрален. Ни действиями, не эмоциями не оказывал предпочтение ни одной стороне. Повторяя, пересказывая позиции сторон не давал никакой оценки, точно понял и передал их мнение, взгляд на ситуацию конфликта, не привнёс ничего от себя. Вопросы, которые хотели обсудить вовремя переговоров, стороны выработали сами, медиатор не влиял, не предлагал свои. Пересказ- обратная связь от медиатора, помогает сторонам осознать взгляды противоположной стороны, прислушаться, подумать об альтернативах выхода из конфликта.)

Ведущий. Этапы медиации.

Предварительный этап.

1. Знакомство с заявкой на проведение медиации, обращение одной стороны к медиатору и приглашение второй стороны.

2. Получение согласия второй стороны на проведение медиации.

3. Согласование времени и места проведения медиации.

Процедура медиации.

1. Организация пространства- каждый участник находится на равном расстоянии от медиатора (принцип равноправия сторон)

2. Представление медиаторов, о правилах и принципах, о возможности заявить о прекращении процедуры медиации любой стороной и самим медиатором.

3. Изучение истории конфликта, взгляда на ситуацию каждой стороной

4. Изучение действий по выходу из конфликта (вопросы для обсуждения на переговорах и их эффективности)

5. Планирование выхода из конфликта- договор о действиях каждой стороны для того, чтоб конфликт был разрешён.

6. Реализация выбранного варианта «здесь и сейчас»- совершение запланированных действий (это может быть извинения и рукопожатия, возмещение ущерба и др.)

7. Проверка эффективности медиации. (Нет возврата к конфликту, разрешён раз и навсегда).

Завершающий этап.

1. Выражение благодарности участникам конфликта за доверие

2. Предложение сообщить о разрешении конфликта сверстникам (Могут поддержать, а могут и нет,т.к. принцип конфиденциальности хотят соблюдать)

3. Скрепление соглашения подписями на «мирном договоре».

Ведущий. А теперь подробнее хотелось бы остановиться на самой процедуре медиации.

Этапы процедуры медиации:

Первый этап. Выступления сторон:

Идите на переговоры с желанием понять другого человека и сразу предложите: «Давайте выскажемся, в чем каждый из нас видит проблему».

Используйте волшебный метод - активное слушание: повторяйте, как бы «возвращайте» вашему собеседнику его слова, но не добавляя ничего от себя по содержанию и, по возможности, смягчая острые углы. Это позволит вам показать собеседнику, что вы его внимательно слушаете.

Кроме того, вы оба сможете убедиться, что точно понимаете все, что было сказано. Ведь иногда бывает так, что собеседник не может сформулировать то, что сам имеет в виду!

Еще один, более рискованный, но очень полезный волшебный метод - вентилирование эмоций: на минутку остановитесь и посмотрите, какие чувства переполняют вас и вашего собеседника. Если вы заметили злость, волнение, раздражение, скажите, например: «Я сейчас очень волнуюсь и нервничаю! А вы?» Открытое обсуждение своих чувств и эмоций действует, как «вентилятор», который «проветривает» душную накаленную атмосферу взаимного недовольства, что дает возможность спокойного, разумного обсуждения проблемы.

Активное слушание и вентилирование эмоций - это первый шаг навстречу друг другу.

Ход встречи.

  Ведущий приветствует всех: «Привет, коллеги!» Вы немного уже стали медиаторами, уже сможете организовывать переговоры, соблюдая правила, принцип


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.225 с.