Раскройте методику обследования грамматического строя речи — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Раскройте методику обследования грамматического строя речи

2020-12-06 81
Раскройте методику обследования грамматического строя речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обследование грамматического строя обследуется уже при беседе с ребенком. Специальные приемы обследования грамматического строя можно выделить следующие:

- составление предложений по опорным словам;
- составление предложений по отдельным словам в начальной форме, данных в беспорядке.
- составление предложений по картинке. При этом обращается внимание на соотношение простых предложений без распространения и с распространением; количество слов, объединяемых ребенком в предложении; умение выразить в одном предложении объективно существующие отношения.
- выявление умения детей употреблять имена существительные в разных падежах.
- выявление умения детей употреблять разные части речи во множественном числе. Например, слова: воробей, стул, рукав, роза.
- особо отмечается умение детей образовывать родительный падеж множественного числа. Обычно материалом для обследования данного умения служат: сумка, тумба, блюдце, окно, яблоня, ухо, пень, лоб, ведро, одеяло.
- выявляется умение использовать разные предлоги: причем используется картинный материал, где изображен один и тот же субъект находится в разных положениях.
При анализе результатов отмечается уровень овладения грамматическими категориями. Если ребенок заменяет нужную грамматическую форму нулевой формой (т.е.формой именительного падежа) на уровне единственного числа, то это говорит о самом низком уровне. Если ребенок заменяет один падеж другим – это начало овладения грамматическими категориями – низкий уровень. Если ребенок смешивает окончания предложно-падежных форм – средний уровень, недостаточная дифференциация падежных форм.

При обследовании употребления предлогов фиксируются следующие показатели:

• - отсутствие предлога, ограниченное количество предлогов, используемых только для отношения наглядных отношений, неумение правильно передать падежные окончания в словосочетании с предлогом.
• - лишний предлог в словосочетании.
• - замена и смешение предлогов.

- выявляются навыки правильного согласования. Проверяется возможность согласования прилагательного и существительного, существительного и числительного, существительного и местоимения, существительного с глаголом: в роде, числе, падеже.

Обязательно необходимо отметить: допускает ли ребенок в простых синтаксических конструкциях, или только в сложных.
- умение пользоваться способами словообразования. При этом нужно учитывать, что по словообразующим функциям суффиксы делятся на две группы: образующие слова с добавочным значением (уменьшительно-ласкательные, увеличительные); образующие новые слова (профессии людей, вещи, качества). При обследовании второй функции: названия животных и их детенышей, названия профессий, обозначение материала. Исследуется умение образовывать новые слова с помощью приставок.

Исследование грамматики.

1. Исследование словообразования уменьшительно-ласкательных форм существительных. Материал: стул-стульчик, веник-веничек, пуговица-пуговичка, береза-березонька, книга-книжечка, ведро-ведерко, масло-маслице, пальто-пальтишко.
2. Исследование словообразования названий животных.
3. Исследование словообразования имен существительных, обозначающих вместилище. В начале задания обязательно дается образец.
4. Исследование словообразования названий профессий мужского рода.
5. Исследование словообразования названий профессий женского рода.
6. Исследование словообразования существительных от глаголов. Вначале обязательно дается образец.
7. Образование качественных прилагательных. Если на улице холодно, то как можно назвать такой день?
8. Образование относительных прилагательных. Вначале дается образец.
9. Образование притяжательных прилагательных.
10. Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением.
11. Образование простой сравнительной степени прилагательного.
12. Образование приставочных глаголов противоположного значения.
13. Образование глаголов со значением приближения или отдаления.
14. Образование глаголов со значением пересечения пространства или предмета. Белка прыгает. Белка с ветки на ветку что делает?
15. Исследование дифференциации глаголов совершенного и несовершенного видов.
16. Исследование понимания и употребления возвратных глаголов.
17. Исследование словообразования глаголов от имен существительных. Дается следующий образец: Давай к слову уборка придумаем похожее слово. Уборка- это что? А какое похожее слово отвечает на вопрос «Что делать»? – убирать.
18. Исследование словообразования глаголов от прилагательных. Желтый-желтеть.
19. Верификация словосочетаний с приставочными глаголами. Материалом исследования служат словосочетания с правильным и неправильным употреблением приставок в глаголах.
20. Понимание и употребление суффиксом со значением большого размера.
21. Дифференциация качественных прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением и со значением незначительной выраженности качества. Когда мы хотим сказать ласково, мы скажем голубенький или голубоватый.
22. Образование множественного числа различных частей речи.
23. Употребление существительных в винительном падеже. Перед ребенком раскладываются картинки и предлагается назвать что (кого) он видит на картинке.
24. Употребление существительных в родительном падеже единственного числа. Без чего?
25. Употребление существительных в дательном падеже единственного числа. Кому дадим корм?
26. Употребление существительных в творческом падеже единственного числа.
27. Исследование понимания и употребления предложно-падежных конструкций.
28. Употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
Представь, что перед тобой подходят столы. Ты подходишь к чему?
29. Употребление существительных в творительном падеже множественного числа.
Представь, что ты летишь на самолете и видишь из окна: дома, леса, дороги. Ты летишь над чем?
30. Употребление существительных предложного падежа множественного числа. Снег покрывает крыши. Снег лежит на чем?
31. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.
32. Согласование прилагательного с существительным в родительном падеже множественного числа. В вазе большие яблоки. В вазе много чего?
33. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени. Стоит-стоят.
34. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
35. Составление предложений из слов в начальной форме.
36. Добавление пропущенных слов в предложение.
37. Понимание инвертированных и сравнительных конструкций.
38. Верификация предложений.

 

66. Приведите примеры игр и упражнений для автоматизации звука 3 в словах и предложениях

Упражнение

Вам сегодня не везет?

Вас автобус не везет?

Вы возьмите вездеход,

Вездеход вас довезет.

Верно, правильно назвали

Вездеходом вездеход!

Игра Назови картинку

Цель. Автоматизациязвуков з в словах и предложениях.

Оборудование. Картинки на звук з, например: например: зайка, замок, глаза, завод, забор.

Описание игры. Дети сидят за столами. На столе у педагога лежит стопка картинок рисунками вниз. У каждого ребенка такие же парные картинки. Педагог вызывает кого-нибудь из детей и просит его взять из его стопки верхнюю картинку, показать ребятам и сказать, какую картинку он взял. тот, у кого есть такая же картинка, встает, показывает ее ребятам и говорит: "И у меня на картинке … (например, зайка)". Дети кладут обе картинки на стол. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все картинки со стола педагога. (По аналогии игру можно проводить, используя другие звуки.)

Игра Зина и изюм

Цель. Автоматизациязвуков з в словах и предложениях.

Оборудование. Резиновая кукла.

Описание игры. Педагог вносит нарядную резиновую куклу и говорит: «ребята, это кукла Зина. Ее купили в магазине. Она резиновая. ножки у Зины резиновые, ручки у зины резиновые. Щечки резиновые, носик резиновый». А затем спрашивают у ребят: «Как зовут куклу? Где ее купили? Из чего у нее сделаны руки, ноги, щеки, нос?» Дети отвечают. Педагог продолжает: «Зина любит изюм. Лена, иди угости Зину изюмом». Выходит Лена и говорит: «Возьми, Зина, изюм». Так дети по очереди, угощая Зину изюмом, приговаривают эту фразу.

 

67. Приведите примеры игр и упражнений для выработки правильной воздушной струи

Упражнение

вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком)пока он не улетит.
Методические указания.

1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

2. Дуть на шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Упражнение

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], дуть

1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2. Нельзя надувать щеки.

3. Следить, чтобы дети произносили звук [ф] а не звук [х], т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Игра Подуй на облачко

Вырезаем из обычной бумаги силуэт облака, приклеиваем к нему нить и предлагаем ребенку подуть на облако, чтобы оно ушло и выглянуло солнышко.

Игра Сдуй пчелку

Подбираем картинку с изображением цветка, наклеиваем ее на картон. Вырезаем картинку маленькой пчелы и соединяем две картинки ниткой.

Ребенку предлагается сдуть пчелу с цветка –она там сидит уже долго, а другим пчелам тоже очень хочется полакомится пыльцой.

 

68. Приведите примеры игр и упражнений для развития мелкой моторики рук

Упражнение

Ребенок сжимает резиновые игрушки (самое лучшее - резиновый ежик, так как иголки воздействуют как массажер).

Лепка

Вылепить из пластилина (глины, соленого теста) любимого сказочного героя.

Игра застегни пуговку
Вам понадобятся два кусочка плотной ткани. На один из них нашейте три пуговицы разного диаметра. Во втором прорежьте соответствующие петли. Сначала покажите малышу, как надо застегивать пуговки, комментируя следующим образом: «Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку - в среднюю петельку, а маленькую в маленькую». Затем возьмите руки малыша в свои и повторите упражнение. И только после этого предложите малышу самостоятельно попробовать застегнуть пуговицы. Не настаивайте, если малыш не захочет или у него не будет получаться. Это очень сложное упражнение и для его успешного выполнения требуется тренировка.

Игра трафареты
Начинать рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (так как ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (например, круг или квадрат). Практический совет: вы можете приобрести готовые трафареты, но лучше изготовить их самим. Дело в том, что большинство стандартных трафаретов имеют маленькую толщину, и ребенку не удобно их обводить, так как карандаш все время соскальзывает. Поэтому трафареты должны быть достаточно "пухлыми". Хороший выход - вырезать их из куска линолеума.

 

69. Приведите примеры игр и упражнений для автоматизации звука ш в словах

Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ш.
Шишка, книга, шарф, шорты, платок, белка, шиповник, мишка, рука, лавка, машина, малыш, лисица, кот, кошка, Маша, банка, груша, бантик, шоколадка.

 Повтори слова и предложения.
Маша, Даша, Паша, Наташа, наша, каша, наши, ваши, уши, шея.
Маша под душем моет шею и уши.
Наша Маша под душем моет шею и уши.
Даша под душем моет шею и уши.

Чистоговорки.
ША-ША-ША- шапка, шахматы, лапша. ШО-ШО-ШО- Паша пишет хорошо.
ШИ-ШИ-ШИ- шина, шило, камыши. ШУ-ШУ-ШУ- Маша кушает лапшу
ШЕ-ШЕ-ШЕ- шея, пешка, атташе. ШИ-ШИ-ШИ- кашу ешьте малыши.
ШЕ-ШЕ-ШЕ- шепчет Даша в шалаше.

Заучивание скороговорки.
Кошка в окошке шапку шьет,
Мышка в сапожках избушку метёт.

Игра «У кого кто?»
У кукушки – кукушонок, кукушата.
У мышки – мышонок, мышата.
У лягушки – лягушонок, лягушата.

 Игра «Назови ласково».
Воля – волюшка, доля – долюшка, дума – думушка, кума – кумушка,
Зима – зимушка, камень – камешек, хлеб – хлебушек, изба – избушка,
Хозяйка – хозяюшка, штаны – штанишки, мать – матушка, тетя – тетушка.

 

70. Приведите примеры игр, направленных на дифференциацию звуков [с] - [с*] в слогах и словах

Игра «Камень – вата».

Логопед: – У звука С есть братец – звук Сь. Звук С – твёрдый, как камень, а звук Сь – мягкий, как вата. Если услышите звук С – покажи сжатые кулаки, если звук Сь – раскрытые ладони. Слушай внимательно слова:

Сено Соня Саша Серёжа сапоги силач сад санки семья суп

Игра Кружки

Закрашивайте, кружок синим цветом, если услышите звук С и зеленым цветом, если СЬ.

АС УП ЭС ОН ИС СЯ СЭ ДО МУ СО СЕ ВО


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.