Успеваемость по основным учебным предметам — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Успеваемость по основным учебным предметам

2020-12-06 51
Успеваемость по основным учебным предметам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В логопедическое обследование так же целесообразно дополнить следующими разделами.

Контактность (соответствующее подчеркнуть): легко и бы­стро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность (К); контакт избирательный; в контакт вступает не сразу, с боль­шим трудом, не проявляет заинтересованности в контакте; кон­такт формальный (чисто внешний); в контакт не вступает.

Эмоционально-волевая сфера: активность, бодрость, пози­тивное отношение к происходящему; пассивность, инертность, равнодушное отношение к происходящему; неадекватное поведе­ние; избалованность; капризность; конфликтность; колебания на­строения.)

Реакция на одобрение: адекватная (радуется одобрению, ждет его); неадекватная (на одобрение не реагирует, равнодушен к нему).

Реакция на замечание: адекватная (исправляет поведение в соответствии с замечанием); адекватная (обижается); нет реак­ции на замечание; негативная реакция (делает назло). 0 Отношение к неудаче: неудачу оценивает адекватно (заме­чает неправильность своих действий, исправляет ошибки); отсут­ствует оценка неудачи; наблюдается негативная эмоциональная ре­акция на неудачу или собственную ошибку.

Работоспособность (природных темп деятельности): достаточная; снижена; низкая.

Обучаемость. Использование помощи (во время обследова­ния): ребенок обучаем, использует помощь взрослого (переходит от более низкого способа выполнения задания к более высокому); обучаемость низкая, помощь используется недостаточно, перенос знаний затруднен; обучаемость отсутствует, помощь не использу­ет, нет переноса показанного способа действия на аналогичные за­дания.

Внимание: достаточно устойчивое; плохое переключе­ние внимания; недостаточно устойчивое, поверхностное, быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности; низкая концентрация и неустойчивость внимания (ребенок плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте).

Результаты исследования (Российская, Чиркина) показали, что недостатки письменной речи часто ассоциируются с дефицитом внимания. Нарушения данной функции: ее колебания, трудности в распределении и переключении, снижение возможностей длительной и устойчивой ее концентрации могут быть причиной различного рода нарушений письменной речи. Так, низкий объем внимания обнаружен у 56,7% учащихся с ТНР. Концентрация внимания снижена у 46,7% испытуемых экспериментальной группы.

 

Характер деятельности: деятельность устойчивая, работа­ет с интересом; деятельность неустойчивая, работает формаль­но; отсутствие мотивации к деятельности.

Запас общих представлений: соответствует возрасту; несколько снижен, низкий

Логопедическое заключение.

Литература по обследованию.

4. Основные направления и содержание индивидуальных занятий (раздел «Произношение»)

Одна из основных задач программы по произношению — воспи­тание у школьников четкой, внятной, выразительной речи. Эта ра­бота осуществляется в нескольких направлениях на специальных уроках произношения и на индивидуальных занятиях, между ко­торыми существует тесная связь.

На индивидуальных занятиях преодолеваются индивидуальные речевые затруднения учащихся, препятствующие усвоению программы на уроках произношения и грамоты.

Поскольку одной из важных задач программы является овладение пра­вильным произношением звуков речи, последовательность их ус­воения определена в программе в зависимости от артикуляцион­ной сложности. Большое внимание уделено различным уп­ражнениям, направленным на развитие подвижности и четкости движений артикуляционного аппарата. В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль играет полноценное фонематическое восприя­тие, развитию которого уделяется особенно большое внимание в первые годы обучения.

В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонема­тического восприятия предусматривается обучение детей правиль­ному слитному произношению слов постепенно возрастающей зву­ковой сложности. Правильно произносимые слова должны упо­требляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.

Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделя­ется большое внимание при обучении. В программе приводится специальная система упражнений.

Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, пони­мать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.

Большое внимание уделяется дифференциации звуков по раз­ным признакам (по способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости-глухости и т. д.).

В связи с тем что работа по произношению имеет целью воспи­тание у школьников четкой речи на основе усвоения слов посте­пенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развитие фонематического восприятия для овладения грамотой, программа (фронтальные занятия) имеет два раздела (кроме подготовитель­ного класса). которые тесно связаны между собой:

I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фо­нематического восприятия.

II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова. Работа по этим двум направлениям на уроках произношения идет параллельно.

Существенной особенностью работы является то, что к урокам произношения все учащиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки. Исключение могут составлять дети с ринолалией и тяжелой степенью дизартрии. Обучение делится на три этапа.

Длительность первого этапа обучения—1—1,5 месяца. Одной из основных задач этого периода является развитие фонематиче­ского слуха. Надо научить детей вслушиваться в речь, различать и запоминать различные звуковые элементы. Одновременно начи­нается работа над развитием подвижности речевого аппарата, уточнением произношения имеющихся у детей звуков, постанов­кой отсутствующих. Проводятся упражнения на различение зву­ков от резко отличных до акустически и артикуляционно близких.

Ведется большая подготовка к анализу звукового состава слова.

Второй этап обучения длится 1,5—2 месяца. В это время боль­шое внимание уделяется дифференциации звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Продолжается работа, направлен­ная на развитие умения узнавать, различать и выделять звуки из слова. Школьники учатся различать в словах ударные и безудар­ные гласные.

В целях подготовки учащихся к овладению грамотой на базе звуковой работы развиваются навыки членения слов на слоги, предложений на слова, навыки полного звуко-слогового анализа с опорой на схемы.

В течение третьего этапа обучения продолжается обучение де­тей правильному произношению звуков, проводится работа по диф­ференциации звуков (твердых-мягких, свистящих-шипящих, звон­ких-глухих).

По мере усвоения детьми новых звуков и слов с этими звука­ми все больше появляется возможность закреплять в правильно произносимой речи словарный и грамматический материал, отра­ботанный в соответствии с программой по развитию речи.

Состав учащихся первых классов речевой школы неоднороден, так как часть детей переходит из подготовительного класса и дет­ских садов, часть из I класса массовой школы. Поэтому програм­ма I класса построена с учетом неоднородного состава детей: в I классе повторяются все звуки речи, однако на более сложном звуковом и словарном материале.

Для дифференциации выделены все пары сходных звуков.

Одной из основных особенностей обучения в I классе является тесная связь усвоения звуков и обучения грамоте, причем усвое­ние произношения звуков всегда предшествует изучению букв.

Продолжается работа по закреплению материала из програм­мы по развитию речи.

Во II классе закрепляется правильное произношение всех зву­ков в словах и предложениях любой сложности (в соответствии с программами). Заканчивается работа над дифференциацией зву­ков (берется сразу несколько звуков, наиболее сложных для раз­личения: [т] — [ч], [ч] — [щ], мя — мья и т. д.).

Программой предусмотрена также подготовка детей к усвое­нию подвижности ударения и смыслового ударения. Большое вни­мание уделяется развитию выразительности речи.

Планирование индивидуальной работы

Для учителя, ведущего часы индивидуальной работы, обя­зательным является составление четвертного плана инди­видуальной работы с классом. Основным документом при пла­нировании содержания логопедической работы в подготови­тельных, 1—3-х классах является программа по произношению (раздел «Индивидуальные занятия»).

Учитывая программые требования соответствующего класса и компенсаторные возможности речевого развития детей, ло­гопед составляет четвертной план. При этом учитель ставит перед собой задачу в возможно короткие сроки подготовить всех учащихся к выполнению требований программы по про­изношению и обучению грамоте. Начиная с 4-го класса и в последующих классах четвертной план работы составляется дефектологом исходя из состояния речевого развития уча­щихся данного класса по результатам обследования в начале года.

В четвертном плане индивидуальной работы учитель оп­ределяет состав учащихся, с которыми будет работать в те­чение четверти, дает краткую характеристику речевых на­рушений каждого из них, определяет, над какими дефектами речи предполагается работать, примерную продолжительность и организационные формы занятий (индивидуальная или груп­повая). По мере проведения занятий в четвертном плане от­мечаются результаты по выполнению плана.

Четвертной план схематически выглядит следующим об­разом:

1. Фамилии зачисленных учащихся.

2. Краткая характеристика их речевых нарушений.

3. Над какими дефектами предполагается работать.

4. Примерные сроки работы.

5. Организационная форма занятий.

6. Результаты.

7. Примечание. Работа с одним учеником проводится, как правило, при постановке звуков (продолжительность занятия — 10—15 мин).

При наличии детей, имеющих сходные речевые наруше­ния, учитель-логопед может организовывать групповые за­нятия, но не более чем с 2—3 детьми одновременно (продол­жительность занятия — 20—25 мин).

Принципом комплектования групп является выявление у учащихся в процессе тщательного обследования основного первичного дефекта, который в большей степени тормозит нормализацию речи. Выделение ведущего дефекта у учащихся в значительной мере условно, так как чаще страдают все ком­поненты речевой системы, но это помогает учителю-логопеду определить индивидуальные проявления речевых нарушении и на этой основе реализовать намеченные коррекционные за­дачи.

Состав групп может меняться в течение года. Однако в каждой группе стоят определенные задачи, направленные на устранение однородных специфических трудностей в устной и письменной речи учащихся.

Можно организовать подгруппы детей, имеющих:

а) сходные нарушения звукопроизношения;

б) стойкие проявления дисграфии и дислексии;

в) выраженные трудности в формировании грамматичес­кого строя речи;

г) нарушения в строении артикуляционного аппарата (с диагнозами «ринолалия», «дизартрия»).

Кроме четвертного плана на класс целесообразно иметь индивидуальный план работы на каждого ученика или на группу учащихся со сходными нарушениями, в котором учи­тель отмечает этапы по коррекции работы того или иного ре­чевого нарушения, а также примерные сроки, за которые бу­дут пройдены эти этапы. Так, например, при нарушении зву­копроизношения полезно наметить следующие этапы работы:

а) постановка звуков;

б) введение их в речь;

в) развитие навыка анализа и синтеза звукового соста­ва слов, содержащих поставленный и автоматизируемый звук;

г) дифференциация вновь поставленного звука с акусти­чески близкими к нему ранее отработанными фонемами. При нарушении фонетико-фонематической и лекеико-грам-матической стороны речи важно предусматреть работу над дифференциацией смешиваемых звуков (букв) в речи и на письме; уточнение значений слов и обогащение словарного за­паса за счет овладения навыками словообразования (подбора однокоренных слов); совершенствование грамматического офор­мления речи (согласование в роде, числе, падеже); развитие связной речи: установление логической последовательности вы­сказывания, отбор языковых средств для его построения. Время каждого занятия (45 мин) используется:

— на работу с двумя группами детей по 20—25 мин, или

— на работу с одной группой (20—25 мин) и двумя учащи­мися индивидуально (по 10—15 мин с каждым), или

— на работу с 3—4 учениками индивидуально (по 10— 15 мин с каждым).

В план работы на четверть рекомендуется включать как раздел расписание занятий с указанием конкретных учащих­ся, с которыми учитель занимается (ученик посещает заня­тия не реже трех раз в неделю независимо от групповой или индивидуальной формы занятий). Все занятия проводятся строго по расписанию в соответствии с учебным планом дан­ного класса.

Расписание индивидуальных занятий составляется замес­тителем директора по учебной работе, вносится в общее рас­писание. Как правило, индивидуальные логопедические заня­тия проводятся после классных занятий. Сдвоенные часы не допускаются.

Учитель, ведущий индивидуальные занятия, составляет ежедневные планы, в которых он предусматривает виды ра­бот, учебный и дидактический материал, который будет ис­пользован на занятии.

Речевой материал должен четко отвечать поставленной цели, не превышать программные требования и быть знако­мым по смыслу (т.е. не требовать специального времени и методов на объяснение значения слов). Речь учителя на заня­тии минимальна. В занятия целесообразно включать и уп­ражнения, корригирующие различные психические процес­сы, — внимание, память, а также деятельность.

Домашние задания в -школе для детей с тяжелыми нарушениями речи не рекомендуются. Индивидуальные занятия должны быть по форме проведения близки к естес­твенной ситуации общения.

В классном журнале отводятся специальные страницы для фиксации и учета индивидуальных логопедических за­нятий. На первой странице журнала дается список учащихся класса и отмечаются даты проведения занятий. На второй странице журнала в графе «Что пройдено на уроке» ставится дата проведения и отмечается тема занятий.

Рекомендации по организации, планированию и содержанию индивидуальных логопедических занятий дают основные направ­ления, которые целесообразно реализовать в повседневной прак­тической деятельности с учетом конкретных условий работы, специфики школы и особенностей ее контингента.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.