Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2020-12-06 | 51 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В логопедическое обследование так же целесообразно дополнить следующими разделами.
Контактность (соответствующее подчеркнуть): легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность (К); контакт избирательный; в контакт вступает не сразу, с большим трудом, не проявляет заинтересованности в контакте; контакт формальный (чисто внешний); в контакт не вступает.
Эмоционально-волевая сфера: активность, бодрость, позитивное отношение к происходящему; пассивность, инертность, равнодушное отношение к происходящему; неадекватное поведение; избалованность; капризность; конфликтность; колебания настроения.)
Реакция на одобрение: адекватная (радуется одобрению, ждет его); неадекватная (на одобрение не реагирует, равнодушен к нему).
Реакция на замечание: адекватная (исправляет поведение в соответствии с замечанием); адекватная (обижается); нет реакции на замечание; негативная реакция (делает назло). 0 Отношение к неудаче: неудачу оценивает адекватно (замечает неправильность своих действий, исправляет ошибки); отсутствует оценка неудачи; наблюдается негативная эмоциональная реакция на неудачу или собственную ошибку.
Работоспособность (природных темп деятельности): достаточная; снижена; низкая.
Обучаемость. Использование помощи (во время обследования): ребенок обучаем, использует помощь взрослого (переходит от более низкого способа выполнения задания к более высокому); обучаемость низкая, помощь используется недостаточно, перенос знаний затруднен; обучаемость отсутствует, помощь не использует, нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания.
Внимание: достаточно устойчивое; плохое переключение внимания; недостаточно устойчивое, поверхностное, быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности; низкая концентрация и неустойчивость внимания (ребенок плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте).
|
Результаты исследования (Российская, Чиркина) показали, что недостатки письменной речи часто ассоциируются с дефицитом внимания. Нарушения данной функции: ее колебания, трудности в распределении и переключении, снижение возможностей длительной и устойчивой ее концентрации могут быть причиной различного рода нарушений письменной речи. Так, низкий объем внимания обнаружен у 56,7% учащихся с ТНР. Концентрация внимания снижена у 46,7% испытуемых экспериментальной группы.
Характер деятельности: деятельность устойчивая, работает с интересом; деятельность неустойчивая, работает формально; отсутствие мотивации к деятельности.
Запас общих представлений: соответствует возрасту; несколько снижен, низкий
Логопедическое заключение.
Литература по обследованию.
4. Основные направления и содержание индивидуальных занятий (раздел «Произношение»)
Одна из основных задач программы по произношению — воспитание у школьников четкой, внятной, выразительной речи. Эта работа осуществляется в нескольких направлениях на специальных уроках произношения и на индивидуальных занятиях, между которыми существует тесная связь.
На индивидуальных занятиях преодолеваются индивидуальные речевые затруднения учащихся, препятствующие усвоению программы на уроках произношения и грамоты.
Поскольку одной из важных задач программы является овладение правильным произношением звуков речи, последовательность их усвоения определена в программе в зависимости от артикуляционной сложности. Большое внимание уделено различным упражнениям, направленным на развитие подвижности и четкости движений артикуляционного аппарата. В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется особенно большое внимание в первые годы обучения.
|
В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия предусматривается обучение детей правильному слитному произношению слов постепенно возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.
Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется большое внимание при обучении. В программе приводится специальная система упражнений.
Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.
Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости-глухости и т. д.).
В связи с тем что работа по произношению имеет целью воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развитие фонематического восприятия для овладения грамотой, программа (фронтальные занятия) имеет два раздела (кроме подготовительного класса). которые тесно связаны между собой:
I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.
II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова. Работа по этим двум направлениям на уроках произношения идет параллельно.
Существенной особенностью работы является то, что к урокам произношения все учащиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки. Исключение могут составлять дети с ринолалией и тяжелой степенью дизартрии. Обучение делится на три этапа.
Длительность первого этапа обучения—1—1,5 месяца. Одной из основных задач этого периода является развитие фонематического слуха. Надо научить детей вслушиваться в речь, различать и запоминать различные звуковые элементы. Одновременно начинается работа над развитием подвижности речевого аппарата, уточнением произношения имеющихся у детей звуков, постановкой отсутствующих. Проводятся упражнения на различение звуков от резко отличных до акустически и артикуляционно близких.
|
Ведется большая подготовка к анализу звукового состава слова.
Второй этап обучения длится 1,5—2 месяца. В это время большое внимание уделяется дифференциации звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Продолжается работа, направленная на развитие умения узнавать, различать и выделять звуки из слова. Школьники учатся различать в словах ударные и безударные гласные.
В целях подготовки учащихся к овладению грамотой на базе звуковой работы развиваются навыки членения слов на слоги, предложений на слова, навыки полного звуко-слогового анализа с опорой на схемы.
В течение третьего этапа обучения продолжается обучение детей правильному произношению звуков, проводится работа по дифференциации звуков (твердых-мягких, свистящих-шипящих, звонких-глухих).
По мере усвоения детьми новых звуков и слов с этими звуками все больше появляется возможность закреплять в правильно произносимой речи словарный и грамматический материал, отработанный в соответствии с программой по развитию речи.
Состав учащихся первых классов речевой школы неоднороден, так как часть детей переходит из подготовительного класса и детских садов, часть из I класса массовой школы. Поэтому программа I класса построена с учетом неоднородного состава детей: в I классе повторяются все звуки речи, однако на более сложном звуковом и словарном материале.
Для дифференциации выделены все пары сходных звуков.
Одной из основных особенностей обучения в I классе является тесная связь усвоения звуков и обучения грамоте, причем усвоение произношения звуков всегда предшествует изучению букв.
Продолжается работа по закреплению материала из программы по развитию речи.
Во II классе закрепляется правильное произношение всех звуков в словах и предложениях любой сложности (в соответствии с программами). Заканчивается работа над дифференциацией звуков (берется сразу несколько звуков, наиболее сложных для различения: [т] — [ч], [ч] — [щ], мя — мья и т. д.).
Программой предусмотрена также подготовка детей к усвоению подвижности ударения и смыслового ударения. Большое внимание уделяется развитию выразительности речи.
|
Планирование индивидуальной работы
Для учителя, ведущего часы индивидуальной работы, обязательным является составление четвертного плана индивидуальной работы с классом. Основным документом при планировании содержания логопедической работы в подготовительных, 1—3-х классах является программа по произношению (раздел «Индивидуальные занятия»).
Учитывая программые требования соответствующего класса и компенсаторные возможности речевого развития детей, логопед составляет четвертной план. При этом учитель ставит перед собой задачу в возможно короткие сроки подготовить всех учащихся к выполнению требований программы по произношению и обучению грамоте. Начиная с 4-го класса и в последующих классах четвертной план работы составляется дефектологом исходя из состояния речевого развития учащихся данного класса по результатам обследования в начале года.
В четвертном плане индивидуальной работы учитель определяет состав учащихся, с которыми будет работать в течение четверти, дает краткую характеристику речевых нарушений каждого из них, определяет, над какими дефектами речи предполагается работать, примерную продолжительность и организационные формы занятий (индивидуальная или групповая). По мере проведения занятий в четвертном плане отмечаются результаты по выполнению плана.
Четвертной план схематически выглядит следующим образом:
1. Фамилии зачисленных учащихся.
2. Краткая характеристика их речевых нарушений.
3. Над какими дефектами предполагается работать.
4. Примерные сроки работы.
5. Организационная форма занятий.
6. Результаты.
7. Примечание. Работа с одним учеником проводится, как правило, при постановке звуков (продолжительность занятия — 10—15 мин).
При наличии детей, имеющих сходные речевые нарушения, учитель-логопед может организовывать групповые занятия, но не более чем с 2—3 детьми одновременно (продолжительность занятия — 20—25 мин).
Принципом комплектования групп является выявление у учащихся в процессе тщательного обследования основного первичного дефекта, который в большей степени тормозит нормализацию речи. Выделение ведущего дефекта у учащихся в значительной мере условно, так как чаще страдают все компоненты речевой системы, но это помогает учителю-логопеду определить индивидуальные проявления речевых нарушении и на этой основе реализовать намеченные коррекционные задачи.
Состав групп может меняться в течение года. Однако в каждой группе стоят определенные задачи, направленные на устранение однородных специфических трудностей в устной и письменной речи учащихся.
|
Можно организовать подгруппы детей, имеющих:
а) сходные нарушения звукопроизношения;
б) стойкие проявления дисграфии и дислексии;
в) выраженные трудности в формировании грамматического строя речи;
г) нарушения в строении артикуляционного аппарата (с диагнозами «ринолалия», «дизартрия»).
Кроме четвертного плана на класс целесообразно иметь индивидуальный план работы на каждого ученика или на группу учащихся со сходными нарушениями, в котором учитель отмечает этапы по коррекции работы того или иного речевого нарушения, а также примерные сроки, за которые будут пройдены эти этапы. Так, например, при нарушении звукопроизношения полезно наметить следующие этапы работы:
а) постановка звуков;
б) введение их в речь;
в) развитие навыка анализа и синтеза звукового состава слов, содержащих поставленный и автоматизируемый звук;
г) дифференциация вновь поставленного звука с акустически близкими к нему ранее отработанными фонемами. При нарушении фонетико-фонематической и лекеико-грам-матической стороны речи важно предусматреть работу над дифференциацией смешиваемых звуков (букв) в речи и на письме; уточнение значений слов и обогащение словарного запаса за счет овладения навыками словообразования (подбора однокоренных слов); совершенствование грамматического оформления речи (согласование в роде, числе, падеже); развитие связной речи: установление логической последовательности высказывания, отбор языковых средств для его построения. Время каждого занятия (45 мин) используется:
— на работу с двумя группами детей по 20—25 мин, или
— на работу с одной группой (20—25 мин) и двумя учащимися индивидуально (по 10—15 мин с каждым), или
— на работу с 3—4 учениками индивидуально (по 10— 15 мин с каждым).
В план работы на четверть рекомендуется включать как раздел расписание занятий с указанием конкретных учащихся, с которыми учитель занимается (ученик посещает занятия не реже трех раз в неделю независимо от групповой или индивидуальной формы занятий). Все занятия проводятся строго по расписанию в соответствии с учебным планом данного класса.
Расписание индивидуальных занятий составляется заместителем директора по учебной работе, вносится в общее расписание. Как правило, индивидуальные логопедические занятия проводятся после классных занятий. Сдвоенные часы не допускаются.
Учитель, ведущий индивидуальные занятия, составляет ежедневные планы, в которых он предусматривает виды работ, учебный и дидактический материал, который будет использован на занятии.
Речевой материал должен четко отвечать поставленной цели, не превышать программные требования и быть знакомым по смыслу (т.е. не требовать специального времени и методов на объяснение значения слов). Речь учителя на занятии минимальна. В занятия целесообразно включать и упражнения, корригирующие различные психические процессы, — внимание, память, а также деятельность.
Домашние задания в -школе для детей с тяжелыми нарушениями речи не рекомендуются. Индивидуальные занятия должны быть по форме проведения близки к естественной ситуации общения.
В классном журнале отводятся специальные страницы для фиксации и учета индивидуальных логопедических занятий. На первой странице журнала дается список учащихся класса и отмечаются даты проведения занятий. На второй странице журнала в графе «Что пройдено на уроке» ставится дата проведения и отмечается тема занятий.
Рекомендации по организации, планированию и содержанию индивидуальных логопедических занятий дают основные направления, которые целесообразно реализовать в повседневной практической деятельности с учетом конкретных условий работы, специфики школы и особенностей ее контингента.
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!