Методы оценки интеллектуального капитала — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Методы оценки интеллектуального капитала

2020-11-19 155
Методы оценки интеллектуального капитала 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В оценочной практике получили распространение различные методы оценки стоимости нематериальных активов, которые реализуются в рамках перечисленных выше подходов, а именно:

- методом преимущества в прибыли;

- методом выигрыша в себестоимости;

- методом избыточной прибыли;

- методом роялти;

- методом прямого сравнения продаж.

Метод «Преимущества в прибыли»

Данный метод реализует доходный подход, используется в основном для оценки идентифицируемых нематериальных активов, используемых предприятием для собственных производственных и управленческих нужд.

 

Сущность метода состоит в том, что обладатель оцениваемого объекта имеет возможность получить дополнительную прибыль за счет роста качества и количества выпускаемой продукции по сравнению с предприятиями, которые им не обладают. Этот метод оценки применим в том случае, когда с достаточной степенью точности можно определить преимущество в прибыли - величину дополнительной прибыли, которая может быть получена ввиду обладания нематериальным активом и использования его при осуществлении хозяйственной деятельности.

Срок полезного применения объекта интеллектуальной собственности зависит от сроков старения знаний и возможного раскрытия их конфиденциальности. Этот период соответствует 20-летнему периоду действия патента РФ на изобретение. При определении срока действия договора на передачу ноу-хау в международной практике принятым считается срок, равный пяти годам, а по отдельным договорам он изменяется в пределах от двух до десяти лет.

Метод «Выигрыш в себестоимости»

Данный метод также обеспечивает оценку идентифицируемых нематериальных активов в рамках доходного подхода. При использовании данного метода исходят из того, что при условии постоянной цены товара, производимого с использованием оцениваемого нематериального актива, дополнительная прибыль определяется как разность себестоимостей указанного и ранее производимого без использования названного результата товара. Таким образом, предполагается, что при использовании объекта интеллектуальной собственности сокращаются затраты на производство продукции. При этом в калькуляциях используются данные по следующим статьям затрат: сырье, материалы, комплектующие изделия; обслуживание и ремонт производственного оборудования; амортизация; топливо и другие виды энергии; заработная плата, административно-управленческие расходы.

Метод «Избыточной прибыли»

Метод применяется для оценки деловой репутации предприятия (гудвилла) и основывается на предпосылке о том, что гудвилл, не отраженный в бухгалтерском балансе, приносит предприятию избыточные прибыли, т.е. обеспечивает доходность выше среднеотраслевого уровня. Стоимость гудвилла определяется путем капитализации избыточной прибыли.

Метод «Ставок роялти»

Данный метод является комбинацией доходного и сравнительного подходов и позволяет оценить стоимость объектов промышленной собственности, на использование которых предприятие продает лицензии третьим лицам (лицензиатам). Для осуществления такой деятельности предприятие должно быть обладателем патента или исключительной лицензии. Для применения этого метода необходимо иметь следующие данные: срок действия лицензии; объем производства и (или) продаж продукции по лицензии и производственную программу лицензиата; цену единицы продукции по лицензии, производимой и продаваемой лицензиатом; значение ставок роялти.

За расчетный срок действия лицензии принимается период времени от даты вступления договора о предоставлении лицензии в силу до окончания срока его действия, в течение которого лицензиат будет использовать объект лицензии. При этом названный срок обычно состоит из периода освоения объекта лицензии и периода его коммерческого использования. Расчетный срок действия лицензии, независимо от вида и условий выплаты лицензионного вознаграждения, определяется объектом лицензии - продукцией по лицензии или технологическим процессом - и, в первую очередь, сроком его морального старения, а также оставшимся сроком действия исключительного права.

Наряду со сроком морального старения, на длительность действия лицензии на объекты промышленной собственности оказывает влияние патентная ситуация по объекту лицензии. Так, в случае изобретений следует учитывать, что сроки действия патентов на изобретения в различных государствах составляют 15 - 20 лет. Однако в большинстве случаев расчетный срок действия лицензии может быть установлен в пределах 10 лет, хотя возможны отступления в сторону его увеличения.

Объем производства может быть определен одним из следующих способов: путем оценки возможного спроса на продукцию по лицензии, произведенной по результатам изучения релевантного рынка с учетом наличия конкурентов и возможностей потенциальных лицензиатов по освоению этого рынка; на основании данных, полученных от потенциального лицензиата, путем оценки в максимальных производственных возможностей потенциального лицензиата и, частности, путем оценки максимальной производительности специального производственного оборудования потенциального лицензиата, на котором может осуществляться использование технологического процесса и (или) производство продукции по лицензии.

В качестве цены продукции по лицензии обычно принимается отпускная цена предприятия без учета скидок, предоставляемых покупателю, затрат на упаковку, хранение, страхование, транспортировку, уплаты налогов и других затрат.

 

Расчетная ставка роялти устанавливается на основе анализа отечественной и зарубежной практики заключения лицензионных договоров. В отдельных случаях, когда необходимые данные в источниках информации отсутствуют, расчетная ставка роялти может быть определена путем анализа экономического эффекта или прибыли, которые может получить потенциальный лицензиат в результате использования объекта лицензии.

Метод «Прямого сравнения продаж»

Данный метод реализует сравнительный (рыночный) подход. Метод имеет ограниченное применение в силу уникальности и специфики оцениваемых объектов; используется в основном только для оценки лицензий на использование готовых программ для ЭВМ. Метод предполагает определение стоимости объекта по цене сделок купли-продажи аналогов с учетом поправок на различие характеристик.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.