Особенности развития обучающихся, значимые для разработки и реализации рабочей программы. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности развития обучающихся, значимые для разработки и реализации рабочей программы.

2020-11-19 78
Особенности развития обучающихся, значимые для разработки и реализации рабочей программы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дети с тяжелыми нарушениями речи — это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С.Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.

Основной контингент  группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речевого развития имеет третий уровень речевого развития.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.

Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.

Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями. В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости.

Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок при выполнении задания. Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

У каждого ребенка группы, помимо основного речевого недоразвития различного уровня имеются сопутствующие клинические проявления, а у некоторых сочетанные патологии. Это вызывает необходимость разработки индивидуального образовательного маршрута с учетом интеллектуального и психофизического развития ребенка, который отражается в индивидуальном плане работы.

Выбор и сочетание методов и приемов коррекционного развития и обучения зависит от:

- содержания учебного материала;

- возрастных и индивидуальных особенностей детей и тяжести речевой патологии (от наглядно-игровых методов до практических и словесных методов)

- формы организации обучения (учитель-логопед выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы);

- оснащенности педагогического процесса;

- личности учителя-логопеда.

Развитие речи детей с ТНР также формируется на основе широкого использования разнообразных видов детской деятельности.

 

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОДЕРЖАНИЕ ПО ФГОС ДО ФОРМЫ РАБОТЫ
1     Коммуникативная   Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Ø Все виды бесед (вводная, заключительная, по вопросам, по лексическим темам, по содержанию); Ø Составление всех видов рассказов (описательные, по картине, по серии сюжетных картин, творческие, рассуждение, из опыта); Ø Объяснение смысла (слов, пословиц, загадок и т. д.). Ø Сопряженно-отраженное проговаривание, заучивание Ø Викторины; логопедические досуги Ø Слушание текста с определением в нем слов на заданный звук.
2 Игровая   Разные виды игр, включая сюжетно-ролевые и игры с правилами. Ø Дидактические игры; Ø Настольные игры Ø Подвижные игры; Ø Игровые моменты. Ø Физминутки Ø Инсценировки и сюжетно- ролевые игры;
3 Познавательно-исследовательская Исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ним. Ø Наблюдение; Ø Экскурсии; Ø Решение проблемных ситуаций; Ø Экспериментирование; Ø Коллекционирование; Ø Моделирование; Ø Реализация проекта (совместно с детьми, родителями, педагогами).
4 Восприятие художественной литературы и фольклора Слушание и восприятие произведений литературы и фольклора Ø Чтение; Ø Обсуждение текста; Ø Разучивание  
5 Конструирование Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал. Ø Изготовление продуктов детской деятельности (написание букв, штриховка, выкладывание, реализация проектов);
6 Трудовая Самообслуживание и элементарный бытовой труд в помещении и на улице. Ø Совместные действия Ø Задания Ø Поручения    
7 Музыкальная Восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах. Ø Слушание, Ø Исполнение, Ø Музыкально- дидактические игры (логоритмика)  
8 Двигательная   Разные формы активности ребенка, овладение основными движениями. Ø Динамические паузы; Ø Гимнастики: пальчиковая, артикуляционная, для глаз и т. д. Ø Подвижные игры Ø Соревнования
9 Изобразительная Рисование, лепка, аппликация. Ø Рисование Ø Лепка Ø Аппликация

 

 Коррекционно-развивающие занятия всех видов, в соответствии с программой, носят игровой характер и представляют собой синтез разных видов деятельности с преобладанием игровой как основного вида деятельности детей данного возраста.

 

1.4. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с ФГОС и данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка в речевом развитии.

Ребенок хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей и желаний,  владеет навыками грамматически и синтаксически правильного построения речевого высказывания в ситуации общения; знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять разные виды рассказов; у него сформированы элементарные навыки звукослогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят отражение в «экране звукопроизношения», где отмечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка, «таблице развития речеязыковой компетенции детей группы», ежегодном отчете учителя-логопеда и речевых картах детей. 

Программа предназначена для детей со вторым, вторым – третьим, третьим уровнем речевого развития от 4.5 до 7,5 лет в логопедической группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Для детей с первым, первым - вторым  уровнем речевого развития и различными сочетанными патологиями  составляются индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты.

Срок усвоения  данной программы рассчитан на два года.

.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.