Демерджи: откуда галлюцинации? — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Демерджи: откуда галлюцинации?

2021-01-29 173
Демерджи: откуда галлюцинации? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В Главной гряде Крымских гор есть горный массив, не отмеченный ранее особой примечательностью, – Демерджи‑яйла. Подобных яйл, пастбищ‑выпасов, в Горном Крыму немало. И есть широкоизвестные и по‑настоящему прославленные, такие как Байдарская, Ай‑Петринская, Ялтинская… Демерджи‑яйла – почти самая крайняя на побережье – восточнее известной среди туристов‑курортников прославленной и пользующейся особой популярностью Алушты. И подъездов к ней не было таких, как к исхоженному Западному Крыму, прославленным Ялте и Севастополю. Климат здесь, на восточном побережье, суховат, не то что в западном направлении.

И все же Демерджи привлекла к себе внимание, особенно в последние годы. Да и ранее за ней водились интригующие загадки…

Откуда же галлюцинации? Вот что рассказывают путешественники.

«…Стоял ясный солнечный день. Цепляясь за корни, мы карабкались по склону горы. Выбравшись на каменистый пятачок, перевели дыхание, огляделись. Далеко внизу в туманной солнечной дымке белели дороги и домики селений, поблескивали озерца и пруды. Высоко в небе парил орел. Здесь, среди предвершинных седых морщинистых скал, царила мертвая тишина. Вдруг за спиной послышался шорох. Зеленая ящерка под ногами юркнула в щель. Беспокойное чувство не покидало нас. Внезапно из‑за каменной гряды выплыло несколько рваных тучек. Вроде легкие безобидные облачка, однако от скал стремительно поползли тени причудливых форм, похожие на какие‑то неземные гигантские создания. Хаотичное их перемещение по склонам, покрытым пожухлой травой, производило жуткое впечатление.»

В предзакатные часы картину потустороннего мира, населенного фантастическими существами, дополнили причудливые скалы кольцевидных и столбообразных форм.

Все это происходило на склоне крымской горы Демерджи в знаменитой Долине Привидений. Утверждают, что после Чатырдага это самая красивая гора в Крыму. Сколько часов имеет день, столько раз меняется цвет Демерджи. Будто радуга переливается по ее склонам. На стороне, обращенной к долине, в которой белеют домики села Лучистого, видны каменные колонны, сказочные фигуры. А на южной оконечности горы высится скала, напоминающая женскую голову в профиль с высокой прической и гребнем в волосах. Откуда взялись эти причудливые каменные изваяния?

Горный массив Демерджи сложен из конгломератов и известняков, легко поддающихся выветриванию и разрушению под резцом южного солнца. Поэтому обвалы здесь – постоянное явление. Следы такого разрушения, случившегося в 1984 году, заметны до сих пор в виде хаотического нагромождения валунов. Ученые считают, что каменные химеры в Долине Привидений и других местах образовались в результате обвалов и неустанной работы крымских ветров. Однако народ по‑своему объясняет происхождение каменных изваяний. Вот одна из легенд.

Греческое название горы Демерджи – Фунна, что означает «дымящаяся». Дело в том, что окрестные жители издревле славились кузнечным искусством. А первый горн в этих мес. ах люди зажгли от огня с вершины Фунны. Однажды пришли в Крым завоеватели. И стал для них ковать оружие на вершине горы дюжий чернобородый кузнец. Работников он насильно брал себе из окрестных селений. От непосильной работы мастера гибли один за другим. Тогда старейшины послали к кузнецу девушку, чтобы она уговорила его покинуть гору. Однако властелин огня погубил красавицу. Не выдержала такого злодейства гора. Дрогнула и развалилась. Когда погасло пламя и улеглась пыль, люди увидели на склоне каменные изваяния – то были подобия кузнеца и его подручных. Запомнил народ все пережитое и закрепил за горой новое название – Демерджи, что значит кузнец».

Есть ли в мире подобные каменные конфигурации, гранитно‑песчанниково‑гнейсовые «мутации», природные скульптуры, которые выглядят позанимательней красноярских «Столбов»? Полистаем энциклопедии, послушаем бывалых путешественников, отправимся на поиски.

Сразу на ум приходит славный, полуденный Крым с его Медведь‑горой, мисхорской скалой «Русалкой» у берега (хотел к ней приблизиться и каменный «Монах», но его за это грешное поползновение смыло штормовой волной). В этом же ряду крымских достопримечательностей и гора Демерджи с хаотически разбросанными скалами «пальцевидной» формы. По местной курортно‑туристской легенде (надо же гидам развлекать публику – иначе они останутся без работы), эти торчащие «пальцы‑столбики», мол, являются окаменевшими вражескими воинами, которые вели себя здесь не по‑рыцарски и даже просто безобразно. Какого они племени, не уточняется: ведь в Крыму кого только не было – греки, генуэзцы, аланы, готы, турки, татары. И трудно найти безгрешного солдата, который бы не мародерничал, не искал вина и развлечений по части женского пола… Поэтому эти окаменевшие истуканы можно считать интернациональными.

Среди них выделяется скала, похожая на человеческую голову. В отдаленные времена ее приписывали какой‑нибудь чародейке или бабе‑яге, а так как Таврида была завоевана русскими при «матушке‑императрице», то и изваяние стали называть «головой Екатерины». В будущем, понятно, не исключено переименование…

Все эти изваяния создают необыкновенную и своеобразную энергетику здешних мест. При биотестировании склонов горы с помощью биолокационной рамки и резонатора в виде колбы с водой, проведенном известным специалистом Вилем Пандой, прослеживались отдельные узколокальные полосы, возможно, совпадающие с водоносными, неглубоко залегающими трещинно‑жильными зонами. Эти результаты позволяют предположить и участие подземной гидросферы в процессе выветривания и создания отдельных скальных изваяний. Впрочем, некоторые путешественники не отрицают, что это могло быть делом рук ушедших жителей этих мест.

Особенно заинтересовало исследователей природное образование, напоминающее своими очертаниями изображение рыцаря в шлеме с наушниками, по грудь врытого в землю. Подобные каменные изваяния, расставленные неизвестно какими силами по склону, многим напоминают статуи острова Пасхи. Так вот, ряд скульптур из слоистого камня создают вокруг себя ауру, которая заставляет вращаться биорамку до шести оборотов. Не исключено, что таким образом трассируются одиночные водоносные горизонты.

Уникальная фигура «верблюжонка», печально глядящего вдаль, по тому же биотестированию, скорее всего, располагается в узле пересечения двух взаимоперпендикулярных энергоактивных тектонических зон. Здесь же располагается камень, напоминающий смиренную овечку. У подножия массива как истуканы стоят фалосоподобные валуны, вызывающие в памяти известные во всем мире менгиры. Между двумя подобными образованиями на одной из фотографий прослеживается энергоактивная водоносная зона.

Но всего этого мало. На подходах к фигурам в долине в определенные часы от скал ползут таинственные, причудливой формы тени. Ну ладно, это по восприятию натур чувствительных и впечатлительных, но тут приходилось бывать, останавливаться на ночевку и трезвомыслящим исследователям. Их также по утрам или в вечерние часы беспокоили галлюцинации и привидения.

…Жутковато в Долине Привидений. Мало кто рискует оставаться здесь на ночь. Говорят, что членов различных экспедиций и туристских групп в предрассветные часы тут беспокоят всякие видения. В конце концов, загадка этой долины у Демерджи была раскрыта. Причина – не в излучениях причудливых скал, а в растениях‑эндемиках. Они обитают только в определенных местах и выделяют в утренние часы летучие вещества. У надышавшихся этими испарениями людей и возникают галлюцинации.

И вот в 2003 году свежие новости пришли из Крыма. «Найдены останки суперцивилизации!» «Значение этого открытия превосходит раскопки Трои». Украинские энтузиасты‑археологи под руководством геофизика Виталия Гоха обнаружили семь гигантских пирамид на территории Южного Крыма. Это целая цепь таких сооружений, которая протянулась по прямой линии от Севастополя до мыса Сарыч, по направлению к Демерджи. Почему их не обнаружили раньше? А дело в том, что эти сооружения подземные… Набрели на первую пирамиду около Севастополя совершенно случайно, когда группа геофизиков бурила артезианские скважины в поисках воды. Ученые наткнулись на узконаправленное сверхчастотное излучение (СВЧ). Предположения о целях этих загадочных сооружений высказывались самые фантастические. Тут еще предстоит немало работы исследователям. Пока же те, кто спускались в эту севастопольскую пирамиду, избавлялись от некоторых болячек. (Среди них оказался «новый русский» москвич, который «отстегнул» пачку денег на исследования.) Вот такие сюрпризы прославленного горного Крыма. Но остается ожидать новых сообщений по этому поводу.

 

Жигулевская аномалия

 

Жигули – одна из самых знаменитых в России аномальных зон. Это небольшая возвышенность, расположенная на излучине реки Волги в районе Самары и Тольятти (Самарской Луке).

Своим названием Жигули, по преданию, обязаны разбойникам, грабившим на Волге купцов. Тех, кто пытался оказать сопротивление и не отдавал свое богатство добром, по обычаю, не убивали, а наказывали – «жгли на вениках», то есть секли зажженными вениками. Те, опускаясь на спины непокорных купцов, издавали звук: «жиг!», «жиг!» Отсюда и пошло название местности.

Удивительных легенд тут ходит немало. Так, в середине прошлого столетия археолог К.И. Неуструев обнаружил на Луке руины древнего городища‑укрепления эпохи XI–XII веков. Самое интересное, что находка подтверждала предания, рассказываемые ранее местными жителями. Речь в них шла об оборонительных сооружениях, под которыми пролегала сеть подземных переходов, шахт и галерей. Например, в селе Ширяево тоннели и пещеры под Монастырской горой вели в провалы‑колодцы, а оттуда – на другой берег Волги. А Ширяевский овраг вообще считается одним из так называемых гиблых мест.

Говорили, однако, что попасть в эти пещеры может не каждый, так как их охраняет Хозяйка гор (Жигулевский вариант уральской Хозяйки Медной горы). Опять же тому есть косвенные доказательства. Так, до XVIII века Жигулевские горы носили название Девьи. А на карте 1459 года этот район именуется Амазонией. Мифы полутысячелетней давности рассказывают о том, что этими горами владели «сестры‑богатырки», к которым являлись меряться силой «и добрые молодцы, и калики перехожие». Более поздние предания повествуют о ведьмах, спящих крепким сном под Молодецким курганом. Однако сон их не вечен: иногда по ночам они летают над Жигулями на своих ступах. Как ни странно, современные наблюдения подтверждают и этот факт. Как‑то ранним утром, стоя на берегу Волги, одна из жительниц Тольятти наблюдала, как в небе появилась «звезда», которая быстро увеличивалась в размерах и, наконец, превратилась в большой объект, напоминающий по форме двойную ступу, сложенную широкими концами друг к другу. Видно было, что корпус «ступы» металлический. Вдруг из реки поднялся сноп света, объект влетел в него и скрылся под водой. Несколько раз такие «ступы» видели в воздухе летчики авиабазы Курумоч.

Еще одна легенда связана со Степаном Разиным. Якобы у этого благородного разбойника имелась летающая лодка, в которой он хранил свои сокровища. И спрятана она где‑то в глубине горы. Кому посчастливится отыскать ее, тот станет владельцем неслыханных богатств!

Согласно другому преданию, Стенька Разин зарыл под горой свою трубку. И до сих пор над горой курится дымок от трубки. Видимо, речь идет о вулкане.

Кроме ступ, наблюдаются здесь и прочие неопознанные летающие объекты и загадочные свечения.

Однажды путь самолету ТУ‑134, летевшему из Самары, преградило странное облако (причем стояла совершенно ясная и безоблачная погода). Когда лайнер вошел в зону облака, оттуда вырвался яркий зеленый луч и прошелся по борту. После этого один из приборов управления взорвался и оплавился. Пилотам с трудом удалось завершить полет.

На другом рейсе аналогичный зеленый луч ударил прямо в глаза бортмеханику. После этого его охватила дрожь и через все тело прошла тепловая волна. Тут же поступил сигнал о пожаре левого двигателя, который впоследствии оказался ложным.

Контакты с пришельцами здесь тоже не редкость. Так, в июле 1990 года поблизости от пионерлагеря девочка повстречала на лесной поляне существо ростом около 160 сантиметров в серебристом костюме. У него была желто‑серая кожа, глаза – круглые и как будто вдавленные в лицо. Почему‑то девочка не ощутила страха и без боязни заговорила с незнакомцем, причем разговор шел на телепатическом уровне. В то же время она заметила за деревьями круглую металлическую конструкцию диаметром около 2 м.

Пришелец предложил девочке «полетать» с ним. Но она отказалась, повернулась и пошла в сторону лагеря. По пути оглянулась – существо пристально смотрело ей вслед. Тут внезапно ее охватила паника, и она побежала к лагерю, не чуя под собой ног.

Тольяттинские уфологи собрали огромное количество материалов, связанных с наблюдениями НЛО и контактов с внеземным разумом в их водном городе и прилегающих окрестностях.

Больше всего сообщений о подобного рода феноменах приходится на 1988–1993 годы. Чаще всего неопознанные летающие объекты наблюдали в Автозаводском и Шлюзовом микрорайонах. Регулярно НЛО дискообразной и сигарообразной формы появляются над Жигулями. Сейчас НЛО тоже появляются достаточно часто. Кроме того, на теле контактеров нередко возникают непонятного происхождения шрамы. Обнаруживаются они, как правило, наутро после контакта и могут свидетельствовать о том, что человека подвергли хирургической операции, о которой он ничего не помнит, так как находился под гипнозом.

Встречаются и случаи «похищений» тольяттинцев пришельцами. Так, один трехлетний мальчуган поведал маме, что какой‑то «дядя» перенес его на руках прямо сквозь окно на «самолетик без крылышек». Когда мама спросила, как же им удалось «просочиться» сквозь оконное стекло, ребенок объяснил, что «стеклышко было как водичка». Интересно, что, по словам малыша, инопланетяне посещали его еще несколько раз. После этого мальчик чудесным образом излечился от легкой глухоты, которой он страдал.

Что же касается сенсации, когда на гречишном поле в Тольятти возникли загадочные круги, то при попытке их сфотографировать на черно‑белой пленке появились странные пятна. Оказалось, что технический брак тут ни при чем. По мнению местных уфологов, скорее всего, речь идет о каком‑то излучении, невидимом невооруженным глазом.

Но, пожалуй, более всего славятся Жигули своими миражами. Здесь, как правило, по утрам над Волгой наблюдают возникающие из тумана небесные картины – призрачные города, замки, храмы и другие архитектурные объекты. Первое письменное упоминание об этом загадочном явлении встречается у арабского летописца Ибн‑Фадлана, посетившего эти места в 922–923 годах. По его словам, местное население привыкло к феномену, который считало проявлением мира духов: «И когда встает над Волгой солнце, видны над рекой дворцы и стены Мирного города. И стоит он по‑старому, и ждет, когда богатства его людям понадобятся».

Множество свидетельств о самарских миражах собрал краевед А.Ф. Леопольдов, автор книги «Исторические заметки о Самарском крае», выпущенной в 1860 году Он обращает внимание на особенности феномена. Во‑первых, миражи находятся на довольно близком расстоянии от наблюдателей. Во‑вторых, они выглядят как совершенно реальные объекты.

В 1955 году некий Б.Б. Зубахин наблюдал на южной оконечности острова Зелененький фантом православного собора, сложенного из красного кирпича и украшенного золотыми куполами. Картина, окутанная легкой дымкой, «висела» в течение 5 минут, затем начала таять.

В апреле 1974 года житель Тольятти B.C. Марчук, рыбача на Волге, увидел над горами на противоположном берегу реки крепость‑замок. Изображение было настолько четким, что рыболову удалось даже разглядеть трещины в каменных стенах. При этом стены, выступы и башни крепости освещались луной и отбрасывали тени, что указывало на реальность объекта. Мираж продержался более часа.

26 июня 1989 года в 21.15 множество очевидцев наблюдали, как в грозовых тучах возникло квадратное отверстие, по периметру которого побежал ярко‑красный луч. Он вспыхнул, развернулся веером и погас. А в квадратном «окне» появился пейзаж морского залива, окруженного грядой невысоких лесистых холмов и песчаных дюн. Над заливом ярко синело небо.

Внезапно над холмами возникло множество черных точек. Но наблюдателям не удалось их рассмотреть, так как сгустились тучи и закрыли видение.

Туристы, приезжающие в район Жигулей, часто видят на склоне горы огромный купол с башенками. Это так называемый Храм зеленой луны. Те, кто подходил к нему близко, рассказывали, что почва вокруг сооружения всегда была увлажненной. Любопытно, что никому не удавалось увидеть этот мираж дважды.

Как‑то раз свидетелями появления призрачного храма стали двое молодых людей. Им удалось прикоснуться к каменному основанию здания (абсолютно материальному на ощупь!) и заглянуть внутрь. Там они увидели нескольких женщин в странных одеждах, которые танцевали вокруг костров. Дым от них окрасил полную луну в небе в зеленый цвет. Наблюдатели приняли храм за настоящий. Но назавтра он исчез…

Существует в Самарской Луке и еще один «постоянный» мираж – Царев курган. Курган этот реален, но порой он виден с Лысой горы в районе Студеного оврага, хотя чисто физически его с этой точки увидеть нельзя. Исследователь Сергей Самарин объясняет феномен так: в какие‑то моменты над курганом происходит выброс тепла и нагретый воздух проецирует изображение. Но причины этого выброса неясны.

Имеются в этих краях и случаи исчезновений людей, которые объясняются наличием пространственно‑временных «дыр». Один очевидец рассказывает о том, как неожиданно перед ним открылась степь, по которой пастухи гнали стадо овец… Его потянуло туда, в другую реальность, но он не поддался, отошел в сторону. На плаще мужчины остались следы овечьей шерсти…

Для Жигулей характерно также необъяснимое исчезновение и появление одних и тех же географических объектов. Например, есть пещеры, вход в которые через определенные промежутки времени то закрывается, то открывается.

Здесь есть места, где часто случаются очень сильные грозы. Одно из них расположено в Проране близ села Рождествено. Там находятся геоактивные разломы, откуда выплескивается мощное электромагнитное излучение. Когда в какие‑то моменты электромагнитные лучи, исходящие из разных точек, пересекаются друг с другом, в данной зоне увеличивается число катастроф и преступлений.

Примечательно, что среди местных жителей весьма распространены занятия магией. В специальных местах проводят обряды по вызыванию дождей во время засухи. Для этого складывают костер в форме воронки, дым от которого должен уходить в небо вертикальным столбом. Одно из таких ритуальных мест располагается возле белой каменной лошади.

Местные колдуны умеют делать много странных вещей. Например, кодировать на смерть на расстоянии. Так, в деревне Яблонька (район Поляны им. Фрунзе) девушка, прочитавшая поздравительную телеграмму ко дню рождения, скончалась на месте по неизвестной причине. До этого она была абсолютно здорова.

Испокон веков в мордовских деревнях жили люди, умеющие вызывать «огненных змеев», которым давали имена Потавка Бусь или Огненная голова. Те, кому доводилось столкнуться с этими существами, чаще всего умирали.

«Огненных змеев» можно наблюдать и в наши дни. Так, в 1974 году в одного из них стреляли охотники в районе деревни Аскулы. А в 1997 году возле деревни Старая Рачейка, столкнувшись со «змеем», потерпел крушение вертолет. Исследователи считают, что «змеи» – это существа, имеющие плазменную природу.

Еще одна загадка Самарской Луки заключается в том, что примерно раз в сто лет Волга меняет свое русло. Второе русло расположено близ села Рождествено, где, как мы уже знаем, находится мощное «место силы». Выводы очевидны.

 

Жима и окружающие ее сакрально‑аномальные места

 

Славное море, священный Байкал воспевался не только в песнях. Мало какое озеро на Земле удостоилось такой легендарной славы и внимания. И за беспримерную глубину, и за чистоту воды, и за богатство рыбы. Но еще добавляли ему красоты и значительности окружающие его горы, утесы, леса. Высокие скалы, выступы над водой смотрятся что с суши, что с озера особенно впечатляюще, незабываемо. Да еще и названия интригуют.

Полуостров Святой Нос с множеством пещер. Арка или Дыроватый мыс – своеобразные каменные ворота над водой, другим это сооружение представляется могучим слоном, опустившим в воду хобот. Скала Кобылья Голова. Мыс Бурхан (или Барагхан), как продолжение Баргузинского хребта, поименованный еще древними обитателями в честь бога Байкала. Скала Дева с очертаниями женского профиля. Писаный Камень с рельефно высеченным на скале изображением какого‑то божества. Шаман‑камень – это уже порог у истоков легендарной «дочери Байкала» – Ангары. (А впадает в озеро 336 рек!) Бухта Песчаная будто окружена двумя древними храмами: это скалы Большая и Малая Колокольни – под лучами солнца они кажутся осыпанными золотом, и словно слышишь малиновый звон.

Шаманы не лишены были чувства красоты и выбирали для своих обрядов места повыше да попричудливей. В той же скале Шаманка есть сквозная труднодоступная пещера, в которой, мол, витал дух Бурхана. Говорят, что шаманы для общения с этим духом и для своей «подзарядки», да и для утверждения авторитета на глазах соплеменников проникали через скрытый вход в пещеру и неожиданно появлялись с другой стороны. Вроде как проходили сквозь скалу. Оттого и испытывали прибайкальские буряты какой‑то суеверный ужас при виде этой скалы. Здесь же приносились жертвы Байкалу, причем такие изобильные, как ни в каком другом месте побережья. До сих пор недалеко от пещеры сохранились следы нескольких громадных кострищ с кучами обгоревших и обугленных костей, до полуметра длиной.

Среди местного населения существует целая серия преданий о связи скалы Шаманка с некоей белой женщиной, указывающей в непогоду дорогу рыбакам, однако, скорее всего, все они являются позднейшей традицией осмысливания забытого культа. Впрочем, буряты до сих пор считают мифическую женщину‑шаманку Ольхона, выходящую на вершину утеса в виде белого привидения, вполне реальным лицом. В давние времена тут действительно обитала весьма смышленая шаманка, представлявшая в своем лице все «духовенство» острова. Это была простая и добродушная бурятка, муж которой прислуживал ей при жертвоприношениях. Видимо, она оставила добрую и долгую память о себе…

Из 22 незатопляемых островов на Байкале самый выдающийся и самый приметный – священный Ольхон (в переводе с бурятского – «лесочек») – это самая высокая часть Ольхонских гор, скрытых под водой и являющихся ответвлением Приморского хребта. Он сравнительно небольшой по площади, длиной более 70 километров. Но была в нем своя притягательная сила, особая привлекательность. По словам археологов, здесь что ни шаг, то стоянка древнего человека или могильник. Есть на Ольхоне и леса, и степь, и своя высшая точка – гора Жима (820 м). Иногда называют ее Ижимей – по мысу Ижен, что по‑бурятски значит хозяин, владыка острова.

Гора эта, как и мыс Бурхан, считалась священной. Сюда как к своего рода Мекке степняков‑шаманистов добирались на поклонение кочевники Прибайкалья и Забайкалья. Между прочим, женщинам доступ был запрещен, так как они, по местным верованиям, считались существами низшего порядка и могли осквернить святые места. Считается, что человек, поднявшийся на эту гору (а разрешение нужно спрашивать у ламы в ближайшем дацане), на год устанавливает связь с таинственной силой этого места и становится единым с богом. Только люди, ведущие праведный образ жизни, могут увидеть на склонах огромное изображение Будды. На привершинном плато находится крупное, почитаемое с древнейших времен обо – холм из камней, выкладываемых в честь духа этой горы. Чтобы сохранить эти пейзажные красоты и оградить от чересчур ретивых поклонников исторические места, здесь организовано два крупнейших в России национальных парка – Прибайкальский и Забайкальский.

Остров Ольхон является примечательным сакральным местом Азии. Ольхонские буряты, населяющие этот район, сохранили религию традиционного шаманизма и в отличие от забайкальских бурят не подверглись влиянию буддизма и ламаизма. Туристы здесь узнают о древних шаманистских святынях, обозревают наскальные рисунки, знакомятся со священными традициями и даже принимают участие в обряде очищения, совершаемом известным ольхонским шаманом.

С пещерой и возвышенностью на острове связаны обрядовые действия, имеющие целью охранить покой грозного владыки. И ольхонские буряты питают к этим местам суеверный страх. Еще в позапрошлом веке В.А. Обручев писал: «…мимо Шаманской скалы нельзя проезжать на колесах, а только верхом или в санях, почему в летнее время сообщение между западной и восточной частями Ольхона производится только верхом, да и то в редких случаях, так как буряты вообще неохотно ездят мимо пещеры; кроме того, в том случае, если в одном из родов есть покойник, членам этого рода, т. е. целой половине острова, запрещалось проезжать мимо пещеры в течение известного времени…»

Возвышенное место на острове Ольхон настолько значительно для бурят и монголов, что с ним связывают имя самого «потрясателя Вселенной» – Чингисхана. До сих пор почитатели «кумира» и просто любители истории интересуются вопросом, насколько легенды отражают действительность, и был ли Чингисхан в этих местах, у горы Жима в частности? Можно ли было перейти Байкал посуху в те времена? (Как гласит предание, Темучин одолел его «сухою ногою», и знатоки отвечают, что можно – по льду, так как озеро зимой замерзает.)

О могилах великих могущественных завоевателей, о спрятанных ими сокровищах – молва, что волна. Не избежал ее, понятно, и Чингисхан. Только, конечно, со своими особенностями. Одни говорят, что на горе Жиме он закопал котел с золотом и конской головой. Чья голова, непонятно – может, любимого коня? Поэтому и «коррективы»: там был не череп, а нефритовый крест. Но вот более интересный «след» от последней тайны «потрясателя Вселенной». Не улетучилась и надолго задержалась легенда о том, что где‑то в этих краях, то ли на самой Жиме, то ли у ее подножия, владыка монголов и подвластных земель и похоронен. Мечтал увидеть место, где заходит солнце, да так и не дошел.

Случилось это вроде бы так. Как известно, он очень любил охоту. Судьба и настигла его во время этого азартного занятия. Опередив своих телохранителей, хан продирался сквозь заросли колючей карганы, когда конь неожиданно бросился в сторону, и тут же мелькнула спина какого‑то зверя. От резкого рывка Темучин вылетел из седла и всем телом ударился о каменистую землю. Черная темень вязкой смолой заволокла глаза, и сознание померкло.

Очухался великий хан уже в своем шатре. Били в бубны и завывали шаманы, отпугивая злых духов. Ароматный дым от сжигаемых целебных трав струйкой тянулся к верхушке беловойлочной дорогой юрты. Толпились хлопотавшие знахари и лекари – свои и доставленные. Чингисхан, видимо, почувствовал приближение смерти, завершение земного пути. Он велел уйти целителям и приближенным.

Остались сыновья. Им‑то он и отдал среди других наставлений такое распоряжение. Могилу, мол, его на веки вечные необходимо скрыть от глаз людских, чтобы никто и никогда не потревожил его покой. Как наказал, так и поступили его родичи. Повезли они его останки далеко от места кончины. Нашли труднодоступное и святое место, чтобы и после смерти не уронить величия славного и грозного владыки. Похоронили его и затоптали табуном коней это место. Затем призванные верные воины изрубили всех похоронщиков, чтобы они не могли разгласить расположение могилы. Место это на вольном ветру, с прекрасным видом на леса, степи и утесы, а только где находится захоронение, никто не знает.

Профессор Иркутского государственного университета В.В. Свинин к подобным легендам, раскрашенным народной фантазией и догадками, относится явно скептически. Он компетентный знаток монгольской и бурятской истории. Давно интересуется Чингисханом, проехал по многим местам, связанным с его именем, досконально изучил его деяния и жизнь. Это, в основном, китайские и арабские источники. Владыка кочевой империи умер во время своего последнего военного похода в Китай на берегу реки Сицзян, недалеко от города Цинджоу в 1227 году, 72 лет от роду. Уже находясь на смертном одре, он делал последние распоряжения по военным делам и даже указал на необходимость убийства государя и его приближенных при взятии столицы Тангута. И вместе с тем запретил до поры до времени разглашать известие о своей кончине, чтобы не сеять уныние и панику среди воинов. Уже одно это могло стать поводом и для слухов, и для последующих преданий.

Тело его было увезено в Монголию, к главным ордам и его основной ставке. Для погребения было уже давно указано место самим каганом. Однажды хан охотился на горе, и его внимание остановилось на одиноко растущем дереве. Ему понравилось и это дерево, и обозреваемое пространство, и ясное Вечное Небо, предназначенное ему в покровители. Как‑то он пригласил к себе знаменитого монаха, китайского философа и отшельника Чан‑Чуня, и спросил его, какое есть лекарство для вечной жизни. Тот вроде бы ответил, что лекарства для бессмертия нет, но есть средство хранить свою жизнь…

Ответ императору понравился, он вложил его слова «в сердце» и даже приказал кое‑что записать. В том числе был совет великому хану поменьше охотиться, учитывая его преклонный возраст. Как ни странно, Темучин согласился. По преданию, он хотел всему знать место и время. И передал такое завещание своим близким и сподвижникам: «…в обыденной жизни вести себя подобно двухгодовалым телятам, во время брани нападать, как ястребы, во время пиров и забав быть, как малые жеребята, в ясный день не терять бдительности, как матерые волки, а в темную ночь быть осторожным, как черный ворон…»

Он просидел там, на горе под деревом, некоторое время в приятной задумчивости. И будто бы сказал тогда окружающим: «Это место подходит для моего последнего успокоения – заметьте его…»

Тут его на горе Бурхан‑Колдун и похоронили. А только так, что многие могилу его ищут и до сих пор. Отсюда как байкальская, так и другие легенды. Между прочим, за пять лет до своей кончины Чингисхан находился под Самаркандом, затем на берегу Сырдарьи около «восточных гор». Охотясь на вепря, хан упал с коня и едва не был убит зверем. Он воспринял это как покровительство Вечного Неба. Далее покровительства не последовало… Чем не еще один повод для предания.

Профессор Свинин скептически относится к легендам. Но, тем не менее, часто проводит раскопки на Ольхоне у подножия Жимы. Кому как не Владимиру Вячеславовичу знать, что, случается, ищут Индию, а открывают Америку, ищут сокровища царя Приама, а находят Трою.

Еще одно мистическое место, связанное с великим «потрясателем Вселенной», находится в другой стороне Прибайкалья, на границе Иркутской области и Бурятии. Дурную славу здесь заслужила тропа через хребет Хамар‑Дабан к городу Баикальску. Местные жители ее называют тропой смерти, или тропой Чингисхана. Как утверждают старожилы, по этой тропе отступали остатки разгромленного корпуса генерала Владимира Каппеля. Дело было в январе 1920 года, когда около трехсот солдат и офицеров, без продовольствия и боеприпасов, двинулись по тропе Чингисхана к Байкалу. Тиф, голод и сильный мороз вырывали из нестройных рядов колонн одну жертву за другой, упавших не подбирали и не хоронили. Их неприкаянные души, считают окрестные жители, и не дают покоя туристам, которые частенько видят какие‑то тени возле палаток. Говорят, плохая судьба ждет и тех, кто подбирает с этих мест оружие и ордена, принадлежавшие погибшим воинам Каппеля.

…С 9 по 12 сентября 2005 года в этих сакральных краях на озере Байкал состоялась этно‑экологическая экспедиция. Точкой назначения был мыс Рытый – известное священное место в Иркутской области.

Маршрут экспедиционного судна лежал из пролива Ольхонские ворота по западному берегу озера через село Онгурен. В устье реки Анга исследователи обнаружили наскальные надписи, предположительно относящиеся ко II–III векам до нашей эры, а по версии Виктора Степаненко – сделанные 5‑10 тысяч лет назад. На рисунках были изображены реликтовые олени, давно исчезнувшие с лица земли. Кстати, такие же «оленьи» камни нашли в Монголии, и ученые относят их к эпохе позднего палеолита.

Поблизости от того места, где были найдены надписи, находятся два сооружения, сложенные из камней и напоминающие округлые пирамиды. Когда‑то в древности это было ритуальное место, где молились шаманы. Пять лет назад эту традицию восстановили, и сейчас шаманы из близлежащих областей и даже из‑за рубежа ежегодно собираются в устье Анги, чтобы, встав в круг, творить свои обряды.

И наконец – мыс Рытый. Местное население считает этот каменистый мыс запретным местом, используемым только для шаманских ритуалов.

По поверью, там нельзя охотиться, собирать цветы… Женщинам ходить туда строго‑настрого заказано, а мужчины должны оставлять в качестве «жертвоприношения» стельки из обуви. Если же на верх пади забредает скот, то, по поверью, он становится достоянием бога Тэнгри и его сыновей, охраняющих вход в ущелье реки Рита.

Когда‑то там жили люди. Но, говорят, все они умирали преждевременной смертью. До сих пор на мысе сохранились развалины деревянных домов. Можно встретить здесь и редкие растения, которые уже давно исчезли в Прибайкалье…

По словам местных жителей, в районе Рытого неоднократно появлялись загадочные светящиеся шары и блуждающие огни. А однажды приключилась странная история с местным охотником, находившимся в зимовье. Сначала он увидел светящийся НЛО, а затем услышал, как снег скрипит под чьими‑то шагами. Кто‑то невидимый вошел в зимовье и принялся на глазах у охотника поочередно поднимать в воздух предметы. Это так напугало мужчину, что он убежал оттуда в одной легкой одежде.

Иркутские уфологи предполагают, что на Рыюм расположена база неопознанных летающих объектов, которые нередко наблюдают над Байкалом. Но что за невидимка устроил полтергейст в зимовье?

На Рытом можно увидеть целый ряд каменных сооружении. Это остатки квадратных фундаментов, наполовину смытых селем. Геолог А. Бухаров, исследовавший эти места в 1967 году, упоминает в своем отчете о квадрате площадью 50x50 м, выложенном на вершине сопки по левую сторону от Риты. А на крутом склоне сопки у самого выхода из ущелья реки высится каменная стена длиной более 800 м и высотой около метра, тянущаяся с северо‑востока на юго‑запад. С внутренней ее стороны находится ровная выемка, по которой проходит звериная тропа. Просветы между камнями указывают на то, что кладка явно искусственная. Однако археологические раскопки в этом районе никогда не проводились.

Одна из возможных версий, объясняющих феномены Рытого, связана с повышенным радиоактивным фоном. В пользу этой версии говорит то, что все здешнее население преждевременно вымерло, а многие люди, побывавшие в этих местах, заболевали чем‑то похожим на лучевую болезнь. Но откуда взялась радиация?

Одно время ходили слухи о том, что где‑то в этих краях лежит золотоносная радиоактивная порода. Геологи подтвердили, что в глубине ущелья реки Рита встречаются золото и полиметаллы, но радиационный фон там в норме.

Вспомним о том, что повышенный уровень радиации часто фиксируется в районах наблюдений и посадок НЛО…

Края, что и говорить, легендарные и мистические. Кто первый добьется сенсационных открытий – археологи вместе с историками, эзотерики или уфологии, – покажет будущее…

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.