Индекс глобальной конкурентоспособности. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индекс глобальной конкурентоспособности.

2021-01-29 123
Индекс глобальной конкурентоспособности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) — это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности. Рассчитан по методике Всемирного экономического форума (World Economic Forum), основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса руководителей компаний — обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций — ведущих исследовательских институтов и организаций в странах, анализируемых в отчете. Исследование проводится с 2004 года и на данный момент представляет наиболее полный комплекс показателей конкурентоспособности по различным странам мира.

Всемирный экономический форум определяет национальную конкурентоспособность как способность страны и ее институтов обеспечивать стабильные темпы экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе. Авторы исследования подчеркивают, что страны с высокими показателями национальной конкурентоспособности, как правило, обеспечивают более высокий уровень благосостояния своих граждан. Предполагается, что Индекс должен использоваться государствами, которые стремятся к ликвидации препятствий на пути экономического развития и конкурентоспособности, в качестве инструмента для анализа проблемных моментов в их экономической политике и разработки стратегий по достижению устойчивого экономического прогресса.

      Представители Всемирного экономического форума указывают, что конкурентоспособность национальных экономик определяется многочисленными и весьма разноплановыми факторами. Так, на состояние экономики отрицательное влияние оказывают неэффективное управление государственными финансами и высокая инфляция, а положительный эффект могут оказать защита прав интеллектуальной собственности, развитая судебная система и другие меры. Наряду с институциональными факторами решающее значение могут иметь образование и повышение квалификации рабочей силы, постоянный доступ к новым знаниям и технологиям. Факторы, определяющие конкурентоспособность экономики, по-разному влияют на экономические системы стран мира в зависимости от стартовых условий и текущего уровня развития. Очевидно, что и сами факторы изменяются с течением времени.

    В исследовании представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI). В настоящее время основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности, созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартином (Xavier Sala-i-Martin, Columbia University) и впервые опубликованный в 2004 году.

   Индекс глобальной конкурентоспособности составлен из 113 переменных, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Совокупность переменных на две трети состоит из результатов глобального опроса руководителей компаний (чтобы охватить широкий круг факторов, влияющих на бизнес-климат в исследуемых странах), а на одну треть из общедоступных источников (статистические данные и результаты исследований, осуществляемых на регулярной основе международными организациями). Все переменные объединены в 12 контрольных показателей, определяющих национальную конкурентоспособность:

-Качество институтов.

- Инфраструктура.

- Макроэкономическая стабильность.

- Здоровье и начальное образование.

- Высшее образование и профессиональная подготовка.

- Эффективность рынка товаров и услуг.

- Эффективность рынка труда.

- Развитость финансового рынка.

- Уровень технологического развития.

- Размер внутреннего рынка.

- Конкурентоспособность компаний.

- Инновационный потенциал.

    Выбор именно этих переменных обусловлен теоретическими и эмпирическими исследованиями, причем ни один фактор не в состоянии в одиночку обеспечить конкурентоспособность экономики. Так, эффект от увеличения расходов на образование может быть снижен по причине неэффективности рынка рабочей силы, прочих недостатков институциональной структуры и, как следствие, отсутствия у выпускников учебных заведений возможности быть соответствующим образом трудоустроенными. Попытки улучшить макроэкономическую среду, например, оптимизировать контроль над государственными финансами, будут удачными только при должной прозрачности системы управления финансами, отсутствии коррупции и масштабных нарушений. Предприниматели будут внедрять новые технологии только в том случае, если потенциальная прибыль превысит необходимые инвестиции. Таким образом, согласно выводам Всемирного экономического форума, наиболее конкурентоспособными являются экономики тех стран, которые в состоянии проводить всеобъемлющую политику, учитывать весь спектр факторов и взаимосвязи между ними.                                                             Эксперты при составлении Индекса принимают во внимание то, что экономики разных стран мира находятся на разных этапах своего развития. Значение отдельных факторов роста конкурентоспособности страны связано со стартовыми условиями, или с институциональными и структурными характеристиками, позволяющими позиционировать государство по отношению к другим странам сквозь призму развития. Исследователи постоянно совершенствуют методологию расчета Индекса для того, чтобы он оставался адекватным инструментом измерения уровня конкурентоспособности в постоянно меняющейся глобальной среде.

 Подробное описание методологии формирования Индекса и источников данных для него приводится в ежегодном докладе Всемирного экономического форума по результатам очередного сравнительного исследования. Для каждой из экономик, охваченных исследованием, отчет содержит детальные описания страны и национальной экономики с подробными итогами по общей позиции в рейтинге и по наиболее выдающимся конкурентным преимуществам и недостаткам, которые были выявлены на основании анализа, используемого для расчета Индекса. Включен также подробный статистический раздел с таблицами рейтингов по различным индикаторам. В отчете содержится подробный обзор сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что делает возможным определение приоритетных областей для формулирования политики экономического развития и ключевых реформ. Традиционно, в доклад также включены тематические разделы, посвященные более детальному исследованию ряда стран и регионов.

 

 

4. Ценообразование на рынке ИКТ

  Несмотря на тенденцию снижения цен на многие виды информационных товаров и услуг, информационный бизнес растет быстрыми темпами, что свидетельствует о значительном потенциале спроса на продукцию информационного сектора.

 Многообразие видов информации предопределяет широкий круг потребителей информационных товаров и услуг. В силу того что на информацию и потребительский и производственный спрос, она является предметом как индивидуального, так и производственного потребления. Но сегодня основную массу информационных продуктов потребляют именно фирмы, а не индивидуальные пользователи.

 В процессе формирования цен на информационные товары и услуги каждый производитель решает целый ряд вопросов: насколько уникальны данные товары и услуги, какова платежеспособность потребителей, какова структура рынка данного продукта и т. д. Информационные службы часто делают ставку на уникальность продукта. Например, на рынке баз данных многие из них не имеют аналогов, что, естественно, дает преимущество при определении уровня цен.

 Ценность информационного продукта характеризуется десятками свойств, таких, как значимость, полезность, применяемость, полнота, своевременность, доступность, форма подачи, достоверность, качество, предполагаемого количества продаж и т. д. Это качественное разнообразие информационных продуктов обуславливает такую особенность ценообразования на рынке информации, как широкое использование договорных цен, наценок за новизну, уценок, скидок, ценовых льгот, т. е. всех доступных способов придания гибкости ценам.

 В последнее время потребители информационных технологий оценивают европейских поставщиков ниже американских и азиатских по конкурентоспособности цен, соотношению цены и качества и инновационности решений. Покупатели информационных продуктов считают европейских поставщиков менее привлекательными по ценовому показателю.

 Вообще очень сложно проследить какие-то общие положения формирования цены на рынке информационных услуг. Сложности формирования цены информационного продукта либо услуги, объясняется следующими обстоятельствами.

Во-первых, стоимость информации и заключенных в ней знаний достаточно трудно измерить количественно. В связи с этим сложно построить необходимые для изучения и анализа рынка кривые спроса и предложения. Поскольку ценность конкретного программного продукта можно измерить только после  применения его пользователем, то спрос на него будет зависеть от представлений пользователя о полезности (ценности) приобретаемого продукта. Данные представления характеризуются большим разнообразием, поскольку часто основываются на отрывочных, неполных, а часто и субъективных сведениях.

 Во-вторых, трудность расчета издержек создания программных продуктов связана с тем, что они являются, как правило, сопутствующим товаром и предлагаются пользователям в рамках конкретной технологии реализации нововведений, где происходит постепенное наполнение навыков и практического опыта, представляющих особую ценность как для пользователей, так и разработчиков. Одной из особенностей программных продуктов коммерческой направленности является их создание не для внутреннего применения, а для реализации на рынке. С этой точки зрения отношение к товару-продукту не отличается от сбыта материальной продукции. Однако в отличие от продажи материальной продукции, реализация информационной продукции может быть затруднена в связи с техническими, организационными и экономическими факторами, в том числе:

 

 -неподготовленностью пользователей и их аппаратной и программной сред;

 -отсутствием навыков в рекламировании и продаже программных продуктов;

 -высокой первоначальной ценой продукта и отсутствием должногосопровождения и др.

 Как уже говорилось производство информации, в отличие от производства материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. С этим возникает одна из самых больших проблем рынка информационных услуг - это незаконное копирование и распространение информации. Особенно это касается программного обеспечения. Уровень контрафактной продукции достиг огромных масштабов. Большинство программ и все игры для ПК имеют нелегальные копии и свободно распространяются в магазинах. Например, какую-нибудь программу официально можно купить предположим за 3000 рублей, а в соседнем магазине та же программа продается за 100 рублей при чем еще с множеством других программ, и не многим отличающихся по качеству. А это значит, компании теряют прибыль, государство теряет налоги, и при всем при этом борьба ведется очень вяло, хотя власти в последнее время стали уделять этой проблеме больше внимания.

 

Заключение

 

На основании изложенного материала можно сделать следующие выводы.

Существует достаточно большое количество определений и различных способов оценки конкурентоспособности. В самом общем смысле конкурентоспособность – это способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей. Различают конкурентоспособность товаров, компаний, стран и даже целых регионов. При этом все эти понятия тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Только собрав воедино все факторы, влияющие на конкурентоспособность фирм, мы можем судить об их уровне в мировой экономике.

Факторы представляют собой материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества в самом производственном процессе фирмы, а также в стране ее базирования. В зависимости от конкретных значений (параметров) этих факторов фирма может получить либо благоприятные, либо неблагоприятные для создания и поддержания конкурентного преимущества условия производства.

Конкурентоспособность отдельной фирмы (предприятия), с одной стороны, зависит от конкурентоспособности национальной экономики в целом, а с другой стороны определяет ее конкурентоспособность.

      Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) — это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности, благодаря ему мы можем наблюдать и анализировать национальную конкурентоспособность стран.

 

 

Библиографический список.

1. Ирхин, Ю. В. Индексы и критерии глобальной конкурентоспособности университетов: сравнительный анализ / Ю. В. Ирхин // Социально-гуманитарные знания,2013.

2. Сафонов, М. С. К вопросу об оценке факторов, влияющих на конкурентоспособность страны с точки зрения международного движения капитала.

3. Швандар, К. В. Международная конкурентоспособность: трансформация понятия, критерии оценки, практические результаты.

4. Паньков, В. С.Роль государства в повышении конкурентоспособности страны: мировой опыт и его использование в России

5. Ляпина, С. С. Значение информфактора в развитии земельного рынка региона / С. С. Ляпина // Региональная экономика: теория и практика,

6. 2007. - N 11. - С. 57-64. - Библиогр.: с. 64 (22 назв.).

7. Мартыненко, П. Влияние информационно-коммуникационных технологий на страховой бизнес / П. Мартыненко // Страховое ревю,

8. 2004. - N 5. - С. 3-8. - табл.

9. Мамедова, М. Республика Азербайджан: начальное профессиональное образование и рынок труда / Масума Мамедова, Адалат Фараджев // Человек и труд, 2008. - N 10. - С. 39-42.

10. Рейман, Л. Д. Основания для оптимизма есть: [интервью редакции журнала "Экономические стратегии"] / Леонид Рейман // Экономические стратегии,

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.